Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 преимущество получили

2. Избирательное законодательство и его эволюция в 1905-1907 гг.

Порядок избрания выборщиков на губернские или городские избирательные съезды варьировал в зависимости от социальной принадлежнос-

‘ Основные Государственные Законы Российской империи — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г. Содержали два раздела «О священных правах Самодержавной власти» и «Учреждение императорской фамилии». Определяли прерогативы императора, порядок престолонаследия, положения о государственном гербе, государственной печати, государственном языке, вероисповедании и др.

В связи с изданием Манифеста 17 октября 1905 г. в новую редакцию от 23 апреля 1906 г. были включены постановления «о существе верховной самодержавной власти», «о правах и обязанностях российских подданных», «о законах», «о Государственном совете и о Государственной думе», о «Совете министров».

ти избирателей. Съезд уездных землевладельцев состоял из лиц, не менее года владеющих в уезде землей, обложенной сбором на земские повинности или иным недвижимым имуществом, «не составляющем торгово-промышленного заведения», стоимостью не менее 15 ООО руб., некоторые другие категории собственников. В этой группе один выборщик избирался, в среднем, от 2 ООО человек населения.

По Указу от 11 декабря 1905 г. право участия в съездах городских избирателей получила значительная группа лиц, отвечавших требованиям ценза «квартирной самостоятельности», т. е. те, кто в течение года нанимали квартиру или, также в течение года, платили квартирный налог. Благодаря снижению имущественного ценза в городах существенно (приблизительно в 10 раз) увеличилось количество лиц, наделенных активным избирательным правом.

Помимо квартиронанимателей, в городах избирательные права имели собственники недвижимого имущества, обложенного налогом или земским сбором, владельцы торгово-промьшгленных предприятий, лица, получающие жалование или пенсию от государства, органов местного управления, железных дорог. В городах один выборщик приходился на 4 ООО человек населения.

Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Сельский сход, состоящий из крестьян-домохозяев избирал уполномоченных на волостной сход. Сход выдвигал из своей среды двух уполномоченных па съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. Таким образом, выборы для крестьян включали четыре ступени: I

— сельский сход; II

— волостной сход; III

— съезд уполномоченных от волостных сходов (по два от каждого схода); IV

— выборщики, избранные этим съездом в губернское избирательное собрание.

Один выборщик от крестьян представлял до 30 ООО сельского населения.

В губернском избирательном собрании сначала выборщики от крестьян должны были выдвинуть из своей среды одного члена Думы, а затем уже все собрание избирало остальных депутатов.

В губерниях, где численность рабочих превышала 10 ООО, вводились отдельные губернские съезды уполномоченных (выборщиков) от «рабочих в предприятиях фабрично-заводской и горнозаводской промышленности». В выборах могли участвовать представители фабрик, заводов и железнодорожных мастерских с общим числом рабочих не менее 50 человек. Рабочие таких предприятий получили право избирать одного уполномоченного на каждую полную тысячу рабочих-мужчин. Предприятия, насчитывавшие от 50 до 2 ООО рабочих, — одного уполномоченного на каждое предприятие. Затем уполномоченные избирали членов губернского съезда рабочих-выборщиков (один выборщик от 10 ООО рабочих). В экономически развитых регионах число таких выборщиков составляло порядка 20-30 человек. Например, в Московской губернии (включая город Москву) было 35 выборщиков, в Петербургской (вместе с Санкт-Петербургом) — 24.

Таким образом, для четвертой курии устанавливалась трехступенчатая избирательная система. Благодаря ей на первый план выдвигались мелкие предприятия, и меньшинство рабочих могло получить на выборах перевес над большинством. Общее количество выборщиков от рабочих в стране составляло 236 человек; па первых выборах в Думу (1906 г.) ими было избрано 15 депутатов.

Повсеместно права голоса были лишены лица женского пола, лица, моложе 25 лет, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, состояпдие па действительной военной службе, «бродячие инородцы» и иностранные подданные, а также некоторые должностные лица (губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, полицейские). К выборам также не допускались осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности.

Пассивным избирательным правом обладали все лица, соответствовавшие условиям приобретения активного избирательного права в своей курии. Для избрания требовалось личное согласие кандидата. Чиновники, состоявшие на государственных должностях и избранные в Думу, были обязаны оставить службу. Депутатами не могли быть избраны лица, не владеющие государственным (русским) языком.

Список лиц, имеющих право голоса по курии уездных землевладельцев составляли уездные земские управы, а в неземских губерниях — уездные полицейские управления. В небольших городах избирателей регистрировали городские управы или заменяющие их учреждения, а в населенных пунктах, насчитывающих свыше 30 000 жителей, для ведения списка избирателей создавались участковые избирательные комиссии. Эти комиссии формировались городскими думами из числа лиц, обладающих активным избирательным правом. Они состояли, как правило, из председателя и двух членов.

Учитывая существенное увеличение числа городских избирателей, закон отменял требование об обязательной публикации имен избирателей в местных ведомостях, как это предписывал Указ от 6 августа 1905 г. По новым правилам списки избирателей следовало «выставлять для обозрения в помещениях учреждений, составляющих эти списки».

На каждом предприятии велся список уполномоченных, избранных рабочими. Список направлялся губернатору или градоначальнику, а его копия вывешивалась на видном месте для сведения рабочих. Канцелярии губернаторов (градоначальников) вели общий список уполномоченных от рабочих.

Калужская губернская по делам о выборах в Государственную думу комиссия (1906 г., фото)

Закон устанавливал, что списки выборщиков, избранных в каждой курии «оглашаются губернатором или градоначальником. во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка». На губернаторов и градоначальников была также возложена обязанность общего надзора «за правильным производством выборов».

Для проверки соблюдения избирательного законодательства и рассмотрения заявлений и жалоб, возникающих в связи с избранием членов Думы, создавались губернские и уездные по делам о выборах комиссии.

Губернскую по делам о выборах комиссию возглавлял председатель окружного суда. Комиссия состояла из следующих должностных лиц: управляющий казенной палатой1, предводитель дворянства того уезда, где находился губернский город, председатель губернской земской или по делам земского хозяйства управы, городской голова губернского города (или лицо, его заменяющее), один из членов окружного суда, назначенный его общим собранием, один из непременных членов губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, назначенный губернатором.

Председателем уездной по делам о выборах комиссии являлся член окружного суда, назначенный его общим собранием. В комиссию также входили: уездный предводитель дворянства, мировой или городской судья, назначенный съездом мировых судей или общим собранием окружного суда, председатель уездной земской или по делам земского хозяйства управы, городской голова уездного города, податной инспектор и один из земских начальников, назначенный уездным съездом земских начальников.

‘ Казенные палаты — в 1775-1917 гг. губернские органы финансового ведомства (с 1802 г. министерства финансов). Ведали сбором налогов, управлением государственными имуществами, винными откупами и др.

Губернское или городское избирательное собрание проходило под председательством губернского предводителя дворянства или городского головы. Оно было правомочно осуществлять избрание членов Думы в случае, если на нем присутствовало не менее половины общего числа выборщиков. При отсутствии кворума собрание распускалось и собиралось вновь через семь дней. Новое собрание считалось состоявшимся при любом числе выборщиков.

В ходе избрания выборщиков и непосредственно членов Государственной думы применялся тайный способ голосования. На съездах выборщиков, а также в собрании уполномоченных от рабочих и на губернских (городских) избирательных собраниях закон предписывал производить тайную баллотировку шарами (способ голосования, применявшийся при выборах земских и городских гласных, органов дворянского управления). Но в случае, если численность избирателей в куриях уездных землевладельцев или городских избирателей превышала 500 человек, следовало производить выборы «посредством подачи записок». Таким образом, впервые в отечественной истории было санкционировано применение избирательных бюллетеней в электоральном процессе — «шелест избирательных бюллетеней становился реальностью»1.

В городах голосование осуществлялось по избирательным участкам. «Правила о порядке производства выборов в городское избирательное собрание» определяли следующую процедуру голосования.

Избиратели подавали свои бюллетени лично. В записке следовало указать имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосовал избиратель. Поскольку в каждом участке избиралось определенное число выборщиков, количество кандидатов, указанных в бюллетене, не должно было превышать числа выборщиков, определенных для данного участка. Одно лицо могло быть указано в записке лишь один раз. В бюллетене запрещалось делать какие-либо отметки, знаки, исправления и подчистки ни на лицевой, ни на оборотной сторонах. В противном случае он признавался недействительным. При подсчете голосов также не учитывались кандидатуры, включенные в бюллетень сверх установленного лимита.

Необходимо отметить, что в это время не существовало такого понятия, как зарегистрированный кандидат. Соответственно, отсутствовала необходимость стандартной формы избирательного бюллетеня. Он мог быть разборчиво написан от руки, напечатан на машинке или типографским способом. Все они считались действительными при соблюдении названных выше требований. Партии типографским способом изготовляли избирательные бюллетени с фамилиями своих кандидатов и распространяли их среди потенциальных избирателей — такая деятельность была важной частью предвыборной агитации.

Избиратель вручал заполненный бюллетень председателю комиссии, последний в присутствии избирателя опускал бюллетень в особый ящик с отверстием на крышке. В названном выше «Положении» говорилось, что «ящик этот, предварительно принятия записок, предъявляется присутствующим избирателям для удостоверения в том, что он пуст и не имеет отверстий, кроме предназначенного для опускания за’ Милюков П. Н. Воспоминания: (1859-1917). Т. 1. — М., 1990. — С. 352.

писок. Затем ящик закрывается на замок и опечатывается печатью председателя; а ярлык, на который наложена печать, подписывается председателем, членами избирательной комиссии и желающими из числа наличных избирателей»589.

При принятии бюллетеня в списке избирателей делалась отметка, что данное лицо проголосовало.

Выборы проводились в течение одного дня: с 9 до 21 часа, одновременно на всех участках. В девять часов вечера допуск избирателей в помещение избирательной комиссии для подачи избирательных записок прекращался, но от лиц, находящихся в помещении к данному моменту, записки принимались до тех пор, пока не будут поданы всеми присутствующими избирателями.

По закрытии заседания отверстие ящика, в который опускались записки, опечатывалось, и председатель объявлял присутствующим число поданных записок. Оно фиксировалось в особом акте, заверенным председателем и членами избирательной комиссии.

Подсчет голосов производился избирательной комиссией на следующий день, также с 9 часов утра до 9 часов вечера. При этом могли присутствовать избиратели.

Представляет интерес процедура обработки бюллетеней в процессе подсчета голосов: «По вскрытии избирательного ящика каждая избирательная записка пронумеровывается, и если она удовлетворяет указанным.

Если подсчет голосов не может быть закончен в один день, то, по составлении протокола о числе записок: а) вынутых из ящика, 6) признанных недействительными, в) возбудивших сомнения и г) прочитанных, —

‘ Институт выборов в России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX — начала XX в./ Под общ. ред. А. А. Вешнякова. — М., 2001. — С. 549.

Подсчет голосов (1906 г., фото)

означенные записки, а равно карточки с именами предложенных в выборщики лиц складываются, соответственно роду записок и карточек, в особые пакеты, опечатываемые затем печатью председателя комиссии на ярлыке, подписанном всеми членами комиссии и желающими из числа присутствующих при этом избирателей. Тем же порядком опечатывается и ящик с невынутыми записками.

По окончании подсчета голосов и объявлении имен лиц, предложенных в выборщики, составляется за подписанием председателя и членов комиссии протокол, в который заносятся: а) число всех вынутых из ящика записок, б) число всех прочитанных записок, в) число записок, признанных недействительными, с приведением оснований, к тому послуживших, и г) список лиц, избранных в выборщики. Затем избирательные записки и карточки запечатываются в особые пакеты»’.

Для избрания выборщиком или уполномоченным требовалось получить более половины от общего числа поданных голосов (в 26 крупных городах — относительное большинство голосов). При равенстве голосов победитель определялся по жребию. При выборах членов Думы в губернском (городском) избирательном собрании сначала тайным голосованием записками производилась номинация кандидатов, а затем — непосредственно выборы — в порядке большинства полученных голосов. Избранным считалось лицо, получившее более половины голосов. Если число избранных таким образом членов Думы было меньше квоты, установленной для губернии (города), на следующий день созывалось новое собрание для довыборов недостающего числа депутатов. Если и эти выборы завершались безрезультатно, на новом собрании было достаточно получить относительное большинство голосов. Комиссия извещала кандидатов об их избрании выборщиками. Если в течение трех суток со дня получения извещения данные лица не заявляли губернской по делам о выборах комиссии об отказе от «принятия звания выборщика», они считались «принявшими это звание». В случае отказа избранного лица от принятия звания выборщика он замещался, с соблюдением того же порядка, следующим по списку лицом, получившим наибольшее число голосов.

Избирательное законодательство эпохи становления российского парламентаризма также определяло порядок правовой защиты соблюдения законности при выборах депутатов высших представительных органов. 8 марта 1906 г. был издан именной высочайший указ «О временных правилах об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений».

Этот закон устанавливал наказания за различные виды действий, нарушающих предусмотренные правила осуществления избирательного процесса. Причем им предусматривалась уголовная ответственность как отдельных лиц, так и групп, а также представителей властных структур: «Виновный в воспрепятствовании избирателю или выборщику угрозою, насилием над личностью, злоупотреблением властью или отлучением от общения свободно осуществлять право выборов в Государственный совет или Государственную думу наказывается: заключением в тюрьме от четырех до восьми месяцев.

Если сне деяние учинено несколькими лицами или же служащим в правительственном или общественном установлении при исполнении служебных обязанностей по наблюдению за правильностью выборов, то виновный наказывается: заключением в тюрьме от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

Сверх того, если виновный принадлежит к числу лиц, пользующихся правами государственной службы и преступное деяние учинено им при исполнении служебных обязанностей, суду предоставляется присоединить к тюремному заключению удаление от должности»1.

Наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми месяцев предусматривалось и за призывы «к противодействию выборам в Государственный совет или Государственную думу или к массовому воздержанию от участия в сих выборах».

Исходя из опыта земских и городских выборов, законодательство предусмотрело наказания за подкуп избирателей: «Виновный в склонении посредством угощения, подарка или обещания личной выгоды, избирателя или выборщика к подаче при выборах в Государственный совет или Государственную думу голоса в пользу свою или другого лица наказывается: заключением в тюрьме от двух до восьми месяцев»2.

Тому же наказанию подвергался избиратель или выборщик, согласившийся за угощение, подарок или личную выгоду подать голос в пользу какого-либо лица. Кроме того, виновные могли быть лишены судом избирательного права на предстоящих выборах в Государственный совет или Государственную думу.

Следует учитывать, что подготовка к выборам проходила в ситуации, когда в стране шел процесс революционной борьбы. Многие регионы были охвачены восстаниями, волнениями. Экстремистские революционные группы совершали террористические акты, преследующие цель запугать власти, парализовать их деятельность. Предстоящие собрания избирателей и выборщиков вполне могли стать объектом террористических акций. В связи с этим, Указ от 8 марта 1906 г. определял наказания за «воспрепятствование занятиям предвыборных собраний, собраний по выборам в Государственный совет или Государственную думу и выборных комиссий угрозами, насилием над личностью, злоупотреблением властью, повреждением помещения, предназначенного для собрания, а также искусственным заражением в нем воздуха» в виде (если не подлежит за совершенные им действия более строгому наказанию) лишения всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдачею в исправительные арестантские отделения от полутора до двух лет. То же преступление, совершенное группой лиц наказывалось более строго — от четырех до шести лет арестантских рот.

Законодательство 1905-1906 гг. различало следующие виды правонарушений, связанных с избирательным процессом: голосование, произведенное лицом, не имеющим избирательного права, неоднократное голосование в рамках одного избирательного съезда или голосование в нескольких избирательных участках, голосование за другое лицо при отсутствии на это полномочий, умышленные злоупотребления при подаче или подсчете голосов, похищение или повреждение списков избирателей.

Согласно нормам законодательства 1905-1906 гг. были проведены выборы в Первую Государственную думу (они состоялись в феврале-марте 1906 г.) и во Вторую думу.

Деятельность I Думы показала, что большинство депутатов настроено оппозиционно по отношению к правительству. Царь решил применить свое право роспуска Думы и 8 июля 1906 г. Дума была распущена. Однако при этом было объявлено о выборах в новый состав данного учреждения. Выборы II Думы прошли в январе-феврале 1907 г. Но и в новом составе Дума не была в достаточной степени лояльна.

Весной 1907 г., когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона. Оно руководствовалось прежде всего политическими мотивами — желанием сохранить произошедшие за время революции перемены в государственном устройстве и обеспечить думское большинство, состоящее из консервативных, промонархически настроенных депутатов.

П. А. Столыпин, сменивший С. Ю. Витте на посту премьер-министра и председателя Совета министров, начал работу над существенным изменением «думской» избирательной системы. Ответственная работа была поручена чиновнику министерства внутренних дел С. Е. Крыжа- новскому590, принимавшему ранее активное участие в разработке «Булы- гинской думы» и других актов выборного законодательства. Вскоре им было подготовлено два проекта; первый предполагал разделить избира- Горщгыя курил VrUHLlH JV-i.ni ШІ ГЫОД ГИ« /ііадиочо- ртИДЛИ’ШЬ- ч#нкы\ чт ч ємних ьт ВВДЮСТТЙ ‘.TJItMli

Государств енная Дума

J’n;LB.v У’щиі (rnptifc ht*> Ни.imir і. ?,»(» WMIKH гііе VTtp*M Горипэи Kjrpml Первая Втора о ricp^, ftrapoii CWI IVU ПфОДГШІ rOpUJtKM n It )бм]ы- и-(йирл Д і A

lawbook.online

Опыт российского парламентаризма

1. 6 августа 1905 г. было опубликовано положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Разработкой данного законопроекта руководил:

2. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

а) 17 октября 1905 г.;

б) 11 декабря 1905 г.;

в) 20 февраля 1906 г.

3. В России избирательных прав были лишены:

б) молодежь до 25 лет;

в) рабочие крупных промышленных пред-

4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

а) прямое участие в выборах всего населения;

б) равное участие в выборах всего населения;

в) куриальная система выборов;

г) многостепенная система выборов.

5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

а) издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

б) распускать Думу по своему усмотрению;

в) изменять избирательный закон.

6. 20 февраля 1906 г. был опубликован указ Николая II о преобразовании Государственного совета. Отныне этот орган:

а) являлся верхней законодательной палатой;

б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

в) контролировал исполнение решений Государственной думы.

7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Государственного совета изменился, а именно:

а) в его избрании участвовало все население страны;

б) к его выборам были допущены только представители дворянского сословия;

в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина — назначалась императором.

8. 16 апреля 1905 г. С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Совета министров по той причине, что он:

а) всячески затягивал открытие I Государственной думы;

б) собирался стать депутатом Думы;

в) уверял Николая II, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.

9. Вместо С. Ю. Витте на пост председателя Совета министров был назначен:

б) И. Л. Горемыкин;

10. I Государственная дума работала с:

а) 17 октября по 11 декабря 1905 г.;

б) 27 апреля по 8 июля 1906 г.;

в) 20 февраля 1906 г. по 3 июня 1907 г.

11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:

12. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

13. I Государственная дума была названа «Думой народных надежд», так как:

а) с ее открытием в обществе связывали переход России к парламентаризму;

б) крестьяне надеялись получить из ее рук

в) народ ждал от нее принятия конституции.

14. «Проект 104-х», внесенный в I Государственную думу Трудовой группой 23 мая 1906 г., предусматривал:

а) немедленный переход всей земли с ее недрами и водами в общенародную собственность;

б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

в) создание «общенародного земельного фонда»;

г) немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

д) наделение землей всех желающих обрабатывать ее своим трудом;

е) наделение землей в пределах «трудовой нормы».

15. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

а) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

б) принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

в) убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.

16. После роспуска I Государственной думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

а) пассивному сопротивлению — не платить налоги, не выполнять воинскую повинность;

б) вооруженному восстанию;

в) одобрению действий правительства.

17. II Государственная дума работала с:

а) 20 февраля по 2 июня 1907 г.;

б) 9 ноября 1906 г. по 1 сентября 1911 г.;

в) 3 июня 1907 г. по 9 июня 1912 г.

18. Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

19. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

а) в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.

20. События, связанные с роспуском II Думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

а) Дума была разогнана при помощи армии;

б) император не имел права распускать Думу;

в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.

21. Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 г. преимущество получили:

б) представители буржуазных слоев;

22. Выборы в III Государственную думу бойкотировала:

б) партия социалистов-революционеров;

в) монархическая партия.

23. Наибольшее количество мест в III Государственной думе получила партия:

б) «Союз 17 октября»;

в) «мирного обновления».

24. 26 июля 1914 г. состоялось специальное заседание IV Государственной думы, на котором был заключен так называемый священный союз между депутатами. Главным итогом этого заседания стало то, что:

а) почти все депутаты, за исключением монархистов, голосовали против вступления России в мировую войну;

б) депутаты выразили недоверие правительству;

в) почти все депутаты, за исключением социал-демократов, голосовали за принятие военных кредитов.

25. В ноябре 1914 г. вопреки депутатской неприкосновенности было арестовано пять депутатов IV Государственной думы. Они представляли фракцию:

studopedia.ru

Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 преимущество получили

Отношение к царизму

2. Заполните таблицу.

Общее и особенное в революциях 1905 г. и февраля 1917 г.

3. Заполните таблицу. Альтернативы развития России в 1917 г.

1. Характерными особенностями экономического развития Российской империи в начале ХX века являлись:

Ведущая роль государственного регулирования в экономической жизни страны;

Широкое привлечение иностранного капитала;

Значительные масштабы вывоза капиталов из страны;

Высокий уровень концентрации производства;

Преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным.

2. Характерными особенностями положения русского пролетариата в начале Х века являлись:

Высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;

Низкая продолжительность рабочего дня;

Продуманная система социальных льгот и гарантий;

Отсутствие элементарных гражданских прав;

Драконовская система штрафов.

3.Кулаками в начале века в России называли:

Крестьян, использующих наемный труд и сельскохозяйственную технику;

Крестьян, выделившихся их общины.

4.Главный итог революции 1905-1907 гг. заключался в:

Ликвидации помещичьего землевладения;

Удовлетворении экономических требований рабочего класса;

Появлении законодательного представительного органа власти.

5.Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 г. преимущество получили:

Представители буржуазных слоев;

6.Аграрная программа П.А. Столыпина предусматривала такие меры, как:

Ликвидация помещичьего землевладения;

Широкое развитие кооперативного движения;

Свободный выход крестьян из общины;

Переселение крестьян за Урал;

Запрещение свободной купли-продажи земли.

7.Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 г. оказали:

studfiles.net

А1. Денежная реформа в России была проведена в: а) 1897 г.; б) 1905 г.: в) 1907 г.; г) 1914

А2. Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. Составляла а) 8 часов; б) 10 часов; в) 11,5 часов; г) 14 часов.

А3. 6 августа 1905 г. Было опубликовано положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Разработкой данного законопроекта руководил: а) ; б) ; в) ; г) .
А4. Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 г. Преимущество получили: а) дворяне; б) представители буржуазных слоев; в) интеллигенция; г) крестьяне.

А5. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда: а) гибель крейсера «Варяг»; б) оборона Порт-Артура; в) Портсмутский мир; г) Брусиловский прорыв.

А6. Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период Первой мировой войны был: а) Николай П; б) великий князь Николай Николаевич; в) А13.Брусилов; г) .

А7. Император Николай П отрекся от престола в пользу: а) Государственной Думы; б) Учредительного собрания; в) наследника престола Алексея; г) Великого князя Михаила Александровича.

А8. Какой музыкальный инструмент был наиболее распространен среди рабочих? а) гитара; б) балалайка; в) гармонь; г) скрипка.

А9. Сепаратный мир с Германией был подписан: а) 18 декабря 1917г.; б) 23 февраля 1918 г.; в) 3 марта 1918 г.; г) 1 сентября 1917г.

А10. Председателем Учредительного собрания был избран: а) ; б) ; в) ; г) .

В1. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю П, которые были удовлетворены правительством в ходе первой российской революции: а) создание в стране органов народного представительства; б) введение в стране демократических прав и свобод; в) всеобщее обязательное бесплатное образование; г) отделение церкви от государства; д) отмена выкупных платежей; е) 8-часовой рабочий день.

В2. «Кругом измена и трусость, и обман» — эти слова принадлежат: а) ; б) ; в) Николаю П; г) .

В3. Напишите фамилию политического деятеля, выступившего с данным лозунгом (1914 г.): «Превращение современной империалистической войны в гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг». __________________

С1-С5. Прочитайте отрывок из «Апрельских тезисов» и ответьте на вопросы:

«…2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточности сознательности и организованности пролетариата,- ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьянства…

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний….

4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве… Разъяснение массам, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства … Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок – проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов….

6. В аграрной программе… конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местным Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения… образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».

С1. Когда выступил с «Апрельскими тезисами»?

С2. Ленин характеризует в этом документе этапы русской революции?

С3. Какие политические задачи ставил перед партией большевиков?

С4. Какой тип государства был установлен в России в результате перехода власти в руки пролетариата и крестьянства?

С5. В чем видел своеобразие текущего момента?

С6. Перечислите характерные черты социально-экономического развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

А1. Главное содержание денежной реформы состояло в: а) понижении золотого содержания рубля (девальвации); б) изменении нарицательной стоимости денежных знаков (деноминации); в) установлении золотого эквивалента рубля.

А2. Главный итог революции гг. заключался в: а) ликвидации помещичьего землевладения; б) удовлетворении экономических требований рабочего класса; в) появлении законодательного представительного органа власти.

А3. Закон о выборах в 1 Государственную Думу был принят: а) 17 октября 1905 г.; б) 11 декабря 1905 г.; в) 20 февраля 1906 г.

А4. Аграрная реформа была направлена на: а) разрушение общинной психологии русского крестьянства; б) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников; в) ликвидацию крупных земельных собственников.

А5. В начале XX в. «пороховым погребом» Европы называли: а) польские земли, входившие в состав России; б) Балканы; в) Германскую империю; г) Францию и ее колонии.

А6. в первом коалиционном правительстве занимал пост: а) военного и морского правительства; б) министра юстиции; в) министра-председателя; г) министра земледелия.

А7. Первая Конституция РСФСР была принята в: а) 1917 г.; б) 1918 г; в) 1919 г.; г) 1920 г

А8. Высшим органом исполнительной власти после октября 1917 года стал: а) ВЦИК; б) Президиум ВЦИК; в) СНК; г) СТО.

А9. Назовите высшую солдатскую награду в России в XIX- XX вв.: а) Орден Святой Анны 4 степени; б) Георгиевский крест; в) Орден Станислава 3-степени; г) Орден Святого Владимира.

А10. Лидер социал-демократической партии а) Милюков; Б) Гучков; В) Ленин;Г) Чернов

В1. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

А) отсутствие рабочего законодательства;

Б) высокая концентрация рабочей силы;

В) слабая техническая оснащенность предприятий;

Г) массовое недовольство рабочих.

В2. «В России еще не готова еще мука, из которой будет испечен каравай революции» — эти слова принадлежат: а) ; б) ; в) Николаю П; г) .

В3. Напишите фамилию политического деятеля, характеризовавшего двоевластие (1917 г.): «Власть без силы и сила без власти». __________________

С1. Назовите основные признаки тоталитаризма.

С2. Охарактеризуйте политическую обстановку в стране после июльских событий 1917 г.

pandia.ru

В 1907 году произошел Третьеиюньский государственный переворот

Так называемый Третьеиюньский государственный переворот, произошедший 3 июня 1907 года, выразился в роспуске II Государственной Думы и изменении Избирательного закона от 11 декабря 1905 года (при этом был нарушен Манифест от 17 октября 1905 и основные законы от 23 апреля 1906).

Причиной роспуска II Думы послужила невозможность конструктивного взаимодействия между правительством, возглавляемым премьер-министром Петром Столыпиным, и оппозиционной Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий. Любой правительственный закон фактически блокировался Думой. А думские законы – императором и Государственным Советом. Сложившаяся ситуация олицетворяла собой конституционный кризис. Император Николай II понимал, что следующая Дума (при роспуске существующей) не будет сильно отличаться и тупиковая ситуация сложится вновь. Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении Избирательного закона.

Воспользовавшись незначительным поводом, председатель Совета министров Петр Столыпин обвинил Социал-демократическую фракцию в Государственной Думе в подготовке антигосударственного переворота. Царское правительство потребовало предания суду 55 социал-демократических депутатов Думы и в ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, арестовало их. 3 июня был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в Положении о выборах.

Избирательный закон был изменен таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — Октябристской и Националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.

Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране на некоторое время наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днем Первой русской революции.

molgvardia.ru

Смотрите так же:

  • Закон о налогах 2011 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество […]
  • Нотариус мурманск ленина Нотариусы Мурманск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексеева […]
  • Письмо жалоба от организации Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. […]
  • Особенности продажи жилых помещений в которых проживают несовершеннолетние Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными […]
  • Удержания алиментов на 2 детей Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (с […]
  • Полномочия судьи могут быть приостановлены в случае ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Впервые Государственная дума как представительное законодательное учреждение Российской империи с […]