Школьная практика закона

Списание учебной литературы в библиотеках образовательных учреждений

Одной из главных задач библиотек образовательных учреждений является формирование библиотечных фондов в соответствии с профилем учреждения, организация и ведение справочно-библиографических баз данных для обеспечения учебного процесса. Образовательные программы периодически изменяются, и некоторые учебники, учебные пособия устаревают, теряют свою актуальность. Поэтому библиотекам образовательных учреждений наряду с пополнением своих библиотечных фондов новыми учебными изданиями приходится также списывать литературу.

Рассмотрим порядок выбытия учебной литературы из библиотечного фонда образовательного учреждения.

Организация учета библиотечного фонда
в библиотеках образовательных учреждений

Общие правила учета библиотечного фонда для государственных и муниципальных библиотек независимо от их статуса, структуры фонда, организационно-технологических особенностей утверждены Приказом Минкультуры РФ от 02.12.1998 N 590 “Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда“ (далее — Приказ N 590).

Но в библиотеках учреждений образования учет библиотечного фонда имеет ряд особенностей, которые отражены в Приказе Минобразования РФ от 24.08.2000 N 2488 “Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений“ (далее — Приказ N 2488) и заключаются в следующем:

— библиотеки образовательных учреждений входят в общую структуру образовательного учреждения и не являются самостоятельными юридическими лицами;

— библиотеки приобретают учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, учет которых осуществляется безынвентарным методом, при котором предусматривается суммарная запись многоэкземплярных документов по названиям. Многоэкземплярными документами считаются документы, приобретенные в количестве свыше 10 экземпляров.

Кроме того, Приказ N 2488 содержит методические рекомендации по применению Приказа N 590 библиотеками образовательных учреждений.

Причины выбытия литературы
из библиотечного фонда

Следует указать, вследствие чего учебная литература подлежит списанию из библиотечного фонда. Одной из причин является исключение из фонда библиотек образовательных учреждений литературы, устаревшей по содержанию, причем списание должно производиться не реже одного раза в два года. Ранее рекомендуемые сроки использования учебников и учебных пособий в пределах четырех лет считаются ориентировочными (п. 9.8 Приказа N 2488).

Также подлежит списанию литература, выбывшая в результате пропажи из фондов открытого доступа, утери читателями, хищения, бедствий стихийного и техногенного характера, по неустановленным причинам (недостача).

В соответствии с п. 5.1.2 Приказа N 590 библиотекам разрешено распоряжаться списанными из фонда документами, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, списанные книги можно реализовать как макулатуру. Порядок сдачи макулатуры должен быть предусмотрен положением или уставом библиотеки (п. 9.10 Приказа N 590).

Обязанность согласования списания учебной литературы
с вышестоящей организацией

Согласно ст. 298 ГК РФ бюджетные учреждения не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, без его согласия.

Учредителями государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления (п. 1 ст. 11 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее — Закон об образовании)).

Имущество, закрепленное за образовательным учреждением учредителем, находится в оперативном управлении этого учреждения (п. 2 Закона об образовании). Так как учредитель является собственником этого имущества, порядок и условия списания государственного или муниципального имущества установлены законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий (п. 4 Закона об образовании).

Таким образом, рекомендуем согласовывать списание учебной литературы с учредителем учреждения, органами государственной власти, уполномоченными регулировать имущественные отношения между образовательными учреждениями и их учредителями.

Списание библиотечного фонда в бухгалтерском учете

Далее рассмотрим, как отражается выбытие библиотечного фонда по причине морального и физического износа и вследствие недостачи.

Списание по причине морального и физического износа

Бухучет списания библиотечного фонда в государственных образовательных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией N 25н*(1). Выбытие литературы из библиотечного фонда, согласно п. 21 названной инструкции, осуществляется на основании утвержденного руководителем учреждения Акта о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением ее списков. В библиотеках образовательных учреждений акты на списание утверждаются ректором, проректором, директором учебного заведения (п. 9.8 Приказа N 2488). При этом в акте указывается одна из перечисленных выше причин списания.

Согласно п. 22 Инструкции N 25н учет библиотечных фондов осуществляется на счете 101 07 000 “Библиотечный фонд“, так как их относят к объектам основных средств. Учет ведется в рублях и копейках. В соответствии с п. 43 Инструкции N 25н библиотечные фонды не являются амортизируемым имуществом.

Рассмотрим на примере бухгалтерский учет операций по выбытию библиотечных фондов.

Пример 1.
Школьная библиотека, на основании утвержденного директором школы Акта о списании материальных запасов, списала учебники на сумму 16 590 руб. Из них:

— 12 000 руб. — по причине морального износа содержания;

— 4 590 руб. — по причине физического износа.

Оприходована макулатура, полученная от списания учебников, по рыночной цене — 8 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по списанию учебников отразятся следующим образом:

Списание по причине недостач

Причиной списания документов из библиотечного фонда может быть выявленная недостача при проведении инвентаризации.

Выявленные в ходе инвентаризации недостачи материальных ценностей отражаются проводкой (п. 159 Инструкции N 25н):

Дебет счета 209 01 560 “Увеличение дебиторской задолженности по недостачам“
Кредит счета 401 01 172 “Доходы от реализации активов“
Так как материально ответственными лицами за сохранность библиотечных фондов являются определенные сотрудники библиотеки, в соответствии со ст. 243 ТК РФ на них возложена обязанность по возмещению причиненного ущерба в полном размере.

Поступление средств в возмещение недостач отражается проводкой:

Дебет счета 201 04 510 “Поступления в кассу“
Кредит счета 209 01 660 “Погашение дебиторской задолженности по недостачам ОС“
Затем эти денежные средства подлежат перечислению в бюджет:

Дебет счета 210 02 410 “Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств“
Кредит счета 201 04 610 “Выбытия из кассы“
В случае если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы ущерба, она списывается с баланса следующей проводкой:

Дебет счета 401 01 172 “Доходы от реализации активов“
Кредит счета 209 01 660 “Погашение дебиторской задолженности по недостачам ОС“
Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1% от объема книговыдачи (п. 9.8 Приказа N 2488).

Если книги утеряны по вине читателей, то в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ “О библиотечном деле“ они должны компенсировать причиненный библиотеке ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 159 Инструкции N 25н).

В случае если по какой-либо причине невозможно взыскать задолженность с читателя, в качестве основания списания такой задолженности принимаются зафиксированные в читательском формуляре напоминания о возврате книг, направленные в адрес читателя заказные письма или открытки с уведомлением (п. 9.6 Приказа N 590).

Учет учебной литературы,

Когда читатели заменяют утерянные книги равноценными изданиями, то такая литература фиксируется в Тетради учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных. На основании записей в этой тетради составляются акты на поступление и выбытие библиотечного фонда*(2). Затем указанные акты регистрируются в Книге суммарного учета библиотечного фонда. В первой части книги записываются акты о поступлении книг, во второй — о выбытии.

Сведения о списанной литературе также отражаются во второй части книги суммарного учета с указанием причины выбытия (п. 9.1 Приказа N 590).

К сведению: для библиотек образовательных учреждений рекомендуются специально разработанные формы Книги суммарного учета библиотечного фонда дифференцированно:

— для библиотек высших учебных заведений (Приложение 1 к Приказу N 2488);

— для библиотек средних специальных учебных заведений (Приложение 2 к Приказу N 2488);

— для библиотек общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к Приказу N 2488).

Книги, в которых фиксируется литература, утерянная читателями и принятая взамен, следует хранить 3 года, акты на списание книг и периодических изданий, учетные карточки, книжные формуляры списанных изданий — 10 лет (п. 11 Приказа N 2488).

Отражение в учете операций по сдаче макулатуры

Плательщиками налога на прибыль признаются российские организации, в том числе и бюджетные. Налогом облагаются доходы, полученные ими от иных источников финансирования, то есть от реализации товаров, работ, услуг юридическим и физическим лицам, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению согласно ст. 251 НК РФ. В целях налогообложения бюджетные организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет коммерческой деятельности. Таким образом, полученные средства от реализации макулатуры учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования освобождение от уплаты НДС предусмотрено пп. 4, 5, 10, 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. В них не содержится льгота по НДС в отношении реализации макулатуры. Таким образом, если учреждение не получило освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, то доходы от продажи макулатуры облагаются НДС.

Пример 2.
Дополним условия примера 1 Макулатура реализована на сумму 9 000 руб., в том числе НДС — 1372 руб. 88 коп.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

зам. главного редактора журнала
“Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 8, август 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“.

www.vkaznu.ru

Учитель унижает учеников

Главные вкладки

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе. Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действи и оскорбительных высказываний. Дополнительно читайте по этму вопросу — Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде.

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается — родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)
  • 3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

    В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

    Цитаты из закона:

    Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

    пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

    Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

    Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

    2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

    В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

    Статья 150 Гражданского кодекса РФ

    Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

    usperm.ru

    Школьные службы примирения

    Антон Коновалов

    Школьные службы примирения (ШСП) — главная

    Школьная служба примирения — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Нормально работающая (активная) служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ :

    • «Круг ответственности» — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса чувствуется невысказанная напряженность.
    • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
    • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
    • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности .
    • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
    • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
    • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
    • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей (программа в разработке).
    • Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения .
    • Также служба примирения проводит тренинги и занятия с учащимися направленные на обучение конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

      В службу примирения обязательно входят взрослые обученные специалисты ( медиаторы и кураторы службы примирения), а также как правило юные волонтеры службы примирения ( медиаторы-ровесники ). Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической, правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров». Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы (хотя конечно соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему школы и образовательного процесса) в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ.

      Кураторы и специалисты службы примирения , а также волонтеры службы примирения проводят восстановительные программы , такие как: «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьные конференции», восстановительные профилактические программы, в которых например в 2015 году участвовали более трех тысяч взрослых и около девяти тысяч школьников.

      Восстановительные программы направлены на реализацию следующих восстановительных принципов:

      1. Принципы восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением вреда (обиды) и правонарушения несовершеннолетних:

      • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.

      • Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды ) насколько возможно силами самого нарушителя.

      • В ыход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида, агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

      • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений , поддержка их ответственного поведения .

      • Планирование сторонами конфликта своего будущего (и их конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого либо из участников.

      • Помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких, уважаемых людей и школьного сообщества.

      • Восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком.

      Также восстановительные программы учитывают традиционные российские практики примирения .

      Принципы проведения (организации процесса) восстановительных программ

      • Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.
      • Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).
      • Информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.
      • Добровольность участия сторон в совместной встрече.
      • Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.
      • В случае успешного проведения восстановительной программы и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д.

        Эффективно работающая школьная служба примирения организует системную работу со школой, направленную на развитие восстановительной культуры взаимоотношений.

        Подробнее про концепцию и технологию школьных служб примирения в книге

        www.8-926-145-87-01.ru

        Школы Санкт-Петербурга

        выбор школы — экзамен для родителей

        введите номер школы или свой адрес , чтобы получить список ближайших школ

      • Главная
      • Новости
      • Полезное
      • Вопросы
      • Контакты
      • Рейтинг школ
      • Школьная форма
      • Оставлено отзывов: 21297

      № 190, художественно-эстетический лицей

      Контактная информация:

      Результаты ЕГЭ — Лицей 190

      Результаты городской олимпиады

      Отзывы о лицее 190

      Школа так себе.
      Основной упор, похоже, делается на общеобразовательных предметах, практически невозможно в полную силу проявить себя как художники. Конечно, школа всегда была школой, и каждый учитель всегда считал свой предмет единственным и самым важным.
      Но даже художественная практика совсем не на высоком уровне. Работаем мы одними и теми же материалами, пишем почти одни и те же натюрморты на почти аналогичные задания. И хорошо в этой школе рисует тот, кто хорошо рисовал и до нее, а приобрести каких-то навыков и умений там очень сложно.

      Ни в общеобразовательном, ни в художественном плане школа особо не хороша.

      Я поступила в эту гимназию,приехав из провинциального города.
      Мне,как «не местной»,имеющую за плечами только Новгордскую художку,было не легко.Моим родителям пришлось немного помочь школе материально,но я очень и очень рада,что они нашли возможность помочь мне поступить именно туда!

      Это потрясающее место!Это лучшие педагоги!

      Наталья Наумовна — порядочный,честный,всегда готовый помочь и пойти на встречу человек!Это лучше учитель по алгебре!Я за 9 лет школы столько по алгебре не получила знаний,как с ней с 1 год!Кому-то не нравиться,что она говорит правду и не перед кем не заискивает?Ха!Будьте счастливы если ваши дети будут учиться у неё-она научит их быть честными,уметь говорить «нет»,уметь самостоятельно решать свои проблемы.

      Татьяна Владимировна Сован — всей душой люблю этого педагога!Лучшый педагог по русскому языку и литературе!Конкретно я — не хотела учить русккий, но она дала мне отличную подготовку к ЕГЭ, который я прекрасно сдала!Она привила мне любовь,понимание,обожание литературы! Для её уроков я за ночь могла выучить «Облако в Штанах», «Чёрный человек», «Реквием».Она научила нас анализировать,разбирать,понимать и чувствовать литературу!

      Благодаря 190 гимназии осознала свою дорогу по жизни,я поняла,что живопись и мечтания о «Мухе» — это большое детство,я видела наших ребят и педагогов по живописи и рисунку,я видела как они фанатичны,как они с обеих сторон отдаются работе!Я видела это-и поняла,что моя дорога другая!Сейчас мне 28 лет,у меня любимая работа,семья,прекрасная жизнь!

      190 навсегда останется «моими университетами»!Обожаю всех наших учителей!И мне очень жаль,что в 190 нет начальных классов!Через два года моей дочери идти в школу-я не сомневаясь отдала бы ее в 190!

      www.shkola-spb.ru

      Школьная практика закона

      Бертолетову соль найти в свободной продаже сложнее, чем некоторые вещества из «списка прекурсоров». Теоретически бертолетову соль можно заказать в некоторых интернет-магазинах химреактивов, но практически это достаточно сложно. И это оправдано — в неопытных руках она представляет собой довольно опасное вещество, которое в принципе почти ни для чего не требуется, кроме вот таких пиротехнических опытов. Зато, получив ее самостоятельно, вы как бы сдаете экзамен на умение обращаться с химической атрибутикой, и доказываете, что имеете как минимум, начальную квалификацию в химии.

      Получить ее самостоятельно несложно, благо дефицитных реактивов для этого не требуется — только терпение и аккуратность. Если есть химическое оборудование (колбы и трубки на шлифах и т.д.) можно получать KClO3 пропусканием хлора в горячий раствор едкого кали — благо описание этой реакции есть в каждом более-менее продвинутом пособии по химии. В условиях отсутствия оборудованной лаборатории этим путем лучше не идти: можно серьезно отравиться хлором. В этом случае проще получать хлорат электролизом хлористой соли. Процесс этот не для любителей быстрых решений, почему я и говорил о некоторой проверке, которую вы таким образом проходите.

      Получение KClO3 методом электролиза KCl

      В сети опубликовано множество описаний технологии электролиза хлористой соли натрия или калия в домашних условиях — всяк делает по-своему и у всех, что удивительно, получается. Это указывает на то, что проведение процесса проще, чем кажется. Здесь [10] приведено наиболее толковое описание технологии из всех, встречающихся в Сети, включая все вариации. Ниже описано, как автор ее реализовывал на практике. Изложение скорректировано на основе личного опыта и с привлечением других источников.

      Из расходников нужно запастись фильтровальной бумагой и индикаторными полосками для определения pH. Вместо фильтровальной бумаги удобнее использовать нетканый материал, который продается в магазинах «Садовод» — им накрывают грядки весной, чтобы тепло не уходило, а дождевая вода, наоборот, проникала в почву. Материал этот делается из полипропиленового волокна, он прочнее бумаги, не размокает в воде и может быть даже, при желании, использован в качестве фильтра неоднократно. Только проследите, чтобы материал был не слишком плотной разновидности — они предназначены для мульчирования и плохо пропускают воду.

      Кроме того, в небольших количествах понадобится бихромат (или хромат) калия, а также 5% р-р соляной кислоты. По поводу основного реактива (хлористого калия) — далее.

      Для начала нам нужен электролизер. Он делается из 700-граммовой банки с завинчивающейся крышкой, удобнее делать сразу два устройства (см. фото). Анодный электрод делается из химически стойкого материала — идеально подходит платина, но за неимением обычно используют графит. Графит плох тем, что электроды из него получаются одноразовыми, для многократного использования их как-то там покрывают двуокисью свинца, но, по-моему, овчинка не стоит выделки. Я использовал 10-миллиметровые графитовые электроды для дуговой резки — такие несложно приобрести в интернет-магазинах и стоят они копейки. Большое преимущество их в сравнении с другими источниками графита в том, что они покрыты слоем меди, к которому надежно присоединяется провод — пайкой или с помощью обжимного хомута. Из одного электрода, распиленного ровно пополам, получается два анода — для первой экспериментальной пробы достаточно.

      Половинки электрода, которые получаются длиной около 15 см, погружаются в любой раствор, растворяющий медь (перекись водорода с лимонной кислотой, разбавленная до 15-20% азотная кислота, хлорное железо и т.п.) почти на всю длину, за исключением верхних 2-3 сантиметров, которые можно защитить липкой лентой. После растворения меди промойте электрод чистой водой и к верхней части подпаяйте или прижмите хомутом отрезок гибкого провода 1,5-2,5 мм 2 . От места крепления провода в сторону длинной части на электрод натягивается отрезок термоусадочной трубки 2-3 сантиметра длиной для последующей изоляции от металла крышки.

      Одного графитового электрода диаметром 10 мм, по моему опыту, хватает как раз на нужные нем двое с половиной — трое суток электролиза, потом он эррозирует полностью и обламывается у границы электролита с воздухом. Именно поэтому мы будем вести процесс при сравнительно небольших плотностях тока — чем она больше, тем быстрее идет износ графита. При обломе анода в одной из банок, во второй процесс можно продолжить или вообще его остановить — обычно к этому времени реакция проходит процентов на 60-80%. Довести реакцию до конца можно двумя путями: или заменять электрод в процессе, или, что предпочтительней, сразу соорудить анод из нескольких электродов, сложив их вплотную друг к другу и скрепив общим хомутом или пропаянным проводом вывода (я в конце концов стал применять по три половинки электродов в каждую банку). Складывать анод из нескольких нужно также в случае, если сварочные электроды попались тоньше 10 мм.
      Кстати, если вы используете контактные щетки от троллейбуса или другие подобные графитовые изделия, то не надо в них резать резьбу, которая все равно получается непрочной и контакт, соответственно, плохим. Возьмите обжимной хомут для крепления шлангов (в «Леруа-Мерлене» продаются хомуты из нержавейки) и, если электрод не круглый, придайте хомуту плоскогубцами нужную форму, чтобы он туго обтягивал электрод после затяжки. Провод в простейшем варианте зажимается между хомутом и графитом, можно подсоединить его к хомуту маленьким болтиком с гаечкой или просто припаять. Закреплять в крышке такой электрод следует так же, как описано здесь далее — чтобы изолировать место подключения провода от непосредственного контакта с парами и газами, выделяющимися при электролизе.

      Катоды делаются из отрезков одножильного медного провода сечением 2,5 мм 2 и длиной около 12-13 сантиметров, по три штуки на каждый электролизер. На длину около 10 сантиметров провод зачищается, в верхней части около двух сантиметров остаются незачищенными с той же целью изоляции от металла крышки. На самом конце также зачищается небольшой участок, куда подпаивается провод, соединяющий все три катода вместе.

      В крышке делается пять отверстий — четыре по окружности, отступающей от внутреннего диаметра горлышка банки на 5-10 мм, и одно в центре. В три отверстия по окружности должны туго входить катоды вместе с изоляцией, в четвертое также натуго, чтобы не проваливался, анод со своей кембриковой трубкой. Чтобы отверстия имели гладкие края и точно подходили под толщину изоляции, их следует сверлить сверлом меньшего диаметра, а потом развернуть хвостовиком напильника до нужного размера. Центральное отверстие — для выхода электролизных газов, делается такого диаметра, чтобы в него свободно проходил термометр.

      Графитовый анод должен доходить до самого дна банки, медные катоды — до уровня на пару сантиметров выше. Установив электроды в таком положении и выровняв по вертикали (для чего удобно засверлить в деревянной доске отверстия, куда временно вставляются концы электродов), их закрепляют окончательно на крышке с помощью эпоксидной шпатлевки (смола, замешанная с мелом), сантехнического герметика или термоклея. Причем закрепление делают с обеих сторон крышки, чтобы электроды сидели плотно и не болтались в стороны, а газы не проникали через щели непосредственно к месту контакта с проводом.

      Таких комплектов делается два, причем нужно стараться, чтобы они получились максимально одинаковыми по всем параметрам. Мы будем включать электролизеры последовательно, потому их характеристики должны быть как можно более идентичны.

      Идеальный источник тока для наших целей — зарядник для автомобильных аккумуляторов с ручной установкой тока и амперметром. Такие стоят на момент написания этих строк около двух тысяч рублей, и содержат в техническом описании пометку «пригоден для питания электронной аппаратуры». Автоматические зарядные устройства не годятся, не годятся также обычные источники питания с установкой напряжения, а не тока. Грубым паллиативом в случае отсутствия возможности приобрести указанный источник тока может служить мощный (не менее, чем на 100 ватт) трансформатор на 12 вольт, в комплекте с выпрямительным мостом на ток не менее 10 ампер, и обязательно амперметром, хотя бы в виде обычного мультиметра. Вся эта конструкция подключается через лабораторный автотрансформатор (ЛАТР). Регулируя входное напряжение, вы устанавливаете нужный ток, контролируя его мультиметром (учтите, что все это будет еще и гудеть на частоте 100 Гц из-за того, что напряжение пульсирующее). Сомневаюсь, чтобы такая конструкция обошлась дешевле, чем готовый источник тока, у которого к тому же на выходе не пульсирующее напряжение, а нормальное постоянное.

      Один из основных вопросов: проводить ли электролиз хлористого натрия и затем обменную реакцию полученного хлората натрия с хлористым калием, или сразу хлористого калия? Хлорат калия плохо растворим в воде (см. таблицу далее) и, выпадая в осадок, мешается с графитовой пылью от эрозии анода. Потому считается, что его потом очищать труднее. Это не совсем правда — умные люди свидетельствуют, что трудозатраты по тому и другому способу примерно одинаковы. Ведь хлорат калия, каким бы способом он не был получен, все равно приходится перекристаллизовывать как минимум пару раз, и в этом процессе от графитовой взвеси избавиться не так уж сложно. Гораздо сложнее избавиться от остающихся при обменной реакции микропримесей натрия, который резко ухудшает качество цветных огней.

      За исходный материал принято брать калийное удобрение «калий хлористый» — фактически измельченный минерал сильвинит. Тогда уж действительно лучше проводить электролиз хлористого натрия — в сильвините предостаточно всего, включая натрий. Проще разориться на реактив «хлористый калий», который дешевле многих других компонентов, которые применяются в пиротехнике. Кроме KСl, как мы говорили, понадобится еще хромпик (бихромат калия, или, как его сейчас называют, дихромат) и на всякий случай соляная кислота. И того и другого понадобится совсем немного, так что можно просто выпросить у знакомого химика или в школьном кабинете.

      Электролит готовится из 180 граммов KCl на 550-600 мл воды в каждую банку (то есть, всего 360 г на 1,1-1,2 л, это почти насыщенный раствор при 20°). На это количество добавляется в каждую порцию около 2 грамм бихромата калия. Лучше готовить сразу в большой посуде, чтобы в каждой банке электролит был одинаковым.

      Теперь давайте выведем основные соотношения, чтобы прикинуть, когда заканчивать процесс и сколько он продлится в целом.

      Основное уравнение на аноде: Cl– + 6OH — 6e– = ClO3– + 3H2O

      Общее уравнение реакции: KCl + 3H2O = KClO3+3H2

      Количество электронов на один моль участвующих веществ z равно 6, тогда из закона Фарадея: m_KClO3 = (I·t/F·z)×M_KClO3. Число Фарадея F (96500 кулон/грамм-эквивалент), выраженное в ампер-часах, равно 26,8, отсюда произведение тока на время (в часах) I·t = 6·26,8×(m_KClO3/M_KClO3). Отношение массы хлората m_KClO3 к его молекулярному весу M_KClO3 равно попросту числу молей продукта, равному в данном случае числу молей исходного вещества (KCl). 180 грамм KCl (молекулярный вес 74,5) равно 2,4 моля, то есть при стопроцентном выходе мы должны получить около 300 грамм KClO3 (молекулярный вес 122,5). Из уравнения выше следует, что на это потребуется 6·26,8·2,4 = 386 ампер-часов электричества. Отсюда легко подсчитать время реакции: например, при токе в 5 ампер необходимо вести электролиз 77 часов (примерно трое суток). Потери на счет неполного протекания и ухода реакций в сторону сюда не входят, и не учитываются. Кстати, расчет полностью годится для случая электролиза хлористого натрия, а не калия, если его исходное количество брать в молях, а не в граммах (2,4 моля NaCl = 138 грамм).

      Посчитав все это, можно приступать к процессу. Так как в процессе выделяется хлор, то устанавливать всю конструкцию следует в сарае или под навесом, где за трое суток ее не достанет любопытный кот и источник тока не повредит ночная сырость. Заливаем электролит в обе банки одинаковое количество (550-600 мл на 700-миллилитровую банку) соединяем банки последовательно анодом к катоду и подключаем источник тока в правильном порядке (плюсом к аноду одной банки, и минусом к катоду второй). Выставляем ручку тока на минимум, включаем источник и устанавливаем нужный ток. Первоначально лучше установить ток порядка 2-3 А, иначе пена, образующаяся в электролите за счет выделения растворенного воздуха, может выплеснуться через центральное отверстие. В течение получаса пенообразование несколько успокаивается и ток можно довести до 5 ампер.

      После этого нужно каждые полчаса проверять температуру. Она должна установиться в пределах 40-60 градусов (больше днем, когда в сарае, где вы это все установили, температура высокая и меньше ночью, когда прохладно). Если температура лезет вверх, то следует погрузить банки на половину высоты в тазик с водой и подождать, пока она установится заново.

      Ниже 40 и выше 60 градусов реакцию вести не следует — при высокой температуре быстрее изнашивается анод, а при низкой большая часть образующегося на аноде хлора улетучится. Можно попробовать увеличить ток, охлаждая при этом банки водой, но реакция и без того идет достаточно бурно. После установления температуры проверьте напряжения на каждой из банок. При токе 5 ампер оно должно установиться на уровне 3,5-4,0 вольта. Отсюда, кстати, следует, что в 12-вольтовый источник больше двух таких ячеек включать не следует — запаса по напряжению не будет. В промышленности напряжение на ячейках устанавливается на уровне 3 вольт за счет всяких ухищрений, снижающих сопротивление электролита, но нам экономия ни к чему — за весь процесс установка съест около 400 а-ч × 8 вольт = 3,2 квт-ч электроэнергии, стоимостью на момент написания этих строк около 2,8 руб за киловатт-час (сельский район Тверской области).

      Примерно через пару часов электролит потемнеет — это начал разрушаться графит (о том, как обойти ситуацию износа электрода, мы обсуждали выше). Каждые сутки следует проверять pH, и если он отчетливо щелочной (8 и более), снижать до нейтрального 5-процентным раствором соляной кислоты (добавлять аккуратно, маленькими порциями из шприца или пипетки до нейтральной реакции). Если в процессе наступают перерывы, то следует на это время извлекать электроды из раствора, иначе будет корродировать медь. Если в процессе уровень электролита заметно снизится, можете долить свежего раствора KCl, желательно той же концентрации, что и начальный. Где-то через сутки начнет появляться осадок KClO3. При 50° в полулитре воды может раствориться около 100 грамм бертолетовой соли (см. таблицу ниже), потому выпадения осадка раньше, чем через сутки, ждать не стоит.

      Сильно затягивать процесс не следует — вместо хлората может получиться перхлорат. Признаком окончания процесса служит а) снижение интенсивности или полное исчезновение запаха хлора; б) растущее сопротивление ячейки, что выражается в повышении напряжения на ячейках до 4,4-4,5 вольт. При напряжении 5 вольт и выше идет переработка хлората в перхлорат, и до этого доводить не стоит. Проще всего контролировать процесс по времени, не превышая теоретически рассчитанной величины. Процент переработки хлорида в хлорат при этом должен составить примерно 50-60% от теоретического.

      Очистка полученного хлората

      Когда вы сочли, что реакцию следует заканчивать, можно отключить источник и вынуть электроды из банок. Первым делом после этого необходимо довести pH электролита до слабощелочного уровня (около 8), чтобы гарантировать отсутствие кислот в конечном продукте. Для этого нужно добавить 1-2 грамма КОН в каждую банку (не переборщите! Высушить хлорат с примесью едкого кали будет очень сложно). При отсутствии едкого кали можно обойтись углекислым калием, но не едким натром и не содой!. После этого можно приступить к очистке. Если переработка, которая занимает время, сразу не предполагается, то готовый подщелоченный продукт с осадком бертолетовой соли и графита можно оставить на несколько дней.

      После охлаждения осадок бертолетовой соли, перемешанный с графитом, быстро выпадает на дно банок. Некоторое количество трудноотмываемого графита могло осесть на стенках еще в процессе электролиза — на него не нужно обращать внимание. Обе банки ставим на водяную баню: в кастрюлю, ведро или тазик соответствующего размера на дно кладется сетка (изолирующая стекло от нагреваемого дна) и наливается вода до уровня горлышек — все, как при стерилизации домашних консервов. Все это устанавливается на плиту и доводится до кипения. Помешивая раствор в банке, стараются добиться, чтобы вся бертолетова соль растворилась. При 100°С в полулитре воды растворяется более 250 грамм хлората, и результат реакции, исходя из 60-70% эффективности, должен раствориться весь. Если осадок соли полностью растворяться не желает (т.е. или вы провели процесс с необычайной полнотой и эффективностью или количество электролита уменьшилось), следует слить жидкость с осадка на фильтр, и доливая воду мелкими порциями, растворить хлорат окончательно. Перед фильтрованием можно дать раствору немного отстояться, чтобы самый плотный осадок графита остался на дне и не забивал фильтр в первый же момент.

      Если нет специальной установки для горячего фильтрования, то фильтрование проще всего производить следующим методом. Надо взять самую легкую пластиковую воронку — чтобы она имела минимальную теплоемкость (но не самодельную из пластиковой бутылки от напитков — она будет деформироваться от горячего раствора) и опустить в нее полгорсти ваты. Вату следует слегка примять, чтобы она не всплывала, но не утрамбовывать, иначе фильтрование продлится слишком долго и раствор успеет остыть. Как показал опыт, в таком фильтре эффективно задерживается весь взвешенный графит. Фильтрование надо повторить дважды, предварительно подогрев отфильтрованный раствор до растворения осадка. Первый раз фильтр можно выжать обратной стороной ложки, второй раз этого делать не надо.

      После фильтрования раствор нужно остудить до комнатной температуры, поставив посуду с ним в холодную воду. При охлаждении в растворе сразу начинается кристаллизация. С кристаллов аккуратно слить маточный раствор, кристаллы откинуть на фильтр (из фильтровальной бумаги или нетканого материала) и промыть небольшим количеством — не более 100 мл — дистиллированной или просто кипяченой воды, охлажденной в морозилке холодильника. Перемешать и отжать обратной стороной ложки. Если фильтр из нетканого материала, то его можно сполоснуть маточным раствором и использовать в следующей перекристаллизации. Промывную воду присоединить к маточному раствору и все это поставить в морозилку. Через час-полтора с выпавшим дополнительно осадком проделать все то же самое и затем объединить с основной массой.

      Полученные кристаллы остаются желтыми от бихромата и содержат другие примеси. Их необходимо перекристаллизовать повторно. Поставьте миску с кристаллами на плитку и долейте немного воды (обязательно кипяченой или дистиллированной). Когда раствор закипит, то начинайте постепенно доливать воду, пока при кипении не растворятся все кристаллы (но не более того!). Охладите полученный раствор и отфильтруйте на том же фильтре, что ранее. Промывать после этого кристаллы нужно слоями: промыв верхний слой охлажденной водой на фильтре (не более 10 мл воды за раз), отожмите его ложкой и снимите в блюдечко. Затем проделайте то же самое со следующим слоем и так до конца. Промывную воду также присоедините к маточному раствору и поставьте в морозилку на час, после чего можно отфильтровать и промыть остаток.

      Если реакция доведена до конца и очистка проделана на настоящем химоборудовании (установка для горячего фильтрования под вакуумом и т.д.), то должно получиться около 400 грамм хлората калия на обе банки (выход примерно 65-70%). В реальности, если все проделано аккуратно, вы, скорее, должны рассчитывать на 50-процентный выход (около 300 грамм), зато продукт будет чистый и безопасный в применении. На это должен указывать его цвет: кристаллы должны быть совершенно белые, может быть с легким налетом желтизны от бихромата. Если хотите, то для надежности можно провести еще одну перекристаллизацию, но в принципе этого достаточно. Учтите, что, хотя хлорат калия не гигроскопичен, сушить результат надо на нагревательном приборе или в духовом шкафу (не выше 100 градусов!), периодически перемешивая — естественным путем он может не высохнуть и за неделю.

      Вата, использовавшаяся для фильтрации от графитовой взвеси, может быть высушена и использована для эффектной демонстрации. Поджигать ее следует либо длинной каминной спичкой, либо завернуть в бумагу и поджигать обертку.

      Зачем оно надо

      Составы цветных огней можно сделать на основе не перхлората, а хлората калия (такие рецепты, в частности, приводят Чувурин [2] и Солодовников [8]). Хлоратный состав, например, сине-голубого огня горит интенсивнее и не «умирает» под давлением, потому годится для ракеты-форса. Температура воспламенения хлоратных смесей ниже (200-300°С), чем нитратных и перхлоратных (400-500°С), потому они лучше подходят для изготовления звездок. Но бертолетова соль в применении гораздо опаснее остальных окислителей и даже многих настоящих взрывчатых веществ.

      Внимание! Все смеси с бертолетовой солью, особенно с присутствием металлов, пробовать на поджиг только с помощью длинных «каминных» спичек или лучины! Иначе ожог пальцев обеспечен наверняка.

      Опасность бертолетовой соли заключается, во-первых, в исключительной чувствительности ее смесей с органическими веществами к удару и трению. В этом плане она намного превышает остальные подобные вещества, даже специально предназначенные для взрыва при ударе, такие, как ацетиленид серебра, азид свинца, гремучую ртуть и прочая. Практически любая горючая примесь — уголь, сахар, древесная и обычная пыль, крахмал — способны заставить хлорат калия взорваться при растирании в ступке. Особенно отличается в этом плане сера, которая, кстати, вместе с бертолеткой входит в состав спичечных головок. Для иллюстрации аккуратно соскоблите состав с головки спички и стукните молотком по его горке на твердом основании — будет микровзрыв, хотя в состав головки специально вводят флегматизаторы, заодно окрашивающие состав и увеличивающие трение (свинцовый Pb3O4 и железный Fe2O3 сурик, толченое стекло). Поэтому спички можно зажигать без намазки, сами по себе, если резко провести головкой по шероховатой поверхности (струганное нелакированное дерево, школьная доска, картон или просто ровный лист бумаги на твердой поверхности).

      В принципе любая смесь бертолетовой соли с горючими веществами может служить в виде терочного или ударного запала. Автор, например, использовал для этой цели смесь хлората калия с примерно 10-15% угольной пыли — такой состав хорошо формуется во влажном состоянии и долго хранится без последствий. Еще лучше воспламеняются от трения и удара смеси с серой, но они опасны просто при хранении, вот цитата из переводного пособия нидерландского пиротехника Wissel’a [4]:

      «Смеси, содержащие серосодержащие материалы под действием влаги и кислорода воздуха выделяют небольшие количества серной кислоты: 2S+2H2O+3O2 = 2H2SO4, которая легко реагирует с серой образуя смесь политионовых кислот родоначальницей которых является тритионовая кислота H2S306. Политионовые кислоты в смеси достаточно стойки, но при испарении или нагреве разлагаются, выделяя SO2: H2S3O6 = H2SO4+S02+S, реакция необратима, но потери кислоты компенсируются окислением новых порций серы. Указанные процессы в серосодержащих смесях приводят к накоплению серной кислоты, которая весьма гигроскопична и притягивает в смесь еще больше влаги, катализируя собственное образование. Под действием серной кислоты хлорат калия переходит в сульфат образуя хлорноватую кислоту которая постепенно разлагается выделяя СlO2, SO2 образующийся при разрушении политионовых кислот так же вступает в реакцию с хлоратом калия: SO2 + 2KClO3 = 2CIO2 + K2SO4. Выделяющийся ClO2, являясь сильным окислителем, окисляет серу: 2CIO2 + 4S = 2SO2 + S2Cl2, или суммируя приведенные уравнения: S02 + 2KClO3 + 4S = 2SO2 + S2Cl2 + K2S04. Как видно из уравнения, количество SO2 быстро растет, каждая новая порция SO2 удваивается. Начинается постоянно нарастающий цепной процесс, результатом которого является выделение все больших количеств теплоты, что в результате приводит к локальному нагреву смеси и ее самоинициированию, а при быстром нагреве и к взрыву».

      Причем это не теоретические измышления, а реальная практика — согласно Чувурину, описаны многочисленные случаи самовозгорания хлоратных смесей, содержащих серу. Изложенное не противоречит концепции спичек, в головках которых, содержащих серу (4-5%) и бертолетову соль (до 60%), никаких таких процессов не происходит, потому что их специально стабилизируют введением щелочных компонентов, реагирующих с кислотами и гасящих все эти реакции в зародыше — в головках это может быть, например, окись цинка (цинковые белила) ZnO. В пиротехнические хлоратные смеси для стабилизации можно вводить карбонаты (которые, впрочем, снижают и целевые качества смесей). Лично я стараюсь не хранить хлоратные смеси с серой, а если приходится, то в плотно закрытой банке, куда положен пакетик с силикагелем.

      Если терочные и ударные составы с бертолеткой необходимо замешать на клею (хотя иногда это необязательно — увлажненная смесь, например, с углем отлично прессуется и образует достаточно прочный конгломерат без дополнительного связующего), то в качестве связующего лучше использовать желатин (костный клей), проверенный на тех же спичках, или декстрин, используемый в хлопушках. Можно также замешивать на синтетических клеях (БФ-2, нитролак). Декстрин, который не препятствует поглощению влаги, и, следовательно, развитию процессов, описанных выше, не стоит использовать для долговременного хранения.

      Наиболее известна смесь бертолетовой соли с красным фосфором («запал Армстронга»), которая, в частности, применяется в обычных новогодних хлопушках. Смесь очень чувствительна и реагирует на слабое нагревание и трение (например, взрывается при растирании между пальцами). Если влажную смесь в количестве всего 0,8-1 грамм закатать в бумагу, то после высушивания такой заряд вдребезги разносит картонную трубку со стенками в 4 мм толщиной (начинаешь верить в «порох Мерло», состоящий из обрезков бумаги, пропитанной бертолетовой солью [1]).

      Если будете делать «запал Армстронга» (он может быть очень эффективен при добавке в фонтаны), то учтите несколько моментов. Во-первых, рабочее количество смеси — где-то 0,25-0,3 грамма максимум (из 10 грамм смеси 30-40 порций). 0,8-1 грамм — это уже очень много, такое количество, как говорилось, разносит корпус. Больше десяти грамм смеси готовить за раз я не рекомендую, да это и не требуется: над упаковкой 30-40 порций вы и так устанете, а их хватит на снаряжение десятка фонтанов.

      Во-вторых, после работы внимательно проследите, чтобы крупинок смеси не оставалось на столе, рабочих инструментах, подстеленной бумаге и, главное, чтобы пальцы были чистыми. На пальцах смесь высыхает очень быстро и попытавшись инстинктивно ее растереть, рискуете получить серьезный ожог. А крупинки на столе могут в дальнейшем случайно поджечь что-нибудь горючее или взрывоопасное. Все такие предметы нужно обязательно протереть влажной тряпкой (или ватой с ацетоном, если смесь готовилась не на воде), бумагу, вату и тряпки потом выбросить так, чтобы они что-нибудь не воспламенили (лучше всего спустить в канализацию).

      Порядок приготовления: взвешивают отдельно 7,5 грамм бертолетовой соли, 0,5 грамма декстрина и 2,5 грамма красного фосфора. В профессиональных изделиях (хлопушках) добавляют в качестве горючего до 15% трехсернистой сурьмы, которая обеспечивает некоторое количество газообразных продуктов. Бертолетову соль растирают в ступке, фосфор отдельно на бумаге пальцем. Растертую бертолетку перемешивают на листе бумаги с декстрином, ссыпают в рюмку и добавляют 1 мл воды или 25-процентного раствора спирта. Вместо декстрина и воды можно использовать неводный синтетический клей (типа БФ-2, например), нитролак, или идитоловый лак (раствор идитола в спирте) но такой состав сохнет быстрее, потому придется торопиться. Во влажную бертолетову соль добавляют красный фосфор. Смесь должна быть густоты сметаны, причем с окончательным результатом надо подождать до разбухания декстрина минут 20: если она слишком густая — добавьте каплю воды. Если вы с жидкостью промахнулись, то лучше не ждать, пока смесь подсохнет и загустеет, а взвесить еще немного компонентов и добавить по очереди в смесь.

      Размешанную массу (во влажном состоянии она безопасна) раскладывают на заранее нарезанные кусочки 1х1 см картона или плотной бумаги и оборачивают одним слоем туалетной или газетной бумаги, смоченной декстриновым клеем, так, чтобы не оставалось торчащих концов бумаги. Высохшая смесь должна быть цвета «соль с перцем» (при избытке красного фосфора она просто красно-коричневая). Можно сделать несколько разрывных зарядов побольше размером.

      Попытки поджечь какую-нибудь горючую смесь с помощью «запала Армстронга» могут служить иллюстрацией к тому положению, что характер горения пиротехнических смесей очень зависит от того, как именно их воспламеняют. «Запал Армстронга» заставляет взрываться все, что в принципе к этому способно: самодельный черный порох, пороховую мякоть, плохо утрамбованные цветные составы, алюминий с марганцовкой и т.п. Вполне вероятно, что он взрывает и настоящие ВВ, которые без инициирующего ВВ не взрываются. То есть это вполне приличный инициирующий состав, но только требующий крайней осторожности в применении (говорят, французы и, кажется, немцы довольно долго применяли терочные запалы в гранатах, хотя, конечно, давно от них отказались). Хранится в сухом состоянии правильно составленная «смесь Армстронга» вполне надежно, новогодние хлопушки срабатывают и спустя годы.

      Автор хранит готовые запалы в герметично закрывающейся пластиковой баночке. Чтобы они не пересыпались и не терлись друг об друга при переноске, сверху их прижимают ватой и дополнительно вкладывают пакетик с силикагелем. Учтите, что без связующего смесь хлората калия с фосфором может взрываться самопроизвольно. Шидловский [11] пишет, что добавка идитолового лака значительно повышает устойчивость смеси за счет обволакивания зерен состава. Очевидно, таким же действием обладают и другие связующие.

      У автора в практике был случай самоподрыва такой смеси, замешанной на декстрине. Несколько порций смеси хлората калия с большим избытком красного фосфора (получившегося потому, что делалось по самодеятельным рецептам из форумов, где тупо повторяется объемное соотношение 3:1, хотя на самом деле оно такое по весу) примерно по 1-2 грамм с добавкой декстрина были повторно размочены в воде и затем закатаны по отдельности в бумагу. После сушки они помещены в пластиковый стакан и сверху легонько прижаты пучком ваты для исключения их трения друг об друга. Через несколько часов стакан без видимых причин с оглушительным грохотом взорвался. Обошлось без последствий, так как общее количество смеси было невелико, только клочки обгоревшей ваты и кусочки пластика потом пришлось собирать по всему помещению. Автор предполагает, что в этой смеси сыграла роль вся совокупность факторов: избыток фосфора, повторное смачивание и наличие ваты, которая удерживала тепло при окислении красного фосфора во влажной среде.

      «Смесь Армстронга» чувствительна к трению и резкому удару, простое давление она (запакованная в мягкую бумагу) переносит довольно достойно, потому ее можно вкладывать в фонтаны, перемежая слоями составов цветных огней. Каждый такой слой уплотняют осторожно, без резких движений.

      В пиротехнике хлорат калия почти всегда может быть заменен на менее опасный перхлорат, но в некоторых случаях в составах цветных огней и звездок целесообразно все-таки использовать хлорат (у Чувурина [1,2] большинство рецептов с хлоратом, у Солодовникова [8] вообще все). Если приведенные далее смеси с нитратами и перхлоратом калия можно и даже желательно перемешивать совместным растиранием, то смеси с бертолетовой солью ни в коем случае! Хлорат калия растирать отдельно, ступку до и после растирания вымыть или протереть влажной тканью. Перемешивать с растертыми отдельно компонентами небольшими порциями пальцем или обратной стороной ложки на листе бумаги, а затем встряхиванием в закрытой банке (разумеется, к составу Армстронга последнее не относится!). Хорошим способом в некоторой степени обезопасить себя при смешении составов с бертолетовой солью служит совет из [8] — смачивать компоненты перед смешением небольшим количеством спирта (не более 3-5 грамм на 100 грамм смеси); заодно это предотвращает пыление.

      Повторим, что хлоратные составы с серой не следует хранить длительное время, или хранить следует так, чтобы исключить попадание влажного воздуха — в жестяных или пластиковых коробках, куда вместе с ними вкладывается мешочек с силикагелем для осушения воздуха.

      revich.lib.ru

      Смотрите так же:

      • Налог с продаж у юр лица Налог с продажи нежилого помещения с долями юр. лица и физ. лица Здравствуйте. Я ИП (на 6%) продаю нежилое помещение, в помещении велась предпринимательская деятельность. Мне принадлежит […]
      • Обстоятельства которые учитываются судом при назначении наказания Общие начала назначения наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Обязательное смягчение наказания (ст. 62, 64-66 УК). Обязательное усиление наказания (ст. 68, 69, 70 […]
      • Правила после прививки Что нельзя делать после прививок Давайте ознакомимся с общими рекомендациями, которые помогут легче перенести прививку и предупредить риск осложнения. Рассмотрим, что нельзя делать после […]
      • Законодательство по разводам Новое законодательство по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью С 1 января 2017 года начнут действовать изменения, внесенные в Законы о хозяйственных обществах Федеральным […]
      • Форма кнд налог на прибыль ЕНВД-3. Заявление о снятии с учёта организации как плательщика ЕНВД В то время как форма ЕНВД-1 служит для постановки предприятия на учет с налогообложением по вмененному доходу, ЕНВД-3 […]
      • Материнский капитал после 16 года Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их […]