Вавилонский царь хаммурапи и его законы конспект урока фгос
Оглавление:
Конспект урока истории, 5-й класс, по теме «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках истории – одна из главных задач, стоящих перед учителем истории, которая требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных.
Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство для формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. К функциям исследовательского подхода в обучении можно отнести: создание условий для воспитания познавательного интереса; создания положительной мотивации учения и образования; формирования глубоких, прочных и действенных знаний; развития интеллектуальной сферы личности; формирования умений и навыков самообразования, то есть формирования способов активной познавательной деятельности; развития познавательной активности и самостоятельности.
В представленном уроке основной целью является подведение обучающихся к пониманию права как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов). Не менее важной целью является создание условий для самостоятельной исследовательской работы обучающихся в группах с историческими источниками в виде древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Пятиклассники путем анализа законов и логических выводов решают главную проблему – о социальном неравенстве шумерского общества и «справедливости» законов царя Хаммурапи.
Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цели урока:
Формируемые универсальные учебные действия:
- Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
- Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
- Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?
- Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.
Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.
Настрой на успешную работу, включение в урок.
Закон хорошей учебы:
На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.
II. Актуализация знаний обучающихся:
У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Д.: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
У.:Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.
Группы получают задания:
1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.
2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.
3-я гр.: Прочитать «Миф о всемирном потопе» и ответить на вопросы:
Группы справляются со своими заданиями неплохо.
Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.
Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …
У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Д.: Нет.
У.: Какое предложение осталось незаполненным?
Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …
У.: Почему не смогли заполнить?
Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.
III. Постановка цели урока (целеполагание)
У.: И что нам делать?
Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.
У.: А как мы это узнаем?
Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.
IV. Открытие нового знания (работа в группах)
У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.
У.: Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?
Д.: Да.
У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :
Д.: 1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.
- Сколько лет правил царь Хаммурапи?
- Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?
- Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
- какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
- Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
- Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
- Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
Д.: 1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
Д.: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?
Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.
У.: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?
Д.: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.
У.: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Д.: Наверное, уже были.
У.: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?
Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.
И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
2-я гр. – документ 2:
«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»
Вопросы к документу 2:
3-я гр. – документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.
V. Первичное закрепление.
Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.
При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:
После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.
За кражу раба человека
а) наказывали штрафом;
б) заключали в тюрьму;
в) убивали.
За неуплату долга человек
а) наказывался плетью;
б) отдавал в рабство детей;
в) подвергался смертной казни.
За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны;
б) заставляли отдать раба;
в) убивали.
За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму;
б) наказывали плетью;
в) казнили.
Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VII. Информация о домашнем задании.
Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.
Рефлексия:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
Урок в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Разработан в соответствии с ФГОС
Предварительный просмотр:
Урок 15.: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.
Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
Показать особенности законов – их социальную направленность.
На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».
Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
Развивать коммуникативные и творческие способности
Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.
Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
Формы организации обучения:
Карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.
Свод законов для работы в группах.
Карточки для составления таблицы на доске.
Презентация к уроку ноутбук, проектор, проекторная доска.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Тип знаний : факты
Используемая технология – проблемно – диалогового обучения.
Обязательный минимум содержания:
1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы, алфавит.
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
II. Решение учебной задачи
Итак друзья, внимания,
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок.
А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(отчёт дежурных)
На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили?
Выяснили, что Египет и Междуречье –разные цивилизации.
В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.
– Как вы думаете, чем уникален этот столб?
Все версии учитель фиксирует на доске.
– Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?
Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.
Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.
– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?
Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (приложение 1)
Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:
1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми?
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране?
Проблема: Справедливыми ли были законы царя Хаммурапи?
Выясните основной смысл законов царя Хаммурапи ?
III. Изучение законов царя Хаммурапи
Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».
Статьи законов для второй группы (правоведы):
Статьи законов для третьей группы учеников (социологи):
Статьи законов для четвертой группы учеников (отношения в семье):
Статьи законов для пятой группы учеников «историки»:
По ходу ответов на доске оформляется запись:
Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.
Законы сурово наказывали за преступления.
По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.
Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.
nsportal.ru
Конспект урока истории в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»
Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).
После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).
Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Цель: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи.
образовательные: сформировать представление о Вавилоне; показать значение законов Хаммурапи для жителей Вавилона
воспитательные: формировать активную жизненную и гражданскую позицию
коррекционные: развивать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить работу по развитию навыков работы с учебным материалом; развивать речь учащихся.
Актуализация знаний учащихся, объявление новой темы
Изучение нового материала
— Вавилон – главный город Двуречья
Первичное закрепление материала
Подведение итогов урока, рефлексия, д/з
Добрый день. Меня зовут Екатерина Геннадьевна. Сегодня урок истории проведу у вас я.
Правило хорошей учебы:
На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте!
Приветствие. Подготовка к уроку.
Ребята, напомните мне, пожалуйста, с какой древней страной вы познакомились на прошлом уроке?
Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье. А чтобы вы ничего не забыли мы поработаем по карточкам.
Теперь, когда мы вспомнили, давайте еще раз все вместе повторим (все учащиеся). Вставить пропущенные буквы в предложения.
Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками _____ и ________. В Древнем Междуречье было особое письмо — ____________. Основным занятием было ________________. В Древнем Вавилоне с __ по __ год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые ___________.
Ребята, смогли ли вы полностью выполнить это задание?
Какое предложение осталось незаполненным?
Почему вы не смогли его заполнить?
И что же нам нужно сделать?
Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Хаммурапи и его законами. Мы с вами должны будем выяснить: были ли законы Хаммурапи справедливыми, а сам царь – мудрым?
Записываем в тетрадях число и тему урока. (слайд 1)
www.metod-kopilka.ru
Конспект урока « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
— обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.
-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.
— предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
Форма урока: практическая работа с источником.
Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой.
Материальное обеспечение урока: Учебник — А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2012, презентация, интерактивная доска, исторический документ
1.Организационный этап. (4 мин.)
Краткая проверка знаний по прошлой теме
Здравствуйте ребята, меня зовут Варвара Викторовна. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – в классе много гостей, и учитель у Вас тоже другой. Но думаю, что урок для вас из-за этого станет только интересней. Так что не волнуйтесь и работайте как обычно, а мы начинаем погружение в историю.
Давным-давно в Западной Азии существовало древнее государство, которое называлось Двуречье или Междуречье, а кто мне скажет, почему оно так называлось?
А между какими реками располагалось это государство?
Молодцы! Все верно.
1.2 постановка цели и задач урока.
Ребята, каждая страна живет по определенным правилам, которые называются законами. Когда то, римский император Август изрек ныне известную всем фразу «Dura lex, sed lex», а переводится она с латинского языка, как «Закон суров, но это закон», давайте порассуждаем над ней. Как вы думаете, что она значит?
Хорошо, ребята а если мы начали говорить про города междуречья и выяснили зачем нам нужны законы, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Отвечают дети. (о законах Междуречья)
Правильно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, в каком государстве появились первые письменные законы, на кого они распространялись и кто их изобрел, а так же научимся анализировать исторический документ.
Откроем тетрадь, запишем тему урока: «Царь Хаммурапи и его законы»
Актуализация знаний обучающихся (8 мин.)
Представьте, государство Междуречье было очень большое и могущественное и разные города боролись в нем за власть, выясняя кому же быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э. давайте с вами запишем эту информацию в тетради:
infourok.ru
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Конспект урока истории «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Урок — исследование.
Содержимое разработки
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Учитель: Шергина Наталья Сергеевна
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – исследование
Цель: Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
образовательные (формирование познавательных УУД):
а) ознакомить с жизнью и деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, его законами как памятником первому письменному законодательству;
б) овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества на примере законов Хаммурапи;
в) уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения деятельности Хаммурапи и роли его Законов в жизни Древнего Вавилона
развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): а) формировать умение ставить цель и планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать своё время, управлять им и осуществлять контроль своих действий;
б) научить формулировать и аргументировать своё мнение и высказывать его полным ответом
в) Развивать познавательный интерес учеников.
воспитательные (формирование личностных УУД):
а) осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
б) выявить способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
в) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Используемые методы и приемы: частично-поисковый метод, репродуктивный, обобщающий.
Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование: ПК, проектор, учебная презентация, рабочий лист с картой рефлексии и оценочной таблицей.
Ход урока: конспект рассчитан на 1 учебный час (45 минут)
Организационный этап (1 мин.).
Повторение пройденного материала, актуализация знаний (8 мин.).
Мотивация к учебной деятельности, целеполагание, постановка задач урока (6 мин.).
Усвоение новых знаний (12 мин.).
Динамическая пауза (2 мин.)
Закрепление новых знаний (5 мин.).
Первичная проверка понимания нового материала (2 мин.).
Обобщение и систематизация новых знаний, подведение итогов урока (4 мин.).
Формирование умений оценки и самоконтроля обучающихся (2 мин.).
Рефлексия (2 мин.).
Комментирование домашнего задания (1 мин.).
videouroki.net