Закон о гас выборы

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ
«О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2008 г., 8 мая 2010 г., 11 июля 2011 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г.

Принят Государственной Думой 20 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.

Президент Российской Федерации

10 января 2003 г.

В Законе закреплены правовые, организационные и программно-технические меры, обеспечивающих достоверность обработки данных средствами ГАС «Выборы».

На уровне Закона регулируются отношения, возникающие при использовании и развитии ГАС «Выборы»: определяется правовой режим комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов и порядок доступа к ним; порядок финансирования системы; устанавливаются основы для обеспечения ее безопасности.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 января 2003 г. N 5, в «Парламентской газете» от 15 января 2003 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 172

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения подпункта 9 пункта 2 и пункт 2.1 статьи 6, подпункт 6.1 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 292-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

base.garant.ru

Система ГАС Выборы

В связи с развитием научно-технического прогресса огромное значение приобретают информационные технологии. Информационные отношения проникают во все сферы человеческой деятельности, в том числе и политическую. Как следствие, перед законодателем встает необходимость совершенствования правового регулирования политических отношений, связанных с информацией.

В настоящее время в Российской Федерации в целях автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума в избирательной системе России, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС РФ «Выборы»).

Следует отметить, что “развитие избирательных процессов в мировом сообществе идет в сторону применения безбумажных процедур голосования с использованием открытой сети «Интернет», и такая задача стоит и перед ГАС «Выборы»”. 1

Отношения, возникающие при использовании ГАС «Выборы», регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» 2 .

Статья 1 данного Закона определяет ГАС РФ «Выборы» как автоматизированную информационную систему, реализующую информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума.

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАС «ВЫБОРЫ»

Статья 4 ФЗ этого же закона определяет принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы». Рассмотрим некоторые из этих принципов.

1. Принцип соблюдения конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них является объективно необходимым, так как наличие персональных данных в системе информационных ресурсов ГАС «Выборы» предопределяет повышенную степень безопасности этих баз данных.

2. Обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС «Выборы» обеспечивается за счет максимально быстрого, всестороннего информирования избирателей. А.А. Вешняков пишет, что гласность при контроле над итогами подсчета голосов эффективность Системы следует оценивать в совокупности с оперативностью предоставления информации избирателям 3 .

3. Оперативность информирования избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума означает обеспечение в отведенные законом временные рамки ввода и обработки результатов голосования не менее чем на 90% (90% протоколов вводятся и обрабатываются за 48 часов, 60% протоколов – за 10 часов и т.д.). Оперативность достигается за счёт автоматизированной обработки данных.

По окончании передачи в Систему протоколов с итогами голосования, они автоматически передаются и размещаются в базах данных всех вышестоящих избирательных комиссий, вплоть до ЦИК России, после чего оперативно (спустя 10–15 минут) публикуются на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации. Одновременно производится автоматический подсчет голосов, и данные с предварительными итогами голосования в режиме он–лайн поступают в систему отображения избирательных комиссий и телестудий, а еще через 15 минут публикуются в сети Интернет. 4

4. Согласно принципу обеспечения достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы», процент ошибок подсчете голосов должен быть настолько низок, что их ручной пересчет никак не должен повлиять на общий результат голосования. Для обеспечения достоверности информации необходимо поддерживать в высокой степени готовности системных администраторов избирательных комиссий. Для снижения влияния человеческого фактора на достоверность информации следует активнее использовать средства электронного голосования, особенно на участках с наибольшим количеством избирателей.

А.А. Вешняков пишет, что “эффективность достоверности, полноты, надежности и оперативности информации о выборах и референдуме возможна только за счет формирования вертикали организационной структуры ГАС «Выборы», установления мер ответственности за правонарушения в этих процессах” 5 .

Кроме перечисленных принципов обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах, ГАС «Выборы» должна еще гарантировать исключительно высокую степень безопасность содержащейся в ней информации. Это обеспечивается следующими принципами.

5. Недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций.

Неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» или его попытка членами избирательных комиссий, комиссий референдума, работниками аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работниками информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, другими работниками, принимающими участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющими право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», иными лицами, согласно ст. 24 Федерального закона о ГАС «Выборы», влечет дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность.

6. В Законе определено, что при подготовке и проведении выборов и референдума обязательно применение ГАС «Выборы»; использование для данных целей иных автоматизированных систем и технологий недопустимо. Принцип исключительности ГАС «Выборы» способствует повышению безопасности информации.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАС «ВЫБОРЫ»

В части 2 ст. 5 ФЗ «О ГАС РФ «Выборы» определяется назначение ГАС «Выборы» – она применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном ФЗ «О ГАС РФ «Выборы», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ч. 2 ст. 5).

На примере «Порядка использования ГАС РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления Волгоградской области» 6 рассмотрим функции, ГАС «Выборы». Статья 2.2 Порядка определяет, что при работе в режиме подготовки и проведения выборов ГАС «Выборы» выполняет следующие функции:

ввод, коррекция и анализ сведений об избирателях, а также обработка запросов при проверке подписных листов;

ввод, сбор и обработка сведений об избирательной кампании, включая ее наименование, даты начала и окончания, информации об избирательных округах, сроках полномочий вновь избранных депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований и другой информации, характеризующей избирательную кампанию;

ввод и обработка сведений о кандидатах, избирательных объединениях и избирательных блоках, участвующих в выборах;

ввод и обработка сведений об уполномоченных представителях и о доверенных лицах кандидатов, избирательных объединений;

ввод, сбор и обработка сведений о движении избирательных бюллетеней;

ввод, сбор и обработка сведений об открытии помещений для голосования, о ходе голосования (количестве проголосовавших) и об итогах голосования, результатах выборов;

ввод и обработка сведений о формировании и составе избирательных комиссий, а также о формировании удостоверений и других документов для участников избирательного процесса;

обеспечение работы с нормативно-правовыми актами с целью информационной поддержки правового обеспечения деятельности избирательных комиссий.

Все сведения, полученные в процессе использования ГАС «Выборы», составляют информационные ресурсы этой Системы. В ст. 16 ФЗ «О ГАС РФ «Выборы» перечислены данные, составляющие информационные ресурсы ГАС «Выборы»:

1) персональные данные об избирателях, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;

3) картографическую информацию об административно–территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов;

4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий;

5) информацию о нормативных правовых актах о выборах;

6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами ЦИК РФ.

ОБЕСПЕЧЕПНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ГАС «ВЫБОРЫ»

В процессе использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» можно выделить такой системообразующий (функциональный) принцип функционирования Системы, как безопасность информации.

А.А. Вешняков выделяет следующие принципы обеспечения безопасности информации 7 :

обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации.

обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»;

применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»;

недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет;

недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, неприменяемым в ГАС «Выборы».

При этом С.И. Семилетов отмечает некоторое противоречие между принципом обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации и недопустимости подключения ГАС «Выборы» к сети «Интернет». 8 Так, автономная подсистема «Интернет-портал» в соответствии с законодательством входит в состав ГАС «Выборы», а данные, введенные в ГАС «Выборы», должны быть оперативно доступны в режиме «Только чтение» абонентам сетей общего пользования (в т.ч. и сети «Интернет»). В то же время в Закон устанавливает, что использование, эксплуатация и развитие ГАС «Выборы» осуществляются на основе принципа недопустимости подключения ГАС «Выборы» к сети «Интернет».

Это способствует простейшему решению проблемы повышения информационной безопасности Системы, но противоречит другому принципу.

Попытка решить данную коллизию была предпринята путем установления требования, запрещающего устанавливать физическую связь технических средств избирательных комиссий, осуществляющих взаимодействие с сетью Интернет, с комплексами средств автоматизации ГАС «Выборы».

Думается, в дальнейшем развитие ГАС «Выборы» будет идти по пути взаимодействия Системы с сетью «Интернет».

А.А. Вешняков выделяет следующие задачи обеспечения безопасности информации на рабочих станциях ГАС «Выборы» 9 :

– контроль доступа к работе на компьютерах;

– защита операционной системы и программы от случайного или преднамеренного повреждения пользователями;

– обеспечение контроля над целостностью программ, исключение возможности их подмены;

– запрет установки любых дополнительных программ;

– обеспечение протоколирования всех действий пользователей системы.

В ст. 21 ФЗ «О ГАС РФ «Выборы» определяются способы обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» – это применение организационных и технических мер защиты, а также осуществление контроля за использованием Системы. Основными мерами защиты являются:

1) сертификация ГАС «Выборы», а также средств ее защиты;

3) исключение несанкционированного доступа к ГАС «Выборы»;

4) обеспечение подлинности и целостности информации в ГАС «Выборы»;

5) защита информации при ее передаче по сетям связи;

7) применение утвержденной в установленном порядке эксплуатационной документации;

8) организация и проведение работ по обеспечению сохранности и работоспособности комплексов средств автоматизации;

10) установление ответственности за нарушение правил использования и эксплуатации ГАС «Выборы» и ее фрагментов.

Специальный порядок доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» также направлен на их надежность. Так, согласно ст. 18 ФЗ «О ГАС РФ «Выборы» право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные, имеют:

1) члены избирательных комиссии, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей;

2) граждане, запрашивающие персональные данные о себе;

Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим персональных данных, имеют члены и работники аппарата ЦИК РФ, работники Федерального центра информатизации.

Безопасность информации определяется степенью ее защищенности от искажений вследствие нарушения работоспособности и несанкционированного доступа. Например, во время проведения федеральных выборов 2003–2004 гг. Интернет-портал ГАС «Выборы» подвергся примерно 1800 атакам (из них 20% из-за рубежа), причем все они были успешно отражены подсистемой обеспечения безопасности информации, и неискаженная, достоверная информация оперативно размещалась на Интернет-сайтах.

В процессе функционирования ГАС «Выборы» возникают следующие угрозы безопасности информации и угрозы воздействия на средства ее обработки и передачи:

– несанкционированный доступ к информационным ресурсам из других локальных вычислительных сетей (ЛВС);

– нерегламентированные действия системного администратора комплексов средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориториальных избирательных комиссий, влекущие за собой утечку информации в сторонние ЛВС;

– несанкционированный доступ к активному сетевому оборудованию ЛВС и/или персональных систем передачи данных (ПСПД);

– нарушение функционирования сетевого оборудования и ПСПД в результате агрессивного потребления;

– ресурсов оборудования или пропускной способности каналов и др.

А.А Вешняков на основе анализа практики применения ГАС «Выборы» в регионах выделяет следующие основные преимущества использования автоматизированной системы с точки зрения оперативности 10 :

– существенное сокращение времени получения предварительных итогов голосования. Данные о них поступают в территориальную избирательную комиссию через несколько часов после закрытия участков;

– данные о явке избирателей и предварительные итоги голосования оперативно размещаются в сети Интернет;

– с незначительными материальными затратами составляются списки избирателей;

– планирование избирательных кампаний любой сложности.

В Концепции развития ГАС РФ «Выборы» на 2004–2008 годы, утвержденной ЦИК РФ 11 , указаны направления развития системы и уточнены цели развития системы, а именно:

повышение прозрачности избирательного процесса и доверия избирателей за счет увеличения объема и оперативности представления обществу информационных ресурсов ГАС «Выборы», а также расширения общественного контроля при проведении выборов и референдума при использовании системы;

совершенствование нормативно-правовой базы функционирования ГАС «Выборы», применения электронного голосования;

повышение эффективности использования ресурсов ГАС «Выборы» для информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума и решения социально значимых задач общества, не связанных с выборами, референдумом;

обеспечение адекватного и эффективного противодействия современным угрозам безопасности информации ГАС «Выборы»;

совершенствование на базе комплекса средств автоматизации ЦИК России информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей использование информационных технологий;

совершенствование систем эксплуатации и контроля функционирования ГАС «Выборы».

Система ГАС «Выборы» многофункциональна и не имеет мировых аналогов. В ее задачи входит: пополнение и корректировка базы данных избирателей, ведение учета партий, избирательных блоков 12 , кандидатов и распределение депутатских мандатов. В процессе выборов система осуществляет контроль поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов на выборную должность.

Отличительной особенностью системы является то, что она способна одновременно обеспечивать выборы разного уровня – как федерального, так и регионального и муниципального. Все собранные данные в оперативном режиме отображаются для публичного использования на сайте ЦИК России в сети Интернет. Итоги голосования с каждого избирательного участка размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта РФ не позднее чем через сутки после окончания голосования. Таким образом, ГАС «Выборы» позволяет осуществлять эффективный общественный контроль за подсчетом голосов. 13

Федеральный закон от 10 января 2003 N 20-ФЗ «О Государственной Автоматизированной Системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

Федеральный закон от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. N 24. Ст. 2253.

Концепция развития ГАС «Выборы» на 2005–2008 годы // Постановление ЦИК России от 17 декабря 2001 г. N 133/929-4.

Порядок использования ГАС РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления Волгоградской области // Постановление Избирательной комиссии Волгоградской области от 16 марта 2007 г. N 84/665.

Вешняков А.А. Международно–правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов // Международное публичное и частное право, 2006, N 5.

Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право, 2006, N 8.

Семилетов С.И. Анализ действующего законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с использованием Государственной Автоматизированной Системы РФ «Выборы» при реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах: основные противоречия, пробелы и проблемы // Право и политика, 2006, N 2.

1 Семилетов С.И. Анализ действующего законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с использованием Государственной Автоматизированной Системы РФ «Выборы» при реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах: основные противоречия, пробелы и проблемы // Право и политика, 2006, N 2.

2 СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

3 Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право, 2006, N 8.

4 Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выюоры» // Конституционное и муниципальное право, 2006, N 8.

6 Постановление Избирательной комиссии Волгоградской области от 16 марта 2007 г. N 84/665.

7 Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право, 2006, N 8.

8 Семилетов С.И. Анализ действующего законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с использованием Государственной Автоматизированной Системы РФ «Выборы» при реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах: основные противоречия, пробелы и проблемы // Право и политика, 2006, N 2.

9 Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право, 2006, N 8.

10 Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право, 2006, N 8.

11 Концепция развития ГАС «Выборы» на 2005–2008 годы // Постановление ЦИК России от 17 декабря 2001 г. N 133/929-4.

12 По измененному в 2005 г. избирательному законодательству избирательные блоки ликвидированы.

13 См. Вешняков А.А. Международно–правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов // Международное публичное и частное право, 2006, N 5.

works.doklad.ru

Статья 6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»

Статья 6 ФЗ от 10.01.2003 N 20-ФЗ . Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

Статья 6. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

1) устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума в части, не урегулированной федеральными законами;

3) устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в соответствии с федеральными законами;

4) устанавливает порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы»;

6) определяет основные направления развития ГАС «Выборы»;

9) осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также — Федеральный центр информатизации).

bazanpa.ru

Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» » (ред. от 25.12.2008)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ВЫБОРЫ»

20 декабря 2002 года

27 декабря 2002 года

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 292-ФЗ,

от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы») при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», а также при решении с ее использованием задач, не связанных с выборами и референдумом.

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие термины и понятия:

1) Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» — автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума;

2) база данных ГАС «Выборы» — объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы»;

3) безопасность информации в ГАС «Выборы» — состояние защищенности информации в ГАС «Выборы» от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС «Выборы» или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации;

4) информационные процессы в ГАС «Выборы» — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы»;

5) информационные ресурсы ГАС «Выборы» — отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы»;

6) комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы» (далее — комплексы средств автоматизации) — совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации;

7) персональные данные — сведения, которые содержатся в ГАС «Выборы», позволяют идентифицировать личность гражданина и перечень которых устанавливается федеральными законами;

8) системный администратор — специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

9) фрагмент ГАС «Выборы» — часть ГАС «Выборы», которая функционирует на территории субъекта Российской Федерации и может быть использована отдельно при подготовке и проведении выборов и референдума соответствующего уровня, а также при решении задач, не связанных с выборами и референдумом;

10) использование ГАС «Выборы» — применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, при осуществлении иных полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также при решении задач, не связанных с выборами и референдумом;

11) эксплуатация ГАС «Выборы» — обеспечение устойчивого функционирования ГАС «Выборы» при ее использовании;

12) развитие ГАС «Выборы» — целенаправленное улучшение характеристик ГАС «Выборы» или расширение ее функций;

13) электронная цифровая подпись в ГАС «Выборы» — реквизит подготовленного с использованием ГАС «Выборы» электронного документа, предназначенный для защиты этого документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

14) юридическая сила документа — свойство документа в ГАС «Выборы», в соответствии с федеральным законодательством позволяющее использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий.

2. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, касающиеся подготовки и проведения выборов и референдума, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 3. Правовая основа использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

Правовой основой использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об электронной цифровой подписи», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

Использование, эксплуатация и развитие ГАС «Выборы» осуществляются на основе следующих принципов:

1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;

2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС «Выборы»;

3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума;

4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы;

5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы»;

6) обязательное применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных технологий;

7) обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах «ГАС Выборы», в соответствии с федеральными законами;

8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»;

9) применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»;

10) недопустимость подключения ГАС «Выборы» к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

11) недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы».

Глава II. СТАТУС ГАС «ВЫБОРЫ»

Статья 5. Статус и назначение ГАС «Выборы»

1. ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на территории Российской Федерации.

2. ГАС «Выборы» применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является государственным заказчиком ГАС «Выборы», определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами.

2) принимает меры по организации единого порядка использования и эксплуатации ГАС «Выборы» избирательными комиссиями, комиссиями референдума, утверждает регламент перевода ГАС «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов и референдума;

5) организует и осуществляет контроль за соблюдением единого порядка использования и эксплуатации ГАС «Выборы», а также за соблюдением требований безопасности информации в ГАС «Выборы»;

7) утверждает устав Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 292-ФЗ)

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

Положения подпункта 9 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 25.12.2008 N 292-ФЗ).

(пп. 9 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 292-ФЗ)

Положения пункта 2.1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 25.12.2008 N 292-ФЗ).

2.1. Учредителем Федерального центра информатизации является Российская Федерация. Полномочия учредителя Федерального центра информатизации осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 292-ФЗ)

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может передавать часть своих полномочий в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы».

Статья 7. Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

1) обеспечивает использование и эксплуатацию ГАС «Выборы» на территории субъекта Российской Федерации, представление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации информации о ходе и результатах выборов и референдумов всех уровней с использованием ГАС «Выборы» в установленном порядке;

2) обеспечивает безопасность информации и осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности информации в соответствующих фрагментах ГАС «Выборы»;

3) содействует реализации программы развития ГАС «Выборы»;

4) утверждает положение об информационном центре избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

5) в пределах своей компетенции издает соответствующие акты по вопросам использования и эксплуатации ГАС «Выборы».

2. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума:

1) обеспечивают использование и эксплуатацию соответствующих комплексов средств автоматизации, представление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума информации о ходе и результатах выборов и референдума с использованием ГАС «Выборы» в установленном порядке;

2) обеспечивают безопасность информации в соответствующих комплексах средств автоматизации;

3) в пределах своей компетенции издают соответствующие акты по вопросам использования ГАС «Выборы».

Статья 8. Структура ГАС «Выборы»

1. Структура ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комиссий.

2. В состав ГАС «Выборы» входят:

1) комплекс средств автоматизации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

2) комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

3) комплексы средств автоматизации муниципальных, окружных, территориальных избирательных комиссий.

3. В состав ГАС «Выборы» могут входить комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий для обеспечения их деятельности, в том числе для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Статья 9. Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является государственным казенным учреждением, обеспечивающим использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы». Федеральный центр информатизации является юридическим лицом и действует в соответствии с уставом Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 292-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Федеральный центр информатизации:

1) осуществляет организационное, техническое, информационное, методическое и иное обеспечение ГАС «Выборы»;

2) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и системных администраторов;

3) обеспечивает взаимодействие ГАС «Выборы» с информационными системами органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, другими информационными системами;

4) осуществляет функции владения, пользования и распоряжения имуществом, входящим в состав комплекса ГАС «Выборы», согласно целям своей деятельности и назначению имущества в соответствии с федеральным законодательством и уставом Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

5) обеспечивает безопасность информации в ГАС «Выборы»;

6) в пределах своей компетенции издает документы организационного, нормативно-технического и методического характера, заключает договоры и соглашения в установленном порядке;

Положения подпункта 6.1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 25.12.2008 N 292-ФЗ).

6.1) размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 292-ФЗ)

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3. Руководитель Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 292-ФЗ)

Статья 10. Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

1. Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является структурным подразделением аппарата этой комиссии и осуществляет эксплуатацию и развитие фрагмента ГАС «Выборы» в целях:

1) технического и информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

2) автоматизации информационных процессов в ГАС «Выборы», реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов и референдума на территории субъекта Российской Федерации;

3) решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в установленном порядке.

2. Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации действует на основании нормативных правовых актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, нормативных правовых актов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, организационных, нормативно-технических и методических документов Федерального центра информатизации.

Статья 11. Системный администратор

1. Системный администратор организует и осуществляет работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Системные администраторы, обеспечивающие эксплуатацию комплексов средств автоматизации в избирательных комиссиях, комиссиях референдума субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, являются работниками информационных центров избирательных комиссий субъекта Российской Федерации и государственными служащими субъекта Российской Федерации.

3. Деятельность системного администратора, обеспечивающего эксплуатацию комплексов средств автоматизации в окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляется на основании срочного трудового договора, заключаемого с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на период избирательной кампании.

4. Системный администратор проходит подготовку и переподготовку на право эксплуатации комплексов средств автоматизации, получает сертификат в порядке, установленном Федеральным центром информатизации.

Глава III. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ДОСТОВЕРНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ,

ПОДГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАС «ВЫБОРЫ»

Статья 12. Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС «Выборы»

1. Документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами.

2. Электронный документ, подготовленный с использованием ГАС «Выборы», приобретает юридическую силу после его подписания электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц.

3. Протокол, сводная таблица об итогах голосования, иные сводные документы, подготовленные в электронном виде с использованием ГАС «Выборы», приобретают юридическую силу в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, после обязательной проверки в установленном порядке с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ.

Статья 13. Обеспечение достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы»

1. В ГАС «Выборы» вводятся данные документов на бумажных носителях и подписанные электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц данные электронных документов.

2. В процессе ввода в ГАС «Выборы» данных документа на бумажном носителе формируется электронный документ, который подписывается электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц. Соответствие данных электронного документа данным документа на бумажном носителе подтверждается компьютерной распечаткой, которая подписывается соответствующими должностными лицами и приобщается к отчетной документации. Факт ввода данных в ГАС «Выборы» и формирование электронного документа, подписанного электронными цифровыми подписями, фиксируются в специальном журнале.

3. Передача электронных документов в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума с использованием ГАС «Выборы» осуществляется исключительно после проверки достоверности и подлинности электронных цифровых подписей, проставленных на каждом передаваемом документе, с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей. Результаты проверки подтверждаются компьютерной распечаткой протокола проверки. Данная распечатка подписывается должностными лицами в установленном порядке и приобщается к отчетной документации. Факт передачи данных в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума фиксируется в специальном журнале нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума.

4. Подлинность электронных цифровых подписей, проставленных на каждом электронном документе, полученном вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума от нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, проверяется с помощью открытых ключей электронных цифровых подписей. Факт проверки достоверности полученных электронных документов подтверждается компьютерной распечаткой протокола проверки. Данная распечатка подписывается соответствующими должностными лицами в установленном порядке и приобщается к отчетной документации. Факт такой проверки фиксируется также в специальном журнале.

5. Перечень и формы документов, подлежащих вводу в ГАС «Выборы», обработке в ГАС «Выборы» и выводу из ГАС «Выборы», порядок оформления, представления, передачи и получения данных документов, порядок применения электронной цифровой подписи устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Глава IV. КОМПЛЕКСЫ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ

И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ГАС «ВЫБОРЫ»

Статья 14. Правовой режим имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации

1. Имущество, входящее в состав комплексов средств автоматизации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

2. Имущество, входящее в состав комплексов средств автоматизации, передается Федеральным центром информатизации избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации по договору безвозмездного пользования в составе и количестве, необходимых для решения задач ГАС «Выборы» на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Изменение состава имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации (пополнение, модернизация или замена отдельных частей, элементов и другие изменения), осуществляется по решению Федерального центра информатизации при условии сохранения целостности и работоспособности фрагмента ГАС «Выборы» и ГАС «Выборы» в целом.

4. Порядок учета имущества, входящего в состав ГАС «Выборы», устанавливается федеральными законами и нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

5. Авторские права на средства программного обеспечения и на базы данных ГАС «Выборы» регулируются федеральными законами.

Статья 15. Обеспечение размещения и эксплуатации комплексов средств автоматизации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов (по месту размещения комплексов средств автоматизации) обеспечивают предоставление соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума по договору безвозмездного пользования оборудованных средствами связи и энергоснабжения служебных помещений для размещения и эксплуатации комплексов средств автоматизации, охрану и условия безопасного хранения и эксплуатации этих комплексов согласно установленным нормативам.

Статья 16. Состав информационных ресурсов ГАС «Выборы»

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя:

1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;

2) информацию о ходе и об итогах голосования;

3) картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 17. Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы»

1. Информационные ресурсы ГАС «Выборы» независимо от уровня и способа их формирования и использования являются государственной собственностью.

2. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные, независимо от уровня и способа их формирования являются федеральными информационными ресурсами. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», содержащие персональные данные, формируются, хранятся и используются в условиях конфиденциальности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств федерального бюджета, являются федеральными информационными ресурсами. К федеральным информационным ресурсам относятся также информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. Порядок формирования, передачи, копирования, тиражирования и хранения указанных федеральных информационных ресурсов, доступа к ним, их использования устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

4. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением информационных ресурсов ГАС «Выборы», сформированных при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и являются информационными ресурсами совместного ведения. Порядок формирования, передачи, копирования, тиражирования и хранения информационных ресурсов совместного ведения, доступа к ним, их использования устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

5. Информационные ресурсы ГАС «Выборы», не содержащие персональных данных и сформированные за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, являются информационными ресурсами субъекта Российской Федерации. Порядок формирования, передачи, копирования, тиражирования и хранения информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, доступа к ним, их использования устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

6. Работы по формированию, передаче, копированию, тиражированию и хранению информационных ресурсов ГАС «Выборы», обеспечению доступа к ним проводятся Федеральным центром информатизации, информационными центрами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружными, территориальными избирательными комиссиями, комиссиями референдума в соответствии с установленным настоящей статьей порядком.

7. В случае нарушения целостности или утраты составляющей (составляющих) части (частей) информационных ресурсов ГАС «Выборы», искажения содержания таких информационных ресурсов соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума и информационные центры избирательных комиссий субъекта Российской Федерации принимают меры по восстановлению утраченной (утраченных) части (частей) и содержания информационных ресурсов за счет средств виновной стороны, устанавливаемой в предусмотренном федеральными законами порядке.

Статья 18. Доступ к информационным ресурсам ГАС «Выборы»

1. Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные, имеют:

1) члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей;

3) должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами.

2. Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим персональных данных, имеют члены и работники аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работники Федерального центра информатизации.

3. Порядок доступа лиц, указанных в настоящей статье, а также других пользователей к информационным ресурсам ГАС «Выборы» устанавливается нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и нормативными правовыми актами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня проводимых выборов.

Глава V. РАЗВИТИЕ ГАС «ВЫБОРЫ».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАС «ВЫБОРЫ» ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ,

НЕ СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМОМ

Статья 19. Развитие ГАС «Выборы»

1. Вопросы развития ГАС «Выборы» с учетом эффективного ее сопряжения с государственными, ведомственными, иными информационно-телекоммуникационными системами решаются в рамках государственных программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также в рамках мероприятий, проводимых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах выделенных на эти цели средств.

2. Сопряжение ГАС «Выборы» с информационно-телекоммуникационными системами палат Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в рамках государственных программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Использование ГАС «Выборы» для решения задач, не связанных с выборами и референдумом

1. ГАС «Выборы», фрагменты ГАС «Выборы» могут использоваться для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

2. Порядок использования комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов ГАС «Выборы», средств связи, других средств обеспечения ГАС «Выборы» органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления и другими организациями для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, устанавливается федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3. Использование ГАС «Выборы» осуществляется при строгом соблюдении приоритетности выполнения функций, обеспечивающих подготовку и проведение выборов и референдума, и следующих основных условий:

1) обеспечение сохранности и достоверности содержащейся в ГАС «Выборы» информации;

2) сохранение целостности ГАС «Выборы», работоспособности ее фрагментов и средств обеспечения;

3) поддержание комплексов средств автоматизации в соответствии с установленной конфигурацией.

Глава VI. БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ В ГАС «ВЫБОРЫ»

И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАС «ВЫБОРЫ»

Статья 21. Обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»

1. Безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также посредством осуществления контроля за использованием ГАС «Выборы».

2. Основными мерами защиты являются:

1) сертификация ГАС «Выборы», а также средств ее защиты в порядке, установленном федеральным законодательством;

2) применение сертифицированных специальных программных средств и лицензионных программных средств общего назначения, а также сертифицированных технических средств и средств связи;

6) специальная всесторонняя проверка готовности ГАС «Выборы» и ее фрагментов перед подготовкой и проведением выборов и референдума;

9) подготовка работников, подтвержденная сертификатом о праве эксплуатации комплекса средств автоматизации;

3. Работы по обеспечению безопасности информации в ГАС «Выборы» проводятся организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности.

Статья 22. Использование сетей связи в ГАС «Выборы»

1. Обмен информацией в ГАС «Выборы» осуществляется с использованием ресурсов сети связи общего пользования, ведомственных и иных сетей связи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

2. Операторы сетей связи, ресурсы которых используются для обмена информацией в ГАС «Выборы», несут ответственность за качество оказываемых услуг в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 23. Контроль за использованием ГАС «Выборы»

1. При использовании ГАС «Выборы» в целом, отдельных ее фрагментов, комплексов средств автоматизации при подготовке и проведении выборов и референдума избирательная комиссия, комиссия референдума образует группу для контроля за использованием ГАС «Выборы», фрагмента ГАС «Выборы», комплекса средств автоматизации (далее — группа контроля). В состав группы контроля входят члены соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса и члены соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля.

2. Группа контроля осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, иных нормативных правовых актов, регулирующих использование ГАС «Выборы».

3. Группа контроля имеет право:

1) проверять готовность к работе комплекса средств автоматизации, других технических средств ГАС «Выборы»;

2) следить за соблюдением требований инструкций и других документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федерального центра информатизации к использованию ГАС «Выборы», в том числе комплексов обработки избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

3) знакомиться с любой информацией, вводимой в ГАС «Выборы» и выводимой из нее, передаваемой в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума по сетям связи, а также с иной информацией, необходимой для осуществления контрольных функций;

4) контролировать правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий, комиссий референдума и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии;

5) сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации;

6) требовать разъяснения действий у работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

7) следить за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий (записями в журнале, актами, компьютерными распечатками, заверенными подписями членов группы контроля);

8) привлекать к своей работе экспертов и специалистов в области автоматизированных систем обработки информации по запросу руководителя группы контроля;

9) обращаться в соответствующий информационный центр с предложениями и замечаниями.

4. В случае выявления неправомерных действий (бездействия) и других нарушений работников, эксплуатирующих комплексы средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, группа контроля незамедлительно информирует о них председателя соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и вносит свои предложения по их устранению. Результаты проводимых группой контроля проверок отражаются в отчетной документации информационного центра.

5. Доступ в помещение информационного центра избирательной комиссии наблюдателей и представителей средств массовой информации осуществляется по решению председателя или секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума, согласованному с руководителем группы контроля.

6. Контроль за работой комплексов средств автоматизации в период между выборами и референдумом осуществляют соответствующие избирательные комиссии.

Статья 24. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона

1. Члены избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работники информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, другие работники, принимающие участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», иные лица, неправомерно вмешивающиеся или предпринявшие попытку вмешательства в работу ГАС «Выборы», несут дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Лица, имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», в том числе к персональным данным, получающие и использующие их, несут ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

3. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, системных администраторов, повлекшие за собой нарушения прав и законных интересов граждан, могут быть обжалованы в суд.

Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГАС «ВЫБОРЫ»

Статья 25. Финансирование использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»

1. Ассигнования на использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, нормативном правовом акте органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

2. Расходы, связанные с использованием, эксплуатацией и развитием ГАС «Выборы» для информационного обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума соответствующего уровня, финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

3. Расходы, связанные с совместным использованием, эксплуатацией и развитием ГАС «Выборы», в том числе содержание системных администраторов, финансируются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

4. Расходы на использование имущества, входящего в состав ГАС «Выборы», и других ресурсов ГАС «Выборы» для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, оплачиваются пользователями на основании договоров, заключаемых между Федеральным центром информатизации и пользователями.

www.cikrf.ru

Смотрите так же:

  • Программа подсчет пенсии Калькулятор страхового (трудового) стажа Как пользоваться калькулятором Если вы знаете свой стаж на определённую дату, то введите в поле «Стаж на дату» конкретный день и количество лет, […]
  • Свидетельства о праве собственности на землю образца 2018 Кадастровый учет 2018 Советуем прочитать наш материал Кадастровый учет, а эту статью разбиваем на темы: Кадастровый учет 2018 Кадастровый учет — это процедуры, проводимые кадастровым […]
  • Образец заявления для взыскания алиментов в твердой денежной сумме Исковое заявление о взыскании алиментов в твердой денежной сумме 2018 (образец) Алименты в твердой сумме – это альтернативная форма алиментных платежей. По общему правилу алименты […]
  • Пособие при рождении третьего ребенка в россии Детские пособия Какие пособия получает женщина в России при рождении ребенка в 2018 году? Общий их перечень на федеральном уровне установлен законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О […]
  • Право наследования в древней руси У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и […]
  • Закон колебания тока Тема 10. "Электромагнитные колебания и волны". ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ.СВОБОДНЫЕ И ВЫНУЖДЕННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ. Электромагнитные колебания - взаимосвязанные колебания […]