Закон о пенсионном обеспечении ст100

Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

1. Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;

3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

2. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

3. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.

4. В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, указанные в настоящей статье удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

Комментарий к Ст. 26 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Комментируемая статья регламентирует производство удержаний из трудовой пенсии. Следует подчеркнуть, что в данной статье речь идет об удержаниях из трудовой пенсии, производимых органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Обращение взыскания на трудовую пенсию судебным приставом-исполнителем регламентировано Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , содержащим в том числе гл. 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина».
———————————
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Возможность производства удержаний из трудовой пенсии допускается нормой ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. В соответствии с ч. 2 данной статьи указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 названного Закона, в порядке, установленном названным Законом и иными федеральными законами.

В пункте 1 комментируемой статьи 26 Закона О трудовых пенсиях названы три вида документов, на основании которых производятся удержания из трудовой пенсии:

1) исполнительные документы;

2) решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 комментируемого Закона, т.е. при неисполнении или ненадлежащем исполнении пенсионером своей обязанности безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты;

3) решения судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Виды исполнительных документов определены в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ ) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
———————————
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 14.

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

Следует отметить, что Определением КС России от 24 января 2006 г. N 7-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение подп. 2 п. 1 комментируемой статьи, предусматривающее удержание из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. При этом КС России указал, что данное положение предусматривает удержание из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, только тех сумм, которые излишне выплачены пенсионеру в связи с нарушением им обязательства сообщать этим органам о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты; речь идет о денежных суммах, на которые по закону пенсионер не имел права, т.е. не являющихся его имуществом; таким образом, его конституционное право на владение, пользование и распоряжение собственным имуществом, установленное ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ, оспариваемой нормой не нарушено. Кроме того, КС России отметил, что в соответствии с п. 7 ст. 18 комментируемого Закона решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии может быть обжаловано в установленном порядке, в том числе в суд, о чем заявитель своевременно и надлежащим образом был уведомлен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; следовательно, не было нарушено и его право на судебную защиту.
———————————
СПС.

Кстати говоря, в п. 10 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п) упоминается о том, что добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его пенсионному делу. Из этого следует, что удержания из трудовой пенсии на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, возможно только при согласии пенсионера. В противном случае производство удержаний из пенсии возможно только в судебном порядке.

Необходимо подчеркнуть, что ни указанные в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, ни указанные в подп. 3 п. 1 данной статьи решения судов о взыскании сумм трудовых пенсий не являются исполнительными документами.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи удержания из трудовой пенсии производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии. Данное правило закреплено как «противовес» положению ч. 1 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. То, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), предусмотрено в п. 2 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

3. В пункте 3 комментируемой статьи 26 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определены размеры удержания из трудовой пенсии:

по общему правилу удержано может быть не более 50% трудовой пенсии;

в установленных законодательством РФ случаях удержано может быть не более 70% трудовой пенсии;

удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.

Изложенное общее правило соответствует положению ч. 2 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Часть 3 указанной статьи предусматривает изъятие из этого правила: ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное ч. 2 данной статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением; в этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%. Кроме того, в ст. 110 СК РФ предусмотрено, что удержание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов может производиться и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого соглашения и исполнительных документов превышает 50% заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Эти изъятия и подразумеваются в п. 3 комментируемой статьи.

С приведенными положениями ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» согласуются нормы ст. 138 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) об ограничении размера удержаний из заработной платы:

общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику (ч. 1);

при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы (ч. 2);

ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70% (ч. 3).

В части 2 ст. 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 325-ФЗ ) установлено, что взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы регламентированы также ст. 107 УИК РФ, согласно ч. 3 которой в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6162.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает последствия ситуации, когда удержания из трудовой пенсии производились на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, но выплата трудовой пенсии прекращена до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии: в этом случае оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. Соответственно, в этом случае орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обращается в суд с иском о взыскании оставшейся задолженности, при удовлетворении иска суд выносит соответствующее решение, на основании которого выдается исполнительный лист. Этот исполнительный лист орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и предъявляет к исполнению. Дела о взыскании такой оставшейся задолженности рассматриваются судами общей юрисдикции по общим правилам искового производства, предусмотренным ГПК РФ. Принудительное исполнение исполнительного листа осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Как говорилось выше, также в судебном порядке осуществляется взыскание излишне полученных сумм пенсии при отсутствии согласия пенсионера на удержание этих сумм из пенсии на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные комментируемым Законом, то указанные в данной статье удержания из трудовой пенсии производятся только из установленных частей этой пенсии. В пункте 10 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п) прямо указано, что в том случае, если пенсионер отказался от получения страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 17 комментируемого Закона, то установленными считаются все части трудовой пенсии по старости, включая страховую часть пенсии по старости.

zakonopensiah.ru

Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях

Рассмотрим, в чем отличие назначения пенсии по возрасту на льготных условиях согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 100 этого Закона (лицам, имевшим право на пенсию на льготных условиях до вступления в силу Закона о пенсионном обеспечении), и как это влияет на размер пенсий.

Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях

В соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1 и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах; женщины — после достижения 45 лет и при стаже работы не меньше 15 лет, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам.

Работники, которые заняты полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, — по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не меньше 25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах.

Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа во вредных и тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы — мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам.

Согласно ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении лицам, отработавшим до вступления в силу этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на следующих условиях:

  • лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона (01.01.92 г.) полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;
  • лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13, 14 этого Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.

Полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками, не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей (п. 2 Порядка № 383).

Списки для определения права на льготную пенсию

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г.

Результаты аттестации рабочего места влияют на назначение пенсии на льготных условиях

Согласно п. 4 Порядка № 442 аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.

Указанный Порядок вступил в силу 21.08.92 г., а это значит, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено результатами аттестации.

Результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна проводиться внеочередная аттестация.

Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации с определением правопреемника.

В случае подтверждения этого права по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г. (в течение 5 лет после введения в действие Порядка № 442), в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, засчитывается весь период работы на данном предприятии в производствах, предусмотренных списками. То есть период работы с вредными условиями труда до даты издания приказа на предприятии о результатах проведения аттестации и период работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.

Если аттестация впервые проводилась после 21.08.97 г., в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.92 г., 5-летний период работы на данном предприятии, предшествующий дате издания приказа о ее результатах, и периоде работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.

Если же аттестация с 21.08.92 г. не проводилась или по результатам аттестации, впервые проведенной после 21.08.97 г., право не подтвердилось, в льготный стаж засчитывается лишь период работы с вредными условиями труда на данном предприятии, в учреждении или организации до 21.08.92 г. включительно, то есть до вступления в силу Порядка № 442. В таком же порядке засчитывается льготный стаж, если по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г., право на льготное пенсионное обеспечение не подтвердилось.

Таким образом, если с учетом вышеуказанного порядка лицу назначается пенсия по возрасту на льготных условиях и в льготный стаж засчитан период после 01.01.92 г. (даже если засчитан только по 21.08.92 г.), пенсия назначается по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и подлежит возмещению предприятием.

Работа во вредных условиях в советское время

Если льготный стаж приобретен до 01.01.92 г., то пенсия назначается по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении.

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется Список № 2, утвержденный постановлением № 1173, и льготный стаж при этом засчитывается до 01.01.92 г. Проведения аттестации рабочих мест в данном случае не требуется. Расходы на выплату пенсии предприятием не возмещаются.

Подтверждение льготного стажа

Для подтверждения трудового стажа с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется трудовая книжка с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписка из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте (для подтверждения стажа после 21.08.92 г.) и уточняющая справка (п. 20 Порядка № 637).

В справке должны указываться: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

То есть период, который подлежит зачислению в льготный трудовой стаж, определяет предприятие путем предоставления уточняющей справки.

Если предприятие ликвидировано без правопреемника, то льготный стаж подтверждают соответствующие комиссии, действующие в каждой области при Пенсионном фонде Украины.

Отличия в исчислении льготного стажа, если лицо работало до 01.01.92 г. и если оно работало как до, так и после этой даты

Как указано выше, применяются разные списки. То есть если, например, лицо работало до 01.01.92 г. и его должность не была предусмотрена списками, действовавшими в то время, а впервые должность введена в списки, действовавшие после 01.01.92 г. (лицо в настоящее время уже не работает по этой профессии), то такое лицо не будет иметь права на льготную пенсию.

Напомним, что до 01.01.92 г. были действующими Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением № 1173, а после — списки, утвержденные постановлениями № 10, № 36, № 162.

Порядок зачисления в льготный стаж работы на выборных должностях

Выборная работа засчитывается в льготный стаж лишь в случае назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении, то есть в случае, если весь льготный стаж приобретен до 01.01.92 г.

Пунктом 97 Положения № 590 предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах, не превышающих 5 лет, приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания.

При зачислении в льготный стаж выборной работы применяются условия, предусмотренные как п. 97, так и п. 109 Положения № 590 (в зависимости от конкретных обстоятельств), которым, в частности, предусмотрено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в льготный стаж при условии, что перерыв между указанной работой и работой, следующей за ней, не превышает 3 месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях.

Зачисление в льготный стаж периодов обучения и воинской службы

При назначении пенсий на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется п. 109 Положения № 590, который предусматривает также, что периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах милиции и т. п. приравниваются по выбору лица или к работе, предшествовавшей, или к работе, следовавшей за воинской службой, а обучение в профессионально-технических заведениях засчитывается в работу, следовавшую за его окончанием.

При этом обучение, воинская служба и работа на выборных должностях учитываются в размере, не превышающем всего имеющегося стажа работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.

При определении права на пенсию на льготных условиях согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения срочной воинской службы засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную воинскую службу гражданин учился по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работал по профессии или занимал должность, предусматривающую право на пенсию на льготных условиях.

Время обучения по специальности в профессионально-технических учебных заведениях засчитывается в льготный стаж при условии, что в течение 3 месяцев после окончания обучения лицо трудоустроилось по приобретенной профессии. (ст. 38 Закона № 103).

В любом случае время обучения в профессионально-техническом учебном заведении и время прохождения срочной воинской службы, которое засчитывается в льготный стаж, не должно превышать имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях.

Пример 1

Мужчина имеет страховой стаж 30 лет, в том числе 6 лет работал во вредных условиях по Списку № 2 (19811986 гг.). С этой работы он избран секретарем парторганизации, работал на выборной должности 7 лет. В течение месяца после увольнения был принят на невыборную работу.

Учитывая то, что мужчина в течение 3 месяцев после увольнения с выборной должности трудоустроился, время работы на выборной должности засчитывается в работу, которая ей предшествовала (по Списку № 2). И в этом случае время такой выборной работы ограничивается 6 годами работы во вредных условиях труда. То есть льготный стаж по Списку № 2 такого мужчины будет составлять 12 лет, что дает право на снижение пенсионного возраста на 4 года (за каждые 2 года 6 месяцев такой работы на 1 год).

Пример 2

Мужчина имеет страховой стаж 31 год. Работа по Списку № 13 года (19801982 гг.), выборная работа в райкоме комсомола7 лет (19831989 гг.), через 3,5 месяцаработа по Списку № 11 год ( 1990 г.).

Применить норму п. 109 Положения № 590 нет оснований в связи с тем, что после увольнения с выборной должности он трудоустроился позже 3 месяцев.

В данном примере применяются нормы п. 97 этого Положения, то есть выборная работа приравнивается к предшествующей ей льготной. При этом выборная работа ограничивается 5 годами, но засчитывается лишь 4 года (в количестве, не превышающем всего льготного стажа).

С учетом указанного льготный стаж по Списку № 1 составлял 8 лет (4 годальготная работа и 4 годавыборная). Указанный стаж дает право на снижение пенсионного возраста на 8 лет, и мужчина будет иметь право на пенсию по возрасту на льготных условиях по достижении 52-летнего возраста.

Пример 3

Пенсия назначена по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении (с учетом льготного стажа как до, так и после 01.01.92 г.). Страховой стаж мужчины 32 года, в том числе обучение в ПТУ по профессии, предусмотренной Списком № 1,1 год. Через месяц после окончания обучения зачислен на работу по приобретенной профессии и отработал 1 год. С этой работы был призван на срочную воинскую службу2 года. Воинская служба по конт-ракту3 года. Работа по профессии, предусмотренной Списком № 1,6 лет 7 месяцев (по 1996 г. включительно). Рабочее место аттестовано.

Определение льготного стажа.

Обучение в ПТУ по профессии, предусмотренной Списком № 1,1 годзасчитывается в льготный стаж, поскольку после окончания обучения в течение 3 месяцев трудоустроился на работу по приобретенной профессии.

Срочная воинская служба также засчитана в льготный стаж, поскольку мужчина был призван с работы по Списку № 1.

Воинская служба по контракту (3 года) не засчитывается в льготный стаж, поскольку при назначении пенсии по ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении в стаж засчитывается только срочная воинская служба.

Таким образом, льготный стаж мужчины составляет 10 лет 7 месяцев (1 год + 1 год + 2 года + 6 лет 7 месяцев), что дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях по достижении 50-летнего возраста.

Пример 4

Страховой стаж мужчины25 лет, в том числе 6 лет 6 месяцевработа, предусмотренная Списком № 2; 6 летвыборная работа в профсоюзах. Согласно п. 97 Положения № 590 выборная работа приравнивается к работе до избрания только в пределах 5 лет. Льготный стаж11 лет 6 месяцев. Это дает право на пенсию по возрасту мужчине по достижении 56-летнего возраста.

Пример 5

Страховой стаж женщины20 лет, в том числе 3 годаработа по Списку № 2; 6 летвыборная работа; 2 годаобычная работа; 2 годаработа по Списку № 2.

В соответствии с п. 97 Положения № 590 выборную работу можно приравнять к работе до избрания в пределах 5 лет и при этом в размере, не превышающем стажа работы по Списку № 2.

Продолжительность работы по Списку № 2 в этом случае составляет 5 лет. Соответственно 5 лет выборной работы можно приравнять к работе до избрания. Льготный стаж составляет 10 лет. Женщина имеет право на назначение пенсии по достижении 50-летнего возраста.

Пример 6

Страховой стаж мужчины25 лет, в том числе 6 летработа, предусмотренная Списком № 1; 4 годаинструктор райкома комсомола (ответственная должность в комсомольских органах). Через 4 месяца после увольнения из комсомольских органовработа с обычными условиями труда.

В соответствии с п. 109 Положения № 590 работу на ответственной должности в этом случае невозможно приравнять к предыдущей льготной работе, поскольку перерыв между комсомольской работой и работой, следующей за ней, превышает 3 месяца.

Применить п. 97 этого Положения также невозможно, поскольку пунктом не предусмотрено зачисление работы на ответственных должностях, а только выборных.

Льготный стаж6 лет (работа во вредных условиях). Это дает право на пенсию по возрасту мужчине по достижении 54-летнего возраста.

www.visnuk.com.ua

Как считают льготный стаж?

Читатели часто спрашивают, при каких условиях назначают пенсию по Списку № 2 и засчитают ли такой стаж в двойном размере? На эти вопросы ответили специалисты Главного управления Пенсионного фонда Украины в Одесской области.

Согласно Закону «О пенсионном обеспечении», лица, чей труд связан с тяжелыми и вредными условиями и входит в соответствующий Список № 2, имеют право на пенсионные льготы. В частности, мужчины могут выйти на досрочную пенсию в 55 лет, а женщины — в 50 лет.

Для получения права на досрочную пенсию по Списку № 2 общий страховой стаж мужчин должен составлять не менее 25 лет, из них 12 лет 6 мес. — на работах, которые входят в Список № 2. Для женщин эти цифры равны 15 и 10 годам, соответственно. При этом работники, имеющие не менее половины стажа на вредном или тяжелом производстве, выходят на пенсию на год раньше за каждые проработанные в таких условиях 2 года 6 мес. (мужчины) и 2 года (женщины).

Обязательным условием получения такой пенсии является и аттестация рабочего места. Если аттестация впервые была проведена до 21 августа 1997 года (в течение пяти лет после вступления с 1992 года в силу Порядка проведения аттестации рабочих мест), то в льготный стаж засчитывается:

— весь период работы с вредными условиями труда до даты издания приказа по предприятию о результатах аттестации;

— период работы в течение последующих пяти лет.

Если аттестация впервые проведена после 21 августа 1997 года, в льготный стаж войдут:

— весь период работы до 21 августа 1992 года (до вступления в силу Порядка проведения аттестации рабочих мест);

— пятилетний период, предшествующий дате приказа по предприятию о результатах аттестации, и период работы в течение последующих пяти лет.

Кроме сроков проведения аттестации, существенное значение имеет и тот факт, когда именно человек приобрел льготный стаж. Если, например, «вредная» работа выполнялась только до 1992 года, пенсия будет назначаться согласно ст. 100 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (вступил в силу 1 января 1992 года). Проведение аттестации рабочих мест в этом случае не требуется.

А вот если работник не успел заработать льготный стаж до 1992 года, пенсия назначается в соответствии со ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». В этом случае потребуется аттестация рабочего места.

odessa-life.od.ua

Пенсионное обеспечение в России. Досье

Владимир Путин 7 июня в ходе прямой линии заявил, что перед правительством сформулирована задача значительного повышения доходов пенсионеров

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 июня 2018 года президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что перед правительством сформулирована задача значительного повышения доходов пенсионеров. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о пенсионном обеспечении в России.

Индексация пенсий

В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз. Последняя индексация была проведена 1 января 2018 года. Для неработающих пенсионеров выплаты выросли на 3,7% (выше уровня инфляции, которая составила около 2,5%). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости достиг 14 тыс. 75 руб.

Социальные пенсии в предыдущий раз индексировались 1 апреля 2017 года — на 1,5% — до 8 тыс. 791 руб. (157 долларов). 1 апреля 2018 года социальные пенсии в России увеличились на 2,9%. Их средний размер вырос на 255 руб. до 9 тыс. 62 руб. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта текущего года.

Общая численность пенсионеров в России на 1 января 2018 года — 46 млн 71 тыс. человек.

Дискуссия о повышении пенсионного возраста

Пенсии по старости впервые были введены в России в 1928 году постановлением союзного совета социального страхования при народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности. Тогда же был определен пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 — для женщин, который с тех пор не повышался. Те же возрастные рамки впоследствии были введены при расширении пенсионного обеспечения на работников всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также служащих. Согласно действующему законодательству, лица ряда социальных категорий (многодетные матери, инвалиды по зрению, работники вредных производств и т. д.) могут также претендовать на досрочную пенсию. Например, ряд категорий шахтеров могут уходить на пенсию после 20 лет работы независимо от возраста.

Впервые на правительственном уровне вопрос о повышении пенсионного возраста был поднят в январе 1997 года. Тогда Министерство экономики РФ (на тот момент его возглавлял Евгений Ясин) разработало проект нового закона «О пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», который предусматривал увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Законопроект принят не был.

Активная дискуссия по вопросу возраста выхода на пенсию началась в 2010-2011 годы. В частности, в июле 2011 года о неизбежности его постепенного повышении до 65 лет заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. В том же месяце министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что повышение пенсионного возраста «возможно, но сегодня отвергнуто».

29 января 2015 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что считает возможным в рамках реформы пенсионной системы приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста. 13 февраля на совещании с экономическими экспертами президент РФ Владимир Путин предложил изучить и рассмотреть данный вопрос. 14 апреля министр финансов Антон Силуанов заявил, что выступает за срочное повышение пенсионного возраста.

13 июля 2015 года вице-премьер Ольга Голодец в интервью телеканалу «Россия 24» сообщила, что повышения пенсионного возраста в РФ нет в планах правительства до 2018 г.

В ходе прямой линии 15 июня 2017 года президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос о возможном повышении возраста выхода на пенсию, подчеркнул, что «принимать такие решения нужно взвешенно, без всякой суеты и спешки».

tass.ru

Смотрите так же:

  • Аэрофлот возврат билета штраф Аэрофлот возврат билета штраф (только для рейсов Москва/Санкт Петербург - Черногория - Москва/Санкт Петербурги Черногория - Москва/Санкт Петербург) Внимание! Актуальное наличие мест и […]
  • Оплата государственной пошлины в мировой суд Госпошлина в мировой суд Актуально на: 23 июня 2017 г. Отдельные гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. […]
  • Начисление единовременного пособия по рождению ребенка проводки Пособие по беременности и родам: проводки Актуально на: 2 марта 2017 г. В отдельных консультациях мы рассказывали о пособиях беременным в 2017 году, а также о размере единовременного […]
  • Таблица опыта по локациям правила войны Работа с локами. как остаться в плюсе. Расчёт боя. тут всё гораздо проще, чем с секторами. так как никаких формул и прочих пропорций. каждый посланный в локацию юнит выбивает ровно […]
  • Новые правила подключения к газу 2018 Изменены правила подключения газа к частному дому! 1. Уточняется порядок расчета тарифов за технологическое присоединение к газовой трубе. Плата за присоединение к газопроводу для граждан […]
  • Законопроект по штрафам гибдд В Госдуму внесен законопроект о продлении 50% скидки на штрафы ГИБДД Кабмин внес в Госдуму законопроект, предоставляющий право автомобилистам оплачивать со скидкой в 50% штраф за нарушение […]