Закон о жилище военнослужащих

Жилье для военнослужащих

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) предусматривает, что право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники.

Но, кто-то приобретает право на получение квартиры по истечении первых 5 лет военной службы, кто-то – после 20 лет или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. А некоторые могут воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной (предоставление квартиры) в денежную форму расширило возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно пункту 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, отнесены:

– дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

– дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

– лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;

– иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым. Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилого помещения по договору социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители – граждане РФ. А другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, только если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях членами семьи нанимателя в судебном порядке могут быть признаны и другие лица.

Положения статьи 69 ЖК РФ и должны применяться при определении права семьи военнослужащего на предоставление того или иного жилого помещения. Об этом сказано в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (далее – Постановление N 9).

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, наряду с нормами Закона о статусе военнослужащих, регулируются жилищным законодательством.

Согласно действующему законодательству любой из военнослужащих по контракту должен быть обеспечен жильем в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место службы. Здесь, конечно, говорится о служебных жилых помещениях. А военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены семей, на первые пять лет службы могут быть размещены в служебных жилых помещениях или общежитиях. Такие помещения закрепляются за учреждениями соответствующих силовых министерств и ведомств.

С военнослужащим, которому предоставляется такое жилье, заключается договор найма служебного помещения, в котором определяется порядок предоставления жилья, его содержания и освобождения. Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба».

После увольнения с военной службы гражданин в некоторых случаях может приобрести право на свое жилье. Но если этого не произошло и (или) военнослужащего обеспечили другим жилым помещением, он должен в трехмесячный срок освободить предоставленное служебное помещение.

Нельзя выселить из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 98 ЖК РФ):

– членов семьи военнослужащих (должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности, таможенных органов), погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
– пенсионеров по возрасту;

– инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на военной службе.

Предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством РФ, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и НПА субъектов РФ, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим-гражданам РФ, имеющим право не первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

При предоставлении военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма учитывать действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению. Указанные сделки и действия необходимо учитывать за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению

военнослужащего о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
(в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280)

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:
выписки из домовых книг;
справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах «г» и «д» , не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае отсутствия жилых помещений по месту прохождения военной службы им по желанию ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909.

Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; — по состоянию здоровья; — в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление, после увольнения с военной службы — приказ об увольнении в запас или в отставку.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств — участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

www.tokunova.ru

В закон о статусе военнослужащих внесены изменения, касающиеся обеспечения жильём

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Главой государства также подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» принят Государственной Думой 18 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается внести в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ряд изменений, уточняющих порядок обеспечения жильём:

военнослужащих – граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и проживающих совместно с ними членов их семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. или признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 г.;

военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями – 10 лет и более;

граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями;

членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Федеральный закон направлен на совершенствование норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учётом норм жилищного законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» принят Государственной Думой 18 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.

Федеральный закон принят в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 21-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина Н.М.Кабулова.

В соответствии с Федеральным законом уволенные с военной службы граждане, которые первоначально были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 г., а затем переехали на постоянное место жительства из одного населённого пункта в другой и потому были приняты на соответствующий учёт по новому месту жительства уже после 1 января 2005 г., получают на равных условиях с гражданами, которые относятся к той же категории и место жительства не меняли, право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в форме предоставления либо жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

kremlin.ru

Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на жилье

Правоотношения, связанные с реализацией права военнослужащих на жилье, закреплены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Эта норма определяет формы и порядок жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – военнослужащие), в зависимости от продолжительности службы и их категорий.

Закон предусматривает три основные формы: предоставление денежных средств (субсидии) на строительство или приобретение жилых помещений; предоставление жилых помещений (находящихся в федеральной собственности) в собственность либо по договору социального найма, выделение служебного жилья.

Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют названное право посредством двух первых форм.

Служебные жилые помещения на весь период службы предоставляются офицерам, прапорщикам, мичманам, рядовым и сержантам (гражданам Российской Федерации), поступившим на службу после 1 января 1998 года, офицерам, окончившим военные учебные заведения позже указанной даты, а также в закрытых военных городках.

В случае отсутствия служебных квартир (комнат) командование арендует жилье для подчиненных либо выплачивает денежную компенсацию за его поднаем в соответствии с порядком и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

На первые пять лет службы за указанными категориями граждан сохраняются право на ранее занимаемое жилое помещение и сохранение очередности на улучшение жилищных условий по месту жительства до службы. По истечении 20 лет военной службы (при увольнении через 10 лет по состоянию здоровья, достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями) названные военнослужащие приобретают право на получение субсидии либо квартиры (в собственность или по договору социального найма) по избранному месту жительства.

При наличии у военнослужащих в собственности квартир (жилых домов), независимо от места их нахождения, им на период службы предоставляются исключительно служебные жилые помещения. Однако в случае несоответствия площадей таких квартир (домов) установленным нормам, военнослужащим предоставляются жилые помещения в дополнение к имеющимся в пределах норматива жилищного обеспечения. Помимо указанного, военнослужащие вправе вступать в жилищные строительные кооперативы, получать земельные участки под индивидуальное строительство.

Военнослужащие по контракту из числа иностранных граждан на должностях рядового и сержантского состава на весь период службы обеспечиваются помещениями в общежитиях.

В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с 1 января 2005 года предусмотрена еще одна форма реализации названого права военнослужащих контрактной службы – внесение государством ежегодных накопительных взносов для погашения целевого жилищного займа при приобретении квартиры (дома) по системе ипотечного кредитования.

Такое право имеют выпускники военных учебных заведений, окончившие их позже 1 января 2005 года (окончившие такие заведения в период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года и получившие первое офицерское звание во время учебы); офицеры, призванные на службу из запаса после 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, имеющие на 1 января 2005 года военную выслугу не менее трех лет; военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие второй контракт о прохождении службы; граждане, получившие первое офицерское звание в связи с назначением на воинскую должность, а также окончившие курсы подготовки младших офицеров после 1 января 2005 года.

При этом каждый участник накопительно-ипотечной системы приобретает право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа не менее чем через три года его участия в данной системе.

Заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Павел Кочетов

tvzvezda.ru

Путин уточнил правила получения военнослужащими жилья

Президент России Владимир Путин уточнил правила увольнения военных, которые отслужили более 10 лет, без предоставления им жилья или соответствующих компенсаций. Об этом говорится в указе, опубликованном в субботу, 2 января, на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки внесены в положение о порядке прохождения военной службы. В указе отмечено, что нуждающийся в жилье военнослужащий «без его согласия не может быть уволен (. ) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» без предоставления ему жилья или субсидий на его приобретение (строительство) за исключением случаев, предусмотренным третьим абзацем первого пункта статьи 23 закона «О статусе военнослужащих».

При этом те, кто желает получить жилье не по месту увольнения с военной службы, «обеспечивается помещением в соответствии с законодательством России», подчеркивается в документе.

Указ вступил в силу с момента его подписания.

В конце апреля 2015 года президент России разрешил принудительно увольнять военнослужащих, злоупотребляющих своим правом на отказ от предоставленного государством жилья. До этого увольнение военных, отказывающихся от предлагаемого им жилья или жилищной субсидии, было невозможно, поэтому были широко распространены многократные отказы от предоставляемого государством жилья. В итоге целые группы военнослужащих систематически эксплуатировали эту брешь в законодательстве.

Под действие апрельского документа попали военнослужащие, имеющие право на увольнение из рядов вооруженных сил и в данный момент находящиеся «в распоряжении командования» (вне штатной воинской должности).

lenta.ru

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

М. ВАКИЛОВ, И. ФАРШАТОВ

М. Вакилов, председатель Верховного суда Республики Башкортостан.

И. Фаршатов, доктор юридических наук.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» довольно подробно регламентирует жилищные права военнослужащих и членов их семей. Он является кодификационным актом, объединяющим и систематизирующим основные положения ранее принятых законодательных и подзаконных актов (в частности, Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г. «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан»).

Вместе с тем предшествующие акты по данному вопросу не отменены и продолжают действовать в части, не противоречащей нормам названного Закона. Количество их довольно значительно. На 1 июня 1999 г. насчитывалось 36 законодательных и подзаконных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы строительства и предоставления жилья военнослужащим, установления для них жилищно — коммунальных льгот.

Закон от 27 мая 1998 г. в зависимости от категории военнослужащих предусматривает различные варианты обеспечения их жильем. Это, прежде всего, предоставление жилья на общих основаниях за счет государственного или муниципального фонда, с учетом общих положений жилищного законодательства. На наш взгляд, здесь применимы нормы о первоочередном (ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР) и внеочередном (на основе специальных постановлений и распоряжений Правительства РФ) удовлетворении жилищных потребностей. Другие варианты — выделение служебных жилых помещений, участие в программе «Государственные жилищные сертификаты», членство в жилищно — строительных, жилищных кооперативах (с правом на получение безвозмездной финансовой помощи), индивидуальное жилищное строительство (также с правом на получение финансовой помощи).

Законодательством предусматриваются (или могут быть предусмотрены) и иные способы обеспечения жильем. В частности, воинские части могут арендовать жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (по смыслу Закона, надо полагать, после 1 января 1998 г.), и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ или иными органами, где предусматривается военная служба (МВД, ФСБ и т.д.).

Что означает закрепление жилья за этими ведомствами? Очевидно, что по правовому режиму оно будет считаться ведомственным (ст. 6 ЖК РСФСР), т.е. находящимся в их оперативном управлении и относящимся к федеральной государственной собственности. Но право на приобретение так называемого «постоянного» (социально гарантированного) жилья военнослужащие получают, как правило, при достижении «выслуги лет», а также при наступлении некоторых иных обстоятельств, предусмотренных законодательством (в частности, при вынужденном оставлении военной службы по состоянию здоровья).

До возникновения права на «постоянное» жилье военнослужащие при досрочном прекращении службы (по неуважительным причинам) могут быть выселены из занимаемого ведомственного жилья, но с предоставлением другого помещения, соответствующего санитарно — техническим требованиям (ст. 95 ЖК РСФСР), если это жилье не отнесено к категории служебного.

При заключении договора (в данном случае, как представляется, договора социального найма) должны быть реализованы права военнослужащих на дополнительную жилую площадь. В этой части продолжает действовать Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью», согласно которому таким правом пользуются военнослужащие начальствующего состава. Это положение конкретизируется в п. 8 ст. 15 Закона от 27 мая 1998 г., согласно которому право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 кв. м имеют офицеры в воинских званиях полковник, ему равном (к примеру, капитан 1-го ранга — в ВМФ), и выше, проходящие военную службу либо уволенные по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — преподаватели военных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, по нашему мнению, также с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба) жилищный договор, определяющий порядок предоставления такого жилого помещения, права и обязанности сторон, основания освобождения (выселения). Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. утверждено положение «Об условиях и порядке заключения договора жилищного найма между военнослужащим и Министерством обороны РФ или иным органом исполнительной власти».

При продолжении военной службы сверх пятилетнего срока жилые помещения предоставляются на общих основаниях.
Возникает вопрос: какое жилье имеется в виду — ведомственное или обычное, т.е. государственное либо муниципальное?

Все зависит от того, закреплена ли жилая площадь за Минобороны или иными ведомствами. Во всяком случае, должно применяться правило: военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей безвозмездно получают в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами или иными нормативными актами.

Можно ли в данном случае говорить о праве военнослужащих на приватизацию жилья? Закон от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 28 марта 1998 г.) не содержит каких-либо исключений относительно нанимателей — военнослужащих. Поэтому он в принципе применим и к случаям приватизации военнослужащими государственного, муниципального жилья.

Но, по смыслу Закона «О статусе военнослужащих», ведомственное жилье до истечения 20 лет (и в некоторых других случаях) и возникновения права «постоянного» жилья не подлежит приватизации. Иные суждения и толкования (в смысле — «все-таки подлежит приватизации») приводят к разрушению самих основ юридической конструкции этого Закона. Ведь можно представить ситуацию: офицер, начав службу и вселившись в ведомственную квартиру, тут же начнет ее приватизировать со ссылкой на положения о приватизации жилья.

Это довольно серьезное противоречие и непродуманность юридической конструкции Закона приведут к сложностям при рассмотрении конкретных дел. Видимо, в Законе следовало сделать специальную оговорку об особенностях приватизации жилья, закрепленного за военнослужащими.

Как определено в комментируемом Законе, служебные жилые помещения могут быть предоставлены военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей и на весь срок военной службы. Это военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г.

Жилищные права перечисленных четырех категорий военнослужащих необходимо уточнить и конкретизировать, особенно в сравнении с исходным п. 1 ст. 15 Закона от 27 мая 1998 г. об обеспечении жильем «. не позднее трехмесячного срока за счет государственного или муниципального жилья». Военнослужащие первых двух категорий обеспечиваются служебными жилыми помещениями независимо от заключения специального контракта о прохождении военной службы, а последних двух категорий — при наличии контракта, заключенного после 1 января 1998 г.

Но положение о предоставлении последним двум категориям лиц служебного жилого помещения противоречит п. 1 ст. 15 Закона, поскольку военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Возможно, законодатель здесь имел в виду необходимость заключения последующих контрактов — второго, третьего и т.д., чтобы возникло право получения жилья на общих основаниях. В явном противоречии находятся и положения абз. 8, 9 п. 1 ст. 15 с нормами исходных абз. 1, 2 п. 1 ст. 15 («Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями. «).

Закон от 27 мая 1998 г., как уже говорилось, предусматривает предоставление жилья военнослужащим и членам их семей, во-первых, на общих основаниях, т.е. путем предоставления жилья за счет государственного, муниципального жилья, не являющегося по правовому режиму служебным (это помещение, подчеркнем еще раз, может быть ведомственным или относящимся к государственному или муниципальному жилищному фонду). Как разъяснено в Постановлении N 9 Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления. Указанным военнослужащим и гражданам жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления в течение трех месяцев после их прибытия на избранное место жительства. Вместе с тем требования военнослужащих о предоставлении им помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. Во-вторых, возможно получение служебного жилого помещения в вышеизложенных случаях. При этом военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными актами.

Служебные жилые помещения предоставляются в закрытых военных городках на весь срок службы. Бытует мнение, что вся находящаяся в них жилая площадь всегда является служебной. Это ошибочное суждение. Жилые помещения в них могут принадлежать различным ведомствам и фондам. Вся жилая площадь в закрытых военных городках, как известно, не подлежит приватизации. Однако дело тут не в характере жилья, а в особом правовом режиме таких городков.

Попытки истолковать положения Закона от 27 мая 1998 г. в том смысле, что предоставляемое военнослужащим жилье по правовому режиму должно быть квалифицировано всегда как служебное, не вытекают из содержания этого акта. В нем четко сказано, что при продолжении военной службы свыше указанных сроков (5 лет) военнослужащим предоставляются жилые помещения на общих основаниях. По смыслу Закона от 27 мая 1998 г. в таком же порядке военнослужащим и членам их семей должно предоставляться жилое помещение и при переездах к новому месту службы, изменении места жительства.

Подполковник Л., будучи не обеспеченным по месту новой службы (после перевода) в г. Томск, перед увольнением с военной службы по достижении предельного возраста обратился к командованию с рапортом, в котором поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в г. Томске или в г. Новосибирске в обмен на квартиру, выделенную ему по прежнему месту службы в п. Шилово Новосибирской области. В данной просьбе Л. было отказано, и он был уволен с военной службы как достигший предельного возраста. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Л. о предоставлении жилья.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений. Коллегия удовлетворила протест, относящийся к вопросу о предоставлении жилья. Как указано в определении, решение суда первой инстанции противоречит закону и ущемляет права военнослужащего на получение жилья по месту службы. Надзорная инстанция обязала командира части восстановить нарушенное право офицера Л. на жилье путем предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по последнему месту службы по нормам и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С. 9 — 10).

Как указано в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г., п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жильем по установленным нормам, распространяется на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

www.lawmix.ru

Смотрите так же:

  • Военное субсидии размер Калькулятор жилищной субсидии военнослужащих на 1-е полугодие 2018 года Калькулятор жилищной субсидии на 2-е полугодие 2018 года смотрите здесь=> Данный калькулятор жилищной субсидии […]
  • Субсидии военнослужащим фсб Субсидии военнослужащим фсб Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам […]
  • Коряжма городской суд Коряжма городской суд Судебный участок N 1 Коряжемского судебного района: ограничен улицами Набережной (дом 52), Космонавтов (исключая ее), проспектом Ленина (ограничен домами 20, 25, […]
  • Штрафы за отчеты в пенсионный фонд Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Актуально на: 20 июля 2016 г. По итогам каждого отчетного и расчетного периода страхователь обязан представлять в ПФР расчет по форме РСВ-1 […]
  • Пенсионный фонд юао москва по адресу проживания Отделения Пенсионного фонда (ПФР) района ЮАО Клиентская служба ПФР «Донской, Даниловский» 115191, г. Москва, ул.Большая Тульская, д.2 Клиентская служба ПФР «Зябликово», Клиентская служба […]
  • Правила пользования спецодеждой Постановление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г . N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" […]