Сколько рюриковичей правило

Родословная Рюриковичей

Рюриковичи — княжеский, царский и позднее королевский род на Древней Руси, идущий от потомков Рюрика, со временем раздробившийся на множество ветвей.

Семейное древо Рюриковичей очень обширно. Большинство представителей династии Рюриковичей являлись правителями Древнерусского государства, а также русских княжеств, которые образовались после разделения русских земель. Часть представителей династии позднее принадлежала к королевскому роду других государств: Венгерско-Хорватское королевство, Великое княжество Литовское, Болгарское царство, Грузинское царство, Герцогство Австрия и др.

История династии Рюриковичей

Согласно летописям, в 862 г. сразу несколько племен (ильменьские словене, чудь, кривич) призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло из-за того, что племена, жившие на территории будущей Руси, постоянно одолевали междоусобные войны и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходом трех братьев междоусобицы прекратились, русские земли стали постепенно объединяться, а племена стали малым подобием государства.

До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, не имевшие собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который привел за собой весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было не один век править на Руси.

Хотя первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет.

Правление династии Рюриковичей на Руси

Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 г. при князе Олеге Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси.

В 944 г. во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 г. княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка — дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 г. новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 г. князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления. В 963 г. Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества — государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-го — первая половина 12-го в.). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.

Начиная со второй половины 12-го в. и до середины 13-го в. на Руси правили следующие представители Рюриковичей: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. В этот период, хотя и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13-го в. и до конца 14-го в. Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья не раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 г. удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Во время правления Ивана Калиты столица была перенесена в Москву, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2-й окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3-го, Василия 3-го и Ивана Грозного началось становление централизованного государства, с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном, и вскоре на Руси наступило Смутное время — было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

Конец династии Рюриковичей

Иван Грозный имел двух сыновей — Дмитрия и Федора, однако Дмитрий был убит, а Федор так и не смог завести детей, поэтому после его смерти на Руси стал править Борис Годунов. В этот же период начала приобретать силу и политический авторитет династия Романовых, представители которой породнились с царской семьей Рюриковичей и вскоре взошли на престол. Они правили несколько веков.

historynotes.ru

Рюриковичи: начало и конец династии

Колумнист АиФ.ru Пётр Романов вспоминает годовщину окончания династии Рюриковичей и находит в ней изрядную долю работы политтехнологов тех лет.

Или, точнее, конец и начало. Шиворот навыворот, конечно, но так проще. В январе 1598 скончался Фёдор Иоаннович — последний в царской династии Рюриковичей.

Многие, правда, сюда же добавляют ещё и Василия Шуйского. Что, на мой взгляд, спорно. Он действительно из Рюриковичей, но, во-первых, не по прямой царской линии (он принадлежал к суздальской ветви), а во-вторых, в промежуток между Фёдором и Шуйским вклиниваются Борис Годунов и Лжедмитрий, да и царствовал он в разгар Смуты, когда разговор о какой-то государственности на русской земле весьма условен.

И позже многие из Рюриковичей играли в нашей истории важную роль. На престол, правда, уже не претендовали, но на вершину властной пирамиды, тем не менее, поднимались. Достаточно вспомнить последнего канцлера российской империи, друга Пушкина по царскосельскому лицею, блистательного дипломата, князя Александра Михайловича Горчакова. Это ему принадлежат знаменитые слова, сказанные в период великих реформ: «Россия сосредотачивается». А сосредоточившись, сумела вернуть себе всё, что потеряла после Крымской войны.

С началом правления Рюриковичей всё намного сложнее, поскольку царской династии предшествует ещё длинная и разветвлённая княжеская династия. А само появление на русской земле Рюрика приобрело во многом характер легенды. Как однажды с иронией заметил Василий Ключевский: «В историческом вопросе чем меньше данных, тем разнообразнее возможные решения и тем легче они даются».

Вот и здесь нечто похожее. Летопись о том, как славяне сами попросили варягов прийти и править ими, потому что на русской земле порядка нет, известна широко. Вместе с тем, как отмечают серьёзные исследователи, сказание о призвании князей не похоже на народное предание, поскольку не носит в себе его обычных признаков. Скорее всего, речь идёт о типичном «политическом заказе», только древнем, то есть о попытке обосновать правомочность власти Рюриковичей. Тот же Ключевский не без юмора назвал эту легенду «схематической притчей о происхождении государства, приспособленной к пониманию детей школьного возраста». То, что в эту «притчу» и сегодня верит множество людей уже далеко не школьного возраста, свидетельствует лишь о том, что у нынешних политтехнологов были достойные предшественники.

Впрочем, даже если принимать эту распространённую версию за чистую правду, то и тогда, если верить летописям, славяне во многих местах встретили пришельцев не хлебом и солью, а с оружием в руках. А спустя короткое время возмутились даже те, кто вроде бы и звал Рюрика — новгородцы. Так что, выходит, начали бунтовать наши предки ещё до появления на геополитической карте названия Русь и понятия «русские люди».

Хорошее представление о варягах даёт биография одного из них, описанная Василием Осиповичем Ключевским: «Во второй половине IX века много шумел по Эльбе и Рейну современник и тёзка нашего Рюрика, может быть, даже земляк его, датский бродяга-викинг Рорих, как называет его Бертинская хроника. Он набирал ватаги норманнов для побережных грабежей, заставил императора Лотаря уступить ему в лен несколько графств во Фрисландии, не раз присягал верно служить и изменял присяге, был изгоняем фризами, добивался королевской власти на родине и, наконец, где-то сложил свою обременённую приключениями голову. И достойно замечания, что, подобно дружинам первых киевских князей, эти ватаги пиратов состояли из крещёных и язычников».

Вот такие гости и появились в древнем Новгороде, на который летописцы указывают как на инициатора приглашения варягов. Правда, тут (если дальше идти уже не за легендой, а за фактами) произошло крупное недоразумение. Новгородцы звали варягов вовсе не на престол, а лишь для дозорной службы, то есть приглашали их как наёмников, обычных «солдат-контрактников». Рюрик же готов был охранять новгородцев и все соседние племена при условии безусловного подчинения ему и его «управленческому аппарату». Между тем, как это нередко случается с бюрократическим аппаратом, он много воровал, был не всегда компетентен, зато вёл себя, судя по всему, беспардонно.

С этого и начались крупные неприятности. Читаем Ключевского: «Водворившись в Новгороде, Рюрик вскоре возбудил против себя недовольство: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы „оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его“. Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, „храброго Вадима“ и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными (сегодня бы, наверное, сказали „отвязанными“ — П.Р.) туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, хотели кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалование превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством».

Позже упорное сопротивление пришельцам, которых они-то уж точно не звали к себе в гости, оказали древляне. Можно предположить, что точно так же поступили и многие другие славянские племена, о чём умолчали наши осторожные летописцы. Впрочем, не исключено, что нужные летописи просто не пробились к нам сквозь толщу немилосердных веков.

Общий итог противостояния, тем не менее, хорошо известен. Сопротивление было силой подавлено. Опытные военные дружины варягов распространяли своё влияние всё дальше вокруг Новгорода, в чём Рюрику помогали два его брата Синеус и Трувор. Как пишет Карамзин: «Люди, упорные в своей независимости, слушались единственно того, кто держал меч над их головою». То есть, смирение пришло не сразу, так что легко догадаться: варяжский меч на непокорные славянские головы опускался многократно. Много позже варяги и славяне перемешались и породнились, а их потомки уже дружно ходили на Царьград. Ситуация для мировой истории обычная. И, тем не менее, выделим из сказанного главное. Удельную княжескую власть в полном смысле слова государственной, разумеется, не назовёшь, но первый шаг к её появлению был сделан. И эта протогосударственная власть пришла к нам с мечом.

Снова прибегли Рюриковичи к помощи политтехнологов уже на этапе концентрации власти в одних великокняжеских руках, то есть на этапе перехода уже к царской династии, когда вопрос объединения других уделов под властью Москвы был в целом завершён. Это эпоха великого князя Ивана III, который первым в отечественной истории стал себя называть «государем всея Руси».

Только вот родословная, ведущая свой отсчёт от «бродяг», для царской династии, разумеется, не годилась. Это последователям Ивана III пришлось думать лишь о своих преемниках, а самому Ивану нужно было ещё определиться с тем, чьим преемником является он сам. Вот он и постарался. Новая доктрина звучала примерно так: когда римский император Август стал изнемогать от непосильной ноши огромной власти, он разделил свои обширные владения между братьями. Одного из братьев — Пруса — он посадил править на берегах рек Вислы и Немана. Именно поэтому вся эта земля и стала называться Прусской. Так вот, великий государь Рюрик, утверждала новоиспечённая легенда, потомок Пруса в четырнадцатом колене, и положил начало царской династии на Руси.

На ход мысли тогдашних политтехнологов стоит обратить внимание. При всём уважении к Византии, Москва и Иван III сочли необходимым связать себя пуповиной не с Константинополем, а с Римом. Думается, причина кроется не только в желании добавить несколько веков к родословной. Можно было сколько угодно рассуждать о превосходстве православия над католицизмом, но при этом отдавать себе отчёт в том, что Запад во многом ушёл вперёд по сравнению с Русью. Не способная пока ещё перебросить мостик в будущее, чтобы догнать Европу (это произошло только в эпоху Петра Великого), Москва выстроила мостик в прошлое. Чтобы хотя бы породниться с Западом.

При сыне Ивана III — Василии завершилось объединение великорусской народности. Он же добился и легализации царского титула. В договоре 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I (на тот исторический момент эту формальную должность занимал австрийский император) сын Ивана III и Софьи Палеолог был назван уже русским царём.

Однако это была лишь констатация факта. Русь стала самодержавной задолго до благословения «императора Священной Римской империи». Причём русский государь получил в свои руки власть, о которой не мог и мечтать ни один из западных королей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

www.aif.ru

1150-летие российского государства: «Рюриковичи мы!»

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Президент Дмитрий Медведев издал указ «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» в 2012 году.

Аналитики принялись гадать, является ли это еще одним косвенным свидетельством его намерения идти на второй срок.

За злобой дня как-то отошел на второй план вопрос: а что собираемся отмечать? Кто и каким образом «основал Россию»?

В 862 году к власти в Новгороде пришел Рюрик — первый достоверно известный истории русский князь.

По тем временам событие было довольно заурядное. Близилась к концу, но еще не завершилась «богатырская эпоха», когда границы и законы еще не сформировались, города и территории непрерывно меняли хозяев, которых сегодня назвали бы «авторитетными полевыми командирами».

Протогосударства и правители имелись у восточных славян и до Рюрика. В истории фигурируют имена «славянского князя» Буса, убитого в 368 году предводителем готов Германарихом, и легендарного Кия. Академик Борис Рыбаков писал о существовании в VII веке «державы волынян», живший в то же время арабский историк ибн-Фадлан – о расположенных где-то на территории современных России и Украины «Славии», «Куявии» и «Артании».

Но именно Рюрику посчастливилось стать родоначальником династии, правившей 700 с лишним лет, и основателем государства, при всех пертурбациях, существующего и поныне.

С 862 года Русь-Россия неизменно присутствует на исторической сцене.

Во времена Рюрика Русь была бесписьменной. Главный источник знаний о той эпохе — «Повесть временных лет» — появился два с лишним столетия спустя.

О месте и времени рождения и происхождении Рюрика достоверной информации нет.

Иван Грозный выводил родословную далекого предка аж от первого римского императора Октавиана и называл себя «сродником Августу кесарю», но всерьез к его притязаниям никто не относился.

До классических монархий, в которых старший сын короля наследовал трон, даже будучи полуидиотом, а самый великий деятель без «легитимности» мог рассчитывать, максимум, на пост министра, было еще далеко. В раннем средневековье постоянно шла реальная борьба за власть. Сын правителя, конечно, имел преимущество, но, чтобы утвердить себя во главе буйной вооруженной ватаги, требовалась, прежде всего, сильная собственная харизма.

Древний польский король Пяст начинал мастером-колесником, Само, создавший в VII веке сильную державу на территории современной Чехии — торговцем.

Мы не знаем, насколько знатен был Рюрик в позднейшем смысле этого слова. С современной точки зрения гораздо важнее то, что первый русский князь, несомненно, являлся незаурядной личностью.

Он был одним из, по выражению Василия Ключевского, «морских королей», которые вели из холодной скудной Скандинавии «ватаги удальцов», чтобы «на дальних берегах снискать славу и добычу», а при возможности охотно садились на землю в теплых богатых странах.

Они называли себя «викингами» от слова древнескандинавского «вик» — «поход». На западе Европы их звали «норманнами» — «северными людьми». На Руси утвердился термин «варяги» — от слова «варингер», обозначавшего наемных телохранителей византийских базилевсов (отсюда же произошла «гвардия»). Викинги с одинаковой охотой шли на службу к византийцам, и грабили их.

Викинги основали норманское Сицилийское королевство, Нормандское герцогство на севере Франции и Область Датского закона на юго-востоке Англии, в 845 году взяли и разграбили Париж, добрались до Гренландии и Ньюфаундленда.

«Рюрик» или «Рорик» — распространенное древнескандинавское имя. Его носил, в частности, живший в VII веке датский король, доводившийся дедом принцу Гамлету. Сюжет для трагедии Шекспир взял из «Хроники Саксона Грамматика». Современное голландское «Родерик» и испанское «Родриго» — того же корня.

Как это было?

В истории вокняжения Рюрика тоже немало белых пятен.

В «Повести временных лет» говорится, что варяги то ли правили северо-западной Русью, то ли взимали дань с ее жителей еще до Рюрика. В 859 году их «прогнали за море». Тут же начались раздоры между местными племенами словен ильменских, чуди и кривичей, и спустя три года было решено призвать чужеземного князя, дабы ни одно из племен не получило преимущества.

Летопись рассказывает, что идею подал знатный новгородец Гостомысл, а явившиеся к Рюрику делегаты обратились к нему со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; приходите и владейте».

Слово «варяги» до сих пор является в русском языке нарицательным. «Варяги нужны!» — так говорят, когда дело не клеится, свежие идеи не приходят в голову, а среди работников нет согласия. «Варягами» называют начальников, пришедших в коллектив со стороны, и футбольных легионеров.

Граф Алексей Константинович Толстой обыграл знаменитую фразу в сатирической поэме «История государства российского», смысл которой заключался в том, что во все времена и при самых разных правителях порядка на Руси как не было, так и нет.

Классики отечественной науки по-разному относились к версии «Повести временных лет».

Поклонник самодержавия Николай Карамзин был ее горячим сторонником, подчеркивая, что монархия в России, в отличие от Запада, возникла не в результате завоевания, а по воле народа.

Сергей Соловьев также не ставил ее под сомнение.

Ключевский допускал, что «призвание варягов», и особенно, фраза про отсутствие порядка могли быть придуманы придворными летописцами потомков Рюрика, чтобы «прикрыть факт разбоя и узурпации».

Он склонялся к мысли, что в той или иной форме призвание все же имело место, но при утверждении новой власти «не все царствовали мир да любовь», и «дело не обошлось без вражды и насилия».

Всего через два года новгородцы заявили, что «быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и его рода», и подняли восстание, которое Рюрик подавил, убив его предводителя Вадима Храброго (по некоторым данным, собственноручно).

В том же году часть Рюриковой дружины во главе с Аскольдом и Диром оставила своего господина и обосновалась в Киеве, а еще через два года отправилась в поход на Константинополь.

Есть свидетельства, что они намеревались наняться на службу к императору Михаилу, но не договорились об оплате, и тогда ограбили византийцев.

В 867 году от Рюрика снова бежала в Киев большая группа «мужей новгородских» — судя по всему, не варягов, а славян.

Сам Рюрик дальних походов не предпринимал, а постепенно расширял доставшиеся ему владения и пытался упорядочить управление и сбор налогов.

Этим он отличался от ближайших преемников — Олега, Игоря и Святослава, которых набеги на Византию интересовали больше собственной страны. Лишь княгиня Ольга и Владимир Креститель вернулись в этом смысле к политике Рюрика.

По данным «Повести временных лет», депутация отправилась к Рюрику «за море». Позднейшие источники сообщают, что он к тому времени уже княжил в Ладоге примерно в 200 километрах от Новгорода.

Нет полной ясности и с младшими братьями Рюрика – Синеусом и Трувором, которые, якобы, пришли с ним и уселись княжить в Белоозере и Изборске, а через два года практически одновременно умерли по неизвестной причине.

Некоторые исследователи полагают, что их не существовало, а путаница возникла из-за древнескандинавской фразы «Рюрик синехус трувор», означавшей «Рюрик и его люди».

Многочисленный род

Рюрик умер в 879 году.

Через три года его военачальник, а, по некоторым данным, и родственник, Олег, правивший за малолетством Рюрикова сына Игоря, спустился с войском по Днепру, убил Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев — там климат был получше, и богатая Византия поближе.

Олег, а затем Игорь взяли под контроль обширные земли по обе стороны водного пути «из варяг в греки». Возникла огромная держава — Киевская Русь.

Название «Русская земля» впервые появилось в 945 году в договоре Игоря с Византией.

Все князья, правившие в городах Киевской Руси, были потомками Рюрика. Страна считалась как бы коллективной собственностью этого рода.

Рюриковичами являлись Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Ярослав Осмомысл, Даниил Галицкий, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской.

Иван Грозный в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» на вопрос милиционера, как его фамилия, ответил совершенно правильно: «Рюриковичи мы!».

Великокняжеско-царская ветвь рода оборвалась в 1598 году со смертью сына Грозного — Федора Иоанновича.

Последним Рюриковичем на русском престоле был Василий Шуйский. Романовы происхождением от Рюрика похвалиться не могли.

Остальные Рюриковичи со временем стали либо боярами великих князей и царей московских, либо вельможами Речи Посполитой. Быть Рюриковичем в России означало принадлежать к самой высшей знати.

Женщины из рода Рюрика выходили замуж за королей Франции, Польши и Норвегии, дав начало многим аристократическим фамилиям.

В дальнем родстве с Рюриковичами состояли Уинстон Черчилль, Джордж Вашингтон, Франклин Рузвельт, Симон Боливар, герцог Веллингтон, кардинал Ришелье, Отто фон Бисмарк, Рубенс, Тулуз-Лотрек, Байрон, Александр Дюма, Джонатан Свифт, Жан-Поль-Сартр, Антуан де-Сент-Экзюпери, Роберт Льюис Стивенсон, Фритьоф Нансен.

«Зловредный норманизм»

1000-летие Руси широко отмечалось в 1862 году. В Новгороде возвели известный памятник в виде колокола, украшенный 109 скульптурами великих россиян. По распоряжению Александра II из списка вычеркнули Ивана Грозного.

В 1892 году «Рюриком» назвали новейший броненосный крейсер, впоследствии погибший под Цусимой.

Серьезные историки в реальности Рюрика и роли варягов в основании государства Российского никогда не сомневались. Дискуссии велись о деталях.

Единственным исключением был Ломоносов, да и то не столько по научным, сколько по политическим причинам. Михаил Васильевич являлся, прежде всего, крупным организатором и лоббистом научных и образовательных проектов. Во все времена, а при абсолютизме и подавно, успех в таких делах был невозможен без конъюнктурности.

Императрица Елизавета позиционировала себя как глубоко национальная правительница, «дщерь Петрова». Предыдущее царствование, ознаменовавшееся «бироновщиной» и «немецким засильем», считалось черной страницей истории.

Ломоносов уловил тренд: в российской Академии наук засели немцы, едят наш хлеб, да еще разводят при этом теории, будто цивилизацию и государственность России дали скандинавы, то есть, практически, те же немцы!

Когда академик Миллер в 1749 году опубликовал работу «О происхождении имени и народа российского», Михаил Васильевич написал на нее «Возражения», изобиловавшие политическими ярлыками и руганью.

Обе стороны апеллировали ко двору. Миллер, кроме того, жаловался европейским коллегам, обвиняя Ломоносова в интригах и научной недобросовестности.

В результате Миллера, виновного лишь в том, что он исправно читал и цитировал древнерусские летописи, понизили в должности с академика до адъюнкта и урезали ему годовое жалование с тысячи до 360 рублей.

Миллер еще легко отделался. При Сталине за приверженность «норманизму» можно было получить срок. «Возражения» Ломоносова переиздали и объявили непререкаемой истиной.

Вплоть до распада СССР Рюрик и варяги в школьных учебниках не упоминались. В солидных трудах проводилась мысль, что возникновение Древнерусского государства было результатом долгого самостоятельного развития восточных славян, и, в конце концов, неважно, кем по национальности были первые князья.

1100-летие русской государственности прошло незамеченным. Зато в 1982 году широко отметили условное 1500-летие Киева, приурочив его к 60-й годовщине образования СССР.

В современной России историю вновь учат по Карамзину и Соловьеву. Галерея выдающихся лидеров России в Большом Кремлевском дворце открывается портретом Рюрика. Разумеется, условным — как он выглядел на самом деле, неизвестно.

Чего стесняться?

Советские историки были отчасти правы: не месте Рюрика действительно мог оказаться кто угодно. Тот же Вадим Храбрый вполне мог победить и основать династию.

Основатель Французского королевства Хлодвиг был не местным жителем, галлом, а вождем пришлого германского племени салических франков. Английский престол в 1066 году захватил Вильгельм Завоеватель — такой же норманн, как Рюрик, только предварительно офранцузившийся. И это не мешает французам и англичанам гордиться своей историей.

Варяги превосходили славян воинственностью и организованностью, но никак не культурой, и быстро ассимилировались. Рюрик, по словам современного историка Игоря Бунича, являлся «неграмотным язычником в рогатом шлеме».

Культуру, религию и письменность Русь получила от Византии.

Данного факта отчего-то никто никогда не стыдился. То ли дело в особой неприязни «квасных патриотов» именно к Западной Европе, то ли заимствовать гуманитарные знания, с их точки зрения, не зазорно, но уж управлять и воевать мы сами поучим кого угодно!

«Отец городов русских»

Так назвал свою книгу историк Андрей Буровский.

Ученый указывает на очевидный, но слабо запечатленный в массовом сознании факт: колыбелью русской государственности является не Киев, а Новгород.

Даже после переноса столицы политика Древней Руси еще сто с лишним лет делалась, в основном, в Новгороде.

Новгородцы пять раз захватывали Киев, сажая там угодных им князей, киевляне же не брали Новгорода никогда.

По мнению исследователя, историческая роль Древнего Новгорода и в царское, и в советское время искусственно принижалась. Его жителей представляли если не изменниками, то безответственными эгоистами, никак не желавшими понимать всей прелести и необходимости самодержавия.

«Новгород — это народная вольница, демократия, вечевой колокол, — пишет Буровский. — Это какое-то особое место на Руси, где с монархами разговаривают на «ты», да еще и выгоняют их порой. Это слишком уж тесная связь со Скандинавией и немцами. Новгород — это соблазнительная, опасная легенда, таящая в себе вред для других государственных мифов».

Данная проблема имеет еще один злободневный аспект, считает исследователь.

После того, как Киев стал столицей другого государства, утверждает он, Украина начала «приватизировать» историю Киевской Руси, а современная Россия оказалась без исторических корней на своей территории.

Ученый призывает россиян вернуться к истокам и осознать себя наследниками не только Московского княжества, но и Новгородской республики.

www.bbc.com

Династия Рюриковичей

Становлению русской государственности и расширению территории русских земель способствовало более чем семи вековое правление династии Рюриковичей .
Русские летописные предания, в частности “Повесть временных лет “, объясняют появление предводителей варяжских дружин во главе древнерусского государства, просьбой новгородцев. Именно новгородцы пригласили Рюрика Варяжца на княжение, чтобы прекратить междоусобицы. Эту легенду появления основателя династии Рюриков опровергают многие историки и считают братьев Рюриков захватчиками, которые воспользовались междоусобными распрями славян.

Но в любом случае, 862 год считается началом правления династии Рюриков – великих князей новгородских, киевских, владимирских, московских. Русские цари, вплоть до 16 века считались потомками Рюрика. Последним их этой династии был царь Федор Иоаннович. Итак, с 862 по 879 годы великим новгородским князем стал Рюрик Варяжский. Его правление отмечено становлением феодальных отношений, идентичным европейской феодальной системе.

После его смерти власть перешла к Святому Олегу, который был опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря. Олег Вещий известен как первый собиратель русской земли в одно государство. По легенде умер от укуса змеи. Впервые великим князем Киевским и всей Руси стал сын Рюрика Игорь. Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем.

Первый русский князь, названный по имени в нерусских летописях. Это произошло во время его похода в Византию при взятии Царьграда. Правление его не было удачным, с 915 года между Доном и Дунаем стали расселяться многочисленные племена печенегов, которые совершали опустошительные набеги на мирные славянские племена. Сам Игорь был убит в 945 году при сборе ежегодной дани с покоренных племен.

Его жена и временная правительница Ольга, жестоко покарала племя древлян за смерть мужа и князя киевского. Она стала первой женщиной правящей государством. Ее правление отмечено разумностью, мудрость и дипломатическими способностями. Она самолично совершила объезд владений, установила размер государственной дани, сроки ее сбора, а всю землю разделила на погосты (волости). Как правительница Русской земли Ольга была известна во всех европейских государствах.

Сын Ольги и Игоря первым среди князей киевских носил славянское имя Святослав. Известен как видный полководец, по большей части, находившийся в военных походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега, который попробовал претендовать на Киевский престол. Сам Ярополк был убит братом Владимиром. Киевский великий князь Владимир Святославович в русских летописях получил прозвище “Святой”. Храбрый и воинственный князь был фанатичным язычником в молодости и, одновременно, мстительным и кровожадным братоубийцей, который из-за желания обладать княжеским престолом, пошел войной на единокровного брата.

Под влиянием обстоятельств решил, что Русь должна стать христианской и в 988 году горожан собрали на берегу Днепра и провели торжественный обряд крещения. С этого момента христианство стало государственной религией, началось гонение на языческих идолов, а христианская церковь стала называть Князя Владимира “Святым” и “Равноапостольным”.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления – это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Сам большой знаток и поклонник прекрасного, Ярослав Мудрый направлял свою энергию на развитие просвещения – организовывались школы для всех сословий. Он лично собрал богатейшую библиотеку старинных и современных манускриптов, способствовал развитию монастырей, которые в тот период играли основополагающую роль по распространению книжного дела на Руси. При Ярославе появились первые письменные законы государственного управления, получившие название “Русская, правда”, которые стали основой судопроизводства на Руси.

Сыновья Ярослава Мудрого во время своего нахождения на Киевском престоле постарались дополнить деяния своего великого отца. Изяслав сделал дополнения в “Русскую правду”, Святослав пополнял библиотеку. Знаменитый “Изборник” с наставлениями и поучениями – одна из жемчужин русской словесности. Всеволод, все свое правление пытался помирить и объединить разрастающуюся династию – его дополнения к “Русской правде отменяют кровную месть, регулируют степень феодальной зависимости, определяет статус княжеских дружинников.

Одним из самых ярких правителей Древней Руси был Владимир Мономах, который боролся за восстановление единства Русских земель. Он первый из киевских князей передал свой престол по наследству своему сыну Мстиславу, тем самым, заложив основу престолонаследования и сделав шаг к государственной централизации. Сыновья Мономаха старались продолжать дело отца по объединению Русских земель и, наиболее, преуспел в этом князь Юрий Владимирович Долгорукий и его сын, внук Мономаха, Андрей Юрьевич Боголюбский.

Во время их правления центром Древнерусского государства становятся княжества Владимирское, а позже Московское. Киев начинает утрачивать политическое и экономическое значение. Многочисленные Рюриковичи перемещаются на окраины Руси, превращая их в развитые и значимые княжества. Феодальные усобицы и княжеские распри привели к монгольскому нашествию. Почти 300 лет русские князья платили позорную дань монгольским ханам. Отдельные очаги протестов жестоко карались не только баскаками, наместниками ордынских ханов, но и русскими князьями, которые предпочитали платить дань, чем сражаться.

Внук Ивана Калиты Дмитрий Донской смог объединить силы русских князей и в результате победы на Куликовом поле покончить с ненавистной властью ордынцев. Московское княжество расширяется и становится центром Руси. Следующим правителем становится сын Дмитрия Донского Василий I, и Москва становится общерусским культурным и политическим центром, в котором сосредотачивается государственная власть. Василий II еще во времена своего правления делает своего сына Ивана соправителем и наследником. При старшем сыне Ивана — Василии III, заканчивается объединение русских земель в единое государство.

Первым царем всея Руси стал Иван IV Грозный, который значительно увеличил территорию государства и заставил считаться с Московией европейские страны. Последним русским царем из династии Рюриковичей был бездетный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, на котором эта династия пресекается.

www.ote4estvo.ru

Смотрите так же:

  • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
  • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
  • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
  • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]