Закон республики узбекистана

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 июля 1992 года №641-XII

(по состоянию на 22 декабря 2009 года)

I. Общие положения


Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации обороны и управления Вооруженными Силами Республики Узбекистан (далееВооруженные Силы), определяет полномочия государственных органов, а также участие органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций и граждан в обеспечении обороны страны.

Статья 2. Понятие обороны

В настоящем Законе под обороной понимается комплекс политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер по обеспечению защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения.

Статья 3. Законодательство об обороне

Законодательство об обороне состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области обороны

Основными принципами государственной политики в области обороны являются:

неприменение военной силы против другого государства, кроме случаев пресечения и отражения агрессии, а также оказания помощи государствам, с которыми Республика Узбекистан связана соответствующими договорами;

участие в соответствии с нормами международного права в системах коллективной безопасности;

неучастие в военно-политических блоках;

адекватность военного строительства характеру современных войн и вооруженных конфликтов;

отказ от производства, переработки, приобретения, хранения, распространения, размещения ядерного и других видов оружия массового поражения;

постоянная готовность Вооруженных Сил, экономики, населения, территории к отражению агрессии;

обеспечение престижности военной службы.

II. Организация обороны и руководство Вооруженными Силами


Статья 5. Организация обороны

Организация обороны включает:

создание необходимых условий, направленных на предупреждение и сдерживание агрессии, организованную вооруженную защиту от посягательства на Республику Узбекистан;

осуществление единой государственной политики в области обороны, совершенствование военной организации государства в соответствии с современными требованиями;

обеспечение координации и взаимодействия всех сил и средств, необходимых для решения оборонных задач;

мониторинг военно-политической обстановки, реальных и потенциальных угроз национальной безопасности;

принятие политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер по предотвращению вовлечения Республики Узбекистан в войны и вооруженные конфликты;

строительство, подготовку, поддержание в постоянной готовности Вооруженных Сил, оптимизацию их численности, структуры и состава;

оснащение и обеспечение Вооруженных Сил соответственно современным вооружением, военной техникой, военно-техническим и вещевым имуществом, продовольствием, другими материально-техническими средствами, энергетическими и иными ресурсами, создание их запасов;

планирование применения Вооруженных Сил;

принятие мер внешнеполитического характера для решения оборонных задач;

В военное время министр обороны Республики Узбекистан одновременно является заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами.

base.spinform.ru

Оглавление:

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Настоящие изменения и дополнение в Конституцию Республики Узбекистан вносятся в целях совершенствования и повышения эффективности деятельности судебной системы, дальнейшего укрепления судейского корпуса и обеспечения подлинной независимости судебной власти в Республике Узбекистан.

Статья 1. Внести в Конституцию Республики Узбекистан, принятую 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 4; 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 4, ст. 162; 2008 г., № 12, ст. 637; 2011 г., № 4, ст. 100, № 12/1, ст. 343; 2014 г., № 4, ст. 85), следующие изменения и дополнение:
1) пункт 4 статьи 80 изложить в следующей редакции:
«4) назначение по представлению Президента Республики Узбекистан председателя Высшего судейского совета Республики Узбекистан»;
2) в части седьмой статьи 81 слова «Высшего хозяйственного суда» заменить словами «Высшего судейского совета»;
3) из статьи 83 слова «Высшему хозяйственному суду» исключить;
4) пункты 13 и 14 части первой статьи 93 изложить в следующей редакции:
«13) представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры в составы Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, а также на должности председателя Высшего судейского совета Республики Узбекистан, председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
14) назначает и освобождает по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан от должности председателей и заместителей председателей судов областей и города Ташкента, председателя Военного суда Республики Узбекистан; утверждает в соответствии с законом членов Высшего судейского совета Республики Узбекистан»;
5) часть первую статьи 107 изложить в следующей редакции:
«Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, военных судов, судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, экономических и административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонных, районных, городских судов по гражданским делам, районных, городских судов по уголовным делам, межрайонных, районных, городских экономических судов и районных, городских административных судов»;
6) в статье 110:
часть первую после слова «уголовного» дополнить словом «экономического»;
в части третьей слова «верховных судов Республики Каракалпакстан, областных, городских, межрайонных, районных и военных судов» заменить словами «нижестоящих судов»;
7) статью 111 изложить в следующей редакции:

«Статья 111. Высший судейский совет Республики Узбекистан является органом судейского сообщества и оказывает содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан.
Организация и порядок деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан определяются законом».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положения об объединении Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, образовании административных и экономических судов вводятся в действие с 1 июня 2017 года.

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

uza.uz

Закон республики узбекистана

Принятая под руководством Президента Ислама Каримова в 1992 году Конституция независимого Узбекистана открыла новую эру развития нашей Родины. День ее принятия — 8 декабря — отдельным законом объявлен Днем Конституции Республики Узбекистан — всенародным праздником.

Следует отметить, что Конституция независимого Узбекистана была принята первой на постсоветском пространстве.

Глава нашего государства, говоря о роли и значении нашей Конституции в жизни общества и государства, отмечал, что принятая нами в качестве Основного Закона Конституция сделает наше государство — государством, нацию — нацией.

Необходимо отметить, что роль государства в управлении обществом определяет необходимость правовой регламентации его деятельности. В свою очередь правовое регулирование осуществляется посредством разных правовых основ, центральное место среди которых, несомненно, принадлежит Конституции.

Конституция является основополагающим правовым документом каждого государства, нормы которого определяют не только принципы государственного строя, организации государственной власти и управления, но и нормы общественной жизни. Так, в 14-й главе Конституции Узбекистана закреплены принципиальные положения, составляющие юридическую основу семейного уклада жизни. Другая ее глава (12-я) посвящена экономическим основам общества, гарантированному обеспечению свободы экономической деятельности, защите прав собственника.

Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Конституция открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений.

Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права — финансового, гражданского, уголовного, трудового и т.д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления и др.) основывается на Конституции. Другими словами, она считается основой, источником всех законодательных актов.

Следует подчеркнуть, что более совершенное с юридической точки зрения поколение конституций появилось в двадцатом веке. Наиболее древней признается английская конституция, история зарождения которой приходится на начало тринадцатого века, на 1215 год.

Как известно, в Конституции закрепляются идеи и положения, имеющие основополагающее значение для всех текущих законов. Этим определяется ее верховенство в системе права каждого государства.

Верховенство Конституции проявляется еще и в том, что она должна соблюдаться не только гражданами данного государства, но и самим государством. Только при таком сочетании права и государства обеспечивается действительное верховенство Конституции и законов в обществе.

При этом возникает еще один вопрос: какие функции свойственны Конституции, каково ее влияние на развитие общественно-политической жизни?

Ответ на этот вопрос позволяет понять роль и значение Конституции в жизни государства и каждого его гражданина.

Во-первых, Конституция как Основной Закон оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни, считающиеся объектом правового регулирования. Вместе с тем регулирующее воздействие Конституции может быть реализовано и в опосредованной форме. Так, ее основополагающие принципы и нормы в текущем и отраслевом законодательстве оказывают свое воздействие в иной, т.е. опосредованной форме.

В целом независимо от того, в какой форме выражается воздействие Конституции, она всегда останется средством регулирования отношений, внедрения в общественную жизнь организованности и порядка, обеспечения прав и свобод каждого члена общества.

Во-вторых, Конституция в качестве одного из правовых источников служит средством выражения и осуществления внутренней и внешней политики государства.

Четвертая глава Конституции Узбекистана полностью посвящена регулированию основ внешней политики. Включение данной главы в Основной Закон страны свидетельствует о том, насколько важна роль Конституции в решении политических вопросов.

В-третьих, Конституция как политический и правовой документ, закрепляющий основные идеи, так или иначе оказывает идеологическое воздействие на мышление человека, формирование его мировоззрения. В Конституции Республики Узбекистан, как и в конституциях современных демократических государств, уделено важное значение таким принципам гуманизма, как равенство всех перед законом, верховенство личности перед государством, обязанности государства служить во благо человека и общества. В частности, статья 14 Конституции Узбекистана гласит: «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества». Внедрение этих идей в общественное сознание способствует формированию у граждан уважительного отношения к законам.

В-четвертых, Конституция через учреждение соответствующих государственных властных структур оказывает большое влияние на процесс общественного развития. Конституцией Республики Узбекистан учреждены институты хокимов. Вместе с тем подтверждением этой мысли является и то, что в нашей стране исходя из требований Конституции организован институт махалли в качестве органа самоуправления, соответствующего менталитету узбекского народа и испытанного многовековой практикой развития.

В-пятых, конституционное правовое регулирование не ограничивается созданием государственных правовых норм. Создание таких норм — не самоцель, они предназначены для внедрения в деятельность общественных и соответствующих государственных органов. Конституция, выполняя важную практическую организаторскую роль, оказывает серьезное влияние на реализацию права, укрепление законности и правопорядка, реорганизацию и усовершенствование соответствующих государственных структур.

Известно, что конституционную основу каждого демократического государства составляют права и свободы человека. В этом смысле не случайно в Конституции нашей страны отдельным разделом выделены «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина». Вместе с тем в разделе нашего Основного Закона «Основные принципы» закреплены основные идеи, отражающие то, что «высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».

Все последующие разделы Конституции по своей социальной направленности раскрывают роль общественных и государственных структур по отношению к личности и обществу.

Если учесть, что в период бывшего советского строя интересы государства превосходили интересы личности, то в Конституции независимого Узбекистана этот вопрос решен справедливо. То есть превосходство интересов личности решено с той точки зрения, что «высшей ценностью» является человек (статья 13). Последовательность подобной позиции получила свое отражение и в закреплении ею принципа, который связывает гражданина и государство «взаимными правами и взаимной ответственностью» (статья 19).

Определение впервые в истории конституционного развития Узбекистана ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами отражает суть и значение создаваемого нашим народом справедливого гражданского общества.

Среди утверждающих демократию положений нашей Конституции следует особо отметить закрепление в ней принципа политического плюрализма, то есть признание многообразия политических институтов, мнений.

Кроме того, отмена цензуры в нашей стране, реализация идеи разделения властей, признание верховенства закона, недопустимости присвоения кем-либо полномочий государственной власти, осуществление государственной власти в интересах народа и только теми органами, которые уполномочены на это Конституцией и законами, — все это те важнейшие основополагающие конституционные начала, которые лежат в основе общественного развития, оказывая свое воздействие на характер становления и формирования правового демократического государства и справедливого гражданского общества.

В течение прошедших 16 лет со времени принятия Конституции Республики Узбекистан ее нормы и положения последовательно претворяются в жизнь. Во всех сферах нашей жизни достигаются весомые успехи. В нашей стране благодаря Конституции обеспечены гражданское и межнациональное согласие, с каждым годом повышается уровень жизни, достигнуты высокие рубежи в социально-культурном развитии, сферах образования, науки.

Известно, что в соответствии с Указом главы государства от 1 мая этого года утверждена «Программа мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека». Всеобщая декларация прав человека является первым международно-правовым документом, который был ратифицирован после обретения независимости Республикой Узбекистан. Наша страна, избравшая путь построения демократического правового государства, сильного гражданского общества, права и интересы человека определила в качестве самого приоритетного направления развития общества, всей внутренней и внешней политики государственного строительства.

В годы независимости наша страна присоединилась к 60 международным документам, стала участником шести основных международных договоров, принятых ООН в этой области.

Положения Всеобщей декларации прав человека нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан, в нормах национального законодательства, обеспечивающих политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека.

mg.uz

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Принят 2 июля 1992 года
Вступил в силу 28 июля 1992 года

I. Общие положения

Статья 1
Гражданство в Республике Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях.

В Республике Узбекистан каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство.

Республика Узбекистан в лице своих органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Узбекистан, а гражданин Республики Узбекистан ответственен перед государством.

Республика Узбекистан осуществляет защиту прав, свобод и интересов своих граждан на территории Республики Узбекистан и за ее пределами.

Статья 2
Равное гражданство

Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения.

Граждане Республики Узбекистан равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Равноправие граждан Республики Узбекистан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан.

Статья 3
Законодательство Республики Узбекистан о гражданстве

Законодательство Республики Узбекистан о гражданстве состоит из принятого на основе Конституции Республики Узбекистан настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов Республики Узбекистан.

Статья 4
Принадлежность к гражданству Республики Узбекистан

Гражданами Республики Узбекистан являются:

1) лица, к моменту вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие в Республике Узбекистан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, не являющиеся гражданами других государств и изъявившие желание стать гражданами Республики Узбекистан;

2) лица, работающие по государственному направлению, проходящие военную службу или обучающиеся за пределами Республики Узбекистан, при условии, если они родились или доказали, что постоянно проживали на ее территории, не состоят в гражданстве других государств и не позднее чем через год после вступления в силу настоящего Закона изъявили желание стать гражданами Республики Узбекистан;

3) лица, которые приобрели гражданство Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом.

Статья 5
Документы, подтверждающие гражданство Республики Узбекистан

Документами, подтверждающими гражданство Республики Узбекистан, являются паспорт гражданина Республики Узбекистан, а до его получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Образцы паспорта и свидетельства о рождении гражданина Республики Узбекистан, порядок и условия их выдачи определяются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.

Статья 6
Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака

Вступление в брак гражданина или гражданки Республики Узбекистан с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влекут изменения гражданства супругов.

Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.

Статья 7
Сохранение гражданства Республики Узбекистан лицами, проживающими за границей

Проживание гражданина Республики Узбекистан за границей не влечет прекращения гражданства Республики Узбекистан.

Статья 8
Защита государством граждан Республики Узбекистан за границей

Граждане Республики Узбекистан за границей пользуются защитой и покровительством Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан, ее дипломатические представительства и консульские учреждения, а также их должностные лица обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане Республики Узбекистан имели возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством страны пребывания, международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания, и международными обычаями, в установленном законодательством порядке защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Республики Узбекистан.

Статья 9
Недопустимость выдачи гражданина Республики Узбекистан иностранному государству

Гражданин Республики Узбекистан не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Статья 10
Непризнание за гражданином Республики Узбекистан принадлежности к гражданству иностранного государства

За лицом, являющимся гражданином Республики Узбекистан, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства.

В исключительных случаях соотечественники — граждане иностранного государства по их просьбе и заключению специальной депутатской комиссии Верховного Совета Республики Узбекистан решением Президента Республики Узбекистан могут быть приняты также в гражданство Республики Узбекистан, если они или их родители, дед или бабушка в свое время вынуждены были покинуть родину в связи с существовавшим в то время режимом.

Статья 11
Лица без гражданства

Лица, проживающие на территории Республики Узбекистан, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.

II. Приобретение гражданства Республики Узбекистан

Статья 12
Основания приобретения гражданства Республики Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан приобретается:

2) в результате приема в гражданство Республики Узбекистан;

4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Статья 13
Гражданство детей, родители которых являются гражданами Республики Узбекистан

Ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве Республики Узбекистан, является гражданином Республики Узбекистан независимо от того, родился ли он на территории Республики Узбекистан или вне пределов Республики Узбекистан.

Статья 14
Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином Республики Узбекистан

При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Узбекистан, ребенок является гражданином Республики Узбекистан:

1) если он родился на территории Республики Узбекистан;

2) если он родился вне пределов Республики Узбекистан, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства на территории Республики Узбекистан.

При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Узбекистан, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов Республики Узбекистан, гражданство ребенка, родившегося вне пределов Республики Узбекистан, определяется по соглашению родителей, выраженному в письменной форме.

Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Узбекистан, а другой являлся лицом без гражданства либо был неизвестен, является гражданином Республики Узбекистан независимо от места рождения.

В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Республики Узбекистан, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином Республики Узбекистан независимо от места рождения.

Статья 15
Приобретение гражданства Республики Узбекистан детьми лиц без гражданства

Ребенок лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в Республики Узбекистан, родившийся на территории Республики Узбекистан, является гражданином Республики Узбекистан.

Статья 16
Гражданство детей, родители которых неизвестны

Находящийся на территории Республики Узбекистан ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Республики Узбекистан.

Статья 17
Прием в гражданство Республики Узбекистан

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть по их ходатайству приняты в гражданство Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Условиями принятия в гражданство Республики Узбекистан являются:

1) отказ от иностранного гражданства;

2) постоянное проживание на территории Республики Узбекистан в течение последних пяти лет.

Настоящее правило не распространяется на лиц, изъявивших желание стать гражданами Республики Узбекистан, при условии, если они родились и доказали, что хотя бы один из их родителей, дед или бабушка родились на ее территории и не состоят в гражданстве других государств;

3) наличие законных источников существования;

4) признание и исполнение Конституции Республики Узбекистан.

Требования, указанные и пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут не учитываться в исключительных случаях по решению Президента Республики Узбекистан в отношении отдельных лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Узбекистан или высокие достижения в области науки, техники культуры, а также обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для Республики Узбекистан.

Ходатайство о приеме в гражданство Республики Узбекистан отклоняется, если лицо:

—выступает за насильственное изменение конституционного строя Республики Узбекистан;

—состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Республики Узбекистан;

—осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Республики Узбекистан.

Статья 18
Восстановление в гражданстве Республики Узбекистан

Лицо, которое ранее состояло в гражданстве Республики Узбекистан, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве Республики Узбекистан в соответствии с требованиями настоящего Закона.

III. Прекрашение гражданства Республики Узбекистан

Статья 19
Основания прекращения гражданства Республики Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства Республики Узбекистан;

2) вследствие утраты гражданства Республики Узбекистан;

3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Узбекистан;

Прекращение гражданства Республики Узбекистан влечет за собой прекращение гражданства Республики Каракалпакстан.

Статья 20
Выход из гражданства Республики Узбекистан

Выход из гражданства Республики Узбекистан разрешается по ходатайству лица в порядке, установленном настоящим Законом.

В выходе из гражданства Республики Узбекистан может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных и общественных организаций.

Выход из гражданства Республики Узбекистан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда, или если выход лица из гражданства Республики Узбекистан противоречит интересам государственной безопасности Республики Узбекистан.

Статья 21
Утрата гражданства Республики Узбекистан

Гражданство Республики Узбекистан утрачивается:

1) вследствие поступления лица на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;

2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет;

3) если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.

Гражданство Республики Узбекистан утрачивается со дня издания Указа Президента Республики Узбекистан.

IV. Гражданство детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении

Статья 22
Изменение гражданства детей в случае изменения гражданства родителей

При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами Республики Узбекистан либо оба выходят из гражданства Республики Узбекистан, изменяется соответственно гражданство их детей, не достигших 14 лет.

Если известен один из родителей ребенка, то при изменении гражданства этого родителя соответственно изменяется и гражданство ребенка, не достигшего 14 лет.

Статья 23
Сохранение гражданства Республики Узбекистан ребенком, над которым установлена опека или попечительство

Если оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающего на территории Республики Узбекистан, выходят из гражданства Республики Узбекистан и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан Республики Узбекистан, ребенок по ходатайству родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

Статья 24
Приобретение детьми гражданства Республики Узбекистан в случае приобретения гражданства Республики Узбекистан одним из родителей

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, ребенок может приобрести гражданство Республики Узбекистан по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство Республики Узбекистан.

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий на территории Республики Узбекистан, становится гражданином Республики Узбекистан.

Если гражданином Республики Узбекистан становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий вне пределов Республики Узбекистан, может приобрести гражданство Республики Узбекистан по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство Республики Узбекистан.

Статья 25
Сохранение детьми гражданства Республики Узбекистан в случае выхода одного из родителей из гражданства Республики Узбекистан

Если из гражданства Республики Узбекистан выходит один из родителей, а другой остается гражданином Республики Узбекистан, ребенок сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

По ходатайству родителя, который выходит из гражданства Республики Узбекистан, такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Узбекистан.

Статья 26
Приобретение детьми гражданства Республики Узбекистан в случае усыновления

Ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляемый гражданами Республики Узбекистан, становится гражданином Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, а другой — лицом без гражданства, становится гражданином Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, становится гражданином Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, а другой — иностранным гражданином, становится гражданином Республики Узбекистан по соглашению усыновителей.

Статья 27
Сохранение детьми гражданства Республики Узбекистан в случае усыновления

Ребенок, являющийся гражданином Республики Узбекистан, усыновленный иностранными гражданами либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, а другой — иностранным гражданином, сохраняет гражданство Республики Узбекистан. По ходатайству усыновителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Узбекистан.

Ребенок, являющийся гражданином Республики Узбекистан, усыновленный лицами без гражданства либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином Республики Узбекистан, а другой — лицом без гражданства, сохраняет гражданство Республики Узбекистан.

Статья 28
Необходимость согласия детей при изменении их гражданства

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также в случае усыновления может последовать только с согласия детей в порядке, предусмотренном статьей 34 настоящего Закона.

V. Государственные органы Республики Узбекистан, ведающие делами о гражданстве Республики Узбекистан, и их полномочия

Статья 29
Государственные органы Республики Узбекистан, ведающие делами о гражданстве Республики Узбекистан

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Республики Узбекистан, являются:

—Президент Республики Узбекистан;

—Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

—Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан.

Статья 30
Полномочия Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан принимает решения:

1) о приеме в гражданство Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан;

2) о приеме в гражданство Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей и обратившихся с соответствующими ходатайствами к Президенту Республики Узбекистан;

3) о восстановлении в гражданстве Республики Узбекистан;

4) о выходе из гражданства Республики Узбекистан;

5) об утрате гражданства Республики Узбекистан.

Статья 31
Полномочия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

1) принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, заявления по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

2) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

4) определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, к гражданству Республики Узбекистан;

5) регистрируют утрату гражданства Республики Узбекистан лицами, постоянно проживающими на территории Республики Узбекистан.

Статья 32
Полномочия Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан:

1) принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

3) направляют заявления по вопросам гражданства вместе с необходимыми документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан;

4) определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к гражданству Республики Узбекистан;

5) регистрируют утрату гражданства Республики Узбекистан лицами, постоянно проживающими за границей;

6) ведут учет граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих за границей.

VI. Производство по рассмотрению заявлений и представлений по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Статья 33
Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства

Заявления по вопросам гражданства подаются на имя Президента Республики Узбекистан через органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителей, а лицами, постоянно проживающими за границей, — через соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Узбекистан.

Лицо, состоящее в гражданстве иностранного государства, обязано представить документ, свидетельствующий об отношении этого государства к намерению гражданина изменить гражданство.

Статья 34
Форма заявлений по вопросам гражданства

Ходатайства о приеме в гражданство Республики Узбекистан, восстановлении в гражданстве Республики Узбекистан или выходе из него рассматриваются по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматриваются по просьбе их законных представителей, удостоверенном нотариально, а за границей — удостоверенной дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Узбекистан.

При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Узбекистан, восстановлении в гражданстве Республики Узбекистан и выходе из него детей в возрасте от 14 до 18 лет обязательно их согласие, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а за границей — дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Узбекистан.

При подаче ходатайства о выходе из гражданства Республики Узбекистан несовершеннолетнего ребенка, один из родителей которого остается гражданином Республики Узбекистан, должно быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражено его отношение к выходу ребенка из гражданства Республики Узбекистан. Такое заявление должно быть удостоверено нотариально, а за границей — дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Узбекистан.

Если заявитель не может подписать заявление по неграмотности или в силу физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, о чем органом внутренних дел, а за границей — дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Узбекистан делается надпись на заявлении.

Статья 35
Определение принадлежности к гражданству Республики Узбекистан

Заявление о принадлежности лица к гражданству Республики Узбекистан подается в орган внутренних дел по месту постоянного жительства итого лица, а лицом, постоянно проживающим за границей, — в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Узбекистан.

При определении принадлежности к гражданству Республики Узбекистан применяются акты законодательства Республики Узбекистан и правила международных договоров Республики Узбекистан, действовавшие в момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Республики Узбекистан.

Статья 36
Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства

Оформление заявлений по вопросам гражданства Республики Узбекистан производится при личном обращении заявителя органами внутренних дел Республики Узбекистан по месту его постоянного жительства, а в отношении лиц, постоянно проживающих за границей, — соответствующими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Узбекистан.

При наличии уважительных причин органы внутренних дел, соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлениям, переданным через других лиц или по почте.

При подаче заявлений по вопросам гражданства Республики Узбекистан уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законодательством Республики Узбекистан.

Статья 37
Заключение по заявлениям по вопросам гражданства

Орган внутренних дел или соответствующее дипломатическое представительство, либо консульское учреждение, производящее оформление заявления по вопросам гражданства, выносит по нему свое мотивированное заключение.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан, Министерство иностранных дел Республики Узбекистан свои заключения по заявлениям и представлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляют в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан.

В заключениях по заявлениям о выходе из гражданства Республики Узбекистан сообщаются также сведения относительно неисполненных обязательств заявителя перед государством или его имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций, о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо об имеющемся в отношении его вступившем законную силу приговоре суда, подлежащем исполнению, либо о том, что выход данного лица из гражданства Республики Узбекистан противоречит интересам государственной безопасности Республики Узбекистан.

Статья 38
Предварительное рассмотрение заявлений и представлений в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в статье 30 настоящего Закона, Президент Республики Узбекистан образует Комиссию по вопросам гражданства.

При рассмотрении заявлений и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания.

Комиссия также учитывает мнение Совета Министров Республики Каракалпакстан в случае, если лицо намерено там поселиться, о целесообразности его приема в гражданство Республики Узбекистан или восстановления в нем, в том числе о возможности трудового, жилищного и иного устройства в республике.

Комиссия вправе истребовать по находящемуся в ее производстве делу материалы и документы у соответствующих государственных органов и общественных организаций, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложения по каждому заявлению или представлению.

Решение комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми членами Комиссии, участвовавшими в заседании.

Статья 39
Принятие решений по вопросам гражданства Президентом Республики Узбекистан

По вопросам гражданства Президент Республики Узбекистан издает указы.

Изменения в гражданстве наступают в день издания Указа Президента Республики Узбекистан, если Указом не установлено иное.

Повторное заявление по вопросу гражданства рассматривается, как правило, по истечении одного года после предыдущего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.

Статья 40
Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Срок рассмотрения заявлений или представления по вопросам гражданства не должен превышать одного года.

VII. Исполнение решений по вопросам гражданства Республики Беларусь

Статья 41
Органы, исполняющие решения по вопросам гражданства

Исполнение решений по вопросам гражданства в отношении лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, возлагается на Министерство внутренних дел Республики Узбекистан и его соответствующие органы, отделы записи актов гражданского состояния, а в отношении лиц, проживающих за границей, — на Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан.

Статья 42
Выдача паспортов и видов на жительство

Лицам, которые приобрели в установленном законом порядке гражданство Республики Узбекистан, органами внутренних дел либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Узбекистан вручаются паспорта гражданина Республики Узбекистан. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Республики Узбекистан.

Проживающим в Республике Узбекистан лицам, у которых гражданство Республики Узбекистан прекращено и они не состоят в гражданстве другого государства, органами внутренних дел выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.

Статья 43
Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства

Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Республики Узбекистан осуществляется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан, а также другими полномочными органами в соответствии с их компетенцией.

VIII. Обжалование неправомерных действий должностных лиц по вопросам гражданства

Статья 44
Обжалование неправомерных действий должностных лиц по вопросам гражданства

Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявления, а также другие неправомерные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

IX. Международные договоры

Статья 45
Применение международных договоров

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

evolutio.info

Смотрите так же:

  • Закон муниципальной службы оренбургской области Закон Оренбургской области от 10 октября 2007 г. N 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 27 сентября 2007 […]
  • Законы о рекламе на фасаде Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Ст 144 ч 1 ук рф Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека Если вас покусала чужая собака, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Шаг 1. Сразу после укуса […]
  • Статье 28 закона о трудовых пенсиях Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Федеральный закон 132-фз об основах туристской деятельности Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N […]
  • Приказ о исполнении закона Печати и штампы на предприятии :: Информация, комментарии, практика Печати и штампы ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ПЕЧАТЕЙ И ШТАМПОВ В […]