Закон об энергосбережения рб
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 15 июля 1998 года №190-З
(В редакции Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 г. №162-З, 05.01.2008 г. №317-З, 08.07.2008 г. №367-З, 02.07.2009 г. №31-З, 31.12.2009 г. №114-З)
Принят Палатой представителей 19 июня 1998 года
Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.
Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
энергосбережение — организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;
топливно-энергетические ресурсы — совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике;
вторичные энергетические ресурсы — энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе;
эффективное использование топливно-энергетических ресурсовиспользование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;
рациональное использование топливно-энергетических ресурсовдостижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;
показатель энергоэффективности — научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;
нетрадиционные и возобновляемые источники энергии — источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов;
пользователи топливно-энергетических ресурсов — субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы;
производители топливно-энергетических ресурсов — субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.
10.1 Законодательные акты Республики Беларусь в области энергосбережения
10.1 Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения
1. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г . N 190-З «Об энергосбережении» ( в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З).
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г . N 137 «О Республиканской программе энергосбережения на 2006 — 2010 годы».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2006 г . N 255 «О мероприятиях по выполнению в 2006 году государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 — 2010 годах».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005 г . N 1290 «Об утверждении плана основных мероприятий по реализации концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 1998 г . N 1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережения» ( в ред. постановлений Совмина от 17.03.2004 N 302, от 16.03.2006 N 353).
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2004 г . N 1301 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы программ и мероприятий по энергосбережению».
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г . N 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы».
8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г . N 252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий».
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г . N 1680 «об утверждении целевой программы обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года».
10.2 Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь
Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР , и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР .
Принятым в 1998 г . Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г . № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР , и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР ) осуществляющие следующие виды деятельности:
-добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР ;
— производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР .
— проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ ( НИОКР ), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР ;
-реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением н е- . традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;
— информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;
— разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР .
Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:
-осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР ;
-разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
-приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
-создание системы финансово-экономических механизмов , обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР , вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
-повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР ;
-осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
— создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР ;
-реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
-информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
— обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
-создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.
В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.
Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:
— республиканского и местного бюджетов;
— республиканского фонда энергосбережения;
— юридических и физических лиц, направленных на цели энергосбережения;
— инновационного фонда концерна « Белэнерго »;
— инновационных фондов министерств и ведомств, а также:
-инвестиции по линии Всемирного банка;
Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов « Ресурсо — и энергосбережение» субъектами хозяйствования.
1. Основы энергосбережения: Учебное пособие /Б. И. Врублевский, С. Н. Лебедева, А. Б. Невзорова и др.; Под ред. Б. И. Врублевского. — Гомель: ЧУП « ЦНТУ «Развитие», 2002.
2. Охрана труда и основы энергосбережения . Учебное пособие для ВУЗов – Э.М. Кравченя , Р.Н.Козел, И.П. Свирид . Мн. 2004
3. Андрижиевский , А. А. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб . п особие / А.А. Андрижиевский , В.И. Володин. -2-е изд., испр . — Мн.: Выш . шк ., 2005.
www.technopark.by
от 8 января 2015 года №239-З
Принят Палатой представителей 11 декабря 2014 года
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2014 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:
вторичные энергетические ресурсы — энергия побочных и промежуточных продуктов, отходов производства (потерь), получаемых в технологических агрегатах и установках, технологических процессах, функциональное назначение которых не связано с ее производством, не используемая в самих агрегатах, установках, процессах;
местные топливно-энергетические ресурсы — существующие в природе, добытые (произведенные) на территории Республики Беларусь ископаемые виды топлива, произведенная из них энергия, а также возобновляемые источники энергии;
норма расхода топливно-энергетических ресурсов — величина потребления топлива, тепловой, электрической энергии на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества, измеряемая в условных (натуральных) единицах;
показатели в сфере энергосбережения — показатели, характеризующие результаты деятельности юридических лиц по реализации энергосберегающих мероприятий;
потребители топливно-энергетических ресурсов — юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, потребляющие один или несколько видов топливно-энергетических ресурсов;
прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов — убывающий ряд значений норм расхода топливно-энергетических ресурсов, формирующийся на период от 1 года до 5 лет и соответствующий обоснованным предложениям по снижению норм расхода топливно-энергетических ресурсов;
производители топливно-энергетических ресурсов — юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие один или несколько видов топливно-энергетических ресурсов;
рациональное использование топливно-энергетических ресурсов — использование топливно-энергетических ресурсов, направленное на исключение необоснованного их расхода, с применением наиболее целесообразных их видов;
текущие нормы расхода топливно-энергетических ресурсов — ряд значений норм расхода топливно-энергетических ресурсов, формирующийся сроком до 1 календарного года и учитывающий минимизацию потребления топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции (работ, услуг);
топливно-энергетические ресурсы — совокупность всех природных и полученных в результате преобразований видов топлива и энергии;
экономия топливно-энергетических ресурсов — сокращение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов относительно аналогичного периода предыдущего года, полученное в результате внедрения энергосберегающих мероприятий;
экспресс-энергоаудит — энергетическое обследование (энергоаудит) по отдельным направлениям потребления топливно-энергетических ресурсов, или одного из их видов, или вторичных энергетических ресурсов либо по отдельной группе энергопотребляющего оборудования, имеющее ограниченный характер как по объему, так и по времени проведения;
энергетическая эффективность (энергоэффективность) — характеристика, отражающая отношение полученного эффекта от использования топливно-энергетических ресурсов к затратам топливно-энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта;
энергетический менеджмент — деятельность по управлению потреблением топливно-энергетических ресурсов;
энергетическое обследование (энергоаудит) — обследование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включающее сбор и обработку информации об использовании топливно-энергетических ресурсов, о показателях в сфере энергосбережения, проводимое в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и выявления возможных направлений для более эффективного и рационального их использования;
энергосберегающее мероприятие — мероприятие, результатом реализации которого является более эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;
base.spinform.ru
Беларусь. Принят новый закон «Об энергосбережении»
«В Беларуси принят новый закон «Об энергосбережении». Отдельные статьи Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» № 239-З в новой редакции вступили в силу сразу после официального опубликования документа, но основные положения вводятся в действие с 12 июля 2015 г. В этой связи Департаментом по энергоэффективности в течение I полугодия 2015 г. будет проведена работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с ним.» Сергей Александрович СЕМАШКО, заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности
Решение задач по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива и возобновляемых источников энергии сегодня актуально для всего мирового сообщества. В нашей стране на протяжении многих лет последовательно проводится государственная политика в области энергосбережения. Мотивировать всех участников этого процесса на применение в своей деятельности более прогрессивных подходов и технологий призван новый Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», подписанный Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 8 января 2015 г.
Первая редакция этого закона от 1998 г. определила направления развития энергосбережения в нашей стране. Для его реализации было принято более 30 актов законодательства, регулирующих определенные правоотношения в данной сфере.Однако во многом данный законодательныйакт оказался декларативен. Его правовые предписания реализовывались преимущественно посредством отсылок на нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, а не применением норм прямого действия.Это создавало определенные трудности в обеспечении однозначности правоприменения, снижало эффективность правового регулирования возникающих в данной сфере правоотношений. Поэтому значительный накопленный опыт иновые подходы к государственному регулированию в сфере энергосбережения обусловили необходимость его совершенствования.
Закон «Об энергосбережении» в новой редакции (далее – закон) содержит ряд существенных отличий от предыдущей редакции. Вместе с тем он не предусматривает коренных изменений в подходах к проведению государственной политики в сфере энергосбережения. Закон направлен на создание эффективной законодательной основы для дальнейшего снижения энергоемкости национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности. Он устанавливает, что государственное регулирование в сфере энергосбережения будет основываться на принципах эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, приоритетности внедрения энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов, научно-технической обоснованности реализуемых мероприятий, стимулирования достижения положительных результатов.
В конечном итоге новый закон должен способствовать дальнейшему развитию энергосбережения в нашей стране, выведению этой работы на более качественный уровень, достижению показателя энергоемкости валового внутреннего продукта Беларуси, сопоставимого с аналогичными значениями промышленно развитых стран Европейского союза.
Введенные законом новшества касаются следующих направлений:
Во-первых, в части общих положений и подходов к государственному регулированию конкретизированы основные термины и их определения, уточнены принципы государственногорегулирования в сфере энергосбережения. Кроме того, определены полномочия Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения, других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов.
Во-вторых, закон дополнен двумя важными главами. В главе «Энергетическое обследование (энергоаудит)» подробно отражены цели и задачи его проведения, виды обследований, круг юридических лиц, подлежащих энергетическому обследованию, периодичность и основание его проведения, а также требования к юридическим лицам, оказывающим услуги по энергетическому обследованию, к договору на оказание такой услуги и результатам этих обследований.
Дополнительно следует отметить, что в статье 14 Закона определено требование об обязательном включении в договор на оказание услуги по проведению энергетического обследования условия об ответственности, которая может возникнуть в результате причинения юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению энергоаудита, вреда обследуемому лицу вследствие некачественного и несвоевременного выполнения возложенных функций и обязанностей.
Еще одна новая глава – «Показатели, нормирование и программы в сфере энергосбережения», в которой определены основные подходы к установлению показателей в сфере энергосбережения, а также содержится подробный порядок разработки и реализации в республике программ в сфере энергосбережения. Кроме того, в ряде статей подробно изложены цели и задачи нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов, порядок разработки, согласования и установления таких норм, определены категории юридических лиц, которым устанавливаются такие нормы.
В-третьих, в главе 5 закона отображены соответствующие действующему в республике законодательству подходы к организации надзорной деятельности и оценке соответствия в сфере энергосбережения; определены цели и задачи проведения государственной экспертизы энергетической эффективности, категории объектов, проектная документация на возведение и реконструкцию которых подлежит такой экспертизе, а также положение о предварительном согласовании заданий на выполнение обоснований инвестирования, архитектурных и строительных проектов (при необходимости других документов) при разработке проектной документации на возведение и реконструкцию энергетических источников. Здесь же конкретизированы виды стимулирования эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
В-четвертых, в завершающих главах уточнены подходы к образованию и подготовке кадров, информационному обеспечению и международному сотрудничеству в сфере энергосбережения.Все механизмы и меры государственного регулирования, изложенные в законе, в том числе регулирование деятельности заинтересованных при проведении энергетических обследований, четко ориентированы на получение конечного положительного экономического эффекта.
Новая и предыдущая редакции Закона «Об энергосбережении» в приложении к данной статье
portal-energo.ru
Закон об энергосбережении: кого касается и как работает?
В Беларуси есть такой Закон «Об энергосбережении». Гомельский Зелёный портал разбирался, как нормативный акт влияет на реальную экономическую деятельность в нашей стране, а также какие методы используются для рационального расхода энергоресурсов.
Суть закона
Закон направлен на анализ текущего состояния процессов производства, хранения, транспортировки и использования энергоресурсов. Его цели – развитие энергосберегающих технологий и рациональное использование энергетических ресурсов.
Ключевыми элементами закона являются:
- Разработка программ энергосбережения.
- Энергоаудит – процедура оценки оборудования, технологий и процессов использования энергоресурсов конкретным физическим или юридическим лицом.
- Экспертиза энергетической эффективности – необходимый этап создания проекта любого строительного объекта (производственного, жилого и т.д.)
- Образовательные и информационные мероприятия, направленные на развитие и популяризацию энергосберегающих технологий.
Кого касается закон?
Под действие закона подпадают все государственные органы нашей страны, физические и юридические лица, в том числе ИП, а также иностранные государства и иностранные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Беларуси.
Регулированием сферы энергосбережения в Беларуси занимаются президент, Совет министров, иные республиканские и местные органы управления, а также государственные организации, подчинённые правительству. Они контролируют выполнение норм, предписанных программами по энергосбережению и другими правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации.
Как устанавливают нормы расхода ресурсов?
Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов рассчитывает уполномоченный орган, который подчиняется Совету министров. Такие нормы в обязательном порядке устанавливаются для юридических лиц, потребляющих ресурсов 100 тонн условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 гигакалории в час и более.
Если конкретное предприятие потребляет менее 100 тонн ресурсов, но использует источники тепловой энергии производительностью 0,5 гигакалории в час, то нормы применяются только к расходу этих источников энергии.
Все нормы устанавливаются по результатам энергоаудита, а рассчитываются с учётом конкретного производства и нынешнего уровня технологического развития. Нормы бывают текущие (устанавливаются на срок 1 год) и прогрессивные (на срок от 1 до 5 лет).
Что такое энергоаудит?
Энергоаудит проводится для оценки текущего состояния топливно-энергетических ресурсов конкретного предприятия и разработки методов их более рационального использования.
В обязательном порядке энергоаудит проводится для юридических лиц, которые потребляют не менее 1,5 тонн условного топлива в год. Аудит проводится раз в 5 лет в соответствии с графиком, составленным Советом министров или подчинённым ему уполномоченным органом. Юридическое лицо, на предприятии которого проводится энергоаудит, обязано составить техническое задание и согласовать его с территориальным органом управления в сфере энергосбережения. Аудит проводится только на основании этого документа.
Юридические лица, для которых энергоаудит не является обязательным, могут подать заявку на его проведение также на основании составленного и согласованного ими технического задания.
При проведении энергоаудита подписывается договор, который регламентирует взаимоотношения обследующей и обследуемой организаций, и их ответственность.
Что дают программы энергосбережения?
Закон предписывает разработку программ энергосбережения. Республиканская программа разрабатывается на 5 лет, а местные, отраслевые и программы для конкретных предприятий на срок до 1 года. Для реализации этих программ выделяются средства из республиканского и местных бюджетов. За целевое использование данные средств каждый получатель несёт ответственность согласно законодательству РБ.
Для чего нужна экспертиза энергоэффективности?
Государственная экспертиза энергетической эффективности проводится для любой проектной документации по возведению и реконструкции жилых, промышленных, административных и иных зданий. Экспертиза учитывает обоснованность предусмотренных проектом мер по энергосбережению и возможности их соблюдения на практике.
Проектную документацию необходимо согласовывать либо со структурным подразделением уполномоченного органа государственного управления в сфере энергосбережения (для источников электрической энергии мощностью более 3 мегаватт, а также источников тепловой энергии производительностью более 5 гигакалорий в час), либо с территориальными органами управления в сфере энергосбережения (в остальных случаях).
Только после утверждения экспертизы проектной документации разрешается проводить строительные работы или работы по реконструкции зданий.
greenbelarus.info