Взятка в рб

Помощь: Уголовно-правовая оценка получения взятки (статья 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь) (часть 1)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ (СТАТЬЯ 430 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Борьбе с получением взяток всегда уделялось повышенное внимание со стороны государства. Указанное преступление старо как мир — еще в Библии можно найти совет: «даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».

Эксперты банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра достигает 15%, в азиатских — 30%, в странах СНГ — 60%.

По результатам социологического опроса, в Беларуси коррупция наиболее распространена в сфере органов управления (46,1%), в системе здравоохранения (37,1%), в правоохранительных и контролирующих органах (27,9%), в системе образования (28,9%). Следует отметить, что латентность этого преступления (получение взятки) составляет от 95% до 98%. Неоспоримым является факт сложности его квалификации. В свое время Верховный Суд СССР неоднократно принимал постановления по делам о взяточничестве. Пленум Верховного Суда РБ 10.04.1992 принял специальное постановление по данному вопросу, к которому возвращался в 1993, 1997 и 2003 гг. Законом РБ № 165-З «О борьбе с коррупцией», принятым 20.07.2006 и вступившим в силу с 29.01.2007, были уточнены понятия рассматриваемого состава преступления. В настоящее время получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах рассматривается как особо тяжкое преступление (часть третья ст.430 Уголовного кодекса РБ, далее — УК).

С объективной стороны получение взятки согласно ст.430 УК заключается в принятии должностным лицом для себя или близких материальных ценностей либо в приобретении выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. Как видно из законодательного определения получения взятки, объективная сторона рассматриваемого преступления является достаточно сложной и состоит из ряда компонентов.

Получение взятки — это одна из разновидностей злоупотребления служебными полномочиями, в силу своей особой специфичности выделенная законодателем в самостоятельный состав преступления (глава 35 «Преступления против интересов службы» УК). Взятка является незаконной оплатой служебной деятельности должностного лица, которая имеет различные формы, многообразна и производна от характеристики субъекта (должностного лица), имеет всегда правовой характер, основана на его служебных полномочиях. Содеянное квалифицируется как получение взятки в тех случаях, если незаконное вознаграждение передается лицу за выполнение действий должностного характера, т.е. за использование тех прав и полномочий, которые составляют его служебную компетенцию. Если должностное лицо, получив вознаграждение, просит других лиц, с которыми не состоит в служебных отношениях, оказать содействие в получении выгоды лицам, давшим указанное вознаграждение, то в действиях должностного лица состав преступления (получение взятки) отсутствует, поскольку данное лицо совершает названные действия без использования своего должностного положения. Характер прав и обязанностей должностного лица, его компетенция определяются рамками нормативных актов. Не является взяткой и получение незаконного вознаграждения за выполнение поручения, которое не входило в круг служебных обязанностей должностного лица и не имело отношения к его служебной деятельности.

Суд признал отсутствие в действиях К. состава рассматриваемого преступления, поскольку услуги, оказанные им по внеочередному приему продукции, доставляемой на предприятие, не входили в его компетенцию.

Рассматриваемое преступление имеет место только в том случае, когда должностное лицо получает взятку за совершение в интересах взяткодателя и представляемых им лиц конкретного действия или за бездействие. Нельзя признать получением взятки передачу вознаграждения должностному лицу «на всякий случай», поскольку в таком случае конкретные действия, в связи с которыми дается взятка, или воздержание от них отсутствуют. В данной ситуации содеянное при наличии всех иных необходимых признаков и такого, в частности, как причинение в результате действий лица, получившего вознаграждение, существенного вреда охраняемым правом интересам, может рассматриваться как злоупотребление властью или служебными полномочиями. В случае отсутствия доказательств обусловленности передачи незаконного вознаграждения действия должностного лица также квалифицируются как злоупотребление властью или служебными полномочиями.

По приговору суда первой инстанции П. был осужден за получение взятки. Судом кассационной инстанции приговор был изменен, поскольку действия П. были правильно квалифицированы как злоупотребление властью и служебными полномочиями. Соответственно суд первой инстанции дал неверную юридическую оценку действиям П., так как не установлено, за какие действия П. было обещано и передано материальное вознаграждение.

Должностное лицо может совершить действия, входящие в его компетенцию, как до получения вознаграждения, так и после этого. Для квалификации решающее значение имеет не момент совершения или несовершения данных действий, а их характер и содержание. Поэтому независимо от фактического выполнения или невыполнения должностным лицом обязательств перед взяткодателем такое лицо несет ответственность за получение взятки, поскольку посягательством на объект преступления является именно факт получения должностным лицом незаконного вознаграждения. Понятие «интересы дающего взятку или представляемых им лиц» охватывает как личные интересы взяткодателя, так и интересы юридических лиц, от имени и в пользу которых действует взяткодатель. На практике имеют место случаи получения взяток должностными лицами за действия по службе в интересах взяткодателя, которые совершаются с превышением власти или служебных полномочий. По нашему мнению, в подобных ситуациях налицо использование служебных полномочий при совершении обусловленных действий. И то обстоятельство, что действие в интересах взяткодателя сопровождается признаками некоторого превышения полномочий, не может изменить юридическую квалификацию действий виновных лиц. Представляется, что покровительство или попустительство по службе имеет место только в отношении подчиненных или подконтрольных взяткополучателю лиц.

Немаловажное значение приобретает решение вопроса о законности получения должностным лицом обычного подарка в связи с осуществлением своей служебной деятельности, о разграничении взятки и подарка. Согласно ст.22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный служащий не вправе принимать от физических и юридических лиц любые, не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. В ст.546 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК) указывается на запрет дарения государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины. Подобная норма закона дает возможность высказывать утверждения о наличии некоего критерия установления минимального размера взятки, поскольку не оговариваются какие-либо условия правомерности таких действий.

По уголовному делу в отношении В., получившего незаконное вознаграждение в размере 10 долл. США за благоприятный исход рейдовой проверки соблюдения налогового законодательства в торговой деятельности частного предпринимателя К., стороной защиты заявлялось ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с тем, что размер незаконного вознаграждения был менее 5 базовых величин. Данное ходатайство было обоснованно отклонено.

Здесь надо отметить, что определение предмета преступления не относится к компетенции гражданского законодательства. В основе самого понятия взятки лежит корысть, подкуп должностного лица. А слово «взятка» означает деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. Статья 546 ГК устанавливает запрет дарения (односторонней безвозмездной сделки), в то время как взятка предполагает выполнение встречного обязательства. Законодательство разрешает выражать благодарность, знак уважения и знак признательности должностному лицу только в виде дарения вещи. Если же такая «благодарность» поступает в виде денег, то налицо факт взятки. Независимо от размера незаконного вознаграждения расцениваются как получение взятки случаи, когда вознаграждение имело характер подкупа, сопровождалось вымогательством или было получено за незаконные действия (бездействие). Поскольку уголовное законодательство Республики Беларусь не устанавливает минимального размера материального вознаграждения, превышение которого должно признаваться уголовно-наказуемыми дачей или получением взятки, и учитывает незаконный характер действий (бездействия) только как квалифицирующий признак, то на квалификацию деяния по ст.430 УК не влияют сумма, размер или ценность подарка (вознаграждения).

Уместно вспомнить, что по воле императора Николая I Сенат в 1832 г. издал указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от обществ», справедливо считая, что подарки или какие-либо подношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления. И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения. Случаи дарения букетов цветов экзаменаторам после сдачи экзаменов являются именно подарком. Если же их рассматривать по-другому, возникает противоречие с устоявшимися культурно-нравственными, морально-этическими традициями и ценностями. В Конвенции Совета Европы от 27.01.1999 вместо термина «получение взятки» предлагается понятие пассивного подкупа. По нашему мнению, взятка, являющаяся вознаграждением, не всегда отвечает признакам взятки, так как буквальное толкование нормы ст.430 УК позволяет сделать вывод о том, что в законе идет речь о взятке, служащей средством подкупа.

Можно обратиться к опыту законодательного разрешения этого вопроса в других странах (например, в Грузии, Испании, Австрии, ФРГ), где в уголовное законодательство вводится ответственность за получение должностными лицами подарков. Такие меры позволяют дифференцировать ответственность за содеянное, разграничить получение взятки от незаконного получения подарка.

В качестве взятки закон рассматривает материальные ценности или выгоды имущественного характера, принимаемые должностным лицом за использование своих служебных полномочий в интересах лиц, дающих такое вознаграждение. В судебной практике среди предметов взятки наличествуют самые различные объекты: деревообрабатывающий станок, бутылка вина, смесители для ванны, жеребенок, аудиоплейер, газовый пистолет, чехлы для автомашины и т.д. В большинстве случаев предметом взятки являются деньги. Взяткой могут выступать и предметы, ограниченные или запрещенные к обращению, — наркотические средства, драгоценные камни, огнестрельное оружие (по одному из уголовных дел в качестве взятки передавалось 40 л самогона). То обстоятельство, что закон устанавливает особый порядок оборота тех или иных вещей, не лишает их качества имущественного блага. Приобретение выгод имущественного характера означает бесплатное (или за более низкую плату) оказание услуг, которые подлежат оплате. В толковом словаре В.Даля под словом «выгода» понимается «польза, барыш или прибыль». Перечень возможных договоров по возмездному оказанию услуг, подпадающих под действие главы 39 ГК, не является исчерпывающим, но обязательным, по нашему мнению, является законный характер услуги, урегулированной правовыми рамками. В противном случае к выгоде имущественного характера следовало бы относить и неправомерные услуги киллера, шантажиста и т.п., что противоречит смыслу закона. Предмет взятки в любом случае имеет ценность, выраженную в денежной единице, и возможность его реализации. Следовательно, к предметам взятки не относятся вещи, имеющие ценность лишь для взяткополучателя. Например, только для родственника или близкого человека являются ценными фотографии близких людей, письма, предметы их обихода и т.д., не представляющие исторической значимости, которые не могут быть оценены в денежном выражении. Это же относится и к случаям коллекционирования должностным лицом каких-либо предметов (этикеток, наклеек), ценность которых не может быть адекватно отражена их денежной оценкой. Не могут рассматриваться в качестве взятки предметы и услуги, не имеющие материальной ценности (положительная характеристика, почетная грамота, отказ от разглашения компрометирующих сведений, благоприятный отзыв в печати и т.п.). Не могут быть признаны предметом взятки и вещи, которые лицо получило по праву своих функциональных обязанностей, а также природные ресурсы, земли сельскохозяйственного назначения, леса, недра и иные объекты.

В судебно-следственной практике не находит однозначного решения и вопрос о том, следует ли относить к предмету взятки услуги сексуального характера. Ведь в случае признания сексуальной услуги (криминальной с точки зрения государства) выгодой имущественного характера возникают вопросы определения стоимости и критериев денежной оценки подобных услуг, возможности признания «потерпевшими» ввиду наличия квалифицирующего признака вымогательства взятки, что противоречит юридической природе получения взятки. Однако об устойчивой и единообразной судебной практике по этому вопросу говорить нельзя — такие дела не доходят до судов.

Угощение в ресторане должностного лица, предоставление бесплатных билетов на зрелищные мероприятия также является своего рода освобождением должностного лица от обязательств материального характера. В этих ситуациях важно установить стремление (цель и мотив) лица, дающего «подарок» должностному лицу. Как взятка угощение должно рассматриваться в случае, если оно является платой за конкретные действия должностного лица в интересах угощающего лица и указанное обстоятельство отчетливо сознается обеими сторонами.

Верховным Судом Республики Башкортостан в 1997 г. осуждены 2 налоговых инспектора за получение взяток, в частности в виде систематических обедов и ужинов в подконтрольном им ресторане. Директор указанного ресторана собирал неоплаченные счета инспекторов и требовал докладные записки у официантов. В результате в течение полутора лет по ресторанным расценкам накопилась сумма, вмененная в качестве взятки.

Стоит заметить, что в Уголовном кодексе Украины предусмотрена ответственность за получение взятки в любом виде; уголовные кодексы Австрии и ФРГ определяют рассматриваемое понятие как «выгоду», а Уголовный кодекс Китайской Народной Республики — как «имущество, выгоду». В английском праве действия и получателя взятки, и лица, дающего ее, квалифицируются по одной и той же статье, предусматривающей одинаковое наказание. В Чили дача взятки является уголовным преступлением, а вот получение взятки — нет, если только оно не сопровождается иными злоупотреблениями. В Таиланде практика подношения подарков пользуется в обществе благосклонностью, и простые люди убеждены, что если чиновник хорошо справляется со своими обязанностями, то его следует отблагодарить в знак признательности. По американскому законодательству государственный служащий может принять подарок от представителя иностранного государства, если этот подарок является сувениром или знаком внимания и его стоимость не превышает 100 долл. США. В Японии особое внимание уделяется денежным «подаркам»: дарители используют для подношений только уложенные в специальные конверты новенькие банкноты.

Положение Закона «О борьбе с коррупцией» о принятии имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц используется законодателем при трактовке коррупционного правонарушения без акцента на имущественный характер выгоды, что требует изменения соответствующего понятия в действующем УК. Следует упомянуть, что в ст.169 УК 1960 г. также указывалось о получении взятки в каком бы то ни было виде.

В правовой норме не называются способы или формы получения взятки — в этом нет необходимости, так как перечислить все многообразные приемы взяточничества невозможно. На практике преобладает открытое вручение должностному лицу денежного вознаграждения или ценной вещи, предмета материального мира, обладающего денежной стоимостью. В отдельных случаях предмет взятки может быть передан во временное пользование без приобретения на него должностным лицом права собственности.

Анатолий Добродей, судья Минского областного суда,
кандидат юридических наук

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

www.busel.org

Адвокат в Минске Шестовская Татьяна

Адвокат в Минске по уголовным делам, гражданским делам, экономическим делам. +375296533348

Получение взятки (ст.430 УК РБ)

Важно!
Субъектом получения взятки являются должностные лица учреждений, организаций, предприятий независимо от форм собственности, то есть как государственных, так и негосударственных юридических лиц .

Должностными являются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. Причем перечень должностей, осуществляющих такие функции, законодательно не закреплен, и в каждом конкретном случае отнесение лица к должностному осуществляется судом на основе его внутреннего убеждения, исходя из перечня трудовых обязанностей данного лица. Выполнение организационно-распорядительных обязанностей свойственно должностям руководителей предприятий, учреждений, организаций, их замов, руководителей структурных подразделений и т.п. Административно-хозяйственные обязанности – это, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, учет и контроль за отпуском и реализацией материальных ценностей. К лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, могут быть отнесены лица, действующие по доверенности от имени юридических лиц. Поэтому вышеперечисленные лица признаются судом должностными.

Взяткой является незаконная оплата деятельности должностного лица, причем предметом ее могут быть не только деньги, но и любые другие имущественные ценности, а также имущественные выгоды. Предмет взятки необязательно должен быть передан должностному лицу. Взятка может передаваться и его близким, при условии, что об этом было известно должностному лицу, и оно против этого не возражало.

Законодательством не установлен минимальный размер взятки, при получении которого уголовная ответственность не наступает. Т.е. за получение взятки в размере 1 доллар США ответственность должна наступать в пределах санкции соответствующей статьи.

Квалификация действий должностного лица

Согласно диспозиции ст.430 УК, взяткой является получение незаконного вознаграждения за действия, которое должностное лицо вправе совершить в силу своих полномочий. Соответственно, не является взяткой получение незаконного вознаграждения за выполнение должностным лицом поручения, которое не входит в круг его служебных обязанностей, не относится к его служебной деятельности.

Приговором суда руководитель филиала Ш. осужден по части второй ст.430 УК за получение взятки за сдачу в аренду помещений. Судом кассационной инстанции приговор изменен, действия Ш. переквалифицированы на злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК), т.к. руководитель филиала, согласно приказа генерального директора юридического лица, имел право заключать договор аренды помещений только при наличии специальной доверенности. При таких обстоятельствах заключение договоров аренды помещений не относилось к исключительной компетенции руководителя филиала, следовательно, Ш. не являлся субъектом получения взятки в правоотношениях по аренде помещений.

Также, если должностное лицо, получив вознаграждение, просит других лиц, не состоящих с ним в служебных отношениях, оказать содействие взяткодателю, состав получения взятки отсутствует, т.к. это лицо не использует свои служебные полномочия.

На практике встречаются случаи, когда должностное лицо получает вознаграждение якобы за совершение действий по службе, которое оно заведомо не в состоянии осуществить из-за отсутствия надлежащих полномочий. При наличии умысла на завладение указанным вознаграждением его действия следует квалифицировать как мошенничество (ст.209 УК). Так же квалифицируются действия лица, которое получает от взяткодателя вознаграждение якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, и, не намереваясь это сделать, присваивает их.

Так, обвиняемые С., В. и Ш., являясь преподавателями высшего учебного заведения, предлагали родителям абитуриентов посреднические услуги в передаче взятки руководству ВУЗа за благоприятное решение вопроса по поступлению абитуриентов. При этом, как установлено материалами уголовного дела, вопрос поступления абитуриентов в ВУЗ обвиняемые с руководством ВУЗа вообще не обсуждали. В случае, если абитуриент поступал в ВУЗ самостоятельно, обвиняемые присваивали незаконное вознаграждение. Если же нет – вознаграждение возвращали родителям. В данном случае состав мошенничества налицо.

Доказывание совершения преступления

Очевидно, что каждый из признаков преступления, указанный в диспозициях статей, должен быть доказан материалами уголовного дела.

Прежде всего необходимо доказать, что обвиняемый является должностным лицом с точки зрения уголовного закона. Для этого необходимо определить круг его прав и обязанностей. Поэтому орган предварительного расследования в обязательном порядке должен истребовать с места работы обвиняемого должностные положения, инструкции и другие нормативные акты и документы, устанавливающие перечень полномочий должностного лица. Очевидно, что полномочия должны действовать на момент принятия незаконного вознаграждения, т.е. вступление в должность оформлено в установленном законом порядке, полномочия данного лица не истекли вследствие истечения срока контракта, не прекращены в силу принятия решения о ликвидации организации, в трудовых отношениях с которой оно состоит, и т.п. В противном случае нельзя говорить и о совершении лицом должностного преступления.

Прокуратурой Советского района г.Минска действия Л. на стадии предварительного следствия переквалифицированы с ч.1 ст.14 ч.3 ст.430 УК на ч.1 ст.14 ч.4 ст.209 УК после того, как органу предварительного расследования стало известно, что общество, председателем которого он являлся, находится в стадии ликвидации, и его полномочия председателя общества прекращены в установленном порядке.

Факт получения должностным лицом вознаграждения также должен быть неопровержимо доказан материалами уголовного дела. Доказательствами данного факта могут быть материалы оперативно-розыскных мероприятий: оперативный эксперимент, слуховой контроль, видеонаблюдение. Такие материалы, в силу ст.101 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК), являются допустимыми доказательствами вины должностного лица, если они получены в соответствии с законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и другим законодательством Республики Беларусь. Например, ОРД, ограничивающие конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускаются только с санкции прокурора. При несоблюдении указанных требований материалы оперативно-розыскных действий в силу ст.ст.101 и ч.5 ст.105 УПК, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинительного приговора.

О днако, самих по себе таких материалов недостаточно, и органы предварительного расследования «закрепляют» полученные оперативные сведения путем проведения процессуальных действий: задержания и личного обыска задержанного лица, осмотра места происшествия. В протоколах о проведении указанных процессуальных действий отражается факт наличия у лица при задержании либо на месте происшествия материальных ценностей, составляющих предмет взятки.

Также органом предварительного расследования обязательно должен быть доказан умысел должностного лица на получение взятки. Т.е. лицо должно сознавать, что оно получает именно взятку, а не, например, возврат суммы долга, оплату товаров и услуг в установленном порядке и т.п. На практике доказывание данного факта вызывает определенные трудности, т.к. обвиняемый не обязан давать правдивые показания в отношении совершенного им преступления. Доказательствами в данном случае являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке: материалы оперативно-розыскных мероприятий, показания свидетелей, потерпевших, протоколы прослушивания и записи переговоров и др. Затем суд сопоставляет полученные данные с показаниями обвиняемого и определяет, на основе своего внутреннего убеждения, действительно ли он имел умысел на получение взятки, либо заблуждался о назначении полученных денег.

Адвокат Шестовская Татьяна

Анализ законодательства на 10 апреля 2018 года

www.advocatebel.by

Адвокат по делам о взятках

В последнее время количество уголовных дел по взяткам постоянно и неуклонно увеличивается. Уголовной ответственности подлежат следующие действия — получение взятки (ст. 430 УК)), дача взятки (ст. 431 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК). Ответственность за указанные преступления достаточно суровая – например, получение взятки в размере свыше 1000 базовых величин наказывается лишением свободы сроком от 5 до 15 лет с конфискацией имущества.

Получение взятки

Взяткополучателями могут быть только должностные лица. «Содержание термина «должностное лицо» конкретизировано в частях 4 и 5 статьи 4 УК. Безусловно, что руководитель предприятия относится к этой категории, поскольку обладает организационно-распорядительными функциями. К категории «должностное лицо» относятся лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий в связи с занимаемой должностью, а также лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, то есть по сути должности руководящего характера.

Многие склонны думать, что должностные лица – это только работники государственных органов и предприятий. Но это не так. Должностными лицами могут быть сотрудники организаций независимо от того, является она частной либо государственной.

Какого-то конкретного закрепленного перечня таких должностей не существует, каждый случай является уникальным, и вопрос отнесения лица к категории должностным решается судом исходя из должностных обязанностей лица.

Предметом взятки, как ошибочно часто считают, могут являться не только деньги – это может быть и услуга, какие-либо выгоды, подарки, то есть фактически предметом взятки могут выступать любые материальные ценности или выгоды имущественного характера. При этом минимальный размер взятки уголовным кодексом не установлен. Она может составлять и один рубль, и уже ее передача и получение будут являться уголовно-наказуемыми. Размер взятки может лишь влиять на часть статьи уголовного кодекса.

Кроме стоимости передаваемых должностному лицу предметов нужно учитывать их назначение. Так, грань между подарком и взяткой очень тонкая. Подарок может вручаться должностному лицу например, при проведении каких-либо официальных мероприятий, в связи с праздничными датами, присвоением званий и др. Взятка же передается за какие-либо действия.

Взятка передается за действия, которые лицо уполномочено совершать. Такие действия должны быть предусмотрены, например, должностной инструкцией либо трудовым договором. Если лицо получает вознаграждение за какие-либо действия, которые в круг его должностных обязанностей не входят, это не может считаться взяткой.

На практике часто случается, когда лицо получает денежные средства якобы за совершение каких-либо действий по службе (благоприятное решение какого-либо вопроса и т.д.), которое оно в принципе выполнить не может из-за отсутствия полномочий. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество – статья 209 УК.

Также следует учитывать, что должностные лица, как правило, кроме своих должностных функций выполняют и профессиональные. Например, врач, когда лечит людей, выполняет профессиональные функции, и в связи с этим не является должностным лицом и субъектом получения взятки – например, получая подарок от больного в качестве благодарности.

Но когда врач выписывает больничный лист, либо как член МРЭК устанавливает наличие инвалидности – он является должностным лицом и следовательно субъектом получения взятки.

Действия, совершаемые за вознаграждение – взятку – могут быть как законными, так и противоправными. Во втором случае лицо несет ответственность за получение взятки, а также за противоправное деяние, совершаемое им в интересах взяткодателя.

Дела, связанные с получение и дачей взяток, достаточно сложные.

Поводами для возбуждения уголовного дела обычно являются сообщения граждан о преступлении либо явки с повинной, а также данные, обнаруженные в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В процессе расследования нужно установить и доказать факт передачи вознаграждения, время, место, размер, способ передачи взятки и другие обстоятельства, содержание самого служебного действия, которое должностное лицо должно было совершить за вознаграждение, полномочия лица на совершения таких действий. Кроме этого, как и по любому другому уголовному делу, необходимо установить все смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Для этого необходимо установить в том числе и ответить на вопросы, не занимает ли должностное лицо ответственное положение, не имело ли оно судимости за взяточничество, имело ли место вымогательство взятки со стороны должностного лица.

Также необходимо проработать и иные версии случившегося – возможно, взятка не давалась, а заявитель оговорил лицо либо добросовестно заблуждается. Либо, например, денежные средства действительно передавались, но не как взятка, а как возвращение долга. Бывают и такие ситуации, когда взяткодатель ошибочно принимает должностное лицо за другое, либо служебные действия совершаются не за взятку. Все эти версии должны быть проработаны.

Обычно при расследовании дел о взятках проводятся следующие следственные действия: проведение обыска в жилом помещении у взяткополучателя и по месту работы, наложение ареста на имущество (в целях обеспечения возможной конфискации), осмотр и выемка документов, допросы подозреваемых, свидетелей и иные.

Особое внимание следует уделить допросу подозреваемого. Уже до самого первого допроса очень важно побеседовать с адвокатом.

Внезапный допрос лишает подозреваемого возможности продумать свой ответ, и в таком случае не лишним будет и вовсе отказаться от дачи показаний, воспользовавшись своим законным правом, предусмотренным статьей 27 Конституции Республики Беларусь.

При допросе подозреваемого, который не признает свою вину, следователи используют различные тактические приемы. Например, предъявляют собранные по делу доказательства.

Важное значение имеет допрос на очных ставках, которые проводятся для устранения противоречий в показаниях подозреваемых и свидетелей.

Желательно сотрудничать с адвокатом с самого начала предварительного расследования, так как доказательства, собранные на первоначальном этапе, будут иметь решающее значение.

В практике адвокатов Адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры» имеется положительная практика по делам о взятках.

В практике адвоката Гашинского А.В. было следующее дело:

Приговором районного суда, оставленным апелляционной инстанцией без изменения, К. и С. осуждены по ч.3 ст.430 УК, наказание назначено в виде лишения свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества.

К. и С. признаны виновными в получении взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору за проведение оценки и занижение стоимости базы отдыха с целью последующей реализации.

Адвокатом Гашинским А.В. была подготовлена надзорная жалоба, в которой он указал на следующие обстоятельства:

Согласно статье 430 УК, к ответственности за получение взятки лицо можно привлечь только за такие действия, которые оно должно было или могло выполнить с использованием своих служебных полномочий.

Данное преступление будет считаться совершенным группой лиц по предварительному сговору тогда, когда в нем участвовало два или более должностных лица, которые ЗАРАНЕЕ договорились о совершении какого-либо действия в интересах взяткодателя.

Из должностной инструкции К. видно, что в круг ее полномочий не входят вопросы оценки и реализации имущество.

На вопрос свидетеля И. «возможно ли снизить цену базы отдыха» К. пояснила, что решение таких вопросов входит в компетенцию директора завода С.

В соответствии с контрактом директор завода С. среди своих трудовых обязанностей имел в том числе и произведение реализации имущества, обеспечение эффективного использования государственного имущества и устойчивое финансовое положение предприятия.

Из показаний свидетелей видно, что К. занималась организацией встреч с покупателями, в ее присутствии обсуждались вопросы приобретения базы отдыха по заниженной стоимости и получения за это материального вознаграждения, а затем она приехала к С., и по его указания положила к себе в сумку переданные В. в качестве взятки денежные средства.

Таким образом, вывод суда о получении взятки К. и С. группой лиц по предварительному сговору и об участии К. в совершении данного преступления в качестве исполнителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Исследованные обстоятельства свидетельствуют о том, что К. являлась не соисполнителем, а пособником получения С. взятки в особо крупном размере.

В результате президиумом областного суда из приговора было исключено указание о получении К. и С. взятки группой лиц по предварительному сговору, а действия К. переквалифицированы с ч.3 ст430 УК на ч.6 ст.16 ст.430 УК. Срок лишения свободы уменьшен до 6,5 лет лишения свободы.

advokatpro.by

Взятка или подарок? Когда знак внимания – вне закона и по закону

Можно ли дарить должностным лицам подарки? Чем подарок отличается от взятки? Что означает подарок, принятый с нарушением законодательства, и можно ли его сдать? «АиФ» решил разобраться.

    Можно ли дарить должностным лицам подарки? Чем подарок отличается от взятки? Что означает подарок, принятый с нарушением законодательства, и можно ли его сдать? «АиФ» решил разобраться.

— Согласно закону «О борьбе с коррупцией» государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, — разъяснил начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Игорь ГРЕЙБО. — Но если госслужащему во время протокольного или иного официального мероприятия преподнесут сувенир на сумму не более 5 базовых величин (1 млн 50 тыс. рублей), его можно оставить для личного пользования. В случае если стоимость презента дороже, он передается в доход государства по решению специально созданной комиссии по месту работы госслужащего. О любом подарке, полученном с нарушением законодательства, госслужащие должны письменно сообщить по месту своей работы и безвозмездно сдать полученное либо возместить его стоимость. Такой же алгоритм действий предусмотрен, если имущество с нарушением законодательства получают близкие родственники должностного или приравненного к нему лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство.

Почет и уважение

Читатель «АиФ» Владимир не на шутку озадачен тем, не будет ли расцениваться как взятка подарок, преподнесенный им в день рождения другу, который работает директором школы. «Кроме того, могут ли родители без опасений поздравлять учителей традиционным букетом цветов и коробкой конфет на День учителя, другие праздники? Это же обычный жест признательности, но не подкуп и тем более не взятка!»

Безусловно, до абсурда можно довести любую идею и в дружбе с директором школы как должностным лицом усмотреть корыстные намерения. С другой стороны, преподаватель тоже может рассматриваться как должностное лицо, когда, например, принимает экзамен, и преподнесенный ему накануне презент можно трактовать как взятку.

Игорь Грейбо на вопросы читателя дал исчерпывающий ответ:

— Определенные проблемы возникают в практике применения ст. 546 Гражданского кодекса, согласно которой не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан. Специфика состоит в том, что некоторые из указанных работников при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, а при выполнении некоторых профессиональных функций такого статуса не имеют. Другие при исполнении своих основных служебных обязанностей не являются государственными должностными лицами, а при реализации некоторых специальных полномочий приобретают такой статус. Например, основная функция врача — оказание медицинской помощи пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения в организации здравоохранения, а преподавателя — обучение и воспитание обучающихся, содействие овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Выполняя эти сугубо профессиональные функции, врачи и преподаватели государственными должностными лицами не являются.

Однако у некоторых врачей есть специальные полномочия на совершение юридически значимых действий — выдавать больничные листки, а у преподавателей — принимать зачеты и экзамены по результатам обучения. В момент реализации этих полномочий врачи и преподаватели становятся государственными должностными лицами, либо лицами, приравненными к ним. Некоторые работники лечебных и воспитательных учреждений, наоборот, при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, например заведующий отделением больницы или директор школы. Однако когда эти же работники выполняют функции врача или преподавателя, статус государственного должностного лица на них не распространяется.

Из вышеизложенного следует, что работники лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений при исполнении обязанностей государственных должностных лиц вправе:

— принимать подарки на условиях, предусмотренных 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (сувениры при проведении протокольных и официальных мероприятий);

— получать подарки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК в случаях, когда подарки вручаются им не в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, от граждан, находящихся в соответствующих учреждениях на лечении, содержании или воспитании, супругов и родственников этих граждан.

Например, подарок от пациента врачу за высокий профессионализм при оказании медицинской помощи, доброту и внимательность, подарок от учащихся преподавателю — за профессионально и интересно организованный процесс обучения.

Таким образом, в отличие от подарка, взятка передается должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Находятся вне сферы регулирования антикоррупционного законодательства и не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарков не в связи с его служебным положением, а как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений (как родственнику, супругу, другу, товарищу, коллеге и т.п.).

Однако если одаряемое лицо осознает, что даритель хотя и находится с ним в личных взаимоотношениях, но вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, оно не имеет права принимать подарок и обязано от него отказаться. К примеру, если работник индивидуально вручает своему руководителю подарок ко дню рождения (профессиональному празднику и т.п.), ожидая в дальнейшем покровительства по службе, создания льготных условий для работы и сокрытия возможных в будущем дисциплинарных проступков, и руководителю это достоверно известно, руководитель должен отказаться от принятия такого подарка.

В спорных ситуациях руководителям следует избегать получения индивидуальных подарков от отдельных подчиненных работников по случаю различных праздничных (торжественных и т.п.) событий. В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю таких событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки).

В работе некоторых организаций, в том числе государственных органов, сложилась порочная практика, когда руководителям этих организаций и другим должностным лицам ко дню рождения, профессиональному празднику и другим подобным событиям подарки вручают подчиненные, подконтрольные (поднадзорные) организации либо работники этих организаций от своего имени. В ряде случаев такие подарки доставляются прямо на рабочее место должностных лиц и включают в себя не только цветы, но и другие материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного. Такие подарки, как правило, вручаются не в связи со сложившимися хорошими личными взаимоотношениями дарителей и одаряемых, а за совершение одаряемыми каких-либо действий (бездействие) в интересах дарителей, в том числе общее покровительство и благоприятное расположение в будущем. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены.

Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков в связи с праздничными и другими событиями личного характера от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов).

Когда подарок (сувенир) получен с нарушениями

Термин «сувенир» в законодательстве не определен. На практике под сувениром в основном понимают художественное произведение, которое напоминает о месте пребывания (страна, город, исторический центр, выставка, премьера и др.) и праздничных датах (красный день календаря, день рождения, открытие объекта, юбилей людей и компаний, исторических событий и др.). Кроме того, сейчас широко используется понятие делового сувенира — преимущественно небольшой вещи, которая создает имидж компании и бренда, поддерживает корпоративный стиль, работает на увеличение продаж, используется в рекламных акциях.

Цель сувенирной продукции, как правило, заключается не в передаче полезных свойств товара, а в распространении среди неопределенного круга лиц информации, которая изображается непосредственно на сувенире (логотип организации, ее наименование и / или дата образования, наименование торговой марки, государственная символика, наименование страны, населенного пункта либо региона, изображение национального орнамента на календарях, ручках, пакетах, блокнотах, ежедневниках, зажигалках, значках, бутылках, предметах посуды, изделиях народных промыслов (ремесел), миниатюрах выпускаемой продукции и т.п.).

Ни при каких условиях государственные должностные лица не вправе принимать подарки в виде:

  • наличных и безналичных денежных средств;
  • входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
  • телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
  • абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
  • различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
  • бесплатного проживания в гостинице, на даче;
  • выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
  • оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
  • оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
  • оплаты туристических поездок;
  • оплаты расходов на лечение и обучение;
  • назначения наследником путем упоминания в завещании;
  • оказания сексуальных услуг;
  • предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).
  • Термины «протокольное мероприятие» и «иное официальное мероприятие» в законодательстве также не определяются.

    На практике протокольное мероприятие — это разнообразные государственные приемы, связанные с официальными событиями, организуемые по линии различных государственных органов, а также связанные с повседневной деятельностью Министерства иностранных дел Республики Беларусь (дипломатические приемы, деловые встречи и другие текущие визиты, возложение венков, дипломатические клубы и т.п.). Такие мероприятия проводятся по специальным регламентам в специальных помещениях.

    Ужин или прием в процессе протокольных мероприятий проводятся не для того, чтобы хорошо отдохнуть в приятной компании, а для реализации определенных целей, поставленных организаторами протокольного мероприятия.

    Иные официальные мероприятия — это любые проводимые в установленном порядке мероприятия, связанные с деятельностью организации: совещания, заседания, симпозиумы, коллегии, официальные встречи, выставки, благотворительные мероприятия, презентации, юбилеи, мероприятия по случаю памятных дат, государственных и профессиональных праздников, закладка основания здания, введение в строй строительных объектов и т.п. Предполагается, что получение сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях в силу открытой и заформализованной процедуры их подготовки и проведения (издание распоряжения о проведении мероприятия, утверждение плана мероприятия и сметы расходов, документальное оформление приобретения подарков и составление отчета об их использовании и т.п.) в основном исключает возможность получения под видом сувениров взяток.

    Законодатель четко определил, что государственным должностным лицам разрешено принимать на протокольных и иных официальных мероприятиях сувениры только в качестве подарков. С учетом изложенного государственные должностные лица вправе принимать только такие сувениры, которые вручаются им как лицам, занимающим определенные должности и в силу служебных полномочий участвующим в протокольных и иных официальных мероприятиях, но не за совершение каких-либо действий (бездействие) по службе.

    Важно также понимать, что ни вид, ни стоимость подарка никак не влияют на юридическую квалификацию действий дарителя и одаряемого. Такие действия независимо от вида и стоимости подарка будут расцениваться как совершенные в рамках гражданско-правовой сделки дарения. Стоимость подарка в виде сувенира имеет значение только для решения вопроса о возможности обращения государственным служащим такого подарка в свою собственность. Поэтому действия государственного служащего по присвоению подарка в виде сувенира стоимостью свыше пяти базовых величин, полученного в связи исполнением служебных обязанностей на протокольном и ином официальном мероприятии, не являются криминальными и не превращают полученный сувенир во взятку. Однако такие действия будут являться незаконными по причине нарушения условия правомерности принятия сувенира — превышения допустимого размера его стоимости.

    Незаконными, но не криминальными, будут также действия государственного должностного лица по принятию подарков, которые:

  • не являются сувенирами, хотя и получены на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • являются сувенирами, но получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • не являются сувенирами и получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях.
  • В соответствии с Постановлением Совета Министров №45 государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять государственный орган, иную организацию, в которых указанные лица проходят службу или осуществляют трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы).

    Одновременно с подачей заявления государственное должностное или приравненное к нему лицо в присутствии названного уполномоченного должностного лица передает имущество на хранение материально ответственному лицу в порядке, установленном руководителем государственного органа или иной организации. При этом оформляется акт о приеме-передаче имущества в трех экземплярах. Один экземпляр передается лицу, сдавшему имущество на хранение, второй экземпляр — материально ответственному лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр — уполномоченному должностному лицу.

    Подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательстве.

    Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.

    СПРАВКА

    Взятка — это выгода имущественного характера, предоставляемая должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.).

    Термин «подарки» в законодательстве не определен. На практике под подарками, как правило, понимаются подарки, дарение которых является устоявшейся общепринятой традицией (цветы, конфеты, сувениры и т.п.).

    В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

    Не влияет на квалификацию действий (бездействия) взяткополучателя и взяткодателя и момент передачи взятки — передается она до или после совершения действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (взятка-подкуп или взятка-благодарность).

    Если под видом подарка фактически передается взятка за использование должностным лицом своего должностного положения в интересах лица, вручившего подарок, или представляемых им лиц, такие действия будут квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за взяточничество, независимо от размера предоставленного вознаграждения.

    www.aif.by

    Смотрите так же:

    • Окато налог ру Классификаторы ОКТМО и ОКАТО С 1 января 2014 года вводится в действие новая версия Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований - ОКТМО. Как правильно указать код […]
    • Одно заявление на отпуск два приказа Приказ на отпуск с последующим увольнением Приказ на отпуск с последующим увольнением – это не слишком широко распространенный документ. Однако он достаточно удобен для использования на […]
    • Когда платить налоги енвд ип Сроки уплаты ЕНВД в 2017-2018 годах Сроки уплаты ЕНВД за налоговые периоды 2017-2018 года и особенности перечисления ЕНВД в бюджет рассмотрены в нашей рубрике «Уплата ЕНВД». До какого […]
    • Закон устав города москвы Закон г. Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995 (ред. от 20.09.2017) Статья 35. Полномочия Московской городской Думы 1. Московская городская Дума: 1) принимает Устав города Москвы; 2) […]
    • Как написать заявление на алименты образец Исковое заявление на алименты 2018 (образец) Дела об алиментах рассматривают мировые суды. Обратиться в суд можно в порядке приказного производства (с заявлением о выдаче судебного […]
    • Правила перевозки школьников в автобусе 2018 Правила перевозки детей в автобусе Очень часто можно встретить колонны движущихся автобусов с детьми, которых везут на отдых в детские лагеря. К подобным перевозкам групп детей применяются […]