Выплаты военнослужащим при увольнении по окончании контракта

Всё о военных пенсиях

В связи с тем, что ко мне в Виртуальную школу пенсионера поступает много вопросов oт военных пенсионеров я решил создать отдельный раздел, посвященный различным аспектам военных пенсий, а также привести примеры расчета военных пенсий для ряда типовых ситуаций.

Внимание! Данный материал был подготовлен на базе Федерального закона «О военных пенсиях» № 4468-1 в редакции до 21.07.2014.
С самой последней редакцией Закона «О военных пенсиях» вы можете познакомиться в разделе моего сайта «Пенсии с 2015 года».

1. Кому назначается военная пенсия

Военная пенсия полагается лицам, проходившим службу:

  • в Министерстве обороны;
  • в Органах Внутренних Дел;
  • в государственной противопожарной службе;
  • в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы.
  • Военные пенсии на­значаются по нормам За­кона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ор­ганах по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — За­кон № 4468-1).

    Право на военную пенсию за выслугу лет определяется статьей 13 Закона № 4468-1. В соответствии с пунктом «а» части первой Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной служ­бе 20 лет и более. По такому осно­ванию военная пенсия может назначаться в любом возрасте. Например, при льготном исчислении про­должительность выслуги для начисления военной пенсии может быть достигнута и в 40, и в 35 лет — в зависимости от льготы.

    2. Виды военных пенсий

    Военная пенсия назначается:

  • военная пенсия за выслугу лет;
  • военная пенсия по инвалидности;
  • военная пенсия по потери кормильца членам семьи в случае смерти военнослужащего/ военного пенсионера.
  • 3. Что включается в выслугу лет для назначения военной пенсии

    Порядок подсчета выслуги для назначения военной пенсии ус­тановлен Постановлением Прави­тельства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

    Постановление N 941 содержит два приложения, в которых указаны конкретные местности и время службы, которое засчитывается в выслугу лет для назначения военных пенсий на льготных условиях — один месяц службы за два месяца, а так же один месяц службы за полтора месяца.

    Помимо собс­твенно военной службы, в выслу­гу лет для назначения военной пенсии по пункту «а» части первой статьи 13 Закона № 4468-1 включаются сле­дующие периоды (указаны самые распространенные случаи):

  • периоды службы в органах внутренних дел, ФСБ и прочих силовых ведомствах в России и СССР;
    • периоды службы в вооруженных силах, органах безопасности и прочих силовых структурах стран СНГ;
    • время содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;
    • время перерыва в службе вследствие незаконного увольнения;
    • офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, — время обучения до определения на службу в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за 6 месяцев выслуги.
    • Отдельные периоды засчитываются в выслугу для начисления военной пенсии в льготном исчис­лении. Полный перечень таких периодов, которые засчитываются для назначения военной пенсии, содержится в Постанов­лении № 941.

      Он слишком объем­ный, чтобы приводить его здесь полностью, поэтому укажем толь­ко некоторые основания для засчитывания таких периодов при назначении военной пенсии:

      1) Периоды участия в боевых действиях.

      2) Особые условия службы:

    • работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
    • летная работа, прыжки с парашютом и т.д.;
    • периоды службы, связанные с ядерным вооружением (в частности, атомные подводные лодки и надводные корабли).
    • 3) Служба в отдаленных и высокогорных местностях (перечень таких местностей также содержится в Постановлении № 941).

      Периоды военной службы по призыву (срочной службы) вклю­чаются в выслугу для назначения военной пенсии календарно или, в случае участия в боевых действи­ях, в льготном исчислении.

      Если у военнослужащего нет 20 лет выслуги, то военная пенсия ему может быть назначена по так называемо­му смешанному стажу в соответс­твии с пунктом «б» части первой статьи 13 Закона № 4468-1.

      Соглас­но этому пункту, право на военную пенсию за выслугу лет имеют лица, уволен­ные со службы по достижении пре­дельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штат­ными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего воз­раста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шес­ти месяцев составляет военная служба.

      При этом в соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 13 Закона № 4468-1 в «смешанный» стаж включается трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации». До вступле­ния в силу этого закона действовал Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации».

      По нормам Закона РФ № 340-1 в трудовой стаж включались следующие периоды, не включаемые в страховой стаж в настоящее время (перечислены наиболее часто встречающиеся):

      • обучение в высших и средних специальных учебных заведениях;
      • уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рож­дения, но не более 9 лет в общей сложности;
      • проживание жен (мужей) воен­нослужащих в местностях, где они не могли трудиться по специаль­ности в связи с отсутствием воз­можности трудоустройства.
      • Эти периоды засчитываются в «смешанный» стаж до 01.01.2002 — до вступления в силу Федераль­ного закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        У граждан, уволенных (уволив­шихся) из Вооруженных сил до наступления 45-летнего возраста и не имеющих 20 лет выслуги (и 25 лет «смешанного» стажа), час­то возникает вопрос, появится ли право на военную пенсию за выслугу лет по достижении 45-летнего возраста, если на дату достижения возраста «смешанный» стаж будет состав­лять более 25 лет. К сожалению, право на военную пенсию в этом случае не появится. Пунктом «б» части 1 ста­тьи 13 Закона условие достижения возраста и наличия необходимого «смешанного» стажа установле­но на дату увольнения со службы. Если 45-летнего возраста гражда­нин достиг после увольнения, пра­ва на военную пенсию у него нет.

        Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения военной пенсии (Приложение N 1 к постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941):

        I. Отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет для назначения военной пенсии на льготных условиях — один месяц службы за два месяца
        Красноярский край — в местностях Туруханского района севернее Северного полярного круга: для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме милиции) с 25 июня 1949 г., а для личного состава милиции — с 1января 1970 г.
        II. Отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет для назначения военной пенсии на льготных условиях — один месяц службы за полтора месяца
        Красноярский край — в местностях Туруханского района южнее Северного полярного круга, в Северо-Енисейском районе: для военнослужащих — с 7 августа 1969 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — с 1 января 1970 г., в Богучанском, Енисейском, Кежемском и Мотыгинском районах, в городах Енисейске и Лесосибирске с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов — с 1 января 1988 г.

        4. Размер военной пенсии. Исчисление денежного довольствия для назначения военной пенсии. Надбавки к военной пенсии

        Порядок расчета размера военной пен­сии установлен статьей 14 Закона № 4468-1. Лицам, военная пенсия которым назначается при выслуге не ме­нее 20 лет, военная пенсия устанавливает­ся в размере 50% сумм денежного довольствия за 20 лет выслуги и 3% денежного довольствия за каждый год выслуги сверх 20 лет, но не бо­лее 85% денежного довольствия.

        Для тех пенсионеров, военная пенсия кото­рым назначена по «смешанному» стажу, размер военной пенсии составляет 50% денежного довольствия за об­щий трудовой стаж продолжитель­ностью 25 лет и 1% за каждый год стажа сверх 25 лет.

        В денежное довольствие для исчисления военной пенсий включаются оклады по должности, по воинс­кому званию (без учета повыше­ния окладов за службу в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет. Размеры окладов по званию и по должности уста­новлены приказом министра обо­роны от 30.06.2006 № 200 (в насто­ящее время действует редакция от 24.07.2009). Приведем размеры окладов для некоторых званий (на­иболее распространенных среди граждан, которым назначается военная пенсия):

        Звание

        Оклад по званию для военной пенсии, руб

        Таблица с размерами окладов по должности для назначения военной пенсии слишком объемная для этой статьи. Интересующиеся смогут ознакомиться с ней само­стоятельно в указанном приказе министра обороны.

        Размеры процентной надбавки к военной пенсии за выслугу лет утверждены Поста­новлением Правительства РФ от 14.07.2000 № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и чле­нам их семей». Размер надбавки к военной пенсии составляет:

        Порядок подсчета выслуги для начисления процентной надбавки к военной пенсии также утвержден этим Постанов­лением (порядок отличается от порядка подсчета выслуги для на­значения военной пенсии).

        Помимо размера, зависящего от выслуги лет и оклада денежного содержания, военная пенсия складывает­ся из различных увеличений и над­бавок.

        Военные пенсии за выслугу лет увеличиваются:

        а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

      • инвалидам I группы — на 300 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • инвалидам II группы — на 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • инвалидам III группы — на 175 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны:

      • инвалидам I группы — на 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • инвалидам II группы — на 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости
      • инвалидам III группы — на 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) :

      • инвалидам I группы — на 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • инвалидам II группы — на 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • инвалидам III группы — на 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
      • К военной пенсии за выслугу лет начисляются следующие надбавки:
        а) военным пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, — на уход за ними в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
        б) неработающим военным пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи :

      • при наличии одного такого члена семьи — в размере 32 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • при наличии двух таких членов семьи — в размере 64 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
      • при наличии трех и более таких членов семьи — в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
      • Указанная надбавка к военной пенсии начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию;
        в) военным пенсионерам — участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидами, — в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, — в размере 64 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
        Данная надбавка не начисляется к военной пенсии, исчисленной с увеличением.

        Расчетный размер пенсии, ис­ходя из которого исчисляются повышения и надбавки к военной пенсии, является размером социальной пенсии, установленным Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации». При увеличении (индексации) социальной пенсии пересматриваются повышения и надбавки, установленные исходя из расчетного размера военной пенсии.

        Еще один вопрос, интересующий многих военных пенсионеров — со­храняются ли районные коэффициенты, установленные к военной пенсии, если служба проходила в райо­нах Крайнего Севера или прирав­ненных к ним местностях (или военная пен­сия назначена в таких районах), а пенсионер проживает (или пере­езжает) в район без особых тер­риториальных условий.

        Ответ на этот вопрос содержится в статье 48 Закона № 4468-1: если пенсионер проживает в районе, где уста­новлен районный коэффициент, то военная пенсия (в том числе повышения и надбавки к военной пенсии) устанавлива­ются с районным коэффициентом (независимо от того, где прохо­дила служба и где назначалась военная пенсия). Если же пенсионер про­живает в районах с нормальными территориальными условиями, то районный коэффициент к военной пенсии сохраняется, только если пенсио­нер прослужил не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местнос­тях. Предельный размер такого районного коэффициента к военной пенсии — 1,5.

        Дополнительно к установленной военной пенсии военным пенсионерам вы­плачивается ежемесячная допла­та к военной пенсии в соответствии с Указом Прези­дента РФ от 18.02.2005 № 176. Этот размер доплаты к военной пенсии с сентября 2010 года составляет 1000 рублей.

        Следует отметить, что в послед­нее время повышение военных пен­сий намного отстает от повышения трудовых (гражданских) пенсий. Так, в 2009 году страховая часть трудовой пенсии повышалась дважды с суммарным коэффици­ентом 1,263 (увеличение на 26,3%).

        Базовая часть трудовой пенсии за этот же период повышалась также дважды с суммарным коэффици­ентом повышения 1,428 (увеличе­ние на 42,8%).

        Размер же военной пенсии увеличивается при увели­чении размеров оклада денежно­го содержания военнослужащих (кроме увеличения размера над­бавок и повышений к военной пенсии, которые «при­вязаны» к социальной пенсии, а до 01.01.2010 — к размеру базовой части трудовой пенсии).

        В 2009 году оклады денежного содержания военнослужащих увеличивались один раз — с коэффициентом 1,085 (увеличение на 8,5%). Таким обра­зом, корректно считать, что разме­ры военных пенсий без надбавок и повышений увеличены всего на 8,5%.

        Такая социальная политика подводит военных пенсионеров к выводу о том, что правительство вынуждает военных пенсионеров переходить вместо военной пенсии на трудовую пенсию как более выгодную для них, и за счет этого экономит бюджет Ми­нистерства обороны.

        5. Примеры расчета военной пенсии за выслугу лет

        Пример расчета военной пенсии 1.

        Увольнение на пенсию в звании подполковник, должность — заместитель командира полка.

        Обучение в высшем воен­ном училище с 01.07.1979 по 30.06.1984. Служба по контракту с 01.07.1984 по 31.01.2010, в том числе с 01.12.1986 по 30.11.1987 — участие в боевых действиях в Рес­публике Афганистан, с 01.05.1994 по 30.11.1994 — участие в боевых действиях в Чечне. С 01.12.1987 по 30.04.1994 — служба в Читинской области.

        Пенсия назначается в Тверской области, там пенсионер и прожи­вает. Иждивенцев нет.

        1) Определяем выслугу лет и право на военную пенсию.

        Обучение в военном училище включается в выслугу лет, т.к. в со­ответствии со статьей 2 Федераль­ного закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» кур­санты считаются военнослужащи­ми как до, так и после заключения с ними контракта. Итого 5 лет вы­слуги.

        Период с 01.07.1984 по 30.11.1986 включается в выслугу для начисления военной пенсии в календар­ном исчислении — 2 года 5 месяцев.

        Период с 01.12.1986 по 30.11.1987 включается в выслугу для начисления военной пенсии в льготном ис­числении — один месяц за три меся­ца (так как имело место участие в боевых действиях). Один год календарный, с учетом льготы — 3 года.

        Период с 01.12.1987 по 30.04.1994 включается в выслугу для начисления военной пенсии в льготном ис­числении — один месяц за полтора месяца (так как Читинская область содержится в Перечне отдаленных местностей). Календарная выслу­га 6 лет 5 месяцев. С учетом льготы — 9 лет 7 месяцев 15 дней. Период с 01.05.1994 по 30.11.1994 засчитывается в выслугу для начисления военной пенсии в льготном исчислении — один месяц за три (статья 2 ФЗ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополни­тельных гарантиях и компенсаци­ях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибал­тики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»). Календарная выслуга 7 месяцев, с учетом льготы — 21 месяц или 1 год 9 месяцев.
        Период с 01.12.1994 до даты увольнения засчитывается в выслу­гу в календарном исчислении. Вы­слуга для начисления военной пенсии составит 15 лет 2 месяца.

        Итого выслуга для начисления военной пенсии за все периоды: 5 лет + 2 года 5 месяцев + 3 года + 9 лет 7 месяцев 15 дней + 1 год 9 ме­сяцев + 15 лет 2 месяца = 36 лет 11 месяцев 15 дней.

        Размер военной пенсии составляет 50% денежного довольствия за 20 лет выслуги и 3% за каждый год вы­слуги сверх 20, но не более 85%. Итого в рассматриваемом случае размер военной пенсии составит 50% + (36 — 20) * 3% = 98%. Так как установле­но ограничение, то военная пенсия будет составлять 85% от денежного до­вольствия.

        2) Определяем размер денежного довольствия для начисления военной пенсии.

        Размер оклада по званию для подполковника — 3034 рубля. Раз­мер оклада по должности для за­местителя командира полка — 4374 рубля. Выслуга больше 25 лет, поэ­тому процентная надбавка для начисления военной пенсии макси­мальная — 70% оклада денежного содержания. Размер денежного довольствия: (3034 + 4374) + (3034 + 4374) * 70% = 12593,60 рубля.

        3) Определяем размер военной пенсии.
        12593,60 * 85% = 10704,56 рубля.
        Иждивенцев и инвалидности нет, поэтому повышения и надбавки к военной пенсии не устанавливаются.

        С учетом ежемесячной допла­ты по Указу Президента размер военной пенсии к выплате: 10704,56 + 1000 = 11704,56 рубля.

        Пример расчета военной пенсии 2.

        Дата рождения 15.11.1964. Обучение в гражданском вузе с 01.07.1984 по 30.06.1989. Рабо­та в гражданской организации

        с 01.09.1989 по 15.06.1995. Пос­ле этого поступает на военную службу и служит до 31.01.2010. Увольнение по достижении пре­дельного возраста пребывания на военной службе. После увольнения с военной службы не работает, имеет дочь 25 лет и двух сыновей 20 и 22 лет. 22-летний сын учится в учебном заведении по очной форме.

        1) Определяем выслугу лет и право на военную пенсию.

        Выслуга лет с 16.06.1995 по 31.01.2010. Периоды для начисления военной учитываются календарно, выслуга составляет 14 лет 7 месяцев 14 дней. Права на военную пенсию по пункту «а» части первой статьи 13 Закона № 4468-1 нет.

        Обучение в вузе в 80-х годах включается в трудовой стаж на ос­новании статьи 92 Закона № 340-1. Период обучения — 5 лет стажа.

        Работа в гражданской организа­ции засчитывается в стаж для начисления военной пенсии в кален­дарном исчислении (в условиях не указано иное). Период составляет 5 лет 9 месяцев 14 дней.

        Итого «смешанный» стаж с учетом службы: 5 лет + 5 лет 9 месяцев 14 дней + 14 лет 7 месяцев 14 дней = 25 лет 4 месяца 28 дней.

        Условие по стажу для начисления военной пенсии выполняется (требуется 25 лет общего трудово­го стажа, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба).

        Па дату увольнения с военной службы гражданину исполнилось 45 лет. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренно­му законом. Таким образом, есть право на военную пенсию за выслугу лет по «смешанному» стажу.

        Размер военной пенсии составляет 50% денежного довольствия за 25 лет общего трудового стажа и 1% за каждый год стажа сверх 25. Итого в рассматриваемом случае раз­мер военной пенсии составит 50%.

        3) Определяем сумму денежного довольствия для начисления военной пенсии.

        Размер оклада по званию для майора составляет 2660 рублей.

        Размер оклада по должности для старшего помощника началь­ника штаба полка для начисления военной пенсии — 3853 рубля.

        Размер процентной надбавки к военной пенсии при 15 годах выслуги — 50% оклада денежного содержания.

        Итого сумма денежного доволь­ствия: (2660 + 3853) + (2660 + 3853) * 50% = 9769,50 рублей.

        4) Определяем размер военной пенсии.
        9769,60 * 50% = 4884,75 рубля.

        У пенсионера есть иждивенцы. В целях назначения военной пенсии иждивен­цами признаются дети в возрасте до 18 лет, а обучающиеся по очной форме в учебных заведениях — до 23 лет. Под это понятие подходит только один из сыновей. При одном иждивенце размер надбавки к военной пенсии со­ставляет 32% расчетного размера военной пенсии. Расчетный размер — 2562 рубля. Размер военной пенсии: 4884,75 + (2562 * 32%) = 5704,59 рубля.

        С учетом ежемесячной доплаты по Указу Президента размер военной пенсии к вы­плате: 5704,59 + 1000 = 6704,59 рубля.

        Пример расчета военной пенсии 3.

        Майор, старший по­мощник начальника штаба полка.

        Дата рождения 15.11.1964. Обучение в гражданском вузе с 01.07.1984 по 30.06.1989. Рабо­та в гражданской организации с 01.09.1990 по 15.06.1995. Пос­ле этого поступает на военную службу и служит до 31.01.2010. Увольнение с военной службы по достижении пре­дельного возраста пребывания на военной службе. После увольнения с военной службы не работает, имеет дочь 25 лет и двух сыновей 20 и 22 лет. 22-летний сын учится в учебном заведении по очной форме.

        Выслуга лет с 16.06.1995 по 31.01.2010. Периоды учитываются для начисления военной пенсии календарно, выслуга для начисления военной пенсии составляет 14лет 7 месяцев 14 дней. Права на военную пенсию по пункту «а» части первой статьи 13 Закона №4468-1 нет.

        2) Определяем «смешанный» стаж и право на военную пенсию.

        Работа в гражданской организа­ции засчитывается в стаж для начисления военной пенсии в кален­дарном исчислении(в условиях не указано иное). Период составляет 4 года 9 месяцев 14 дней.

        Итого «смешанный» стаж с уче­том службы: 5 лет + 4 года 9 меся­цев 14 дней + 14 лет 7 месяцев 14 дней = 24 лет 4 месяца 28 дней.

        На дату увольнения условие по стажу для начисления военной пенсии не выполняется (требуется для начисления военной пенсии 25 лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, а в наличии 24 года).

        Права на военную пенсию за выслугу лет нет. Гражданину будет назначена трудовая (гражданская) пенсия по достижении возраста 60 лет на общих основаниях.

        6. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной пенсии

        У военных пенсионеров есть пра­во на получение накопительной части трудовой пенсии (если они работали после увольнения со службы и за них уплачивались страховые взносы на накопитель­ную часть). Это предусмотрено законодательством, действующим с 01.01.2002 (так как само понятие «накопительная часть трудовой пенсии» введено этим законода­тельством). Но на практике от это­го права толку мало, т.к. страховые взносы на накопительную часть уплачиваются только за граждан 1967 года рождения и моложе (в 2002-2004 годах уплачивались так­же за мужчин 1953-1966 годов рож­дения и за женщин 1957-1966 годов рождения). К тому же до 2010 года накопительная часть трудовой пенсии никому не назначалась, так как не был законодательно ус­тановлен порядок ее расчета.

        Вопрос о страховой части тру­довой пенсии более актуален. В первых редакциях Федерально­го закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российс­кой Федерации» (а также в ра­нее действовавшем Законе РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государс­твенных пенсиях в Российской Федерации») не было предусмот­рено право военных пенсионеров на получение трудовой пенсии дополнительно к военной пенсии. Можно было обращаться за назначени­ем трудовой пенсии, отказавшись от военной пенсии, но это в подавляющем большинстве случаев было не­выгодно.

        Но при этом страховые взносы в Пенсионный фонд России на зарплату военных пенсионеров начислялись на общих основани­ях. Это несоответствие послужило причиной обращения граждан в Конституционный суд Российской Федерации. Своим Определени­ем от 11.05.2006 № 187-О Конституционный суд установил, что если военные пенсионеры после уволь­нения со службы работали и за них уплачивались страховые взно­сы в ПФР, то они должны иметь пра­во на получение страховой части трудовой пенсии в дополнение к военной пенсии. Законодателю (Федеральному собранию РФ) было поручено до 01.01.2007 пре­дусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату этой трудовой пен­сии. Законодатель выполнил это поручение с задержкой в полтора года — право военных пенсионеров на страховую часть трудовой пен­сии в дополнение к военной пенсии установлено Федеральным законом от 22.07.2008 № 156. Закон вступил в силу с 01.01.2009. Таким образом, с 2009 года военные пенсионеры, работавшие после службы не менее 5 лет, имеют пра­во на назначение страховой части трудовой пенсии в дополнение к военной пенсии по достижении общеустановленного пенсионно­го возраста — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

        Уменьшения пенсионного возраста в случае работы в особых условиях труда (в том числе в районах Крайнего Се­вера) не полагается.

        Базовую часть трудовой пенсии (с 2010 года она называется фик­сированным базовым размером страховой части трудовой пенсии) военные пенсионеры получать не могут.

        Назначение страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам

        В связи с вступлением в силу 25 июля 2008 года ФЗ от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военные пенсионеры (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение военной пенсии за выслугу лет или военной пенсии по инвалидности, предусмотренных ФЗ от 12.02.1993 № 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
        Федеральный закон от 22.07.2008 № 156-ФЗ в части установления страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим, получающим военную пенсии за выслугу лет или военную пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ от 12.02.1993 № 4468-1, распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2007 года.
        Страховая часть трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от даты обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства военного пенсионера в случаях:

      • если право на страховую часть трудовой пенсии по старости возникло у военного пенсионера до 01.01.2007 – страховая часть устанавливается с 01.01.2007
      • если право на страховую часть трудовой пенсии по старости возникло у военного пенсионера с 01.01.2007 по 24.07.2008 (до даты вступления в силу ФЗ от 22.07.2008 № 156-ФЗ) – страховая часть устанавливается с даты возникновения права.
      • В случае, если право на страховую часть трудовой пенсии по старости возникло у военного пенсионера с 25.07.2008 и позднее, то страховая часть трудовой пенсии по старости устанавливается с даты обращения в территориальный орган ПФР.
      • Условия назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии по старости предусмотрены статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

      • при достижении возраста: мужчины 60 лет и женщины 55 лет
      • при наличии не менее 5 лет страхового стажа
      • Исчисление страхового стажа осуществляется в соответствии со статьями 10 – 13 главы III «Страховой стаж» Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости военным пенсионерам, получающим военную пенсию за выслугу лет или военную пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, в страховой стаж:

      • включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имевшие место как в период по 24 июля 2008 года включительно, так и после указанной даты;
      • при этом не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
      • Страховая часть трудовой пенсии по старости к военной пенсии за выслугу лет или военной пенсии по инвалидности военнослужащему устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства военного пенсионера на основании его личного заявления.

        К заявлению военного пенсионера должны быть приложены документы:

      • удостоверяющие личность военного пенсионера, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы)
      • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
      • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы)
      • о среднемесячном заработке: за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим работодателем или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме)
        В случае работы за 2000-2001 гг., документы о заработке за 60 месяцев работы не представляются, органами Пенсионного фонда заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР
      • об изменении фамилии, имени, отчестве (при наличии указанных фактов)
      • справка силового ведомства установленного образца о периоде службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет или военной пенсии по инвалидности
      • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение сбербанка).
      • В случае, если при обращении военного пенсионера к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии приложены не все необходимые документы (в том числе и справка силового ведомства), то в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается 3-х месячный срок для представления недостающих документов.
        Если с момента возникновения права на страховую часть трудовой пенсии по старости прошло не менее 12 месяцев, и военный пенсионер осуществлял трудовую деятельность, — одновременно с заявлением об установлении страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащий подает заявление на перерасчет страховой части трудовой пенсии.
        При осуществлении работы не менее, чем в течение 12 месяцев со дня установления страховой части трудовой пенсии по старости либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части трудовой пенсии, по заявлению военного пенсионера производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        7. Военная пенсия по инвалидности

        Право на назначение военной пенсии по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

        Группа и причины инвалидности, а также время, когда она наступила, устанавливаются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК).

        Военная пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

      • инвалидам вследствие военной травмы I и II групп — 85 процентов, III группы — 50 процентов сумм денежного довольствия;
      • инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75 процентов, III группы — 30 процентов сумм денежного довольствия.
      • В любом случае военная пенсия по инвалидности не может быть ниже:

      • для инвалидов вследствие военной травмы I и II групп — 300 процентов, III группы — 150 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости;
      • для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 130 процентов, III группы — 100 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости.
      • 8. Военная пенсия по случаю потери кормильца

        Военная пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям военных пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения военной пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему военной пенсии.

        При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
        Право на военную пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на иждивении последних.
        Независимо от нахождения на иждивении кормильца военная пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.

        Кто является нетрудоспособными членами семьи для назначения военной пенсии по случаю потери кормильца?

        Нетрудоспособными членами семьи считаются:

      • дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), — до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на военную пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
      • отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, либо являются инвалидами;
      • супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
      • дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
      • Усыновители имеют право на военную пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние, имеющие право на военную пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.
        Отчим и мачеха имеют право на военную пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на военную пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.
        Военная пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак.

        Кто имеет право на военную пенсию по случаю потери кормильца?

        Право на военную пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях имеют:

      • жены (мужья) лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет;
      • родители лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
      • Военная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

      • семьям лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, — 40 процентов сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается военная пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших военных пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери. Рассчитанная таким образом военная пенсия по случаю потери кормильца не может быть ниже 200 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости;
      • семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы либо вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), — 30 процентов сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. Рассчитанная таким образом военная пенсия по случаю потери кормильца не может быть ниже 150 процентов установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости.

      При этом членам семьи, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.

      К военной пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
      Военная пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения граждан со службы. Военная пенсии по инвалидности и военная пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

      9. Военная пенсия военнослужащим по призыву

      Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусматривает, что военная пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:
      1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

    • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, — 300 процентов базовой части трудовой пенсии но старости;
    • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, — 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
    • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, — 175 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
    • Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

      2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

    • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, — 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
    • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, — 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
    • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, — 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
    • Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
      Инвалидам, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III и II степеней и на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер военной пенсии по инвалидности определяется исходя из базовой части трудовой пенсии по старости для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи.
      Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ военная пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

    • военная пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 200 процентов базовой части трудовой пенсии по старости;
    • военная пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 150 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
    • 10. Что будет с военными пенсиями в 2010-2012 годах

      Военная пенсия в 2010 году

      С первого сентября были внесены изменения в Указ Президента РФ от 18 февраля 2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» устанавливающие ежемесячную доплату к военным пенсии в 1000 рублей, вместо прежних 240 рублей. В октябре доплата к военной пенсии дошла до военных пенсионеров и пенсионеры получили доплату сразу за два месяца: сентябрь и октябрь.

      Эта прибавка увеличила военные пенсии в среднем на 10% (небольшие пенсии выросли и более 15%, а пенсия полковника — на 6. 7%). То есть общую ситуацию с уровнем военных пенсий эта прибавка не изменила.
      Конечно, это лучше, чем ничего. Но, учитывая рост инфляции и услуг ЖКХ в этом и следующем году — положение военных пенсионеров это кардинально не изменило.

      Ждем изменений военной пенсии в 2011 году

      В начале июля 2010 года Президент Д.А. Медведев пообещал увеличить с апреля 2011 года военную пенсию на уровень инфляции.

      Насколько увеличатся военные пенсии пока точно неизвестно. О чем можно более мене точно сказать, что военная пенсия в 2011 году должна увеличится на 6.5%. Основанием для этого является планируемое общее повышение окладов денежного содержания военнослужащих с 1 апреля 2011 года на 6.5% и как следствие в соответствии с этим должны увеличиться и военные пенсии.

      Военная пенсия в 2012 году увеличится в 2 раза?

      Рассмотрим механизм увеличения военной пенсии в 2012 году в два, а зарплат военнослужащих в три раза.

      Отправной точкой будет служить проект закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации» он, почему то сегодня не доступен на сайте Министерства обороны, но т.к. текст в Интернете был, я поместил его в раздел Дальнейшее развитие пенсионной системы России, для ознакомления военных пенсионеров о возможных перспективах военной пенсии. Может быть, как раз сейчас вносятся значительные поправки в проект федерального закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации». Мы тогда будем иметь возможность сравнить, что изменилось и в какую сторону по военным пенсиям и зарплатам военнослужащих.

      По информации из Интернета проект закона не только прошел экспертизу в заинтересованных ведомствах, но и направлен на рассмотрение в Госдуму.

      Если посмотреть проект, то сразу бросаются в глаза непривычные цифры, которые должны обрадовать военного пенсионера. Допустим, военный пенсионер уволился на военную пенсию с должности командира мотострелковой (танковой) бригады, теперь его приемник будет иметь с 2012 года должностной оклад в размере 45 000 рублей. И еще учтем, что наш пенсионер уволился в звании полковник, а это еще 15 000 рублей за звание в соответствие с Приложением к проекту закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации». В сумме получаем уже 60 000 рублей, с которой по старой привычке и считаем военную пенсию. Однако есть маленькая загвоздка.

      Помните про ограничение военной пенсии в 85 %, про которые я упоминал ранее. Теперь ограничение военной пенсии уменьшилось до 30 %, по нормам проекта федерального закона. В итоге военный пенсионер командир мотострелковой (танковой) бригады будет получать военную пенсию в районе 20 тысяч рублей. Много это или мало сказать трудно особенно учитывая, что мы говорим о военной пенсии в 2012 году.

      Еще раз оговоримся, что мы рассматриваем имеющийся у нас проект федерального закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации» . За два предстоящих года еще многое может измениться и мы будем надеяться только в сторону улучшения материального положения военных пенсионеров.

      И самое главное: с 2012 года Правительство и конкретно Министерство обороны планирует осуществить реформу в сфере денежного содержания военнослужащих. Эта реформа должна непосредственно коснуться и уровня военных пенсий.
      Основные значимые моменты военной реформы и, следовательно, военных пенсий (насколько это озвучено в прессе):

    • повышение денежного довольствия в среднем в 3 раза, начиная с 1 января 2012 г., путем увеличения окладов денежного содержания с одновременным сокращением надбавок и дополнительных выплат;
    • оптимизация в связи с повышением денежного довольствия социальных гарантий и компенсаций, определение четкого «социального пакета» военнослужащего, в который должно входить, прежде всего, обеспечение жилыми помещениями;
    • предоставление права военному пенсионеру на выбор способа расчета его военной пенсии: установление предельного размера военной пенсии в зависимости от категории военнослужащего, который предлагается индексировать одновременно с индексацией трудовой пенсии по старости, либо сохранение старого механизма расчета военной пенсии с отменой компенсационных выплат;
    • упразднение единства подходов к размерам и срокам индексации окладов денежного содержания военнослужащих и государственных гражданских служащих.
    • Как понимать эту информацию? Что такое компенсационные выплаты? А два варианта начисления военной пенсии, которые рано или поздно приведут к тому, что военные пенсионеры, сейчас получающие одинаковые военные пенсии, будут получать разные военные пенсии. Возникнут обиды. Как их избежать? Может дать возможность перехода на другой вариант начисления военной пенсии? И вопросов остается много.

      Будем ждать и надеяться.
      Постараемся оценить размер военных пенсий в ближайшие 2. 3 года (оптимистический прогноз: потребительская инфляция в год 7%) . 2000 год возьмем как начальную точку сравнительного анализа.
      Таблица 1
      Средний размер военных пенсий некоторых категорий военнослужащих, руб. Прогноз

      Воинское звание

      Таблица 2. Инфляция в РФ в процентном и абсолютном выражении. Прогноз

      Год

      1.01.2000

      2010

      2011

      В относительных единицах

      Таблица 3.
      Рост квартплаты (2-х комнатная квартира). Прогноз

      Таблица 4. Абсолютное (в рублях) изменение военной пенсии с учетом квартплаты за последние годы. Прогноз

      Май 2010

      Дек.2010

      2012

      Таблица 5. Относительный рост военной пенсии с учетом квартплаты и потребительской инфляции. Прогноз

      2000

      Апр.2011

      Основные выводы:

      1. Если обещания Руководства РФ сбудутся, то с 2012 впервые за постсоветскую историю рост военной пенсии превысит рост уровня инфляции.
      2. Дожить до 2012 года будет сложно. Рост военных пенсий и инфляции в ближайшие два года будет примерно одинаков.
      3. Много вопросов вызывают разница в подходах к увеличению денежного содержания военнослужащих с 2012 года (примерно в три раза) и увеличению военной пенсии на 70%. Если командир взвода, лейтенант, как и предложил Президент, будет получать 50000 рублей, командир батальона около 100000 рублей (из интервью Веры Чистовой), а полковник, командир полка до 150000 рублей. Сравнив эти цифры с военными пенсиями в Табл.1 получим, что соотношение военных пенсий к зарплатам будет находиться в пределах 15%. А это значит очень серьезное снижение жизненного уровня при увольнении с действительной военной службы. То есть пока служишь и нужен Родине — получаешь нормальные деньги, а как только уволился — получи военную пенсию чуть больше, чем в среднем на гражданке. И как же тогда кадровому военнослужащему заслужить обеспеченную старость?

      11. Социально-правовые проблемы военных пенсий

      Военные пенсии являются следствием общих социально-правовых проблем пенсионного обеспечения военнослужащих.

      Согласно Конституции России пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав, в том числе и на военные пенсии, гарантируется без какой-либо дискриминации.

      Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость, достойные военные пенсии. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

      Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Военные пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы, помимо достойных военных пенсий, распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

      В результате проведённых в 2002–2004 годах изменений военно-социального законодательства (кем и почему?) система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня военные пенсии уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы.

      Так, с 1 июля 2002 года военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на военную пенсию по старости, уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

      Согласно статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», для исчисления военной пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

      В соответствии со статьёй 49 вышеназванного закона военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру:

    • при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
    • при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;
    • при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
    • Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно должно приводить к пересмотру размеров военных пенсий.

      Кроме того, в последние годы введена норма, согласно которой размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и соответственно военные пенсии должны индексироваться пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих. При этом оклады денежного содержания военнослужащих должны повышаться Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих (п. 2 ст.12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда»).

      Однако в отношении военных пенсионеров была допущена явная несправедливость: с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года им не пересчитывались военные пенсии в связи с повышением на 25% должностных окладов действующим военнослужащим. Поскольку нормативных документов подзаконного уровня, регламентирующих пересчет военных пенсий, издано не было, то военные пенсионеры вынуждены были обращаться за защитой своих законных прав в судебные органы.

      Наконец в октябре 2007 года об этом ущемлении прав военных пенсионеров в части военных пенсий один из них в ходе «прямой линии» доложил лично Президенту Российской Федерации. Вопрос с пересмотром военных пенсий был решён лишь благодаря личному вмешательству Президента Российской Федерации, который пообещал урегулировать проблему с военными пенсиями и 18 октября 2007 г. подписал Указ № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров». Этим указом, Правительству России было поручено произвести лицам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел, единовременную доплату к военным пенсиям, в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов МВД России по воинской должности (должностных окладов) на 25% за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года.

      В период нехватки бюджетных средств для решения проблем пенсионеров в деятельности исполнительной власти обозначилась тенденция введения для отдельных категорий государственных служащих в целом, и военнослужащих в частности, различных денежных надбавок, которые, однако, не учитываются при исчислении военных пенсий.

      Так, например, с 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии.

      Таким образом в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

      Не была восстановлена социальная справедливость и в вопросе исчисления военных пенсий с учётом фактической стоимости продовольственного пайка. В расчёт военных пенсий до недавнего времени входила явно заниженная месячная стоимость продовольственного пайка. Так, с 1 января 2000 года по 31 ноября 2007 года пенсионные отделы военкоматов при исчислении военной пенсии руководствовались не реальной стоимостью общевойскового пайка, а применяли заниженную сумму, из расчёта 20 рублей в сутки. При этом военкоматы ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующими законами о федеральном бюджете денежная компенсация взамен продовольственного пайка была законно ограничена в размере 20 рублей в сутки.

      Большинство военных пенсионеров вынужденно мирились с явно несправедливым подходом к исчислению размеров военной пенсии в части компенсации взамен продовольственного пайка, однако многие из них обращались в суды и выигрывали судебные иски.

      Создавшимся положением серьезно озаботился аудитор Счётной палаты Российской Федерации А. А. Пискунов, который в сообщении в Комитет Государственной Думы по обороне указал, что замена продпайка денежной компенсацией в размере 20 рублей в сутки, а не в размере его действительной стоимости «вошла в правовое противоречие с действующим федеральным законом, требуется безотлагательное приведение в соответствие всех существующих законодательных и нормативно-правовых норм в этой сфере, которые не ущемляли бы законные права и интересы военнослужащих и военных пенсионеров». По данным Счётной палаты, только в 2004–2005 годах судами было принято около 5 тысячи положительных решений по искам о возмещении реальной стоимости продпайка при начислении военной пенсии. Присуждаемые суммы выплат к военным пенсиям продпайковых военным пенсионерам составляли до 60 тыс. рублей.

      В защиту прав военных пенсионеров выступил и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукин, который в порядке статьи 31 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» направил обращение в адрес Председателя Верховного Суда Российской Федерации с предложением рассмотреть на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопрос о том, исходя из каких сумм (месячной стоимости продовольственного пайка или денежной компенсации взамен продовольственного пайка – 20 рублей в сутки, установленной федеральными законами о бюджете) должен производиться пересмотр военных пенсий.

      Указанная проблема исследовалась и в Конституционном Суде Российской Федерации, который в определении от 14 декабря 2004 г. № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления военной пенсии» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления военной пенсии и её пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления военной пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр военной пенсии.

      Ситуация с индексацией пайковых денег грозила выйти из-под контроля. По оценкам депутатов Государственной Думы Российской Федерации, к концу 2007 года долг государства перед военными пенсионерами в части недоплаченных к военным пенсиям продпайковых сумм достиг 100 миллиардов рублей (для сравнения: военный бюджет в 2007 году составлял 822 млрд. руб.).

      В этой связи Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство. По его инициативе с 1 декабря 2007 года были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении военной пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно.

      Теперь (1 декабря 2007 года) стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления военных пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию. Однако заметим, что в оклад по воинскому (специальному) званию была включена не фактическая стоимость продовольственного пайка (в 2007 году – 2022 руб. в месяц), а всё та же заниженная сума – 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки.

      Официально заявлено, что с включением денежной компенсации взамен продпайка в оклад по воинскому (специальному) званию, указанная сумма будет индексироваться при очередных увеличениях этих окладов. Вместе с тем следует обратить внимание на то обстоятельство, что всё начисленное денежное довольствие облагается подоходным налогом (НДФЛ), так что ощутимой прибавки к военной пенсии не произошло. Если действующие военнослужащие и ощутили определённое увеличение доходов за счёт включения денежной компенсации взамен продпайка в оклад по воинскому (специальному) званию, то только благодаря тому, что из их денежного содержания начисляются материальная помощь, единовременное вознаграждение и квартальные премиальные. Но военных пенсий эти начисления не касаются. Выходит, что чаяния военных пенсионеров в очередной раз проигнорировали.

      В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работодатели уплачивают за своих работников суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе и за работающих военных пенсионеров, получающих военную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

      Однако страховые взносы, уплаченные работодателем за застрахованное лицо, до недавнего времени учитывались только при перерасчете трудовой пенсии, установленной по закону Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Военные же пенсионеры, работающие по трудовому договору, не имели возможности в рамках военных пенсий получать страховую часть трудовой пенсии с учётом страховых взносов, отражённых на их индивидуальных лицевых счетах.

      Сомнительность такого положения была очевидной, ведь в статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что страховые взносы – это «индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтённой на его индивидуальном лицевом счёте».

      Таким образом, в этом законе прямо указывается на то, что государство обязано возвращать эти возмездные платежи пенсионерам, в том числе и военным. Тем не менее, до недавнего времени Пенсионный фонд Российской Федерации не возвращал работающим военным пенсионерам страховых сумм. Тем самым сложилась парадоксальная ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе только в качестве доноров на этапе формирования страховой части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации. Ведь, несмотря на поступление страховых вносов по обязательному пенсионному страхованию, эти денежные средства в виде страховой части трудовой пенсии по старости к военным пенсионерам не возвращались.

      Таким образом, устаревшая система пенсионного обеспечения военнослужащих пришла в противоречие с системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации.

      Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров, побудила многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло до Конституционного Суда Российской Федерации, куда обратился с жалобой военный пенсионер В. В. Наумчик. Этот пенсионер, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии и достигший 60-летнего возраста, получил отказ Пенсионного фонда Российской Федерации в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).

      Гражданин В. В. Наумчик в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспорил конституционность пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». По этому закону граждане, которые имеют право на разные пенсии (гражданскую или военную пенсии), вправе выбрать из них ту пенсию, которая их больше устроит. Исключение из этого правила сделано только для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать одновременно две пенсии (граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

      Конституционный Суд Российской Федерации согласился с доводами военного пенсионера и пришёл к выводу, что положения двух федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривают правового механизма, гарантирующего работающим по трудовому договору военным пенсионерам вместе с получаемой военной пенсией по государственному пенсионному обеспечению также получение страховой части трудовой пенсии с учётом страховых взносов, которые накопились на их личных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

      В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации ещё 11 мая 2006 г. вынес определение № 187-О, в соответствии с которым федеральному законодателю надлежало в срок не позднее 1 января 2007 года предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо военной пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой части трудовой пенсии с учётом страховых взносов, отражённых на их индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

      Однако российские законодатели в установленный срок не исполнили вступившего в законную силу решения Конституционного Суда Российской Федерации. Только лишь по прошествии двух лет был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». В соответствии с этим федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение военной пенсии за выслугу лет или военной пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части).

      Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (24 июля 2008 г.). Однако изменения, внесённые в военно-пенсионное законодательство, в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим военную пенсию за выслугу лет или военную пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Это означает, что расчёт пенсий военным пенсионерам с учётом страховых взносов, отражённых на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации должен производиться с 1 января 2007 года.

      Однако в соответствии Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

      Во-первых, для получения наряду с военной пенсией страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет.

      Чтобы получать военную и трудовую пенсии после увольнения с военной службы необходимо не только 5 лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

      Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату, а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и соответственно размера страховых взносов конкретного человека за страховой период: чем выше официальная зарплата, тем больше страховые взносы и соответственно тем больше пенсия.

      В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учётом которой был определён размер его военной пенсии, а в случае назначения военной пенсии по инвалидности – периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой военной пенсии. Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии.

      Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жёсткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения в дополнение к военной пенсии трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин).

      При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удалённой либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

      Таким образом, только при соблюдении указанных выше двух условий военный пенсионер имеет право на выплату ему страховой части трудовой пенсии.

      Действие Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» помимо военнослужащих распространяется на работников прокуратуры, сотрудников МВД, таможенной службы и федеральных государственных служащих.

      Очевидно, что, предоставив работающим военным пенсионерам право получать наряду с военной пенсией, страховую часть трудовой пенсии по старости, государство создаёт определённые стимулы для удержания их на рынке труда. Однако необходимо понимать и то, что желание военных пенсионеров работать – это вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и невысоким размером собственно военных пенсий. В этой связи правом, которое закреплено изменениями в военно-пенсионном законодательстве, военные пенсионеры, очевидно, будут пользоваться лишь до тех пор, пока размеры их военных пенсий не достигнут величины реального прожиточного минимума, обеспечивающего достойный уровень их жизни. По данным социологических опросов, после этого до 70% работающих военных пенсионеров, будут готовы полностью прекратить трудовую деятельность.

      По экспертным оценкам в настоящее время (по состоянию на конец 2010 года) фактический возраст выхода на военную пенсию военнослужащих в среднем составляет 44,4 года, а выход на военную пенсию по инвалидности в следствие военной травмы – 42,4 года. В целом же средний возраст назначения пенсий в современной России составляет 54,5 лет. Таким образом, фактический средний возраст выхода на военную пенсию военнослужащих наступает на 10 и более лет раньше, чем у большинства россиян. Возникает вопрос о справедливости установления достаточно высокого возрастного ценза для получения работающими военными пенсионерами наряду с военной пенсией права на выплату страховой части трудовой пенсии (60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин). В этой связи думается, что отечественное военно-пенсионное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании.

      Тем не менее, с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» значительная часть военных пенсионеров получила право к военной пенсии за выслугу лет (или военной пенсии по инвалидности) прибавить также и страховую часть трудовой пенсии по старости, что является важной победой военных пенсионеров в борьбе за свои социальные права.

      Уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей (военные пенсии и льготы) является не только показателем отношения государства к защитникам Отечества, но и прямо влияет на качество комплектования силовых структур военнослужащими.

      В этой связи уместно напомнить, что в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ от 15 мая 1992 года, уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств – участников СНГ и Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

      Уважаемые военные пенсионеры не забудьте посмотреть Федеральный закон «О военных пенсиях» № 4468-1 в последней редакции от 21.07.2014. Это принципиально другой закон.

      С пожеланиями Счастливой Жизни на Пенсии.

      Другие материалы в Виртуальной школе пенсионера для военных пенсионеров:

      www.ypensioner.ru

      Смотрите так же:

      • Штрафы пдд список Экзамен ПДД 2018- Билеты ГИБДД 3.2.4 для Android Экзамен ПДД 2018- Билеты ГИБДД - Данная программа поможет вам подготовиться к сдаче теоретического экзамена на получение водительского […]
      • Ходатайство на работника культуры Образец ходатайства о награждении почетной грамотой Награждение особо отличившихся сотрудников почетными грамотами – один из наиболее эффективных способов их морального мотивирования к […]
      • Права лишили не забрали Могут ли забрать у меня права после обучения, если лишили заочно? Лишили прав на управление тс заочно.2 года назад.прав не былр.сейчас пошла учиться.гаи полки в колеса вставляет.не […]
      • Транспортный налог в 2018 году таблица Налог на автотранспорт в 2018 году. Ставки транспортного налога Большинство автолюбителей в наше время интересует вопрос не только повышения цен на бензин и стоимости автомобилей, но и […]
      • Как отказаться от наследства через суд Заявление о принятии наследства по закону При оформлении наследства необходимо собрать необходимые документы, а также в точности знать свои права и обязанности перед законом. Иногда […]
      • Задолженность ифнс по транспортному налогу Задолженность ифнс по транспортному налогу Вместо строки ГД.00.2018 следует указать: КВ.01.2018 - для 1-го квартала; КВ.02.2018 - для 2-го квартала; КВ.03.2018 - для 3-го […]