Статья 29 закона об овд рб

Закон РБ Об Органах Внутренних Дел
Статья 29. Применение и использование оружия

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;

совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;

совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором–пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;

совершающего побег из-под стражи, конвоя;

не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан.

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, в том числе огнестрельного, и на использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Сотрудник органов внутренних дел вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Запрещается применять или использовать оружие:

при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

kodeksy-by.com

Закон об ОВД. Глава 5.

ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОРУЖИЯ,
БОЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Действие статьи 26 в части применения физической силы и оружия распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

(гл. 5, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»)

Статья 26. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

Сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.
Физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов внутренних дел в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, сотрудник органов внутренних дел обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.
О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан немедленно сообщить в ближайший орган внутренних дел, должностные лица которого незамедлительно уведомляют об этом соответствующего прокурора. О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан уведомить своего непосредственного начальника.
Сотрудники органов внутренних дел не несут ответственности за вред, причиненный применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если причиненный вред соразмерен силе преодолеваемого противодействия.
Применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с нарушением требований настоящего Закона влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.

Действие статьи 27 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

(ст. 26, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»)

Статья 27. Применение физической силы

Сотрудник органов внутренних дел применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

(ст. 27, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»)

Статья 28. Применение специальных средств

Сотрудник органов внутренних дел применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае:
отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел и иных граждан;
освобождения заложников;
отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов;
пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника органов внутренних дел либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
задержания и доставления в органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоирования и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, депортации или высылке, лиц, задержанных по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества;
остановки транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства;
в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.
Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

(ст. 28, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»)

Статья 29. Применение и использование оружия

Действие абзаца 1 части 1 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Действие абзаца 2 части 1 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Действие абзаца 3 части 1 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Действие абзаца 4 части 1 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;
совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

Действие абзаца 6 части 1 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором — пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;
совершающего побег из-под стражи, конвоя;
не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан.

Действие части 2 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Совершение лицом действий, правомерно запрещенных ему сотрудником органов внутренних дел и выражающихся в попытке приблизиться к сотруднику органов внутренних дел ближе указанного расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы сотрудником органов внутренних дел как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет сотруднику органов внутренних дел право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.

Действие абзаца 1 части 3 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на использование огнестрельного оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, для:

Действие абзаца 2 части 3 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;
остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.
Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, в том числе огнестрельного, и на использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Действие части 5 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Действие части 6 статьи 29 распространяется на сотрудников Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (статья 48 данного документа).

Запрещается применять или использовать оружие:
при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;
в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;
в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

(ст. 29, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»)

Статья 30. Применение боевой и специальной техники

Боевая и специальная техника применяется органами внутренних дел в случае:
защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если пресечь это нападение иным способом не представляется возможным;
освобождения заложников;
отражения группового или вооруженного нападения, в том числе с использованием транспортных средств, на охраняемые объекты, населенные пункты, здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов;
подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования сотрудника органов внутренних дел о прекращении противоправных действий и сдаче оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, взрывных устройств и боевой техники, имеющихся у этих лиц;
обеспечения режимов чрезвычайного положения и военного положения;
в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

(ст. 30, Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»)

uvd.mogilev.by

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (часть 2)

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 17.07.2007 № 263-З «ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Обязанности органов внутренних дел

В связи с широким спектром задач, решаемых органами внутренних дел, и многообразием органов, подразделений и служб, из которых они состоят, перечень обязанностей этих органов выглядит более чем внушительно. Он изложен в 24 абзацах ст.22 Закона РБ от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее — Закон), которая завершается 25-м абзацем, содержащим указание на то, что органы внутренних дел выполняют также иные обязанности, предусмотренные другими статьями этого Закона. Подавляющее большинство обязанностей органов внутренних дел, закрепленных в ст.22 Закона, предусмотрены в иных законодательных актах либо могут быть выведены на основе анализа соответствующих норм этих актов.

В то же время среди обязанностей органов внутренних дел есть и такие, которые не значатся ни в одном из действующих законодательных актов, кроме Закона (например, обязанность уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций (абзац восьмой ст.22 Закона)). Введение такой обязанности представляется обоснованным, направленным на обеспечение более полных гарантий неприкосновенности собственности, защиты конституционного права граждан на неприкосновенность жилища и иных законных владений, равной защиты всех форм собственности (ст.13, 29 и 44 Конституции РБ (далее — Конституция)).

Понять содержание этой обязанности органов внутренних дел невозможно без обращения к тексту второго предложения ст.29 Конституции. Из него следует, что войти в жилище и иное законное владение гражданина можно только по воле последнего, с его разрешения либо, хотя и помимо его воли, при наличии законного основания.

Обыск, другие процессуальные, оперативно-розыскные и иные действия, при осуществлении которых органы внутренних дел, а также иные уполномоченные государственные органы и лица наделены правом вхождения на законных основаниях в жилище и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций, регламентированы немалым числом законодательных актов (например, Уголовно-процессуальным кодексом РБ (далее — УПК), Гражданским процессуальным кодексом РБ, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Законом РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности»). В некоторых из этих законодательных актов предусмотрена обязанность уполномоченных органов и лиц, в т.ч. органов внутренних дел, уведомлять прокурора в течение 24 часов о таком вхождении, если оно не было предварительно санкционировано прокурором. Если принять во внимание указанный порядок вхождения в жилые помещения, другие законные владения граждан и объекты организаций и уведомления об этом прокурора, установленный в иных законодательных актах, то анализируемая обязанность органов внутренних дел, предусмотренная в абзаце восьмом ст.22 Закона, на наш взгляд, будет состоять в следующем.

Орган внутренних дел обязан уведомлять прокурора в течение 24 часов обо всех ставших известными ему в связи с осуществлением служебной деятельности случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций без законных оснований:

— должностными лицами, не являющимися сотрудниками органов внутренних дел;

— сотрудниками органов внутренних дел.

Употребив при изложении данной обязанности термин «проникновение», законодатель, полагаем, подчеркнул, что речь идет только о случаях незаконного вторжения в законные владения граждан и юридических лиц. Поэтому, как представляется, не требуется уведомлять прокурора о вхождении в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций, за исключением граждан и организаций, пользующихся дипломатическим иммунитетом в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, например, при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление либо находится подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, или лицо, уклоняющееся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, поскольку такое вхождение осуществляется в соответствии с полномочиями, которые предоставляются сотруднику органов внутренних дел абзацем одиннадцатым части первой ст.25 Закона.

Не освобождает органы внутренних дел от выполнения обязанности по информированию прокурора нежелание гражданина привлекать частное лицо к уголовной ответственности по части первой ст.202 Уголовного кодекса РБ (далее — УК) за нарушение неприкосновенности жилища и иных его законных владений. Хотя по общему правилу уголовные дела данной категории и возбуждаются по требованию потерпевшего (ст.33 УК и часть вторая ст.26 УПК), прокурор вправе возбудить уголовное дело о таком преступлении и при отсутствии его заявления, если это преступление затрагивает существенные интересы государства и общества или совершено в отношении потерпевшего, находящегося в служебной или иной зависимости от лица, нарушившего неприкосновенность его жилища, либо когда по иным причинам потерпевший не способен самостоятельно защищать свои права и законные интересы (часть пятая ст.26 УПК).

Обязанностям органов внутренних дел корреспондируют обязанности сотрудников этих органов, перечисленные в ст.23 и других статьях Закона, а равно предусмотренные в иных законодательных актах Республики Беларусь.

На сотрудника органов внутренних дел вне зависимости от того, в каком подразделении он несет службу, какую должность он занимает, от места и времени его нахождения в случае обращения к нему должностных лиц и других граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых возлагается обязанность:

— принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся в необходимой помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия;

— сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.

Сотрудник также обязан принять меры по немедленному оказанию медицинской и другой необходимой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии.

Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Права органов внутренних дел

Органам внутренних дел и их сотрудникам предоставляются широкие права для выполнения возложенных на них вышеуказанных обязанностей. Эти права предусмотрены Законом и иными законодательными актами. Они во многом схожи с правами, изложенными ранее в Законе РБ от 26.02.1991 № 637-XII «О милиции» (далее — Закон о милиции). Если в такой ситуации и имело место повторение, то оно осуществлено с учетом новейших законодательных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Уделим внимание лишь некоторым нормам, определяющим права органов внутренних дел и их сотрудников, изложенным в комментируемом Законе. Но прежде отметим, что немалое число этих норм являются отсылочными. Поэтому для раскрытия содержания того или иного права требуется осуществить поиск соответствующего нормативного правового акта, а в нем нормы, имеющей отношение к этому праву, и, сопоставив ее с нормой, в которой излагается определяемое право органа внутренних дел или его сотрудников, определить содержание этого права. В том случае, когда в ином нормативном правовом акте содержится норма, исчерпывающим образом раскрывающая содержание права, применение отсылочной нормы обоснованно. Если же в ином нормативном правовом акте отсутствует такая полная норма, то применение отсылочной нормы Закона создает проблемы, в т.ч. связанные с возможностью наступления негативных последствий в результате злоупотребления таким правом.

К сожалению, в Законе имеются отсылочные нормы, содержание которых не может быть в должной степени восполнено посредством обращения к иным нормативным правовым актам. Например, едва ли может быть признано удачным определение в анализируемом Законе права органов внутренних дел «истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда», заимствованное из Закона о милиции.

Во-первых, установленный в стране порядок изъятия документов не содержит соответствующих гарантий обеспечения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых он применяется. Так, в Инструкции о порядке изъятия (истребования) документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел, утвержденной постановлением МВД РБ от 16.04.2004 № 88 (в редакции от 12.04.2007 № 96) (далее — Инструкция), предусмотрено изъятие указанных документов на стадии возбуждения уголовного дела, что противоречит нормам УПК. Соответственно в этой части Инструкция не подлежит применению, а право органов внутренних дел на изъятие документов ввиду отсутствия легально установленного порядка не может быть использовано ими до возбуждения уголовного дела. Данное обстоятельство на практике с официального согласия Генеральной прокуратуры РБ ранее игнорировалось. Сомневаемся, что и в настоящее время право на изъятие указанных документов, предоставленное органам внутренних дел, будет использоваться в строгом соответствии с УПК.

Во-вторых, в Республике Беларусь до сих пор отсутствует урегулированный должным образом порядок изъятия документов, не связанных с указанной деятельностью, порядок изъятия образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывания касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей. Принимая Инструкцию, МВД почему-то не посчитало нужным правовым путем решить эти вопросы. Неужели с принятием Закона ничего не изменится и прежняя практика сохранится? Или же Правительство в отведенные ему ст.49 Закона три месяца примет меры, необходимые для реализации рассматриваемых положений, а до приведения актов законодательства в соответствие с Законом они будут применяться в той части, в которой не противоречат ему? Проблема актуальна не только для органов внутренних дел, но и для других правоохранительных и контролирующих органов, имеющих такие же полномочия по совершению указанных действий, которые могут привести к самым тяжким последствиям для субъектов экономической деятельности.

В-третьих, Закон, ссылаясь на установленный порядок возмещения причиненного этими органами ущерба, заведомо лишает пострадавших возможности взыскать с виновных материальное возмещение морального вреда, поскольку часть вторая ст.60 Конституции предусматривает его взыскание только в соответствии с законом.

Закон по сравнению со своим предшественником содержит ряд новых прав сотрудников органов внутренних дел, большинство из которых базируются на положениях иных новейших законодательных актов. Например, право сотрудников органов внутренних дел участвовать в осуществлении предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, пассажиров, багажа, в т.ч. вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почтовых отправлений, перевозимых на воздушном судне, бортовых запасов воздушного судна (абзац шестой части первой ст.25 Закона), является производным от положений Воздушного кодекса РБ (далее — ВК), в силу которых предполетный досмотр осуществляется должностными лицами подразделений авиационной безопасности авиационных организаций с участием представителей органов внутренних дел (ст.78 ВК), а предполетный досмотр определяется как проверка членов экипажа воздушного судна, пассажиров, багажа, в т.ч. вещей, находящихся при пассажирах, а также груза и почтовых отправлений, перевозимых на воздушном судне, бортовых запасов воздушного судна (ст.1 ВК). Право сотрудников органов внутренних дел на изъятие информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующей такую деятельность (абзац двенадцатый части первой ст.25 Закона), корреспондирует обязанности осуществлять противодействие экстремизму (абзац четвертый части первой ст.22 Закона), но проистекает из предписаний ст.14 Закона РБ от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму» об изъятии такой продукции уполномоченными должностными лицами государственных органов.

Некоторые права сотрудников органов внутренних дел, закрепленные в законодательных актах, подверглись расширению. Например, предусмотренное Законом право производить в установленном порядке фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания подозреваемых (обвиняемых) (абзац шестнадцатый части первой ст.25 Закона) имело в основе правило о фотографировании задержанных (арестованных) по уголовным делам, предусмотренное ст.30 Закона РБ от 16.06.2003 № 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей». Это правило распространено также на лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, подвергнутых административному аресту, и лиц, состоящих на профилактическом учете. К тому же оно дополнено указанием о производстве в отношении этих лиц звукозаписи, кино- и видеосъемки.

Произведенное законодателем новое прочтение старого закона (т.е. Закона о милиции), очевидно, является шагом к дальнейшему совершенствованию законодательства, посвященного деятельности правоохранительных органов. Если применение Закона будет осуществляться в точном соответствии с его духом и буквой, можем быть уверенными и в повышении уровня защищенности физических и юридических лиц, и в укреплении правопорядка в стране.

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

От редакции: C 4 августа 2008 г. в Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» на основании Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 413-З внесены дополнения.

www.busel.org

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 17 июля 2007 года №263-З

Об органах внутренних дел Республики Беларусь

(В редакции Законов Республики Беларусь от 23.06.2008 г. №354-З, 16.07.2008 г. №413-З, 31.12.2009 г. №114-З, 15.07.2010 г. №164-З, 31.12.2010 г. №227-З, 25.11.2011 г. №323-З, 13.12.2011 г. №325-З, 04.05.2012 г. №361-З, 04.01.2014 г. №123-З, 15.07.2015 г. №307-З, 24.12.2015 г. №331-З, 19.07.2016 г. №408-З)

Принят Палатой представителей 27 июня 2007 года

Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь (далее — органы внутренних дел), устанавливает обязанности и права органов внутренних дел и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Органы внутренних дел и их назначение

Органы внутренних дел — государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Статья 2. Основные задачи органов внутренних дел

Основными задачами органов внутренних дел являются:

защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций от преступных и иных противоправных посягательств в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, установление лиц, совершивших преступления, лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

участие в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения;

оказание в пределах компетенции органов внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи.

На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 13.12.2011 г. №325-З, 04.05.2012 г. №361-З, 04.01.2014 г. №123-З)

Статья 3. Правовая основа деятельности органов внутренних дел

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы деятельности органов внутренних дел

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:

уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;

сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Статья 5. Гласность в деятельности органов внутренних дел

Деятельность органов внутренних дел является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Органы внутренних дел в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению.

Статья 6. Деятельность органов внутренних дел и права граждан

Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.

Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №123-З)

Статья 7. Взаимодействие органов внутренних дел с другими государственными органами, иными организациями и гражданами

Органы внутренних дел осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами.

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в исполнении возложенных на них обязанностей, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Смотрите так же:

  • Правила внутреннего распорядка оу Правила внутреннего распорядка учащихся Модель локального нормативного акта Утверждено приказом директора (наименование образовательной организации) от ________ № ____ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО […]
  • Претензия по пластиковым окнам образец Образец претензии на устранение дефектов пластиковых окон В (название фирмы из договора) Адрес фирмы от Фамилии Имени Отчества Адрес для направления ответа тел. […]
  • Субсидии военнослужащим фсб Субсидии военнослужащим фсб Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам […]
  • Часть 2 статья 30 закон об образовании Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики […]
  • Из юриста в педагога Нормативные документы об образовании в России Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования. Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска […]
  • Основным законом организации является Основным законом организации является ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 […]