Выплата по новому полису осаго

Оглавление:

Ремонт по ОСАГО. Инструкция по правильному оформлению и производству ремонта, спорные вопросы со страховой.

С конца апреля 2017 года вступили в силу изменения в сфере страхования ответственности автомобилистов. Особо важные нововведения коснулись порядка возмещения ущерба. Теперь водители, купившие полиса после 28 апреля, не смогут получать денежные выплаты. На договоры, заключенные до указанной даты изменения не распространяются. И при их участии в ДТП будут применяться старые правила.

○ Право выбора ремонта или выплаты.

Законом установлено право водителя, невиновного в ДТП, выбирать вид страхового возмещения.

П. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО:

  • «. страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству, может осуществляться по выбору потерпевшего: путем организации и оплаты восстановительного ремонта; путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.»
  • Относительно легкового транспорта граждан России, который зарегистрирован в стране, действует за некоторыми исключениями иное условие:

    Ст. 15.3 Закона об ОСАГО:

  • «. страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).»
  • Пока за большинством водителей сохраняется возможность выбора, следует понять, какой именно вариант возмещения выгоден автомобилисту, а не страховой компании. Введение ремонта как варианта возмещения сделано с большим заделом на будущее. Процесс реформирования этой сферы еще не завершен, поэтому говорить о каких-то серьезных преимуществах пока не приходится. К очевидным плюсам ремонта на СТО страховой компании можно отнести:

  • Избавление от самостоятельного поиска сервиса.
  • Не нужно выторговывать у страховой дополнительные рубли (нередко даже в суде).
  • После ремонта предоставляются все гарантии качества.
  • Между тем, пока этот процесс полностью не отлажен, соглашаться на такой вариант можно, если требуется незначительный ремонт. К примеру, если затронут только кузов, или внешние элементы, а в списке СТО, предлагаемых страховщиком, есть достойные представители своей профессии. В остальных случаях ремонт может обернуться еще большими проблемами.

    ○ Изменения в 2017 году:

    Основное нововведение заключается в том, что денежная компенсация заменена ремонтом. В некоторых случаях все же будет выплачиваться компенсация, но таких немного.

    ✔ Правила для договоров ОСАГО до 28.04.2017.

    До введения изменений возможность выбора типа возмещения (деньги или ремонт) сохранялась за всеми автомобилистами, попавшими в ДТП и невиновными в произошедшем.

    ✔ Правила для договоров ОСАГО после 28.04.2017.

    Установлено, что выбирать страховое возмещение могут все, кроме граждан России, имеющих легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ.

    Нововведения не затрагивают тех, кто купил полис до 28 апреля 2017 года. Поэтому если они по старому полису попадают в ДТП, то также смогут выбрать вид возмещения.

    ✔ Когда страховая обязана выдать денежную выплату по новому закону.

    Выплата будет произведена в случаях:

  • Полной гибели автомобиля.
  • Смерти пострадавшего.
  • Причинения пострадавшему вреда, тяжкого или средней тяжести.
  • Если пострадавший является инвалидом.
  • Если ни одна из СТО не имеет оборудования, необходимого для выполнения ремонтных работ.
  • Если страховщик не может организовать проведение ремонта.
  • При наличии письменной договоренности со страховой компанией.
  • Во всех перечисленных ситуациях ремонт автомобиля невозможен: страховая компания должна выплатить автовладельцу денежные средства.

    ✔ Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте.

    Расходы на запасные части высчитываются в соответствии с уровнем износа. Он определяется экспертами при осуществлении осмотра автомобиля и подготовке заключения. Максимальный уровень износа определен в 50%.

    ✔ Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО.

    После вступления в силу новых правил перед покупкой полиса рекомендуется изучать перечень сервисов, с которыми работают разные страховые компании. Они есть на сайтах страховщиков.

    Также следует обратить внимание на качество выполняемых работ, отзывы, популярность этих сервисов у автомобилистов.

    Только после выбора потенциальной СТО для возможного ремонта можно заключать договор страхования.

    ○ Как оформить ремонт по ОСАГО.

    При возникновении страхового случая в течение 5 дней нужно представить в страховую компанию следующие документы:

  • Извещение о ДТП.
  • Справку о ДТП.
  • Постановление, определяющее виновника.
  • Страховщик принимает заявление водителя, рассматривает его и признает случай страховым. Оценщик проводит осмотр автомобиля и определяет стоимость ремонта.

    После этого автовладелец решает, какая СТО будет заниматься ремонтом, а страховая готовит соглашение. В нем указываются сроки выполнения работ, перечень действий и стоимость. Соглашение подписывается всеми: страховой, владельцем авто и СТО.

    Далее автомобилисту выдают направление на ремонт, который должен быть произведен в определенные сроки. Далее следуют непосредственно ремонтные работы. Однако владелец автомобиля не может контролировать рабочих СТО, все вопросы решаются через страховую.

    ○ Кто производит ремонт?

    Страховая компания должна опубликовать на своем официальном сайте полный перечень автосервисов, с которыми у нее заключен договоры. Помимо наименований и адресов указываются такие данные:

  • Марки и года выпуска автомобилей, которые обслуживаются на каждой СТО.
  • Сроки выполнения ремонта (примерные).
  • Подтверждение соответствия СТО требованиям к организации и проведению ремонта.
  • При обращении с заявлением о страховом случае страховая компания также должна предоставить автомобилисту полный список организаций, проводящих ремонт.

    Помимо этих СТО, автомобилист может отремонтировать свой автомобиль:

    1. У официального дилера, который сотрудничает со страховой компанией.
    2. На сервисе, принадлежащем страховой (не все страховые компании имеют подобные сервисы).
    3. В СТО, выбранной самостоятельно (этот вариант практически невозможен, поскольку требует наличия соглашения со страховщиком).
    4. Таким образом, выбор СТО, которая будет производить ремонт автомобиля, остается за автомобилистом.

      ○ Сроки ремонта по ОСАГО.

      Срок ремонта указывается в направлении, которое должно быть выдано в течение 20 дней. При нарушении этого срока автомобилист может требовать от страховой компании выплаты пени в размере 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день допущенной просрочки. При этом пеня не должна превышать эту сумму. Чтобы получить пеню, нужно написать заявление, в которое включить расчет, и приложить к нему реквизиты счета для перевода средств.

      Сам же срок ремонта зависит от состояния автомобиля и перечня работ, которые нужно произвести. В сложных случаях, когда автомобиль сильно поврежден или поставка запчастей занимает много времени, он может длиться больше месяца.

      Ускорить эти сроки можно не всегда. К примеру, если требуются запасные части, то владелец авто может достать их самостоятельно, но для этого нужно письменное соглашение со страховой.

      ○ Что делать, если сумма не покрыла ремонт.

      Определено, что при причинении вреда жизни или здоровью производится выплата в размере 500 тыс. руб., если пострадало имущество – на 100 тыс. руб. меньше (400 тыс. руб.). Если этой суммы недостаточно для выполнения ремонтных работ, то разница покрывается самим водителем.

      Впоследствии он может потребовать возмещения убытков с виновника ДТП. Но этот вопрос, скорее всего, будет уже решаться судом.

      Другой способ: не соглашаться со страховой и заказать другое исследование. Если страховая не изменила стоимость ремонта, то нужно направлять ей претензию. И, возможно, готовить исковое заявление. В любом случае спешить с ремонтом автомобиля не следует.

      ○ Советы юриста:

      ✔ Когда можно не подписывать акт приема-сдачи.

      Перед тем, как забрать автомобиль из сервиса, его нужно протестировать: проверить работу замененных механизмов, оценить покраску. Если обнаружатся какие-то недочеты или погрешности, то акт подписывать не нужно. Подписание акта означает согласие с качеством выполненных работ, получить впоследствии компенсацию будет затруднительно.

      ✔ Ремонт произведен некачественно.

      Если автовладелец недоволен качеством ремонта: работы произведены халатно, вскрылись недостатки, или имеются какие-то другие замечания к работе сервиса, то он вправе потребовать компенсацию.

      В случае отказа рекомендуется переносить этот вопрос на рассмотрение в суд.

      Ремонт вместо денег, или подводные камни нововведений по ОСАГО. Рассказывает сюжет выпуска новостей на канале НТС.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      topurist.ru

      Хочу расторгнуть КАСКО

      У любого владельца полиса КАСКО может возникнуть острая необходимость расторгнуть действующий договор. Но для того, чтобы легко и безболезненно расстаться со страховой компанией, потребуется знание особенностей и нюансов, касающихся процедуры досрочного расторжения:

    5. Кто и в каких случаях имеет право расторгнуть КАСКО?
    6. Когда это удобнее сделать?
    7. Вернут ли деньги за неиспользованный срок страхования?
    8. Об этих и других нюансах поговорим в данной статье.

      Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты

      Клиент – в любой момент, страховая компания – при определенных условиях

      1. Страхователь (или выгодоприобретатель) имеет право написать заявление о расторжении договора КАСКО в любой момент, и страховая компания обязана согласиться с его решением (ст. 958 ГК РФ). Другой вопрос, можно ли будет вернуть деньги за неиспользованный период страхования? Ответ: не всегда, но об этом – чуть ниже.
      2. Для страховой компании подобная вольность недопустима. Расторжение договора в одностороннем порядке, без личного согласия автовладельца, по какой бы то ни было причине, абсолютно незаконно (гл. 48 ГК РФ). К примеру, бывает, что страховщик, опираясь на собственные правила страхования, письменно уведомляет клиента о том, что расторгает с ним договор на основании неуплаты очередного взноса. Подобное действие легко оспорить даже в процессе досудебного разбирательства. Страховая компания имеет право расторгнуть КАСКО только по причине существенного нарушения условий договора со стороны клиента, и только после соответствующего решения суда. Так, например, увеличение страхового риска дает страховщику право требовать внести за полис КАСКО дополнительную оплату (ст. 959 ГК РФ). Если автовладелец доплатить отказывается, суд встанет на сторону страховщика, и договор будет расторгнут. Обстоятельства, ведущие к увеличению степени страхового риска, всегда оговариваются в правилах страхования. Обычно это: отсутствие требуемой сигнализации, допуск к управлению неопытного водителя, хранение автомобиля возле дома вместо гаража, и прочее.
      3. И последнее. Согласно ст. 958 ГК РФ договор страхования КАСКО автоматически прекращает свое действие, если произошла гибель застрахованного автомобиля по причинам, которые по правилам КАСКО не являются страховым случаем. Например, это может быть возгорание ТС из-за неисправности электропроводки, гибель в результате умышленных действий страхователя (выгодоприобретателя) и т.д.
      4. Возвратят ли деньги? Читайте правила!

        При досрочном прекращение договора КАСКО по обстоятельствам, указанным в п.3 предыдущего раздела статьи, страховщик обязан вернуть автовладельцу часть уплаченной им страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовал полис. И необходимо знать, что в этом случае:

      5. Расчет производится по дням.
      6. Любые вычеты (расходы на ведение дел (РВД), произведенные ранее выплаты незаконны.
      7. Досрочное расторжение договора по личному желанию страхователя (п.1) далеко не всегда влечет за собой возврат денег. Все та же статья 958 ГК РФ гласит, что «при досрочном отказе от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное». Расшифруем.

        Предположим, автовладелец захотел расторгнуть договор КАСКО по собственному желанию, не важно, по какой причине: погасил кредит, продал машину, разонравилась страховая компания и другое. Иными словами, застрахованное ТС имеется, и вероятность того, что с ним произойдет страховой случай, не пропала. В этом случае решение принимает страховая компания: вернуть деньги за неиспользованное время действия КАСКО полностью, вернуть за определенными вычетами или совсем ничего не возвращать. То есть, конечно, страховщик не решает ничего внезапно, а руководствуется своими правилами страхования КАСКО и условиями договора.

        В правилах любого страховщика всегда есть раздел, посвященный обсуждаемому вопросу, озаглавленный, например: «Прекращение (или расторжение) договора страхования». В нем подробно разъясняется, в каких случаях компания возвращает деньги, и как будет происходить расчет суммы возврата. Если же там прописано, что «в определенный момент времени» страховая премия возврату не подлежит, значит владелец в этих случаях точно ничего не получит. И это не будет противоречить Гражданскому кодексу.

        РЕЗЮМЕ: внимательно читайте правила страхования КАСКО! И если до приобретения полиса вы не ознакомились с ними в части досрочного прекращения договора, сделайте это хотя бы перед тем, как написать заявление о расторжении. Страховщики, по обыкновению уповая на страховую «неграмотность» и лень клиента, могут попытаться уклониться от возврата денег под надуманным предлогом и вопреки собственным положениям. Тут и будет самое время проявить свою компетентность.

        Если в правилах написано, что деньги возвращаются на определенных условиях, к примеру, за минусом ранее выплаченного страхового возмещения и/или расходов на ведение дела (РВД), то это тоже законное право страховщика.

        Причем, сначала делаются вычеты, а потом уже рассчитывается пропорция по дням. И надо иметь в виду, что вычеты ранее произведенных выплат и РВД предусмотрены правилами практически всех страховых компаний. То есть, если стоимость КАСКО 30 000 рублей, и в течение действия полиса была произведена выплата за страховой случай те же 30 000 рублей, очевидно, что при досрочном расторжении договора автовладелец гарантированно ничего не получит. РВД у всех страховщиков разнятся и обычно составляют от 10% до 40% от суммы взноса по полису.

        То есть, подобно коэффициентам в калькуляторе КАСКО , каждая компании имеет собственную формулу расчета суммы возврата за оставшийся срок страхования.

        Расторжение КАСКО при продаже автомобиля

        • Как уже говорилось, если страхователь расторгает КАСКО при продаже автомобиля, часть страхового взноса за полис можно получить только в случае, если это предусмотрено условиями страхования. Но даже в случае возможности возврата денег, сумма, вероятнее всего, будет значительно урезана вычетами РВД. Поэтому самым беспроигрышным вариантом вернуть деньги за КАСКО при продаже машины – продать ее вместе с полисом автострахования. Если, конечно, новый собственник согласится. В этом случае, согласно ст. 960 ГК РФ, все права и обязанности по договору перейдут к новому владельцу, и он спокойно будет пользоваться страховкой. Главное – немедленно известить компанию о новом страхователе-собственнике, написав соответствующее заявление и переоформив договор.
        • Если покупатель авто отказывается доплачивать за КАСКО, надо иметь в виду, что датой расторжения договора КАСКО считается момент написания заявления, а не дата продажи ТС. Поэтому тянуть с посещением офиса страховой компании невыгодно.
        • Если после продажи авто страхователь покупает новый автомобиль и планирует застраховать его по КАСКО в той же компании, хороший и предприимчивый страховщик обязательно предложит зачислить оставшиеся средства в счет оплаты нового полиса. Причем, вероятнее всего, даже не станет удерживать РВД.
        • Минимизируем потери

          К сожалению, свести к минимуму потери при расторжении полиса КАСКО можно только превентивными мерами. А именно: еще до подписания договора проштудировать правила на предмет досрочного «разрыва отношений» со страховой компанией. И если есть хоть один повод предположить, что в течение года дело может дойти до продажи автомобиля, то:

        • Выбрать только ту СК, в которой возврат денег за КАСКО при продаже ТС предусмотрен.
        • Заключить договор на условиях внесения оплаты за страховку по частям (КАСКО в рассрочку).
        • При соблюдении вышеизложенного, идеальным моментом для расторжения КАСКО станет дата внесения очередного взноса. Тогда никто никому ничего не будет должен.

          www.inguru.ru

          Страхование ОПО (ОСОПО) — Обязательное страхование опасных производственных объектов

          Страхование ОСОПО — наиболее удобочитаемое сокращение Обязательного Страхования Опасных Производственных Объектов.

          Правильное полное наименование данного вида страхования — «Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

          Страхование ОСОПО требует профессионального подхода — этот вид страхования весьма сложен, не каждый страховой агент сможет дать необходимую консультацию владельцу ОПО (какие объекты относятся к ОПО и подлежат страхованию, как правильно определить страховую сумму и рассчитать тариф).

          Здесь вы можете задать свой вопрос по ОСОПО:

          Форма полиса обязательного страховая опасных производственных объектах

          Оглавление страницы:

          Материалы семинара по ОСОПО для бюджетных организаций:

          Последняя новость ОСОПО:

          В соответствии с Приказом Ростехнадзора №412 от 20 июля 2012 года лифты и экскалаторы, расположенные в зданиях, относящихся к жилому фонду, не регистрируются в государственном реестре опасных производственных объектов. Следовательно, если до конца года не будут внесены поправки в законодательство, страхование лифтов в жилых домах останется только добровольным. Аналогичная картина складывается АЗС.

          В данном разделе приведены основные положения Закона об ОСОПО, новости данного вида страхования, законодательная база.

          Право осуществлять ОСОПО имеют право только страховые компании — члена Национального Союза Страховщиков Ответственности (НССО), которые имеют соответствующие лицензии.

          Лицензии на страхование ОПО начали выдавать только в декабре 2011 года. В настоящее время большинство страховых компаний — членов НССО уже получили лицензии и с 1 января 2012 года приступили к страхованию ОПО. Остальные компании предположительно получат лицензии в ближайшие месяц-два.

          СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии.

          Типы опасных объектов в России, подлежащие страхованию

          В Российской Федерации более 330 тысяч опасных объектов различного типа и различной формы собственности, в том числе:

        • 8 000 взрывоопасных и пожароопасных объектов
        • 150 000 км магистральных газопроводов
        • 62 000 км нефтепроводов
        • 25 000 км продуктопроводов
        • 30 000 водохранилищ
        • 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. м3
        • несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов
        • Компании, имеющие лицензии на страхование ОПО

          В таблице представлены страховые компании- члены НССО, получившие лицензии на осуществление ОСОПО:

          КБМ — Бонус-малус

          Бонус-малус по ОСАГО — коэффициент КБМ

          КБМ (коэффициент бонус-малус) это один из параметров, определяющих стоимость полиса ОСАГО в России. КБМ — самый сложный для определения коэффициент, поэтому на этой странице собрана информация, разъясняющая принципы и порядок определения класса бонус-малус водителя, расчет бонус-малуса для страхователя, таблица КБМ, проверку КБМ в АИС РСА…

          Бонус-малус — Оглавление страницы

          НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ БОНУС-МАЛУС
          (март 2016 года)

          В связи с многочисленными жалобами страхователей и водителей на некорректное определение коэффицентов КБМ при заключении договоров ОСАГО в марте 2016 года РСА подготовил свои предложения по совершенствованию системы КБМ.

          КБМ для физических лиц (для договоров с ограничением):

        • Единый КБМ для водителя на календарный год.
        • КБМ для водителя ежегодно рассчитывает РСА, а страховые компании обязаны его применять при заключении договора.
        • Отменяются бумажные справки (Сведения о страховании) — вся информация для определния КБМ получается только из АИС РСА.
        • Водитель получает бонус (скидку) за каждый календарный год без аварий (даже если он не вписан в полис как водитель).
        • Водитель получает малус (надбавку) за каждый календарный год, в котором были страховые случаи по вине данного водителя (даже если он не вписан в полис как водитель).
        • Результат:
          Водитель гарантированно сохраняет свои накопленные бонусы (при переходе из компании в компанию, при банкротстве СК, вне зависимости от количества договоров страхования, и даже при перерыве в страховании), но при этом он гарантировано получает малус по итогам года за каждый страховой случай по своей вине (вне зависимости по какому договору страхования был данный убыток).

          КБМ для физических лиц (для договоров без ограничения лиц, допущенных к управлению):

        • Отменяется учет КБМ по физическому лицу-собственнику ТС, при котором все страховые случаи по данному ТС (вне зависимости от того, кто был виновен в ДТП) ухудшали КБМ собственника ТС. Теперь в части КБМ каждый водитель отвечает только сам за себя.
        • При тарификации договоров с физическими лицами без ограничения лиц, допущенных к управлению, применяеться максимальный КБМ — 2,45.
        • Обоснование:
          В последние годы договоры без ограничений лиц, допущенных к управлению, активно использовались высокоаварийными водителями, чтобы избежать применения к ним повышенных значений КБМ. Это привело к значительному росту убыточности по таким договорам, т.к. определить какой именно водитель управляет ТС невозможно.
          Чтобы закрыть данную лазейку для аварийных водителей и сбалансировать систему КБМ необходимо по договорам с физическими лицами без ограничения лиц, допущенных к управлению, применять максимальное значение КБМ.

          Результат:
          Изменения приведут к значительному сокращению количества договоров с физическими лицами без ограничения лиц, допущенных к управлению. При этом, водители с хорошей страховой историей (отсутствием ДТП) сохранят свой накопленный бонус и смогут заключить договоры ОСАГО с ограничением значительно дешевле. Водители с плохой аварийностью не смогут больше избегать повышения КБМ и будут платить за свои полисы ОСАГО малусы (надбавки).

          КБМ для юридических лиц:

        • Единый КБМ для юридического лица на календарный год.
        • КБМ для юридического лица ежегодно рассчитывает РСА как средний КБМ по всем ТС данного юридического лица.
        • При тарификации новых ТС применяется КБМ юридического лица (сохраняется накопленный собственником КБМ).

      Результат:
      Значительно упрощается порядок тарификации договоров ОСАГО по большим паркам (по единому КБМ). Юридическое лицо сохраняется накопленный КБМ при обновлении автопарка (при заключении договоров ОСАГО в отношении новых ТС).

      ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ БОНУС-МАЛУС ОТ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

      У меня предложение для внесения изменений в полис ОСАГО по применению КБМ. Считаю не справедливым безвозмездного сбора денег для водителей безаварийного вождения автомобиля 10 лет и более. Почему безаварийный водитель должен оплачивать ответственность водителей виновных в авариях. В этом случае практика солидарности не подходит. Считаю платить должен тот, кто совершает аварии, а без аварийщики должны освобождены от оплаты, за исключением оплаты себестоимости оформления полиса до тех пор пока не станет виновником. Думаю это существенно повысит ответственность водителей с агрессивным вождением.
      (Александр, водитель с сорокалетним стажем безаварийного вождения автомобилей всех категорий)

      Вы подняли очень интересный вопрос, который обсуждался практически во всех страна, где вводилась система бонус-малус.
      Вы правильно написали, что Ваше предложение по сути — отказаться от принципа солидарности в страховании ОСАГО.
      Солидарность это основа любого страхования — страховые премии платят все, а выплату получает только тот, с кем произошел страховой случай. Не бывает страхования без солидарности — уберем солидарность и получим ситуацию, когда каждый просто сам оплачивает свой ущерб, о каком страховании тогда можно говорить?
      Поэтому, система бонус-малус всегда ограничивает максимальный размер скидок (максимальная скидка — 50%) и надбавок (у нас в России — 245%). Система бонус-малус дополнительно стимулирует граждан к безопасной езде, но не отменяет принципа солидарности в страховании ОСАГО.
      (Андрей Знаменский)

      Переформулирую предложение своего безаварийного тезки. Стаж правда поменьше, с 86 года, но КБМ = 0.8 по базе РСА при безаварийном вождении. Справедливо будет при установке КБМ с 01.01.17 г. водителям, в отношении которых в АИС РСА нет сведений о наличии страховых возмещений по ВСЕМ. имеющимся данным, применить начальный КБМ с учетом водительского СТАЖА и безубыточности, по принципу трактования сомнений в пользу водителя. По мне в АИС содержатся данные, начиная с 12 года (я вписан в полисы с ограничениями на 4 автомобиля родственников «на всякий случай», первый полис переданный в АИС имеет период действия 06.06.2011 — 05.06.2012) с КБМ 0,75 по окончании, далее подана разными СК забавная чехарда цепочек из «обнулений на 1 по причине невозможности проверить КБМ». Сейчас занимаюсь писаниной по восстановлению КБМ по всем этим СК, вытягивая КБМ на основании данных, в ней же и содержащихся. Уже настраиваюсь на восстановление КБМ по суду на основании отсутствия сведений о выплатах по моей вине какой — либо СК и фактическом незаконном завышении КБМ при этом. Одна СК уперлась, потому что при страховании в АИС первый полис еще действовал, 1 поставили в соответствии с рекомендациями РСА, а при пролонгации договора их же первый полис «затер» КБМ 0.75 выдаваемый на предыдущий день и показал КБМ 0.95 и отсутствие выплат, исказив безаварийную историю. Такого ведь по закону быть не должно, оснований для повышения КБМ нет, но он повысился. Старая машина продана, КБМ по ней перестал приходить. Если жалоба в РСА и ЦБ не поможет — дорога только в суд.
      Но зачем загружать суды, если можно «безаварийным» водителям пусть и по 5 — летней зафиксироварнной в АИС безаварийной истории, применить КБМ в зависимости от водительского стажа? Это тоже своего рода «исключение в пользу аккуратных», но ничуть не хуже применения КБМ=1 к водителю, фактически имеющему стаж 30 лет, управляющему по доверенности без ограничений или работающему у юрлица с 01.01.17 в виду «отсутствия сведений в АИС». А тут и стаж и сведения в АИС есть и все равно приходится писать как Льву Толстому, чтобы вытянуть КБМ на 0.55 опираясь на данные, поданные в РСА, хотя по закону давным — давно уже 0.5 должен быть.

      СИСТЕМА БОНУС-МАЛУС

      Известно несколько определений существующих систем бонус-малус.

      Наиболее наукообразное определение предложил Жан Лемер в своей книге «Системы бонус-малус в автомобильном страховании»:

      Система бонус-малус — Апостериорная система тарификации в зависимости от частоты страховых случаев в течение действия предыдущих договоров страхования с конкретным страхователем.

      Можно предложить более простые определения системы бонус-малус:

    9. Расчет ставок страховой премии с учетом индивидуальной практики вождения
    10. Система скидок за отсутствие страховых случаев
    11. Рейтинговая система, основанная на страховом опыте водителей
    12. Рейтинговая система, основанная на прошлых заслугах водителей (страхователей)
    13. Цели системы бонус-малус:

    14. Учет индивидуальных рисков страхователей – более точный расчет тарифа (заставить плохих водителей платить большие премии)
    15. Повышение заинтересованности водителей в более аккуратном вождении
    16. Эффект франшизы – снижение количества обращений за страховыми выплатами – «жажда бонуса»
    17. Система бонус-малус должна эффективно побуждать страхователей осторожно управлять автомобилем и требовать такой же осторожности от тех водителей, которым они могут время от времени одалживать свой автомобиль: друзья, дети и другие члены семьи.
      (Отчет «О классификационной системе скидок и начетов (бонус/малус) для ОСАГО на рынке страхования Германии» (проект ТАСИС)

      НОРМЫ ПРАВА О СИСТЕМЕ БОНУС-МАЛУС В ОСАГО

      В настоящее время применение системы бонус-малус в России законодательно регулируется только в обязательном страховании, в первую очередь — в ОСАГО.

      Ниже приведены выдержки из нормативных актов, касающиеся применения коэффициента бонус-малус (КБМ) в ОСАГО и регулирующие порядок информационного обеспечения системы бонус-малус.

      Закон об ОСАГО

      Закон РФ №40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — (ред. от 28.07.2012)

      Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

      2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

      б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

      Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

      7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

      (действие п.7 приостановлено до 30 июня 2014 года)

      10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее — сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

      Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

      10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

      Правила ОСАГО

      Постановление правительства РФ №263 от 7 мая 2003 г. «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — (ред. от 30.12.2011):

      20. Вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, в порядке, предусмотренном пунктом 35 настоящих Правил (далее именуются — сведения о страховании).

      Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

      При заключении договора обязательного страхования, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями (ограниченное использование), страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении каждого указанного им водителя.

      При заключении договора обязательного страхования без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении собственника транспортного средства.

      Страховщик вносит в автоматизированную систему страхования сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении такого договора.

      При заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

      При выявлении несоответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями и вносит сведения о выявленном несоответствии в автоматизированную систему страхования для последующей проверки оператором этой системы причин несоответствия данных и их корректировки в случае необходимости.

      Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную систему страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения коэффициента страховых тарифов, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      35. При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования.

      Сведения о страховании предоставляются страхователем страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

      Тарифы по ОСАГО

      Постановление правительства РФ №739 от 8 декабря 2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» — (ред. от 13.07.2011):

      3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) (КБМ).

      1. Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

      2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.

      3. Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее — информация).

      4. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

      5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3. Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

      6. При представлении информации в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

      7. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      8. Если представлена информация по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.

      9. В случае отсутствия страховых выплат в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.

      10. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.

      МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РСА ПО ОБУЧЕНИЮ СОТРУДНИКОВ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ № 7 (ред. от 25 апреля 2013 года)

      Применение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в предшествующие периоды (КБМ), и заполнение сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      Следует отметить, что Методические пособия РСА не имеют статуса нормативного документа ни для страхователей (водителей), ни для страховых компаний. По сути это только «рекомендации» и не более того. К сожалению, многие вопросы применения бонус-малуса в ОСАГО просто не урегулированы законодательством, и порядок их разрешения приходится «додумывать».

      1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1.1. Настоящее Методическое пособие разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок действий страховой организации при определении коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, состоящим из Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

      Настоящее Методическое пособие разработано с целью унификации подходов по применению КБМ страховщиками при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также с целью установления единообразного понимания страховщиками положений нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок применения КБМ.

      1.2. Настоящее Методическое пособие разъясняет:

      1.2.1. Порядок применения КБМ.

      1.2.2. Способы определения КБМ при заключении договора ОСАГО в зависимости от информации, имеющийся у страховщика и (или) страхователя на момент заключения договора страхования.

      1.2.3. Порядок заполнения Сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      1.3. В целях настоящего Методического пособия используются термины и определения, приведенные в настоящем пункте. Термины, которые специально не определены в настоящем пункте или по тексту настоящего Методического пособия используются в соответствии с их значением, определенным законодательством или в соответствии с общепринятым лексическим значением.

      1.3.1. Обязательное страхование, ОСАГО — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      1.3.2. КБМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      1.3.3. Новый договор — заключаемый договор ОСАГО, для расчета премии по которому определяется КБМ.

      1.3.4. Исходный договор — договор ОСАГО, из которого берется Начальный КБМ

      1.3.5. Водитель — лицо, указанное в договоре ОСАГО, как допущенное к управлению транспортным средством.

      1.3.6. Начальный КБМ — КБМ, который был определен для водителя (собственника) на момент заключения Исходного договора. Начальный КБМ используется для определения КБМ по новому договору в соответствии с Таблицей КБМ.

      1.3.7. КБМ водителя — КБМ, определенный для конкретного водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      1.3.8. КБМ собственника — КБМ, определенный для собственника конкретного транспортного средства.

      1.3.9. Расчетный КБМ — КБМ, используемый для расчета премии по Новому договору.

      1.3.10. Класс бонус-малус — разряд по системе бонус-малус от М до 13, которому соответствует определенный в соответствии с Таблицей КБМ коэффициент. Понятия Расчетный класс, Класс собственника, Класс водителя, Начальный класс применяются в рамках настоящего методического пособия в значениях, аналогичных значениям соответствующих понятий для КБМ.

      1.3.11. АИС РСА — автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании, созданная в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО. В рамках системы АИС РСА для целей определения КБМ используются подсистемы Договоры и КБМ АИС РСА (далее — ДиКБМ). Описание подсистем ДиКБМ приведено в правилах профессиональной деятельности «Создание и использование информационных систем РСА», утвержденных Президиумом РСА 29 декабря 2012 года, и в технической документации на АИС РСА, размещенной в закрытом разделен официального сайта РСА.

      1.3.12. КИС — корпоративная информационная система страховщика.
      В рамках настоящего Методического пособия к сведениям, полученным из КИС Страховщика относятся сведения, имеющиеся у Страховщика, на основании которых он может определять КБМ в соответствии с положениями пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

      1.3.13. Сведения о страховании — сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств указанные в пункте 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», форма которых утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации,

      1.3.14. Таблица КБМ — таблица, на основании которой определяется Расчетный КБМ исходя из Начального КБМ и количества страховых выплат, утвержденная Тарифами по ОСАГО. Данная таблица приведена в Приложении №1 к настоящим Методическим пособиям.

      1.3.15. ТС — транспортное средство, указанное в договоре ОСАГО.

      1.3.16. Собственник ТС — собственник ТС, указанного в договоре ОСАГО.

      1.3.17. Заявление ОСАГО — заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации.

      1.3.17.1. Закон об ОСАГО — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

      1.3.18. Правила ОСАГО — Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 263.

      1.3.19. Тарифы по ОСАГО — Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 739.

      1.3.20. Осуществленные выплаты — произведенные страховщиком выплаты по предыдущим договорам ОСАГО.

      1.3.21. Предстоящие выплаты — страховые выплаты по предыдущим договорам страхования, которые не осуществлены, но страховщиком уже принято решение о признании события страховым случаем и осуществлении страховой выплаты (подписан соответствующий документ — Акт о страховом случае, Распоряжении о выплате и т.п.).

      1.4. Общие условия использования настоящего Методического пособия:

      1.4.1. Настоящее Методическое пособие не является нормативным документом, определяющим права и обязанности страхователей, водителей или собственников ТС. Не допускается использование ссылок на настоящее Методическое пособие в официальных ответах, направляемых страховщиком страхователям, органам страхового надзора и (или) иным государственным органам.

      2. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РАСЧЕТА КБМ

      2.1.1. Сведения о страховании, имеющиеся у Страхователя и полученные им у страховщика, с которым заключался предыдущий договор ОСАГО в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО и пункта 35 Правил ОСАГО.

      2.1.2. Информация, содержащаяся в АИС РСА.

      2.1.3. Информация, содержащаяся в КИС Страховщика.

      2.1.4. Сведения, указанные Страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО.

      2.2. Особенности определения КБМ на основании Сведений о страховании:

      2.2.1. На основании Сведений о страховании КБМ может определяться Страховщиком только при условии, что на момент заключения договора страхования Страховщик не имеет возможности определить КБМ на основании информации, содержащейся в КИС страховщика и (или) в АИС РСА. Информация, содержащаяся в КИС страховщика и (или) в АИС РСА имеет приоритет перед информацией, содержащейся в Сведениях о страховании.

      2.2.1.1. Сведения о страховании предоставляются по договорам страхования, срок страхования которых истек, либо по досрочно прекращенным договорам страхования (на момент начала действия Нового договора) в порядке и сроки установленные законодательством.

      2.2.2. При заключении договора, предусматривающего ограничение числа лиц, допущенных к управлению, страховщик определяет на основании Сведений о страховании КБМ Водителей. При этом в Сведениях о страховании в таблице «а» указывается информация по каждому Водителю, таблица «б» не заполняется.

      КБМ Водителей определяется на основании Начального КБМ (графа 11 Сведений о страховании), количества осуществленных страховых выплат (графа 9 Сведений о страховании) и количества предстоящих выплат (графа 10 Сведений о страховании).

      2.2.3. При заключении договора, не предусматривающего ограничения числа лиц, допущенных к управлению, Страховщик определяет на основании Сведений о страховании КБМ собственника ТС применительно к ТС, которое указывается в Новом договоре. При этом в Сведениях о страховании таблица «а» не заполняется, в таблице «б» указывается информация по собственнику транспортного средства.

      КБМ собственника определяется на основании Начального КБМ (графа 7 Сведений о страховании), количества осуществленных страховых выплат (графа 5 Сведений о страховании) и количества предстоящих выплат (графа 6 Сведений о страховании).

      В случае, если в Сведениях о страховании информация о собственнике ТС и о ТС не совпадает с информацией, указанной в Новом договоре, Сведения о страховании не учитываются при определении КБМ.

      2.2.4. Требования по заполнению Сведений о страховании и пример заполненных Сведений приведены в Приложении №2 к настоящему Методическому пособию.

      2.2.5. Страховщик обязан обеспечить хранение Сведений о страховании, на основании которых был определен КБМ, в течение пяти лет с момента окончания договора ОСАГО, при заключении которого КБМ был определен на основании Сведений о страховании.

      2.3. Особенность определения КБМ на основании информации, содержащейся в АИС РСА.

      2.3.1. Порядок, способы и формы направления запросов в АИС РСА и получения ответов, порядок информационного взаимодействия между КИС страховщика и АИС РСА, порядок подключения страховщиков к АИС РСА и иные вопросы технического характера приведены Правилах профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем РСА, утвержденных Президиумом РСА 29 декабря 2012 года, и в технической документации на АИС РСА, размещенной в закрытом разделен официального сайта РСА.

      2.3.2. Расчет КБМ определяется на дату, указанную при направлении запроса в АИС РСА (дата начала действия Нового договора). При направлении запроса указывается информация, необходимая для идентификации объекта расчета КБМ.

      2.3.2.1. В случае, если КБМ определяется для договора, предусматривающего ограничение по числу лиц, допущенных к управлению, по каждому Водителю указывается следующая информация:

      • Ф.И.О.;
      • Серия водительского удостоверения;
      • Номер водительского удостоверения.
      • 2.3.2.2. В случае, если КБМ определяется для договора, не предусматривающего ограничений по числу лиц, допущенных к управлению, указывается следующая информация:

        а) Данные, необходимые для идентификации ТС (один из параметров):

      • VIN;
      • Номер кузова;
      • Номер шасси.
      • Государственных регистрационный номер.
      • б) Данные, необходимые для идентификации собственника ТС (если собственник — физическое лицо):

      • Дата рождения;
      • Тип документа, удостоверяющего личность;
      • Номер документа, удостоверяющего личность;
      • Серия документа, удостоверяющего личность.
      • в) Данные, необходимые для идентификации собственника ТС (если собственник — юридическое лицо):

      • ИНН;
      • Полное наименование с указанием организационно-правовой формы.
      • 2.3.3. В ответ на запрос АИС РСА направляет страховщику информацию необходимую для применения КБМ.

        Перечень информации, содержащейся в ответе, и требования к ее формату приведены в Правилах профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем РСА, утвержденных Президиумом РСА 29 декабря 2012 года, и в технической документации на АИС РСА. В настоящем Методическом пособии данная информация приведена для справки.

        2.4. Особенность определения КБМ на основании сведений, содержащихся в КИС Страховщика.

        2.4.1. Если КИС страховщика содержит сведения обо всех Водителях, допущенных к управлению по договору, то КБМ может быть определен только на основании этих сведений, без направления запроса в АИС РСА и без предоставления Страхователем Сведений о страховании.

        2.4.2. Если КИС страховщика содержит информацию не по всем лицам, допущенным к управлению, то для определения КБМ по Водителям, информация по которым отсутствует, должна использоваться информация из АИС РСА, или из Сведений о страховании или из Заявления ОСАГО.

        2.5. Особенности определения КБМ на основании сведений, указанных Страхователем в Заявлении ОСАГО.

        2.5.1. При отсутствии у страховщика возможности получения информации из АИС РСА, КИС Страховщика и Сведений о страховании, КБМ может быть определен на основании сведений, указанных Страхователем в Заявлении ОСАГО.

        Наличие ответа об отсутствии данных о Водителе или собственнике ТС в АИС РСА не является основанием для применения КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО. В этом случае при заключении договора должен применяться начальный класс 3 (КБМ=1).

        2.5.2. В случае определения КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, КБМ не может быть ниже значения указанного коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования. То есть, если исходя из сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, значение КБМ должно быть больше 1, то страховщик при заключении договора ОСАГО применяет КБМ рассчитанный на основании указанных сведений. Если, исходя из сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, значение КБМ должно быть равно или меньше 1, то страховщик при заключении договора ОСАГО применяет КБМ = 1.

        2.5.3. В случае определения КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, страховщик не позднее 15 рабочих дней с даты заключения договора проверяет соответствие данных, указанных в Заявлении ОСАГО, сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА. В случае несоответствия данных, указанных Заявлении ОСАГО и необходимых для расчета КБМ, сведениям, содержащимся в АИС РСА, страховщик осуществляет следующие действия:

        2.5.3.1. Направляет Страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных Страхователем в Заявлении ОСАГО, сведениям, содержащимся в АИС РСА, и о перерасчете страховой премии (примерная форма уведомления приведена в Приложении 5). Уведомление может быть направлено как по почте, так и любым другим способом в соответствии с контактной информацией, указанной Страхователем в Заявлении ОСАГО (смс-сообщение, сообщение по электронной почте и т.д.).

        2.5.3.2. Вносит в АИС РСА сведения о Страхователях, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии. Указанные сведения учитываются страховщиками при заключении следующих договоров ОСАГО (применяется повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 3 статьи 9 Закона об ОСАГО и пунктом 9 Раздела I Тарифов по ОСАГО 2.5.3.3. Возвращает Страхователю излишне полученную часть страховой премии при наличии соответствующего письменного заявления Страхователя, в случае, если данные, указанные в Заявлении ОСАГО, повлекли увеличение размера страховой премии по сравнению с данными, содержащимися в АИС РСА.

        Возврат излишне полученной части страховой премии осуществляется Страховщиком в течение 14 календарных дней со дня получения письменного заявления страхователя.

        2.5.4. При определении КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, страховщик передает в АИС РСА информацию о КБМ, определенном на основании Заявлении ОСАГО и о размере страховой премии.

        В случае, если по результатам проверки соответствия данных, указанных в Заявлении, сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА, значение КБМ и размер страховой премии по договору ОСАГО были изменены, страховщик передает в АИС РСА информацию о внесенных изменениях в течение 15 рабочих дней после внесения этих изменений и перерасчета страховой премии. При этом информация о внесенных изменениях передается в АИС РСА независимо от факта осуществления возврата или доплаты страховой премии.

        2.7. Срок действия расчета КБМ.

        2.7.1. Страховщик вправе осуществлять расчет КБМ (на основании информации, содержащейся в КИС или на основании информации, содержащейся в АИС РСА) не более чем за 60 дней до даты, на которую осуществляется расчет (дата начала действия договора ОСАГО, в целях заключения которого осуществляется расчет).

        2.7.2. Договор может быть заключен на основании осуществленного ранее расчета КБМ (без дополнительного пересчета) в случае, если такой договор заключается в период с даты осуществления расчета до даты, на которую осуществлялся расчет (даты начала действия договора).

        2.7.3. В случае изменения даты начала действия договора, перечня допущенных к управлению Водителей или условия об ограничении количества лиц, допущенных к управлению ТС, страховщик осуществляет пересчет КБМ с указанием новой даты начала действия договора.

        2.7.4. Примеры определения возможной даты расчета КБМ в зависимости от даты начала действия договора приведены в Приложении №3.

        3. АЛГОРИТМ РАСЧЕТА КБМ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОСАГО

        3.1. КБМ не учитывается при расчете тарифов в следующих случаях:

        3.1.1. При страховании гражданской ответственности владельцев прицепов;

        3.1.2. При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах;

        3.1.3. При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на срок следования к месту регистрации или к месту проведения технического осмотра транспортного средства.

        3.2. По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничения количества лиц, допущенных к управлению, Расчетный КБМ определяется, как КБМ Собственника ТС применительно к ТС, указанному в договоре. КБМ собственника ТС определяется в соответствии со следующим алгоритмом:

        3.2.1. Определяется последний закончившийся договор ОСАГО (Исходный договор), в котором собственник и ТС совпадают с собственником и ТС по Новому договору. Предыдущий договор должен соответствовать следующим критериям:

      • Срок с момента окончания Предыдущего договора до момента начала нового договора должен составлять не более 1 (одного) года;
      • Предыдущий договор не должен содержать ограничения лиц, допущенных к управлению (на момент окончания своего действия).
      • В случае, если предыдущий договор не определен или предыдущий договор не соответствует одному или нескольким критериям, указанным в настоящему пункте, в том числе, если договор в отношении данного ТС с данным собственником заключается впервые (независимо от предыдущей истории собственника и предыдущий истории ТС) применяется коэффициент, применяемый в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования (собственнику ТС присваивается класс 3, КБМ = 1).

        В случае, если предыдущий договор определен и соответствует указанным в настоящем пункте критериям, за Начальный КБМ в целях расчета КБМ по новому договору берется КБМ, примененный для расчета премии по определенному договору.

        3.2.2. Определяется количество выплат, осуществленных страховщиком по Предыдущему договору и количество предстоящих выплат по предыдущему договору. Количество страховых выплат считается исходя из того, что все страховые произведенные и предстоящие выплаты по одному страховому случаю учитываются как одна страховая выплата.

        3.2.3. Расчётный КБМ собственника определяется по Таблице КБМ, на основании Начального КБМ, определенного в соответствии с пунктом 3.2.1, и количества страховых выплат, определенного в соответствии с пунктом 3.2.2 .

        При этом в случае, если Исходный договор, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) и по указанному договору не было произведено страховых выплат, то Расчетный КБМ принимается равным Начальному КБМ, определенному в соответствии с пунктом 3.2.1 .

        В случае если договор, на основании которого был определен Начальный КБМ, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) и по указанному договору производились страховые выплаты или были приняты решения о выплатах, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (в соответствии с Таблицей КБМ).

        Аналогичный порядок определения КБМ действует в случаях, если в Исходном договоре менее одного года действовало условие, не предусматривающее ограничения числа лиц, допущенных к управлению (в течение действия договора данное условие менялось).

        3.3. По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, Расчетный КБМ определяется как максимальное значение коэффициента КБМ, из всех значений КБМ, определенных в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (Водителей).

        КБМ каждого лица, допущенного к управлению, определяется в соответствии со следующим алгоритмом:

        3.3.1. Определяется последний закончившийся договор ОСАГО, в котором Водитель, для которого определяется КБМ, был лицом, допущенным к управлению, или был Собственником ТС (если последний закончившийся договор не предусматривал ограничения числа лиц, допущенных к управлению). Предыдущий договор должен соответствовать следующим критериям:

      • Срок действия Предыдущего договора истек на момент начала действия Нового договора;
      • Срок с момента окончания Предыдущего договора до момента начала нового договора должен составлять не более 1 (одного) года.
      • В случае если договор, соответствующий указанным критериям не определен, Водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1).

        В случае, если предыдущий договор определен и соответствует указанным в настоящем пункте критериям, за Начальный КБМ Водителя в целях расчета КБМ по Новому договору берется КБМ, определенный для Водителя в определенном договоре.

        В случае если найдено несколько договоров, закончившихся одновременно, за Начальный КБМ берется максимальное значение КБМ из всех определенных договоров.

        Если последним закончившимся договором является договор, в котором Водитель, для которого определяется КБМ, был указан в качестве лица, допущенного к управлению, менее одного года (был добавлен в течение действия договора или исключен в течение действия договора), КБМ из такого договора может быть принят за Начальный КБМ только при условии, что отсутствуют другие договоры, закончившиеся не более года назад, в которых Водитель был лицом, допущенным к управлению на протяжении всего срока действия договора.

        3.3.2. Определяется количество произведенных страховщиком и предстоящих выплат, учитываемых в целях расчета КБМ по лицу, допущенному к управлению. Количество выплат считается исходя из следующих критериев:

      • Учитываются выплаты по всем договорам, закончившимся не более чем за один год до даты начала действия нового договора;
      • Учитываются выплаты, произошедшие по страховым случаям, связанным с причинением вреда при управлении транспортным средством Водителем, для которого рассчитывается КБМ, при условии, что данный Водитель являлся лицом, допущенным к управлению (для договоров, предусматривающих ограничение лиц, допущенных к управлению) и все выплаты по договорам, не предусматривающим ограничения по количеству лиц, допущенных к управлению, при условии, что Водитель, для которого определяется КБМ, является собственником ТС.
      • Все страховые выплаты по одному страховому случаю учитываются как одна страховая выплата;
      • 3.3.3. КБМ каждого Водителя определяется по Таблице КБМ, на основании Начального КБМ, определенного в соответствии с пунктом 3.3.1., и количества страховых выплат, определенного в соответствии с пунктом 3.3.2.

        При этом в случае, если Исходный договор, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) или Водитель был указан в качестве лица, допущенного к управлению, менее одного года (был добавлен в течение действия договора или исключен в течение действия договора) и по указанному договору не было произведено страховых выплат, то Расчетный КБМ Водителя принимается равным Начальному КБМ, определенному в соответствии с пунктом 3.3.1 (класс не улучшается).

        В случае, если договор, из которого был взят Начальный КБМ, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) или Водитель был указан в качестве лица, допущенного к управлению менее одного года (был добавлен в течение действия договора или исключен в течение действия договора) и по указанному договору производились страховые выплаты, то сведения о страховых выплатах, произведенных по страховым случаям, произошедшим в течение срока действия такого договора, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (в соответствии с Таблицей КБМ).

        Аналогичный порядок определения КБМ действует в случаях, если в Исходном договоре менее одного года действовало условие, предусматривающее ограничение числа лиц, допущенных к управлению (в течение действия договора данное условие менялось) и Водитель, для которого определяется КБМ, не являлся собственником по данному договору.

        4. ПЕРЕСЧЕТ КБМ В ТЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ОСАГО

        4.1. В течение действия договора ОСАГО пересчет КБМ может осуществляться в следующих случаях:

        4.1.1. Изменение в перечне лиц, допущенных к управлению транспортным средством (исключение или добавление нового Водителя) — для договоров, предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению.

        4.1.2. Смена собственника ТС — для договоров, не предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению.

        4.1.3. Изменение условий договора в отношении ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (переход с неограниченного использования транспортного средства на ограниченное или с ограниченного использования транспортного средства на неограниченное).

        4.1.4. В результате проверки по АИС РСА, проведенной после заключения договора с применением КБМ на основании сведений, содержащихся в Заявлении ОСАГО, было выявлено, что информация, указанная в Заявлении ОСАГО не соответствует информации, содержащейся в АИС РСА.

        4.2. Порядок пересчета КБМ при изменении в перечне лиц, допущенных к управлению транспортным средством:

        4.2.1. При добавлении в число лиц, допущенных к управлению, нового Водителя расчет КБМ по такому Водителю осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 3.3 (при этом расчет осуществляется на дату, с которой Водитель добавлен в договор в качестве лица, допущенного к управлению). Если коэффициент КБМ для нового Водителя больше, чем Расчетный коэффициент по договору, то страховая премия пересчитывается с учетом КБМ нового Водителя.

        4.2.2. При исключении Водителя из числа лиц, допущенных к управлению, пересчет премии по договору осуществляется в том случае, если Коэффициент КБМ данного Водителя был максимальным на момент заключения договора. При этом в качестве Расчетного КБМ при пересчете премии берется максимальный из коэффициентов КБМ оставшихся Водителей. Пересчет премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.

        4.3. Порядок пересчета КБМ при смене собственника ТС:

        4.3.1. Если новый собственник уже выступал собственником в договорах ОСАГО, заключенных в отношении ТС, указанного в Новом договоре, закончившихся не более года, то пересчет КБМ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.2. Пересчет премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.

        4.3.2. В иных случаях новому собственнику присваивается третий класс (КБМ = 1). Пересчет премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.

        4.4. Порядок определения КБМ при изменении условия ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в течение срока действия договора.

        4.4.1. Если в договор обязательного страхования, не предусматривающий ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, вносятся изменения, в соответствии с которыми ограничивается перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, порядок определения КБМ по Водителям соответствует порядку, приведенному в пункте 3.3 (при этом расчет КБМ осуществляется на дату начала действия условия, предусматривающего ограниченный перечень лиц, допущенных к управлению).

        4.4.2. Если в договор обязательного страхования, предусматривающий ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, вносятся изменения в соответствии с которыми не ограничивается перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, порядок определения КБМ собственника ТС соответствует порядку, приведенному в пункте 3.2 (при этом расчет КБМ осуществляется на дату начала действия условия, предусматривающего неограниченный перечень лиц, допущенных к управлению).

      • Приложение 1 Таблица КБМ
      • Приложение 2 Требования по заполнению Сведений о страховании и пример заполненных Сведений о страховании.
      • Приложения 3 Примеры определения допустимой даты расчета КБМ в зависимости от даты начала действия Нового договора.
      • Приложение 4 Практические рекомендации по определению КБМ
      • Приложение 5 Образец Уведомления о несоответствии данных, указанных Страхователем в Заявлении, сведениям, содержащимся в АИС РСА.

      www.znay.ru

      Смотрите так же:

      • Постановление пленума о некоторых вопросах защиты права собственности Постановление пленума о некоторых вопросах защиты права собственности Иски о признании права собственности на объект недвижимости. Судебная практика В соответствии со статьей 12 […]
      • Налоговый вычет при покупке квартиры супругами в долевую собственность Имущественный вычет при долевой собственности Порядок предоставления имущественного вычета при долевой собственности можно разделить на две части: Порядок предоставления вычета при […]
      • Как проверить дорожные налоги Как узнать задолженность по транспортному налогу Как только вы приобрели себе новый автомобиль, не важно, с автосалона он или куплен с рук, вы примерно представляете, какой за него […]
      • Пройти стажировку у нотариуса Московская городская нотариальная палата Стажировка Законом г.Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» срок стажировки для лиц желающих получить Квалификационное […]
      • Функции отделов опеки Муниципальный округ Васильевский ВНУТРИГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ВАСИЛЬЕВСКИЙ Главное Опека и попечительство Функции отдела по опеке и […]
      • Красногорск отдел жилищных субсидий Расположен по адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Октябрьская, д. 1; Московская область, Красногорский район, п. Нахабино, ул. Чкалова, д.3. Почтовый адрес: ул. Октябрьская, […]