Закон о госзакупках

Новый закон о госзакупках предусматривает электронную подачу жалоб – Владимир Колтович

Принятые поправки в закон о госзакупках предусматривают электронную подачу жалоб. Об этом рассказал Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.

Министр сообщил, что за прошлый год в ведомство поступило более 1 тыс. жалоб по поводу госзакупок, были рассмотрены более 700 обращений. «В новом законе предусмотрена электронная процедура подачи жалоб. Если мы увидим, что установлено нарушение, то будем выписывать предписание об устранении и применять штрафные санкции – 50 и 100 базовых величин (1 БВ составляет Br24,5), причем штрафы на членов комиссии тендерной комиссии предприятия и на руководителя этой комиссии», – сказал Владимир Колтович.

Говоря о механизме закупок малых объемов, министр отметил, что установление особого порядка проведения процедур госзакупок от 50 до 300 базовых величин предложено отнести к компетенции Совета Министров.

Как сообщалось, Палата представителей приняла сегодня во втором чтении поправки в закон о государственных закупках товаров (работ, услуг). Законопроект предусматривает создание государственной информационно-аналитической системы (ГИАС). Она должна заработать с 1 июля 2019 года. ГИАС будет взаимодействовать со всеми государственными информационными ресурсами, например, налоговых органов, Минфина, а также с торговыми и биржевыми площадками. Система будет служить площадкой для обработки, анализа, контроля и хранения всей информации о госзакупках. Любое юридическое и физическое лицо сможет на безвозмездной основе ею пользоваться, предварительно зарегистрировавшись.

Таким образом создаются условия для противодействия коррупции. Любой участник госзакупок будет понимать, что все данные будут находиться в открытом доступе, в том числе для контролирующих органов.

Сфера госзакупок в Беларуси уходит в онлайн, и это создает дополнительные барьеры для коррупционных проявлений. В частности, появилась возможность заключать договоры в электронном виде. Это исключает вероятность того, что исполнитель сможет изменить его условия, увеличив, например, сроки выполнения обязательств и подняв тем самым цену. Законопроект детально регламентирует выполнение госзакупок. Сокращены сроки, которые отводятся на подготовку и предъявление документов, они будут составлять от 5 до 15 дней. В три раза – с 30 до 10 дней – уменьшается срок рассмотрения жалоб. Эти и другие меры позволят ускорить процедуры госзакупок, сделают их более прозрачными.

По сообщению БЕЛТА
(фото — БЕЛТА)

pravo.by

В закон о госзакупках внесены изменения о переводе в электронную форму процедур определения поставщика

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом изменяется форма проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и запрос котировок переводятся в электронную форму.

Заказчики начиная с 1 января 2018 г. вправе проводить эти процедуры в электронной форме, а с 1 января 2019 г. обязаны проводить такие процедуры исключительно в электронной форме.

Обеспечивать проведение этих процедур будут операторы электронных площадок, что должно сократить возможность сговора заказчиков с участниками закупок и участников закупок между собой, а также упростить сбор необходимых для участия в закупках документов.

Совершенствуется процедура электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок, устанавливается порядок регистрации и ведения единого реестра участников закупки.

Определяется механизм подачи в электронной форме заявок, состоящих из нескольких частей, что позволит обеспечить их поэтапное рассмотрение и анонимность на этапе оценки качества предлагаемых товаров, работ, услуг.

Изменяется процедура обеспечения заявки. В частности, вводится специальный банковский счёт, который открывается участником закупки в банке, включённом в перечень кредитных организаций, соответствующих определённым Правительством Российской Федерации требованиям. Такой счёт позволит блокировать денежные средства участника закупки в качестве обеспечения его заявки.

kremlin.ru

Закон о госзакупках учтёт специфику всех отраслей

Андрей Кутепов. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Предприятия смогут проводить госзакупки с учётом специфики каждой отрасли — например, приобретать услуги детского отдыха и транспорт для пассажирских перевозок, учитывая качество, а не дешевизну предложений поставщиков.

Председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов предложил разработать такие дополнения к закону о государственных закупках совместно с правительством, направив соответствующее письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

«Предприятия и организации готовы работать в рамках Федерального закона №44-ФЗ, но отдельные положения труднореализуемы и не обеспечивают бесперебойной деятельности предприятий и организаций. Кроме того, есть ряд ситуаций, при которых просто необходимо вводить дополнительные критерии отбора поставщиков товаров, работ и услуг, потому что отсутствие таких критериев влияет на безопасность жизни и здоровья неограниченного количества граждан», — пишет в письме сенатор.

По его мнению, предприятия практически в каждой отрасли сталкиваются с проблемами применения закона. Например, при закупке услуг по детскому отдыху учреждения обязаны ориентироваться на самую низкую стоимость — именно этот критерий сегодня является основным.

«В результате, демпингуя цену, выигрывают тендер организации, которые никогда не занимались детским отдыхом, которые на эту сумму не могут детей ни накормить, ни разместить, ни оказать им услуги достойного уровня», — сказал Кутепов «Парламентской газете».

Своя специфика есть и в промышленных отраслях. В комитет по регламенту обратились представители предприятий-водоканалов с тем, что сроки закупок слишком затянуты.

«При аварии они не могли срочно закупить реагенты, потому что по новым правилам процедура идёт довольно долго. К тому же, если поставщик их не устроит, то торги проводятся снова. Могло уйти больше 60 дней, а вода всё это время оставалась некачественной. Впрок реагенты тоже нельзя закупить, так как хранятся они недолго», — обрисовал проблему сенатор.

Конечно, по каждому такому вопросу можно принять отдельную поправку в закон. Так было сделано для тех же водоканалов — изменения, которые Госдума приняла в третьем чтении 21 июня, разрешили предприятиям в аварийных ситуациях закупать реагенты в короткие сроки.

«Но это не панацея. Нельзя ждать, когда предприятия каждой отрасли начнут бить в набат, а надо сразу учесть в законе все направления деятельности, где предусмотрено проведение государственных закупок», — считает парламентарий.

Поэтому Андрей Кутепов предлагает правительству совместно разработать кодификацию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть уточнить дифференцированные условия для каждой отрасли с учётом её специфики.

Например, для закупок услуг отдыха предлагается учитывать, помимо стоимости, имидживые показатели — сколько лет работает детский лагерь, санаторий или база отдыха, какая у них репутация, педагогический состав, образовательные, развлекательные и оздоровительные программы. Закупку автобусов также предлагается обуславливать качествам, а не низкой стоимостью, которую предлагает поставщик.

«Это не выведет предприятия из-под действия закона о госсзакупах. Но его нужно доработать не кусками, а сделать это целенаправленно, в рабочем режиме — опросить отрасли и выяснить, из-за чего может не обеспечиваться бесперебойная работа предприятий», — подытожил Кутепов.

www.pnp.ru

Ускорению технологического развития должен помочь закон о госзакупках

В майском указе президент Владимир Путин поставил задачу ускорить технологическое развитие страны

Станислав Николаев /фото photoxpress

В последнем майском указе президент Владимир Путин поставил задачу ускорить технологическое развитие страны и увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа.

О том, каким образом можно было бы достичь поставленной цели, «Парламентской газете» рассказал непосредственный участник рынка инновационных производств, председатель совета директоров ООО «Меркатор Холдинг» Станислав Николаев. Эта компания — лидер в сфере производства и поставок дорожно­коммунальной спецтехники.

Эксперт убеждён: стимулировать технологическое развитие могла бы система госзакупок. Именно она, по его мнению, способна позволить производителям сбывать продукцию, созданную на основе передовых разработок. Однако на данный момент критерий инновационности отходит на второй план, потому как решающим фактором победы в аукционе считается самая низкая цена.

Например, сейчас более 80 процентов заказчиков «Меркатор Холдинга» составляют предприятия различного бюджетного финансирования. Хотя 20 лет назад во многих регионах началась передача функций по обслуживанию дорог в частные руки, далеко не везде эксперимент увенчался успехом. Последние 10 лет наблюдается обратная тенденция: государство возвращает контроль над этой отраслью коммунального хозяйства. Пришло понимание, что дороги в городах и между ними являются важнейшей частью инфраструктуры, от которой зависит безопасность людей.

Госпредприятия при­обретают технику на основании Закона от 05.04.2013 №44­ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящее время торги осуществляются, как правило, в форме открытого электронного аукциона, где победителем признаётся участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

«При этом изготовители высокотехнологичной продукции оказываются в невыгодной ситуации, поскольку вынуждены включать в стоимость своего товара расходы на создание современного производства. Скажем, на строительство первой очереди завода «Меркатор Калуга» потрачено 500 миллионов рублей российских и зарубежных инвестиций. Теперь столько же привлечено на возведение второй очереди. Но нередко тендеры выигрывают предприятия, которые штампуют продукцию, ничего не меняя в производстве с 1980­х годов. И парадоксальным образом это становится их конкурентным преимуществом», — посетовал эксперт.

Между тем в законе заложены возможности для стимулирования инноваций. Статья 10­я федерального закона ясно говорит, что заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путём закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

«Стоит подумать, как повысить значимость этого положения», — заявил глава «Меркатор Холдинга».

Кроме открытого электронного аукциона, закон предусматривает иные формы торгов. Например, в данном случае перспективным представляется конкурс с ограниченным участием. К соискателям предъявляются дополнительные требования, а победитель определяется из числа прошедших предквалификационный отбор. Заказчик осуществляет закупки таким путём в случаях, если поставки товаров и оказание услуг по причине их технической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны исполнить только поставщики с необходимым уровнем квалификации.

«К сожалению, подобная практика пока редко применяется. Но, несомненно, ради выполнения задач, обозначенных в указе президента, статью 56 Закона №44­ФЗ следует сделать более употребимой. Одним из путей в данном направлении могла бы стать сертификация заводов. Это способно послужить стимулом для технологического развития предприятий», — уверен Станислав Николаев.

Современные дорожные машины — достаточно сложные компьютеризированные многофункциональные комплексы. Открытые электронные аукционы, конечно, призваны расходовать бюджетные средства максимально бережливо. И есть похожая продукция — попроще и с необходимым функционалом. Но вопрос в том, насколько она эффективна в использовании?

«Экономия на стадии закупки часто оборачивается дополнительными расходами, многократно превышающими первоначальную выгоду. Дешёвая техника всегда требует существенно больших затрат на содержание. Сейчас мало кто на гос­предприятиях подсчитывает стоимость эксплуатации машин, а ведь это те же самые государственные средства. Возможно, заказчикам среди требований следует указывать не только срок гарантии и наличие сервисного обслуживания, но также подробнее прописывать стоимость эксплуатации», — полагает Станислав Николаев.

Согласно майскому указу, Правительству надлежит до 1 октября разработать национальные проекты по направлениям «безопасные и качественные автомобильные дороги» и «цифровая экономика». Профессионалы отрасли рассчитывают, что при проработке документов их мнения и пожелания будут учтены.

Законы о госзакупках

Государственные и муниципальные тендеры направлены на приобретение товаров, работ и услуг у субъектов предпринимательской деятельности для нужд страны и регионов. При этом законодательство устанавливает приоритет конкурентных способов закупок. Система законодательных актов детально регламентирует все этапы торгов. В этой статье мы расскажем, какие законы о госзакупках применяются в 2017 году, и какие изменения в законе о госзакупках нужно учитывать участникам тендеров.

Федеральные законы о госзакупках

Регламентирование государственных и муниципальных закупок осуществляется на федеральном уровне, самостоятельным нормативным актом утверждены правила проведения тендеров для отдельных категорий юрлиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий и т.д.).

Контроль за соблюдением федеральных законов в сфере госзакупок возложен на государственное ведомство – Федеральную антимонопольную службу.

Рассмотрим ключевые характеристики действующих законов о госзакупках, а также состав возможных правонарушений со стороны участников тендеров.

Базовым нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который распространяется на все виды государственных и муниципальных учреждений. Указанный закон содержит подробный свод правил — о федеральной контрактной системе, о госзакупках товаров, работ и услуг, о порядке создания и функционирования конкурсных и аукционных комиссий, проведении торгов и т.д.

Можно выделить следующие ключевые нюансы, которые предусматривает закон о госзакупках на 2017 год:

  • он устанавливает приоритет конкурентных способов закупок в виде конкурсов или аукционов, а возможность приобретения товаров или услуг у единственного поставщика должна быть обоснована заказчиком;
  • для выполнения всех закупочных мероприятий в госучреждениях создаются конкурсные и аукционные комиссии, работы возглавляет контрактный управляющий;
  • в закупочных процедурах могут принимать участие юридические лица и частные предприниматели;
  • закон о госзакупках предусматривает принцип прозрачности всех тендерных процедур – конкурсная и аукционная документация размещается в открытом доступе в единой информационной системе, подача заявок и проведение торгов проводятся на электронных торговых площадках, а результаты закупки публикуются в открытом доступе;
  • итогом торгов является подписание государственного или муниципального контракта;
  • даже малейшее нарушение Закона № 44-ФЗ влечет существенные штрафные санкции для заказчика или членов комиссии, а при существенном ограничении прав участников тендера его результаты могут быть отменены.
  • Закон предусматривает осуществление постоянного контроля за всеми стадиями и процедурами тендеров.

    Эти полномочия принадлежат ведомству ФАС, которое проводит плановые и текущие проверки, а также обязано реагировать на обращения заинтересованных лиц.

    Если участником тендера подается жалоба в ФАС в период проведения закупки, она должна быть рассмотрена в пределах пятидневного срока после поступления.

    До вступления в силу Закона № 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые различия в процедуре по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:

  • Закон № 94-ФЗ допускал проведение конкурентных процедур (конкурсы и аукционы) в документальной форме без электронных площадок, что существенно снижало прозрачность тендеров;
  • ранее действовавший закон позволял относительно легко дробить сумму по однородным закупкам на несколько отдельных контрактов, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков;
  • в Законе № 94-ФЗ практически полностью отсутствовали требования по составлению и регулярному обновлению планов-графиков закупки, что не давало возможность участникам заблаговременно подготовиться к тендеру;
  • только с принятием Закона № 44-ФЗ о госзакупках была введена в действие полноценная система отчета о завершенной закупке.
  • Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков.

    Самостоятельным нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. С 2011 года стали применять специальные правила для следующих категорий юрлиц:

    • государственные и публичные корпорации, а также иные компании с государственным участием (в которых доля в уставном капитале или количество акции, принадлежащих государству, составляет не менее 50%);
    • унитарные предприятия, созданные государством или муниципальными властями;
    • дочерние общества, в которые доля государственных корпораций составляет более 50%;
    • иные категории субъектов, перечисленных в ст. 1 Закона № 223-ФЗ.
    • Закон № 223-ФЗ предусматривает для перечисленных субъектов самостоятельность в разработке и утверждении положений о закупках.

      Тем не менее все закупки должны проходить через конкурентные процедуры с обязательным размещением на специализированных электронных ресурсах.

      Перечень закупочных процедур по Закону № 223-ФЗ существенно расширен. Однако сохранены принципы прозрачности тендеров и равенства прав всех участников при доступе к размещенному заказу. Контроль за проведением закупочных мероприятий по указанному закону также осуществляет служба ФАС.

      Нарушение закона о госзакупках

      Закон № 44-ФЗ о госзакупках в 2017 году предусматривает штрафные санкции практически за каждое нарушение установленного порядка. Привлечение к ответственности возможно при следующих обстоятельствах:

    • установление в конкурсной или аукционной документации неправомерных ограничений для участников тендера (например, требования о представлении документов, не перечисленных в Законе № 44-ФЗ);
    • нарушение сроков размещения процессуальных документов на электронных площадках (например, протоколов о рассмотрении заявок или протокола о проведении торгов);
    • отказ в предоставлении обязательной информации участникам тендера;
    • неправомерное отклонение заявки участника;
    • выявление случаев сговора между заказчиком и одним из участников закупочной процедуры;
    • нарушение сроков оплаты по государственному контракту;
    • иные нарушения, перечисленные в Законе № 44-ФЗ и подпадающие под административные составы КоАП РФ.
    • Привлечение к ответственности в сфере госзакупок осуществляется службой ФАС по итогам рассмотрения административных дел. Для госзаказчика предусмотрены санкции в виде штрафа. Его взыскание может осуществляться с юридического лица, руководителя организации или членов конкурсных и аукционных комиссий. Для участника закупки дополнительной мерой ответственности является включение в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает возможность подавать заявки по тендерам в последующие два года.

      m.pravoved.ru

      Смотрите так же:

      • Как платить штрафы за границей Калькулятор фиксированного платежа ИП (страхового взноса) в ПФР Содержание В 2018 году 1% дополнительный взнос от суммы дохода выше 300 000 рублей необходимо будет оплатить до 1 июля […]
      • Новые правила подключения к газу 2018 Изменены правила подключения газа к частному дому! 1. Уточняется порядок расчета тарифов за технологическое присоединение к газовой трубе. Плата за присоединение к газопроводу для граждан […]
      • Законы гибдд 2018 года Названы законы, ухудшившие положение водителей с 1 января 2018 Даже если не брать в расчет очередное очередное повышение в 2018 году акцизов на бензин, которое вместе с увеличением цены […]
      • Сургут административные штрафы Как по фамилии проверить административный штраф Административный штраф – это денежное наказание любого гражданина России за совершенное административное правонарушение. Закон […]
      • Выплаты по осаго мало ГИБДД резко сократит выплаты по ОСАГО уже летом Озвученная на днях идея Минфина заставить автовладельцев оформлять европротокол при любом ДТП без пострадавших получила продолжение. — Мы […]
      • Налог за камаз самосвал У меня личный 1 самосвал-камаз,сам водитель,ещё не регистрировался как и.п,при регистрации какой режим налогообложения для меня лучше выбрать? С 2013 года вы можете выбирать между ЕНВД, […]