Виды юридических экспертиз

Оглавление:

Виды правовой экспертизы

Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.

Экспертизу проводит квалифицированный эксперт в области права и юриспруденции – юрист, адвокат или ученый. Правовая экспертиза должна проводиться по установленным законами требованиям. В противном случае она будет недействительной. Единого закрепленного в законодательстве понимания правовой экспертизы нет. Указанное выше толкование является наиболее распространенным в юридических документах и литературе.

Классификация видов юридических экспертиз имеет относительный характер. В законодательных документах четкого разграничения видов правовых экспертиз нет, следовательно, регламентировать разделение можно лишь условно.

Есть несколько критериев, на основе которых юридические экспертизы можно поделить на несколько видов.

Правовая экспертиза по виду нормативно-правового документа делится на два основных вида:

  • Правовая экспертиза договора:
  • — кредитного займа и другие.

    Экспертиза договоров выделяется в отдельный вид, поскольку она наиболее востребована, к тому же договор составляется между двумя часто независимыми друг от друга сторонами.

    Другие виды документов гораздо реже нуждаются в экспертной оценке юристов, поэтому их можно объединить под общим названием, и они составляют второй вид правовой экспертизы.

  • Правовая экспертиза нормативно-правовых актов:
  • — акты органов местного самоуправления – всевозможные постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее,

    — акты учреждений и организаций (еще они называются локальные документы) – всевозможные приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций, органов и так далее.

    Как правило, правовая экспертиза нужна до того, как документ вступает в силу. Но бывают случаи, когда экспертиза нужна для обжалования документа в суде – тогда юридическая экспертиза проводится после подписания документа. Соответственно, экспертиза может быть превентивная и поствременная.

    Правовую экспертизу может проводить:

    — госорган (например, при регистрации документов на передачу прав на недвижимость, сотрудники Россеестра проверяют правильность заполнения заявления, договора и других документов),

    — юрист или адвокат, сведущ в предмете экспертизы.

    В зависимости от того, кто инициирует проведение экспертизы, можно выделить:

    — юридическую экспертизу по инициативе гражданина. Чаще всего физические лица обращаются к экспертам для проведения экспертизы кредитных соглашений, инвестиционных соглашений с застройщиком, акций. Именно с этим видом документов чаще всего сталкиваются практикующие юристы. Недобросовестные кредиторы, застройщики составляют договор таким образом, что другая сторона не видит подвоха, подписывая документ. В частности, это касается ответственности сторон.

    Часто в договоре условия сформулированы таким образом, что при тщательном юридическом анализе этих условий получается, что, например, застройщик не имеет обязанностей ни в отношении времени сдачи дома, ни в плане качества материалов. Нередко бывает так, что в случае расторжения договора одна из сторон остается ни с чем. В договоре это может быть указано настолько завуалированными фразами, что без эксперта понять смысл самостоятельно невозможно.

    — юридическую экспертизу по инициативе юридического лица: организации, фирмы. Этот вид экспертиз более распространенный, чем предыдущий, поскольку предприятия стараются не рисковать. Последствия, которые несет в себе документ, составленный неправильно, могут пагубно отобразиться на существовании организации.

    В зависимости от глубины проведения юридической экспертизы можно выделить:

    — полную правовую экспертизу – проверка всего документа;

    — точечную – проверка, например, отдельных разделов договора, дополнений к распоряжению и так далее.

    Итак, независимо от вида экспертизы, специалисту необходимо тщательно проанализировать, основан ли документ на современном законодательстве, насколько однозначными являются формулировки условий документа, нет ли в нем формальных ошибок, которые могут стать причиной его недействительности. Кроме того, документ должен отражать цели, которые были поставлены перед его созданием.

    Заметим, что проводить экспертизу должно незаинтересованное лицо. Например, если адвокат, защищающий в суде сторону супруга, будет проводить юридическую экспертизу брачного контракта, его выводы не могут быть объективными, и такая экспертиза не будет считаться действительной.

    Вам также может быть интересно:

    Забегая вперед, скажем: нет, не стоит. Однако это не значит, что можно брать кредит, полагаясь на авось. Если вы подписали кредитный договор, то вам придется исполнить.

    Когда все аргументы исчерпаны и остается только разойтись и начинать новую жизнь, перед супругами встает организационный вопрос: где подать заявление на развод? Он не так прост.

    © Правовой центр ВЕСТ, 2013-2016. Все права защищены.
    Юридическая консультация онлайн. Круглосуточная юридическая помощь. Консультации юристов и адвокатов.
    Тел. 8-800-555-23-32
    west-pravo@yandex.ru

    Данное предложение носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

    west-ur.ru

    Виды юридических экспертиз

    Правовая экспертиза нормативных правовых актов в Российской Федерации
    Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
    Оценка: 95 баллов.

    Вопрос 1. Понятие и виды правовой экспертизы нормативного правового акта.

    Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.
    Экспертизу проводит квалифицированный эксперт в области права и юриспруденции – юрист, адвокат или ученый. Правовая экспертиза должна проводиться по установленным законами требованиям. В противном случае она будет недействительной.
    В научной юридической литературе понятие «экспертиза нормативного правового акта» не выработано, в связи с этим разными учеными предлагаются различные определения, но в целом эти мнения можно обобщить и предложить такое определение.
    Правовая экспертиза нормативного правового акта – это деятельность специалиста-эксперта, уполномоченного органа государственной власти, направленная на исследование нормативного правового акта, на его соответствие Конституции РФ, федеральным законам, связи с общей системой действующего законодательства и требованиям юридической техники, а также обоснованности выбора формы акта, обеспеченности финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрениями, соответствия современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
    Результатом такого исследования является составление мотивированного экспертного заключения, направляемого в орган, принявший акт, в случае выявления в акте несоответствий нормам Конституции и федерального законодательства.
    Виды правовой экспертизы нормативного правового акта:
    1) В зависимости от уровня экспертируемых принимаемых нормативно-правовых актов:
    — проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов;
    — проекты подзаконных нормативных правовых актов (постановления правительства, указы президента и пр.)
    — проекты государственных ненормативных правовых актов;
    — проекты законов субъектов РФ;
    — акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее.
    2) В зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность: государственная (экспертиза, проводимая органами государ-ственной власти), прокурорская, общественная, судебная, международная.
    3) В зависимости от глубины проведения юридической экспертизы: полная (проверка всего документа); точечная (проверка отдельных частей, дополнений к документу).
    4) В зависимости от объекта: правовая экспертиза конституций (уставов) и экспертиза иных нормативных правовых актов.
    Проведение правовой экспертизы законопроектов в процессе подготовки и принятия законодательных актов осуществляется в различной степени Правовым управлением Аппарата Государственной Думы РФ, Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Минюстом РФ.
    Регулирование правовой экспертизы нормативного правового акта осуществляется рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О парламентском контроле», Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов», Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 10.02.2016) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 06.02.2013) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

    2. Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.

    Опротестование прокурором незаконных правовых актов.
    В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России. Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора. Однако при этом необходимо учитывать, что прокурорское реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов по сравнению с судебным обжалованием (учитывая большую загруженность судов). Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
    Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов. В тексте документа (протеста) должны содержаться следующий сведения: наименование органа или должностного лица, которым вносится протест; название «про­тест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания неза­конного акта; изложение существа нарушений; ссылка на нормы материального права, которые были нарушены; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с зако­ном и др.; указание на необходимость рассмотрения протес­та и о незамедлительном сообщении об этом прокурору; должностное положение и классный чин прокурора, принесшего протест, и его подпись. Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются.
    Кроме непосредственно требования прокурора об отмене или приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства, прокурором также в тексте протеста могут быть указаны дополнительные меры, предусмотренные законом, направленные на устранение негативных последствий, вызванных незаконным правовым актом. В частности в протесте может содержаться требование о прекращении противоправных действие и т.д.
    В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если:
    — протест отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт;
    — в протесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, издавшего незаконный акт;
    — имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов,
    — необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.
    В случаях, если имеются основания полагать, что протест прокурора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест останется неудовлетворенным и не имеется возможности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган, прокурору надлежит обратиться с заявлениями о признании незаконного акта недействительным в суд.
    Судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.
    В тех случаях, когда протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необос­новано о
    тклонен, прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. К заявле­нию обычно прилагаются:
    — копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
    — копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
    — решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.
    Заявления о признании полностью или частично недейству­ющими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности направляются прокурором в арбитражный суд. Соответствующие установления содержатся в положениях статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016).
    Пунктом 11 Приказа Генпрокуратуры России от 25.05.2012 № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе» установлено, что прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления). Прокурор вправе обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения по искам об оспаривании незаконных правовых актов.
    В вышеуказанном Приказе Генпрокуратуры содержатся многие детальные указания, призванные обеспечить твердую, документально подкрепленную прокурорскую позицию. В частности прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, предписывается тщательно готовиться к судебному заседанию, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств. Прокурор, участвующий в деле, обязан надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.
    Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

    tili-mili-tryamdiya.ru

    Правовая экспертиза нормативных правовых актов: понятие, субъекты, виды

    Нормативные акты начинают действовать только в том случае, если получают одобрение представителей Парламента и судов. Однако для внесения закона на рассмотрение необходимо провести специальную правовую экспертизу нормативных правовых актов. Что представляет собой данная процедура? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

    Общая характеристика юридической экспертизы нормативно-правовых актов

    Если лицо, принимающее участие в законотворческом процессе, изъявит желание составить сборник норм, то ему придется обратить внимание на специальный свод правил и требований к тому, как именно должны выглядеть законы. Причем здесь нет зависимости от какой-либо группы или области, относящейся к составляемому законопроекту. Совокупность принципов, на которых должен будет базироваться нормативный акт, всегда является одинаковой.

    Таким образом, правовая экспертиза нормативных и правовых актов является необходимой для реализации проверочных работ в отношении отдельных документов. Специалисты в области юриспруденции проверяют, насколько соответствует предмет законопроекта действующему законодательству.

    Цели экспертизы нормативно-правовых актов

    Какие именно акты могут быть подвержены проверочным работам? Согласно действующим в России нормам, абсолютно любые: как, федеральные, так и региональные с муниципальными. Сама проверка проводится для выявления противоречий в документах и поиска несоответствующих закону норм. Постановления должностных лиц, приказы, нормативные сборники — все это подлежит экспертной проверке.

    Проведение экспертизы нормативно-правовых актов позволяет установить их соответствие следующим документам:

  • актам регионального или муниципального характера;
  • федеральным законам;
  • правилам, требованиям и нормам, которые были утверждены государственными и региональными органами.
  • Сама процедура назначается разными способами. Самая частая форма назначения — это судебное разбирательство на предмет реализации обязательств по договору. Могут выступить в качестве инициаторов назначения экспертной проверки и обычные представители из государственного органа.

    Что дает экспертиза?

    Методика назначения и реализации экспертных проверок является превентивным способом проверки соответствующей документации. Чаще всего это бывает с договорами — специально для того, чтобы в дальнейшем не возникало судебных споров и разбирательств о несоответствии документа закону. Еще одна распространенная причина назначения правовой экспертизы нормативных и правовых актов — контроль над соответствием прописанных норм основам нравственности и правопорядка.

    Стоит также отметить, что выявление несоответствующих закону положений в нормативном акте — это далеко не единственная цель, которая может быть поставлена представителями экспертных работ. Куда чаще итогами проверки становится разъяснение тех или иных норм. Здесь стоит вспомнить одну из важнейших функций Конституционного суда — толкование законов и законопроектов. Можно ли сказать, что представленная судебная инстанция проводит правовую экспертизу нормативных и правовых актов? Специалисты в области права не дают однозначного ответа на этот вопрос. И тем не менее, толкование того или иного сборника норм также может являться целью проведения экспертных работ.

    Принципы осуществления экспертизы

    Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов базируется на ряде важнейших принципов. Вот, на что здесь стоит обратить внимание:

  • Всеобщность. Проверке подлежат все документы.
  • Обязательность. Корректировка деятельности субъектами нормотворчества должно реализовываться в строгом соответствии с результатами проверочных работ.
  • Независимость представителей экспертных работ, а также граждан, причастных к формированию и разработке документации.
  • Ответственность. Сами эксперты держат ответ за результаты проведенных работ — вроде пропущенных нарушений, присвоения статуса «незаконности» законным нормам и т.д.
  • Профессионализм. Все специалисты, реализующие экспертную деятельность, обязаны обладать необходимым образованием, соответствующей квалификацией и рядом компетенций.
  • Естественно, это далеко не все принципы, необходимые для качественной реализации юридической экспертизы. Существуют также и другие, более общие идеи и условия. Это, например, конституционализм, направленность на защиту прав и свобод человека, гуманность и многое другое.

    О необходимой документации

    Реализация экспертных работ требует предоставления в контрольные органы отдельных документов. Во-первых, это сопроводительное письмо. В письме должны быть указаны контактные данные отправителя, имя и фамилия ответственного лица. Дополнительно должны прилагаться две копии проверяемого нормативного акта. Очень важно, чтобы эти копии были заверены нотариально.

    Юридическая служба субъекта, занимающегося внутренним согласованием документации, также должна предоставить ряд необходимых сведений. В контрольный орган подается и специальная пояснительная записка, в которой подробно излагаются основания для принятия формируемого документа. Если нормативный акт, в отношении которого проводится проверка, относится к какой-то определенной юридической группе, то сведения об этой группе также должны быть собраны и оформлены. То же самое касается старых версий проверяемого документа, если, например, существует несколько редакций нормативного акта.

    Методы проведения экспертизы

    Стоит, наконец, рассказать про саму методику правовой экспертизы нормативных и правовых актов. Согласно заключениям специалистов в области юриспруденции, существуют следующие виды методик:

  • Определение предмета — самый важный и самый частый прием в рассматриваемой области. Заказчик самостоятельно разрабатывает перечень вопросов, на которые эксперт обязан предоставить ответ. Перечень примерных вопросов будет приведен чуть позже.
  • Анализ нормативного акта на правомерность, установление соответствия его формы законным стандартам. Так, документ может быть признан недействительным, если в его содержании содержатся некоторые неточности или ошибки.
  • Анализ каждого положения в документе. Цель здесь одна — выявление соответствия имеющихся норм действующему законодательству. Если обнаруживаются противоречия, документ подлежит аннулированию.
  • Предоставление ответов на вопросы, составленных специалистом.
  • Формирование экспертного заключения — письменного результата всех проведенных работ. В заключении могут присутствовать и элементы рекомендательного характера.
  • В результате, составляемым экспертом, может содержаться специальная оценка всех проведенных работ. Именно об оценке и будет рассказано далее.

    Вопросы для специалистов

    Для определения предмета нормативного акта экспертам задаются довольно банальные, но, в то же время, очень важные вопросы. Составлен ли документ правильно? Есть ли в нем ошибки? Если есть, то какие? Этих трех вопросов уже хватит для оптимального заключения. Однако многие заявители интересуются и тем, присутствуют ли в документе требования нравственности и безопасности, нет ли нарушения прав контрагентов, имеет ли смысл тот или иной пункт, следует ли что-то добавить или убрать и т.д.

    Вопросы эксперту направляются в зависимости от конкретной ситуации. Так, одному заявителю необходимо проверить весь документ, а другому — лишь малую его часть. Соответственно, и список вопросов должен быть составлен в соответствии с желаемым результатом.

    Критерии оценивания

    Каким именно критериям должна соответствовать методика правовой экспертизы нормативных и правовых актов? Вот, на что следует обратить внимание:

    • проведение работ по соответствию конституционным нормам, договорам международного характера, государственным законам и юридическим актам, что имеют высшую силу;
    • наличие факторов, которые могли бы способствовать проявлениям в коррупционной сфере;
    • строгое соблюдение технологий составления и формирования;
    • правильность обоснования выбора формы документации и применения основных терминов.
    • Таким образом, экспертно-оценочные работы должна базироваться только на представленных критериях. При этом совершенно не важно, какой именно вид имеет экспертиза. Большинство представленных условий относится не только к правовой, но и к другим группам экспертных работ.

      Юридическая основа

      Практически любое общественно важное явление в Российской Федерации подлежит государственной и законодательной регламентации. Существует ли юридическая основа, на которой базируются экспертно-правовые работы? Безусловно, составлено множество правовых источников, благодаря которым работает современная система экспертизы нормативно-правовых актов в РФ. В первую очередь здесь стоит выделить российскую Конституцию. Существует и целый ряд Федеральных законов, среди которых:

    • ФЗ «О реализации антикоррупционной экспертизы» — содержит основания для осуществления проверки.
    • ФЗ «О российской Общественной палате» — в нем закрепляется возможность обращения к экспертам.
    • специализированные ФЗ «Об экспертизе в экологической сфере», «О Счетной палате в РФ» и др.
    • Отдельное внимание стоит уделить и российскому Гражданскому кодексу, в котором экспертные работы регламентируются в части 4.

      Модернизационные направления

      Если смотреть на проведение экспертно-правовых работ в России объективно, то стоит отметить, что самой системе еще долгое время нужно совершенствоваться. Множество юридических специалистов говорят о существовании в российском праве разного рода коллизий, юридических дыр, а также норм, не соответствующих основному закону государства. Но в каких именно направлениях может модернизироваться рассматриваемая система? Вот что здесь стоит отметить:

    • принятие единого федерального закона об экспертизе, который объединил бы в себе нормы из части 4 Гражданского кодекса, специализированные нормативные акты, постановления и т.д.
    • объединение известных форм экспертных работ в одну процедуру;
    • введение административной или даже уголовной ответственности для экспертов за неправильные, ложные или не вовремя предоставленные заключения;
    • создание в регионах специальных комиссий для проведения экспертизы муниципальных нормативных и правовых актов;
    • выведение экспертных работ из ряда полномочий государственных органов и передача их независимым общественным экспертам.
    • Чем быстрее будут приниматься решения в представленных областях, тем лучше и качественнее заработает вся рассматриваемая система.

      Примеры экспертной работы

      Стоит привести несколько простых примеров, позволяющих лучше понять, каким именно образом должны реализовываться экспертные работы, а также в каких целях. Вот, что здесь стоит отметить:

    • Возникновение спорных моментов во время судебного разбирательства по тому или иному документу. Как правило, судья сам принимает решение о назначении экспертных работ.
    • Составляется сделка на приобретение недвижимости. При этом сами стороны сделки не до конца уверены в возможной финансовой выгоде. Для минимизации рисков следует заказать у специалиста проведение экспертной проверки.
    • Заключается брачный договор. Для соблюдения интересов обеих сторон договор тщательно рассматривается на соответствие Семейному кодексу РФ.
    • Далее стоит рассказать о примерах типичных противоречий, которые наиболее часто выявляют в нормативных актах эксперты.

      Частые противоречия при проведении экспертизы проектов нормативных и правовых актов

      Как уже понятно, все нормативные акты проверяют на соответствие Конституции, ФКЗ или ФЗ. К типичным противоречиям, которые выявляются экспертами, следует отнести:

    • ограничение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ (пример — тайна переписки и телефонных звонков, которую многие законодатели стали попросту игнорировать);
    • нарушение принципа разделения властей, а также нарушение статей 71 и 72 основного закона страны, в которых говорится о разграничении полномочий между субъектами и федерацией;
    • запрещение гражданам РФ действий, разрешенных законом и т.д.
    • В настоящее время немалое количество нормативных актов нужно подвергнуть проверке.

      Как выглядит экспертное заключение?

      После проведения контрольно-оценочных, экспертно-правовых или любых других работ обязательно должно быть составлено специальное заключение. В нем должна отражаться информация следующего характера:

      • реквизиты акта с изменениями и дополнениями (если таковые имели место быть);
      • оценивание компетенции;
      • соответствие акта Конституции РФ;
      • повод исследования и т.д.
      • Заключение экспертизы нормативного правового акта составляется сразу же после завершения всех необходимых работ, после чего направляется заказчику.

        businessman.ru

        Правовая экспертиза и юридическая экспертиза

        Правовая экспертиза, известная так же под названием юридической экспертизы, предназначена для проверки соответствия исследуемых документов текущему законодательству в той или иной области. Правовая экспертиза применяется в сложных случаях, когда необходимо установить легитимность юридических бумаг – договоров, уставов, приказов и пр. Эксперт в области юриспруденции может составить список вопросов, проясняющих содержание и специфику того или иного документа, подписываемого сторонами. Эксперт-юрист устанавливает перечень документов, необходимых для составления договора, а также содержание этих бумаг: приложений, актов, доверенностей, списков и перечней и так далее. Юридическая экспертиза проводится в следующих направлениях:

      • Установление конкретного нарушения того или иного законодательного акта в исследуемом документе.
      • Анализ отдельных пунктов договора, касающихся порядка расчетов, прав, обязанностей и ответственности заключающих договор сторон, порядка действий в случае наступления непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств и т.д.
      • Уровень детализации или расшифровки тех или иных положений договора или контракта.
      • Правовая экспертиза предназначена для проверки предоставленных документов на соответствие нормативным актам. Цель такой проверки заключается в выявлении разнообразных нарушений действующего законодательства, которые могут быть допущены по неосторожности, вследствие недостаточной компетентности лиц, подготавливающих бумаги, а также преднамеренно. На соответствие действующему законодательству могут быть исследованы, в том числе, муниципальные и региональные законодательные акты на предмет соответствия федеральному законодательству. Также анализируются приказы и постановления глав организаций – на предмет соблюдения прав и свобод сотрудников, обязанных выполнять положения приказов и постановлений. Юридическая экспертиза устанавливает соответствие следующим нормативным актам:

      • Федеральные законы.
      • Кодексы Российской Федерации (гражданский, уголовный, административный и др.).
      • Нормы и правила, утвержденные государственными органами, осуществляющими контроль в своей области.
      • Региональные и муниципальные законы.
      • Другие законы и подзаконные акты.
      • Правовая экспертиза может быть инициирована в ходе судебного разбирательства по вопросам выполнения сторонами обязательств по договору, если одна из сторон считает положения договора не соответствующими закону. Также подачу документ на экспертизу может заявить сотрудник (или группа сотрудников) какой-либо организации, считающий, что трудовые договоры, контракты или приказы их администрации нарушают положения действующего законодательства или непосредственно нарушают его конституционные права. К юридической экспертизе документов прибегают превентивно, для проверки договоров или контрактов перед заключением долгосрочной и дорогостоящей сделки. Это делается для того, чтобы впоследствии избежать судебных процессов относительно неочевидных и непрозрачных пунктов и положений подписываемых бумаг. Правовая экспертиза проводится для установления соответствия заключаемых сделок основам нравственности и правопорядка.

        Во многих случаях юридическая экспертиза призвана разъяснять те или иные положения заключаемых договоров с целью обозначить завуалированный юридический смысл и так называемые подводные камни, которые может не заметить неискушенный в юриспруденции человек. Дело в том, что выражения обиходного языка и сходные юридические формулировки могут иметь совершенно разный смысл. Это связано со специфической трактовкой понятий в юриспруденции, равно как и в любой другой узкоспециальной области. Человек, не имеющий специальных юридических знаний, может извлечь из фразы договора иной смысл, отличный от того, который вложил в нее создатель документа. Кроме того, опытный юрист при подготовке договора может замаскировать невыгодные условия таким образом, что контрагент их просто не заметит. Чтобы не попасть в правовую кабалу, стоит прибегнуть к правовой экспертизе подписываемых договоров и контрактов.

        Ситуации, в которых необходимо проведение правовой экспертизы

        Правовая экспертиза может быть осуществлена в любой ситуации, которая, так или иначе, сопровождается оформлением документов – договоров, контрактов, приказов, положений или иных бумаг. Любой документ лучше проверить на правильность составления и соответствие текущему законодательству, если он вызывает сомнения у его составителей или у сторон, обязанных выполнять его положения. Чаще всего к юридической экспертизе прибегают в следующих ситуациях:

      • Если уже начато судебное разбирательство относительно выполнения сторонами обязательств по заключенному ими договору или контракту.
      • Если заказчику предстоит крупная сделка в области недвижимости. В этом случае эксперт-юрист может снизить риск потери крупных объемов средств, дать рекомендации по жилищному праву, проанализировать чистоту подготовленной сделки.
      • Перед заключением брачного договора. Эксперт может проверить соответствие договора законодательству и дать рекомендации по изменению некоторых пунктов или добавлению новых – для соблюдения интересов заказчика экспертизы.
      • При подготовке договора дарения имущества, договора ренты, а также завещания для определения соответствия готовящихся бумаг действующему законодательству.
      • При подписания договоров, касающихся услуг кредитования. При взятии большой суммы денег в кредит, перед подписанием договора на ипотечное кредитование, при займах на осуществление предпринимательской деятельности. В подобных случаях исследуется не только экономическая составляющая договора – легитимность начисления процентов и выполнения условий договора, но и соблюдение прав заемщика при наступлении особых условий – форс-мажорных, необходимости досрочного погашения, наступления банкротства заемщика или банкротства кредитора, и так далее.
      • Если необходимо дополнить договор дополнительными документами, регламентирующими нюансы взаимоотношений сторон или детализирующие обязанности и права сторон в особых случаях. К таким документам относятся разнообразные приложения к договору, акты и пр.
      • Если необходимо установить соответствие действий юридического лица ограничениям, жестко установленным учредительными документами.
      • Документы, которые необходимо предоставить для проведения юридической экспертизы

        Поскольку юридическая экспертиза проводится непосредственно по бумагам, то для ее осуществления необходимо предоставить сами бумаги в любой удобной форме – в бумажном виде, на электронном цифровом носителе, прислать по электронной почте, предоставить копии, полученные сканированием или ксерокопированием оригинальных бумаг. Второе, что нужно сделать для того, чтобы запустить процедуру выполнения правовой экспертизы, это четко обозначить предмет ее проведения, то есть перечень вопросов, на которые должен ответить специалист. Должным образом сформулированные вопросы во многом способствуют получению наиболее релевантных запросу клиента выводов специалиста-эксперта.

        Процедура проведения юридической экспертизы

        Юридическая экспертиза проводится специалистом в области современного права, обладающего необходимыми знаниями и должным уровнем компетентности. Специалист в области юриспруденции должен владеть всеми необходимыми понятиями своей предметной области, ориентироваться в последних редакциях нормативных актов, грамотно оперировать вспомогательными документальными базами данных для грамотного осуществления своей экспертной деятельности. Правовая экспертиза, как правило, проводится по сложившейся методике и состоит из следующих этапов:

        1. Постановка задачи исследования. На этом этапе заказчиком исследования в сотрудничестве с экспертом формулируется список вопросов, на которые будет дан ответ, зафиксированный в экспертном заключении. Эксперт участвует в подготовке перечня вопросов для того, чтобы отсечь вопросы, находящиеся за пределами сферы его компетенции.
        2. Анализ правильности составления документа, предоставленного для исследования. Формальная правильность составления документа важна для оценки его права на существование в принципе. Дело в том, что неверно сформулированные договоры, контракты, или иные бумаги могут быть признанными недействительными из-за допущенных авторами ошибок.
        3. Анализ соответствия исследуемого документа действующим законодательным актам. Документы проверяются на наличие пунктов, прямо противоречащих действующему законодательству. В случае обнаружения положений, не соответствующих нормативным актам, выполнение сторонами своих обязательств по договору признается невозможным, а сам договор – недействительным.
        4. Исследование документа по конкретному запросу заказчика экспертизы – для выявления конкретных ошибок или нарушений, которые могли быть допущены составителями бумаг.
        5. Составление экспертного заключения. Экспертное заключение может быть предоставлено заказчику экспертизы устно – в виде особого мнения эксперта и некоторых рекомендаций по исправлению исследуемого документа. Также экспертное заключение составляется по запросу заказчика в письменном виде. В таком случае, оно содержит копии всех проанализированных документов, описание проделанных экспертом исследований, и письменные выводы эксперта в виде ответов на поставленные заказчиков вопросы.
        6. Правовая база проведения юридической экспертизы

          Согласно действующему законодательству Российской Федерации, юридическая экспертиза может проводиться негосударственными организациями и специалистами, имеющими должный уровень специализированных знаний и профессиональной компетенции в данной предметной области. Это положение закреплено в статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001г., регламентирующего процесс экспертной деятельности в Российской Федерации.

          Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность заключенной сделки в том, случае, если она противоречит предписаниям законодательных актов.

          Статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность сделки, противоречащей базовым принципам нравственности или правым основам законодательства.

          Вопросы, которые следует поставить перед специалистом в области правовой экспертизы

          Список вопросов в каждом конкретном случае вместе с экспертом – для того, чтобы перед специалистом были поставлены только те вопросы, которые лежат в сфере его профессиональной компетенции. Приведенный перечень вопросов является приблизительным и неполным. Он служит для формирования общего представления о спектре вопросов, на которые может ответить специалист по проведению правовой экспертизы. Вот типовые вопросы, которые задают эксперту-юристу:

        7. Правильно ли составлен исследуемый документ?
        8. Соответствует ли исследуемый документ требованиям нравственности и правопорядка?
        9. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
        10. Противоречит ли исследуемый документ действующему законодательству?
        11. Нарушает ли исследуемый документ конституционные права и свободы одного из контрагентов?
        12. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
        13. Какие дополнительные документы надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
        14. Какие пункты исследуемого документа подлежат изменению для того, чтобы документ был правильно составлен?
        15. Какие пункты следует добавить в исследуемый документ для соблюдения интересов сторон (или лица, инициировавшего экспертизу)?
        16. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
        17. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
        18. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
        19. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
        20. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
        21. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
        22. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа?
        23. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
        24. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
        25. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?

        sudexpa.ru

        Смотрите так же:

        • Что делать с решением суда на алименты Исполнительный лист на алименты: особенности получения Исполнительный лист – это официальный документ. Он выдается судом на основании вынесенного им решения, приговора, другого судебного […]
        • Оформление квартиры в собственность в браке ○ Что говорит закон. Нормативно-правовой базой регулирования вопроса, о разделе имущества служит: Гражданский кодекс (далее – ГК). Гражданское процессуальное законодательство (далее ‑ […]
        • Брачный договор обязанности супругов Личные права и обязанности супругов Вступившие в брачный союз мужчина и женщина обладают как личными неимущественными, так и имущественными правами и обязанностями. Личные права и […]
        • Оплата госпошлины у нотариуса С 1 июля 2005 года налог на наследство был упразднен (ФЗ №78). Теперь отдавать государству часть «кровного» наследства — не нужно. Тем не менее, стоит приготовиться к определенным […]
        • Закон закрыть ооо Когда налоговая может ликвидировать ООО Ликвидация обществ с ограниченной ответственностью может проходить не только по инициативе владельцев или по решению арбитражного суда (например, […]
        • Что подарить ко дню адвоката Какой подарок защитит адвоката? Среди адвокатов чаще всего встречаются люди энергичные и обладающие особой харизмой. А от авторитета в глазах окружающих зависит результативность их […]