Закон о кредитах иностранных

Российские пенсии гражданам, проживающим за границей

Вчера получил письмо от одного из моих подписчиков. Он пишет:

«Уважаемый, Геннадий Борисович, читаю и не нарадуюсь, как ясно вы излагаете свои мысли.

Однако, в процессе моей учёбы в Вашей школе, у меня возник вопрос, на который я не нашёл ответа.

В соответствии с Законом о занятости, граждане РФ имеют право на поиск работы за пределами страны. Будет ли этот стаж учитываться ПФР при начислении пенсии, если человек работал официально, по контракту? Если это зависит от межправительственных соглашений, то с какими странами у России эти соглашения есть?

Спасибо за внимание. Кризис в Европе заставил серьёзно задуматься над тем, где и как жить дальше. Я военный пенсионер и с семьёй проживаю в Испании. Пока учусь у Вас и спасибо за информацию, которую Вы размещаете на сайте.»

Однако непосредственно в Виртуальной школе пенсионера темы выплаты пенсии пенсионерам, уезжающим на постоянное жительство за границу, я не касался. Хотя теперь вижу, что потребность в этом назрела.

Все больше и больше, к сожалению, наших сограждан из-за антинародной политики руководителей страны вынуждены уезжать за границу. В прошлом году, когда отдыхал в Турции, был поражен масштабами «засилия» этой страны русскоговорящими выходцами из стран СНГ. И такая картина не только в Турции. Многие наши сограждане переезжают в курортные зоны этих стран на постоянное жительство. И вопрос пенсионного обеспечения для них весьма актуален.

Надеюсь, данная статья о пенсии гражданам, уезжающим на постоянное жительство за границу, в какой-то мере им поможет.

Система пенсионного обеспечения — одна из самых сложных в законодательстве. Эта характеристика справедлива как для России, так и для любой страны, куда выезжают наши соотечественники на постоянное жительство, но совершенно не утешает тех, кто хочет пенсию там получать.

Кроме того, право на социальное обеспечение по возрасту или инвалидности, даже гарантированное конституциями большинства стран, не всегда реализуется на практике. Особенно это стало очевидным, когда пали старые железные занавесы, появились новые государственные границы, а нынешние пенсионеры стали заложниками старых консервативных законов.

Кто-то из нынешних и будущих получателей пенсий стал иностранцем, никуда не уезжая, а кто-то приобрел этот статус, поменяв страну проживания.

Кто в российском пенсионном законодательстве считается лицом, выехавшим на ПМЖ за границу

В российском пенсионном законодательстве выехавшими на постоянное жительство за пределы РФ считаются лица, официально снявшиеся на территории России с регистрационного учета.

На практике эта процедура происходит либо в самой России через соответствующие органы внутренних дел (паспортно-визовая служба), либо через консульские учреждения или дипломатические представительства РФ за границей.

Даже для лиц, имеющих двойное гражданство (одно из которых российское), имеет значение место их регистрационного учета, определяющее, например, процедуру подачи документов на пенсию.

По российскому законодательству, право на назначение пенсии из числа проживающих за пределами РФ имеют только граждане страны. Эмигрантам, переставшим быть гражданами России в связи с получением гражданства другого государства российская пенсия, по-прежнему, не может быть назначена.

Для некоторых пенсионеров выплата российской пенсии могла быть прекращена по разным причинам.

Часто пенсионеры сами просили не выплачивать им пенсию, чтобы получить соответствующую справку для социальных органов в стране проживания. Ведь получаемая в России пенсия уменьшала размер социального пособия.

Также до 1990-х годов в России органы социального обеспечения прекращали выплачивать пенсию автоматически тем пенсионерам, кто выезжал на постоянное проживание за границу.

Теперь у пенсионеров появилась возможность возобновить выплату пенсии.

Такое право есть у всех пенсионеров, кому пенсия была когда-то назначена, независимо от их нынешнего гражданства. Заявление о восстановлении пенсии можно подавать либо по месту регистрации в России, либо непосредственно в Пенсионный Фонд РФ, если пенсионер с регистрационного учета в России снят.

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей, регламентируется следующими нормативно-правовыми актами

  • Федеральным законам от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”
    • статьёй 24 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
    • Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”
    • Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 510 “Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”
    • и рядом других нормативно-правовых актов, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

      Например, гражданин выехал на постоянное жительство в Испанию, с которой у РФ действует Договор о социальном обеспечении от 11.04.94. Право этого гражданина на пенсионное обеспечение определятся нормами данного Договора, а не Закона от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”.

      Несмотря на отсутствие такой нормы в Законе от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ, необходимо принимать во внимание ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

      В настоящее время действуют следующие международные договоры в области социального и пенсионного обеспечении граждан, выезжающих за границу:

    • Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.59;
    • Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 11.12.59;
    • Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.12.60;
    • Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20.12.62;
    • Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.81;
    • Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 (участники: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Российская Федерация);
    • Временное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15.01.93;
    • Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.94;
    • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.95;
    • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27.04.96.
    • Важно. При принятии решения о переезде на постоянное жительство за границу необходимо учитывать шаткость этих Договоров.

      Например, не так давно Чешской стороной было принято решение о денонсации соглашения между Советским Союзом и Чехословакией. Это означает, что россияне, достигшие возраста 65 лет (возраст выхода на пенсию в Чехословакии), но не проработавшие на территории страны хотя бы 15 лет, не будут иметь права на получение чешской пенсии.

      С российской пенсией также могут возникнуть проблемы, поскольку многие граждане выписались из России, да и стаж работы в Чехии вряд ли будет засчитан.

      Единственным разумным выходом в таком случае представляется оформление пенсионного страхования.

      Действие указанных выше законодательных норм о пенсионном обеспечении лиц, проживающих за границей распространяется:

    • на граждан Российской Федерации
    • на иностранных граждан
    • на лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации
    • на граждан, подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. «
    • независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства.

      Кто имеет право на получение российской пенсии при выезде за границу

      Как правило, большинство российских пенсионеров сохраняют право на получение пенсии при выезде на постоянное проживание за границу. Не могут рассчитывать на получение пенсии за границей :

    • пенсионеры, которым пенсия назначена по советским законам, а не российским (в основном это те, кто выехал из РФ до начала 90-х гг.);
    • пенсионеры, получающие социальные пенсии. К ним, в частности, относятся инвалиды, не имеющие страхового стажа (полный перечень периодов, включаемых в страховой стаж, вам обязаны предоставить в отделении Пенсионного фонда в вашем регионе).
    • пенсионеры, выезжающие в страны, с которыми СССР или РФ имеет международные договоры о пенсионном обеспечении (в их числе — многие бывшие республики СССР, Испания, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.). Таким гражданам пенсии выплачиваются в соответствии с договорами.
    • Пенсионер, который собирается уехать на постоянное жи­тельство за пределы Российской Федерации, в соответствии с ст.1 Федерального закона от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, вправе получить сумму назначенной ему пенсии за шесть месяцев вперед. Для этого ему нужно:

    • подать в свое отделение Пенсионного фонда РФ заявление о выплате пен­сии за шесть месяцев;
    • представить документы, подтверждающие его выезд за границу на постоянное место жительства. Для гражданина Российской Федерации это так называемый иностранный пас­порт с отметкой «для проживания за границей».
    • Отметим, что перерасчет пенсии, выплаченной за шесть месяцев вперед, не производится, даже если за это время изме­нилось законодательство и все остальные пенсии были увели­чены. Если отъезд задерживается более чем на полгода, пен­сия вновь может быть выплачена за шесть месяцев вперед (Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжаю­щим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Рос­сийской Федерации, утвержденное постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 510).

      Пенсионеру, выехавшему на постоянное жительство за границу, сумма назначенной пенсии либо выплачивается на территории Российской Федерации (в рублях), либо перево­дится за границу (по курсу рубля, установленному Централь­ным банком Российской Федерации на день каждого перевода) — это зависит от желания самого пенсионера.

      Первый вариант: пенсия выплачивается пенсионеру на территории Российской Федерации (в рублях)

      На территории нашей страны пенсия выплачивается тем же отделением Пенсионного фонда РФ, что и до отъезда лица за границу. В это отделение Пенсионного фонда направляется заявление, где указывается страна выезда, адрес постоянного жительства за границей, реквизи­ты российского банка. К заявлению прилагается документ, подтверждающий место постоянного жительства граждани­на за границей, и справка о дате вы­езда за границу (или переезда из одного иностранного государства в другое).

      На основании этого заявления отделение Пенсионного фонда РФ выплачивает пен­сию на территории нашей страны. Если раньше пенсия пере­водилась за границу, отделение Пенсионного фонда извещает ПФР о желании пенсионера получать ее на территории Российской Федерации. При этом дальнейшая индексация, корректировка и пересчет пенсии производятся в соответствии с российским законодательством.

      Указанное выше постановление Прави­тельства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 510 разрешает выплачивать пенсию не только че­рез банк, но и по доверенности, выданной пенсионером свое­му представителю. Этот документ должен быть удостоверен нотариально.

      В любом случае пенсия выплачивается при наличии доку­мента, подтверждающего факт нахождения гражданина в жи­вых на 31 декабря каждого года.

      Такой документ выдается дипломатическим представитель­ством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного госу­дарства.

      Иностранные документы, представляемые в целях пенсионно­го обеспечения, должны быть удостоверены путем проставления апостиля в компетентном органе страны проживания и иметь нота­риально заверенный перевод на русский язык.

      Второй вариант: перевод пенсии пенсионеру за границу.

      Он осуществляется Пенсионным фондом Российской Федера­ции по заявлению пенсионера и на основании таких же докумен­тов, что и при выплате пенсии на территории нашей страны.

      В этом случае ПФР запрашивает у вашего отделения Пенсионного фонда справку по пенсионному делу и на основании такой справки переводит пенсию за пределы России (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед отъездом). Переводится она на счет пенсионера в банке иностранного государства.

      Выплата пенсии при возвращении пенсионера из-за границы

      Российское законодательство также предусматривает правила выплаты пенсий при возвращении пенсионеров на постоянное жительство в Российскую Федерацию.

      В подобных случаях пенсия выплачивается территориаль­ным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании:

    • данных о не выплаченных суммах пенсии;
    • заявления пенсионера;
    • паспорта этого пенсионера — гражданина Российской Фе­дерации с отметкой о регистрации по месту жительства.
    • При этом суммы назначенной пенсии, не полученные за время его проживания за границей, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за пенсией на территории Российской Федерации.

      После получения всех необходимых документов территориальное отделение Пенсионного фонда проверяет правильность исчисления пенсии и начи­нает выплату пенсии пенсионеру на территории Российской Федерации.

      Если до этого пенсия переводилась пенсионеру за границу, то территориальное отделение Пенсионного фонда извещает ПФР о поступлении от гражданина заявления о выплате ему пенсии на территории нашей страны и запрашивает документ о прекра­щении перевода пенсии пенсионеру за пределы Российской Федерации.

      Ответы на наиболее сложные вопросы, касающиеся пенсии гражданам уезжающих за границу

    • Я являюсь российским специалистом, в настоящее время работаю за границей. Могу ли я обеспечить себя пенсией в России?
    • Согласно статье 29 Закона о трудовых пенсиях граждане Российской Федерации, работающие за пределами ее террито­рии, могут добровольно вступить в правоотношения по обяза­тельному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Из этого следует, что необходимо только подать заявление в ПФР и перечислять страховые взносы самостоятельно.

      В таком случае гражданин, работающий за границей, при­обретает статус лица, застрахованного в системе обязательно­го пенсионного страхования Российской Федерации, или про­должает оставаться таковым, если этот статус у него уже был.

    • Какие документы необходимо пенсионеру представить для получения пенсии за шесть месяцев вперед при выезде за границу?

    Выплата пенсии пенсионеру при выезде за границу за шесть месяцев вперед производится:

  • пенсионеру — гражданину Российской Федерации — на основании за­явления и паспорта, удостоверяющего его личность за преде­лами Российской Федерации, при наличии в этом паспорте отметки «для проживания за границей»;
  • иностранному гражданину — на основании заявления, национального паспорта, копии вида на жительство и визы иностранного государства, в которое он намерен въехать (если она необходима);
  • лицу без гражданства — на основании заявления, копии вида на жительство и визы иностранного государства, в кото­рое он намерен въехать (если она необходима).
  • В каком порядке Пенсионный фонд принимает решение о переводе пенсионеру пенсии за границу и в какие сроки происходит перевод
  • На основании заявления пенсионера ПФР запрашивает у территориального отделения Пенсионного фонда РФ справку по его пенсионному делу.

    Территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, осуществлявшее пенсионное обеспечение пенсионера на территории Российской Федерации, проверяет пра­вильность исчисления пенсии указанному пенсионеру, закры­вает его пенсионное дело и составляет справку по пенсионно­му делу в двух экземплярах, один из которых направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Второй экземпляр справки и запрос ПФР хранятся вмес­те с пенсионным делом в архиве действующих пенсион­ных дел.

    После получения справки по пенсионному делу пенсионера, выехавшего на постоянное жительство за пределы Россий­ской Федерации, ПФР осуществляет перевод пенсии пенсионеру за границу.

    Пенсию начинают переводить пенсионеру за границу в следующем месяце после даты выезда пенсионера за пределы Российской Федерации, но не ранее дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учетом выплаты пенсии пенсионеру за шесть месяцев вперед пе­ред выездом).

    • Я живу за границей, получаю российскую пенсию. Время от времени пенсионное законодательство изменяется, раз­мер пенсии увеличивается. Касается ли это меня? Если да, то в каком порядке будет пересматриваться размер моей пенсии
    • В данном случае надо понимать, о каком увеличении пен­сий идет речь. Если они индексируются в связи с инфляцией, то это касается всех пенсий, в том числе и выплачиваемых пенсионерам, выехавшим за границу.

      Если же принимается федеральный закон, увеличивающий размер базовой части трудовой пенсии с целью приблизить ее к прожиточному минимуму пенсионера в нашей стране, то перерасчет произ­водится по нормам такого закона. Согласно Закону о трудовых пенсиях подобные акты могут устанавливать определенные особенности относительно российских пенсий, выплачивае­мых пенсионерам за границей.

    • Смогу ли я получать за своего сына пенсию по случаю потери кормильца, если мы собираемся выехать на постоян­ное жительство за границей
    • Да, вы как законный представитель вашего сына сможете получать пен­сию по случаю потери кормильца, начисляемую на вашего сына. Закон не ограничивает граждан в получении любого вида пенсии — и трудовой, и назначенной по Закону о госу­дарственном пенсионном обеспечении — на том основании, что они выехали за границу на постоянное жительство.

    • Я состою на постоянном регистрационном учете в РФ, но фактически проживаю за границей. Могут ли меня лишить пенсионного обеспе­чения, если я получаю пенсию по законам другого государ­ства
    • При отсутствии такой информации выплата пенсии лицам, сохраняющим регистрацию на территории Российской Феде­рации и не снявшимся с пенсионного учета, не может быть прекращена (Журнал «Пенсия», 1999, № 3, стр. 16).

      Кроме того, в некоторых случаях закон допускает наличие двойного гражданства. Например, многие пенсионеры, посто­янно проживающие в Израиле , получают пенсию и по законам этой страны, и по законам Российской Федерации, поскольку имеют двойное гражданство. (см. статью Российские чиновники консультируют израильтян по вопросам получения пенсий).

    • Я постоянно проживаю за границей. Мне назначена российская трудовая пенсия по старости. Хочу, чтобы ее получал мой родственник, проживающий в Рос­сии. Возможно ли это?
    • Да, но для этого вам необходимо:

    • отправить в Пенсионный фонд РФ заявление о зачислении пенсии на счет вашего родственника в банке по месту его жительства;
    • оформить на его имя доверенность на получение пен­сии. Такая доверенность может быть составлена не только в консульстве Российской Федерации, но и должностным ли­цом или компетентным органом за границей согласно междуна­родным правилам.
    • Доверенность, составленная гражданином Российской Фе­дерации, постоянно проживающим на территории государст­ва, являющегося участником Конвенции, отменяющей требо­вание легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), к которой Российская Федерация присоединилась 31 мая 1992 года, удостоверяется компетент­ным органом этого государства в особом порядке — путем проставления апостиля.

      Апостиль удостоверяет подлинность подписи, статус лица, подписавшего доверенность, подлинность печати и штампа, которым она скреплена.

      Большинство стран, в том числе и Россия, являются участниками Гаагской конвенции 1961 года (всего более 90 государств).

      Доверенность, составленная на иностранном языке гражда­нином Российской Федерации, проживающим на территории государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи или участником соответствующего двустороннего договора с Российской Федерацией, должна быть удостоверена надписью нотариуса Российской Федерации о верности перево­да доверенности на русский язык.

    • Какие документы необходимы для выплаты пенсии по возвращении пенсионера на постоянное место жительства в Россию из-за границы
    • Для выплаты пенсии на территории Российской Федера­ции пенсионер по возвращении из-за границы представляет непосредственно в свое территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, осуществлявшее его пенсионное обеспечение:

      1. заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации;
      2. документ, подтверждающий место постоянного жительст­ва пенсионера за пределами Российской Федерации, и справку о дате выезда (переезда из одного государства в другое).

      Во всех случаях выплата пенсии пенсионеру производится при условии представления в ПФР или в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, осущест­вляющее выплату пенсии на территории Российской Федера­ции, документа, подтверждающего факт нахождения граждани­на в живых на 31 декабря каждого года (документы, оформлен­ные ранее указанной даты, для продолжения выплаты пенсии не принимаются).

      Если указанный документ не представлен, выплата пенсии пенсионеру приостанавливается (прекращается) в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации. После представления пенсионером данного документа выплата пенсии восстанавливается, но не более чем за три года, предшествующие обращению пенсионера по этому поводу в свое территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.

      Вы хотите навсегда забыть о проблеме вечной нехватки денег, скопить себе капитал и стать богатым и счастливым пенсионером? Тогда Вам непременно надо зайти >>> сюда .

      С пожеланиями Счастливой Жизни на Пенсии,

      Читайте также по пенсионному планированию:

      www.ypensioner.ru

      ПОЛУЧИТЕ ОТЧЕТ ПО ВАШЕМУ КРЕДИТНОМУ РЕЙТИНГУ ИЗ БКИ

      Количество
      активных кредитов и выплаты по ним

      Новые кредиты
      Каковы шансы одобрения кредита

      Почему
      отказывают банки

      Есть ли
      долги/ просрочки по кредитам

      В отчете вы увидите еще 17 пунктов полезной информации

      Бывает банки допускают ошибки, например, забывают исправить запись о просрочке или внести данные о погашении кредита вовремя. Такие ошибки могут служить поводом для поводом отказа в новых кредитах.

      В 2016 г. на 1/4 стало больше кредитов, когда злоумышленники получают кредиты по копиям паспортов, Человек не знает, что на него оформлен чужой кредит, пока банки или коллекторы не потребуют вернуть долг.

      Часто банки оформляют кредитную карту в дополнение к полученному кредиту, и даже если Вы ее не активируете, в кредитной истории она может числиться как действующий кредит.

      Случается, что у заемщика существуют просрочки, о которых он не знал либо забыл. Даже маленькая задолженность в несколько копеек, может вырасти в огромный долг, испортить кредитную историю и принести множество проблем.

      НЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА ЛЕВЫЕ КРЕДИТЫ

      ПОНЯТЬ ПРИЧИНУ ОТКАЗА В ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТОВ

      СОБИРАЕТЕСЬ ЗА ГРАНИЦУ

      СПОКОЙСТВИЕ

      Вас могут задержать на границе и запретить выезд за рубеж, из-за непогашенных кредитов, проверьте свою кредитную историю.

      Точная информация о количестве Ваших кредитов, общей сумме задолженности и сумме ежемесячных платежей

      ПРОСРОЧКИ

      ваши реальные кредиты и сколько выплачено денег по кредиту.

      просрочки, которые числятся за вами по активным и закрытым кредитам.

      Кредитная история заемщика – информация, которая характеризует исполнение субъектом кредитной истории (физическим или юридическим лицом) принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, алиментных обязательств, и хранится в бюро кредитных историй.
      Теги: проверить кредитную историю онлайн легко! Кредитный отчет из НБКИ,узнать кредитную историю ,где посмотреть кредитную историю, как узнать кредитную историю. Согласно законодательству Российской Федерации, каждая кредитная организация должна взаимодействовать с бюро кредитных историй. В свою очередь бюро предоставляет организациям, имеющим письменное или иным образом зафиксированное согласие субъекта кредитной истории, данные о субъекте с целью, указанной в полученном согласии. Теги: бки,как получить, заказать, узнать долги по кредитам,выписка или справка,запросить в бки онлайн, проверка КИ

      Отчет по кредитной истории из бюро кредитных историй

      www.bki24.info

      Изменения-2018 в нормативных актах для банков

      дата публикации: 10.01.2018

      Как обычно, начало каждого года сопровождается существенными изменениями федеральных законов и нормативных актов Банка России. В этой статье мы излагаем самые важные нововведения и рассказываем о том, что изменяется в 2018 году для кредитных организаций.

      С 1 января 2018 года все граждане России стали её валютными резидентами вне зависимости от наличия другого гражданства, вида на жительства в иной стране и даже фактического постоянного проживания вне России. Такие правки внесены в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», но нужно отчетливо понимать, что понятия «налогового резидентства» это абсолютно не касается, поскольку последнее регулируется Налоговым кодексом, а не законом № 173-ФЗ.

      С точки зрения банковского дела из-за смены понятия «резидент» появилось довольно много нюансов. Во-первых, согласно Положению 579-П банковские и прочие счета открываются для резидентов и нерезидентов на разных счетах второго порядка, и поэтому открытые ранее счета нашим гражданам как нерезидентам должны, по-видимому, сменить свой номер… Напомним, что понятия «резидент» и «нерезидент» в 579-П применяются в значении, установленном валютным законодательством РФ.

      Во-вторых, требования статьи 12 закона 173-ФЗ к порядку открытия счетов и вкладов в зарубежных банках, проведения по этим счетам валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по таким счетам и вкладам, не применяются к физическим лицам-резидентам, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составил более 183 ней. Эта норма распространена и на тех, чей срок пребывания в истекшем, 2017 году, за пределами РФ в совокупности составил более 183 дней. Иными словами, любые граждане РФ, по факту находившиеся за границей в 2017 году более 183 дней, а также все те, кто и в последующие годы проведет большую часть времени за рубежом, НЕ должны:

    • уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) за границей и об изменении реквизитов (ни в течение месяца, ни потом)
    • соблюдать ограничения по зачислению и списанию денег с заграничных счетов, установленные статьей 12 закона 173-ФЗ
    • представлять российским налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
    • Тем не менее, если по прошествии календарного года окажется, что физлицо в совокупности провело за границей 183 дня или менее, то в срок до 01 июня наступившего года нужно подать в налоговую инспекцию уведомления от об открытии счетов (изменении реквизитов / закрытии счетов) и представить отчеты о движении средств.

      И если раньше переводы средств физлицами-резидентами со своих российских счетов на свои счета, открытые в банках за пределами РФ, осуществлялись при условии предъявления уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления, то с 2018 года данная норма в отношении физлиц в законе отсутствует! Ведь гражданин России, будучи валютным резидентом России, имеет право не сообщать никому о своих зарубежных счетах, если преимущественно проживает за границей, и переводы с его российских счетов должны осуществляться без ограничений и без требования представлять банку уведомления об открытии счета. Это значит, что во внутренние документы банка нужно внести изменения, исключив обязательность проверки уведомления об открытии счета за границей.

      С 1 января 2018 года для всех банков обязателен к применению Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», который заменил МСФО 39.

      Начиная с расчета за I квартал 2018 года увеличена базовая ставка взносов в фонд страхования вкладов с 0,12% до 0,15% среднего остатка вкладов за квартал. Это максимально возможный уровень ставки по закону № 177-ФЗ, и с момента функционирования системы страхования вкладов такой высокой она ещё не была. Соответственно, дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов, подлежащих уплате банками в АСВ, также выросли, поскольку установлены в процентном отношении к базовой ставке.

      С 01 января 2018 года начался переходный период в один год, в течение которого банки должны определиться, в какой категории они намерены работать: как банки с базовой лицензией или как банки с универсальной лицензией. Все действующие и ещё не определившиеся банки сейчас априори признаны «банками с универсальной лицензией». Новая структура банковского сектора должна сложиться к началу 2019 года. При этом предполагается, что Инструкция № 180-И «Об обязательных нормативах банков» распространяется теперь только на универсальные банки, а Инструкции, которая должна регулировать нормативы для банков с базовой лицензией, официально зарегистрированной и опубликованной, на дату написания статьи нет.

      Изменены ставки отчислений в ФОР, при этом они дифференцированы для банков с базовой лицензией и для банков с универсальной лицензией согласно Указанию № 4604-У от 13.11.2017. Начиная с регулирования размера обязательных резервов за декабрь 2017 года применяются следующие ставки:

      Вид обязательств банка

      Нормативы ФОР
      для банков
      с универсальной лицензией

      Нормативы ФОР
      для банков
      с базовой лицензией

      Перед физлицами в рублях

      Перед юрлицами-нерезидентами
      в рублях

      По иным обязательствам в рублях

      Перед физлицами
      в иностранной валюте

      По всем иным обязательствам
      в иностранной валюте

      Перечень форм отчетности кредитных организаций дополнен следующими формами (внесены изменения в 4212-У):

      – 0409121 «Расчет системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) («Базель III»)»

      – 0409203 «Сведения о счетно-сортировальных машинах кредитной организации, применяемых при обработке банкнот Банка России, предназначенных для выдачи клиентам»

      – 0409716 «Сведения кредитной организации, осуществляющей клиринговую деятельность, об исполненных обязательствах, допущенных к клирингу, за отчетный период»

      – 0409720 «Сведения о результатах стресс-тестирования рисков центрального контрагента»

      – 0409721 «Сведения о результатах оценки точности модели центрального контрагента»

      – 0409722 «Сведения об обязательных нормативах и о выделенном капитале центрального контрагента»

      – 0409723 «Сведения об оценке непрерывности деятельности центрального контрагента»

      – 0409810 «Отчет об изменениях в капитале кредитной организации (публикуемая форма)».

      В новой редакции или в редакции с существенными изменениями с 01 января 2018 года изложены формы 0409157 «Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации», 0409260 «Информация о банкоматах кредитной организации, предназначенных для оказания платежных услуг», 0409302 «Сведения о размещенных и привлеченных средствах», 0409303 «Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам», 0409316 «Сведения о жилищных кредитах», 0409401 «Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях», 0409603 «Сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них», 0409706 «Сведения об объемах внебиржевых сделок», 0409707 «Сведения об осуществлении брокерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами», 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков, величине резервов на возможные потери по ссудам и иным активам (публикуемая форма)», 0409813 «Сведения об обязательных нормативах, показателе финансового рычага и нормативе краткосрочной ликвидности (публикуемая форма)».

      В новой редакции с 01 марта 2018 года излагается форма отчетности 0409405 «Сведения об операциях с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имущество, совершенных между резидентами и нерезидентами» и форма 0409665 «Отчет о валютных операциях, осуществление которых предусматривает оформление паспорта сделки».

      В новой редакции с 01 апреля 2018 года изложены формы 0409070 «Сведения об использовании кредитной организацией интернет-технологий», 0409129 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией средствам» и 0409711 «Отчет по ценным бумагам».

      С 01 апреля 2018 года утрачивает силу форма 0409116 «Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией».

      Кроме того, внесены небольшие правки в некоторые формы отчетности и изменены порядки составления и представления ряда форм.

      Начиная с отчетности за 2017 год кредитные организации вправе отражать в годовой бухгалтерской отчетности только существенные корректирующие события после отчетной даты. Критерий существенности составляет не более 5% от суммы, отраженной по соответствующему символу ОФР за отчетный год без учета СПОД. Соответствующие изменения внесены в Указание 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

      01 января 2018 года вступило в силу Положение 596-П, которое устанавливает порядок расчета норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования, или сокращенно – НЧСФ) для системно значимых кредитных организаций. Минимально допустимое числовое значение нормативов Н28 и Н29 – 100%.

      С 01 февраля 2018 года вступает в силу Федеральный закон № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно (синдикат кредиторов).

      Согласно закону, заемщиком по договору синдицированного кредита (займа) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а участниками синдиката кредиторов – кредитные организации, включая Внешэкономбанк, иностранные банки, международные финансовые организации, иностранные юрлица, которые в соответствии со своим личным законом вправе заключать кредитные договоры, НПФ, управляющие компании и специализированные депозитарии ИФ, ПИФ и НПФ, а также иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.

      С 01 марта 2018 года вместо 138-И вступает в силу новая Инструкция Банка России № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет требование об оформлении резидентами паспорта сделки и представлении справок о валютных операциях. Вместо этого вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Банк, принявший контракт на учет (банк учёта контракта), кратко будет именоваться «Банк УК». Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов. Постановка на учет контрактов банками осуществляется в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банком в постановке контракта на учет. Помимо этого, с 50 тысяч долларов США до 6 млн рублей увеличено значение суммы, при которой необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам.

      Коды валютных операций претерпевают изменения также с 01 марта 2018 года.

      С 01 июня 2018 года начинают действовать правила о совместном использовании банковского счета несколькими лицами (изменена статья 845 ГК РФ, которая называется «Договор банковского счета»). В случае, когда договор банковского счета заключен клиентами-супругами, права на денежные средства, находящиеся на совместном счете, являются общими правами клиентов-супругов, если иное не предусмотрено брачным договором, о заключении которого клиенты-супруги уведомили банк. Такая практика распространена в европейских странах. В случае открытия совместного счета физлицами, не являющимися супругами, права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими таким лицам в долях, определяемых пропорционально суммам денежных средств, внесенных каждым из клиентов или третьими лицами в пользу каждого из клиентов, если иное не предусмотрено договором банковского счета.

      С 01 июня 2018 года вступают в силу правки, внесенные в статьи 837 и 844 ГК РФ, которые кардинально изменяют правила выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов. Сберегательные сертификаты должны выпускаться и обращаться только среди физлиц и индивидуальных предпринимателей, депозитные – только среди юрлиц. С июня 2018 года эти ценные бумаги будут выпускаться только именными (а ранее выпускались и на предъявителя). Соответственно, суммы по всем вкладам, удостоверенным сберегательными сертификатами, будут подлежать страхованию в соответствии с законом № 177-ФЗ, а нынешняя возможность привлекать средства физлиц через выпуск сертификатов на предъявителя и экономить на взносах в ССВ, будет закрыта.

      С июня 2018 года процентную ставку для досрочного погашения сертификата можно как предусматривать, так и не предусматривать, при этом банк освобождается от обязанности выдавать по первому требованию физлицу его вклад, если он удостоверен сберегательным сертификатом и на нём не предусмотрено право владельца на досрочное получение вклада. Таким образом, банки впервые получат возможность привлекать и удерживать деньги от физлиц до окончания оговоренного срока, не выдавая денежные средства вкладчику досрочно по его требованию.

      Являясь документарными ценными бумагами, сберегательные и депозитные сертификаты смогут выдаваться на условиях обездвижения, когда сертификаты не выдаются на руки их владельцам, а права владельцев закрепляются в едином сертификате, реквизиты которого должны быть установлены Банком России.

      Выданные до 01 июня 2018 года сберегательные и депозитные сертификаты сохраняют свое действие на тех условиях, на которых они были выданы. Новые положения ГК РФ будут применяться к правоотношениям, возникшим после 01 июня 2018 года, и к договорам, заключенным после этой даты.

      С 01 июня 2018 года появляется новый вид банковского счета: публичный депозитный счет (статьи 860.11 – 860.15 ГК РФ), который может открываться в российских кредитных организациях с величиной капитала не менее 20 млрд рублей.

      По договору публичного депозитного счета, заключаемому для целей депонирования денежных средств в случаях, предусмотренных законом, банк обязуется принимать и зачислять в пользу бенефициара денежные средства, поступающие от должника или иного указанного в законе лица (депонента), на счет, открытый владельцу счета (нотариусу, службе судебных приставов, суду и иным органам или лицам, которые в соответствии с законом могут принимать денежные средства в депозит).

      По публичному депозитному счету на основании распоряжения владельца счета могут совершаться операции по перечислению или выдаче депонированных денежных средств бенефициару и возврату этих денежных средств депоненту либо по его указанию другому лицу. Совершение иных операций по публичному депозитному счету и кредитование счета не допускаются, если иное не предусмотрено законом.

      Владелец публичного депозитного счета несет ответственность перед бенефициаром и депонентом за совершение операций по такому счету с нарушением правил о депонировании, установленных законом.

      Бенефициар не вправе требовать совершения операций с денежными средствами, поступившими на публичный депозитный счет в его пользу, непосредственно от банка, но бенефициар вправе потребовать от владельца счета перечисления себе денег с публичного депозитного счета по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательно.

      С 30 июня 2018 года вступают в силу правки, внесенные в закон № 115-ФЗ, устанавливающие правовые основы для удаленной идентификации клиента банка-физлица с использованием его биометрических данных, а также сведений о нем, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), что позволит банкам открывать банковские счета и вклады (в том числе впервые в новом для клиента банке) без личного присутствия физлица при успешном прохождении им удаленной идентификации.

      ЦБ РФ получит право установить критерии определения и перечень кредитных организаций, которые не могут удаленно открывать вклады клиентам-физлицам.

      С 01 июля 2018 года начнет применяться электронная закладная при оформлении ипотеки.

      Закладная с июля 2018 года является именной документарной ценной бумагой или бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного УКЭП, который хранится в депозитарии. Соответствующие правки внесены в закон № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

      С 02 июля 2018 года прекратят своё действие Положения 303-П, 384-П и 544-П, а также Указание 1822-У. Изменится структура БИК. Начнет функционировать перспективная платежная система Банка России (ППС). Взамен документов, утративших силу, будет действовать Положение № 595-П «О платежной системе Банка России». Положение 595-П касается как сервисов срочного перевода (БЭСП, ППС), так и сервисов несрочного перевода (МЭР, ВЭР, рейсы).

      А с 01 января 2019 года уже сейчас предусмотрено вступление в силу такого количества изменений, что даже немножечко не по себе…

      При цитировании, перепечатке и использовании материалов

      с сайта Банковской бизнес-школы ПрофБанкинг

      www.profbanking.com

      Смотрите так же:

      • Приказ 185 гибдд 10 причин остановки Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении […]
      • Заявление на прием от совместителя Что такое совместительство согласно ТК РФ? Приказ и заявление на прием на работу по совместительству, образцы документов и правила их написания Работа по совместительству становится всё […]
      • Ходатайство по пропуску срока Заявление о применении срока исковой давности Если в суд поступит заявление о применении срока исковой давности, вероятнее всего в удовлетворении исковых требований будет отказано. […]
      • Образец пример отзыв на исковое заявление Заявление об исправлении недостатков иска Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при […]
      • Образец справки в пенсионный фонд для пенсии Достойная старость в России: какую пенсию для россиян, стаж которых более 35 лет, подготовило государство? Чтобы получить право на выплату пенсии в России необходимо иметь 15 лет стажа. […]
      • Параметры реестра используемые Реестр или Настройки? В некоторых случаях изменение ключевых значений конфигурации программы, хранящихся в настройках операционной системы, является единственным способом, позволяющим […]