Разграничение предметов ведения и полномочий рф и субъектов рф

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов

2.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов – еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет: 1) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; 3) Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий Федерации по второй группе вопросов – предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты Федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми, субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться*.

* См.: Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.//СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.

Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.

www.bibliotekar.ru

5.6. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации:

1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации;

2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада);

3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия);

4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия).

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению Российской Федерации относится:

1 ) в области государственном строительства:

— принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

— федеративное устройство и территория Российской Федерации;

— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

— гражданство в Российской Федерации;

— регулирование и защита прав национальных меньшинств;

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

— формирование федеральных органов государственной власти;

— уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

— амнистия и помилование;

-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

— правовое регулирование интеллектуальной собственности;

— федеральное коллизионное право;

— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;

— федеральная государственная служба;

— государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях.

— федеральная государственная собственность и управление ею;

— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;

— установление правовых основ единого рынка;

— финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

— федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

— федеральные налоги и сборы;

— федеральные фонды регионального развития;

— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

— федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

— деятельность в космосе;

— метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

— геодезия и картография;

— наименования географических объектов;

— официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

— внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;

— вопросы войны и мира;

— внешнеэкономические отношения Российской федерации;

— оборона и безопасность;

— определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

— производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

— определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться :

1) в области государственного строительства:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

— зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;

— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

— режим пограничных зон;

— административное, административно-процессуальное законодательство;

— кадры судебных и правоохранительных органов;

— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях:

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— разграничение государственной собственности;

— природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

— охрана памятников истории и культуры;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

— координация вопросов здравоохранения;

— защита семьи, материнства, отцовства и детства;

— социальная зашита, включая социальное обеспечение;

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

— трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» * .

* Российская газета. 1999. 30 июня.

В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Договор может быть заключен:

1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;

2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные положения, связанные с исполнением положений договора.

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ.

Проект договора до его подписания Президентом направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в Совет Федерации. Законодательный орган субъекта РФ рассматривает проект договора в сроки, установленные в законодательстве этого субъекта Федерации, а Совет Федерации — в трехмесячный срок. О результатах рассмотрения законодательный орган субъекта РФ сообщает лицу, уполномоченному субъектом РФ подписать договор, а Совет Федерации — Президенту РФ. Договор подписывается Президентом РФ и лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.

Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.

В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. В случае недостижения согласия споры, связанные с разграничением предметов ведения, полномочий передачей органами исполнительной власти друг другу осуществления части своих полномочий, передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Конспект лекции: Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению РФ относится:

1) В области государственного строительства:

  • — принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
  • — федеративное устройство и территория РФ;
  • — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • — гражданство в РФ;
  • — регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • — установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • — формирование федеральных органов государственной власти;
  • — судоустройство, прокуратура;
  • — уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
  • — амнистия и помилование;
  • — гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
  • — правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • — федеральное коллизионное право;
  • — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;
  • — федеральная государственная служба;
  • — государственные награды и почетные звания РФ;
  • 2) В экономической, социальной, культурной областях

      :
    • — федеральная государственная собственность и управление ею;
    • — установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
    • — установление правовых основ единого рынка;
    • — финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
    • — федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
    • — федеральный бюджет;
    • — федеральные налоги и сборы;
    • — федеральные фонды регионального развития;
    • — федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
    • — федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
    • — деятельность в космосе;
    • — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
    • — геодезия и картография;
    • — наименования географических объектов;
    • — официальный статистический и бухгалтерский учет;

    3) В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

    • — внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
    • — вопросы войны и мира;
    • — внешнеэкономические отношения РФ;
    • — оборона и безопасность;
    • — оборонное производство;
    • — определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
    • По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

      В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться:

    • — обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;
    • — защита прав и свобод человека и гражданина;
    • — защита прав национальных меньшинств;
    • — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    • — обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
    • — режим пограничных зон;
    • — административное, административно-процессуальное законодательство;
    • — кадры судебных и правоохранительных органов;
    • — адвокатура, нотариат;
    • — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ;
    • 2) В экономической, социальной, культурной областях:

      • — вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
      • — разграничение государственной собственности; — природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;
      • — охрана памятников истории и культуры;
      • — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
      • — координация вопросов здравоохранения;
      • — защита семьи, материнства, отцовства и детства;
      • — социальная зашита, включая социальное обеспечение;
      • — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
      • — установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
      • — трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
      • Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ». В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

        • 1) ФЗ, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
        • 2) ФЗ, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
        • Вне предметов ведения РФ, предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

          Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

          allsummary.ru

          Разграничение предметов ведения и полномочий рф и субъектов рф

          33. Разграничение предметов ведения и полномочий в РФ.

          1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.

          Такое разграничение является одним из конституционных принципов федерализма (статья 5). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, другими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

          Федеративный договор — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации 31 марта 1992 года подписан Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением Татарстана и Чеченской республики) и включён в действовавшую Конституцию Российской Федерации — России.

          Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, иначе, чем Федеративный договор разграничила предметы ведения РФ (статья 71), совместного ведения (статья 72) и ведения субъектов РФ (статья 73). Действие большинства положений Федеративного договора перекрыто Конституцией РФ, в случае несоответствия Федеративного договора и других договоров между органами государственной власти РФ и её субъектов действуют положения Конституции РФ. Договоры и соглашения подписываются уполномоченными представителями РФ и субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (1999) и рассматриваются в Совете Федерации, в законодательных (представительных) органах субъекта РФ. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий подписываются уполномоченными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ на основании федеральных законов или при их отсутствии с условием последующего приведения в соответствие с федеральным законом после его принятия. Предметом договора могут быть конкретизация предметов ведения и полномочий, условия и порядок их осуществления, вопросы взаимодействия. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по соглашениям передавать друг другу осуществление части полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, соглашения подписываются на основании федеральных законов или договоров. Договоры и соглашения не могут перераспределять предметы ведения, установленные Конституцией РФ, в случае противоречия договоров и соглашений Конституции РФ и федеральным законам действуют положения Конституции РФ и федеральных законов.

          2. Предметы ведения РФ.

          В соответствии со статьёй 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

        • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
        • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
        • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
        • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
        • федеральная государственная собственность и управление ею;
        • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
        • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
        • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
        • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
        • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
        • внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
        • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
        • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
        • судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
        • федеральное коллизионное право;
        • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
        • государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
        • федеральная государственная служба.
        • 3. Предметы совместного ведения.

          В соответствии со статьёй 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

          1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
          2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
          3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
          4. разграничение государственной собственности;
          5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
          6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
          7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
          8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
          9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
          10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
          11. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
          12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
          13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
          14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

          Эти положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

          4. Предметы ведения субъектов РФ.

          В соответствии со статьёй 73 Конституции РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

          5. Законодательство (статья 74 Конституции РФ).

          По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (а также в соответствии с ними — подзаконные правовые акты), причём федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (а также в соответствии с ними — подзаконные правовые акты) и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ и совместного ведения, в случае противоречия действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам ведения субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Данное положение не вполне согласуется с верховенством Конституции РФ и федерального закона, но федеральные законы по вопросам ведения субъектов РФ принимаются крайне редко, например, в тех случаях, когда отсутствие надлежащего законодательства субъектов РФ приводит к нарушениям прав граждан.

          ftk.narod.ru

          Смотрите так же:

          • Приложение 7 к 3 ндфл реестр Регламентированная отчетность Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 (далее – Порядок). В соответствии с п. 7.1 и 7.2 Порядка в таблице 1 по […]
          • Закон восстановления т Как восстановить трудовую книжку Обновление: 8 февраля 2017 г. Заявление на восстановление трудовой книжки Ситуации, когда работнику требуется восстановить свою утраченную трудовую книжку, […]
          • Понятие субъектов права собственности Муниципальное право России ООО "Экостром Бетон": раствор, инертные материалы. Бартерное сотрудничество Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования В России, после […]
          • Инвалиды войны пенсия ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 28 апреля 2018 В нашей стране отдельное внимание […]
          • Регламент по жалобам Российское административное право Территориальные органы исполнительной власти Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории […]
          • Уголовный кодекс ст 169 Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Информация об изменениях: Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 72-ФЗ название статьи 169 изложено в […]