Рейган налоги

Национальная идея США

Американская мечта

Американцы от использования понятия «национальная идея», как правило, воздерживаются. Утверждается, что в США в противовес тоталитарным странам нет государственной идеологии. Однако по свидетельству многих исследователей образа жизни американцев, начиная с А. де Токвиля, более идеологизированное общество, чем то, которое сложилось в Соединенных Штатах, трудно отыскать. Роль идеологии в США выполняет такой эквивалентный понятийный конструкт, как «американская мечта». Он выступает собором высших ценностей американского государства.

Во многом именно эта «мечта» создала Америку, не только как главный геополитический центр современного мира, но и как законодателя ценностей. «Американская мечта, — писал создатель нового политического словаря, видный журналист и спичрайтер Р. Никсона Уильям Сэфайр, — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован “отцами-основателями”, — духовная мать нации. Если американская система – это скелет американской политики, то американская мечта – ее душа».

Итак, триада национальных интересов США выстраивается в следующей последовательности: «американская мечта» — «американская система» — «американская политика».

Американцы прекрасно понимают, что без идеологии не может быть системности государственного управления, а без системности, соответственно, эффективной политики.

Подобного понимания в современной России пока что нет.

«Американская мечта» не исчерпывается подобно «русской идее» сферой гуманитарного дискурса. К ней как к высшему критерию успешности апеллировали начиная с Ф.Д. Рузвельта почти все вступающие в свои полномочия президенты Соединенных Штатов. В своей знаменитой речи «Есть у меня мечта…» Мартин Лютер Кинг подчеркивал, что выводит свои надежды на преодоление расовой дискриминации из той же «американской мечты».

Итак, наличие национальной мечты не стало основанием для навешивания на США ярлыка тоталитаризма. Почему нельзя вести речь о столь же ценностно значимой «русской мечте»?

Американский мессианизм

Национальная идея государства, претендующего на заметную роль в мире, должна обладать мессианским пафосом. В этом смысле она экстравертна. Ее адресатом являются не только собственные граждане, но и народы зарубежных стран. Несмотря на эту универсальную особенность, «русское мессианство» традиционно преподносится как нечто цивилизационно аномальное, аналог экспансионизма и империалистичности. Между тем, существует не только «русский», но и «американский» мессианизм – Pax Americana. Никаких негативных ассоциаций он у ревнителей международного права не вызывает. Напротив, речь идет о благородной миссии американской демократии как ценностно-значимой для всего человечества. Мессианизм «Нового Света» это не только эсхатологические чаяния переселенцев-конгрегационалистов с «Мэйфлауэр». Традиция мессианской рефлексии сохраняется в США и в настоящее время. Рональд Рейган высказывался в 1982 г. вполне в духе конгрегационалистских миссионеров: «Я всегда считал, что эта благословенная земля была необыкновенным образом отделена от других, что божий промысел поместил этот великий континент между океанами для того, чтобы его обнаружили люди со всех концов земли, наделенные особой любовью к вере и свободе».

Американская эсхатология

Большим заблуждением является рассмотрение феномена США через призму идеи утверждения модели секулярного общества. Безусловно, Соединенные Штаты не являются иерократическим государством. Однако отсутствие иерократии – это еще не секуляризм. Генезис США определялся особым эсхатологическим проектом, уходящим своим корнями в протестантизм и модернизированную просветительскую теологию.

Американская эсхатология – это не просто популярный в богемных кругах концепт. Речь идет о государственной идеологии. Характерно в этом отношении присутствие эсхатологических мотивов (причем, не в светском, а в сугубо теологическом значении) в публичных выступлениях президентов США. Еще в канун революции Дж. Адамс, будущий второй североамериканский президент, выступал со следующим, много объясняющим в воззрениях отцов-основателей, признанием: «Я всегда с благоговением рассматриваю образование Америки как открытие поля деятельности и замысла Провидения для просвещения невежественных и освобождения порабощенной части человечества повсюду на земле». Ровно та же мысль Р. Рейгана, цитированная выше.

Организованная в рамках западной советологии кампания критики коммунистического мессианства выглядит на фоне вышеприведенных цитат как политическое лицемерие.

Государственная идеология США была не менее мессиански ориентирована, чем марксистско-ленинское учение в СССР.

Патетика публичных выступлений президента, понятно, была ограничена традицией официального протокола. При обращении же к оценкам миссии США ведущими духовными авторитетами американской нации контуры эсхатологического проекта становятся еще более очевидными. Идея богоизбранности американцев и земли Соединенных Штатов является одним из ведущих мотивов церковного проповедничества. В этом смысле на американские Церкви, при всем различии их учений, негласно возложены государственные задачи. Священнослужитель в США де-факто идеологический работник государства.

Традиции проповеднического обоснования американского мессианизма были заложены в XVIII в. знаменитым кальвинистским богословом Джонатаном Эдвардсом. С его именем было связано движение «Великого пробуждения», непосредственно подготовившее в религиозном плане институционализацию американского государства. Возникло направление «новосветников», увязывавших реализацию божественных замыслов с особой историко-эсхатологической миссией Америки. В проповеднических целях ими был учрежден ряд светских учебных заведений, таких как Принстонский университет и Дартмутский колледж, ставших впоследствии брендом американского высшего образования.

Сам Дж. Эдвардс говорил о переходе статуса «богоизбранного народа» от евреев к американцам. «Новая Англия» провозглашалась им тем местом, где согласно Апокалипсису «Господь сотворит новое небо и новую землю».

Американские колонисты идентифицировались проповедником как особое «воинство Иисуса». Современник Дж. Эдвардса ректор Гарвардского университета И. Мэзер также считал очевидным, что «Иисус Христос особенно расположен к этому месту и к этому народу». В качестве аксиомы с XVIII столетия американцам через церковь внушается представление о том, что длительное сокрытие Богом Америки объясняется уготовленной ей миссией стать новым ковчегом спасения.

Тезис о богоизбранности США утверждался не только в церковном проповедничестве. Ту же задачу решала, в частности, американская литература. «Божья благодать в отношении Новой Англии, — писала, к примеру, автор романа «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, — это предвещание славного будущего Соединенных Штатов… призванных нести свет свободы и религии по всей земле и вплоть до великого судного дня, когда кончится война и весь мир, освобожденный от гнета зла, найдет радость в свете Господа». Еще более пафосно высказывался о миссии США поэт и публицист Герман Мелвилл: «Мы, американцы – особые, избранные люди, мы – Израиль нашего времени; мы несем ковчег свобод миру… Бог предупредил, а человечество ожидает, что мы свершим нечто великое; и это великое мы ощущаем в своих душах. Остальные нации должны вскоре оказаться позади нас… Мы достаточно долго скептически относились к себе и сомневались, действительно ли пришел политический мессия. Но он пришел в нас».

От констатации богоизбранности США лежит прямой путь к легитимизации американского глобального экспансионизма.

Уже к концу XIX в. концепт планетарной экспансии приобрел четкое идеологическое выражение. Первым, кто без обиняков провозгласил целью США установление мирового господства, был протестантский священник Джошуа Стронг. Характерно, что американизм соединялся им с апологией англосаксонской расы, которая восприняла прежние мессианские задачи, стоящие перед евреями, греками и римлянами. «Ныне, — провозглашал Дж. Стронг, — впервые в истории человечества эти три великие линии развития проходят сквозь пальцы одной преобладающей расы для того, чтобы образовать, переплетясь между собой, единую наивысшую цивилизацию новой эры, совершенство которой будет означать, что это и есть вполне царство божие… Все объединятся в единой англосаксонской расе, показывая, что эта раса в исключительной степени соответствует намеченному и потому избрана богом для подготовки полного торжества его царства на земле». Модель нового мирового порядка Дж. Стронга не была системой господства – подчинения империй прошлого. Народы, не подходящие под англосаксонский эталон, не подчинялись в ней англосаксам, а исчезали, вычеркивались с карты грядущего царства.

Идеологема Pax Americana впервые была сформулирована в 1890-е гг. апологетом американского экспансионизма сенатором от штата Индиана Альбертом Дж. Бевериджем. Произнесенную им в 1898г. в Сенате речь «Марш флага», лейтмотивом которой было доказательство необходимости завоевания Кубы и Филиппин, небезосновательно называют американским «Майн Кампфом». Специфическую аргументацию и высокопатетическую риторику нового экспансионизма воспроизводит фрагмент из вводной, проблемно-постановочной части знаменитого выступления:

«Соотечественники! Бог одарил нас прекрасной землей; землей, которая может накормить и одеть мир; землей, чья береговая линия могла бы охватить половину стран Европы; землей, стоящей, подобно часовому, между двумя величественными океанами земного шара; более великой Англией с более благородной судьбой. Он поселил на этой земле могущественный народ – народ, возникший из самого решительного в истории человеческого рода; народ, постоянно пополняющийся зрелыми, мужественными, работящими людьми со всего мира; народ высшей категории в силу своего могущества, по праву созданных им институтов, властью продиктованной им свыше цели – пропагандистов, а не попрошаек истории. Бог даровал своему избранному народу славную историю, историю, тон которой задал Колокол Свободы, историю героическую, исполненную веры в нашу миссию и в наше будущее: историю государственных мужей, распространивших границы нашей Республики на неизведанные земли и дикие территории; историю солдат, пронесших знамя через пылающие пустыни и гряды враждебных гор к вратам заходящего солнца; историю постоянно умножающегося народа, за полвека прошедшего сквозь весь континент; историю пророков, предвидевших последствия зол, унаследованных от прошлого, и мучеников, умерших во имя нашего спасения от этих зол; историю божественно логичную, в процессе творения которой мы сегодня участвуем. Таким образом, в текущей кампании возник вопрос, являющийся больше чем партийным вопросом. Возник американский вопрос. Возник вопрос всемирного масштаба. Должен ли американский народ продолжать свой непреодолимый марш к торговому господству над миром? Должны ли свободные институты расширять свое благословленное царствование, по мере того как дети свободы обретают силу, пока система наших принципов не овладеет сердцами всего человечества? Разве нет у нас миссии, которую следует выполнить, разве нет долга перед нашими собратьями, который следует исполнить? Разве Бог наделил нас дарами за пределами наших пустынь и отметил нас как народ, пользующийся Его особым благоволением, лишь для того, чтобы мы загнивали в нашем собственном эгоизме, как поступают люди и государства, избравшие трусость своим уделом, а себя – в качестве божеств, как поступают Китай, Индия и Египет?».

Одним из основных внешних врагов США А. Дж. Беверидж считает Россию — «волка завоевания», «плетущего паутину торговли, в которую попадают территория за территорией, народ за народом». Последующий ход американской и мировой истории реализовывался целиком по бевериджевскому сценарию неоэкспансионизма, что позволяет классифицировать речь сенатора как программный идеологический документ.

Во время опроса американского конгресса 96-го созыва (1979-1981 гг.) на утверждение о том, что Бог благословил Америку больше, чем другие страны, 38% конгрессменов дали отрицательный и 32% — положительный ответ. А.М. Шлезингер-младший указывал на этот опрос, как свидетельство угасания мессианских настроений в американском обществе. Но, с другой стороны, тот факт, что треть представителей Законодательного собрания США продолжают в конце XX столетия верить в особое избрание Богом американской нации, есть аргумент не в пользу слабости, а в пользу силы национального эсхатологического концепта. Среди советской партийной элиты было в то же время значительно меньше лиц, продолжающих верить в идеалы коммунизма. Не возникает сомнений, какое общество более идеократично.

Образ В.И. Ленина, как «величайшего утописта» нового времени, затмевает галерею его современников, конструкторов иных футурологических проектов. Не меньшим футурологом был, например, президент США Вудро Вильсон. «Америка – провозглашал он в 1919 г., во время апогея Гражданской войны в России, — единственная идеалистическая нация в мире. Сердце этого народа чистое. Сердце этого народа верное… Это великая идеалистическая сила в истории… Я, например, верю в судьбу Соединенных Штатов глубже, чем в любое иное из дел человеческих. Я верю, что она содержит в себе духовную энергию, которую ни одна другая нация не в состоянии направить на освобождение человечества. Америка обладала неограниченной привилегией исполнить предначертанную судьбу и спасти мир». Безусловно, национальный лидер должен быть убежден в существовании особой исторической миссии своей нации. Этим он отличается от государственного руководителя-временщика.

Историософия американской идеи

Существует расхожее представление об антиисторизме американской нации. Сложилось мнение, что будто бы история не является для американцев такой же ценностью, какой она выступала, например, в глазах европейцев. В действительности фактор национальной исторической рефлексии имеет по отношению к американскому государству принципиальное значение. Другое дело, что история воспринималась не с точки зрения повторения ее в настоящем, а как прошлое, преодолеваемое новым временем. Сообразно с этим видением образование США подрывало прежний ход мировой истории. Законы прошлого упразднялись. Модели истории как вечному возвращению противопоставлялась схема антагонизма прошлого и будущего.

Об «эксперименте, доверенном рукам американского народа» говорил в своей инаугуарационной речи первый президент США Дж. Вашингтон. По свидетельству А.М. Шлезингера, «отцы-основатели страстноштудировали труды классических историков в поисках способов избежать классической судьбы». Достоверно известно детальное изучение первыми президентами США исторических сочинений Тацита, Цицерона, Полибия, Тита Ливия. Американские Соединенные Штаты были учреждены в то время, когда монархическая идея казалась незыблемой. Римская история рассматривалась как иллюстрация того положения, что все республики гибнут. Скепсис в отношении перспектив американского республиканизма был первоначально весьма значительным. Соединенные Штаты Америки, по замыслу отцов-основателей, должны были фактом своего существования доказать, что современность не является заложницей прошлого.

Доказательство жизнеспособности американской республики адресовалось в качестве своеобразной прокламации миру.

«Наши институты, — провозглашал в своем последнем послании пятый президент США Джеймс Монро, — представляют собой важнейшую веху в истории цивилизованного мира. От сохранения их в первозданной чистоте будет зависеть все». «Более трех четвертей столетия нашего существования в качестве свободной и независимой республики, — подводил первые итоги американского эксперимента одиннадцатый президент Джеймс Полк, — уже не надо решать вопрос, способен ли человек к самоуправлению. Успех нашей восхитительной системы окончательно опровергает тех, кто в других странах утверждает, что “избранное меньшинство” рождено, чтобы править, и что большинство человечества должно управляться силой». Республиканизм был исторически первым индикатором успешности американского цивилизационного эксперимента. То, что первоначально рассматривалось в качестве экспериментального прецедента, стало со временем позиционироваться в качестве столбовой дороги развития человечества.

Историцизм американцев проявляется сегодня в практическом применении истории как важнейшего средства воспитания граждан. Изучение национального прошлого начинается в США еще на уровне детских дошкольных учреждений. На этом этапе соответствующими стандартами задается формирование знаний детсадовцев о генезисе национального фольклора, государственной символики, вкладе величайших деятелей американской истории. Нравственные императивы реализуются через понятия: «самообладание», «правосудие», «героизм», «лидерство», «личная ответственность» и т. п. Дошкольники учатся определять местонахождение стран и народов, упоминаемых в предлагаемых им педагогом исторических повествованиях. На стадии начальной школы уже используются приемы элементарного исследовательского анализа. Перед учащимися, к примеру, ставится задача реконструкции истории собственной семьи в контексте исторического времени. Российские же школьники начинают изучать историю только в пятом классе, т. е. почти с шестилетним отставанием от американцев.

Идеология «плавильного котла»

Абсолютно гомогенных в этническом отношении государств никогда не существовало. Соответственно для каждого из них была актуальна задача выработки оптимума интеграции различных населяющих страну народов. При отсутствии единого подхода государство этнически дезинтегрировалось. Модели могли быть разные, главное в них — идеологическая системность, собирающая в целое все представленные в стране этноидентичности. Превращение государства Габсбургов из всеевропейской интегральной державы в «лоскутную империю» австро-венгерской эпохи предопределило ее последующий национальный распад.

США фактически с момента своего создания взяли за основу обеспечения этнической интеграции модель «плавильного котла». Еще в 1776 г. Томас Пейн определял зарождающуюся североамериканскую общность как «нацию иммигрантов». По прошествии более чем полуторастолетнего периода самоидентификация принципиально не изменилась, и президент Ф.Д. Рузвельт обращался к американцам как к «сотоварищам по иммиграции».

Образ «плавильного котла» стал одним из базовых составных конструктов «американской мечты». Посредством него транслировалась идея, что только в Америке личный успех человека не зависит от его этнической принадлежности. Американская гражданская идентичность – вот главный фактор успешности. В действительной жизни – это далеко не так. Американский истэблишмент представлен, главным образом, англо – американцами, тогда как цветные по-прежнему находятся в США на низшей ступени социальной иерархии. Однако мечта всегда мифологична. Для поддержания мифа можно даже избрать президентом представителя чернокожей части американской нации. Не случайно альтернатива выбора в Демократической партии проходила между нетрадиционными для Белого дома образами кандидатов – женщиной или цветным. Идейно ослабленная за годы правления Дж. Буша-младшего «американская мечта» нуждалась в подпитке.

Требовалось доказать, что путь на политический Олимп в Соединенных Штатах открыт каждому, вне зависимости от гендерной принадлежности и цвета кожи.

Понятие «плавильный котел» вошло в широкий обиход после постановки в 1908 г. в Колумбийском театре Вашингтона пьесы с аналогичным наименованием. Ее автором был видный английский драматург, выходец из России, еврей по этническому происхождению Израил Зангуилл. Постановку спектакля поддержал своим присутствием президент США Теодор Рузвельт. Характерно, что появление пьесы пришлось на апогей иммиграции в Соединенные Штаты. В финале произведения главный герой произносит речь, звучащую как своеобразный эсхатологический гимн Америке: «Вот он, великий плавильный котел! Послушай! Слышишь, как он ревет и шипит? Вот его гигантское чрево – сюда, в эту безбрежную ширь, пребывают тысячи тех, кто питают ее, вливают в нее свой людской труд! О, какое кипение, о, какое движение! Кельт и латинянин, славянин и тевтонец, грек и сириец, черный и желтый… Да, Восток и Запад, Север и Юг, пальма и сосна, полюс и экватор, полумесяц и крест!. Как этот великий алхимик переплавляет и смешивает их в своем очищающем пламени! Здесь все они объединяются, чтобы создать Республику Людей и Царство Божие…».

Пьеса получила восторженные отклики в политических и культурных кругах США. Развивая мысль И. Зангуилла, в прессе подчеркивалось, что еще более великими в сравнении с славянином, тевтонцем, греком и сирийцем «должны стать американцы, воплощающие в себе достоинства каждой из этих наций».

Итак, в «плавильном котле» усматривалась не столько деидентификация наций, сколько синергийный эффект умножения потенциалов их идентичностей. Впоследствии на протяжении столетия этот образ акцентированно пропагандировался американскими СМИ и насаждался в общественном сознании. Параллельно с ним использовались и другие метафорические конструкты: «салатница», «овощной суп», «миска салата», «великолепная мозаика», «пицца», «лоскутное одеяло» и т.п.

Американский традиционализм

Существует идеомиф взгляда на США как воплощение секуляризма и антитрадиционализма. Этот стереотип Америки используется в качестве ложного ориентира для других народов. Смотрите, мол, самое успешное государство мира обходится без религиозных скреп и без традиции. Посредством искажения американской действительности реализуется глобальная провокация. В общественное сознание внедряется представление, что формула успеха как раз и заключается в секуляризации и детрадиционализации. Важнейшие из факторов жизнеспособности государств – религия и традиции – рассматриваются в результате осуществленной подмены как препятствия интенсивному развитию «по-американски». В действительности степень религиозности американцев гораздо выше, чем у населения России или любой из европейских стран. Более того, сегодня США оказались охвачены волной десекуляризации. Так что апелляция к американскому секуляризму в качестве рецепта построения демократического государства является, по меньшей мере, некорректной.

Представление об отсутствии в США традиций имеет достаточно широкое распространение. Даже видный американский историк Г. Коммейджер утверждал, что в отличие от европейцев американцы не знали «традиций, приверженностей или воспоминаний о прошлом». В действительности апелляция к собственной национальной истории в повседневной жизни населения США имеет более устойчивый характер, чем в современной Европе. Переселенцы с «Мэйфлауэр», борьба за независимость, Гражданская война, освоение Запада – составляют идеомифологизированный традиционалистский каркас американского прошлого.

Может быть, для такого рода традиций недостаточно длителен временной масштаб? Действительно, американцы – сравнительно молодая нация. Однако в США, несмотря на сложившиеся стереотипы, наряду с общеамериканской идентичностью сохраняются иные закрепленные этническими традициями мультикультурные идентификаторы. Во время национальной переписи 1990 г. при ответе на вопрос об этническом происхождении американцами определили себя лишь 5% опрошенных. Остальные респонденты отнесли себя к одному из этносов, общая численность которых в США насчитывает 215 наименований.

Несколько утраченные прежде этнические традиции находятся сегодня в США в состоянии ренессанса. Государство, не видя конфликта между ними и общеамериканской культурой «национальной салатницы», поддерживает данные тенденции.

Еще в 1974 г. Конгресс США специальным актом санкционировал распространение в образовательных учреждениях учебных программ по этническим культурам. «Америка, — пишет современный исследователь М.И. Лапицкий, — переживает подлинную тягу к истокам и корням. У людей, доселе не интересовавшихся своей родословной, возникает интерес к предкам, семейным архивам, пожелтевшим фотографиям, различным реликвиям, напоминающим прародину, рецептам национальных блюд и т. д.».

Сами американцы объясняют данный феномен «эффектом третьего поколения». Трехпоколенная ценностная трансляция выражается следующей формулой: «То, что сын хотел бы забыть, внук желает вспомнить».

«Именно “третье колено” иммигрантов, — комментирует этот вывод М.И. Лапицкий, — в достаточной мере ощущает себя американцами, чтобы позволить себе такую роскошь, как реконструкцию этнического прошлого».

Опыт Америки, таким образом, указывает на значимость для существования национальной общности факторов религии и традиции. Соответственно, и в России данные потенциалы должны не разрушаться по вымышленным американским «образцам», а укрепляться в соответствии с подлинной исторической практикой успешных государств современного мира.

Национальная идея в условиях кризиса

Провозглашение высших национальных ценностей имеет особое значение в условиях кризиса, становясь одним из действенных механизмов его преодоления. Мировой исторический опыт выхода из кризисных ситуаций свидетельствует, что успешным он был именно в тех случаях, когда государство предлагало народу мобилизующие и консолидирующие идеологические императивы.

Одних экономических мер для выхода из кризиса никогда не бывает достаточно. Характерно, что понятие «американская мечта» вошло в широкий обиход в период Великой депрессии. О ее существовании, уходящем вглубь национальной истории, первым возвестил американцам в 1931 г. историк Дж. Т. Адамс.

Сейчас, в условиях очередного глобального кризиса новая администрация Белого дома вновь разыгрывает идеологическую карту «американской мечты». Реанимируются образы ее идейных столпов – Авраама Линкольна и Мартина Лютера Кинга. Сам сын кенийского иммигранта, 44-й Президент США Барак Обама предстает живым воплощением «американской мечты». Ценностно-имиджевый компонент его политики не менее важен для преодоления кризиса, чем беспрецедентные финансовые дотации банкам. Следует, наконец, прийти к пониманию комплексной природы антикризисных программ, видная роль в которых принадлежит идеологии. В России же пока болезнь экономики пытаются лечить за счет самой же пораженной недугом экономической сферы.

rusrand.ru

Семечки для Никсона. 45 лет историческому визиту президента США в Москву

22 мая 1972 года начался недельный визит в СССР президента США Ричарда Никсона с супругой Пэт.

Конечно, первым руководителем Штатов, который побывал в Союзе, был Франклин Делано Рузвельт — в феврале 1945 года в Крыму на Ялтинской конференции лидеры СССР, США и Великобритании обсуждали послевоенное устройство мира. Но в 1972 году случился именно первый официальный визит американского президента в страну Советов. И на этот раз разговор шёл об ограничении вооружений и предупреждении войны теперь уже между ядерными державами

Путешествие по знакомым с детства местам

Для самого Никсона, впрочем, это была не первая поездка в Союз — в 1959 году он уже прилетал сюда в качестве вице-президента США, договариваться о встрече президента Дуайта Эйзенхауэра с советским лидером Никитой Хрущёвым. Та встреча сорвалась из-за полёта американского самолёта-разведчика над СССР. А впервые в страну Советов Ричард Никсон попал и вовсе в. 12-летнем возрасте, в 1925 году. В числе сотрудников иностранных компаний, которые работали по концессии, родители Ричарда приехали на медные рудники в уральский город Дегтярск. К слову, Никсон, в программу поездки которого в 1959 году были включены Свердловск и Первоуральск, потребовал обязательно завести его и в Дегтярск, где он несколько месяцев провёл с родителями и гонял с местными мальчишками футбольный мяч. .

Накануне визита 1972 года посол СССР в США приватно сообщил своим американским коллегам, что в качестве подарка генсеку Брежневу был бы очень уместен автомобиль. Роскошный «Кадиллак Эльдорадо» доставили в Москву транспортным самолётом американских ВВС. Сама встреча, впрочем, тоже чуть не сорвалась: американцы нанесли бомбовый удар по вьетнамскому Ханою. Однако в Москве решили все же не отказываться от возможности для «разрядки» и без того непростых отношений.

Брежнев встречать Никсона в аэропорт Внуково не поехал, однако президентскую чету и часть американской делегации разместили с почетом аж в Кремле. Во время визита подписали несколько документов. Прежде всего, о противоракетной обороне и ограничении стратегических вооружений, а также, например, документы, положившие начало совместной космической программе «Союз-Аполлон». Впрочем, обсуждались и другие темы, например оплата долгов по ленд-лизу.

«Экономические проблемы с нашей стороны обсуждал единолично Косыгин, — писал в своих воспоминаниях посол СССР в США в 1962-1986 гг. Анатолий Добрынин. — Интересна была сцена обсуждения с Никсоном вопроса о сумме, которую должен был выплатить СССР. Расхождения в оценках составляли почти миллиард долларов: США настаивали на сумме в 1 млрд 200 млн. долларов, мы предлагали 200 млн. долларов, ссылаясь на большие жертвы СССР во время войны. Косыгин предложил Никсону „по-деловому“ решить, наконец, затянувшийся спор, сказав, что он готов на 100 млн. долларов увеличить предлагаемую нами сумму. Никсон выразил согласие с таким подходом „по-крупному“ и отметил, что он, в свою очередь, готов снизить американские претензии на 100 млн. долларов. Затем в полной тишине они, как на аукционе, стали отрывочно называть свои цифры: Косыгин — повышая, а Никсон — понижая. За полминуты спор, длившийся годами, был ими решен компромиссом — они „встретились“ примерно на половине пути — 600 млн. долларов».

Советский пилот спас Никсона от катастрофы?

Пока шли переговоры, Пэт Никсон показали школу с преподаванием на английском языке, прокатили на московском метро, сводили в цирк и в ГУМ. Советские руководители и президент США с супругами посетили затем Большой театр, где давали «Лебединое озеро». Чета Никсон побывала также на службе в баптистской церкви. Естественно, несколько дней их пребывания в Москве изобиловали зваными обедами и ужинами. Однако что по нынешним временам представить даже ещё сложнее, чем многодневный размеренный визит иностранного лидера, так это полёт американского президента на советском самолёте — в Ленинград и Киев.

Сопровождавший главу США посол Добрынин так описывал случившийся перед полётом в Ленинград конфуз. «На московский аэродром, откуда Никсон должен был вылететь на специальном советском самолете с однодневным визитом в Ленинград, его приехал провожать Косыгин. Они зашли в салон и стали беседовать, ожидая рапорта пилота самолета о готовности к полету. Прошло 10–15 минут, а пилот не появлялся. Косыгин вызвал к себе пилота. Тот появился, красный от смущения, и доложил, что один из двигателей барахлит, и что лучше сменить самолет. Косыгин, оказавшись в неловком положении перед президентом США, был разгневан, обругал пилота, прибегая к сильным выражениям. Никсон спросил, что случилось. Косыгин объяснил и сказал, что пилот будет наказан за то, что самолет не готов к полету в положенное время. Никсон призвал к спокойствию, заявив, что пилота надо наградить, а не наказывать. „А за что же награждать?“ Тогда президент рассказал, что аналогичный случай произошел с ним в Африке. Американский пилот тогда тоже заметил, что один из двигателей самолета не совсем в порядке, но побоялся доложить, решив, что удастся долететь и так. Однако двигатель вышел из строя, и пришлось делать вынужденную посадку в песках пустыни, в результате Никсон чуть не погиб. Наш пилот был явно благодарен американскому президенту за это вмешательство, а Косыгин, „сменив гнев на милость“, приказал быстро подготовить резервный самолет. В Ленинграде Никсон был действительно тронут печальной церемонией возложения венков на Пискаревском кладбище, где похоронено около миллиона ленинградцев, умерших от обстрела и голода во время войны. »

Необычный гость на Черемушкинском рынке

Ещё один удивительный момент, связанный с памятью о войне и Никсоном, «АиФ» пересказал Виктор Беляев, бывший директор кремлёвского комбината питания, а в то время повар кремлёвской спецкухни, работавший с Никсоном в качестве личного повара. Дело было уже в 1987 году, когда Никсон, будучи советником президента США, готовил визит Рональда Рейгана в Москву. Никсону предоставили одну из резиденций для высокопоставленных гостей в Москве, на Воробьёвых горах, на улице Косыгина. Бывший президент США, прилетевший на этот раз чуть ли не на две недели, не отказал себе в удовольствии погрузиться в жизнь простых людей и отправился на Черёмушкинский рынок, где он уже был в один из предыдущих приездов. Несмотря на то, что сейчас с ним был лишь один сотрудник охраны и переводчик, торговцы сразу же обратили внимание на необычного покупателя, а кто-то вскоре признал в нём бывшего американского президента. Никсону, чей портрет недавно публиковали все советские газеты, тут же начали набивать пакеты гостинцами. Уже на выходе с рынка к гостю подошла старушка. Кроме семечек, которыми она торговала, у неё ничего не было, и она попросила американца взять в дар семечки. Передавая свой подарок, она рассказала, что на войне у неё погибли три сына, поэтому она просит Ричарда Никсона сделать так, чтобы война больше никогда не повторилась.

«Никсон должен был в тот вечер ехать в Большой театр, но задерживался, — рассказывает Беляев. — А по возвращении в резиденцию он сначала долго в одиночестве ходил по лужайке перед домом с этим пакетиком семечек в руках, потом отменил поездку в Большой, а потом попросил „сообразить“ какой-нибудь ужин и дать ему водки. Было видно, что эта встреча на рынке произвела на него очень сильное впечатление».

Приехав в Москву в 1988 году на переговоры с Горбачёвым, Рональд Рейган заявил, что больше не рассматривает СССР как «империю зла». Вскоре были подписаны новые договорённости о сокращении стратегических наступательных вооружений.

В последний — десятый раз — Ричард Никсон приехал в Москву в 1994 году, представляя лишь свой собственный Фонд защиты демократии. В том же году 37-й президент США скончался от инсульта.

www.aif.ru

Девочка, которая хотела мира. Что плохого сделала Катя Лычева?

21 марта 1986 года началась поездка по США советского «посла мира» Кати Лычевой.

Школьница Лычева и кошки Куклачева

Есть имена, которые навсегда остаются в памяти поколения. В середине 1980-х в Советском Союзе в память советским детям врезалось имя Кати Лычевой — «посла мира», отечественной «Саманты Смит».

Имя этой девочки в конце 1980-х фигурировало в анекдотах. Да что там анекдоты: в речевке фанатов одного из московских футбольных клубов Катя Лычева упоминается по сей день, наряду с Раисой Горбачевой и кошками Юрия Куклачева.

Советскому аналогу американки Саманты Смит повезло меньше, чем оригиналу. Если к американской девочке большинство относилось с любовью и симпатией, то имя Кати Лычевой на пике гласности стали обильно поливать грязью.

Утверждалось, что посланная в Америку Лычева была родственницей некоего партийного или государственного чиновника, чуть ли не министра иностранных дел Андрея Громыко. Злые языки говорили, что сама Катя не умеет говорить по-английски, что ею управляют взрослые люди из идеологического отдела ЦК КПСС, что сама она — избалованная и капризная девица и т. д. и т. п.

Советскую «Саманту Смит » пригласили американцы

В эпоху разоблачений всего и вся в СССР не щадили никого и на возраст скидок не делали. Спустя несколько лет шум вокруг имени Кати Лычевой утих, и а ей на смену пришли новые герои.

Во время поездки Кати Лычевой по США в советских СМИ публиковались ее дневниковые записки, из которых многие граждане СССР впервые узнавали о ресторанах быстрой еды и новинках Голливуда.

Из записок о путешествии Кати Лычевой по США:

«Через пять минут появился господин Рейган, протянул руку и сказал, что очень рад видеть меня в Белом доме. Я передала ему игрушку и объяснила, что ее сделали советские ребята, которые, как и весь наш народ, хотят мира. А потом сказала: «Я думаю, что дети не могут спокойно жить на Земле, пока на ней есть ядерное оружие. А я знаю, что наша страна предложила уничтожить все-все ядерное оружие на Земле еще до того, как я вырасту. Хорошо бы, чтобы это произошло. Тогда все дети будут счастливы». Господин Рейган ответил, что хотя он уже не ребенок, но тоже мечтает о мире, и обещал мне, что сделает все для того, чтобы на Земле не осталось ядерного оружия. Он пожелал маме и мне хорошо провести время в Америке и сказал, что завидует нам со Стар, потому что мы накануне были в цирке, а у него нет времени туда пойти. Стар приколола господину президенту значок организации «Дети как миротворцы», а я подарила еще журнал «Экрандетям», в котором рассказывалось о том, как я снималась в кино. Я раскрыла журнал и, показывая на фотографию, сказала: «Это тоже для Вас. Это я».

Вопреки легенде о том, что поездку Кати Лычевой в США запланировали в ЦК КПСС как ответ на визит Саманты Смит, эта идея принадлежала американской стороне. После того, как в 1985 году Саманта Смит вместе с отцом погибла в авиакатастрофе, ее мать Джейн Смит и основанная ею организация «Дети как миротворцы» обратились к советской стороне с предложением организовать поездку советской школьницы по Соединенным Штатам. Предполагалось, что эта поездка сможет продолжить миротворческую миссию Саманты.

Пионерка, артистка, красавица

В Советском Союзе идею приняли, а организация со стороны СССР была возложена на ЦК ВЛКСМ. Был проведен серьезный кастинг, в котором приняли участие около 6000 девочек в возрасте 11–12 лет. Предполагалось, что советский «посол мира» должны быть сверстницей Саманты Смит.

Из 6000 человек выбрали Катю Лычеву. Никаких высокопоставленных родственников у нее не было, но и совсем обычной девочкой ее тоже назвать было нельзя. Катя, дочь научных работников, училась в московской английской спецшколе № 4 и хорошо говорила по-английски. Кроме того, общаться с журналистами, политиками и общественными деятелями США ей должен был помочь актерский опыт. У девочки за плечами были три роли в кино — она снималась в картинах «Живая радуга», «Сильная личность из 2 А» и «Детство Бэмби».

Ну и, разумеется, не последнюю роль играла внешность — Катя Лычева действительно могла понравиться американцам.

«Обедали мы в тот день в кафе “Макдональдс”. Я уже слышала, что это известная фирма, которой принадлежат небольшие ресторанчики. У входа нас встретил улыбающийся клоун в огромном рыжем парике. Мне сразу показалось, что я попала в цирк. И действительно, когда мы вошли, все было, как на веселом представлении. Мы со Стар называли блюда, и они, как по волшебству, появлялись из специальной машинки. Правда, названия блюд были для меня новыми, и я сама не знала, что заказываю. Но оказалось, что все очень вкусно. Клоун усадил нас за столик, и нам принесли очень аппетитно выглядевший бутерброд под названием “Большой мак” и хрустящий картофель. Я хотела попробовать бутерброд, но каждый раз, как только я его подносила ко рту, начинался такой треск фотоаппаратов и мигание вспышек, что поесть с аппетитом было невозможно. Вкус у “Большого мака” оказался необычный, и я его так и не съела, а жареный картофель я очень люблю, поэтому съела его весь, уже не обращая внимания на корреспондентов».

Катя против «Рокки»

Поездка продолжалась с 21 марта по 4 апреля 1986 года. Сопровождала советскую школьницу девочка из Сан-Франциско Стар Роу. Вместе они побывали в Чикаго, в Нью-Йорке, в Вашингтоне, посетили штаб-квартиру ООН и космический центр НАСА, «Диснейленд». Школьниц принимали мэры городов и сам президент США Рональд Рейган. Когда девочек привезли в «Макдональдс», то ажиотаж среди журналистов достиг небывалых размеров. Поедание советской девочкой «Биг-Мака» и картошки-фри в Америке произвело сенсацию не меньшую, чем встреча Кати Лычевой с президентом Рейганом.

А вот советская аудитория, читая записки о поездке, так до конца и не поняла, что собственно, посетила Катя. Наши представления о ресторанах были в ту пору далеки от реалий «Макдональдса». Первый подобный ресторан в СССР появился спустя четыре года после поездки Кати Лычевой, и в первые месяцы своего существования превратился в культовый объект, возле которого стояла бесконечная очередь из страждущих приобщиться к Америке.

Нельзя сказать, что поездка прошла совсем гладко и спокойно. Полного доверия между двумя странами не было, среди американских репортеров было немало тех, кто хотел бы сделать сенсацию, разоблачив Катю как «пропагандистский проект Кремля». Советские журналисты платили коллегам той же монетой.

«Перед сном у нас было немного свободного времени, и мы с мамой включили в номере платный канал телевидения, чтобы посмотреть американский фильм «Рокки-IV». В программе было написано, что это фильм о советском боксере. За девять дней путешествия по США я уже соскучилась по дому, и мне xoтелось увидеть что-нибудь о советских людях. Зверское лицо актера, который исполнял роль так называемого советского боксера, сначала испугало меня, а когда в фильме он убил на ринге американского спортсмена-негра, я убежала в спальню, бросилась на кровать и заплакала. Мне было обидно, что этот фильм так лживо и жестоко изображает нашу страну. На следующий день в одном из телеинтервью я сказала: «В фильме “Рокки-IV”, который показывают по американскому телевидению, нет ни слова правды о Советском Союзе. У советских людей даже лиц таких не бывает. Мне стыдно за тех взрослых, которые сделали этот фильм. Я поняла, что те, кто разжигает ненависть к нашим людям, — это и есть первые враги мира на Земле».

Надо сказать, что именно из описания Кати Лычевой в СССР многие впервые узнали о саге про Рокки, а также о Дольфе Лундгрене — актере со «зверским лицом». К словам Лычевой впоследствии многие относились с усмешкой, хотя сложно отрицать очевидное — четвертая часть саги о Рокки Бальбоа действительно является пропагандистской поделкой, и «клюквы» о советских людях и СССР там более чем достаточно.

Жизнь после славы

Первое время после возвращения из США Катя была очень популярной. Она участвовала в общественных мероприятиях в Советском Союзе, ей слали мешки писем, а самые отчаянные мальчишки пытались даже добиться личной встречи.

При этом большая общественная нагрузка приводила к тому, что времени на обычное общение со сверстниками у Кати не оставалось. Насколько это обременяло ее, знает лишь она сама.

В 1986 и 1987 годах она еще дважды снялась в кино — в небольших ролях в фильмах «Лермонтов» и «Как дома, как дела?».

Вскоре после этого имя Кати Лычевой исчезло из советской хроники. Ходили разные слухи — вплоть до того, что бывшая «посол мира» вышла замуж за арабского шейха-миллиардера и теперь живет в его гареме.

Катя действительно уехала из страны в 1988 году, но шейх тут ни при чем. Мать девочки, экономист Марина Лычева, получила стипендию французского президента Франсуа Миттерана и, забрав дочку, уехала во Францию. Во Франции Екатерина училась в Сорбонне, получила экономическое и юридическое образование. В 1995 году начала работать в Парижском центре содействия иностранным инвестициям.

В 2000 году 26-летняя Екатерина Лычева вернулась в Россию. В последующие годы она трудилась в различных министерствах и ведомствах, занимала крупный пост в ОАО «АВТОВАЗ».

Екатерина Александровна с журналистами не общается, делая исключение крайне редко, и, как правило, для региональных СМИ. Упрекать ее за это трудно — того внимания, что досталось Кате Лычевой в детстве, хватило бы на десятерых.

А что касается всевозможных слухов и сплетен о советской девочке, ставшей в 1980-х на некоторое время символом потепления в отношениях между СССР и США, то они остаются на совести тех, кто их распускал.

Смотрите так же:

  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Нотариус батайск бурляева Нотариусы Батайск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Антонова […]
  • Особо тяжкие преступления статьи ук рф к какой категории тяжести преступления относится грабеж и разбой. тяжкие или особо тяжкие и какой по ним срок давности Грабеж - ст. 161 УК РФ: ч. 1 - средней тяжести - срок давности 6 лет […]
  • Нарушение договора залога Теория всего a theory of everything Импринтинг Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так. Вы на самом деле русский, украинец […]
  • Как оформить приложения по госту Оформление приложения в дипломе по ГОСТу Для большинства научных дисциплин приложения являются важной составляющей научно-исследовательских работ, особенно дипломных работ и проектов. Они […]
  • Милиция экономические преступления Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Родился 17 июля 1969 года в г. Севастополь. Выпускник Черноморского Высшего Военно-Морского училища им. П.С. […]