Требование к судье арбитражного суда

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ статья 4 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона изложен в новой редакции

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Требования к кандидатам на должность судьи

Требования,

предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, установлены статьей 4 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике»:

1. Судьями могут быть только граждане Приднестровской Молдавской Республики, достигшие возраста 25 (двадцати пяти) лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 (пяти) лет.

При этом судьей Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики может быть назначен гражданин Приднестровской Молдавской Республики, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 (сорока) лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 (десяти) лет. Предельный возраст для назначения на должность судьи Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики – 58 (пятьдесят восемь) лет.

Судьей Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики и Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, достигший возраста 30 (тридцати) лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 (семи) лет.

В стаж работы по юридической специальности включается время работы на требующих юридического образования:

а) государственных должностях в органах государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики, а также органах государственной власти и управления, существовавших до образования Приднестровской Молдавской Республики;

б) государственных должностях в местных представительных и исполнительных органах государственной власти;

в) должностях юридических служб организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также в качестве преподавателя юридических дисциплин в организациях образования либо в качестве адвоката, эксперта, нотариуса.

2. Лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным настоящей статьей, считается кандидатом на соответствующую должность судьи при получении рекомендации квалификационной коллегии судей, за исключением кандидатов на должность судьи Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

Статьей 5 Конституционного закона также определено, что для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей на основании представления исполнительного органа государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы здравоохранения и социальной защиты. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается исполнительным органом государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы здравоохранения и социальной защиты.

arbitr.gospmr.org

Статья 119 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 119 Конституции РФ гласит:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 КРФ

Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).

Первое общее требование для всех судей — наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Возрастной ценз для судей — не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда — 35 лет, а судьей Конституционного Суда — 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование — сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» дополнен статьей 4.1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность суди осуществляется на конкурсной основе.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности» (ст. 3).

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).

Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).

constitutionrf.ru

Арбитражный суд Калужской области

Ушел из жизни Яковлев Вениамин Федорович

Назначение судьи

Объявление об открытии конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии указанным требованиям судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

kaluga.arbitr.ru

Молодым закроют дорогу в судьи арбитражных судов

Стать судьей арбитражного суда региона будет сложнее — для претендентов повышается возрастной ценз и минимально допустимый стаж. Необходимо «унифицировать» требования к судьям первых инстанций, объяснили в Госдуме модернизацию, но приравняли арбитражников к судьям апелляционной и кассационной инстанций из судов общей юрисдикции. Для районных и мировых судей творчество законодателей пройдет безболезненно.

В июне прошлого года сенатор Анатолий Лысков предложил изменить требования к судьям арбитражных судов субъектов Федерации и уставных судов. Он счел неправильным то, что судьями уставных и арбитражных судов субъектов могут становиться люди от 25 лет со стажем в области юриспруденции не менее пяти лет, в то время как требования к судьям из судов общей юрисдикции областного звена требования жестче — возраст от 30 лет и стаж по юридической специальности не менее семи лет. «В целях реального обеспечения конституционного принципа о единстве статуса судей во взаимосвязи со статусом судов» Лысков предложил «унифицировать требования». По его изменениям в ст. 4 Закона «О статусе судей», судьей в арбитражном и уставном суде региона можно будет стать только после достижения 30 лет и семи лет практики. При этом стать мировым или судьей районного суда по-прежнему можно будет с 25 лет при пятилетнем стаже.

Сегодня Лысков отстаивал свой проект в думском комитете по госстроительству. Суды областного уровня общей юрисдикции, верховные суды субъектов и арбитражные суды субъектов «по своему статусу одинаковыми являются», но требования к судьям разные. «Мне представляется это неправильным, — сказал Лысков и напомнил про объединение Высшего арбитражного и Верховного судов, которое, утверждают его сторонники, приведет к единообразию практики. — Мое предложение сводится к тому, что мы в направлении к унифицированным требованиям ко всем судьям».

— Я не знаю, будут ли в этой связи какие-то проблемы, возникающие с кадровым составом судов. Будут ли сложности с подбором судей, — заметил глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин. Также он рассказал собравшимся о различиях между областными судами и арбитражными судами региона. Первые выполняют функции апелляционной, кассационной, частично надзорной инстанции, суда первой инстанции в ряде случаев, говорил Плигин, а арбитражные суды субъектов всегда выполняют роль суда первой инстанции. «Это различие может быть аргументом, чтобы статус был различен?» — поинтересовался он у Лыскова.

— Мы сейчас ведем речь не об инстанции, мы ведем речь о статусной части, и заработная плата [судьи] арбитражного суда субъекта точно такая же, как зарплата [судьи] и суда общей юрисдикции [областного звена], — отозвался тот.

— Дело же не в зарплате, а в требованиях. Проект вполне поддерживаю, — заявил единоросс Тамерлан Агузаров, ранее занимавший пост главы ВС Северной Осетии. — Кроме того, я считаю, что нам в дальнейшем надо подумать над требованиями к кандидатам в судьи ВС. Я считаю, что человек, который не проработал ни дня в судебной системе, не может быть судьей ВС. У нас сегодня любой гражданин, отвечающий требованиям, может претендовать даже на должность председателя ВС.

Коммунист Вадим Соловьев увидел в законопроекте намеки на слияние арбитражной системы с судами общей юрисдикции. «Мы начинаем вводить единые требования, с этого и начинается все», — возмущался он. Лысков с этим не соглашался и убеждал коллег, что внес законопроект еще в июне 2013 года, когда объединение судов не было объявлено.

— Законопроект внесен в развитие идеи, что требования к судьям различных инстанций должно быть различно, — заключил единоросс Дмитрий Вяткин. И в поддержку проекта озвучил доводы против него. По его словам, судом первой инстанции в системе арбитражных судов является областной арбитражный суд, как районные и мировые в системе судов общей юрисдикции. Требования к кандидатам на замещение должностей судей одной инстанции должны быть одинаковы, потому что они рассматривают дела по первой инстанции.

В результате комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении. Обсуждение его на пленарном заседании состоится в марте.

Заодно депутаты рекомендовали принять в первом чтении и законопроект Верховного суда РФ, который изменит правила экзаменов на должность судьи и ограничит круг лиц, имеющих право войти в корпорацию. До квалификационного экзамена не будут допускать бакалавров. Судьями смогут стать только специалисты и магистры в области права. Сейчас от претендентов требуется просто наличие высшего юридического образования.

С текстом законопроекта № 294781-6 «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 314591-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

pravo.ru

Смотрите так же:

  • Статья 71 федерального закона Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О […]
  • Закон о мировых судьях в пермском крае Закон Пермского края от 31 марта 2014 г. N 320-ПК "О мировых судьях в Пермском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 31 марта 2014 г. N 320-ПК"О мировых судьях в […]
  • Закон 3 преступлений Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ"О полиции" С изменениями и дополнениями от: 1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря […]
  • Закон 131 глава 1 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного […]
  • 81-фз о государственных пособиях гражданам имеющим детей 2014 Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и […]
  • Законы рф о рынке ценных бумаг Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа […]