Верховенства закона в рф

Верховенство права: принципы, признаки и законность. Верховенство закона

Закон играет важнейшую роль в любом цивилизованном государстве. В Российской Федерации устанавливается принцип верховенства права, согласно которому все сферы общественный жизни строго регламентируются законом. Об этом принципе будет подробно рассказано в статье.

О формировании законов

Верховенство права является основополагающим принципом законности. В государстве не может существовать чего-то, что имело бы силу большую, чем закон. Но что представляют собой законы, и как именно они формируются? Для начала стоит обратить внимание на Конституцию. Это основной государственный закон, положениям которого должны соответствовать все остальные нормативные акты страны.

Вторым по значимости законом является свод кодексов. Кодексы регулируют различные общественные отношения. В России существует гражданский, административный, уголовный, семейный, земельный и прочие виды кодексов. В каждом нормативном акте содержится ряд разделов и статей, конкретизирующих те или иные социальные сферы.

В третью группу входят Федеральные законы и различные локальные акты. Подобного рода сборники норм издаются для регулирования отдельных сфер общественных отношений.

Сами законы формируются в ходе законотворческого процесса. Процесс будет иметь разные формы в зависимости от того, где и для чего принимается нормативный акт.

Концепция верховенства права

Представленная концепция не может иметь множества вариаций, так как имеет конкретный смысл. Это своеобразная доктрина, которая закрепляет равенство всех людей перед правом. Так, человек не может быть подвержен наказанию, если он не сделал ничего противоречащего закону. Никто не вправе обвинять кого-то без имеющихся на то причин. При этом совершенно неважно, какой социальный статус имеет человек, сколько он зарабатывает, какое у него мировоззрение и т. д. Принцип верховенства права позволяет защитить гражданина, помочь ему обрести уверенность в законности и справедливости.

Имеет рассматриваемый принцип и вторую трактовку. Так, все нормативные акты должны подчиняться какому-то закону, который считается основным. В России таким законом является Конституция.

История концепции

Рассматриваемый принцип был разработан много веков назад. Одним из первооткрывателей концепции верховенства закона был древнегреческий философ Аристотель, который заявлял о том, что «править должен закон». Того же мнения придерживался Цицерон. Знаменитым стало его изречение «Мы все — рабы закона».

Рассматриваемая концепция была распространена и на востоке. «Легисты» Древнего Китая в период нахождения у власти устанавливали суровые наказания за самые разные проступки. При этом китайцы считали закон скорее средством властителей, чем народным инструментом влияния на государственные верхи.

Концепции верховенства права придерживались и богословы. Фома Аквинский, например, считал верховенство права «инструментом бога», а также «установленным порядком естества».

Сам термин «законность» начал использоваться только в начале 17 века. В 1610 году Палата общин подала петицию Якову I, в которой признавала закон выше монарха. Тем не менее, сам король посчитал подобную концепцию «изменой».

Признаки верховенства права

Соблюдение принципа приоритета законности необходимо в любом правовом государстве. Такое государство обладает множеством самых различных признаков, среди которых основными являются:

  • приоритетность права над законом (речь идет о недопустимости противоречия законов основному правовому акту в стране);
  • тесная связь правовой системы и государственного устройства (все государственные органы базируются на российском праве);
  • приоритетность прав и свобод человека над государственными интересами.
  • В чем должен проявляться конституционный принцип «Россия — правовое государство»? Стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • принимаемые законы, указы и постановления не должны противоречить праву, а именно российской Конституции;
  • деятельность государственных органов и должностных лиц должна подчиняться праву;
  • правоприменительная практика судебных инстанций должна обеспечивать защиту нарушенных прав.
  • Все представленные условия характеризуют принцип верховенства права.

    О роли принципа

    Рассматриваемый принцип действует далеко не во всех государственных образованиях. Верховенство права возможно обеспечить лишь в тех странах, где господствует либеральный или демократический правовой режим.

    Какую роль играет приоритетность законности в любом государстве? Самое важное, что представленный принцип не допустит развала страны и произвола. Если законодатели получат возможность принимать абсолютно любые нормативные акты, то в государстве попросту начнется хаос. На данный же момент представители законотворческой деятельности ограничены в своих правах положениями Конституции.

    Не стоит путать верховенство закона с приоритетностью права. В первом случае речь идет про общеобязательность исполнения нормативных актов, а во втором — про необходимость соответствия законов нормам Конституции.

    Законность принципа

    Принцип верховенства права также должен иметь законный характер. Речь в данном случае идет про соответствие международным правовым нормам. Так, в статье 15 российской Конституции говорится о приоритете всемирных норм перед национальными.

    Большую роль в реализации рассматриваемого принципа играет правоприменительная практика. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного права, а также судов общей юрисдикции должны выноситься строго в соответствии с положениями основного закона страны. Не должны допускаться коллизии между федеральными законами или договорами международного характера.

    Принцип верховенства и приоритетности права порождает множество других принципов, в частности: конституционности, независимости судей, гуманности, приоритета международного права, а также разделения властей.

    Верховенство права: проблемы с концепцией

    Несложно догадаться, что одного принципа верховенства правовых основ для эффективной работы государственной и судебной системы будет недостаточно. Принцип будет обеспечиваться лишь в том случае, если у российского гражданина сформировано особое сознание. Высокий уровень правовой культуры среди населения — вот что действительно поможет государственной системе.

    С самой концепцией, по мнению различных специалистов в области юриспруденции, существует немало трудностей. Основной проблемой является наличие большого количества правовых коллизий и юридических дыр. Многие положения различных федеральных законов до сих пор не соответствуют основному закону страны. При этом сами законодатели не обращают на подобную проблему никакого внимания.

    Реализация концепции на практике

    Принцип верховенства права и закона в правовом государстве должен применяться постоянно. Какие именно существуют частные случаи, связанные с рассматриваемой юридической концепцией?

    Во-первых, абсолютно каждый российский гражданин имеет возможность совершать какие-либо действия, опираясь на законодательную базу страны. Во-вторых, все нормативные акты — в том числе локальные, региональные, правительственные и прочие, должны соответствовать положениям федеральных законов. Получается некая иерархия, при которой нижестоящие законы подчиняются вышестоящим. Основным законом здесь является российская Конституция. При этом заявить о несоответствии какого-то закона установленным нормам может абсолютно любой гражданин. Достаточно будет обратиться в суд и указать на возможные нарушения.

    Далеко не все юридические принципы осуществляются на практике. Однако верховенство права и законность являются здесь исключениями. Граждане постоянно сталкиваются с законами и их соотношением.

    Обеспечение принципа сегодня

    World Justice Project — международная неправительственная организация, ежегодно публикует интересные статистические данные. В 2012 году была представлена информация о том, какие именно страны наиболее привержены принципу верховенства права. Статистика была выстроена на основе самых различных показателей. Здесь стоит обратить внимание на следующие факторы:

    • уровень порядка и безопасности;
    • фундаментальные права;
    • государственная открытость;
    • уровень коррупционных преступлений;
    • справедливость правосудия (в частности, уголовного и гражданского);
    • открытость правительства и т. д.
    • Верхние строчки рейтинга заняли страны Скандинавии: Нидерланды, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция и др. С Российской Федерацией все обстоит не лучшим образом. Из 97 стран, указанных в рейтинге, наше государство не выходит за рамки 65 места. Несколько лет назад даже заняло 92 строчку. Соседствовать в рейтинге России приходится со странами Малой и Центральной Азии, Африки и Восточной Европы.

      businessman.ru

      ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

      Энциклопедия юриста . 2005 .

      Смотреть что такое «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА» в других словарях:

      Верховенство закона — основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в… … Элементарные начала общей теории права

      Верховенство Закона — главенство закона в деятельности государственной власти при разработке и утверждении нормативных подзаконных актов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами … Юридический словарь

      ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями … Юридическая энциклопедия

      Верховенство закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

      ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — (priority of law) главенство, безусловный приоритет закона. Важнейший принцип организации общественной и государственной жизни, использования власти … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями … Энциклопедический словарь экономики и права

      верховенство закона — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами … Большой юридический словарь

      ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же выпускаемыми нормативными актами и инструкциями … Большой экономический словарь

      ЗАКОННОСТЬ (верховенство закона) — неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. один из элементов демократии и правового государства … Большой юридический словарь

      dic.academic.ru

      В российской истории закону не повезло, ибо многовековое самодержавное правление не давало прорасти зернам законодательной власти. Боярская дума, Земский собор, Государственный совет напоминали скорее «законосовещательные» органы.

      Государственная Дума России начала XX в была шагом вперед в развитии парламентаризма, законодательной власти, но водоворот событий и революции оставили ей место лишь в истории Концепция соединения законодательства и управления в первые годы советской власти не позволила вычленить закон в точном смысле слова, что произошло позднее, с принятием Конституции СССР 1936 г, и было закреплено в Конституции СССР 1977 г. Кодификации законодательства 20-х, 60-х гг. были заметными правовыми реформами, в результате которых закон «оттеснял» подзаконные акты и вводил новые регуляторы. Однако нужен был новый период воскрешения идеи верховенства закона. И он наступил в условиях полного обновления законодательства не только Союза, но и республик с середины 80-х – начала 90-х гг. Закон стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений, «переворачивая» тем самым всю правовую систему.

      Сегодня Конституция Российской Федерации провозглашает Россию в качестве правового государства (ч. 1 ст. 1).

      Конституция Российской Федерации — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

      П. 1 статьи 15 устанавливает высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Также в ряде статей Конституции РФ (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

      Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

      На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

      Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

      Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

      Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

      Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

      Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

      Правильное использование правовых актов предполагает знакомство с источниками их официального опубликования. Назовем некоторые наиболее важные источники. Федеральные акты публикуются в «Российской газете» и газете «Российские вести». Регулярно выходят: «Собрание законодательства Российской Федерации» (в нем помещаются акты парламента, Президента и Правительства Российской Федерации), «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Бюллетень международных договоров». Представляют интерес сборники нормативно-правовых актов: «Современные зарубежные конституции» (Москва, 1992 г.), «Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты» (Москва, 1993 г.). В республиках и краях, областях, других субъектах Федерации выходят в свет официальные издания актов.

      www.zakonas.ru

      Верховенства закона в рф

      Верховенство закона в Российской правовой системе

      В отечественной правовой системе признается безусловное верховенство Конституции РФ. Приоритет закона указывает на его ведущие роль и место применительно к массиву многочисленных и противоречивых подзаконных актов.

      Принципиальное значение имеет характеристика России в качестве демократического и правового государства (ст. 1 Конституции РФ). Главное в идее правового государства — связанность государства правом. Верховенство права — это в первую очередь верховенство закона.

      Необходим более осмотрительный и продуманный подход к актуальной проблеме конкретизации законоположений. Нередко многочисленные подзаконные акты, которыми «обрастает» закон, дезавуируют его смысл, это свидетельствует о том, что совсем недавний период «указного права» не прошел бесследно.

      Законы нередко принимаются в спешке и с большим количеством ошибок (грамматических, логических и др.), что требует в последующем внесения изменений и дополнений в закон. Так, например, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ за 4 года (2002-2006 гг.) было внесено 25 изменений, в Кодекс РФ об административных правонарушениях — 59, в Налоговый кодекс РФ (ч. 2) — 94.

      Кроме того, принимаются законы, которые не могут быть исполнены из-за финансовой необеспеченности. В связи с этим все чаще поднимается вопрос об эффективности закона.

      Реальному утверждению принципа верховенства препятствует внутренняя несогласованность самого законодательства. До сих пор окончательно не определено место таких нормативных актов, как кодекс и основы законодательства. Зачастую один федеральный закон устанавливает свой приоритет перед другими.

      Усугубляет положение низкое качество законов, слабая координация правотворческой деятельности, отсутствие должной правовой культуры у граждан, правовой нигилизм.

      В последнее время все больше исследователей и практиков признают судебный прецедент (прежде всего решения Конституционного Суда РФ) источником права. В свете этого актуализировался вопрос о соотношении его с другими источниками права, о его месте в правовой системе России.

      Негативно сказывается отсутствие закона о нормативно-правовых актах на федеральном уровне. Еще в 1996 г. Государственной Думой в первом чтении был принят проект соответствующего федерального закона, однако в 2004 г. данный проект был отклонен СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5307; 2004. № 21. Ст. 1982. Тем не менее актуальность данного закона очевидна. В ряде субъектов (Кабардино-Балкарская Республика, Самарская область, город федерального значения Москва и др.) подобные законы уже приняты и успешно действуют.

      Проблема устранения коллизий между конституционно-правовым законодательством Федерации и ее субъектов все еще не теряет своей актуальности, хотя в этом направлении ведется большая и в целом плодотворная работа. Примеры тому — деятельность Конституционного Суда РФ, полномочных представителей Президента России в федеральных округах, прокуратуры.

      Решение этих и некоторых других задач — важное условие формирования Российской Федерации как демократического и правового государства.

      Федеральный закон — это политически значимый нормативно-правовой акт, принимаемый Федеральным Собранием РФ в особом установленном порядке или посредством референдума Российской Федерации, обладающий верховенством, высшей юридической силой и прямым действием на всей государственной территории России, выражающий волю и интересы большинства граждан и регулирующий важные общественные отношения.

      Верховенство федерального закона — это конституционный принцип демократического федеративного правового социального государства, означающий его приоритет в регулировании общественных отношений, направленный на охрану государственного суверенитета, организацию публичной власти, обеспечение законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина.

      Реальному утверждению принципа верховенства федерального закона препятствует несовершенство действующего законодательства (дефекты, коллизии, пробелы и т.д.) и правоприменительной практики.

      Последовательное соблюдение правил законодательной техники является необходимым условием повышения качества законов, исключения (или уменьшения) дефектов и коллизий в законодательстве.

      Реализация данного базового принципа верховенства федерального закона требует принятия общегосударственных программ развития законотворческой деятельности среднесрочного и долгосрочного характера и постоянного мониторинга федерального и регионального законодательства.

      Закон получает статус основного источника права в начале XX в. В то же время в дореволюционный период указ императора и закон не имели каких-либо нормативно-правовых отличий друг от друга, что негативно сказывалось на законности и правопорядке.

      В советский период господствовала неоправданно широкая трактовка закона, когда реальный приоритет был за актами подзаконного нормотворчества. Различия между законом и указами президиумов верховных советов носили условный характер. Пережитки советского периода не изжиты и в наше время. К их числу относится и «указное право», в особенности это проявилось в 90-е гг.

      Как отмечал Президент РФ, чиновник привык действовать сообразно инструкции, которая после вступления в силу того или иного закона часто начинает противоречить самому закону, однако при этом годами не отменяется Российская газета. 2001. 4 апреля. Все это негативно сказывается на престиже закона.

      В Российской Федерации и во многих зарубежных странах утвердилось традиционное понимание законов как специальных актов парламента, превосходящих по юридической силе большинство других источников права.

      В научной и учебной литературе чаще всего используется понятие закона в узком, собственном его смысле, среди ученых-правоведов, как правило, нет принципиальных разногласий в определении понятия «закон». В то же время автор отмечает отсутствие нормативного определения федерального закона.

      Для приоритета закона большое значение имеет его прямое, непосредственное действие. Необходим более осмотрительный и продуманный подход к актуальной проблеме конкретизации законоположений. Законы должны приниматься социально востребованные, значимые и выражать не частные и групповые, а общие интересы. Приоритет федерального закона должен опираться на его высокий престиж и роль эффективного регулятора общественных отношений. Реальному утверждению принципа верховенства препятствует внутренняя несогласованность самого законодательства.

      Конституционное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось фиксацией в базовых нормах принципа верховенства Конституции. закон президент верховенство демократический

      Верховенство Конституции характеризует не только ее положение в иерархии правовых актов. Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, Конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых законодательных актов.

      Юридическое измерение верховенства Конституции имеет несколько аспектов. Первый — поведенческий — заключается в том, что деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, граждан и иных лиц должна согласовываться с основными принципами и нормами, отражающими «дух и букву» конституционного документа. Второй аспект связан с характером объекта конституционного регулирования. Основные нормы регулируют наиболее значимые общественные отношения, причем не всегда в полном объеме. Многие конституционно-правовые институты конкретизируются и детализируются в федеральном законодательстве, в законодательстве субъектов Федерации. Третий аспект раскрывает, что смысл принципа верховенства Конституции РФ и федерального закона заключается не только в том, чтобы провозгласить верховенство федеральных принципов и норм, но и в том, чтобы установить принцип верховенства федерального права над правом российских субъектов. (И.А. Кравец).

      Принцип верховенства федерального права согласно действующей Конституции РФ применяется с ограничениями. В частях 5 и 6 ст. 76 федеральной Конституции устанавливаются нормы, на основе которых должны разрешаться коллизии между федеральными законами и нормативными правовыми актами российских субъектов.

      Проблема обеспечения верховенства российской Конституции связана с федеративным устройством государства, с тем существенным обстоятельством, что правом на законотворчество обладают не только республики, но и другие субъекты РФ.

      Соблюдение федеральной Конституции связано с необходимостью ее единообразного понимания на всей территории государства. Для этого легализован и закреплен в конституционных нормах (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ) институт толкования Конституции.

      Высшая юридическая сила Конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации, а также определяет приоритет действия и применения основных норм. Это качество может рассматриваться в двух аспектах: в формальном и материальном. Формальный аспект высшей юридической силы означает, что предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься с соблюдением конституционной процедуры и в первоочередном порядке.

      Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных конституционными нормами, должны соответствовать ей по содержанию. Данное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям.

      В доктрине и практике конституционализма категория «конституционность» имеет ключевое значение. Конституционность правовых актов определяется в результате проверки на соответствие базовому (первичному) акту различных законов и подзаконных нормативно-правовых актов. При этом в Российской Федерации существует два уровня конституционности. На федеральном уровне конституционность предполагает соответствие федеральной Конституции законов и иных нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. На регионально-субъектном уровне конституционность означает соответствие Конституции или Уставу субъекта Федерации законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти этого региона и органов местного самоуправления.

      Вопросы конституционности правовых актов в целом решаются органами конституционного контроля: на федеральном уровне— Конституционным Судом РФ, на региональном уровне — конституционными или уставными судами субъектов Федерации (если они созданы).

      Оценивать конституционность правовых актов необходимо с учетом системных связей между основными нормами. Конституционность предполагает единообразное понимания всех положений Основного Закона в контексте их общего смысла, буквы и духа Основного Закона. Только системное толкование Конституции может дать объективный анализ конституционности правового акта.

      Критерии конституционности правовых актов установлены на законодательном уровне в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также выводятся из положений федеральной Конституции в результате ее интерпретации органом конституционного контроля.

      В литературе также выделяются общие критерии соответствия законов и иных правовых актов Конституции. К ним относят: отражение конституционных идей и принципов; правильное использование конституционных понятий и терминов; принятие акта соответствующим органом (должностным лицом); учет места акта в правовой системе; правильный выбор формы акта; соблюдение процедуры принятия и вступления акта в силу; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; корреляцию объема и содержания нормы Конституции и нормы соответствующего закона (Ю.А. Тихомиров).

      Признание закона неконституционным означает утрату им юридической силы, как это предусмотрено ч. 6 ст. 125 Конституции РФ. Такое решение возможно в порядке конституционного судопроизводства. Закон считается отмененным, то есть недействующим, с момента оглашения постановления Конституционного Суда РФ. Признать закон недействующим могут суды общей юрисдикции. При этом решение по делу касается только сторон, оно не создает общего правила, а закон, признанный недействующим, подлежит отмене или изменению органом, его принявшим.

      На современном этапе актуальной является проблема обеспечения высшей юридической силы Конституции РФ. Не всегда выполняются решения Конституционного Суда РФ, во многих субъектах Федерации пока не созданы региональные органы конституционного (уставного) контроля.

      Отсутствует законодательно установленная процедура признания недействующими законов российских субъектов судами общей юрисдикции.

      Законность правовых актов предполагает проверку на соответствие закону правоприменительных актов, изданных государственными органами вследствие реализации собственных полномочий.

      Основой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности. Важной предпосылкой законности в современной России является ее Конституция.

      Помимо Конституции понятие «законность» содержится во многих действующих нормативных актах Российской Федерации, в различных словоформах и словосочетаниях. В этих нормативных актах упоминается о соблюдении законности, об органах государства, на которые возложена эта задача.

      Так, например, в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что одной из целей деятельности прокуратуры является обеспечение единства и укрепление законности.

      Отмечается, что определение «законность» нормативно не закреплено. Подчеркивается необходимость принятия федерального закона, закрепляющего и регулирующего понятие законности, ее признаков и гарантий.

      Выделяются отрицательные моменты, влияющие на состояние законности, такие как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы.

      Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

      В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Так, автор соглашается с выводом о том, что «законность — не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя» Станкин А.Н. К вопросу о правовой природе решений Конституционного Суда России // Новая правовая мысль: научно-аналитический журнал (Волгоград). 2013. № 3. Антиподом законности являются произвол и анархия. Социальная ценность законности несомненна.

      В работе различаются общие (экономические, политические и духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии законности.

      Конституционный контроль обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие и максимальную юридическую силу. Эффективность подобного контроля обеспечивается наличием специального независимого судебного органа — Конституционного Суда, а также особой, тщательно регламентированной процедуры судопроизводства.

      В России с 1991 г. органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ. Большинство современных ученых признало, что судебная власть России, главным образом в лице Конституционного Суда РФ, фактически уже осуществляет некоторые правотворческие функции. Подчеркивается, что решения Конституционного Суда России сочетают в себе характерные черты и нормативного акта, и прецедента.

      Отмечается большое общеправовое и политическое значение актов Конституционного Суда о толковании Конституции РФ. Итог подобной интерпретационной, политически важной деятельности Суда — 12 официальных толкований Основного Закона. Вместе с тем имеют место решения Суда, получившие неоднозначную оценку в обществе. В связи с этим заслуживает внимания выдвинутое рядом правоведов предложение о введении института пересмотра решений Конституционного Суда и внесении изменений в соответствующий Федеральный конституционный закон 1994 г. (М.И. Байтин, Е.В. Колесников, В.М. Сырых и др.).

      Юридическим последствием решения Конституционного Суда о признании неконституционными акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

      Многие нормативные положения решений Конституционного Суда РФ легли в основу развития правовых норм, регулирующих вопросы организации государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; правового положения личности; федеративного устройства; системы судебной власти; природы и институтов местного самоуправления и других вопросов конституционного права.

      Роль Конституционного Суда России в сфере совершенствования законодательства обращено внимание на проблему неисполнения решений Конституционного Суда. Так, на сегодняшний день остаются неисполненными 10 постановлений и одно определение Конституционного Суда, принятых в период с 1997 по 2005 г. В результате остаются не изданными ряд важнейших нормативных актов, в том числе и федеральные конституционные законы Российская газета. 2005. 27 июля; 9 августа.

      Как известно, неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Однако на сегодняшний день данный акт не принят, хотя предусмотренные в нем конкретные формы ответственности повысили бы эффективность выполнения решений органа конституционного контроля.

      Построение правовой государственности невозможно без полного и повсеместного осуществления принципа верховенства Конституции и федерального закона. В обеспечении данного принципа задействованы практически все органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, общественные организации, граждане.

      Особую роль в этом направлении играет прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российского государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на всей российской территории.

      Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Вопрос о «природе» прокуратуры, ее отнесении к конкретным «ветвям» власти остается открытым. Нуждается в уточнении статус прокуратуры.

      В работе проводится сравнение компетенции суда и прокуратуры при осуществлении контроля (надзора) за законностью правовых актов, анализируются акты прокурорского реагирования на незаконные решения.

      Отмечено, что проверки законности актов федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления проводятся и при отсутствии сведений о нарушении законов.

      В правовом государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан. Тем самым гражданам и организациям предоставляется право выбора на обращение за защитой своих прав и законных интересов в суд либо шые органы государства, что полностью соответствует общепризнанным демократическим стандартам.

      Конституционный Суд оставил Генеральному прокурору РФ лишь право обращения с запросом в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации.

      Снижение количества нарушений федерального законодательства достигается путем активного взаимодействия органов прокуратуры с органами юстиции. На практике это позволило путем проведения юридических и иных экспертиз нормативно-правовых актов субъектов Федерации, направления отрицательных заключений и принесения протестов в органы государственной власти, принявшие такие акты, ведения федерального регистра добиваться создания единого правового пространства, обеспечения соответствия нормативных актов конституционным и законодательным нормам.

      Органами прокуратуры и территориальными управлениями Минюста России, реализующими функцию контроля за законностью правовых актов в регионах, проделана значительная работа по проверке всего законодательства субъектов Федерации на их соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству.

      Современная прокуратура является важным инструментом проведения в жизнь принципа верховенства Конституции РФ и федерального закона, реализации прав и свобод граждан, социально-экономических преобразований.

      Юридические коллизии отрицательно сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер.

      Принятые Федеральным Собранием РФ законы нередко характеризуются низким качеством. Одной из причин этого является слабая взаимосвязь науки и законопроектной деятельности, непрофессионализм депутатов, результатом чего выступает — «заплаточно-поправочное» законодательство. Недопустимым является форсированное издание большого числа законов о внесении изменений в уже принятые законодательные акты, отсутствие в законах собственного предмета регулирования.

      Жизнеспособность правовой нормы, ее качество проверяются повседневной правоприменительной практикой, прежде всего судебной. Поэтому особенно важно обеспечивать взаимосвязь правовой политики, законотворчества и судебной практики.

      Успешное решение проблемы качества законов во многом зависит от развития и эффективного использования законодательной техники. Недооценка и упрощение ее приводят к многочисленным законодательным и правоприменительным ошибкам.

      Поддерживаются предложения о создании общегосударственной программы законотворчества на среднесрочный и долгосрочный период. Ее наличие позволило бы исключить неоправданное отсутствие одних законов и наличие других и обеспечить согласованное и непротиворечивое развитие всего нормативного массива.

      К технико-юридическим приемам устранения коллизий относятся также:

      1) отмена противоречащей нормы или норм;

      2) устранение коллизий посредством уточнения предмета регулирования противоречивых норм. Эта задача может быть решена только субъектом нормотворчества.

      Конституция РФ (ч. 2 ст. 85) предусматривает право российского Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

      Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между федеральными органами власти и органами власти субъектов, между органами власти самих субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

      Важное значение в обеспечении верховенства федерального закона принадлежит Министерству юстиции РФ, которое проводит официальную юридическую экспертизу региональных актов на предмет их соответствия федеральному законодательству.

      Поддерживаются предложения о необходимости закрепления в законе обязательности экспертного заключения (в настоящее время оно носит рекомендательный характер), а также установления обязанности органов государственной власти субъектов РФ в определённый срок рассматривать экспертные заключения территориальных органов юстиции и информировать их о результатах этого рассмотрения. Автором подчеркивается целесообразность предоставления органам юстиции права обращения в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании недействительными региональных нормативных правовых актов, противоречащих актам более высокой юридической силы, кроме Конституции РФ.

      Отмечается, что Министерство юстиции РФ проводит работу в тесном взаимодействии с аппаратами полномочных представителей Президента в федеральных округах, органами прокуратуры, судами. Такая совместная работа приводит к положительным результатам Чайка Ю.Я. Минюст решает новые задачи: интервью // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 4.

      В свете исследуемой проблемы автор отмечает как перспективное — предложение активно использовать Основы законодательства в ряде предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, что позволит последним более полно, адекватно, учитывая свою специфику, регулировать соответствующие общественные отношения.

      Предлагается добиваться того, чтобы в каждом субъекте Федерации был принят закон о нормативно-правовых актах на основе модельного рекомендательного закона «О нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации». Это позволит субъектам определить ориентиры при осуществлении своих законотворческих прерогатив и будет способствовать упорядочению видов региональных нормативных правовых актов и их иерархии в правовой системе. Широкое принятие этого (и иных законов) субъектами Федерации способно укрепить законность в процессе принятия правотворческих решений на региональном уровне, повысить качество законотворческой деятельности. Основные усилия должны быть направлены на предотвращение принятия нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы личности, общества, государства.

      Отмечается активная роль полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по обеспечению единства правового пространства России.

      studwood.ru

      Смотрите так же:

      • Приказы ответственных лиц по охране труда Приказ по охране труда Составление приказа по охране труда – часть процесса организации безопасного производственного процесса. Это распорядительный документ, который, как правило, пишется […]
      • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
      • Собственные полномочия субъекта Единоличный исполнительный орган юридического лица: функции и полномочия Устав ООО, образец которого считается типовым для всех организаций, содержит ключевые положения, касающиеся […]
      • Налог на капитальный ремонт жилья 2018 москва официальный сайт Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
      • Ст 583 закона n 212-фз Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
      • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]