Заказные перевозки пассажиров правила

Эксперты считают, что лицензирование заказных пассажирских перевозок вряд ли повлияет на их безопасность

Согласно действующему законодательству деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по заказу, например в рамках оказания туристских и экскурсионных услуг, не подлежит лицензированию, достаточно уведомить Ространснадзор о начале ее осуществления (п. 6 ч. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Для осуществления же регулярных пассажирских перевозок лицензия необходима (п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Кроме того, для регулирования отношений в сфере организации регулярных перевозок принят специальный закон – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

Статистика показывает, что большая часть ДТП с участием автобусов происходит при осуществлении именно заказных рейсов, сообщил генеральный директор федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» Алексей Двойных в ходе состоявшегося вчера круглого стола, посвященного вопросу обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Что неудивительно, ведь около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок, по данным Общественной палаты РФ, приходится на «разовых» перевозчиков. Кроме того, далеко не все перевозчики работают легально, уплачивая налоги и поддерживая автобусы в надлежащем состоянии. «К сожалению, в отношении частных перевозчиков возникают вопросы о состоянии автобусов, их обслуживании, проведении техосмотра», – отметила глава Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.

В связи с этим Минтранс России предлагает установить обязательное лицензирование деятельности юрлиц и ИП по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом (основные направления совершенствования правового регулирования отрасли в текущем году указаны в Протоколе заседания Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе России от 17 марта 2017 г. № 24). Это не первое подобное предложение, возможность введения лицензий для перевозчиков по заказу обсуждается уже несколько лет.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязательств по перевозке пассажиров, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Экспертное сообщество в целом поддерживает данную инициативу, поскольку введение лицензии для всех пассажирских перевозок поможет, во-первых, вывести из тени нелегальных перевозчиков, а во-вторых, унифицирует подход к надзору за соблюдением перевозчиками условий безопасности перевозок. На самом деле механизм организации перевозок по заказу и регулярных перевозок практически не отличается, все перевозчики, работающие легально, обязаны обеспечивать проведение техосмотров ТС, медосмотров водителей, создавать условия для соблюдения ими режима труда и отдыха, вести учет путевой документации, выполнять обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Проблемы возникают при осуществлении надзора за соблюдением этих требований, поскольку четко не определено, какие нормы КоАП РФ к ним применяются, отметил член Общественного совета при Минтрансе России, член правления «Московского транспортного союза» Сергей Храпач. По его мнению, введение лицензирования заказных перевозок гарантирует более ясный и для перевозчиков, и для инспекторов Ространснадзора подход к проведению проверок.

Также лицензирование поможет определить объем автопарка и оценить состояние используемых для перевозок людей транспортных средств, добавил в свою очередь Алексей Двойных.

При этом лицензионные требования должны учитывать специфику субъектов РФ, считает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. Он напомнил о существовании маршрутов большой протяженности даже в пределах одного региона. Чтобы не превышать предельно допустимое количество часов в пути, водителям приходится ночевать в пункте назначения и возвращаться в пункт отправления на следующий день. В связи с этим не всегда возможно проведение предрейсового медицинского осмотра, поскольку в некоторых населенных пунктах нет ни больниц, ни фельдшерско-акушерских пунктов. Закрытие же данных маршрутов в связи с несоблюдением лицензионных требований недопустимо, поскольку нередко других видов транспортного сообщения между соответствующими населенными пунктами нет, подчеркнул эксперт.

Однако на безопасность пассажирских перевозок лицензирование вряд ли повлияет, полагают эксперты. Основной причиной ДТП с участием автобусов по-прежнему остается человеческий фактор: нехватка опыта у водителей, нарушение ими режима труда и отдыха. «Перевозчики экономят на транспортной безопасности: на хороших медиках, на техническом обслуживании (обслуживают автобусы не в сертифицированных центрах, а в нелегальных гаражах), увеличивают интенсивность рабочего времени водителя, – отметил Сергей Храпач. – Обеспечить же сплошной контроль за соблюдением режима труда и отдыха невозможно, так как в среднем на субъект РФ приходится не более 20-30 транспортных инспекторов, которые занимаются не только контролем за автобусными перевозками, но и весовым контролем, и др.». Поэтому необходимо принять меры по стимулированию перевозчиков к формированию надлежащего кадрового состава и проведению внутреннего контроля за перевозками, в том числе с помощью тахографов, считает эксперт.

Также стоит подумать об обеспечении доступности сведений об аварийности перевозчиков и каждого водителя. Создание такого единого общедоступного ресурса позволит заранее оценить риски заказа перевозки у конкретного перевозчика, полагает Кирилл Янков.

Сами перевозчики считают введение лицензирование заказных перевозок излишним, поскольку уже установленные требования позволяют привлекать их к ответственности по слишком широкому перечню оснований. Например, при перевозке детей – за отсутствие у водителя порядка посадки в автобус, решения о сопровождении транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции, в случае передачи водителю списка детей позднее чем за два дня до поездки.

Принятие же решения о лицензировании не только заказных перевозок, но и перевозок для собственных нужд, например сотрудников компании от метро до офиса, детей школьными автобусами и т. п., и вовсе приведет к невозможности их осуществления, поскольку подразумевает введение должностей специалистов по транспортной безопасности, техническому состоянию ТС, медработников, отмечают представители отрасли.

Тем не менее самым большим поводом для беспокойства перевозчиков и представителей туристской отрасли на данный момент остается нерешенность вопроса об отмене запрета на использование для перевозок детей автобусов, «возраст» которых составляет более 10 лет. Несмотря на то что и Минтранс России, и Минкультуры России выступили за отмену соответствующей нормы – п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, соответствующее решение Правительства РФ пока не принято, а значит с 1 июля текущего года она вступит в силу. Применение указанного нормативного положения, по мнению экспертов, поставит под угрозу летнюю оздоровительную кампанию, так как 70% автобусного парка составляют транспортные средства старше 10 лет, а используются автобусы для доставки в детские лагеря примерно 90% детей.

www.garant.ru

Заказные перевозки пассажиров правила

ПАМЯТКА Для заказчиков перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек

1. При заказе перевозки необходимо убедиться, что исполнитель:

​- зарегистрирован в качестве субъекта транспортной деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) – информация на сайте: https://egrul.nalog.ru/;

​- подал Уведомление об осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по заказам – информация на сайте:http://ugadn42.tu.rostransnadzor.ru/деятельность/реестры/;

​- имеет страховой полис в соответствии с Федеральный закономот 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров… » на предоставляемое транспортное средство – информация на сайте Национального союза страховщиков ответственности: https://www.nsso.ru/check_policy/gop/contract/;

— предоставил автобус, оснащенный тахографом в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами…» и навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. N 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. «, подключенной к оператору, передающему информацию в РНИЦ;

​- при перевозке групп детей — соответствует требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177)

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования:

2.1. Выписка из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112)

«… III. Перевозка пассажиров и багажа по заказу

89. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

90. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

91. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.

92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

93. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.

94. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

95. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

96. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории «М3», — минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

97. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

98. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).

99. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация:

а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;

б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;

в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;

г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);

д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

100. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.

101. На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 настоящих Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам…»

Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа

1. Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);

б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, — фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;

в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;

г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;

д) фамилии и инициалы водителей;

е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;

ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;

з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;

и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;

к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;

л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;

м) количество перевезенных пассажиров;

н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

dtsko.ru

Новые правила автобусных перевозок создают возможности для коррупции

Новые правила автобусных перевозок создают возможности для коррупции

Межрегиональный Союз автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада обратился к первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову в связи с подготовкой Министерством транспорта законопроекта «О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», о котором мы уже писали. Союз утверждает, что в нынешнем виде законопроект принять невозможно, так как это парализует все виды заказных автобусных перевозок.

В частности, пункт, вводящий запрет на продажу билетов перевозчиками пассажирам в местах, не оборудованных автоматизированными системами, по мнению Союза, «противоречит закону о защите прав потребителей: перевозчик не имеет права отказать в обслуживании пассажиру лишь на том основании, что на остановочном пункте отсутствует автоматизированная система продажи. Более того, пассажиры, проживающие в этих пунктах, вообще будут лишены возможности воспользоваться услугами регулярных перевозок, так как если ближайшее место продажи билетов находится далеко, то пассажир должен своим ходом добраться до этого места, вернуться обратно и воспользоваться услугами перевозчика». Также он противоречит пункту 4 самих «Правил перевозок пассажиров…», где предусмотрена обязательная остановка транспортного средства согласно расписания на каждом остановочном пункте. Наконец, изменения вступают в противоречие с Уставом автомобильного транспорта, пункту 2 ст.19 которого в корреспонденции со ст.785 ГК РФ обязывают «осуществлять перевозку пассажиров по обращению любого гражданина в случае, если эти перевозки относятся к перевозкам транспорта общего пользования без указания на возможные исключения».

Как считают в Союзе автоперевозчиков, положение о запрете на заказные перевозки с 24.00 до 06.00 органы контроля (ГИБДД, ФСНСТ) непременно будет использовать при контроле за международными перевозками, поскольку последние будут считаться междугородными по территории РФ. Это нарушит условия международных соглашений и конвенций, подписанных Россией, а также приведет к скоплению автобусов на границах. Российские туристы не захотят въезжать на территорию зарубежной страны вечером, теряя день и оплачивая проживание в гостинице. Кроме того, поскольку паромы отправляются, как правило, в 15-17 часов, запрет на ночные перевозки опять-таки повлечет за собой оплату двух лишних дней проживания для туристов. Дешевле будет заказать автобус зарубежного перевозчика.

Наконец, применение пункта 93.1, требующего предоставления списка пассажиров с их персональными данными в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ), который в подтверждение уведомления присваивает регистрационный номер соответствующему документу, по мнению Союза, сразу «поставит крест на заказных пассажирских перевозках», поскольку в нем прописаны невыполнимые условия. Так, «фрахтователь делает заказ на заказные перевозки как заблаговременно, так и за 1 день или несколько часов до отправления автобуса. Фрахтователь никогда не знает (за редким исключением) точного количества пассажиров, поскольку количество гостей на свадьбе, похоронах, корпоративных мероприятиях, в туристических поездках и т.д. неизвестно до последнего момента, тем более неизвестны заранее их персональные данные, которые надо успеть сообщить их в ФСНСТ и получить регистрационный номер. В ожидании номера ни фрахтователь, заказ которого принят и оплачен, ни фрахтовщик не смогут быть уверены до последнего момента, выйдет автобус на линию. А если у фрахтовщика при осуществлении заказной междугородней перевозки сломается автобус, ни один сторонний перевозчик не сможет даже забрать пассажиров этого автобуса, поскольку ему необходимо будет сначала пройти процедуру по пункту 93.1».

Еще сложнее собрать персональные данные и зарегистрировать пассажиров круизных теплоходов за несколько дней до прибытия в порт, так как иностранные туристы даже не поймут, что от них требуется. Круизные компании, — прогнозирует Союз автоперевозчиков, — начнут уводить свои корабли из России.

В заключение авторы обращения утверждают, что «Союз автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада считает невозможным принятие проекта в целом, так как его нормы не соответствуют декларируемой цели – обеспечению безопасности пассажирских перевозок, а также создают огромные возможности для коррупции».

www.rostourunion.ru

Единые правила для всех: лицензирование заказных пассажирских перевозок

Поводом послужило трагическое ДТП в Забайкалье, когда в автокатастрофе с участием пассажирского автобуса погибли 14 человек. Авария произошла в ночь на 12 июня — автобус на трассе «Байкал» упал с 30-метровой насыпи. В нем находился 51 православный паломник.

Помимо того, что у перевозчика не было лицензии, правила дорожного движения также не были соблюдены. В качестве одной из вероятных причин аварии называют превышение водителем скоростного режима, в результате чего он не справился с управлением. Однако из-за неисправности тахографа невозможно точно установить, с какой скоростью ехал автобус.

После того как в 2011 году было отменено лицензирование некоторых видов автомобильных перевозок, в том числе автобусных, количество ДТП на нерегулярных маршрутах увеличилось на 63%.

Особую обеспокоенность у Минтранса вызывает то, что 40% таких ДТП совершены лицами, не имеющими статус хозяйствующего субъекта, то есть перевозками занимаются физические лица, а не организация, профессионально обслуживающая пассажиров.

Отметим, что, согласно статистике ГИБДД, за 5 месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 2081 ДТП, погибло 72 человека, было ранено 3074. Число жертв сократилось на 2,7%, и произошло это в основном благодаря лицензированному транспорту.

Во время совещания 19 июля глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту, что многие ДТП с участием автобусов совершаются из-за того, что водители засыпают либо отвлекаются за рулем. По его словам, уже сейчас во всех регионах РФ создана инфраструктура по установке и техобслуживанию тахографов, что позволит снизить количество аварий с участием автобусов как минимум на 15%.

Напомним, что деятельность автоперевозчиков пассажиров регулируется Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров, ФЗ-220, а международные перевозки — ФЗ-127. В настоящее время лицензию имеют только регулярные перевозчики пассажиров.

«Сегодня на рынке межрегиональных автобусных перевозок доля компаний, которые выполняют так называемые одноразовые рейсы, составляет примерно 60–70 %. Люди сами способствуют их деятельности, пользуясь услугой, а организации — заключая с ними договора, — считает генеральный директор компании «Славянский Экспресс» Николай Зверев. — Между тем, нерегулярные перевозчики ни перед кем не отчитываются и в первую очередь преследуют коммерческую цель — заработать денег, не неся ответственности».

При этом, продолжает он, частные автоперевозчики избегают уплаты налогов и не соблюдают обязательные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Такие перевозчики зачастую нерегулярно проводят технические осмотры транспортных средств и подвергают пассажиров опасности.

Пассажирские автобусные перевозки, осуществляемые по заказам, также должны попадать под требование закона о лицензировании отдельных видов деятельности, уверены участники рынка.

«На рынке должны существовать единые правила для всех перевозчиков, касающиеся как самого транспортного средства, так и режима труда и отдыха водителя, — подтверждает Николай Зверев. — Ведь не отдохнувший водитель — это потенциальный преступник на дороге. Значительная часть ДТП происходит именно из-за человеческого фактора».

Законопроект Минтранса установит для всех пассажирских перевозчиков равные обязанности. При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут ежедневно проходить медобследование, соблюдать установленный график движения, иметь при себе все необходимые документы на транспортное средство и следить за своевременным прохождением техосмотра. Кроме того, если в отрасль вернется необходимость получать лицензию, у государства появится информация о состоянии транспорта и его владельцах.

В результате, как полагает генеральный директор компании «Славянский Экспресс», после принятия закона о лицензировании всех видов автобусных перевозок около 30 % компаний будут вынуждены уйти с рынка.

Однако инициативу Минтранса РФ по введению лицензирования заказных перевозок полностью поддерживает большинство участников рынка, в том числе СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

По словам пресс-секретаря СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяны Клепиковой, осуществление этих перевозок должно контролироваться, а к безответственным организациям, нарушающим требования по безопасности дорожного движения, технической подготовки автобусов, персонала, оснащения ремонтной базы, должны применяться жесткие меры.

«При введении лицензирования контролирующий орган проверит соблюдение всех необходимых условий, как на этапе выдачи лицензии, так и при дальнейшем осуществлении деятельности, как сегодня это происходит на регулярных перевозках, — отмечает Татьяна Клепикова. — Пока заказные перевозки выпадают из правого регулирования, недобросовестные компании могут не только демпинговать рынок, но и выполнять заведомо некачественную и небезопасную услугу». Положительно восприняли новость о возврате лицензирования и в Союзе ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы».

«Лицензия — это документ, подтверждающий, что перевозчик выполнил все требования закона и готов к перевозке той или иной категории пассажиров. Лицензирование имеет прямое отношение к дорожной безопасности, даже не потому, что будут чаще проверяться лицензиаты со стороны автодорожного надзора, а в силу опасения перевозчика потерять лицензию и, следовательно, бизнес», — говорит председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов.

По его словам, сообщества перевозчиков пассажиров изначально были против отмены лицензирования, это решение было принято без обсуждения с транспортниками и стоило человеческих жизней. «Власть должна найти и наказать инициаторов этого «эксперимента», — уверен Олег Куксов.

Он выражает обеспокоенность тем, что в настоящее время транспортники опять не знают подробно о планах правительства и могут получить в очередной раз «сырой» вариант решения проблемы.

«Перевозчики опять столкнутся с бюрократической волокитой, необходимостью готовить кучу документов. А ведь лицензии до отмены были у всех перевозчиков пассажиров, кроме некоммерческих перевозок сотрудников! Теперь все заново.

Также неясно в связи с введением разных видов лицензий на разные категории пассажиров, что будет с уже действующими лицензиями, они будут действовать и дальше, или их придется получать заново?» — задается вопросом Олег Куксов.

Он отмечает, что в очередной раз все проблемы будут возложены на плечи перевозчиков, заказным перевозчикам придется соответствовать тем требованиям, от которых они уже отвыкли. «Жаль, но созданных трудностей можно было бы избежать при наличии стратегического плана развития отрасли, — уверен Олег Куксов. — Мы считаем, что законодательство РФ в сфере транспорта ущербно, громоздко, не систематизировано, нет общего взгляда на проблему рынков регулярных и заказных перевозок, их взаимодействия».

По его мнению, для формирования профессионального законодательства в сфере транспорта в РФ необходимо, помимо наличия стратегического плана развития отрасли, наметить план формирования законодательной базы с привлечением профессиональных сообществ перевозчиков».

5koleso.ru

Как организовать заказные перевозки? Первые шаги и необходимые документы

Что такое заказные перевозки и какими должны быть первые шаги перевозчика, который решил начать этот бизнес? Нужно ли ему получать лицензию или теперь достаточно отправить уведомление в Ространснадзор? В статье вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, какие документы всегда должны быть при себе у водителя заказного автобуса, что проверяет ГИБДД, а что – транспортная инспекция, получите другую полезную информацию.

На чем «делать деньги»?

Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.

Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». [1] Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.

В чем разница?

Пассажирские перевозки делятся на регулярные, которые предполагают движение автобусов по расписанию, разовые заказные, когда автобус заказывают специально для перевозки группы людей, а также перевозки пассажиров легковым такси.

При этом для регулярных перевозок требуется получение лицензии, что означает обязанность перевозчика иметь ремонтную базу, оборудованные стоянки для автобусов, организовывать предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств и регулярное проведение его технического обслуживания, проводить инструктажи водителей по безопасности дорожного движения и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Указанные требования являются лицензионными. Их соблюдение контролируется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а нарушители привлекаются к строгой административной ответственности вплоть до приостановления и прекращения действия лицензии.

Первые шаги

Для заказных перевозок получать лицензию не нужно, поскольку в 2009 году был введен уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами (заказные перевозки), и по данному виду деятельности было отменено лицензирование (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» [2]).

Как же уведомить власти о том, что вы начали бизнес – заказные перевозки?

Нужно составить и отправить (в двух экземплярах) в Управление государственного автодорожного надзора (непосредственно или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя) уведомление, составленное по установленной форме (информация о порядке предоставления государственной услуги размещена на официальном сайте Ространснадзора www.rostransnadzor.ru).

Нужно будет указать 1) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии) наименование юридического лица, его организационно-правовую форму, фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя; 2) почтовые адреса юридического лица, его филиалов и представительств, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности индивидуальным предпринимателем; 3) основной государственный регистрационный номер юридического лица или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; 4) идентификационный номер налогоплательщика, дату постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе; 5) вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе деятельности, о начале которой сообщается в Уведомлении.

Кроме того, тип, марку, модель транспортного средства; год выпуска; пассажировместимость / грузоподъемность (при перевозке грузов); государственный регистрационный знак транспортного средства; идентификационный номер (VIN); право владения транспортным средством (собственность; срок окончания договора аренды или договора лизинга или доверенности); наличие прибора регистрации труда и отдыха водителя (тахографа); наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСАГО).

Уведомление вносится в Реестр уведомлений. Данная госуслуга должна быть предоставлена Заявителю в день обращения.

Регулирование и ответственность

Отсутствие лицензирования, однако, не означает, что заказные перевозки могут осуществляться перевозчиками по своему усмотрению. Такие перевозки должны быть организованы в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). [3]

Согласно разделу 3 указанных Правил, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 259:

    Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

  • Договор фрахтования должен включать в себя:
    • сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
    • тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
    • маршрут и место подачи транспортного средства;
    • определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
    • сроки выполнения перевозки;
    • размер платы за пользование транспортным средством;
    • порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). [4]
  • Это необходимо знать

    В автобусе постоянно должны находиться: страховка ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист на поездку, приложение к договору о правилах поведения пассажиров в автобусе (по договору заказчик несет ответственность за ознакомление пассажиров с этими правилами и за их соблюдение).

    Тахограф имеет право проверять только сотрудник транспортной инспекции.

    На каждого пассажира междугороднего следования должна быть оформлена страховка.

    В случае проверки сотрудниками ГИБДД нужно предъявить водительское удостоверение, путевой лист со штампом прохождения врача и механика, страховку, диагностическую карту автобуса, документы на автобус.

    Это, безусловно, не все. Организация пассажирских перевозок – процесс сложный, многогранный и ответственный. И при осуществлении этого вида деятельности откроется еще масса нюансов. Но вышеописанные шаги позволят вам понять, с чего начать.

    tiap.ru

    Смотрите так же:

    • Приказ мз и ср рф 31н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 января 2012 г. N 31н г. Москва "О внесении изменений в Порядок выдачи […]
    • Пенсии военнослужащих и их семей Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по […]
    • Перечень травм страховых случаев в мвд Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, […]
    • Правила еэк оон no 26 Правила еэк оон no 26 ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ ВЫПУСКАЕМЫХ В ОБРАЩЕНИЕ ТИПОВ […]
    • Суды федеральные в гСочи Суды федеральные в гСочи Центрального районного суда города Сочи 1. Председатель суда Бахметьев Владимир Николаевич – 03.12.1959 года рождения, уроженец города г. Джамбул Казахской ССР, […]
    • Закон об оперативно розыскной деятельности гарант Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения Статья 13. […]