Римское право законы народных собраний

Виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима

Рассмотрим виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима.

Виды народных собраний Древнего Рима

В период республики существовало несколько видов народных собраний :

куриатные комиции (COMITLA CURIATA), которые появились при первобытнообщинном строе. По итогам реформы Сервия Туллия они потеряли политическое значение;

центуриатные комиции (COMITIA CENTURIATA) представляют собой важнейший вид народных собраний, которые появились в результате реформы Сервия Туллия. Данное собрание выбирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции принимало законы, рассматривали жалобы лиц, приговорённых к смертной казни или крупному штрафу;

трибутные комиции (COMITLA TRIBUTA). Выделялись общенародные собрания трибы, в котором принимали участие патриции, плебеи и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания назывались популисцитами, во втором – плебисцитами.

Правомочия народных собраний Древнего Рима

Народные собрания издавали постановления различного вида и характера. Уже в XII Таблицах присутствовало постановление, согласно которому любое решение народного собрания должно обладать силой закона.

Магистрат, до формального внесения законопроекта в народное собрание, оценивал общественное мнение посредством предварительного опроса на частных неофициальных собраниях, которые он организовывал. Уяснив отношение граждан к законопроекту, магистрат вносил его в комиции. К данному моменту проект закона уже был обнародован, как правило, на деревянной доске в публичном месте.

В собрании магистрат озвучивал положения законопроекта. После этого он спрашивал, принимает ли его собрание. Оно после рассмотрения и обсуждения проекта принимало его со словами: «UTI ROGAS», то есть «Как ты просишь!» либо отклоняло со словами «ANTIQUO», то есть «Пусть будет по-прежнему!». На начальном этапе голосование имело устный вид, а впоследствии при помощи начертания двух букв на табличках. Затем решение собрания передавалось на рассмотрение сената, который и давал ему свой авторитет.

Если закон принимался, то его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся для всеобщего обозрения на площади. В тексте присутствовало указание на имя автора закона, а в его конце указывалась санкция, то есть последствия возможного нарушения.

Роль народных собраний Древнего Рима

До середины третьего века до нашей эры Рим представлял собой аристократическую республику, в котором важнейшую роль играл сенат. Однако по мере усиления влияния новой знати (всадников) происходит некоторая демократизация государственного строя, которая выражается в изменении соотношения сил между сенатом и народным собранием. Отмечается тенденция к расширению компетенции и роли народного собрания путем сокращения правомочий сената.

В течение 241-222 гг. до нашей эры народное собрание проходит процесс реформирования. В рамках изменения Конституция Сервия Туллия претерпевает изменениям в том, что число центурий со 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс определенное количество (23) добавочных центурий. Таким образом, первый разряд лишается своего большинства.

Рим с колониями и союзниками подразделялся на 35 округов или территориальных триб. Они были обязаны предоставлять определенное количество центурий в войско. С этого момента численный перевес в центуриатных комициях приобрели средние имущественные классы. Подобные события происходили на фоне противоборства между нобилитетом и так называемым «всадничеством».

К нобилям относили земельную аристократию (сенаторское сословие), а к всадникам – денежную аристократию, разбогатевшую на эксплуатации провинций, которые занимались откупами, ростовщичеством и внешней торговлей.

lecu.ru

6. Закон как источник римского права. Виды законов.

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.

Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

— praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

— rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п. ;

— sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

— lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

— lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

— lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора, либо отвергался полностью.

В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты. Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.

lawbook.online

Обычное право. Законы народного собрания, сенатусконсульты и конституции как источники римского частного права;

Частное и публичное право. Система римского частного права

Понятие и этапы развития римского права.

ПОНЯТИЕ римское право – право античного Рима, право римского государства рабовладельческой формации.

1)ДРЕВНЕЙШЕЕ ПРАВО (квиритское)(6-3 в до нэ) – соответствует царскому периоду и периоду ранней республики. Отношения регулируются обычаями. Принимаются законы 12таблиц

2) ПРЕДКЛАССИЧЕСКИЙ (серед 3-1 в нэ) период поздней республики, начало принципата источники: законы народного собрания. Бурный рост тер-й, формирование институтов римского права

3) КЛАССИЧЕСКИЙ (1-3 в нэ) – период принципата

4) ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ (4-6 в нэ)- период домината

Римское право делится на публичное и частное.

Публичное – относится к положению римского государства. Централизованный источник, нормы права невозможно изменить по соглашению сторон (уголов, налог)

Частное – относится к пользе отдльных лиц. Нормы права воспитательного характера, действуют если нет соглашения сторон. Множество источников, правил поведения. Стороны могут заключать меж собой соглашения (гражд, вещное, обязательствен, наслед, семей и тд).

Цивильное\квиритское право– древ римское право, только на римских граждан. Основано на обычае, законах 12таб, законах ародного собрания.

Преторское право введена преторами для дополнения цивильного права. Не самостоятельная правовая система, создается в процессе содействия преторов, нормы в преторских эдиктах

Право народов(ist gentium) – общее лишь для людей. Источник – заимствования из иностранного права, много из греческого, разработана претором перегринов, предмет -споры между перегринами

Естественное право–основа для всего права. Хар-ся основными правовыми принципами: справедливости и нравственности

Обычное право — это совокупность неписаных правил поведения и обычаев, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного, традиционного применения. Обычное право признается государством и им же защищается. Является самой древней формой образования и выражения римского частного права. Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах. Однако, не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Подразумевалось, что он его дополняет и оживляет. Безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона.

Законы народ собрания (plebiscita) –принимались в республиканский период (до I в. н. э.). Народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе,не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Сенатусконсульты —постановления Сената. известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

studopedia.su

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta — влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta — без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания — plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum — указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права — jus vetus.

law.wikireading.ru

6.Обычное право и закон как источники римского частного права.

Институции Юстиниана разделяли всё право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права — обычай. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

В Древнем Риме законом являлось решение комиций — народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам).

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Закон должен был содержать обязательные элементы:

1)praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2)rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3)sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Смотрите так же:

  • Новости по удо МОСКВА, 28 июл - РАПСИ. Общественная палата (ОП) РФ проведёт проверку информации о том, что бывший член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Ярославской области Нур-Эл Хасиев в […]
  • Нотариусы тарифы на услуги Федеральная нотариальная палата Ваш населённый пункт Нотариальный тариф за удостоверение сделки купли-продажи недвижимости Несмотря на то, что сделки с недвижимостью не требуют […]
  • Форма приказа об инвентаризации Форма приказа об инвентаризации Передача товарно-материальных ценностей при смене материально ответственного лица всегда должна сопровождаться проведением обязательной для таких случаев […]
  • Россия штрафы парковки "Россия в моем сердце". Праздничный концерт Новости Общество Льгота на парковку: родители детей-инвалидов жалуются на штрафы Получить специальные знаки "инвалид за рулем" для […]
  • Закон о рекламе регламентирует Федеральный закон "О рекламе" простыми словами Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный […]
  • Образец расписки о долге за квартиру Образец расписки за квартиру при продаже и покупке 2018 Расписка при продаже квартиры 2018 Расписку при продаже квартиры пишет продавец жилой недвижимости. РАСПИСКА Город, день, месяц, год […]