Закон как источник римского права виды законов
Оглавление:
Закон как источник римского права.
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.
Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилияи т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) praescriptio– вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2) rogatio– текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; 3) sanctio– последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц).Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.
Виды законов: нарушение которых влечет недействительность сделки;
влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;
В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita.Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Подвиды римских законов: постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;указ и распоряжение плебейской части римской общины, В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.
3.Дуализм римского права.
Одна из важнейших черт римской правовой системы — дуализм права, существование наряду с законом, составляющим цивильное право, постановлений римских магистратов, так называемое магистратское или преторское право (ius honorarium). Этот дуализм позволял исторически приспособить формальные и консервативные нормы цивильного права к обновляющимся условиям общества другого времени.
Сами римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores — почетные должности).
Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, — для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.
Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право «живым голосом цивильного права». Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.
4.Государственное законодательство. Его виды. Не нашел
lektsii.com
Закон как источник римского права виды законов
10. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.
– lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;
– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;
– lex imperfecta – без санкции.
В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Подвиды римских законов:
– lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;
– plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.
www.e-reading.mobi
Закон как источник римского права
Законы (leges)-главное воплощение римского писаного права.Законы-имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием, утвержденные Сенатом и опубликованные.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.Древнейший закон – «XII» 451 г. до н. э.
Виды законов:
– lex perfecta,нарушение которых влечет недействительность сделки
;– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;
– lex imperfecta – без санкции.В республиканский период законами являлись постановления народного собрания plebiscita,но оно не имело законодательной инициативы, ими закон одобрялся/отвергался,частичные изменения не допускались.
Подвиды римских законов: – lexкак постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;
– plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины.
основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta).Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.
Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 286 . Нарушение авторских прав
studopedia.info
Римское право. Ответы на экзаменационные билеты (А. В. Леонтьев, 2009)
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по римскому праву. Пособие полностью соответствует программе курса «Римское право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении римского права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
Оглавление
- 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
- 5. Правовое значение времени
- 7. Формы защиты частных прав
- 10. Понятие и виды исков
- 12. Исковая давность
- 13. Субъект права
- 14. Умаление чести
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты (А. В. Леонтьев, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
Источник права – это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций – народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:
1) магистрат; 2 народ; 3) сенат.
Магистрат (консул, диктатор, претор) вырабатывал письменный проект закона, испрошение закона. Далее магистрат собирал народ в комиции и предлагал принять или отвергнуть данный проект. Однако народ не мог обсуждать предложенный магистратом закон. Если же проект был принят народом, то закон нуждался в одобрении или ратификации со стороны сената. Принятые так законы назывались leges rogatae. Формулировка законов состояла из трех частей:
1) надпись (в ней указывались имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона);
2) содержание самого закона;
3) санкция (гарантии соблюдения закона).
Постановления императоров – конституции – в эпоху принципата существовали в четырех основных формах:
1) эдикты — общие распоряжения (они существенно отличались от эдиктов магистратов, т. к. императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);
2) декреты — решения по судебным делам;
3) рескрипты – ответы на поступавшие к императорам вопросы;
4) мандаты – инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор – Грегориан), Codex Hermogenianus (автор – Гермогениан), Codex Theodosianus (автор – восточно-римский император Феодосий II).
kartaslov.ru
ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ;
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.
– lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;
– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;
– lex imperfecta – без санкции.
Подвиды римских законов:
– lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;
– plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.
5. Протерское право
Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.
Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.
Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.
Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.
Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.
Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.
Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано.
Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право.
Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял. Кконцу III в. различие между цивильным и пре-торским правом практически исчезло.
Иск в римском праве – средство, с одной стороны, дозволяющее процессуальную защиту, а с другой – право, осуществляемое истцом в споре.
Восстановить свое право в отношении той или другой вещи, участия в том или другом правоотношении, согласно римской традиции, значило заявить точную претензию, вполне самостоятельную по содержанию, об ограждении от тех или иных действий со стороны ответчика, либо, напротив, о совершении в пользу истца конкретного действия. Иногда обобщенное право подразумевало для его реализации несколько самостоятельных исков, каждый из которых был направлен только на часть охраняемого или защищаемого правомочия.
Система судебных исков – это государственная защита права собственности. Их было 4 вида:
1) Виндикационный – истребование вещи из чужого не законного владения;
2) Негаторный – защита своего права собственности, если на вещь посягает третья сторона;
3) Промбиторный или о возмещении – защита на вид и право на свет;
4) Публицианов – претор (67 г. до н.э.) имел фиктивный характер. (Владел ею до 10 лет.)
studopedia.su