Закон о вредности на производстве

Оглавление:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

base.garant.ru

Выход на пенсию по вредности: список профессий. Списки «вредных профессий» для досрочной пенсии

Статистические наблюдения показывают высокий уровень предприятий с вредными условиями труда, влияющими на здоровье и несущими опасность для жизни человека. Вредными условиями являются повышенная концентрация опасных газов, недостаточная освещенность, шум, радиация.

Обстоятельства, учитываемые при определении среды воздействия производства на работника, делятся на нормальные, допустимые, опасные и вредные. От этого полностью зависит выход на пенсию по вредности. Список профессий, предусматривающих досрочную пенсию, будет рассмотрен ниже.

Основывается классификация на химических, бактериологических, микроклиматических составляющих. Они отрицательно влияют на здоровье, вызывают профессиональные болезни, приводят к потере возможности трудиться. Компенсируя такое негативное влияние, государство законодательно установило работникам привилегии на получение досрочного прекращения трудовых отношений.

Это своего рода пенсия по вредности. Список 2 и список 1 представлен в данной статье.

В ФЗ «О страховых пенсиях РФ» указано: отработавшим установленное законодательством время на предприятиях с опасными и вредными условиями труда гарантируется возможность раньше законодательно установленного срока выйти на отдых.

Перечень льготных профессий опубликован более четверти века назад (Постановление Комитета Министров СССР 26.01.1991). За прошедшие годы в него вносились изменения, дополнения, связанные с введением новых профессий, переименованием старых. Основным документом являются списки № 1 и 2, определяющие профессии, которые дают право получить выход на пенсию по вредности. Список профессий рассмотрим более подробно.

«Льготные» профессии

В первый список входят особо вредные и опасные профессии:

  • шахтеры;
  • работники «горячих цехов»;
  • заготовщики леса;
  • спасатели;
  • железнодорожники;
  • геологи;
  • иные перечисленные в этой категории работники.
  • Во второй список вошли:

  • работники транспорта (морского, железнодорожного, авиационного, городского);
  • работники пищевой и легкой промышленности;
  • рабочие с фармацевтических заводов;
  • добытчики полезных ископаемых не под землей;
  • медики;
  • парашютисты;
  • летчики;
  • пожарные;
  • артисты (театр, балет, цирк);
  • директора школ;
  • учителя;
  • логопеды;
  • дефектологи;
  • психологи.
  • Условия выхода на досрочную пенсию

    Для досрочного выхода на пенсию необходимо, чтобы соблюдались некоторые условия. Они зависят от списка.

    Итак, по первому списку:

  • мужчинам должно быть не менее 50 лет, их выработанный специальный стаж – 10 лет, общий трудовой стаж — 20 лет;
  • женщинам — 45 лет, специальный стаж — 7,5 лет, общий трудовой не менее 15 лет.
  • Льготное время составляет 10 лет, по сравнению с установленным законом для выхода на пенсию.

    Какие еще требования предъявляет пенсия по вредности?

    Список 2 подразумевает уход на заслуженный отдых проработавших во вредных и опасных условиях мужчин в возрасте 55 лет, женщин – 50 лет. Льготный стаж должен составлять 12,5 и 10 лет, общий – 25 и 20 лет.

    Если это соблюдается, то возможен выход на пенсию по вредности. Список профессий мы рассмотрели.

    Учет льготного рабочего стажа

    Ответственность за составление списка рабочих мест, лиц, имеющих право досрочного прекращения трудовых отношений, возлагается на работодателя. Он же обязан выплачивать страховые взносы, являющиеся основанием начисления пенсии. Сведения подаются в территориальные пенсионные фонды.

    Предварительно проводится специальная оценка условий труда, позволяющая выявить степень вреда и опасности рабочих мест. Такую работу проводят специально аккредитованные сторонние организации, с которыми заключается договор на проведение процедуры проверки состояния рабочих мест. После анализа условий труда им присваивается класс вредности, что дает право на получение дополнительной надбавки к пенсии.

    Наиболее распространен список 2 вредных профессий.

    Оформление льготной пенсии

    Лицу, имеющему право получить досрочную пенсию, можно обратиться в пенсионный фонд для получения нужной информации по её установлению. При выходе на заслуженный отдых в пенсионный фонд подаются:

  • трудовая книжка, являющаяся основным показателем выработанного трудового стажа;
  • официальный документ, удостоверяющий личность;
  • лицам, находящимся в запасе вооруженных сил РФ, — военно-учетный документ;
  • справка о доходах и уплате подоходного налога;
  • документ, выданный работодателем, подтверждающий опасные и вредные условия труда, о стаже работы уходящего на пенсию в этих условиях;
  • данные медицинского осмотра;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
  • В ряде случаев специалисты запрашивают недостающие сведения, подтверждающие правильность поданных сведений:

    • соглашение работодателя и работника при приеме на работу;
    • реестр начисленной заработной платы;
    • выписку из приказа о начале трудовых отношений, производственных перемещениях в пределах предприятия.
    • Документы подаются в пенсионный фонд по месту нахождения будущего пенсионера вместе с заявлением о государственном обеспечении. Оно назначается в течение квартала. Получатель определяет способ её получения: доставка по месту регистрации, перечисление на личный банковский счет, перевод на пластиковую банковскую карточку.

      Неполная требуемая трудовая деятельность

      Как определить, когда положен выход на пенсию по вредности (список профессий при этом учтен)?

      Если необходимый стаж составляет более половины, льготный пенсионный возраст увеличивается:

      • по списку № 1 — на один год за каждый полный отработанный по льготной профессии;
      • по перечню № 2 — на 12 месяцев для мужчин за 2,5 отработанных по льготам, на один год — для женщин за каждые 2, отработанные по льготной профессии.
      • Бывают отказы в оформлении. Часто, несмотря на выполняемую вредную работу, профессия, записанная в персональном документе работающего, не идентична установленной законом. Заявителю потребуется время на подборку, предоставление справок, распоряжений, любых иных материалов, подтверждающих опасные и вредные условия труда в указанные документально сроки.

        Стаж за выполняемые работы, входящие в разные списки, не суммируется.

        Расчет суммы пенсионной выплаты

        Подсчитывается пенсия за вредность по правилам начисления обычной, с учетом страховых увеличенных выплат работодателя по причинам получения работником:

      • хронического заболевания за время работы на вредном предприятии;
      • утраты трудоспособности из-за профессиональной деятельности на вредном производстве;
      • за время работы неизлечимого заболевания.
      • Все это в том числе предусматривает список 2 вредных профессий.

        Специалисты фонда подсчитывают дни общей трудовой деятельности и во вредных условиях. Суммируются всё рабочее время, освобождения по медицинским показателям, отпуска по беременности и родам, отгулы за отработанное время, ежегодные оплачиваемые дни отдыха, простои по вине работодателя. Исключаются:

      • время ухода за ребенком;
      • обучение (если оно не проходило по направлению работодателя);
      • командировки.
      • Свидетельские показания о совместной работе во вредных условиях на основании закона «О трудовых пенсиях» не учитываются.

        Необходимый контроль

        Устраиваясь на промышленное предприятие, необходимо зафиксировать «вредность» в виде дополнительных денежных отчислений целевых денежных взносов на возмещение полученного ущерба в подписанном трудовом соглашении. Во время работы необходимо контролировать индивидуальный учет, фиксирующий стаж по вредности для пенсии.

        Регулярное ознакомление с записями в официальном персональном документе, содержащем сведения о работнике, позволит следить за правильным наименованием своей рабочей должности, соответствующей специальным спискам. Нужно знакомиться с результатами работы комиссии по специальным оценкам условий труда. Полученная информация, не соответствующая реальному положению, дает возможность защищать свои законные интересы в государственной инспекции труда, судебных органах. Увольняясь, необходимо получить заверенную работодателем справку о льготном трудовом стаже.

        Вот какая пенсия по вредности уникальная.

        Причины самоконтроля за получением «вредной пенсии»

        Особенно это актуально, когда работодатель, заключив соглашение на проведение специальной оценки условий труда с независимой лицензированной организацией, старается получить результаты, снижающие уровень вредности, соответствующего уменьшения сумм пенсионных отчислений, снижения уровня заработной платы работника, выработавшего обязательный срок во вредных условиях. Данная категория трудящихся может получить дополнительные льготы: сокращённый рабочий день, дополнительный отдых, отпуск, лечебное питание, бесплатную медицинскую помощь.

        Своевременное ознакомление с документами, необходимыми для получения льготной пенсии, позволит избежать при отказе об её назначении длительных судебных разбирательств, ведь досрочная пенсия по вредности желанна для многих.

        fb.ru

        Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями)

        Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967
        «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»

        24 декабря 2014 г.

        См. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

        Правительство Российской Федерации постановляет:

        1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

        2. Министерству здравоохранения Российской Федерации давать разъяснения по применению Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

        Председатель Правительства
        Российской Федерации

        Положение
        о расследовании и учете профессиональных заболеваний
        (утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967)

        Приказом Минздрава РФ от 28 мая 2001 г. N 176 утверждена Инструкция о порядке применения настоящего Положения

        Приказом Минздрава РФ от 6 февраля 2001 г. N 22 утвержден План мероприятий Минздрава РФ по реализации настоящего положения на 2001 г.

        См. также письмо Фонда социального страхования РФ от 11 июля 2001 г. N 02-18/07-5009

        1. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.

        2. Расследованию и учету в соответствии с настоящим Положением подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц (далее именуются — работники) обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

        3. К работникам относятся:

        а) работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);

        б) граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;

        Информация об изменениях:

        Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 подпункт «в» изложен в новой редакции

        в) студенты образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, работающие по трудовому договору во время практики в организациях;

        г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

        д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

        4. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

        Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

        5. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

        6. Работник имеет право на личное участие в расследовании возникшего у него профессионального заболевания. По его требованию в расследовании может принимать участие его доверенное лицо.

        Порядок установления наличия профессионального заболевания

        7. При установлении предварительного диагноза — острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание (далее именуется — центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора), и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

        8. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший экстренное извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника (далее именуется — учреждение здравоохранения). Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

        9. В случае несогласия работодателя (его представителя) с содержанием санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике.

        10. Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз — острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение.

        Приказом Минздрава РФ от 25 июля 2001 г. N 287 установлены учреждения здравоохранения, которым предоставляется право давать заключения, подтверждающие причинную связь профессионального заболевания с воздействием токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию

        11. При установлении предварительного диагноза — хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок направляется в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

        12. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 2-недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

        13. Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля) (далее именуется — центр профессиональной патологии) с представлением следующих документов:

        а) выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного;

        б) сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;

        в) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда;

        г) копия трудовой книжки.

        14. Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

        15. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику под расписку и направляется страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

        16. Установленный диагноз — острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

        Об экспертизе связи заболевания с профессией см. также письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 октября 2005 г. N 4732-ВС

        О рассмотрении особо сложных и конфликтных случаев при проведении экспертизы связи заболевания с профессией см. письмо Минздрава РФ от 9 октября 2003 г. N 2510/11361-03-32

        17. Извещение об изменении или отмене диагноза профессионального заболевания направляется центром профессиональной патологии в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения в течение 7 дней после принятия соответствующего решения.

        18. Ответственность за своевременное извещение о случае острого или хронического профессионального заболевания, об установлении, изменении или отмене диагноза возлагается на руководителя учреждения здравоохранения, установившего (отменившего) диагноз.

        Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания

        Решением Верховного Суда РФ от 18 сентября 2007 г. N ГКПИ07-956, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N КАС07-620, пункт 19 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

        19. Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (далее именуется — расследование).

        Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее именуется — комиссия), возглавляемую главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

        В расследовании могут принимать участие другие специалисты.

        Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии.

        20. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, направленного для выполнения работы в другую организацию, расследуется комиссией, образованной в той организации, где произошел указанный случай профессионального заболевания. В состав комиссии входит полномочный представитель организации (индивидуального предпринимателя), направившей работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие полномочного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

        21. Профессиональное заболевание, возникшее у работника при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где выполнялась работа по совместительству.

        22. Расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.

        23. Для проведения расследования работодатель обязан:

        а) представлять документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте (участке, в цехе);

        б) проводить по требованию членов комиссии за счет собственных средств необходимые экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте;

        в) обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию.

        24. В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение государственных санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего.

        25. Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы:

        а) приказ о создании комиссии;

        б) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника;

        в) сведения о проведенных медицинских осмотрах;

        г) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;

        д) протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;

        е) экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;

        ж) медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;

        з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;

        и) выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

        к) другие материалы по усмотрению комиссии.

        26. На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

        Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).

        27. По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по прилагаемой форме.

        28. Лица, принимающие участие в расследовании, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, полученных в результате расследования.

        29. Работодатель в месячный срок после завершения расследования обязан на основании акта о случае профессионального заболевания издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний.

        Об исполнении решений комиссии работодатель письменно сообщает в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

        Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания

        См. разъяснение «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17

        30. Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.

        31. Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.

        32. В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).

        33. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания. В случае ликвидации организации акт передается для хранения в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

        34. Профессиональное заболевание учитывается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

        35. Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.

        36. Лица, виновные в нарушении положений настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Специальная оценка условий труда (СОУТ)

        от 599 ₽ за 1 рабочее место на 5 лет.
        Работаем во всех городах Урала

        Ч то Вам Нужно Знать
        Про Специальную Оценку Условий Труда?

        Ч то такое Специальная Оценка Условий Труда (СОУТ)?

        Простыми словами Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой измерение факторов (освещенность, микроклимат, шум и т.д.) специализированными приборами на рабочих местах. По результатам измерений делается заключение по классу вредности и опасности рабочего места.

        Именно эти результаты и требует инспектор по труду, инспектор Роспотребнадзора, СЭС и Прокуратуры от работодателя

        Рабочие места подразделяются
        по вредности и опасности на 4 класса

        Каждому рабочему месту по результатам СОУТ присваивается класс условий труда:

        • 1 класс – Оптимальные условия труда, при которых влияние вредных и опасных факторов отсутствует и не угрожает здоровью работника.
        • 2 класс – Допустимые условия труда, при которых значения вредных и опасных производственных факторов не превышают допустимые уровни.
        • 3 класс (3.1-3.4) – Вредные условия труда, при которых значения вредных и опасных производственных факторов превышают допустимые нормативы. Такие условия труда могут привести к профессиональным заболеваниям.
        • 4 класс – Опасные условий труда, при которых существует риск получения острых профессиональных заболеваний или создают угрозу жизни и здоровью работника.
        • Обязанность работодателя проводить специальную оценку условий труда закреплена в Трудовом кодексе РФ (ст. 212) и ФЗ-426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда». Данный закон направлен на реализацию государственной политики в области охраны труда по созданию безопасных условий труда.

          Периодичность обязательного проведения Специальной Оценки Условий Труда составляет 1 раз в 5 лет, за исключением случаев внепланового проведения СОУТ.

          Н е Знаете Обязательно Ли Вам Нужно
          Проводить Спецоценку условий труда?

          Согласно ФЗ-426 от 28.12.2013 г. («О специальной оценке условий труда») каждое рабочее место, указанное в штатном расписании, подлежит Специальной Оценке Условий Труда. Это не зависит от рода деятельности компании и количества работников.

          Специальную оценку условий труда проводят:

          • — по инициативе работодателя,
          • — по предписанию надзорных органов,
          • — по жалобе работника.
          • Все расходы по проведению СОУТ несет работодатель.

            Это значит, что
            Это означает, что независимо от того, чем занимается Ваша компания: будь то крупное производство или небольшой офис, если у вас в штате числятся сотрудники — закон обязывает Вас провести специальную оценку условий труда (СОУТ)!

            Ч то будет, если не провести СОУТ?

            Инспектор по труду проверяет все зарегистрированные
            юридические лица и ИП раз в 3 года

            Если нарушить требования закона и не провести спецоценку вовремя, то при ближайшей плановой проверке надзорными органами (1 раз в 3 года) инспектор это обнаружит.

            В лучшем случае, это приведет к наложению административного штрафа, размер которого в разы превысит стоимость затрат на СОУТ. В худшем — инспектор приостановит деятельность компании на срок до 90 суток.

            Какие Штрафы Можно Получить,
            Если Не Провести СОУТ Вовремя

            60-80 тыс.руб. ₽
            Штраф на юридическое лицо при отсутствии результатов СОУТ на первичной проверке

            5-10 тыс.руб. ₽
            На должностное лицо и индивидуального предпринимателя – при отсутствии результатов СОУТ

            100-200 тыс.руб. ₽
            За повторное нарушение сроков проведения СОУТ — штраф на юридическое лицо

            30-40 тыс.руб. ₽
            За повторное нарушение сроков проведения СОУТ — Штраф на должностное лицо и индивидуального предпринимателя

            Приостановка деятельности 90 сут
            Приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток за невыполнение предписания инспектора

            П роверка ГИТ уже назначена?
            Вы еще можете минимизировать штраф!

            Если Вы получили уведомление из надзорных органов (Государственной инспекции труда, СЭС, Роспотребнадзора) о проведении плановой проверки в вашей организации с требованием представить результаты специальной оценки условий труда, Вы еще можете смягчить ситуацию. Для этого еще до начала проверки обратитесь в организацию, проводящую СОУТ. Заключите договор и начните проведение измерений. Это не исключит штраф, но позволит минимизировать его размер, при условии, что в течение срока, указанного в предписании, результаты СОУТ предоставят в надзорные органы для отчета.

            О дно Неверное Решение Может Принести
            Вам Существенные Убытки

            Инспектор может аннулировать результаты Специальной оценки условий труда, если лаборатория по СОУТ не соответствует хотя бы одному требованию ФЗ №426 от 01.01.2014г. (ст.19).

            В таком случае инспектор выпишет предписание о повторном проведении Спецоценки . Это приведет к увеличению расходов компании на СОУТ более чем в 2 раза.

            Вернуть деньги с лаборатории, потраченные за аннулированную спецоценку, может быть затруднительно даже через суд.

            Чтобы не попасться на удочку недобропорядочных компаний испытательная лаборатория должна дать следующие гарантии.

            Каким требованиям ФЗ-426 должна соответствовать
            лаборатория по проведению СОУТ?

            Наличие аттестата аккредитации ,
            выданного Национальным органом по аккредитации (Росаккредитация) на право проведения измерений и оценки всех факторов согласно ст. 13 настоящего ФЗ.

            Нахождение компании в реестре Минтруда РФ
            аккредитованных организаций имеющие право проводить СОУТ

            Не менее 5 аккредитованных экспертов
            Лаборатория должна иметь не менее 5 экспертов аккредитованных Минтрудом

            Наличие в штате не менее 1 эксперта с медицинским образованием
            Один из аттестованных экспертов должен иметь высшее образование по одной из специальностей:

            • врач по общей гигиене;
            • врач по гигиене труда;
            • врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
            • Наличие собственной испытательной лаборатории
              Лаборатория должна иметь в собственности полный комплект аккредитованных и поверенных измерительных приборов, указанных в ст. 13 ФЗ-426.

              ФАКТИЧЕСКИЕ выезды на предприятия
              Кроме того, ряд компаний фактически не выезжает на проведение замеров вредных производственных факторов. Это грубейшее нарушение, которое инспектор легко может выявить и дать предписание провести СОУТ заново.

              Лаборатория Прометей входит в узкий список компаний, отвечающих всем требованиям ФЗ, как следствие результаты СОУТ от ООО Прометей будут действительны для Государственной инспекции по труду

              С колько стоит СОУТ?

              Cтоимость проведения СОУТ
              офисного рабочего места —
              от 599 рублей
              за 1 рабочее место на 5 лет.

              Стоимость включает в себя:

            • определение экспертом вредных и опасных факторов,
            • расходы по проведению инструментальных замеров,
            • оценке тяжести и (или) напряженности трудового процесса,
            • составление карты СОУТ,
            • подготовка сводных и отчетных документов.
            • Если замеры проводятся на рабочих местах рабочих профессий, тогда к стоимости прибавляются расходы по проведению замеров:

              • — шума,
              • — вибрации,
              • — загазованности и запыленности воздуха,
              • — ЭМП,
              • — оценке обеспеченности работников СИЗ,
              • — др. факторов в зависимости от особенностей работы или рабочей среды.
              • Рассчитать итоговую цену аттестации рабочих мест вам поможет наш эксперт. Для заказа услуги свяжитесь с нами удобным способом.

                Звоните по телефону:

                или оставьте заявку, и мы
                перезвоним в ближайшее время:
                Рассчитать стоимость СОУТ

                В числе наших клиентов такие компании как

                — ООО «УГМК Холдинг»

                — ОАО «ОЗЗ Титановая Долина»

                — Уральский Государственный
                Университет Путей Сообщения

                — Центр психолого-медико-социального
                сопровождения «Речевой центр»

                С роки проведения СОУТ

                Проведение специальной
                оценки условий труда назначают
                не реже 1 раза в 5 лет (со дня утверждения
                отчета СОУТ).

                До вступления в силу ФЗ-214 процедура СОУТ называлась Аттестация рабочих мест. Вы проводили Аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 г. и пятилетний срок еще не истек? В таком случае проводить экстренно Специальную оценку условий труда Вам не нужно.

                Результаты аттестации рабочих мест действуют до истечения пятилетнего срока, но не позднее 01 января 2018 г.

                При этом есть исключения, когда назначается внеплановая процедура проведения Специальной Оценки Условий Ттруда, а именно:
                — в компании произошло увеличение штата сотрудников, в ходе которого организовались новые рабочие места;
                — работодателем было получено предписание надзорных органов, обнаружившие в ходе проверки нарушения законодательства в области охраны труда;
                — на предприятии произошла модернизация оборудования, машин, механизмов, изменение технологического процесса или технологии, используемого сырья и материалов;
                — улучшены условия труда на рабочих местах за счет ремонта или модернизации средств коллективной защиты;
                — произошел несчастный случай с работником, в результате воздействия производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей;
                — поступило от профсоюзных организаций или работника мотивированных предложений о проведении спецоценки.

                Э тапы проведения СОУТ

                При проведении СОУТ исследованию и измерению подлежат
                все вредные и опасные факторы:

                Для производственной среды:

                — Физические факторы (шум, вибрация, освещенность, микроклимат, запыленность, электромагнитные поля)
                — Химические факторы (запыленность и загазованность)
                — Биологические факторы (микроорганизмы)

                Для трудового процесса:

                — Тяжесть трудового процесса (физические нагрузки)
                — Напряженность трудового процесс (психоэмоциональные нагрузки)

                Сколько стоит проведение СОУТ в Екатеринбурге?

                Стоимость проведения СОУТ зависит от разных факторов и начинается от 599 ₽ за 1 рабочее место на 5 лет.

                С ОУТ или Специальная оценка условий труд

                Очередное изменение в трудовом законодательстве РФ ввело в обиход новую аббревиатуру. СОУТ – это то, что сегодня необходимо иметь предпринимателям любого уровня. Специальная оценка условий труда теперь является процедурой, обязательной абсолютно для всех руководителей больших и малых компаний, которые имеют штатный персонал.

                Спецоценка условий труда закреплена на законодательном уровне. Подробно о ней написано в документе федерального значения (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (с изменениями на 1 мая 2016 года). И согласно нормативам, должна способствовать выявлению отрицательных факторов, которые влияют или могут влиять на здоровье персонала во время исполнения трудовых обязанностей, в том числе с помощью исследования по сертифицированным методикам. Полученные результаты сопоставляются экспертными комиссиями с нормативными показателями, которые закреплены на госуровне, а факты отклонения от нормы фиксируются в специальных актах.

                Эти факты ложатся в основу предписаний по охране труда, становясь обязательными для выполнения руководством компании. Также в ходе СОУТ каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда, это, в свою очередь, влияет на получение дополнительных льгот и компенсаций сотрудникамм компании.

                З начение СОУТ в системе охраны труда

                Специальная оценка условий труда – своеобразное ядро всей действующей системы охраны труда. Если вся система в целом стремится максимально сохранить жизнь и здоровье сотрудника компании во время исполнения им трудовых обязательств, то СОУТ позволяет выявить возможную опасность, подстерегающую его на рабочем месте, предупредить о возможных угрозах и максимально предотвратить их появление.

                Сегодня институт охраны труда – это разветвленная и очень серьезная система, состоящая из:

              • Особой законодательной базы, подкрепленной профильными и узкоспециализированными правовыми и нормативными актами, уточняющими обязанности руководителей компаний и права сотрудников;
              • Целого надзорного и контрольного аппарата, состоящего из государственных и специализированных сертифицированных частных учреждений;
              • Механизмов, позволяющих выполнять требования, прописанные в законодательных актах;
              • Мотивации для руководителей и сотрудников компаний, соблюдать меры безопасности на производстве.
              • Во всей этой иерархии СОУТ занимает третью ступень, относясь к механизмам системы ОТ. Специальная оценка условий труда регламентируется законодательными актами и выполняется аттестованными организациями. Главная цель СОУТ – предотвратить количество несчастных случаев и травм, снизить негативное влияние рабочих факторов на сотрудников и сделать процесс работы для любых профессий безопасным и приемлемым.

                Итогом проведения СОУТ становится совершенствование условий труда на производстве. Это происходит после формирования списка предписаний, который обязателен для исполнения административным корпусом компании.

                И тоги специальной оценки условий труда

                Услуги по спецоценке условий труда могут быть оказаны только сертифицированными государством организациями. Эксперт компании, проводящей СОУТ, аккредитованный Минтрудом выезжает по предварительному согласованию с вами на объект, где выполняет тщательный осмотр помещений и рабочих мест, идентификацию вредных и опасных производственных факторов, проводит исследования и измерения идентифицированных ВОПФ, берет пробы для лабораторных исследований. После этого наступают этапы обработки полученных данных и составления протоколов исследований и измерений и официального отчета.

                В этом документе будут содержаться все сведения о выявленных негативных факторах производственной среды и трудового процесса, отрицательно влияющих на здоровье сотрудников. Кроме простого перечня вредных и опасных условий труда, выявленных на рабочих местах, в отношении которых проводилась СОУТ любая организация, выполняющая специальную оценку условий труда, обязана предоставить список мер, направленных на исправление сложившейся ситуации и улучшений условий труда. По сути – это готовое руководство к действию, позволяющее существенно улучшить показатели безопасности труда с помощью:

              • Улучшений условий труда;
              • Повышения соцгарантий сотрудников (льготы и компенсации);
              • Проведения профилактических мероприятий;
              • Более тесного контакта с персоналом.
              • Кто предупрежден, тот вооружен. Этот же принцип действует и при организации безопасного производства и создания комфортных условий труда. Своевременное информирование сотрудников о возможных рисках, которым они регулярно подвергают свою жизнь, позволяет снизить количество травмоопасных ситуаций на производстве в разы. Кроме постоянных инструктажей и лекций, проводимых инженерами по охране труда, директорат организаций обязан своевременно обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты согласно территориально-отраслевых нормативов.

                О бязанности и права директора и сотрудников при СОУТ

                Несмотря на то, что и работодатель, и сотрудники заинтересованы в своевременном проведении спецоценки условий труда, чтобы избежать немаленьких штрафов и других наказаний, их права и обязанности прописаны в законе.

                Отныне каждый работодатель обязан сам принять меры по организации и проведению СОУТ в организации. А затем, способствовать успешной реализации всех мероприятий в рамках проверки. В частности, предоставить все документы и подготовить помещения к проверке, донести до сотрудников итоги и результаты проверки (ознакомить работников с результатами СОУТ под роспись), разъяснить заинтересованным лицам все аспекты и нюансы охраны труда, выполнить рекомендации проверяющей организации (реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда).

                К обязанностям сотрудников относится

              • присутствовать при проведении СОУТ на своем рабочем месте;
              • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации ВОПФ и за получением разъяснений по вопросам проведения спецоценки на его рабочем месте;
              • в случае несогласия с результатами СОУТ, обжаловать результаты проведения спецоценки на его рабочем месте;
              • ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.
              • К ак проходит специальная оценка условий труда

                Закон о спецоценке условий труда четко определяет порядок проведения СОУТ. Все работы проходят в три этапа:

              • Подготовительный. В большей степени касается руководства организации, которое будет проходить спецоценку. Администрация должна создать комиссию, которая определит список рабочих мест, подлежащих СОУТ, найдет организацию, оказывающую услуги СОУТ, заключит договор;
              • Рабочий. Работа экспертов и созданной работодателем комиссии на объекте, тщательный осмотр рабочих мест и выявление различных негативных факторов (идентификация ВОПФ). Также в этот этап входит проведение исследований и измерений идентифицированных ВОПФ, лабораторные исследования взятых проб;
              • • Заключительный. Оформляются протоколы исследований и измерений, карты СОУТ и пр., официальное заключение и отчет о проведении СОУТ, где прописываются все результаты и предписания.
              • При этом ознакомление с результатами СОУТ обязательно для всех сотрудников предприятия без исключения, а список предписаний (мероприятий по улучшению условий труда) обязателен для исполнения руководству компании.

                У словия для внепланового проведения СОУТ

                Специальную оценку условий труда необходимо проводить раз в пять лет. Однако существует ряд исключений, которые могут стать причиной инициации внеплановой спецоценки:

                К таким факторам можно отнести:

              • Изменение технологий производства. Когда меняется оборудование, вся линия или ее часть, сам производственный процесс и материал. Все новшества на производстве способны изменить условия сотрудников, а также стать серьезным фактором риска;
              • Нарушение законодательных требований. Выявленные факты нарушения законодательства — это повод для контролирующих и проверяющих органов, а также вышестоящих инстанций инициировать преждевременную СОУТ, чтобы исключить возможность возникновения несчастных случаев и травм на производстве ;
              • Несчастный случай на предприятии. Самый частый и самый распространенный фактор, который влечет за собой обязательные проверки и посещение организации контролирующими инстанциями.
              • Н а какие профессии распространяется СОУТ

                Неважно, кем вы работаете, важно как. Специальная оценка условий труда (либо декларирование рабочих мест с 1 и 2 классами условий труда) нужна абсолютно для всех специальностей во всех организациях, начиная от секретаря, заканчивая сталеваром. Закон № 426 теперь не выделяет особо офисных сотрудников или работников тяжелой промышленности. Каждый работодатель сегодня должен организовать и провести специальную оценку в своей компании организации для каждого рабочего места.

                Исключение могут составить только специалисты-фрилансеры, которые работают удаленно, на дому или в коворкинге, а также предоставляют услуги физлицам, не предпринимателям.

                С ОУТ – один из важных этапов ОТ

                Система охраны труда — сложный и очень подвижный, постоянно совершенствующийся механизм. Огромное количество документов и актов регламентирует каждый шаг в этой сфере. И специальная оценка условий труда в компаниях, которая пришла на смену обязательной аттестации рабочих мест, один из этапов эволюции всей системы.

                Главная цель комплексного подхода – создать открытое информационное поле, сделав данные о фактических условиях труда доступными для высшего топ-менеджмента и его сотрудников. Это позволит своевременно предпринять профилактические меры, снизить негативное влияние производственных факторов на сотрудников во время исполнения обязанностей на работе, и избежать травм и ЧП на производстве.

                Таким образом, в результате проведения СОУТ, совершенствуется не только материально-техническая база, необходимая для должного обеспечения охраны труда, но весь метод контроля и ведение учета состояния здоровья сотрудников, порядок выплаты страховых взносов, льгот и компенсаций, других платежей в пользу персонала. Весь этот процесс и есть современный способ совершенствования системы охраны труда на предприятиях.

                Город Екатеринбург, улица Ватутина 15, 2 этаж, офис №2

                pro-trud.ru

                Смотрите так же:

                • Закон о мировых судьях в пермском крае Закон Пермского края от 31 марта 2014 г. N 320-ПК "О мировых судьях в Пермском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 31 марта 2014 г. N 320-ПК"О мировых судьях в […]
                • Закон о запрете табачной продукции Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С […]
                • Части 3 статьи 25 федерального закона Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные […]
                • Закон о 170-фз Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
                • Ст 8 закона n 10-фз Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О […]
                • Содействие добровольному переселению в рф соотечественников проживающих за рубежом Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями и […]