Закон о проведении акций

Оглавление:

Статья 52. Информация о проведении общего собрания акционеров

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ статья 52 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2002 г.

Статья 52. Информация о проведении общего собрания акционеров

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 52 настоящего Федерального закона

Пункт 1 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

1. Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 21 день, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, — не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ статья 52 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

1.1. В сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сообщение о проведении общего собрания акционеров доводится до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, путем направления заказных писем или вручением под роспись, если иные способы направления (опубликования) такого сообщения не предусмотрены уставом общества.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ статья 52 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

1.2. Устав общества может предусматривать один или несколько из следующих способов доведения сообщения о проведении общего собрания акционеров до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества:

1) направление электронного сообщения по адресу электронной почты соответствующего лица, указанному в реестре акционеров общества;

2) направление текстового сообщения, содержащего порядок ознакомления с сообщением о проведении общего собрания акционеров, на номер контактного телефона или по адресу электронной почты, которые указаны в реестре акционеров общества;

3) опубликование в определенном уставом общества печатном издании и размещение на определенном уставом общества сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо размещение на определенном уставом общества сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ статья 52 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.3, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

1.3. Общество должно хранить информацию о направлении сообщений, предусмотренных настоящей статьей, пять лет с даты проведения общего собрания акционеров.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в пункт 2 статьи 52 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

2. В сообщении о проведении общего собрания акционеров должны быть указаны:

полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);

дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 60 настоящего Федерального закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров;

повестка дня общего собрания акционеров;

порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться;

адрес электронной почты, по которому могут направляться заполненные бюллетени, и (или) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором может быть заполнена электронная форма бюллетеней, если такие способы направления и (или) заполнения бюллетеней предусмотрены уставом общества;

категории (типы) акций, владельцы которых имеют право голоса по всем или некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров.

Пункт 3 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

3. К информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся годовой отчет общества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение о ней, заключение внутреннего аудита, осуществляемого в публичном обществе в соответствии со статьей 87 1 настоящего Федерального закона, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, подлежащих утверждению общим собранием акционеров, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная статьей 32 1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, заключения совета директоров (наблюдательного совета) общества о крупной сделке, отчет о заключенных публичным обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества. Если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, к указанной информации (материалам) также относятся сведения о кандидатах в ревизионную комиссию общества, а в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 3 статьи 88 настоящего Федерального закона, — заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен Банком России.

Информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров, а если это предусмотрено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, также на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.

Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ пункт 4 статьи 52 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

4. В случае, если зарегистрированным в реестре акционеров общества лицом является номинальный держатель акций, сообщение о проведении общего собрания акционеров и информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества предоставляются в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

base.garant.ru

Реклама акций, скидок, распродаж и других стимулирующих мероприятий. Требования Закона «О рекламе»

Скоро Новый год. Подобные праздники всегда сопровождаются большим количеством распродаж. А, следовательно, значительно увеличится и объем рекламы акций, скидок и конкурсов, с помощью которой нам сообщается обо всех мероприятиях рекламодателя.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ, вступившим в силу с 30.01.2014, из нормы, регулирующей проведение стимулирующих мероприятий и их рекламы, исключено понятие «стимулирующая лотерея».

Это связано с тем, что с 01.07.2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи.

Надеемся, что наша публикация о требованиях закона к рекламе стимулирующих мероприятий позволит вам избежать ошибок.

Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность получить какое-нибудь материальное благо, поощрение при приобретении определенного товара. Объединяет эти мероприятия признак стимулирования.

К стимулирующим мероприятиям в смысле Закона «О рекламе» можно отнести:

  • конкурсы;
  • получение дисконтных карт;
  • акции — снижение цен на товары, распродажи, скидки.
  • Необходимо учитывать, что нормы Закона «О рекламе» распространяются только на те ситуации, когда мероприятие связано с приобретением какого-либо товара или услуги.

    Пример. Общество распространяло рекламу следующего содержания: «ЮгНоутбук — это ЛУЧШЕЕ! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль «ЮгНоутбук — это лучшее» предоставляется суперскидка на все ноутбуки».

    Антимонопольный орган посчитал такую рекламу ненадлежащей, так как в рекламе о проведении стимулирующего мероприятия не указаны сроки проведения данной акции.

    Однако суд не согласился с доводами антимонопольной службы: установление скидок на товары при выполнении иного условия (не связанного с приобретением определенного товара) не подпадает под понятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона N 38-ФЗ.

    В приведенном выше случае приобретение товара со скидкой в результате сообщения потребителем (потенциальным покупателем) определенного пароля являлось благоприятным для него последствием участия в акции, а не условием участия в ней.

    (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2011 г. по делу N А63-7452/2010).

    Что должно быть указано в рекламе акций, скидок, распродаж или другого стимулирующего мероприятия

    В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны (статья 9 Закона «О рекламе»):

    1. сроки проведения такого мероприятия;
    2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

    Несмотря на кажущуюся простоту требований, необходимо более подробно остановиться на втором пункте статьи 9.

    Данная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации, то есть сведения о том, где можно получить указанные данные (например, название соответствующего средства массовой информации, адрес офиса рекламодателя, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

    1. Источник получения информации

    Судебная практика неоднозначно отвечает на вопрос, что считается источником получения информации.

    В одном случае суды считают, что указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах проведения, а также о сроках, месте и порядке получения выигрышей и подарков в результате стимулирующего мероприятия, является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе» (Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7118/14, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5735/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9121/14).

    В других же случаях суды считают указание в рекламе фразы «подробности на сайте», «подробности по телефону» надлежащим способом указания источника информации, предусмотренной пунктом статьи 9 Закона «О рекламе» (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2014 г. N Ф07-5938/14 по делу N А21-6610/2013, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-735/14).

    Совет:при указании источника информации не стесняйтесь расширенных формулировок. Тем более, что это не повлияет негативным образом на восприятие потребителем рекламы, а лишь наоборот – повысит уровень доверия к ней.

    Помните, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации.

    2. Информация об организаторе стимулирующего мероприятия

    Поскольку Закон прямо не регламентирует, какую именно информацию об организаторе следует указать, то будет достаточно той информации, которая позволит его идентифицировать. То есть не обязательно указывать ИНН или ОГРН, а также организационно-правовую форму рекламодателя. Достаточным будет указать — «организатор акции — сеть магазинов «Скидочка«.

    3. Информация о правилах проведения стимулирующего мероприятия

    Поскольку требуется информация о правилах, то потребуются и сами правила. Стоит отнестись к этому внимательно, поскольку если в источнике информации, например, на сайте, потребитель не найдет самих правил, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона «О рекламе».

    Часто в рекламе указывают фразу «подробности по телефону». Если вы так пишете, то будьте готовы озвучить все правила проведения мероприятий по телефону — проинструктируйте менеджеров, отвечающих на звонки.

    4. Информация о количестве призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия

    Часто пишут — количество призов ограничено. Такая формулировка соответствует требованиям закона, поскольку речь идет исключительно об информации о количестве.

    5. Информация о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей

    Будет правильным указать эту информацию в правилах проведения акции. Сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения является конкретный адрес, если же речь идет о сетевых магазинах, то достаточно будет указания на пункты выдачи призов . Например, «все магазины нашей сети».

    Кто несет ответственность за рекламу стимулирующих мероприятий

    Рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность во всех случаях нарушений Закона «О рекламе», связанных со стимулирующими мероприятиями — от 100 000 до 500 000 руб.

    Рекламопроизводитель — в случае, если нарушение законодательства произошло по его вине, и вина будет доказана.

    Соблюдение простых правил, указанных в нашей публикации, позволит вам избежать ответственности за нарушение Закона «О рекламе» и получить довольного покупателя.

    Если вы сомневаетесь, нет ли нарушений Закона «О рекламе» в ваших рекламных модулях — отправьте их нам на юридическую экспертизу.

    ensocompany.ru

    Особенности проведения лотореи как стимулирующего мероприятия

    В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона , лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

    Статья 10 Федерального закона определяет обязательные нормативы лотереи. К ним, в частности, относится требование о том, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов.

    В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

    В соответствии с изложенным, можно сделать вывод, что проводимое мероприятие не является лотереей. Оно является стимулирующим мероприятием, предполагающим розыгрыш приза.

    В Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» указанное понятие определяется как конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара ( ст. 9 данного Закона ). Законодательство РФ не содержит требований к регистрации таких мероприятий.

    С 1 июля 2014 г. в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ запрещены и выведены из сферы регулирования Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» . Такой вывод сделан Минэкономразвития в Письме от 07.04.2014 N Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий», которое доведено Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598. Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» закреплен общий термин – «стимулирующие мероприятия». Из ст. 9 Закона N 38-ФЗ следует, что стимулирующее мероприятие ‒ это конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 уточнено, что ст. 9 Закона N 38-ФЗ применяется к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

    К рекламе стимулирующего мероприятия установлены специальные требования

    Федеральная антимонопольная служба в Письме от 02.12.2011 N АК/44977 указывает на то, что стимулирующее мероприятие выделено в отдельный объект, к рекламе которого установлены специальные требования. При этом ФАС отмечает, что мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Закона о рекламе, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

    На основании ч. 5 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

    Реклама конкурса, игры или иного мероприятия, условием участия в которых, является приобретение определенного товара

    В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения ( ст. 9 Закона о рекламе ). При этом указанная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и т.д., а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию) ( п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 ).

    При этом такая информация должна быть хорошо читаема без усилий, не должна быть указана с использованием мелкого или непонятного шрифта.

    Сроки проведения мероприятия с _______ по ______. Подробнее (о мероприятии, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) на сайте _______ (по телефону _______).

    Расходы на стимулирующее мероприятие

    При проведении стимулирующего мероприятия в составе расходов для налога на прибыль можно учесть:

  • расходы на приобретение призов;
  • расходы на рекламу стимулирующего мероприятия.
  • Налогообложение при проведении стимулирующего мероприятия

    В соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ самостоятельная уплата НДФЛ физическими лицами, получившими подарки (выигрыши) от организатора мероприятий стимулирующего характера, не предусмотрена. Следовательно, данные суммы подлежат налогообложению у источника выплат ( ст. 226 НК РФ ). При этом стоит помнить, что НДФЛ удерживать не нужно, если:

  • сумма выигрыша (стоимость приза) составила менее 4000 руб. ( п. 28 ст. 217 НК РФ );
  • выигрыш получен в натуральной форме (приз) и организатор рекламной акции не выплачивает денежных средств физическому лицу. В этом случае о невозможности удержать налог необходимо сообщить налоговой инспекции, а также налогоплательщику ‒ физическому лицу в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ .
  • Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ .

    Личная обязанность уплаты налога

    НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налогов может быть исполнена налогоплательщиком лично ( п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ ). Данная норма является диспозитивной, соответственно, такая обязанность не может быть возложена соглашением на иное лицо.

    Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств представляемого им лица. Следовательно, платежные документы на уплату сбора должны исходить от плательщика сбора (а не его представителя), то есть должны быть подписаны им самим и оплачены за счет его собственных средств ( Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О ).

    Таким образом, уплатить госпошлину за совершение юридически значимых действий можно через представителя. Но в платежных документах на уплату госпошлины будет указано, что соответствующая сумма уплачена лицом (фамилия, имя, отчество), действующим по выданной вами доверенности и от вашего имени. В связи с этим целесообразно приложить к платежному документу, представляемому в соответствующий орган, должностному лицу или в суд, указанную выше нотариально удостоверенную доверенность.

    Уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что представитель действует от имени представляемого им лица ( Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 ).

    Таким образом, во избежание недовольства победителей конкурса можно:

  • передавать им денежные средства для уплаты налога самостоятельно;
  • оформлять доверенность от имени налогоплательщика для совершения действия от его имени, при необходимости подписывать иные документы, которые потребуются для подачи декларации.
  • Общие выводы

    В настоящее время отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к проведению стимулирующего мероприятия, за исключением установленных ФЗ «О рекламе». Таким образом, можно сделать вывод, что для легитимности стимулирующего мероприятия необходимо:

  • предоставить достоверную информацию о нем (срок проведения, сведения об источнике информации, количестве призов, срок, место и порядок получения призов);
  • ознакомить с правилами проведения.
  • Само мероприятие должно быть связано с приобретением товаров, услуг и носить стимулирующий характер – то есть призы должны получать не все, а лишь некоторые из покупателей.

    Требования к порядку определения победителей не устанавливаются. Таким образом, победители могут быть определены любым способом, информацию о котором желательно указать в правилах проведения стимулирующего мероприятия.

    Соответственно, все призы могут быть приобретены в любой момент времени, поскольку участники гражданского оборота вправе действовать любыми способами, не запрещенными законодательством.

    Сроки проведения мероприятия с _______ по ______.
    Место проведения: ____________.
    Призовой фонд: 1 место – ноутбук; 2 место – планшет; 3 место – телефон.

    Порядок получения призов: призы направляются почтовым отправлением в течение _____ дней с момента завершения срока проведения мероприятия (срок для получения приза не более 1 месяца с момента завершения стимулирующего мероприятия). Призы могут быть получены в отделениях почты России в соответствии с информацией о месте проживания, предоставленной участниками мероприятия.

    Обязанности участников: участников обязан подать заявку для участия в конкурсе с использованием формы, доступной на сайте организатора мероприятия.
    Участником может быть лицо, воспользовавшееся услугами организатора.
    Ограничение количества участников: 500 человек.

    Победители определяются случайным образом путем смешивания заявок участников мероприятия и последовательного извлечения трех из них. Победителю, сведения о котором содержатся в заявке, извлеченной первой, присваивается первое место.

    Сведения об организаторе: _______________.

    Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наши группы в соц. сетях и порекомендовать нашу компанию друзьям и знакомым.

    primelegal.ru

    Реклама стимулирующих мероприятий: акций, скидок, конкурсов

    Статьи по теме

    Рекламные акции, скидки и конкурсы – наверное, самый популярный маркетинговый инструмент, который не использует только ленивый. Казалось бы, в том, чтобы сочинить рекламную акцию, нет ничего сложного, однако, увлекшись красотой слоганов, предприниматели нередко забывают о требованиях закона. Что говорится в Федеральном законе «О рекламе» об акциях и скидках – в статье нашего эксперта Михаила Хохолкова, руководителя практики «IT/IP &Media» юридической компании «ЭНСО» (Екатеринбург).

    Понятие стимулирующего мероприятия

    Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара или услуги. Иначе говоря, в правилах и условиях проведения этих мероприятий присутствует причина, побуждающая человека поучаствовать. Чаще всего это возможность получить материальное благо при приобретении определенного товара.

    КСТАТИ!
    Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику — сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

    В том понимании, в каком о стимулирующих мероприятиях говорится в законе «О рекламе», к ним относятся:

    • игры;
    • пари;
    • вручение подарков или призов;
    • вручение дисконтных карт;
    • Как рекламировать стимулирующее мероприятие

      Информацию о том, что необходимо указать, рекламируя стимулирующее мероприятие, содержит статья 9 Федерального Закона «О рекламе»:

      1. сроки проведения мероприятия;

      2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

      ВАЖНО!
      Рекламодатель (в нашем случае – владелец салона или косметологического центра) должен сообщать не информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации. Формулировка может быть следующей: «Информацию об организаторе мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения можно получить по телефону…, а также на сайте…. либо в нашем салоне».

      О том, что является источником получения информации, однозначного ответа нет. Известна судебная практика, когда суд счел указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах, сроках и месте проведения и порядка получения выигрышей в результате стимулирующего мероприятия, нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе». Однако наряду с этим случаем, известны и другие, когда суд считает указание фразы «подробности на сайте» (по телефону) в рекламе надлежащим способом указания источника информации, соответствующим пунктам статьи 9 Закона «О рекламе».

      ВАЖНО!
      Указывая на источник информации, не стесняйтесь расширенных формулировок, ведь на восприятии потребителей это никак не скажется.

      В силу того, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации, (какую именно информацию об организаторе следует указать, Федеральный Закон «О рекламе» не уточняет), то достаточно будет идентифицирующей информации, например, названия салона.

      Закон о рекламе проведения акций

      Что касается правил проведения мероприятия, то если потребитель не найдет их в источнике информации, то он имеет право пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона «О рекламе». В правилах проведения акции нужно указать информацию о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей. Причем сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения – конкретный адрес пункта выдачи призов.

      ФАКТ!
      Если в рекламе стимулирующего мероприятия вы указываете фразу «подробности по телефону», то будьте готовы ознакомить с правилами проведения мероприятий всех позвонивших.

      Информация о количестве призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия не обязательно должна быть конкретной. Формулировка «количество призов ограничено» соответствует требованиям закона, так как именно информация о количестве должна присутствовать в рекламе стимулирующего мероприятия.

      Какое наказание грозит нарушителям

      В случае нарушения Закона «О рекламе», касающегося стимулирующих мероприятий, рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность, в частности, им грозят штрафы от 100 000 до 500 000 руб. А вот если нарушение законодательства произошло по вине рекламопроизводителя (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), то штраф в таком же размере грозит уже ему.

      Пример ненадлежащей рекламы:

      Выиграйте подарочный сертификат на СПА-косметику от бьюти-партнера наших салонов – «XXX». При обслуживании на сумму более 3500 руб. в период с 15.04.2014г. по 30.04.2014г., вы становитесь участником лотереи! Акция проходит во всех салонах сети «YYY«, в каждом мы выберем одного победителя.

      Встречайте весну во всеоружии!

      Нарушения Федерального Закона «О рекламе»:

    • Использование слова «лотерея» применительно к стимулирующему мероприятию.
    • Отсутствует источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения

    Штраф за подобную рекламу от 100 000 руб. до 500 000 руб.

    Данный материал написан с помощью нашего эксперта Михаила Хохолкова.
    Интервью взяла Елена Возмищева

    www.dirsalona.ru

    Стимулирующие мероприятия: конфликт закона и рекламы

    Понятие

    Исчерпывающее понятие «стимулирующее мероприятие» в действующем законодательстве отсутствует. Лишь Закон о рекламе объединяет таким термином стимулирующие лотереи, конкурсы, игры и иные подобные мероприятия, для участия в которых с целью возможности получения выигрыша потребителю необходимо приобрести рекламируемый товар.

    Надо заметить, что интересующая нас комбинация слов вводится статей 9 главного рекламного закона мимоходом как имя нарицательное — «далее – стимулирующее мероприятие» — после краткого и неполного перечисления его видов скорее в целях юридической техники для дальнейшего удобства изложения. Сама норма касается требований к рекламе таких мероприятий.

    Если быть совсем дотошным, то далее по тексту словосочетание «стимулирующее мероприятие» вообще не используется. Возможно, мы обязаны этим термином ошибке какого-то юриста, который при написании проекта закона вначале его ввел, полагая, что дальше он где-то понадобится, а потом просто забыл вымарать при проверке.

    Эту версию подозрительно доказывает то, что ранее ст. 3 с основными рекламными понятиями и п. 15 ч. 3 ст. 5 с аналогичным перечнем мероприятий по поводу недостоверной рекламы о «стимулирующем мероприятии» отмалчиваются.

    Не облегчает понимание и введение с 23 июля 2012 г. в ч. 5 ст. 21 нового названия «специализированное стимулирующее мероприятие», посредством которого будет возможно рекламировать алкогольную продукцию. Разве что, сам термин ниже по тексту наконец-то пригодился, но оброс дополнительным качественным прилагательным, еще более таинственным.

    Ищем совпадения

    Для стимулирующей лотереи как вида стимулирующего мероприятия существует федеральный нормативный акт – Закон о лотереях. Принцип случайности при определении выигрышей и/или победителей, из-за которого стимулирующие лотереи балансируют на грани с азартными играми и их обособленной разновидностью — платными лотереями, понудил законодателя уделить внимание первым в отдельном специальном законе.

    А вот с конкурсами, играми и им подобными мероприятиями дело обстоит куда хуже. Федеральное законодательство оперирует понятиями «торги в форме конкурса» — ст.ст. 447 – 449 ГК РФ, «публичный конкурс» — гл. 57 ГК РФ, а также «зрелищный коммерческий конкурс» в ст. 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов».

    Из внутренних инструкций министерств для библиотекарей, учителей и телевизионщиков можно подчерпнуть, что конкурс – это викторина, соревнование, игра. В общем, совсем не густо. Если учесть, что во всех вышеперечисленных мероприятиях никакого товара приобретать не надо, то кроме буквенного совпадения написания самого слова «конкурс» и некой общей методологии проведения, больше аналогий найти не удается.

    Легальное понятие «игра» вообще нигде не раскрывается, кроме как в привязке к «азартная», которая как отдельный и разрешенный лишь в специальных игорных зонах вид деятельности нас сейчас не интересует и достоин быть предметом отдельного обсуждения (например, вместе с физкультурными и спортивными мероприятиями и развлекательной деятельностью для более широкого и полного понимания).

    Интуитивное

    «Иные мероприятия», подобные стимулирующим лотереям, конкурсам и играм, ассоциируются с игровым и соревновательным началом, так как подобные после какого-то перечисления – это аналогичные по виду, отвечающие тем же условиям, что и перечисленные.

    Стимулирующая лотерея – это игра в силу Закона о лотереях. Термин «конкурс» от латинского concursus означает соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Упоминание о призах и выигрышах для всех стимулирующих мероприятий в ст. 9 Закона о рекламе также склоняют чашу весов к их игровому характеру.

    Рекламная методология

    «Промо-акция», «рекламная акция», «стимулирующая акция» — это лишь несколько распространенных видов и синонимов понятия и словосочетания «стимулирующее мероприятие» в рекламной доктрине. Одно бесспорно, что реклама – это мощная индустрия с многомиллиардными доходами, со своими юристами и высшими учебными заведениями по обучению рекламных менеджеров, а не смежная второстепенная отрасль.

    Поэтому, конечно, не стоит обходить стороной сложившуюся и активно использующуюся терминологию рекламщиков. Она выработана многолетней российской и зарубежной практикой и над ней ломали голову в том числе высоколобые правоведы, обслуживающие рекламную деятельность.

    Пренебрегая рекламным понятийным аппаратом, недолго оказаться «слоном в посудной лавке». Недоразвитость официального правового института в сфере рекламы в части стимулирующих мероприятий также заставляет более пристально присмотреться к маркетинговым опыту, мысли и обычаям делового оборота.

    Если кратко и без пространных сравнительных объяснений, то современные рекламные методологии относят стимулирующие мероприятия в виде стимулирующих лотерей, конкурсов, игр и им подобных к игровому маркетингу. Это совпадает и с интуитивным, изложенным ранее.

    Судебное усмотрение

    Если для обывателя «подобные мероприятия» – это типичные и похожие, то для юристов судейского состава это означает, что их перечень не исключительный, а открытый. И, надо заметить, в итоге судебная практика его открыла и исчерпала до нельзя.

    Еще два-три года назад Федеральная антимонопольная служба в своих письмах утверждала, что мероприятие является стимулирующим только тогда, когда для участия в нем обязательна покупка товара. А, например, установление в торговом предприятии скидки таковым не является.

    Однако к текущему моменту некоторые судьи, рассматривая дела по заявлениям территориальных управлений ФАС России о нарушениях в рекламе стимулирующих мероприятий, пошли гораздо дальше. По их мнению, любая мера, направленная на побуждение потребителей к каким-либо действиям является стимулирующим мероприятием.

    Даже бесплатная доставка товара или льготное кредитование при его приобретении, не говоря уже о прямом дисконте на цену. Федеральные арбитражные кассационные суды отдельных округов эту формулировку поддержали.

    Текущие тенденции

    Последнее время широко распространилось мнение, что стимулирующее мероприятие якобы можно и нужно проводить только в форме стимулирующей лотереи, публичного конкурса или публичного обещания награды. Если к стимулирующим лотереям каких-то нареканий нет, то «стимулирующий публичный конкурс» или «рекламное публичное обещание награды» вызывают, по меньшей мере, недоумение.

    Для чего нужно соблюдать в правилах стимулирующего мероприятий нормы из гл.гл. 56 и 57 ГК РФ, если такие «рекламный публичный конкурс» или «стимулирующее публичное обещание награды» изначально являются недействительными односторонними сделками в порядке ст. 168 того же ГК РФ, остается загадкой.

    Ведь одно упоминание о том, что публичный конкурс проводится в целях рекламы товара или о том, что публично обещанная награда вручается за его покупку, противоречит общественно-полезным целям публичного конкурса и уникальному однократному действию одного субъекта среди любых остальных в целях получения публично обещанной награды. А несоответствие закону делает сделку ничтожной, т.е. недействительной с момента совершения и без подтверждения судебным решением.

    Если же убрать из правил рекламу товара и/или условие об обязательном его приобретении, то, соответственно, такие мероприятия сразу выпадают из рода «стимулирующие», лишаясь его признаков согласно Закону о рекламе и самой цели проведения для рекламодателя. В итоге публичностью оферты и знакомой дословной терминологией по форме лишь камуфлируется происходящее по факту.

    Эта «ГК-оцивизлизация» более чем сомнительна. Скорее похоже на уставщину. Такая упрощенная систематизация противоречива, неэлегантна, не имеет ни научного, ни эвристического потенциала для дальнейшего нормотворчества в рекламной сфере. Ведь основа рекламы — это прежде всего поиск новых и нестандартных решений, а не прокрустово ложе.

    Полагаем, что упомянутая классификация не только выглядит искусственно теоретически, но вредна и с практической стороны. Опираясь на такие «нормативные костыли», рекламщики, по нашему мнению, на самом деле сами себе «отрезают ноги». Если, конечно, это не вызвано каким-то альтруизмом по отношению к участникам или добровольным правовым самобичеванием, что сомнительно.

    Существует и иная крайность среди организаторов стимулирующих мероприятий. Уже из области риторики и лингвистики, не относящаяся к правовой природе и сути явления. С целью еще больше подчеркнуть, что проводимая рекламная акция не имеет никакого отношения к стимулирующей лотерее, организаторы полностью отказываются от использования какой-либо терминологии, напоминающей понятия из Закона о лотереях.

    Например, «организатора» меняют на «исполнителя», «стимулирующее мероприятие» на «акцию», «заявки» на «регистрацию», «выигрыши» на «гарантированные подарки», «победителей» на «выявленных участников». Полагаем, что такой подход вообще не имеет каких-то разумных объяснений и перспектив. Тем более, что термины «стимулирующее мероприятие», «организатор», «выигрыши» и «заявка на участие» прямо используются Законом о рекламе.

    Еще одну тенденцию наметили продавцы скидочных купонов и банки по причине некоторой безвыходности ситуации для представителей этих сфер деятельности. Купонщикам, например, сложно связать стимулирующую лотерею с каким-либо товаром или услугой, так как купоны — это лишь оформление имущественного права на скидку. Банкам же лишь недавно снова стали разрешать регистрировать стимулирующие лотереи.

    Однако, не желая отказываться от принципа случайности в розыгрыше, те и другие стали прибегать к более изощренным способам его маскировки в стимулирующих мероприятиях. К примеру, для выявления победителей вводить термины «механическая выборка» вместо «случайная», прикрывая принцип определения способом его реализации. Или устанавливать в алгоритме розыгрыша формулу выбора порядкового номера регистрации победителя нахождением делителя соотношением общего количества участников к количеству выигрышей, уменьшения его до целого числа и затем выбора только порядковых номеров участников, кратных делителю.

    Но при этом без формирования общего списка участников (= база данных тиража в стимулирующей лотерее) и без вмешательства с итоговыми расчетами организатора (= проведение организатором розыгрыша тиража) уравнение не работает автоматически при регистрации участников. Поэтому с полной уверенностью говорить о заранее установленном алгоритме, который сразу выявляет победителей, не приходится.

    Либо стали заключать «договор пари (спора)» с участниками на их догадку о серийном номере выигрыша. Однако никаких законодательных требований об обязательном наличии выигрыша до начала проведения стимулирующего мероприятия (в отличие от тиражной стимулирующей лотереи) не существует. А аналогия с запрещенными платными пари выглядит чрезмерно дерзкой. Не исключено, что доказывать бесплатность такого «тотализатора» придется потом уже в суде при обжаловании административного штрафа за организацию азартной игры.

    Рассчитывать, что подобные псевдо-термины и «мудреные» механики смогут сокрыть в стимулирующем мероприятии признаки стимулирующей лотереи от контролирующих органов — это в первую очередь обманывать самого себя и запутывать участников. Риск привлечения к ответственности за проведение стимулирующей лотереи без ее регистрации в таких случаях слишком очевиден, а в некоторых механиках, на наш взгляд, даже провоцируется. Не говоря уже о непрозрачности розыгрыша и отсутствии каких-либо прав у участников.

    Отметим, что тенеденция «серых» механик псевдо-стимулирующих лотерей не является предметом внимательного рассмотрения настоящей статьи и приведена лишь в качестве дополнения для понимания общей картины.

    За гранью права

    Интуитивное и рекламное понимание того, что стимулирующее мероприятие имеет игровое и соревновательное начало, конечно, настораживает. Ведь история законодательства об играх – это череда запретов. Приписывание законодателю в нормотворчестве мотивы защиты прав их наивных участников игр от корыстных организаторов в большей степени из области мифов.

    Для государства в игре обе его стороны — и организатор, и участник – беспечные бездельники (вопросы азартных игр и их выгоды власти и обществу в части налогообложения за рамками настоящего рассмотрения). В игре не создается ничего общественно полезного, а ее цель – сам процесс ради удовольствия или случайное обогащение.

    Лишение игроков и организаторов игр судебной защиты за исключением отдельных случаев в порядке п.1 ст. 1062 ГК РФ прямое тому подтверждение. Поэтому рефлекторное желание придать законообразную форму правилам стимулирующего мероприятия в общем-то понятно.

    Однако правовой вакуум в сфере официального регулирования стимулирующих мероприятий заставляет признать, что они находятся в области натурального и интуитивного права. Исключение составляют лишь стимулирующие лотереи и требования к рекламе всех стимулирующих мероприятий.

    Ничего особо удивительного в этом нет. Лишь сравнительно недавно введением главы 58 в ГК РФ игры вообще получили хоть какую-то общую правовую регламентацию. До настоящего времени в доктрине не сформировалась классификация игр, до конца не определена правовая природа их институтов и их место в системе гражданского права. И стимулирующие мероприятия в этом плане не исключение.

    Законодатель, исходя из приоритетов значимости для экономики, политики и общества, смог как-то обособить среди игр в отдельные институты спортивные соревнования, производные финансовые инструменты и азартные игры. В купе с лотереями нашли правовое поле и стимулирующие лотереи. Остальное до сих пор остается за рамками позитивного и в области натурального права.

    Показателен совсем недавний пример, когда Минфин в одном из проектов изменений в Закон о лотереях, хотел исключить стимулирующие лотереи из его сферы и передать все стимулирующие мероприятия для регулирования Закону о защите прав потребителей. Потом все же понял всю поспешность этих метаний без системной основы и проект заменил на иной.

    Натуральные обязательства «obligatio naturales» хотя и несвойственны в широком применении при романо-германской кодифицированной системе, к которой относится и российское законодательство, но известны еще римскому праву. Римские юристы установили два основных признака натуральных обязательств, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время.

    Во-первых, «кредитор лишен права требовать, должник, несмотря на это исполнивший обязательство, не может требовать обратно исполненное»; во-вторых, «под именем натуральных обязательств, в техническом смысле этого выражения, разумеются отношения, лишенные исковой защиты, но способные вызвать иные последствия, свойственные обязательственному праву».

    Полагаем, что стимулирующие мероприятия вряд ли вообще когда-нибудь полностью попадут в область позитивного права в силу общего негативного отношения государства к любого рода играм и чрезвычайного разнообразия вариантов стимулирующих мероприятий, о чем речь пойдет ниже.

    Не самой последней причиной отсутствия необходимости строгого нормативного контроля является и то, что стимулирующее мероприятие проводится бесплатно для его участников, т.е. в качестве дополнительного бонуса. Как говорится, «дареному коню в зубы не смотрят». А если у кого-то в силу «азарта» происходит подмена приоритетов, и товар или услуга покупаются им только для участия в мероприятии, то это уже скорее вопрос особенностей психологии отдельной личности, а не объективного критерия для вмешательства законодателя в процесс регулирования.

    Вывод о том, что стимулирующие мероприятия (кроме стимулирующих лотерей) находятся за рамками официальных писаных норм можно было бы считать дискуссионным, если бы так активно не создавалась искаженная и порочная правоприменительная практика. «Рекламные публичные конкурсы» и «стимулирующие публичные обещания наград» противоречивы и непонятны с юридической точки зрения и однобоки и недостаточны для решения поставленных задач.

    Придание такой правообразной по оформлению, но псевдо-законной по содержанию формы стимулирующим мероприятиям не только ограничивает организаторов в разнообразии выбора, но и вводит в заблуждение участников о том, что их права и обязанности организатора якобы регулируются законом.

    Хотя, на самом деле, добросовестность проведения стимулирующего мероприятия (за исключением стимулирующих лотерей) целиком зависит от воли и порядочности организатора, а соблюдение прав участников не подлежит, к сожалению, не только судебной, но и вообще юрисдикционной защите.

    Исключение составляют требования к достоверности и соответствию закону рекламы мероприятия через административное преследование и исковые требования через суд лиц, принявших участие в стимулирующем мероприятии под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором.

    Участники, конечно, также не лишены самозащиты своих гражданских прав в порядке ст. 14 ГК РФ. Однако в данном случае ее пределы и соразмерность нарушениям со стороны организатора не имеют внятных границ и ясных критериев, так как в интуитивном и натуральном праве действуют нормы текущих морали, этики, сложившихся традиций и правил поведения: «дал слово – выполняй», «все по справедливости», «по-честному», «как договорились» и т.д.

    По сути, любое стимулирующее мероприятие сегодня (за исключением стимулирующих лотерей) – это потенциальный «лоходром» для его участников с правовой точки зрения. Не так страшно, наверное, если для участия в нем не надо ничего покупать, хуже, когда правила проведения и реклама мероприятия, воздействуя на инстинкты, стимулируют приобретать ненужные товар или услугу. В любом случае, в обоих механиках время потребителя может быть потеряно безвозвратно.

    Классификация

    Из-за отсутствия прямого и полного законодательного регулирования всех видов стимулирующих мероприятий чисто юридическая классификация бессмысленна, разве что, разделить стимулирующие мероприятия на стимулирующие лотереи и прочие, находящиеся за рамками официального права, так называемые «стимулирующие заменители» (в смысле заменители стимулирующих лотерей).

    Если следовать строго имеющимся скудным источникам права без учета современного судейского усмотрения, то стимулирующее мероприятие становится таковым, если в нем присутствуют следующие характерные черты:

    1. рекламируется какой-либо товар;

    2. для участника обязательно приобретение этого товара;

    3. при приобретении товара в рамках мероприятия участник может получить какую-то материальную выгоду по сравнению с первоначальной ценой товара;

    4. организатор может обусловить участие в стимулирующем мероприятии определенными дополнительными действиями для участника.

    Однако современное расширительное толкование судами понятия стимулирующего мероприятия заставляет взглянуть на проблему несколько шире. Конечно, не с позиции исключительно торжества «англо-саксонского прецедента».

    Но в наше время из-за многообразия и возникновения новых гражданско-правовых отношений, за которыми не успевает официальное право, не учитывать, что судебные решения все больше приобретают признаки источника права, по нашему мнению, чревато. В связи с этим предлагаются следующие определения и классификация.

    Стимулирующее мероприятие является таковым, если:

    1. в мероприятии рекламируется товар;

    2. мероприятием или участием в нем участник побуждается приобрести этот товар.

    Далее классификация будет дана, исходя их того, какие действия по объему и характеру должен совершить участник и каковы принципы порядка и алгоритма распределения выигрышей (призов) и выявления победителей. Конечно, классификацию возможно еще больше расширить, например, по возрасту участников, видам рекламируемого товара или выигрышей, ввести более удачную и точную терминологию, но в данном случае какой-то наукоемкой задачи не ставится.

    Основная цель — это показать многообразие форм и механик проведения стимулирующих мероприятий. Что они, хотя и не являются в настоящий момент предметом позитивного права (за исключением стимулирующих лотерей), но, регулируясь натуральным правом, широко и повсеместно используются на практике, так как прямо не запрещены действующим законодательством и даже имеют официальную регламентацию в части рекламы. Т.е., как минимум, признан факт их существования и возможность проведения.

  • Имиджевые стимулирующие мероприятия – мероприятия рекламного характера, где до потребителя тем или иным способом доводится информация о товаре (товарном знаке, бренде, производителе или продавце товара) без обязательства его приобрести, т.е. связанные с повышением имиджа и узнаваемости товара без прямого и немедленного влияния на сбыт.
  • Коммерческие стимулирующие мероприятия – мероприятия рекламного характера, где участнику необходимо приобрести товар, т.е. непосредственно связанные с прямым увеличением продаж товара в период проведения мероприятия.
  • Далее будут рассмотрены только коммерческие стимулирующие мероприятия, так как именно они в виде стимулирующих лотерей или вместо них наиболее часто используются.

  • Стимулирующие мероприятияпассивные для участника – мероприятия, где участнику для получения материальной выгоды надо только приобрести товар в какой-то установленный срок (сезонные скидки, подарок за товар) или бессрочно (бесплатная доставка, льготное кредитование).
  • Стимулирующие мероприятияусловно активные для участника – мероприятия, где участнику необходимо еще дополнительно приобрести товар (скидка/подарок за покупку 2-го товара, покупаешь второй – третий бесплатно и т.п., т.е. посредством которых происходит стимулирование потребителя приобрести больше, чем его обычная потребность в товаре);
  • Стимулирующие мероприятияактивные для участника – мероприятия, где потребителю помимо приобретения товара в установленный срок необходимо совершить еще какие-либо действия, чтобы стать участником.
  • Стимулирующие мероприятия активные для участника в свою очередь делятся:

    по характеру действий участника:

  • Механичные – где действия участника не связаны с его индивидуальными способностями (отправить sms или письмо, собрать и предъявить упаковки товара, позвонить, найти код и зарегистрироваться и т.д.);
  • Соревновательные – где участнику, чтобы получить выигрыш, необходимо проявить некие умение, навык, способности или знание (ответить на вопросы викторины, нарисовать рисунок, написать рассказ и т.д.)
  • по порядку и алгоритму распределения/определения выигрышей и/или победителей:

  • Гарантированные – подарки или скидки всем участникам мероприятия;
  • Условно гарантированные – количество подарков ограниченно (например, оказаться в числе первых n-х по хронологии регистрации);
  • Вероятные – выигрыши не гарантированы и распределяются в определенном порядке или по определенному алгоритму, в том числе в зависимости от порядка выявления победителей, за исключением принципа случайности (победа в конкурсе, викторине, оказаться n-м при регистрации и т.д.);
  • Случайные — выигрыши и/или победители определяются по принципу случайности.
  • Как было сказано, вышеуказанная классификация не претендует на полный и самый широкий обзор всех форм и видов стимулирующих мероприятий. Главное, она отражает тенденцию реальной текущей практики и очевидно показывает, что публичный конкурс и публичное обещание награды в законе 15-летней давности не только не соответствуют существу и правовой природе рекламных акций, но и при всем желании не могут охватить всего многообразия стимулирующих мероприятий.

    Из приведенной типологии видно, что, например, публичный конкурс с его общественно-полезной целью может быть только имиджевым стимулирующим мероприятием, а стимулирующая лотерея – это коммерческое стимулирующее мероприятие, активное для участника, механичное по характеру его действий и случайное по порядку и алгоритму определения выигрышей и/или победителей.

    Термины «игра» и «игровой» в классификации не используются намеренно, так как до настоящего времени законодатель, доктрина, правоприменитель и общественное мнение до конца не определились с их значением и используют или слишком широко и размыто, или слишком узко. Практика показывает, что общеизвестность этих терминов, к сожалению, не гарантирует единообразия их понимания и применения.

    Правила проведения

    При подготовке правил проведения стимулирующего мероприятия прежде всего необходимо оставить мысль совместить несовместимое и пытаться искусственно подгонять условия под нормы публичного конкурса или публичного обещания награды. Означает ли это, что совсем не стоит использовать структуру, терминологию и лексику из глав 56 и 57 ГК РФ?

    Полагаем, что такой категоричный отказ вряд ли оправдан, равно как не будет обосновано отрицание применения некоторой дословной аналогии из положений Закона о лотереях, касающихся стимулирующих лотерей. Более того, как было указано выше, зачастую изменение терминологии непонятно в первую очередь участникам, не говоря о том, что также создает дополнительные сложности для описания механики самому организатору.

    Несмотря на несовпадение конечных целей или принципа розыгрыша сами процессы проведения в известной степени методологически схожи, ведь во всех стимулирующий мероприятиях организатором объявляется какой-то призовой фонд и в подавляющем большинстве участнику для получения награды необходимо совершить какие-то действия согласно правилам.

    Соответственно, возникают типичные или сходные по сути или оформлению взаимоотношения и процедуры, связанные с информированием и учетом участников, регистрацией их заявок на участие, определением победителей и вручением выигрышей.

    Аналогия, которая не придает дополнительной формальной законности, но удобна в плане юридической техники для описания, на наш взгляд, может быть применена в разумных пределах. Под разумным понимается выбор между рекламно-привлекательным и читабельным маркетинговым слогом и официально-нейтральной юридической лексикой с неизбежной профессиональной тавтологией или их сочетание.

    Этот выбор у организатора стимулирующего мероприятия (в отличие от организатора стимулирующей лотереи) при подготовке правил проведения есть. Отсутствие в законодательстве особых требований к структуре и последовательности изложения в правилах проведения стимулирующего мероприятия также является плюсом. Нормы Закона о рекламе дают понимание о необходимом содержании правил.

    Однако прежде чем отдать предпочтение «стимулирующему заменителю» при всей его кажущейся привлекательности (отсутствие необходимости регистрации, системного законного регулирования и внятного государственного контроля) рекомендуем вначале оценить его рекламную эффективность в части доверия и интереса к нему потенциальных участников, ознакомившись со сравнительным комплексным анализом «Отличие стимулирующего мероприятия от стимулирующей лотереи».

    Главное, на наш взгляд, чтобы выбор был информированным, а не поспешным или зомбированным.

    www.lotorus.ru

    Смотрите так же:

    • Изменения в статью 290 ук рф Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" Документ является […]
    • Приказ мчс за май 2018 Приказ МЧС России от 3 мая 2018 г. № 205 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых […]
    • Приказ мчс 645 от 2007 г Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС […]
    • Приказ n 59н Приказ Минтруда России №59н от 29 января 2014 г. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» […]
    • Приказ 1840 от 25062018 Приказ Министерства культуры РФ от 5 ноября 2015 г. № 2725 "О внесении изменения в Порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных […]
    • Приказ минздравсоцразвития рф 216н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. N 216н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных […]