Уголовный кодекс ст 169

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 72-ФЗ название статьи 169 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

См. комментарии к статье 169 УК РФ

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 169 внесены изменения

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 169 внесены изменения

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 325-ФЗ примечание изложено в новой редакции

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Статья 169 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Текущая редакция ст. 169 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения , —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением частей третьей — шестой статьи 171.1, статей 174, 174.1, 178, 180, 185-185.6, 191.1, 193, 194, 198, 199, 199.1, 200.1, 200.2, 200.3, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.

Комментарий к статье 169 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения по правомерному осуществлению предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, дополнительный — интересы службы в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
2) объективная сторона: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, которое возможно в следующих формах:
а) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
б) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
г) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
е) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Состав преступления предусматривает обязательную связь любого из указанных деяний с использованием должностным лицом своего служебного положения;
3) субъект: должностное лицо регистрирующего, лицензионного или иного органа, в полномочия которого входит осуществление от имени государства соответствующих действий по регистрации, выдаче лицензии и совершение иных юридически значимых действий в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
4) субъективная сторона: прямой умысел.

Квалифицированным составом преступления признается совершение указанных деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба. Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что действия (бездействие) должностного лица противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которым установлена обязанность должностного лица совершить определенные действия или соблюдать определенные условия деятельности коммерческих организаций. Согласно примечанию к комментируемой статье, крупным признается ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Применимое законодательство:
1) ГК РФ (ст. 1, 23, 48);
2) ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 9, ст. 25-26);
3) ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 11, 13);
4) ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 6, 8, 9, 22.1, 23);
5) ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 2);
6) ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 7, 8, 12);
7) ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст. 9);
8) ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 5-15);
9) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;
— постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»;
— постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 и 439»;
— постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;
— постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

3. Судебная практика. Приговором Курганского городского суда от 10.05.2012 гр.К. и гр.М. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 289, ч.1 ст. 169 УК РФ. Следствием и судом установлено, что в 2009 году гр.М. и гр.К., являясь должностными лицами Администрации города Кургана, создали коммерческую организацию в целях оказания услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирных жилых домов — ООО УК «Престиж-Курган», и в дальнейшем, покровительствуя деятельности данной организации, для обеспечения ее стабильной работы и извлечения прибыли от ее деятельности, используя свое должностное положение, предоставляли ей льготы и преимущества. Кроме того, гр.М. признана виновной в том, что получив отказ от других учредителей в выплате части прибыли от деятельности управляющей компании, в сентябре 2010 года организовала приостановление выпуска «единой квитанции» для ООО УК «Престиж-Курган», поставив под угрозу подготовку обслуживаемых домов к отопительному сезону. Приговором суда гр.К. назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей, а также лишения права занимать должности муниципальной и государственной службы на срок 3 года 6 месяцев; гр.М. назначено наказание в виде штрафа в размере 70 тысяч рублей и лишения права занимать должности муниципальной и государственной службы на срок 4 года.

_________________________
URL: http://kurgan.sledcom.ru/news/detail.php?news=9914.

Консультации и комментарии юристов по ст 169 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 169 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением частей третьей — шестой статьи 171.1, статей 174, 174.1, 178, 180, 185 — 185.6, 191.1, 193, 194, 198, 199, 199.1, 200.1 и 200.2, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.

Комментарий к статье 169 Уголовного Кодекса РФ

1. Статья 169 УК устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, а также за нарушение конституционного права граждан на осуществление такой деятельности и является, по существу, видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Иная экономическая деятельность — это инвестиционная деятельность, деятельность банков и других кредитных организаций, оказание коммерческих услуг в сфере культуры, образования, медицины, бытовых услуг. Порядок государственной регистрации регулируется нормами гражданского права, другими законами и подзаконными актами.

2. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности; дополнительным объектом — право гражданина на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

3. Преступление заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно ограничивается. Закон предусматривает семь форм преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности; ж) иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

4. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации выражается в открытом нежелании уполномоченного должностного лица провести регистрацию, несмотря на то что все основания для нее имеются. Регистрация хозяйствующих субъектов осуществляется на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ); от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ); от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 15 февраля 2010 г. N 11-ФЗ).

Государственная регистрация — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляют федеральный орган исполнительной власти: Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в городах, районах. Регистрацию кредитных организаций проводят Центральный банк России и его территориальные отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Федеральный закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. был установлен упрощенный порядок).

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком. Кроме заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, и квитанции об оплате регистрационного сбора соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, должна быть представлена копия документа, признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего их личности (ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по установленной форме, подписанное заявителем с подтверждением о соответствии учредительных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе о соблюдении порядка учреждения юридического лица в определенной организационно-правовой форме, об оплате уставного капитала. Кроме этого должны быть представлены: решение о создании юридического лица в виде протокола или договора, другие учредительные документы (подлинники или нотариально заверенные копии), для доказательства юридического статуса иностранного юридического лица — выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, а также документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 Федерального закона).

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.

В течение установленных сроков, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона — в течение не более чем пять рабочих дней, регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в Единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Неправомерным является отказ в регистрации, независимо от мотивов, если соискателем соблюден порядок, регламентирующий регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица. Основаниями для отказа могут быть недостоверные сведения в документах или отсутствие условий для предпринимательской деятельности конкретного вида, а также по другим основаниям, указанным в ст. 23 Федерального закона. Отказ в регистрации по другим основаниям является незаконным.

5. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации — это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Она выражается в сознательном нарушении сроков регистрации. Нормативные акты устанавливают точные сроки, в течение которых должна быть проведена регистрация: не более чем пять рабочих дней — для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; для регистрации предпринимателей с иностранными инвестициями — в течение 21 дня; заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБ РФ не более чем в течение шести месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Сознательное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

6. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности заключается в открытом нежелании уполномоченного лица выдать такое разрешение (лицензию). Статья 49 ГК устанавливает, что отдельными видами коммерческой деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов такой деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ). Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2007 г. N 07-21/ПЗ-Н. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 определяет Перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены осуществлять лицензирование, а также утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг. Например, Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 416 установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности; от 4 ноября 2006 г. N 648 — порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; от 22 января 2007 г. N 30 — порядок лицензирования медицинской деятельности (с изм. от 7 апреля 2008 г. N 241).

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности в ст. 17 перечисляет виды деятельности, лицензирование которых обязательно. Однако нормы, содержащиеся в п. п. 5 — 7 ст. 18 данного Закона, предусматривают поэтапную отмену лицензирования отдельных видов деятельности по мере принятия технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к ранее лицензируемым видам деятельности.

Закон и другие нормативные акты устанавливают конкретные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, перечень документов (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании») и сроки (п. 2 ст. 9 данного Федерального закона) рассмотрения заявлений соискателей лицензии — не более пяти дней со дня поступления заявления (п. 2 ст. 9 Закона). Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимает отраслевой орган исполнительной власти Российской Федерации; в сфере кредитных отношений — Центральный банк РФ в течение 60 дней. Отказ в выдаче лицензии может иметь место только в случаях несоответствия соискателя установленным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера), а также при нарушении порядка образования юридического лица. Отказ по другим основаниям (например, под предлогом отсутствия средств для проведения экспертизы или по причине отпускного периода) является неправомерным.

7. Уклонение от выдачи лицензии выражается в сознательном затягивании сроков оформления специального разрешения на конкретный вид деятельности и является пассивной формой неправомерного отказа. Например, выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности. В соответствии с действующим законом лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий пяти дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Нарушение установленных сроков без достаточных оснований является незаконным.

8. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы, является нарушением конституционного положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы.

9. Ограничение самостоятельности деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельность и независимость. Ограничение предпринимательской деятельности со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения порядка, обеспечивающего жизнедеятельность общества (правил охраны труда, окружающей природной среды, занятие запрещенной деятельностью и т.д.). Ограничения возможны только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

10. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица означает нарушение их независимости или осуществление предпринимательской деятельности. Вмешательство государства будет обоснованным и правомерным в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях оно будет признано незаконным. Такое вмешательство может выражаться в навязывании условий договора, в принуждении к соучредительству, к расходованию прибыли на государственные нужды (например, непроведение избирательной кампании) и в других действиях должностных лиц.

11. Преступление совершается с прямым умыслом.

12. Ответственности подлежит должностное лицо, уполномоченное от органа исполнительной власти на проведение регистрации предпринимательской или иной деятельности или выдачу специального разрешения (лицензии) на конкретный вид экономической деятельности. Однако ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может осуществляться и другими должностными лицами.

13. Часть 2 ст. 169 УК содержит квалифицированный состав по двум отягчающим признакам. Первое отягчающее обстоятельство заключается в том, что преступление продолжалось после вступления в силу судебного решения о неправомерности действий должностного лица, состоящих в отказе или уклонении от регистрации либо выдачи специального разрешения (лицензии), подпадающих под признаки ч. 1 ст. 169 УК. Второе отягчающее обстоятельство закон связывает с причинением крупного ущерба. В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Согласно примечанию к ст. 169 УК крупный ущерб определяется суммой, превышающей 1,5 млн. руб.

www.gk-rf.ru

СТ 169 УК РФ.

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 169 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.

2. К числу действий закон относит:

а) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;

б) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;

в) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

г) ограничение самостоятельности либо

д) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.

3. К бездействию закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

www.ugolkod.ru

Смотрите так же:

  • Ст 158 ук рф части Статья 158. Кража О судебной практике по делам о краже см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 Статья 158. Кража См. комментарии к статье 158 УК […]
  • 3 статьи 146 ук рф Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав См. комментарии к статье 146 УК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 […]
  • 9 приказа 155 Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, […]
  • Признание случая дтп страховым Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных […]
  • Закон о безработных рф Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в […]
  • Закон о мерах социальной поддержки ветеранов в брянской области Закон Брянской области от 10 декабря 2004 г. N 91-З "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Брянской области от 10 декабря 2004 г. […]