Закон о деятельности профсоюзов

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Оглавление:

Федеральный закон о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности

Законоположение о профессиональных коллективах регулирует аспекты правовых отношений, связанные с профсоюзами и осуществлением их деятельности. Механизмы данного законодательного акта устанавливают те права, которыми обладают профессиональные союзы. Также устанавливаются гарантии, которые обеспечивают их деятельность. В отдельном порядке обговаривается защита этих прав, а также предполагаемая ответственность.

Закон 10-ФЗ о профсоюзах России в 2018 году

Федеральный закон о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности был принят в конце 1995 года под номером 10-ФЗ. Вступил в силу он в первых числах 1996 года и соответственно этой дате числится в реестре.

Структурно документ состоит из шести глав, каждая из которых представляет собой определенный раздел. Все вопросы, поднятые данными разделами рассмотрены в 33 статьях. Тематическое разделение данного законоположения рассматривает следующие аспекты:

  • общие положения — устанавливают основные понятия закона, дают определения и правовые основы, которые относятся к профессиональным союзам;
  • основные права — правовое регулирование деятельности профессиональных объединений;
  • гарантии имеющихся прав — механизмы, которые обеспечивают сохранение и защиту прав союзов и работников;
  • защита прав — порядок и обеспечение союзов защитой, а также ответственность, к которой можно привлечь организацию за нарушение их прав;
  • ответственность профессиональных объединений;
  • заключительные положения, регулирующие вступление законоположения в силу и соответствие правовых актов.
  • На 2018 год актуальна последняя редакция документа с изменениями за июль 2016 года. Последние внесенные поправки вступают в силу именно с января 2017 года, а потому на данный момент последняя редакция является наиболее востребованной.

    Глава 2 закона о профсоюзах 10-ФЗ

    Вторая глава Федерального закона о профсоюзах устанавливает их основные права. В соответствии со статьями данной главы можно выделить следующие правовые основы деятельности профессиональных объединений:

  • обеспечение правовой защиты работников, соблюдение и представление их интересов;
  • помощь в обеспечении занятости населения;
  • ведение переговоров с организациями, работниками и работодателями, заключение соглашений, осуществление функций контроля над их исполнением;
  • решение возникающих споров в трудовой деятельности;
  • установление взаимоотношений между работодателем и работником;
  • получение информации;
  • подготовка и предоставление дополнительного профессионального обучения;
  • осуществление функций контроля по обеспечению соблюдения трудового законодательства;
  • функции охраны трудовой деятельности, а также окружающей среды;
  • обеспечение интересов и социальная защита работников.
  • Данная глава таким образом раскрывает правовую сторону всего законоположения 10-ФЗ. Именно она со своей стороны создает юридическую основу для профессиональных союзов и их сферы участия. Отчасти они также регулируют и правовую защиту граждан.

    Статья 28 Федерального закона о профсоюзах РФ

    28 статья 10-ФЗ обозначает обязанности работодателя по отношению к деятельности профессиональных союзов. Данное положение является частью гарантийной стороны законодательного акта. Содержание статьи обеспечивает соответственно дополнительные механизмы, которые сохраняют за совместными коллективами права на их активное вовлечение в трудовой процесс.

    Согласно данному положению работодатель обязуется предоставить профессиональному союзу помещения, оборудование, транспорт — все, что необходимо для полноценной деятельности. Указывается также на правовую основу коллективного договора, заключаемого с работодателем.

    Федеральный закон о профсоюзах с комментариями

    Права и гарантии деятельности профсоюзов закреплены во второй и третьей главах Федерального закона. Данные аспекты обеспечивают функционирование трудовых коллективов, а также регулирует степень их внедрения в трудовой процесс.

    Имеются различные по содержанию комментарии к тем или иным положениям документа. В большинстве своем они сходятся в определении основных понятий, однако имеются и разногласия. Именно последние показывают, что законоположение, несмотря на приличный срок действия и внесенные поправки, все еще нуждается в доработке и оптимизации.

    Скачать закон 10-ФЗ о профсоюзах с комментариями и изменениями

    Последняя редакция Федерального закона о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности вступила в силу в первый день 2018 года. Ниже представлен именно данный документ, с комментариями и изменениями. Для удобства последние выделены в отдельном порядке.

    Также согласно содержанию документа имеются ссылки на другие правовые акты. Это позволяет быстро получить доступ к нужной документации и разъяснить поставленные вопросы.

    russiansu.ru

    Федеральный закон о профсоюзах с дополнениями

    С целью защиты прав работников в 1996-ом году в России был принят федеральный закон, регулирующий функционирование профсоюзах. Его основные тезисы подразумевают возможность для всех граждан создавать определенные объединения. Прежде всего, речь идет о профсоюзах, которые защищают права и гарантии работников. Данный закон определяет место профсоюзов в трудовых взаимоотношениях работник-работодатель. Упоминание профессиональных союзов есть в налоговом (НК РФ), трудовом (ТК РФ) законодательствах, а также в сотнях других нормативных актов.

    Федеральный закон о профсоюзах их правах и гарантиях их деятельности

    Принят ФЗ под номером 10 был в январе 1996-ого года. Всего данный федеральный закон состоит из шести основных глав. Кроме основных и заключительных положений, это основные права, их гарантии, их защита и ответственность профсоюзов. Всего в настоящее время в состав последней редакции нормативно-правового акта входит 33 статьи.

    Суть этого ФЗ РФ отражает статья о предмете регулирования. Таким предметом в этом ФЗ выбраны отношения, которые появляются в результате объединения профессиональных союзов.

    Само понятие профсоюзов определяется как добровольное объединение лиц, которые связаны между собой профессиональной деятельностью. Всем без исключения таким организациям отведены абсолютно одинаковые права. Вступить в данное объединение может человек:

  • которые достиг 14-летнего возраста;
  • который ведет трудовую деятельность.

Состоять в профессиональных союзах могут даже те граждан России, которые выехали за пределы страны.

О чем гласит ФЗ о профсоюзах их правах и гарантиях деятельности?

Данный ФЗ определяется целый ряд понятий, связанных с профессиональными союзами. В нем можно найти определения таких понятия:

  • первичная организация;
  • общероссийский и межрегиональный профсоюз;
  • общероссийская ассоциация.
  • В статье 8-ой установлено, что правоспособной такую организацию могут признать лишь тогда, когда она будет внесена в ЕГРЮЛ. Чтобы зарегистрировать подобное объединение, необходимо обратиться в территориальный орган. Специалистам нужно представить копии устава, решения собраний о создании и перечень участников. На то, чтобы принести документы, у этих организаций есть ровно месяц после образования.

    Когда был принят первый о профсоюзах федеральный закон?

    История данного понятия и соответствующих ему нормативно-правовых актов начинается в Англии. Именно там рабочие в 18-19 веках начали большими силами бороться за права и гарантии при ведении своей деятельности. Там их объединения назывались трейд-юнионами. По примеру Англии объединяться начали рабочие США, Германии и Франции. Не стала исключением и Россия.

    В России данная история началась с манифеста 1905-ого года, когда рабочим было разрешено объединяться. Принять такое решение правительству пришлось из-за того, что массово возрастало рабочее движение. Официально издан нормативный акт был уже в 1906-ом году. Его название — Временные правила о профобществах. Несмотря на различные мнения в общества по поводу содержания этого закона, он оставался единственным в своем роде до 1917 году.

    В СССР же и вовсе был создан специальный совет профессиональных союзов, проводивший первый съезды уже в 1918-ом году. Сейчас в России членами этих организация являются десятки миллионов человек.

    В ДНР и ЛНР также регулируется деятельность таких объединений. В этих непризнанных республиках даже созданы соответствующие федерации.

    Закон о профсоюзах с дополнениями и изменениями на сегодня

    В основную редакцию, принятую в январе 96-го, постоянно вносятся дополнения. Это делается посредством принятия других ФЗ, постановлений и определений Конституционного Суда страны. Например, одно из последних дополнений коснулось сферы действия федерального закона. В этом изменении было сказано, что особенности его применения определяются специальными ФЗ еще и для сотрудников войск нацгвардии России. А органы контроля за оборотом психотропных веществ наоборот исключили из данного списка. Также относительно недавно все слова «положение» в тексте федерального закона были заменены словами «устав».

    www.samso.ru

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»»

    Принят Государственной Думой 10 декабря 2014 года

    Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года

    Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

    1) часть первую статьи 1 после слов «первичных профсоюзных организаций» дополнить словами «, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов»;

    а) абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

    «первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;

    общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;»;

    б) абзац пятый изложить в следующей редакции:

    «межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;»;

    в) абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:

    «территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

    территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;»;

    г) в абзаце девятом слова «положением о» заменить словом «уставом»;

    д) в абзаце десятом слова «положением о» заменить словом «уставом»;

    а) в наименовании слова «и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях» исключить;

    б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    «1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).»;

    а) в наименовании слова «, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций» исключить;

    абзац первый изложить в следующей редакции:

    «1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.»;

    в абзаце третьем слова «или положений о первичных профсоюзных организациях» исключить;

    а) в наименовании слова «, первичной профсоюзной организации» исключить;

    б) в пункте 1 слова «положением о» заменить словом «уставом»;

    6) в наименовании статьи 13 слова «, первичных профсоюзных организаций» исключить;

    7) в наименовании статьи 16 слова «, первичных профсоюзных организаций» исключить;

    а) в пункте 4 слова «положениями о первичных профсоюзных организациях» заменить словами «уставами первичных профсоюзных организаций»;

    б) в пункте 7 слова «через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям» заменить словами «самостоятельно, а также через учрежденные ими организации приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям».

    rg.ru

    ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

    Работники являются самой незащищенной категорией граждан в трудовых отношениях. Для защиты своих прав и интересов они объединяются в профсоюзы. Закон дает гарантию того, что работники будут защищены от неправомерных действий руководства.

    Какие в России есть законы о профсоюзах?

    21 год назад был принят главный действующий ФЗ о профсоюзах, описывающий права и круг обязанностей работников, которые входят в это объединение. Вместе с тем были приняты другие нормативные акты (законы), повлиявшие на правовой статус профессиональных объединений:

  • Трудовой Кодекс (ТК РФ), возникший в конце декабря 2001 г.;
  • КоАП РФ, появившийся в то же время, что и ТК;
  • НК, состоящий из 2-х частей (конец июля 1998 и начало августа 2000 г.);
  • АПК от 24 июля 2002;
  • ГПК от ноября того же года.
  • Также интересы и полномочия профсоюзов предусмотрены в следующих действующих до сих пор Федеральных законах:

  • ФЗ «О занятости населения в РФ» от апреля 1991;
  • в Конституции РФ от апреля 1993 г., непосредственно в статье 30.
  • Законы о профсоюзах в России претерпевали множество изменений, некоторые даже были упразднены, как например ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».

    Описание ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

    12 января 1996 года вступил в силу закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данный закон регламентирует легитимность формирования подобных объединений, регулирует права и функции трудящихся и работодателей, осуществляет надзор за деятельностью профсоюзов и их участием в рабочем коллективе. Это может быть и разработка проекта рабочего соглашения и решение споров в рабочем коллективе.

    Закон о профсоюзах состоит из 6 глав и 33 статей:

  • общие положения, рассказывающие о независимости, об уставах, о регистрации и ликвидации подобных профессиональных союзов (статьи 1-10);
  • ключевые права объединений сотрудников (ст. 11-23);
  • гарантии прав профессиональных объединений (ст. 24-28);
  • наказание за нарушение прав профессиональных союзов и их защита в суде (ст. 29-30);
  • за что несут ответственность профсоюзы (ст. 31);
  • заключительные положения закона (ст. 32-33).
  • Поправки в ФЗ о профкоме вносились в последней редакции от 3 июля 2016 года, чьи изменения и дополнения вступили в силу с наступлением 2017 г.

    Скачать о профсоюзах 10-ФЗ

    Основные положения ФЗ-10 дают понятие читателям о возможности для всех граждан создавать и вступать в профессиональные союзы. В данном законе о независимом профсоюзе речь идет об объединениях работников, сплотившихся для защиты своих прав. Также закон определяет отношения между работодателем и работником.

    Скачать закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в последней действующей редакции можно по ссылке.

    Последние изменения

    Последняя редакция действующего закона о профсоюзах датируется 3 июлем 2016 . Но ее положения вступили в силу в январе наступившего 2017 года.

    Статья 7

    Статья 7 закона о профсоюзах претерпела небольшие изменения в редакции от 22 декабря 2014 года. Поправка коснулась лишь наименования самой статьи, которое в новой редакции сократилось до «Уставы профсоюзов». Здесь встречается описание правил составления свода правил профессиональных объединений.

    Профсоюзы, являясь самостоятельной организационной единицей, сами занимаются разработкой и утверждением свода правил (уставов). Также занимаются созданием профсоюзных органов и определяют их полномочия, занимаются организацией деятельности, проводят собрания и организуют другие мероприятия.

    Свод правил для профсоюзов должен содержать по закону:

  • название, задачи и цели профессионального союза;
  • категория людей, объединяемых в профессиональные группы;
  • условия и процедура формирования рабочих объединений, принятие и выход членов из союза работников, их права и круг обязанностей;
  • упоминание территории, где осуществляется деятельность профсоюзного объединения;
  • структура организации;
  • процедура создания и ответственность профсоюзных органов, период действия их полномочий;
  • процедура занесения в устав дополнений и изменений, уплата первоначальных и членских взносов;
  • источник дохода и управление имуществом профессионального союза;
  • физический адрес профсоюза;
  • процедура приостановки деятельности, реорганизации и ликвидации, распоряжение имуществом.
  • Для ассоциаций трудового объединения, свод правил (устав) должен содержать по закону следующую информацию:

    • название, задачи и цели профессиональных объединений;
    • количество участвующих;
    • пределы территории, где осуществляется деятельность профсоюз;
    • процедура создания и компетенция соответствующих органов;
    • адрес, период исполнения обязанностей профсоюзных органов;
    • источники доходов и их использование;
    • процедура изменения устава, внесение дополнительных пунктов;
    • процедура ликвидации.
    • Статья 19

      В последней редакции закона непосредственно было произведено изменение статьи 19. Она говорит о правах объединений работников контролировать соблюдение положений ТК. Надзор ведется за соблюдением данного кодекса работодателем и решаются вопросы, связанные с нарушениями трудового договора, рабочего времени, отпуска и т. д. Члены профсоюзов, заметившие неправомерные нарушения, имеют право указать на них и потребовать устранения нарушений. Работодатель, получивший претензию от профессионального союза, обязан в недельный срок дать ответ о результатах рассмотрения заявления и принятых мерах.

      По закону профсоюзы имеют право формировать собственные инспекции труда и наделять их функциями. Выполняя свои полномочия, происходит взаимодействие с федеральной службой исполнительной власти, которая ведет госконтроль за соблюдением ТК. Инспектор труда имеет возможность свободно посещать и проводить проверку организаций на наличие несоответствий с положениями законов.

      210fz.ru

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Принят
      Государственной Думой
      8 декабря 1995 года
      (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
      от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
      от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
      от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
      с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
      от 24.01.2002 N 3-П)

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

      Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).
      Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

      Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

      1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
      Все профсоюзы пользуются равными правами.
      2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
      Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
      3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
      4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
      5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

      Статья 3. Основные термины

      Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
      первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
      общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
      общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
      межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
      межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
      территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
      территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;
      профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;
      профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
      организация — предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
      работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
      работник — физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;
      член профсоюза — лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

      Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
      2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.
      Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.
      (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

      Статья 5. Независимость профсоюзов

      1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
      2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

      Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

      1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
      2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
      3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

      Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях

      1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
      2. Устав профсоюза должен предусматривать:
      наименование, цели и задачи профсоюза;
      категории и профессиональные группы объединяемых граждан;
      условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
      территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;
      организационную структуру;
      порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;
      порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
      источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
      местонахождение профсоюзного органа;
      порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
      другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.
      3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:
      наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;
      состав участников;
      территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;
      порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;
      местонахождение профсоюзного органа;
      сроки полномочий профсоюзного органа;
      источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
      порядок внесения дополнений и изменений в устав;
      порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;
      другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

      Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц

      (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

      1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
      (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
      Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
      Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.
      При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
      (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется Правительством Российской Федерации.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
      Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
      2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

      Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

      1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
      2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

      Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза, первичной профсоюзной организации

      1. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица — в соответствии с федеральным законом.
      2. Государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
      (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
      Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.
      Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных документов определяется Правительством Российской Федерации.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      При получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      На основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации определяется Правительством Российской Федерации.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
      (п. 2 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
      3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
      4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
      (п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

      Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

      Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

      1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
      Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
      Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
      Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
      2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
      3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
      4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.
      5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

      Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

      1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
      2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
      3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
      4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
      5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

      Статья 13. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

      1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
      Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
      В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.
      Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.
      2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.
      3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
      В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

      Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

      Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

      Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления

      1. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
      2. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
      3. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
      4. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.
      5. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

      Статья 16. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

      1. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.
      Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
      2. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.
      3. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
      4. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

      Статья 17. Право профсоюзов на информацию

      1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
      Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
      2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

      Статья 18. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров

      Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
      Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.

      Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

      1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
      2. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
      Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
      3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

      Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды

      1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
      2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
      3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
      4. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.
      (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
      5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

      Статья 21. Участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества

      Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.
      Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.

      Статья 22. Права профсоюзов на социальную защиту работников

      1. Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
      2. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

      Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

      В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
      Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

      Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

      Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

      1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.
      2. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
      Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
      Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.
      Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.
      3. Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.
      4. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.
      5. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
      6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.
      7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

      Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы

      1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органы соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
      2. Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

      Пункт 3 статьи 25 признан не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П в части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
      В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

      3. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов — соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов — только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
      4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.
      5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.
      6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

      Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

      1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.
      2. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.
      3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
      4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

      Статья 27. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов

      Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

      Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов

      1. Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
      2. Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
      Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
      3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
      4. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

      Глава IV. ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

      Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов

      Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.
      Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

      Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

      1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
      2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
      По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

      Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

      Статья 31. Ответственность профсоюзов

      За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

      Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

      Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      Москва, Кремль
      12 января 1996 года
      N 10-ФЗ

      www.profsro.ru

      Смотрите так же:

      • Закона 1734 Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. […]
      • Судебно-медицинская экспертиза в омске "Звёздная болезнь" Актёры алкоголики.Российские актёры алкоголики. Советские актёры алкоголики. Юрий Николаев ". С алкоголем у меня была любовь". Юрий Александрович Николаев родился […]
      • Правила охоты 18 Правила охоты. Права охотника. Ответственность охотника. Права егеря и гос.инспектора. Так уж сложилось, что российских охотников интересует не только сам процесс охоты, но и, что […]
      • Закон об образовании виды аттестации Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система […]
      • Налог с подарка 2018 НДФЛ с подарков в 2017 году Актуально на: 6 октября 2017 г. Организация или ИП, выплачивая доход работнику, в общем случае должны удержать НДФЛ. Ведь работодатель признается в этом случае […]
      • Налог на землю садового товарищества Об уплате земельного налога садоводческим товариществом Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю от 10.12.2003 N 22-33/8 Вопрос: Садоводческому […]