В россии закон о противодействии коррупции принят

Оглавление:

Нормативные правовые акты

Федеральные законы

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
Текст федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 329-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (принят ГД ФС РФ 02.11.2011)
Текст федерального закона

Федеральный закон от 04 мая 2011 № 97-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (принят ГД ФС РФ 20.04.2011)
Текст федерального закона

Федеральный закон от 17 июня 2009 г. № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Текст федерального закона

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
«О противодействии коррупции»
Текст федерального закона

Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 № 1060
«Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого совета»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460
«О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821
«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925
«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 561
«Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 560
«О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557
«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815
«О мерах по противодействию коррупции»
Текст указа

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885
«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
Текст указа

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы
Текст постановления

Международные нормативные акты

Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 г.

Конвенция Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.

Нормативные правовые акты Следственного комитета Российской Федерации

Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции в системе Следственного комитета Российской Федерации на 2012-2013 годы

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. N 67 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Текст приказа

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 №11 «О порядке уведомления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета Российской Федерации представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений»
Скачать приказ

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации
Текст кодекса

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области

sakh.sledcom.ru

Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях

Страницы в журнале: 115-117

О.Н. БИБИК,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

В статье рассматриваются недостатки Федерального закона «О противодействии коррупции» и высказываются рекомендации по его совершенствованию.

Ключевые слова: понятие коррупции, противодействие коррупции, совершенствование закона о противодействии коррупции, культура и коррупция.

The law on corruption counteraction requires in essential changes

In article lacks of the Federal law «About corruption counteraction» are considered and recommendations about its perfection express.

Keywords: сoncept of corruption, corruption counteraction, perfection of the law on corruption counteraction, culture and corruption.

10 января 2009 г. вступил в силу первый в отечественной истории Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон), принятие которого ознаменовало качественно новый этап в реализации уголовной политики в области борьбы с коррупционными правонарушениями. Несомненно, сама идея Закона — создание нормативной базы для противодействия коррупции, в том числе формирование понятийного аппарата, закрепление принципов, организационных основ противодействия коррупции, мер по ее профилактке, — требует поддержки и одобрения. Но все эти плюсы многократно нивелируются недо статками Закона, о которых пойдет речь в настоящей статье.

Внимание Закона в основном сосредоточено на такой фигуре, как государственный (муниципальный) служащий. Статьи 8—12 Закона, предусматривающие конкретные меры по противодействию коррупции, посвящены только указанной категории чиновников[1]. Вместе с тем следует отметить, что существуют также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, которые не являются государственными и муниципальными служащими, следовательно, полностью исключаются из сферы действия Закона. Данное ограничение в криминологическом плане совершенно необоснованно, ведь наиболее опасными проявлениями коррупции являются преступления, совершаемые лицами, замещающими государственные и муниципальные должности (судьи, губернаторы, министры, мэры, депутаты и т. д.).

Борьба с коррупцией в России по традиции приобрела черты кампании: в погоне за показателями правоохранительные органы стали привлекать к уголовной ответственности преподавателей вузов, инспекторов ГИБДД, врачей, прочих должностных лиц, стоящих на последних ступенях современной «табели о рангах», на фоне процветающей коррупции в высших эшелонах власти. Данная «стратегия» вызывает одновременно и удивление, и отторжение подобных приоритетов, значительно снижает авторитет проводимой политики в указанной выше сфере.

Закон во многом является рамочным, содержит небольшое количество мер практической направленности. Но и эти меры представляются совершенно неэффективными, не имеют необходимого потенциала для решения поставленных задач.

Проанализируем данные меры.

1. Согласно ст. 8 Закона на служащих возложена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная мера уже предусмотрена в ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), но свою эффективность доказать не смогла. Представляется, что и после повторного закрепления в Законе она не поможет выявить нелегальные доходы служащего, изобличить его в совершении коррупционного правонарушения. Декларация о доходах и имуществе будет формально содержать указание на то денежное содержание, которое выплачивается служащему, а также на имущество, которое находится в собственности служащего и членов его семьи.

2. Предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона). Данное нормативное положение вводит новый для современного российского законодательства институт доносительства о совершении преступления и правонарушения. Указанный институт в целом, видимо, не нарушает принципов демократического государства, он может использоваться и в противодействии коррупции. Однако соответствующие нормы скомпрометировали себя в советский период, и в настоящее время общественное мнение вряд ли поддержит их широкое применение. Полагаем, в силу сложившейся традиции государство все еще воспринимается не как институт, подконтрольный гражданскому обществу, а как механизм принуждения и подавления. Поэтому не стоит возлагать на ст. 9 Закона больших надежд.

3. Законом регулируются отношения при возникновении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе — ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей (статьи 10 и 11). Порядок разрешения указанного конфликта закреплен, в частности, в ст. 19 Закона о госслужбе. Отсутствие практики применения соответствующих норм свидетельствует об их неэффективности; нет примеров, когда данные нормы предотвращали бы проявления коррупции. Действующие в органах власти комиссии по урегулированию конфликта интересов работают «для галочки».

4. На гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, налагаются ограничения при заключении им трудового договора (ст. 12 Закона). Например, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Пункт 3 ст. 17 Закона о госслужбе содержит аналогичную норму об ограничениях, налагаемых на гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Ситуация аналогичная: очередное переписывание в Законе норм, уже установленных иными актами и также не применяющихся на практике.

Таким образом, Закон, по сути, не создает жизнеспособного инструментария противодействия коррупции. Характер замечаний к Закону указывает на необходимость его существенной переработки. Стоит отметить, что указанных недостатков можно было избежать, если бы Закон на стадии его разработки и принятия широко и критически обсуждался среди специалистов и в научных кругах. Искреннее удивление вызывает тот факт, что отмеченные недостатки, будучи очевидными, крайне редко анализируются практиками и учеными, слабость Закона предпочитают не замечать. Одной из немногих работ, в которых содержится конструктивная критика Закона, стала статья проф. А.В. Наумова «Новое антикоррупционное законодательство: много упущено»[2]. Хотя научное сопровождение законопроектных работ в уголовном праве приобрело образ недостижимого идеала, тем не менее, следуя принципу «юридическая наука начинается там, где она говорит законодателю “нет”» (сформулирован М.Д. Шаргородским), полагаем, надо сказать «нет» действующей редакции Закона и призвать ответственных лиц к скорейшему устранению недостатков, допущенных при разработке нормативных основ противодействия коррупции.

Критика конструктивна, если одновременно формулируются альтернативные способы решения проблемы. Предлагаем рассмотреть вопрос о внесении в Закон следующих изменений.

1. Распространить положения Закона на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

2. Ввести контроль над расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, прежде всего над приобретением дорогостоящих предметов, объектов недвижимости. Складывается парадоксальная ситуация: чиновники, занимающие высшие должности, получают весьма скромную зарплату, но при этом умудряются тратить баснословные суммы. Предлагается предусмотреть обязанность указанных лиц декларировать покупку недвижимости, автомобилей, иных предметов, например, стоимостью от 50 000 руб. При этом в декларации должны содержаться сведения об источниках доходов, на которые были приобретены соответствующие вещи.

3. В систему мер по противодействию коррупции включить проведение проверки лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальные должности. Данная проверка может заключаться в предложениях чиновникам незаконных выгод (например, взятки). Указанная мера отвергается абсолютным большинством специалистов в том случае, если лицо впоследствии привлекается к уголовной ответственности, поскольку рассматривается как бесчестный поступок, провокация совершения преступления. Хотя мы не разделяем данную точку зрения, можно предложить другой подход: с не прошедшим проверку должностным лицом служебный контракт расторгается. При этом результаты проверки не будут использоваться в целях привлечения указанных лиц к уголовной ответственности. Необходимо задуматься о том, какова цена вопроса: может ли общество допустить к распределению благ людей (например, в статусе федерального министра), способных поддаться искушению.

4. Изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что нередко лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, осуждаются условно, что не противоречит уголовному законодательству. Данный феномен противодействия «беловоротничковой» преступности уже давно известен криминологии. В целях совершенствования нормативных основ борьбы с коррупцией предлагается внести изменения в ст. 73 УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

5. Уточнить понятие коррупции. Закон определяет коррупцию через обязательный признак — получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера (ст. 1). Между тем коррупция может заключаться в приобретении выгоды неимущественного характера (например, карьеризм, протекционизм). Пленум Верховного суда РФ обоснованно обратил внимание на данный аспект должностной преступности в п. 16 постановления от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Основным признаком коррупции является использование властных ресурсов в личных целях. Поэтому предлагается дополнить определение коррупции случаями получения от коррупционного правонарушения выгод неимущественного характера.

6. Наконец, требуется серьезный комплекс мер по изменению общественного мнения о проявлениях коррупции. В отечественной культуре прочно закрепился стереотип отношения к взяточничеству, мздоимству как к неизбежному злу. Множество примеров тому встречается, в частности, в русских пословицах и поговорках, которые представляют собой глубинный срез ментальности этноса, основу народной культуры, а самое главное — многовековой житейский опыт. Они в совершенно откровенной и нелицеприятной форме свидетельствуют и об уровне правосознания людей, и о степени криминализации общества. У В.И. Даля в разделе «Суд — лихоимство» встречаем такую пословицу: «Пред Бога с правдой, а пред судью с деньгами». И там же: «Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит», «Не бойся суда, бойся судьи», «Закон — дышло: куда хочешь, туда и воротишь», «Неправдою суд стоит», «В суд пойдешь — правды не найдешь», «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с приносом». В разделе «Закон» читаем: «Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты», «Где закон, там и обида», «Если бы не закон, не было бы и преступника»[3]. Расхожей остается поговорка «Не подмажешь — не поедешь». Думается, что подобные культурные традиции существенно осложняют борьбу с преступностью. Но противодействие им должно осуществляться не силами правоохранительных органов, а на основе внутренних механизмов оздоровления культуры.

1 См. об этом: Наумов А.В. Новое антикоррупционное законодательство: много упущено // Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.

2 Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.

3 Даль В.И. Пословицы русского народа. Т. 1. — Спб., 1879. С. 184, 189, 191, 290.

www.sovremennoepravo.ru

ФЗ «О противодействии коррупции» с последними изменениями

Действие ФЗ-273 направлено на внедрение мер по борьбе с коррупцией. Главная задача правового акта — ведение единой антикоррупционной политики. Согласно положениям правового акта физическое лицо должно быть уголовно наказуемо за склонение субъекта к коррупционным действиям.

Описание закона

Федеральный Закон № 273 был принят 19 декабря 2008 года. Вступил в силу ФЗ-273 25 декабря 2008 года.

Законом регламентируются основные принципы противостояния коррупционным действиям в Российской Федерации. Закон ФЗ-273 направлен на устранение коррупционных действий.

ФЗ-273 включает в себя следующие положения:

  • принципы борьбы с коррупцией;
  • ответственность лиц за совершение незаконных действий;
  • ограничения, связанные с замещением должностного лица;
  • основные понятия;
  • ответственность, наложенная на юридические лица в отношении
  • коррупционных действий;
  • меры предотвращения коррупции в стране и другие.
  • Последние изменения ФЗ-273 претерпел 3 апреля 2017 года.

    Скачать ФЗ 273

    ФЗ-273 включает в себя 14 статей, регулирующих действия по борьбе с коррупцией в РФ. Каждый пункт Закона описывает определенные нормы и ответственность за коррупцию в стране.

    Ознакомиться с новыми поправками к закону можно, скачав ФЗ-273 «О противодействии коррупции с последними изменениями» в последней редакции по ссылке.

    Последняя редакция ФЗ «О противодействии коррупции»

    Статья 7

    Статья 7 ФЗ-273 описывает основные ветви деятельности органов государственного управления по борьбе с коррупционными действиями. Одна из них включает в себя подпункт, запрещающий определенным категориям граждан открывать банковские счета за пределами Российской Федерации.

    Перечень антикоррупционных мероприятий:

  • проведение единой государственной политики по борьбе с коррупцией;
  • четкое обозначение полномочий органов государственной власти;
  • контроль по решению вопросов юридических и физических лиц;
  • снятие ограничений в сфере экономической деятельности;
  • увеличение заработной платы служащим госструктуры и другие.

В последнюю редакцию ФЗ-273 в ст. 7 новых изменений не было внесено.

Статья 8

Статья 8 ФЗ-273 описывает процедуру предоставления информации о доходах, приобретенном имуществе и обязательствах, связанных с его приобретением.

Законом предусмотрены категории граждан, которые обязаны предоставить работодателю сведения о своих доходах:

  • работники, претендующие на замещение должности в госслужбе;
  • работники, претендующие на замещение должностей в Центробанке и его Совете директоров;
  • граждане, которые претендуют на замещение должностей в муниципальных службах и другие.
  • В Законе описываются также категории граждан, которые не должны предоставлять сведения о доходах:

  • граждане, которых призывают на военную службу;
  • студенты.
  • Порядок предоставления информационных справок о доходах устанавливается Федеральным Законом, Центробанком РФ и другими нормативными актами.

    Новых изменений после редакции Закона в ст.8 не было внесено.

    Статья 9

    Статья 9 ФЗ-273 регламентирует необходимость служащим на государственных и муниципальных предприятиях сообщать о попытках совершения коррупционных действий.

    Законодательство РФ защищает работников, которые сообщают о попытке постороннего лица склонить их к нарушению Закона. В случае, если служащий не уведомил вышестоящие органы о незаконной передаче денежных средств, он может быть уволен.

    Изменений в ст. 9 внесено не было.

    Статья 11

    В статье 11 ФЗ-273 описывается порядок запрета конфликтных ситуаций и пути их решения. Статья включает в себя подпункт об обязанностях работников государственных служб.

    Если работодателю стало известно о конфликте законных интересов своих сотрудников, он должен его урегулировать.

    В статью 11 ФЗ-273 были внесены изменения мер наказания нарушителей. Согласно новым поправкам за нарушение Закона сотрудник должен быть уволен.

    Статья 12

    Статья 12 ФЗ-273 включает в себя 5 подпунктов. Она описывает ограничения и обязанности для граждан, замещающих должности на госслужбе.

    Согласно новой редакции статьи 12 пункта 1, лица, замещающие государственные должности РФ, должны сообщать о конфликте интересов и стараться его урегулировать.

    Статья 13

    Статьей 13 ФЗ-273 обозначена ответственность физических лиц за нарушение коррупционных правил.

    За дачу взятки физическое лицо несет:

  • уголовную ответственность;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • дисциплинарную.
  • Если физическое лицо было поймано за осуществлением коррупционных действий, то согласно Законодательству РФ оно лишается права занимать должности на государственной и муниципальной службах.

    В статье Закона описывается процесс увольнения в случае потери доверия к сотруднику. Также, согласно ст. 13 Федерального Закона № 273, предприятия обязаны проводить меры по предотвращению коррупции.

    После последней редакции Закона поправки в статью 13 не были внесены.

    210fz.ru

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
    «О противодействии коррупции»

    С изменениями и дополнениями от:

    11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 5 октября, 3, 28 ноября 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июля, 28 декабря 2017 г., 4 июня 2018 г.

    Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

    Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

    О мерах по реализации отдельных положений настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309

    Об обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом см. Методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. N 34)

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Президент Российской Федерации

    25 декабря 2008 г.

    Закрепляются основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

    Сама коррупция определяется путем перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции — незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

    Среди предусмотренных мер по борьбе с коррупцией можно выделить такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим (далее — госслужащие); создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др.

    Теперь госслужащий должен сообщать своему работодателю, в прокуратуру или в иные госорганы обо всех случаях склонения его к получению взятки. Кроме того, госслужащих обязали декларировать не только свои доходы и имущество (при этом перечень декларируемых доходов и имущества расширен), но и доходы и имущество своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

    Госслужащие, владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов должны передать их в доверительное управление.

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228, в «Российской газете» от 30 декабря 2008 г. N 266

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ

    Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 24-ФЗ

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 261-ФЗ

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    base.garant.ru

    В россии закон о противодействии коррупции принят

    Утверждён указом № 378 Президента РФ от 29 июня 2018 г.

    В новом НППК акцент сделан на просвещении, прозрачности и борьбе с конфликтами интересов путём совершенствования законодательства, мер ответственности, а также грантовой поддержки исследовательских и просветительских проектов некоммерческих организаций. Следить за выполнением всего комплекса мероприятий будет специально созданная рабочая группа.

    Инициативы правительства будут направлены на совершенствование мер ответственности за несоблюдение запретов, ограничений и требований, которые установлены в целях противодействия коррупции, а также порядка получения подарков отдельными категориями работников. В НППК сделан акцент на инициативу распространения действия ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» на должностных лиц хозяйственных обществ, долями в уставном капитале которых прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц) владеет РФ, т.е. на дочерние зависимые общества. Для госорганизаций Планом предусмотрено обязательство ежегодно повышать квалификацию лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

    Методические рекомендации Росимущества

    утверждены Приказом №80 от 02.03.2016

    «По организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции в акционерных обществах с участием Российской Федерации».

    Определяют принципы организации процессов управления рисками и внутреннего контроля, порядок информирования о процедурах по предупреждению и противодействию коррупции, порядок мониторинга эффективности процессов управления рисками и внутреннего контроля, подходы к организации взаимодействия с гоусдарственными надзорными органами.

    Федеральный закон «О противодействии коррупции»

    от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ

    Устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Указ Президента РФ «Вопросы противодействия коррупции»

    от 08 июля 2013 года № 613

    Утверждает порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей в открытом доступе. Устанавливает обязанности Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Определяет список изменений в ранее принятые нормативные и регламентирующие документы.

    от 09 января 2014 года № 10

    «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»

    Направлено на борьбу с коррупцией в государственных органах и организациях. Обязует должностные лица, а также государственных и муниципальных служащих уведомлять о получении ими подарков на официальных мероприятиях и в служебных командировках и сдавать эти подарки по акту приёма-передачи для последующей оценки их стоимости и реализации.

    За несоблюдение требований об уведомлении и сдаче подарка, полученного на официальном мероприятии в связи с исполнением должностных обязанностей, чиновник привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

    от 05 июля 2013 года № 568

    «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»

    Определяет категории граждан, на которые распространяется ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными антикоррупционными законами. Утверждает сам список ограничений, запретов и обязанностей.

    Постановление Правительства РФ

    от 22 июля 2013 года № 613

    «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению»

    Утверждает перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ. Утверждает перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Регламентирует правила представления этих сведений.

    Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике»

    Принят на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 15 ноября 2003 года (постановление № 22-15).

    Призван обеспечить надлежащее государственное управление, укрепление демократических начал, гласности и контроля в деятельности государственных и муниципальных органов власти.

    Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

    от 08 ноября 2013 года

    Формирует единый подход к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Определяет основные принципы противодействия коррупции в организациях.

    Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

    Принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года, ратифицирована Россией 1 февраля 2012 года Федеральным Законом РФ № 3-ФЗ 2 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок».

    Конвенция призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Документ предусматривает внедрение различных мер ответственности как для физических, так и для юридических лиц: введение уголовной ответственности, финансовые санкции, изъятие (конфискацию) суммы взятки или доходов от подкупа иностранного должностного лица.

    Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

    Первый международно-правовой документ против коррупции. Принят на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года, вступил в силу 14 декабря 2005 года, ратифицирован Российской Федерацией 8 марта 2006 года Федеральным Законом РФ № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

    Конвенция ООН — международное соглашение, посвященное вопросам противодействия коррупции, в том числе посредством налаживания соответствующих механизмов международного сотрудничества. Ряд положений Конвенции касаются противодействия коррупции в коммерческих организациях, а также подкупа иностранных должностных лиц.

    Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию

    Конвенция заключена в Страсбурге 27 января 1999 года. Подписана Россией 27 января 1999 года, ратифицирована 25 июля 2006 года Федеральным Законом РФ № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». Содержит положения о криминализации коррупционных деяний, регламентирует вопросы правовой помощи и выдачи преступников.

    Закон США «О коррупционных практиках за рубежом» (FCPA)

    Федеральный закон Соединенных Штатов Америки о борьбе с коррупцией в международной деятельности, его юрисдикция распространяется за пределы территории США.

    Закон регулирует факты предложения, обещания, предоставления материальных и нематериальных благ любому иностранному должностному лицу, а также кандидату на политический пост и политической партии с целью получения выгоды. В американском законодательстве под «должностным лицом» понимается не только государственные служащие и лица, осуществляющие публичные функции, но и сотрудники государственных учреждений и предприятий.

    Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act)

    Действие Закона распространяется на юридические лица, зарегистрированные в Великобритании и ведущие деятельность в стране и за ее пределами, а также компании, не зарегистрированные в Великобритании, но ведущие деятельность на ее территории.

    Включает такие составы преступления, как предложение, дача, вымогательство и получение взятки, в том числе иностранному должностному лицу, а также непринятие мер по предупреждению взяточничества.

    Антикоррупционная хартия российского бизнеса

    Утверждена 21 сентября 2012 года торгово-промышленной палатой РФ, российским союзом промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и общероссийской общественной организацией «ОПОРА России».

    Суть этого документа во внедрении компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутся ситуации внутри компаний, отношений с партнерами по бизнесу и с государством. Хартия предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам.

    Узнайте больше!

    Принципы и правила работы Ростелеком в теории и на практике.

    nocorruption.rt.ru

    Смотрите так же:

    • Закон о коорупции Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции Федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Федеральный закон от 7 мая 2013 […]
    • Закон о торговле 2014 Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N […]
    • Сметы не подлежащие экспертизе Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (с изменениями и дополнениями) Постановление […]
    • Оснащение скорой медицинской помощи приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 905н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология"" Приказ Министерства […]
    • Штрафы 2115 Штрафы 2115 Понятно. Кстати что там по срокам? В какой период надо оплатить и что будет если просрочить? Где-то слышал информацию, что только оплаченное через сбербанк отображается. Так […]
    • Федеральный закон рф 102-фз от 26062008 Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства […]