Снижение подоходного налога приводит к

«Люди почувствуют, что у них что-то отбирают»: к чему может привести увеличение НДФЛ до 15%

Российские власти вернулись к обсуждению налоговой реформы. В частности, рассматривается повышение с 13% до 15% ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который был зафиксирован в 2001 году и не менялся с тех пор.

Правительство заверяет, что дополнительные поступления в бюджет пойдут на здравоохранение и образование. Эксперты предупреждают, что увеличение налоговой нагрузки ударит по доходам россиян и поспособствует уходу «в тень».

Какие меры предлагает правительство

На одном из первых после президентских выборов совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева власти обсуждали повышение ряда налогов, в том числе увеличение налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом «Ведомостям» на условиях анонимности рассказали два федеральных чиновника.

Одна из мер — повышение ставки НДФЛ на два процентных пункта — с 13% до 15%. Одновременно правительство предлагает ввести минимальный размер дохода, который не будет облагаться налогом.

Один из собеседников газеты утверждает, что по этому вопросу уже достигнут консенсус, другой говорит, что окончательное решение пока не принято. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова заявила, что в правительстве обсуждаются разные меры, но пока это только предложения, а решение будет принято позже.

На совещании у Медведева правительство обсуждало и другие меры, перечисляют «Ведомости»:

  • Снижение страховых взносов с работодателя с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18% до 22%.
  • Введение торгового сбора — близок к налогу с продаж, возвращение которого правительство обсуждало в декабре 2017 года.
  • Отмена льготной ставки НДС в 10%, которая распространяется на продовольствие, лекарства и товары для детей. Минфин предлагает заменить льготу прямой субсидией из бюджета для бедных семей, а все существующие пособия — объединить в единую универсальную выплату для бедных.
  • Российские власти не впервые обсуждают такие меры. «Ведомости» уже писали об их изучении в феврале 2017 года. Тогда в Минфине также обсуждали повышение НДФЛ до 15%, из которых шесть-восемь процентных пунктов требуется направлять в федеральный бюджет. Минэкономразвития, в свою очередь, предлагало повысить НДФЛ до 15% с введением налогового вычета.

    Осенью 2016 года правительство рассматривало возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ, при которой люди с низкими доходами платят меньше, а богатые, наоборот, больше. Об этом говорили вице-премьер Ольга Голодец и глава Минфина Антон Силуанов. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», — сказал тогда Силуанов. Голодец говорила о необходимости освободить от подоходного налога людей с низким доходом.

    Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее сегодня обсуждаем.

    Для чего правительству повышать НДФЛ

    Как пишут «Ведомости», за счёт резкого роста налоговой нагрузки для населения правительство хочет выполнить предвыборные обещания Владимира Путина улучшить показатели благосостояния общества и снизить бедность; увеличить расходы на медицину, образование, инфраструктуру и городскую среду.

    Экономисты «Росбанка» оценили затраты на реализацию инициатив Путина в 20,5 трлн рублей до 2024 года.

    Вице-премьер Аркадий Дворкович 22 марта заявил, что не исключает повышения НДФЛ с нынешних 13% до 15%. По его словам, дополнительные доходы в бюджет можно направить на образование и здравоохранение.

    Это число — ставка 13% — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел. Повторяю: если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу.

    Мы жили с 13-процентным налогом достаточно долго, и если дополнительные два процентных пункта будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс.

    «Я не думаю, что разница между 13% и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции», — цитирует Дворковича «Интерфакс». Вице-премьер отметил, что окончательное решение за президентом. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что пока вопрос повышения подоходного налога обсуждается и никаких конкретных решений не принималось.

    За что платят НДФЛ и куда идёт подоходный налог

    Подоходным налогом облагается большинство доходов граждан. НДФЛ прежде всего платят все работающие россияне по ставке 13%. Если в договоре указана зарплата в размере 50 тысяч рублей, то на руки сотрудник должен получить 43 500 рублей. Остальные 6500 рублей — это налог, который гражданин обязан отдать в федеральный бюджет.

    В случае с работой за уплату НДФЛ отвечает работодатель — он ведёт все расчёты и выдаёт зарплату уже за вычетом НДФЛ.

    Налог на остальные доходы придётся посчитать и заплатить самостоятельно. В таком случае обязательно необходимо подать в налоговую службу декларацию о полученных доходах не позднее 30 апреля следующего года с момента получения выгоды.

    Для некоторых видов доходов применяются ставки в 9%, 15%, 30% и 35%. Подробнее об этом можно узнать на сайте ФНС.

    Какие доходы облагаются НДФЛ:

  • от продажи имущества (квартиры или дома), которое находилось в собственности менее минимального предельного срока владения недвижимостью (менее пяти лет);
  • от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от источников за пределами России;
  • доходы в виде разного рода выигрышей (например, от участия в лотереях и розыгрышах).
  • Какие доходы не облагаются НДФЛ:

    • доходы, полученные от члена семьи или близкого родственника;
    • доходы, полученные в рамках наследства от члена семьи или близкого родственника.
    • Налоги на доходы физических лиц не уходят в федеральный бюджет, они полностью остаются в регионе, где человек работает (по месту регистрации работодателя). То есть повышение ставки увеличит доходы регионов, а не федерального бюджета.

      Большую часть собранного НДФЛ — 85% — получают власти региона, то есть Москвы, Санкт-Петербурга, республики, края или области. Оставшиеся 15% распределяются на местном уровне, по городам. Деньги идут на благоустройство региона или города: например, на них должны строить и ремонтировать дороги.

      Как повышение НДФЛ скажется на россиянах

      Рост НДФЛ вполне реален, и такая мера приведёт к снижению доходов населения, рассказала vc.ru декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина.

      С точки зрения целесообразности оценить повышение НДФЛ на два процентных пункта сложно — с одной стороны, если при этом для беднейших слоёв населения сделают реальный налоговый вычет (то есть введут уровень зарплаты, с которого не будет взиматься НДФЛ), это будет разумным шагом.

      С другой стороны, повышение НДФЛ снизит реальные доходы населения, что может угрожать экономическому росту, так как его основной драйвер на данный момент — потребление. Здесь важно принимать во внимание не только прямой эффект — собственно снижение доходов, но и косвенный — люди почувствуют, что у них «отбирают» что-то, а чувство потери, как учит нас поведенческая экономика, делает людей непропорционально осторожными и бережливыми. Так что вполне возможно, что эта мера приведёт к дальнейшему замедлению экономического роста в стране.

      При увеличении НДФЛ части населения, возможно, придётся повышать зарплаты, но тех, кому её не повысят, будет больше, полагает экономист. При этом те, кому повысят зарплату, должны будут платить более высокий налог.

      Альтернативой обложения более высокими налогами населения являются налоги на бизнес разного рода — налог на прибыль, налог с оборота, налог с продаж и прочие. Однако и в таком варианте произойдёт снижение покупательной способности — повышение налогов на бизнес неизбежно будет перенесено в цены.

      Это означает рост инфляции, а вместе с ним и опережающий рост инфляционных ожиданий — они очень инерционны и до сих пор существенно выше рекордно низкой инфляции. С этой точки зрения рост цен нежелателен и с точки зрения ЦБ, который придерживается очень консервативной денежно-кредитной политики, и вряд ли будет менять курс в ближайшее время.

      Если появится угроза роста цен вследствие повышения налогов на бизнес, у ЦБ будет ещё больше оснований удерживать ставки на высоком уровне, что сдерживает кредитование, в том числе инвестиций, а значит, и экономический рост.

      Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина в разговоре с vc.ru также назвала реальным и вероятным сценарий с повышением налогов. Однако пока рано судить, какие именно налоги будут повышены, заметила она.

      Повышение НДФЛ неминуемо приведёт к снижению располагаемых доходов россиян и их покупательной способности. Даже если повышение НДФЛ для наименее обеспеченных слоёв общества будет компенсировано какими-то мерами, для остального населения повышение ставки НДФЛ приведёт к ухудшению материального положения. Это ухудшение не будет радикальным, но тем не менее это будет ухудшение.

      Кроме того, такая мера может оказать негативное влияние на общий уровень потребления, которое является на данный момент одним из основных драйверов экономического роста.

      Любое увеличение налогов может способствовать появлению новых «серых» схем и росту «теневого» оборота, предупреждает Суслина.

      К сожалению, текущее состояние государственных финансов не позволяет выполнить обещания президента без увеличения налогов. Бюджетные резервы весьма скудны — Фонд национального благосостояния, даже если будет полностью потрачен, не сможет покрыть весь объём необходимых для реализации обещаний президента трат. Альтернативным вариантом является наращивание объёмов госдолга, однако и это не так просто и не так безболезненно для экономики и бюджета в долгосрочной перспективе.

      Юлия Вымятнина из Европейского университета также считает, что Россия могла бы увеличить объём госдолга: это позволило бы оплатить увеличение расходов на отдельные статьи бюджета. В то же время она указывает на отсутствие уверенности в том, что полученные в долг средства будут инвестированы в увеличение качества человеческого капитала или в развитие инфраструктуры, а не просто «проедены».

      Нельзя исключать, что нам повезёт, цены на нефть существенно вырастут, и необходимость повышать налоги снова будет отложена. Правда, я бы на это не рассчитывала. В ситуации, когда наши основные экспортные товары — нефть, газ, металлы — не приносят таких доходов, как раньше, а фискальная политика крайне консервативна, остаётся только закручивать «налоговые гайки» внутри экономики, а эти меры потребление не стимулируют.

      vc.ru

      Чем обернется для россиян повышение НДС? Объясняем в 100 и 500 словах

      Поделиться сообщением в

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      Депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении законопроект российского правительства о повышении НДС с 18% до 20%. Инициативу поддержали только члены фракции «Единой России».

      Закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Русская служба Би-би-си коротко (в 100 словах) и чуть подробнее (в 500 словах) объясняет, к чему это приведет.

      Разговоры о повышении налога на добавленную стоимость в этом году возобновились после того, как президент Владимир Путин подписал новый «майский указ». Выяснилось, что на его реализацию правительству не хватает 8 трлн рублей.

      За счет повышения НДС правительство будет получать 600 млрд рублей в год, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов.

      НДС — косвенный налог, его платят по цепочке все, кто участвует в создании товаров и услуг. Повышение может привести к снижению покупательной способности населения и повышению цен.

      Эффект будет мягче, так как, по словам Медведева, льготу по НДС в 10% на социальные товары — продукты питания, лекарства, товары для детей — не отменят.

      Зачем власти решились на повышение налога?

      НДС — косвенный налог, его платят по цепочке все, кто участвует в создании товаров и услуг. Но в итоге он чаще всего перекладывается на конечного потребителя.

      Власти последние несколько лет обещали не повышать налоги «в течение политического цикла», то есть до выборов президента в 2018 году.

      Но после этих выборов, которые прошли в марте, разговоры о необходимости повышения налоговой нагрузки возобновились.

      После инаугурации президент Владимир Путин подписал новый «майский указ». И выяснилось, что правительству на его реализацию нужно найти 8 трлн рублей.

      Чтобы найти часть суммы, чиновники предлагали повысить НДС и подоходный налог, а также ввести торговый сбор.

      Однако 7 июня Владимир Путин в ходе «Прямой линии» заявил, что повышение НДФЛ и введение нового налога нецелесообразно. Одновременно про НДС он не сказал ничего.

      Теперь за счет повышения НДС правительство рассчитывает получать 600 млрд рублей в год.

      «Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая текущего года», — сказал Силуанов (цитата по Интерфаксу).

      Льготная ставка НДС в 10%, которой облагались детские товары, а также продукты «социальных категорий» и лекарства, останется. Кроме того, власти пообещали экспортерам ускорение процесса возмещения НДС.

      Еще правительство решило отменить налог на движимое имущество.

      К чему приведет повышение НДС?

      НДС дает около 34% доходов бюджета, говорится в отчете Райффайзенбанка. Это самый крупный федеральный налог. Его повышение в целом более выгодно для федерального бюджета и менее травматично для региональных бюджетов, чем повышение подоходного налога.

      Повышение базовой ставки НДС негативнее всего скажется на подакцизных товарах — бензине, алкоголе и табаке. Цены на них могут вырасти, предупреждают эксперты.

      Цены на бензин сейчас для властей — серьезная проблема. После президентских выборов в России начался резкий рост цен на топливо. С мая в разных регионах России проходят акции протеста.

      А 7 июня на «Прямой линии» Путина спросили, когда он остановит повышение цен на бензин.

      Министр энергетики Александр Новак заявил, что рост цен уже остановлен. А вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что договорился с крупнейшими нефтяными компаниями зафиксировать цены на уровне 30 мая.

      Как повышение НДС скажется на экономике?

      Повышение НДС может негативно сказаться на доходах населения и покупательной способности, кроме того, это может подстегнуть инфляцию.

      Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров объяснял, что повышение НДС может привести к снижению прибыли у компаний, а также снизить инвестиционную привлекательность некоторых предприятий, например, в машиностроении.

      За последние годы, несмотря на падение нефтяных цен и санкции, структура российской экономики не изменилась. В основе ее роста лежат цены на нефть и быстрый рост потребления. В Fitch назвали потребление домохозяйств ключевым драйвером российской экономики.

      Именно по потреблению и может ударить повышение НДС, предупреждала Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

      Пока прогнозы по росту экономики на этот год далеки от оптимизма. Министерство экономического развития прогнозирует темпы роста в диапазоне 1,6-2,1% в этом году. Но накануне рейтинговое агентство Fitch снизило прогноз по темам роста российской экономики в этом году с 2 до 1,8%.

      www.bbc.com

      Воздействие налогов на экономику

      Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

      Воздействие налогов на совокупный спрос

      Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

      Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADl до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).

      Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до P2) и объема выпуска (от Y1 до Y*). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляци­онной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации эко­номики может использоваться увеличение налогов.

      Воздействие налогов на совокупноепредложение

      Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ве­дет к сокращению совокупного предложения, а снижение налоговк росту де­ловой активности и объема выпуска.

      Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Р. Рейгана Артур Лаффер. Он выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость. В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции

      где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Y— уро­вень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой ак­тивности и величину налоговых поступлений.

      Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога(tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тхmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налого­вые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагае­мая база, т.е. величина совокупного дохода (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил снизить ставки налога на доходы домашних хозяйств и на прибыль корпораций. Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали опти­мальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка В). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт) по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступле­ния в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на со­вокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Yl до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

      Таким образом, налоги являются не только основным источником дохо­дов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение нало­гов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на ин­вестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и спо­собствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая эконо­мический рост.

      studopedia.ru

      Снижение подоходного налога приводит к

      Чтобы стимулировать россиян самих копить себе на пенсию, Минэкономразвития обсуждает возможность повышать или снижать ставку НДФЛ в зависимости от взносов в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК; см. врез на стр. 05) – ее разработали ЦБ и Минфин. Чем большую часть зарплаты человек откладывает на пенсию, тем ниже у него будет ставка НДФЛ и наоборот, рассказали «Ведомостям» пять федеральных чиновников. Те, кто откладывать деньги на пенсию не захочет, будут платить 15% НДФЛ, рассказывают трое из них, а те, кто будет направлять на накопления 10% зарплаты, и НДФЛ будут платить по ставке 10%. 13%-ная ставка сохранится у тех, кто откладывает на пенсию 4% зарплаты.

      Расчеты не окончательные, знает один из чиновников, а сама идея обсуждается только внутри Минэкономразвития. К 15 марта председатель правительства Дмитрий Медведев поручил доработать предложения о плане действий правительства до 2025 г., войдет ли в него налогово-пенсионная идея, не ясно. Но она нравится первому зампреду правительства Игорю Шувалову, рассказывает один из чиновников. В Минэкономразвития такой информации нет, говорит представитель министерства. Его коллега из Минфина отказался от комментариев. ЦБ не знаком с такой инициативой, сообщил его представитель, в случае поступления ЦБ будет готов ее рассмотреть.

      Официально предложения Минэкономразвития в аппарат Шувалова не поступали, говорит его представитель. Вопрос «нравится – не нравится» преждевременен, еще идет дискуссия, продолжает он, в правительстве идет обсуждение налоговой конструкции вместе со страховыми взносами и результат может быть разным в зависимости от того, как оно завершится.

      Система ИПК должна заменить государственную накопительную систему: вместо обязательных взносов работодателя – добровольные взносы работника. Но стимулировать копить на пенсию можно с помощью налоговых льгот, говорят чиновники. ЦБ согласен, что стимулировать участие в ИПК нужно через налоги, отмечает его представитель.

      У Минфина было собственное предложение – вычет по НДФЛ на суммы взносов в ИПК, но не более 6%: например, при взносе в 6% НДФЛ не будет взиматься с каждых 6 руб. из 100 руб.

      Весь уплаченный взнос в ПФР (сейчас 22%) будет направляться в распределительную систему. Людей к системе ИПК подключат автоматически, выйти можно по личному заявлению. По умолчанию устанавливается взнос в 0%. Его размер не ограничен, у тех, кто не определится, взнос начнет расти на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6%. Увеличивать или уменьшать его периодически можно.

      От идеи больше всего пострадают беднейшие, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: система накоплений у таких людей наименее востребована, а нагрузка на них вырастет сильнее всего. В одном из предложений Минэкономразвития уже предлагало повысить НДФЛ до 15%, но вместе с введением вычета для беднейших.

      Налоговая ставка должна мотивировать, а не штрафовать, считает президент Альянса пенсионных фондов Сергей Беляков. Несправедливо, согласен президент НАПФ Константин Угрюмов: человек должен сознательно формировать накопления. Предполагалась, что система ИПК будет именно добровольной, напоминает чиновник.

      НДФЛ взимается не только с зарплат, но и с других доходов, говорит другой чиновник, например с продажи имущества, для этих людей нагрузка вырастет просто так.

      Откладывать могут люди с заработком свыше 50 000 руб. в месяц, сказал Беляков, нельзя заставить нести деньги, которых нет. В январе 2017 г., по данным Росстата, средняя номинальная зарплата – чуть больше 35 000 руб. Люди сокращают сбережения: доля доходов, направленных на сбережения, за январь – ноябрь 2016 г. составила 10%, почти на четверть ниже, чем за тот же период 2015 г. Людям с низкими доходами не с чего копить, а люди со средними или высокими начали либо меньше сберегать, либо тратить сбережения, фиксировала Высшая школа экономики. Увеличили сбережения лишь 11%, 12% тратят их, еще четверть перестала сберегать либо сберегает меньше, а более чем у половины россиян сбережений как не было, так и нет.

      Проблемы могут возникнуть и с администрированием, предупреждает чиновник: если человек работает сразу в нескольких местах и везде выплачивает разную долю зарплаты на ИПК, ставка НДФЛ будет разной, это может вызвать к жизни схемы ухода от налога.

      Пока предложение выглядит как регрессивное налогообложение: чем выше доход, тем ниже ставка, удивлен чиновник. Или способ повысить НДФЛ для большинства населения, подхватывает другой чиновник: не будет ли честнее просто объявить о повышении НДФЛ?

      Предложение интересное, защищает Минэкономразвития исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев, сейчас главный вопрос – как сделать участие в ИПК привлекательным без существенного выпадения доходов региональных бюджетов.

      Мера все равно ударит по региональным бюджетам, предупреждает Суслина: за последние 11 лет доля НДФЛ в собственных доходах регионов выросла с 29% почти до 38% в 2016 г. Понижение НДФЛ на 1 п. п. приводит к 210 млрд руб. выпадающих доходов, подсчитывал Минфин.

      Строить модели пенсионной системы без понимания, какой будет налоговая система и ситуация с бюджетом через несколько лет, неправильно, заключает Угрюмов.

      m.vedomosti.ru

      Copyright © Mikhail Ivanov

    • Выбор интересной вакансии из более, чем 20 должностей
    • Первичное обучение (просмотр видео о банке)
    • Мини- собеседование по телефону
    • Анкета соискателя (проверка службой безопасности банка) ()
    • Второй этап обучения с прикрепленным наставником
    • Тестирование по пройденному материалу
    • Выход на работу
    • НАЛОГ AD VALOREM ( ad valorem tax ) — налог, взимаемый в процентах от цены за единицу выпуска.

      ПОТОВАРНЫЙ НАЛОГ ( specific tax ) — налог, которым облагается по фиксированной ставке каждая физическая единица продукции.

      НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) ( value-added tax ( VAT )) — косвенный налог, которым государство облагает добавленную стоимость товара или услуги. Налогооблагаемой базой является разность между стоимостью продукции и стоимостью материальных ресурсов и внешних услуг, использованных для выпуска этой продукции. Конечная сумма налога прибавляется к продажной цене товара и уплачивается покупателем. Например, торговец В продаёт свою продукцию по 100 ф. ст. за единицу, а стоимость купленных им ресурсов составляет 80 ф. ст. на единицу продукции. Таким образом, добавленная стоимость составляет 20 ф. ст. на единицу продукции. Если НДС равен 10%, продажная цена единицы продукта составит 110 ф. ст., где 10 ф. ст. — сумма налога, уплачиваемая покупателем. Из этих 10 ф. ст., полученных от потребителя, торговец В оставляет себе 8 ф. ст. в качестве компенсации той суммы НДС, которую он уплатил при покупке факторов производства, а оставшиеся 2 ф. ст. платит государству. Таким же образом торговец А (который поставлял ресурсы торговцу В в сумме 80 ф. ст. на единицу производимой последним продукции), получая сумму НДС, равную 8 ф. ст., от торговца В, оставляет себе из неё определённую сумму НДС, которую он уплатил при покупке соответствующих ресурсов, а оставшуюся сумму платит государству. Итоговое значение всех этих платежей торговцев А, В и др. государству равно 10 ф. ст., которые оплачивает потребитель конечного продукта.

      В Великобритании некоторые продукты освобождены от НДС, т. е. имеют нулевую ставку налога; остальные облагаются НДС по различным ставкам для различных групп продуктов. Например, детская одежда освобождена от НДС, а НДС на автомобили равен 17.5%.

      ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ ( value added ) – разность между ценностью продукции фирмы или отрасли (т.е. общей выручкой, полученной от продажи этой продукции) и стоимостью затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции. «Добавленная стоимость» — это ценность, которую фирма добавляет к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции.

      АКЦИЗ ( excise duty ) — косвенный налог, которым государство облагает определённые товары, прежде всего табак, нефть и алкогольные напитки. Спрос на эти товары неэластичен по цене (см. эластичность спроса по цене), поэтому увеличение ставок акциза, осуществляемое в рамках ФИСКАЛЬНОЙ политики, приводит не только к росту государственных расходов, но также и к тому, что у потребителей остается меньше денег для расходов на другие товары.

      КОСВЕННЫЙ НАЛОГ ( indirect tax ) — налог, которым государство облагает товары и услуги для пополнения своих доходов, использующийся как инструмент фискальной политики. Примерами косвенного налога являются налог на добавленную стоимость и акциз.

      Изменения ставок косвенного налога могут использоваться как часть фискальной политики для регулирования уровня совокупного спроса. Увеличение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода, доступного для расходов на потребление, а уменьшение налога увеличивает располагаемый доход. Косвенные налоги могут быть использованы для воздействия как на структуру спроса, так и на его уровень. Увеличение косвенного налога приводит к снижению потребления социально нежелательных товаров, например сигарет и спиртных напитков. В то же время снижение косвенного налога приводит к повышению уровня потребления социально приемлемых товаров, например основных продуктов питания и книг.

      В противоположность прямому налогу, величина которого изменяется в зависимости от дохода налогоплательщика (прогрессивное налогообложение), косвенный налог является регрессивным, поскольку каждый налогоплательщик-потребитель платит одинаковую сумму вне зависимости от дохода.

      УПРАВЛЕНИЕ АКЦИЗОВ И СБОРОВ ( customs and excise ) — государственный орган, занимающийся сбором косвенных налогов в соответствии с определёнными нормами и правилами. В Великобритании Управление акцизов и сборов собирает средства главным образом в виде налога на добавленную стоимость и акцизного сбора, которым облагаются алкогольные напитки, табак и игра на тотализаторе. Этот государственный орган также контролирует исполнение законов, касающихся импорта и экспорта определённых товаров, взимает импортные пошлины и противодействует попыткам контрабанды.

      ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ( fiscal policy ) — институт системы управления СПРОСОМ, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путём изменения налогообложения и ГОСУДАРСТВЕННЫХ расходов.

      Налоговые власти (в Великобритании это прежде всего министерство финансов) могут использовать ряд мер для изменения СОВОКУПНОГО СПРОСА или общих расходов: ПРЯМЫЕ налоги на частные лица (подоходный налог) и компании (налог на корпорации) могут быть увеличены, если необходимо сократить общие расходы, например для снижения инфляции (повышение подоходного налога уменьшает располагаемый доход людей, и аналогично повышение налога на корпорации приводит к сокращению части прибыли, идущей на выплату дивидендов и реинвестиции). Другой способ снижения расходов — повышение косвенных налогов: увеличение налога на добавленную стоимость, затрагивающее все продукты, или увеличение акцизов по отдельным продуктам (таким как бензин и сигареты), повышение их цены вызовет понижение покупательной способности потребителей.

      Правительство может воздействовать на общие расходы в экономике, изменяя свои собственные расходы. Так, сокращение государством текущих закупок продуктов или капиталовложений понижает общий уровень расходов в экономике.

      Налоговые поступления и государственные расходы связаны в государственном бюджете: общий уровень расходов в экономике можно сократить, повысив налоги и урезав расходы. В этом случае образуется излишек госбюджета. Если цель состоит в увеличении общих расходов, то правительство должно пойти на бюджетный дефицит, снижая налоги и увеличивая свои расходы.

      Снижение государственных расходов и рост налогов (изъятия из кругооборота национального дохода) приводят к сокращению совокупного спроса и через эффект мультипликатора ослабляют инфляционное давление при «перегреве» экономики. Напротив, повышение государственных расходов и/или понижение налогов (вливания в кругооборот национального дохода) стимулируют совокупный спрос и через эффект мультипликатора создают дополнительные рабочие места, уменьшая уровень безработицы. На рис. 133 показано увеличение совокупного спроса с AD до AD1 и национального дохода с Y до Y1 под действием повышения государственных расходов и/или снижения налогов, а также падение совокупного спроса с AD до AD2 и национального дохода с Y до Y2 в результате сокращения государственных расходов и/или повышения налогов.

      Использование бюджетного дефицита в качестве средства борьбы с безработицей впервые было предложено Дж. Кейнсом в 1920-1930 гг. С широким принятием после 1945 г. западными странами кейнсианских идей фискальная политика стала применяться как основное средство «точной настройки» экономики с целью достижения полной занятости.

      На практике использование фискальной политики в качестве инструмента краткосрочной стабилизации встречает определённые трудности, уменьшающие её эффективность. Изменение налоговых ставок (особенно ставок подоходного налога) с административной точки зрения трудно предпринять, и осуществление этого изменения займёт известное время. Точно так же значительная часть государственных расходов, например, на школы, дороги, больницы и оборону, отражает долгосрочные экономические и социальные обязательства и не может быть пересмотрена без длительного процесса лоббирования. Кроме того, изменение ставок налогообложения и расходов вызывает эффект мультипликатора (т. е. определённое исходное изменение расходов увеличивается в несколько раз и распространяется по всей экономике), масштабы которого трудно предсказать.

      Более того, использование фискальной политики для поддержания совокупного спроса на высоком уровне, с тем чтобы достичь полной занятости, зачастую ведёт к инфляции спроса.

      Опыт применения фискальной политики показал, что краткосрочный подход к экономическому управлению оказывается не особенно удачным при стабилизации экономики. Поэтому в последние годы большая значимость стала придаваться среднесрочному управлению экономикой.

      Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:

      seinst.ru

      Смотрите так же:

      • Пфр разъяснения по пенсии Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. […]
      • Из юриста в педагога Нормативные документы об образовании в России Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования. Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска […]
      • Какой должен быть стаж работы для пенсии Разбираемся, каким должен быть размер минимальной пенсии инвалида 2 группы Сейчас государство разными способами производит помощь социально незащищенным слоям населения. Отдельную заботу […]
      • Налоги на единовременные выплаты Единовременные денежные выплаты в 2018 году Единовременные денежные выплаты на федеральном уровне включают: Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская […]
      • Земельный закон с 01032018 Закон о межевании земельных участков в новой редакции В этом году межевание является обязательным и актуальным вопросом для граждан России. Межевание надела проходит, когда соседи […]
      • Как оформить вычет на лечение родителей Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него […]