Закон как источник римского права виды законов

Закон как источник римского права.

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилияи т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) praescriptio– вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2) rogatio– текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; 3) sanctio– последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц).Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов: нарушение которых влечет недействительность сделки;

влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita.Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов: постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;указ и распоряжение плебейской части римской общины, В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

3.Дуализм римского права.

Одна из важнейших черт римской правовой системы — дуализм права, существование наряду с законом, составляющим цивильное право, постановлений римских магистратов, так называемое магистратское или преторское право (ius honorarium). Этот дуализм позволял исторически приспособить формальные и консервативные нормы цивильного права к обновляющимся условиям общества другого времени.

Сами римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores — почетные должности).

Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, — для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.

Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право «живым голосом цивильного права». Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

4.Государственное законодательство. Его виды. Не нашел

lektsii.com

Закон как источник римского права виды законов

10. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

www.e-reading.mobi

Закон как источник римского права

Законы (leges)-главное воплощение римского писаного права.Законы-имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием, утвержденные Сенатом и опубликованные.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.Древнейший закон – «XII» 451 г. до н. э.

Виды законов:

lex perfecta,нарушение которых влечет недействительность сделки

;– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

lex imperfecta – без санкции.В республиканский период законами являлись постановления народного собрания plebiscita,но оно не имело законодательной инициативы, ими закон одобрялся/отвергался,частичные изменения не допускались.

Подвиды римских законов:lexкак постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины.

основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta).Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 286 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Римское право. Ответы на экзаменационные билеты (А. В. Леонтьев, 2009)

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по римскому праву. Пособие полностью соответствует программе курса «Римское право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении римского права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

  • 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
  • 5. Правовое значение времени
  • 7. Формы защиты частных прав
  • 10. Понятие и виды исков
  • 12. Исковая давность
  • 13. Субъект права
  • 14. Умаление чести

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты (А. В. Леонтьев, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров

Источник права – это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций – народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:

1) магистрат; 2 народ; 3) сенат.

Магистрат (консул, диктатор, претор) вырабатывал письменный проект закона, испрошение закона. Далее магистрат собирал народ в комиции и предлагал принять или отвергнуть данный проект. Однако народ не мог обсуждать предложенный магистратом закон. Если же проект был принят народом, то закон нуждался в одобрении или ратификации со стороны сената. Принятые так законы назывались leges rogatae. Формулировка законов состояла из трех частей:

1) надпись (в ней указывались имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона);

2) содержание самого закона;

3) санкция (гарантии соблюдения закона).

Постановления императоров – конституции – в эпоху принципата существовали в четырех основных формах:

1) эдикты — общие распоряжения (они существенно отличались от эдиктов магистратов, т. к. императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

2) декреты — решения по судебным делам;

3) рескрипты – ответы на поступавшие к императорам вопросы;

4) мандаты – инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор – Грегориан), Codex Hermogenianus (автор – Гермогениан), Codex Theodosianus (автор – восточно-римский император Феодосий II).

  • 1. понятие римского частного права
  • 2. Система римского частного права
  • 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов
  • 6. Понятие и границы осуществления права
  • 8. Кодификация римского права
  • 9. Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы
  • 11. Особые средства преторской защиты
  • 15. Правовое положение граждан Рима, рабов. Вольноотпущенники
  • kartaslov.ru

    ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ;

    Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

    Закон должен был содержать обязательные элементы:

    1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

    2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

    3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

    Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

    – lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

    – lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

    – lex imperfecta – без санкции.

    Подвиды римских законов:

    – lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

    – plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

    5. Протерское право

    Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

    Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

    Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

    Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

    Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

    Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

    Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано.

    Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право.

    Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял. Кконцу III в. различие между цивильным и пре-торским правом практически исчезло.

    Иск в римском праве – средство, с одной стороны, дозволяющее процессуальную защиту, а с другой – право, осуществляемое истцом в споре.

    Восстановить свое право в отношении той или другой вещи, участия в том или другом правоотношении, согласно римской традиции, значило заявить точную претензию, вполне самостоятельную по содержанию, об ограждении от тех или иных действий со стороны ответчика, либо, напротив, о совершении в пользу истца конкретного действия. Иногда обобщенное право подразумевало для его реализации несколько самостоятельных исков, каждый из которых был направлен только на часть охраняемого или защищаемого правомочия.

    Система судебных исков – это государственная защита права собственности. Их было 4 вида:

    1) Виндикационный – истребование вещи из чужого не законного владения;

    2) Негаторный – защита своего права собственности, если на вещь посягает третья сторона;

    3) Промбиторный или о возмещении – защита на вид и право на свет;

    4) Публицианов – претор (67 г. до н.э.) имел фиктивный характер. (Владел ею до 10 лет.)

    studopedia.su

    Смотрите так же:

    • Особо тяжкие преступления статьи ук рф к какой категории тяжести преступления относится грабеж и разбой. тяжкие или особо тяжкие и какой по ним срок давности Грабеж - ст. 161 УК РФ: ч. 1 - средней тяжести - срок давности 6 лет […]
    • Практика взыскания неустойки за просрочку Практика взыскания неустойки за просрочку В прежние времена, когда неустойка за просрочку исполнения обязательств застройщика по передаче квартиры дольщику рассчитывалась по закону "О […]
    • Ст 203 закона о банкротстве Глава X. Банкротство гражданина (ст.ст. 202 - 223) Глава X. Банкротство гражданина См. схему "Банкротство гражданина" Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве […]
    • Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Вопрос: Правомерно ли сокращение сотрудника, которому осталось год до пенсии? Если да, то какая должна быть компенсация при […]
    • Закон о государственных минимальных социальных стандартах рф Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии […]
    • Аренда автомобиля стаж 2 года Аренда Газели или Соболя Фургон без водителя Газель-Бизнес, 1 водитель + 2 пассажира. Кузов: 3 м.длина, 2 м. высота, бутка. Объем куб. 10,5. Двигатель: УМЗ-4216 (бензин), евро-4, 106,8 […]