Случаи принятия закона

Парламентское право

Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации. Президентское вето

Участие Президента в законодательном процессе заключается в следующих действиях:

а) внесение законопроекта о праве законодательной инициативы:

б) возможность постоянного участия в процессе законотворчества при обсуждении закона в палатах Федерального Собрания или в согласительных комиссиях;

в) подписание и обнародование закона в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 107 Конституции России;

г) отклонение федерального закона («президентское вето») в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции.

Законодательная инициатива Президента и его участие в обсуждении законов в палатах Федерального Собрания уже рассматривались. Здесь речь пойдет о процедуре подписания и обнародования Президентом закона, а также о порядке наложения «президентского вето». Эта стадия законодательного процесса предусмотрена большинством конституции современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона главой государства.

Глава государства имеет право не подписывать закон — это его право «вето» («вето» в переводе с латинского означает «запрещаю»). Понятие «вето Президента» трактуется в юридической литературе как его «право отклонить закон, принятый парламентом, но не вступивший в силу» 1 Конституция РФ: Энциклопедический словарь / сост. В.А.Туманов. В.Е. Чиркин и др. — М., 1997. С. 27. . Президентское вето в теоретическом плане рассматривается также как один из элементов сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей. Практика законотворчества большинства стран показывает, что право вето является мощным средством воздействия исполнительной власти на законодательную. В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента страны. В соответствии с Конституцией после одобрения Советом Федерации федерального закона последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Федеральные конституционные законы подлежат обязательному подписанию главой государства (ст. 108 Конституции): Президент не вправе отклонить их как обычные федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право «отлагательного вето». В Конституции РФ термин «вето» не употребляется. Вместе с тем это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107. При нов горном рассмотрении Федеральное Собрание Российской Федерации может согласиться с доводами Президента, изменить закон или отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он в течение семи дней должен быть подписан Президентом РФ и обнародован.

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называя мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые Могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей.

В Постановлении Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. говорится, что отклонение федерального закона Президентом, предусмотренное ч. 3 ст. 107 Конституции, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение Главы государства об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа.

Анализ практики отклонения федеральных законов Президентом России позволяет выделить следующие основания:

  • вторжение в компетенцию субъектов Федерации;
  • отступление от конституционных принципов организации государственной власти;
  • нарушение единства экономического пространства;
  • несоблюдение конституционных прав и свобод граждан;
  • нарушение конституционных основ федерализма:
  • несоответствие основам финансовой политики;
  • ограничение полномочий Президента и Правительства России;
  • нарушение прав субъектов законодательной инициативы;
  • несоблюдение положений Конституции о финансовом обеспечении законопроектов;
  • нарушение конституционного принципа независимости судей и полномочий судебной власти;
  • превышение парламентом контрольных полномочий;
  • вторжение парламента в компетенцию Президента и Правительства как основание отклонения федеральных законов.
  • Кроме указанных оснований, практика наложения президентского вето позволяет определить следующие правовые дефекты:

    • слабая юридическая проработка федеральных законов:
    • противоречия нового закона действующему законодательству;
    • не нормативность положений закона:
    • несоответствие федерального закона основным правилам законодательной техники;
    • отсылочный характер положений федерального закона;
    • нарушение процедуры рассмотрения закона в последующих чтениях.
    • Конституция 1993 г. достаточно подробно регламентирует право президентского вето. В Постановлении Конституционного Суда от 6 апреля 1998 г. говорится, что Президент не наделен правом оценивать конституционность нормативного акта, а может лишь обратиться в Конституционный Суд с запросом. Но при этом акт должен быть подписан Президентом, т.к. в противном случае в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» данный орган не может осуществлять предварительный контроль законов, т.е. до того, как они вступят в силу (пока они не подписаны Президентом и не обнародованы).

      Какую же роль в разрешении спорных вопросов между Президентом и Парламентом играет Конституционный Суд России? В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы разрешает дела о соответствии федеральных законов Основному закону. Признание Конституционным Судом федеральных законов или отдельных их положений неконституционными лишает их юридической силы. Но эти возможности Конституционного Суда для окончательного разрешения спора между заинтересованными сторонами Президент использует не в полную силу. Практика последних лет знает лишь единичные случаи обращений Президента в Конституционный Суд по поводу конституционности законов, хотя серьезные основания для этого были.

      Для разрешения проблемы неожиданных оснований отклонения тех или иных федеральных законов необходимо законодательное урегулирование данного вопроса. Отклонение Президентом законов по каким-либо причинам — это только часть конфликта между Президентом и парламентом. Другая сторона конфликта — возвращение Президентом законов без рассмотрения.

      Итак, имеет ли Президент право возвращать без рассмотрения федеральный закон, направленный ему на подписание? Сторонники права возвращения Главой государства закона парламенту без рассмотрения следующим образом аргументируют свою позицию. Во-первых, Президент — гарант Конституции, причем это конституционное положение не ограничивается каким-то исчерпывающим перечнем полномочий главы государства. Во-вторых, Президент в сфере законодательной деятельности наделен конституционным правом и обязанностью подписывать принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации федеральные законы. Таким образом, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение установленных Конституцией условий и процедур его принятия или одобрения, он, как гарант Конституции, не может считать такой закон принятым и подписывать его.

      Противники этого права приводят следующие аргументы.

      1. Конституция страны, предоставляя Президенту право вето, не ограничивает круг оснований отклонения законов.

      2. Подписание Президентом закона не означает его согласия или несогласия. Подписание закона сформулировано как безусловная обязанность, возникающая после принятия закона парламентом или преодоления вето Президента.

      3. Палаты Федерального Собрания РФ имеют конституционное право на самостоятельное решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности (ч. 4 ст. 101 Конституции).

      4. Президент РФ обязан соблюдать Конституцию страны. Последняя определяет полномочия Главы государства по принципу: разрешено то, что закреплено Конституцией. Если идти по другому пути — разрешено все, что не запрещено, — то нынешнее конституционное регулирование статуса Президента теряет всякий смысл.

      По поводу права Президента возвращать законы без рассмотрения Государственная Дума 20 марта 1996 г. приняла Постановление «О некоторых федеральных законах, возвращенных Президентом Российской Федерации без рассмотрения», в котором говорится о необходимости строго соблюдать требования статьи Конституции, устанавливающей, что Президент подписывает и обнародует федеральный закон либо отклоняет его; возвращение Президентом без рассмотрения федеральных законов в Конституции не предусмотрено.

      Дискуссия отразилась в запросах Государственной Думы, Президента и Совета Федерации в Конституционный Суд РФ, который 22 апреля 1996 г. принял Постановление «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации». Прежде всего, поскольку были случаи отклонения законов Президентом путем возвращения их без рассмотрения или изложения мотивов, в Постановлении Конституционного Суда ясно сказано, что, поскольку после отклонения предусмотрено повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации отклоненного федерального закона, мотивы принятого Президентом решения «должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания».

      Очень важно следующее положение постановления Конституционного Суда: из Конституции не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания федеральные законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В го же время в случае нарушения установленного Конституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. Президент вправе, в силу ч. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 107 Конституции, вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом закон не может считаться «принятым федеральным законом» по ч. 1 ст. 107 Конституции, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением по ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, поскольку установленные Основным законом требования и предусмотренные им условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

      Оптимизация взаимоотношений парламента и Президента невозможна лишь путем совершенствования регламентов палат и положений о порядке взаимодействия Президента России с палатами в законотворческом процессе. Эффективность и качество законотворческой работы требуют полноценной правовой базы в виде специального закона о взаимодействии высших органов государственной власти, ускорения прохождения необходимых законодательных процедур, установленных Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Необходимо детально закрепить технико-юридические процедуры законотворчества на всех его этапах, определить роль, права и обязанности каждого участника этого процесса, не нашедшие прямого отражения в нормах Конституции. Это могло бы способствовать устранению коллизий между органами власти и повышению качества законов. Кроме того, необходимо стремиться к сотрудничеству и взаимопониманию, учитывать мнения и предложения всех сторон. И тогда не будет такого явного торможения законодательного процесса, и парламент и Президент действительно будут представлять единую власть, а не противоборствующие стороны.

      Помимо проблем, возникающих на различных этапах законодательной деятельности, существует острое противоречие между парламентом и Президентом, заключающееся в соотношении федеральных законов и нормативных актов Президента России.

      При отсутствии специального закона единственным источником, регулирующим нормотворческую деятельность Президента, является Конституция. Она устанавливает нормотворческие полномочия Главы государства следующим образом: Президент издаст указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 Конституции); эти указы должны соответствовать Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции); указы Президента о введении военного и чрезвычайного положений утверждаются Советом Федерации (ст. 102 Конституции).

      Конституция страны допускает самостоятельность, а не только строго подзаконное (непосредственно делегированное конкретным законом) регулирование вопросов общественной жизни указов Президента (формулировка ч. 1 ст. 90 радикальным образом отличается от определения нормотворческих полномочий Правительства РФ в ч. 1 ст. 115 Конституции).

      Создается возможность вторжения Главы государства в компетенцию законодательной власти и возникновения коллизии права. Подмена законов указами и параллелизм указов и законов — существенные элементы в повседневной практике российского законодательства.

      Конституционный Суд по запросу Государственной Думы рассмотрел эту ситуацию и установил, что «издание Президентом Российской Федерации указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничиваются периодом до принятия соответствующих законодательных актов, не противоречит Конституции РФ».

      На практике указы не всегда соответствуют законам, их действие не всегда прекращается с изданием законодательного акта. Для обеспечения взаимодействия и выработки единой политики полезно зафиксировать в федеральном законе взаимные обязательства Президента и парламента, обязать Президента информировать парламент о подготовке тех или иных проектов, а палаты Федерального Собрания — рассматривать поступившие проекты в жесткие сроки. Возможность парламента замораживать рассмотрение законопроектов также должна быть оговорена на законодательном уровне.

      Итак, сегодня многие нормотворческие вопросы находятся в компетенции и Президента, и Федерального Собрания. Чтобы снять затруднения при проведении в жизнь принципа разделения властей, необходимо достигнуть договоренности: какие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в планируемый период должны быть реализованы в форме закона, а какие — регулироваться указами.

      Остановимся на процедуре «обнародования». Поскольку в Конституции России использовано понятие «обнародование», а действующая правовая база использует понятие «опубликование» (в частности. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»), можно сделать вывод об идентичности данных понятий с точки зрения российского законодательства. В научной юридической литературе имеются достаточно аргументированные мнения известных ученых о различиях в этих терминах.

      Нужно отметить, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой (имеется в виду окончательная редакция закона), а датой принятия федерального конституционного закона — одобрение «верхней» палатой Федерального Собрания (т.к. из Государственной Думы он поступает в Совет Федерации в качестве законопроекта). И вес же, несмотря на видимую законченность законотворческого процесса, участие в нем Президента необходимо, т.к. федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции направляются Президенту не только для подписания, но и для обнародования.

      В соответствии со ст. 107 Конституции Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Указанная формулировка не позволяет точно определить, все ли 14 дней Президент может «держать» закон на процедуре подписания или 14 дней отведены ему и для подписания, и для опубликования. Поэтому данная норма нуждается в доработке.

      Федеральные конституционные и федеральные законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

      Федеральные конституционные и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

      В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» данные нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания.

      По истечении десяти дней после дня их официального опубликования федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу. Здесь нужно отметить, что далеко не все граждане РФ могут ознакомиться с новым законом не только сразу после его опубликования, но и после его вступления в силу, т.к. не все регионы Российской Федерации получают официальный источник опубликования в течение 10 дней после его обнародования.

      isfic.info

      Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2016 г. № 193 “Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы”

      В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4017; 2008, № 30, ст. 3597, 3616; 2009, № 1, ст. 19; № 19, ст. 2283; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6410, 6419; 2011, № 1, ст. 47; № 23, ст. 3269; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563, 4594, 4605; № 49, ст. 7024, 7061; № 50, ст. 7365; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4083; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4211, 4218; № 43, ст. 5799, 5802; № 45, ст. 6145; № 52, ст. 7558; 2015, № 1, ст. 39, 52; № 9, ст. 1193; № 14, ст. 2019; № 27, ст. 3975, 3997; № 29, ст. 4339, 4359, 4370, 4377, 4378, 4385; 2016, № 1, ст. 11, 51, 72) приказываю:

      Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета (далее — апелляционная комиссия) (приложение № 1);

      Перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы (приложение № 2).

      2. Росреестру (И.В. Васильев) утвердить не позднее 1 декабря 2016 г. составы апелляционных комиссий.

      3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, за исключением пункта 1, вступающего в силу с 1 декабря 2016 года.

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2016 г.

      Приложение № 1
      к приказу Министерства
      экономического развития РФ
      от 30 марта 2016 г. № 193

      Положение
      о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета

      I. Общие положения

      1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и работы апелляционной комиссии, предусмотренной статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»* (далее соответственно — апелляционная комиссия, Закон), а также случаи и порядок уведомления заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (далее соответственно — заявление об обжаловании решения о приостановлении, решение о приостановлении).

      2. Апелляционная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по рассмотрению заявлений об обжаловании решений приостановлении, формируемым Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии** (далее — Росреестр) при ее территориальном органе либо подведомственном ей федеральном государственном бюджетном учреждении, в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — орган кадастрового учета) в соответствующем субъекте Российской Федерации.

      3. Апелляционная комиссия руководствуется в своей деятельности Законом, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений.

      4. Апелляционная комиссия при рассмотрении заявлений об обжаловании решений о приостановлении в соответствии со статьей 26.1 Закона осуществляет следующие функции:

      оценивает обоснованность принятия решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Закона);

      запрашивает при необходимости в органах государственной власти, в том числе в органе кадастрового учета, а также в органах местного самоуправления, организациях и у физических лиц (кадастровых инженеров) необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию;

      уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении в случаях и в порядке, установленных настоящим Положением;

      принимает решения в соответствии со статьей 26.1 Закона;

      информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятых решениях апелляционной комиссией;

      направляет решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении в орган кадастрового учета, принявший решение о приостановлении.

      5. Рассмотрение апелляционной комиссией заявлений (материалов), не связанных с решением о приостановлении, не допускается.

      II. Состав апелляционной комиссии и порядок ее формирования

      6. В состав апелляционной комиссии включаются три представителя органа кадастрового учета и три представителя национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — национальное объединение). Члены апелляционной комиссии подлежат ротации один раз в два года. Не менее половины количества членов апелляционной комиссии подлежат ротации ежегодно.

      7. Членство в апелляционной комиссии прекращается досрочно в случае:

      поступления заявления от члена апелляционной комиссии об исключении его из состава соответствующей апелляционной комиссии;

      отзыва своих представителей органом кадастрового учета или национальным объединением.

      8. Состав апелляционной комиссии и изменения состава апелляционной комиссии утверждаются актом Росреестра в течение семи рабочих дней со дня поступления (представления) в Росреестр предложений органа кадастрового учета, национального объединения о включении в состав апелляционной комиссии своих представителей или их отзыве, поступления заявления от члена апелляционной комиссии об исключении его из состава соответствующей апелляционной комиссии.

      9. Копии актов Росреестра об утверждении (изменении) состава апелляционной комиссии размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) в течение трех рабочих дней со дня их принятия.

      10. В акте об утверждении состава апелляционной комиссии приводятся сведения о местонахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты и справочных телефонах апелляционной комиссии, а также сведения о лицах, включенных в состав апелляционной комиссии, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) и занимаемой должности.

      11. Председателем апелляционной комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя органа кадастрового учета.

      Председатель апелляционной комиссии:

      руководит апелляционной комиссией и председательствует на ее заседаниях;

      организует и координирует работу апелляционной комиссии;

      принимает решения о проведении заседаний апелляционной комиссии, формирует повестку ее заседаний;

      утверждает протоколы заседаний апелляционной комиссии и подписывает принятые апелляционной комиссией решения;

      несет персональную ответственность за своевременность и полноту выполнения апелляционной комиссией возложенных на нее функций.

      12. Заместителем председателя апелляционной комиссии является представитель национального объединения — член апелляционной комиссии. Заместитель председателя апелляционной комиссии исполняет обязанности председателя апелляционной комиссии, предусмотренные настоящим Положением, в случае отсутствия последнего.

      13. Председатель апелляционной комиссии и заместитель председателя апелляционной комиссии имеют усиленную квалифицированную электронную подпись.

      14. Секретарем апелляционной комиссии является должностное лицо органа кадастрового учета — член апелляционной комиссии.

      Секретарь апелляционной комиссии:

      осуществляет прием и регистрацию представляемых в апелляционную комиссию заявлений об обжаловании решений о приостановлении;

      информирует председателя апелляционной комиссии о представленных в апелляционную комиссию заявлениях об обжаловании решений о приостановлении;

      уведомляет о заседаниях апелляционной комиссии членов апелляционной комиссии;

      обеспечивает направление запросов, предусмотренных настоящим Положением, уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении в случаях и в порядке, установленных настоящим Положением;

      осуществляет подготовку материалов к заседаниям апелляционной комиссии, оформляет протоколы заседаний апелляционной комиссии и решения, принятые апелляционной комиссией;

      обеспечивает хранение и передачу в архив органа кадастрового учета, при котором сформирована соответствующая апелляционная комиссия, протоколов заседаний апелляционной комиссии и иных материалов, а также направление решений и иных документов (материалов) в случаях и в порядке, предусмотренных Законом и настоящим Положением.

      III. Порядок работы апелляционной комиссии

      15. Заседания апелляционной комиссии проводятся по мере необходимости.

      Заседание апелляционной комиссии правомочно, если на нем присутствуют более половины ее членов.

      Решения апелляционной комиссии принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании апелляционной комиссии членов. При равенстве голосов решающим является голос председателя апелляционной комиссии. Член апелляционной комиссии, присутствующий на ее заседании, не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

      Член апелляционной комиссии, проголосовавший против принятого апелляционной комиссией решения, вправе в письменном виде изложить свое особое мнение, которое является неотъемлемой частью протокола заседания апелляционной комиссии. Такой член апелляционной комиссии при подписании протокола заседания апелляционной комиссии ставит отметку «с особым мнением». Член апелляционной комиссии, не поставивший при подписании протокола заседания апелляционной комиссии пометку «с особым мнением», лишается права приложить к такому протоколу свое особое мнение.

      16. Заседания апелляционной комиссии оформляются протоколом заседания апелляционной комиссии, в котором указываются:

      дата заседания апелляционной комиссии;

      сведения о лицах, присутствующих на заседании апелляционной комиссии (членах апелляционной комиссии, иных лицах);

      вопросы, вынесенные на рассмотрение апелляционной комиссии, а также результаты голосования по ним;

      резолютивная часть решений, принятых апелляционной комиссией.

      17. Протокол заседания апелляционной комиссии подписывается всеми присутствующими на заседании членами апелляционной комиссии и утверждается председателем апелляционной комиссии в день заседания апелляционной комиссии. Внесение в протокол заседания апелляционной комиссии изменений, дополнений или исправлений не допускается.

      18. Апелляционная комиссия в случае неявки представителя органа кадастрового учета или национального объединения — члена апелляционной комиссии на заседания апелляционной комиссии более пяти раз подряд информирует о данном факте соответственно орган кадастрового учета и (или) национальное объединение, которые вправе отозвать из состава апелляционной комиссии своих представителей.

      19. Заявления об обжаловании решений о приостановлении, протоколы заседания апелляционной комиссии, иные документы, материалы и информация передаются секретарем апелляционной комиссии на хранение в архив органа кадастрового учета, при котором сформирована соответствующая апелляционная комиссия.

      20. Заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется:

      физическим или юридическим лицом, представившим заявление в орган кадастрового учета, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении, либо его представителем;

      кадастровым инженером, изготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган кадастрового учета, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении;

      представителем юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган кадастрового учета, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (далее — заявители).

      21. Заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа кадастрового учета, принявшего решение о приостановлении в течение тридцати дней с даты принятия такого решения.

      22. В заявлении об обжаловании решения о приостановлении указываются:

      сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты — для физических лиц; полное наименование юридического лица, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты — для юридических лиц);

      сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган кадастрового учета, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации);

      дата и номер заявления, представленного в орган кадастрового учета, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении;

      дата и номер решения о приостановлении;

      обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Закона.

      23. В случае если с заявлением об обжаловании решения о приостановлении обращается представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.

      24. Заявление об обжаловании решения о приостановлении и документ, предусмотренный пунктом 23 настоящего Положения, представляются в апелляционную комиссию в форме документа на бумажном носителе лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал.

      25. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представляемое в апелляционную комиссию на бумажном носителе, подписывается заявителем с указанием его фамилии и инициалов. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представляемое в апелляционную комиссию в форме электронного документа, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

      26. Заявление об обжаловании решения о приостановлении регистрируется секретарем апелляционной комиссии или иным уполномоченным должностным лицом (сотрудником) органа кадастрового учета, при котором сформирована соответствующая апелляционная комиссия, в день его представления (поступления) в апелляционную комиссию в книге регистрации заявлений об обжаловании решений о приостановлении.

      Книга регистрации заявлений об обжаловании решений о приостановлении ведется в электронном виде.

      27. Если заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию заявителем или его представителем лично, заявителю или его представителю в качестве расписки выдается копия зарегистрированного заявления об обжаловании решения о приостановлении с указанием даты его регистрации и перечня документов, представленных вместе с заявлением об обжаловании решения о приостановлении (при наличии последних).

      Если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено в апелляционную комиссию посредством почтового отправления, этому заявителю или его представителю в качестве расписки направляется почтовым отправлением по указанному в таком заявлении почтовому адресу копия зарегистрированного заявления об обжаловании решения о приостановлении с указанием даты его регистрации и перечня документов, представленных вместе с заявлением об обжаловании решения о приостановлении (при наличии последних).

      Если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено в апелляционную комиссию в форме электронного документа, заявителю или его представителю в качестве расписки направляется копия зарегистрированного заявления об обжаловании решения о приостановлении с указанием даты его регистрации и перечня документов, представленных вместе с заявлением об обжаловании решения о приостановлении (при наличии последних), по указанному в таком заявлении адресу электронной почты.

      Расписка выдается (направляется) заявителю или его представителю в день регистрации заявления об обжаловании решения о приостановлении.

      28. Электронный документ (электронный образ документа), подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, представляемый вместе с заявлением об обжаловании решения о приостановлении, направляется в виде файла в формате PDF. Качество представленного электронного образа документа в формате PDF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.

      Сервис по формированию заявления об обжаловании решения о приостановлении в форме электронного документа и документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя, размещается на официальном сайте.

      29. Средства электронной подписи, применяемые при подаче заявления об обжаловании решения о приостановлении и прилагаемых к нему электронных документов, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами электронной подписи, применяемыми органом кадастрового учета.

      Информация о требованиях к совместимости, квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя размещается на официальном сайте.

      30. Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа кадастрового учета не допускается.

      31. Решение должно быть принято апелляционной комиссией в срок не более чем тридцать дней со дня регистрации секретарем апелляционной комиссии заявления об обжаловании решения о приостановлении.

      32. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления об обжаловании решения о приостановлении назначается заседание апелляционной комиссии, о чем не позднее чем за один рабочий день до дня заседания апелляционной комиссии уведомляются члены апелляционной комиссии по адресам их электронной почты.

      33. Лица, указанные в части 1 статьи 26.1 Закона, и правообладатели соответствующих объектов недвижимости (далее — заинтересованные лица) уведомляются о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении и назначенных дате и времени заседания апелляционной комиссии не позднее чем за три рабочих дня до дня заседания апелляционной комиссии по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21.1 части 2 статьи 7 Закона (при наличии таких сведений). Заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии.

      34. В отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:

      об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении;

      об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении;

      об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

      35. Апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 — 25, 28, 29 и 30 настоящего Положения, о чем в течение трех рабочих дней информируется заявитель.

      36. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия может направить запрос о предоставлении документов, материалов и информации, необходимых для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении, в том числе заключения саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший кадастровые работы кадастровый инженер, подготовленного в рамках проведения экспертизы документов, которые представлены в орган кадастрового учета и по результатам рассмотрения которых органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении (далее — заключение).

      Запрос о представлении заключения саморегулируемой организации кадастровых инженеров направляется в такую организацию в исключительном случае, в том числе если для принятия решения, указанного в абзаце третьем или четвертом пункта 34 настоящего Положения, необходимо установление местоположения границ земельного участка на местности и (или) местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

      37. В случае если апелляционной комиссией направлен запрос в соответствии с пунктом 36 настоящего Положения, заседание апелляционной комиссии по рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении назначается на дату не позднее чем за пять рабочих дней до окончания тридцатидневного срока, предусмотренного пунктом 31 настоящего Положения.

      38. В случае если на день заседания апелляционной комиссии, предусмотренный пунктом 37 настоящего Положения, в апелляционную комиссию не поступили запрошенные документы, материалы, информация и (или) заключение, апелляционная комиссия проводит заседание и рассматривает заявление об обжаловании решения о приостановлении с учетом документов, материалов и информации, имеющихся в распоряжении апелляционной комиссии.

      В случае если на день заседания апелляционной комиссии, предусмотренный пунктом 37 настоящего Положения, в апелляционную комиссию не поступило заключение, запрошенное апелляционной комиссией, апелляционная комиссия информирует о данном факте федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров с приложением копии соответствующего запроса.

      39. Апелляционная комиссия принимает решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Закона, в том числе не отраженным в решении о приостановлении).

      В решении об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия (в том числе основания не отраженные в решении о приостановлении) с обязательной ссылкой на соответствующие положения Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений.

      40. Апелляционная комиссия принимает решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 Закона) и отсутствуют иные основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета (не отраженные в решении о приостановлении), предусмотренные статьей 26 Закона.

      В решении об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений.

      В течение одного рабочего дня со дня принятия указанного решения апелляционная комиссия направляет его в орган кадастрового учета, принявший решение о приостановлении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя апелляционной комиссии или его заместителя.

      41. Решения апелляционной комиссии, предусмотренные пунктом 34 настоящего Положения, изготавливаются секретарем апелляционной комиссии и подписываются председателем апелляционной комиссии, а в его отсутствие заместителем председателя апелляционной комиссии в срок не более чем пять рабочих дней со дня оформления протокола соответствующего заседания апелляционной комиссией. Резолютивная часть решения апелляционной комиссии объявляется на ее заседании.

      42. Справочная информация о принятых апелляционной комиссией решениях: дата и номер заявления об обжаловании решения о приостановлении, дата и номер решения о приостановлении, наименование, дата и номер принятого апелляционной комиссией решения, публикуется, на официальном сайте не позднее пяти рабочих дней со дня принятия апелляционной комиссией соответствующего решения.

      Апелляционная комиссия в течение одного рабочего дня со дня принятия решения информирует заявителя о принятом решении путем направления такого решения заявителю по указанному в заявлении адресу электронной почты. Решение апелляционной комиссии направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя апелляционной комиссии или его заместителя.

      43. Копии принятых апелляционной комиссией решений, копии протоколов заседания апелляционной комиссии представляются заинтересованным лицам органом кадастрового учета, принявшим решение о приостановлении, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего обращения.

      * Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4017; 2008, № 30, ст. 3597, 3616; 2009, № 1, ст. 19; № 19, ст. 2283; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6410, 6419; 2011; № 1, ст. 47; № 23, ст. 3269; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563, 4594, 4605; № 49, ст. 7024, 7061; № 50, ст. 7365; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4083; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4211, 4218; № 43, ст. 5799, 5802; № 45, ст. 6145; № 52, ст. 7558; 2015, № 1, ст. 39, 52; № 9, ст. 1193; № 14, ст. 2019; № 27, ст. 3975, 3997; № 29, ст. 4339, 4359, 4370, 4377, 4378, 4385; 2016, № 1, ст. 11, 51, 72.

      ** Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3052; 2010, № 26, ст. 3350, № 45, ст. 3760, 5860; 2011, № 14, ст. 1935, № 15, ст. 2125; № 23, ст. 3320; № 46, ст. 6527; 2012, № 39, ст. 5266, № 42, ст. 5715, № 51, ст. 7236; 2013, № 45, ст. 5822; 2014, № 50, ст. 7123; 2015, № 2, ст. 491; 2016, № 2, ст. 325, 356).

      Приложение № 2
      к приказу Министерства
      экономического развития РФ
      от 30 марта 2016 г. № 193

      Перечень и формы
      документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы

      1. К документам, необходимым для обращения в апелляционную комиссию, созданную при территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии* (далее — Росреестр) либо подведомственном ей федеральном государственном бюджетном учреждении, в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»** (далее — апелляционная комиссия), относятся:

      заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (далее — заявление об обжаловании решения о приостановлении), подготавливаемое по форме, содержащейся в приложении № 1 к настоящему Перечню;

      в случае если с заявлением об обжаловании решения о приостановлении обращается представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.

      2. К документам, подготавливаемых в результате работы апелляционной комиссии, относятся:

      книга регистрации заявлений об обжаловании решений о приостановлении, предусмотренная пунктом 26 приложения № 1 к настоящему приказу, которая заполняется по форме, содержащейся в приложении № 2 к настоящему Перечню;

      протокол заседания апелляционной комиссии, подготавливаемый по форме, содержащейся в приложении № 3 к настоящему Перечню;

      решение апелляционной комиссии, предусмотренное пунктом 34 приложения № 1 к настоящему приказу, подготавливаемое по форме, содержащейся в приложении № 4 к настоящему Перечню.

      * Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3052; 2010, № 26, ст. 3350, № 45, ст. 3760, 5860; 2011, № 14, ст. 1935, № 15, ст. 2125; № 23, ст. 3320; № 46, ст. 6527; 2012, № 39, ст. 5266, № 42, ст. 5715, № 51, ст. 7236; 2013, № 45, ст. 5822; 2014, № 50, ст. 7123; 2015, № 2, ст. 491; 2016, № 2, ст. 325, 356).

      ** Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4017; 2008, № 30, ст. 3597, 3616; 2009, № 1, ст. 19; № 19, ст. 2283; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6410, 6419; 2011; № 1, ст. 47; № 23, ст. 3269; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4563, 4594, 4605; № 49, ст. 7024, 7061; № 50, ст. 7365; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4083; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4211, 4218; № 43, ст. 5799, 5802; № 45, ст. 6145; № 52, ст. 7558; 2015, № 1, ст. 39, 52; № 9, ст. 1193; № 14, ст. 2019; № 27, ст. 3975, 3997; № 29, ст. 4339, 4359, 4370, 4377, 4378, 4385; 2016, № 1, ст. 11, 51, 72.

      Приложение № 1
      к Перечню и формам документов,
      необходимых для обращения в апелляционную
      комиссию, а также документов,
      подготавливаемых в результате ее работы

      Форма заявления
      об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета

      по обжалованию решений

      о приостановления осуществления

      государственного кадастрового учета

      (Ф.И.О. председателя апелляционной комиссии)

      Почтовый адрес: ___________________________

      Электронная почта: _________________________

      В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

      № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»(1) прошу рассмотреть

      мое заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления

      государственного кадастрового учета от ________________ №_______________,

      по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете

      от __________________ №_____________. Межевой план, технический план, акт

      обследования(3), представленный с указанным заявлением о государственном

      кадастровом учете, подготовил кадастровый инженер

      Заявление представляется в связи с

      Приложение(6): ________________________________(на _____ л. в ____ экз.).

      (подпись) (фамилия, инициалы)

      (1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31,

      ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283;

      N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, 6419; 2011; N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269;

      N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563,4594,4605; N 49, ст. 7024, 7061; N 50,

      ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866;

      N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4083; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4211,

      4218; N 43, ст. 5799, 5802; N 45, ст. 6145; N 52, ст. 7558; 2015, N 1,

      ст. 39, 52; N 9, ст. 1193; N 14, ст. 2019; N 27, ст. 3975, 3997; N 29,

      ст. 4339, 4359,4370,4377,4378,4385; 2016, N 1, ст. 11, 51, 72.

      (2) Указывается в творительном падеже полное наименование органа

      кадастрового учета, принявшего решение о приостановлении осуществления

      государственного кадастрового учета.

      (3) Нужное подчеркнуть, если с заявлением представлялся

      (4) Указывается в именительном падеже фамилия, имя, отчество

      (последнее — при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета

      в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

      кадастрового инженера, подготовившего соответствующий документ.

      (5) Указывается обоснование в произвольной форме несоответствия

      решения о приостановлении нормам Федерального закона от 24 июля 2007 г.

      N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

      (6) Указывается наименование документа, прилагаемого к заявлению

      (количество листов и экземпляров).

      Приложение № 2
      к Перечню и формам документов,
      необходимых для обращения в апелляционную
      комиссию, а также документов,
      подготавливаемых в результате ее работы

      ФОРМА КНИГИ РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ

      об обжаловании решений о приостановлении осуществления

      www.garant.ru

      Смотрите так же:

      • Ст 107 ук рф характеристика Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта Текущая редакция ст. 107 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно […]
      • Правила холодной обработки металлов ПОТ Р М 006-97. Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов УтвержденыПостановлениемМинистерства трудаи социального развитияРоссийской Федерацииот 27 октября 1997 […]
      • Ст 114 ук рф комментарии Ст 114 ук рф комментарии 1. Статья 114 УК устанавливает ответственность за два самостоятельных преступления, совершенных при смягчающих обстоятельствах: а) умышленное причинение тяжкого […]
      • Новые правила оказания услуг Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 […]
      • Ходатайство перед судом о домашнем аресте Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста (образец заполнения) ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении перед судом ходатайства об избрании […]
      • О государственном пенсионном обеспечении в российской федерации закон Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ ст 7 (ред. от 07.03.2018) Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным […]