Закон о пожилых людях

Нормативно-правовые акты по социальной защите пожилых людей

Правовая система Российской Федерации имеет разветвленную систему нормативно-правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе и лиц старшего возраста. Обладая всеми правами граждан Российской Федерации, люди пожилого возраста, нуждающиеся в особой заботе государства, находятся в то же время под защитой комплекса нормативно-правовых актов, призванных обеспечить пожилым равенство прав и возможностей, несмотря на происходящие с ними психофизиологические и социальные изменения.

Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации, которая гласит — Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это – общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Одним из основных федеральных законодательных актов в области социальной защиты населения, в соответствие с которым гражданам пожилого возраста гарантируется предоставление мер социальной поддержки, стал Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Это – один из социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствие с названным Федеральным законом социальная защита ветеранов, большинство из которых – пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствие с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) получение и содержание жилых помещений;

4) оплату коммунальных услуг;

5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Для ветеранов областного бюджета, на основании Закона Саратовской области от 22.12.2004 г. № 66-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области» предоставляются следующие меры социальной поддержки: оказание бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и др. медицинских учреждениях; бесплатное зубное протезирование; оплата в размере 50 % процентов стоимости лекарств; возмещение расходов в размере 50 % на услуги связи и за пользование радио; снижение на 50 % процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги; ежемесячная денежная выплата на оплату проезда городским транспортом и пригородным транспортом общего пользования; обеспечение проездными документами на бесплатный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

В соответствие с Постановлением Правительства РФ № 190-П от 03.06.2005 г. «О порядке обеспечения реабилитационными мероприятиями отдельных категорий граждан, проживающих в Саратовской области» граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.

К перечню нормативных документов, регламентирующих предоставление мер социальной защиты пожилых людей следует отнести и Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое значимое место Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». В преамбуле Федерального закона четко определено, что «он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Таким образом, категория лиц, подпадающих под действие названного закона, предельно очерчена.

На основании указанного Федерального закона гражданам пожилого возраста предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

— дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствие с законодательством об обязательном социальном страховании;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущим, и их душевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего возраста относятся к числу получателей государственной социальной помощи.

С целью реализации Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. Саратовской областной думой 15.12.2004 г. был принят Закон Саратовской области № 68-ЗСО «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам», который устанавливает порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семье и малоимущего одиноко проживающего гражданина, размеры и периоды оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

К специальному социальному законодательству относится Федеральный закон № 1761-1 от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» имеющий прямое отношение к пожилым людям. За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам, поэтому целью Федерального закона № 1761-1 от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковыми на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

На уровне субъектов Российской Федерации в соответствие Законом Саратовской области № 67-ЗСО от 22.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» предусмотрен комплекс мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, проживающим в Саратовской области.

Таким образом ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста крайне противоречива, ее нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определенной двойственностью.

С одной стороны – существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот, с другой стороны, — многие из норм «существуют лишь на бумаге».

Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).
  • Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

    До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

    «Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

    Определен поставщик социальных услуг

    Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

    Расширен перечень видов социальных услуг

    Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

    После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.
  • Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

    Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

    Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

    Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

    Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

    Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

    Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

    (12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

    Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

    Формула для расчета тарифа будет следующая:

    12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

    Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

    Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

    Изменен порядок получения социальных услуг

    С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

    БЛАНКИ

    Заявление о предоставлении социальных услуг

    С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

    Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

    После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

    Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

    «Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

    Определена организация социального обслуживания

    Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

    Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

    Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

    Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

    www.garant.ru

    Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей

    Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.[5]

    Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

    1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

    2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов, и т.п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

    Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[30, с 172]

    По Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это – общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

    Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.[5]

    В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди, наряду со всеми гражданами имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

    Ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

    Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.[5]

    В соответствии со ст. 51 Конституции РФ всем доступна квалифицированная юридическая помощь.

    Также с социальными правами ст. 33 Конституции РФ у пожилых людей есть право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь со своими предложениями, замечаниями, критикой недостатков, собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.[5]

    Гражданский кодекс Российской Федерации практически не содержит норм, специально ориентированных на регулирование отношений с участием лиц пожилого возраста. Исключение составляют немногочисленные нормы, касающиеся некоторых аспектов наследственных отношений.

    В социальном законодательстве РФ существует Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. Он является одним из наиболее важных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с данным законом, досуг ветеранов, значительная часть которых – пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.[2]

    Большое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации. Оно представлено ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г., ФЗ №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г., ФЗ№113 «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г.[1]

    Важно отметить, что в отличие от прежнего пенсионного законодательства, пенсионеры продолжающие работать, получают пенсии в полном размере. Но нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, далеко «отстают» от реальной жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

    Законодательство РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г содержит статью 26, которая закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, а также на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.

    В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, важно отметить Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г., так как большинство пожилых людей относится к категории малоимущих людей, они также относятся к числу получателей государственной социальной помощи на основании данного закона. [3]

    К документам, регулирующим социальные права человека, можно отнести Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. [4]

    Эти законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

    Также можно отметить Федеральную целевую программу «Старшее поколение». В работе над этой программой участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов. В ней предусматриваются меры комплексного решения многих вопросов, особенно важных для пожилых людей. Это – совершенствование и поддержание охраны здоровья, жизнеспособности и активности пожилых граждан, повышение материальной обеспеченности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья, а также создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в пожилом возрасте.[39]

    Программа «Старшее поколение» отдает приоритет наиболее уязвимым категориям пожилого населения: одиноким пожилым людям и престарелым супружеским парам, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больным ветеранов, пожилым гражданам, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденным переселенцам старших возрастных групп, пожилым из состава маргинальных групп населения.

    Программа состоит из 5 разделов и предусматривает создание сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов – интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

    geolike.ru

    Закон о пожилых людях

    Согласно ст 23. Хартии право пожилых людей на социальную защиту должна гарантироваться обязательствами. Сторон, самостоятельно или в сотрудничестве с государственными и частными организациями, принимать отвечает овидних принять или поощрять соответствующие меры, в частности для предоставления пожилым людям как можно дольше оставаться полноценными членами общества, путем обеспечения достаточных ресурсов, которые бы давали им вести достойную и активно участвовать в общественной, социальной и культурной жизни, обеспечение информации о службах, которые являются престарелых а также о возможности их использования такими лицами, предоставление таким лицам возможности свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и с могут, путем обеспечения жилья, приспособленного к их потребностям и состоянию здоровья, или оказания помощи для реконструкции их жилья, обеспечение медицинского обслуживания и после г, которых требует их состояние здоровья, обеспечение лицам пожилого возраста, проживающих в домах для престарелых, гарантии предоставления соответствующей помощи с уважением к их личности и гарантии и участия в принятии решений, касающихся условий жизни в домах для престарелыхх.

    Сейчас в Украине доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения составляет 21,4% и является одной из самых высоких в мире

    Закон Украины»Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16 декабря 1993 г ??№ 3721-XII определяет основные принципы государственной политики относительно ветеран нов труда, других граждан преклонного возраста и направлен на формирование в обществе гуманного, уважительного отношения к ним и обеспечение их активного долголетия. Закон гарантирует ветеранам труда и грома дянам преклонного возраста равные с другими гражданами возможности в экономической, социальной, политической сферах, благоприятные условия для полноценного образа жизни граждан преклонного возраста признаются: мужчины в возрасте 60 и женщины в возрасте 55 лет и старше, а также лица, которым до достижения общего пенсионного возраста осталось не более полутора лет. Государство гарантирует каждому ветерану труда и гражданину похилог в возраста надлежащий уровень жизни, удовлетворения жизненных потребностей, оказание различных видов помощи путем: реализации права на труд в соответствии с профессиональной подготовкой, трудовых навыков и с уче уванням состояния здоровья, обеспечение пенсиями и помощью, предоставление жилья, создание условий для поддержания здоровья и активного долголетия соответствии с современными достижениями науки; организации социально-п обутового обслуживания, развития сети материально-технической базы для стационарных учреждений и надомных форм обслуживания граждан пожилого возраста, а также подготовки соответствующих специалистов кабинете т. Министров Украины, местные органы государственной исполнительной власти и местного и регионального самоуправления обязаны разрабатывать и осуществлять целевые государственные отраслевые и региональные программы социал ьного защиты граждан пожилого возраста. Законодательством Украины устанавливается необходимый уровень гарантий прав граждан пожилого возраста во всех сферах жизни общества. Законодательством предусмотрено, если меж родным договором или соглашением Украины установлены более высокие требования относительно гарантий социальной защиты ветеранов труда и граждан преклонного возраста, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то зам осовуються правила международного договора или соглашенийоговору або угоди.

    Граждане пожилого возраста пользуются всеми социально-экономическими и личными правами и свободами, закрепленными. Конституцией Украины, другими законодательными актами. Дискриминация граждан пожилого возраста в области труда, здравоохранения, социального обеспечения, пользования жильем и в других сферах запрещается, а должностные лица, нарушающие эти гарантии, привлекаются к ответственности согласно действующим законодательством. Граждане пожилого возраста имеют право на труд наравне с другими гражданами, которое дополнительно гарантируется государственными программами занятости населения. Запрещается отказ в принятии и на работу и увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа по мотивам достижения пенсионного возраста. Согласно положениям этого. Закона были внесены изменения в ст 40. Кодекса с. Аконе Украины о труде и отменено п 1-1, который предусматривал такое основание для расторжения трудового договора, как достижение работником пенсионного возрастао віку.

    Граждане пожилого возраста имеют право на материальное обеспечение согласно действующему законодательству. Это право гарантируется выплатой пенсий, социальных пособий в денежном и натуральном виде, предоставлением с социальных услуг. Приказом. Министерства труда и социальной политики Украины от 29 декабря 2001 № 549 утверждено. Типовое положение о доме-интернате для престарелых и инвалидов, гериат ричний пансионат, пансионат для ветеранов войны и труда. К дому-интернату на государственное содержание принимаются престарелые, которые достигли пенсионного возраста, и инвалиды первой и второй групп, старш и 18 лет, которые по состоянию здоровья нуждаются в постороннем уходе, бытового обслуживания, медицинской помощи, которым согласно медицинскому заключению не противопоказано пребывание в доме-интернате и не имеющие трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону. На внеочередное устройство в дом-интернат имеют право ветераны войны и лица, которые пострадали вследствие. Чернобыльской катастрофы и отнесенные к категориям 1-3 согласно. Закону Украины»О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие. Чернобыльской катастрофы»Преимущественное право на устройство в будин ку-интерната имеют ветераны согласно. Закону Украины»Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», члены семей погибших военнослужащих. Как вы няток, в дом-интернат могут приниматься лица пожилого возраста и инвалиды, имеющие трудоспособных детей или родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, если они с о ‘ объективным причинам не могут этого делатьичин не можуть цього робити.

    Основной задачей дома-интерната является обеспечение надлежащих условий для проживания, социально-бытового обслуживания, оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся с постороннем уходе и помощи. Жители дома-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами: жильем, одеждой, обувью, постельным бельем, мягким и твердым инвентарем и столовой посудой; рациональным четырехкратным питанием, в том числе диетическим, с учетом возраста и состояния здоровья лиц, проживающих в доме-интернате, в пределах натуральных норм питания (промежутки между при йманням пищи не должны быть больше чем четыре часа, последнее приема пищи организуется за два часа до сна); круглосуточным медицинским обслуживанием, консультативной помощью, стационарным ле нием на базе закрепленных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, зубным протезированием, специальными средствами передвижения (к рим моторизованных), медикаментами и жизненно необходимыми лекарствами соответствии с медицинским заключением; коммунально-бытовым обслуживанием (отопление, освещение, радиофикация, тепло-, водоснабжения и т.д.); организацией культурно-массовой и оздоровительно-спортивной работы с учетом состояния здоровья и возраста жителей дома-интерната; условиями, способствующие адаптации граждан преклонного возраста, ветеранов войны труда и инвалидов в новом среді.

    В Украине законодательно закреплено перевод социальной пенсии в социальную помощь. Законом Украины»О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам»от 18 мая 2 2004 г № 1727-Iр. № 1727-IV * 349 регламентируется порядок предоставления социальной помощи (вместо социальной пенсии, которая предусматривалась. Законом Украины»О пенсионном обеспечении»1991 г), социальной помощи на уход и помощь на пох уходома поховання.

    * 349:. Правительственный курьер — 2004 — 7 июля

    На наш взгляд, этот закон является несовершенным по многим позициям

    Во-первых, главное отличие нового юридического механизма состоит в том, что для назначения социальной помощи лицо должно иметь статус малообеспеченной, это обстоятельство не требовалась по ранее действующим м. Законом. Кроме того, повышен минимальный возраст для получения такой помощи — для женщин — 58 лет, для мужчин — 63 года (по ст 93. Закона Украины»О пенсионном обеспечении»было предусмотрено отвечает отно 55 и 60 лет). Итак, по нашему мнению, это дает основания ставить вопрос об ограничении объема прав согласно ст 22. Конституции Украинитуції. України.

    Во-вторых, несовершенным является юридическая техника данного. Закона. Если»малообеспеченности», предусмотрена в п. С в 4, является обязательным элементом основания возникновения права на социальную помощь, то, очевидно, эта ным мога должна быть включена в ст 2″Право лиц на государственную социальную помощьсоціальну допомогу».

    В-третьих, неудачными и несогласованными есть названия различных социальных пособий в этом законе и других нормативно-правовых актах. Так, в названии и в ст 1. Закона применяется выражение»государственная социальная помо. ОГА лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам»Очевидно, речь идет не о всех инвалидов, а только тех, которые не имеют права на пенсию любого вида. Это вытекает и из части первой ст 2, где пер еличени лица, имеющие право на такую ??помощь:»Граждане Украины, которые достигли возраста (мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет) либо являются инвалидами и не получают пенсию»Итак, речь идет о лицах, которые достигается и определенного возраста (очевидно, это должен быть общий пенсионный возраст в Украине, любое другое определения возраста требует серьезных обоснований относительно критериев). Кроме того, это, пожалуй, должны быть лица, не приобрели право на пенсию, а не»не получают пенсии», как указано в. Законе, поскольку это совершенно разные юридические положенийльки це зовсім різні юридичні становища.

    В-четвертых, в 2. Закона устанавливает, что правовое регулирование обеспечения государственной социальной помощи иностранцев и лиц без гражданства осуществляется на условиях, определенных. Кабинетом. Министров Украин ни. Нельзя согласиться с такой нормой. Условия и порядок обеспечения этих субъектов должны осуществляться на уровне закона, а не подзаконных актов, которыми являются постановления. Кабинета. Министров Украинїни.

    В-пятых, поскольку во всех случаях в этом. Законе говорится о таких лицах, которые являются малообеспеченными, а в Украине действует. Закон Украины»О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»от 1 июня 2000 г № 1768-III, то, пожалуй, лучше было бы все вопросы, связанные с предоставлением государственной социальной помощи в связи с малообеспеченностью, решить в одном законодательном актавчому акті.

    Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

    uchebnikirus.com

    Смотрите так же:

    • Ст 148 ч 2 ук рсфср Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 […]
    • Размер минимальная пенсия в омске в 2018 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 декабря 2017 Новый календарный и финансовый […]
    • Расписка об ответственности за ребенка Материал (5 класс) на тему: Расписка об ответственности родителей Предварительный просмотр: МБОУ Александровская ООШ Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за […]
    • Расчет налогов на автомобиль 2013 Основные средства при УСН: изменения в 2018 году Отправить на почту Основные средства при УСН учитываются несколько иначе, чем при общей системе налогообложения. Разберем все нюансы и […]
    • Опубликование уголовного закона это Опубликование уголовного закона это Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" […]
    • Юрист по фмс Бесплатная консультация УФМС онлайн и по телефону У каждого человека периодически возникают проблемы с теми или иными государственным проблемам. Например: как получить паспорт, […]