Закон сертификация продукции и услуг

Закон “ О сертификации продукции и услуг”

Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995г. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее будем употреблять термин “ продукция”) в России, а также ответственность, права и обязанности участников сертификации.

В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации — Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Закон определяет следующие цели сертификации:

· создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя ( продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей Среды;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Закон определяет правовые основы организации системы сертификации. В нем отмечается, что “ система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации”, которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона “ О сертификации продукции и услуг”. В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений, организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления. Это положение Закона содержит некоторые юридические несоответствия. Во-первых, понятия “ некоммерческая” и “ бесприбыльная” не тождественны. Во-вторых, сертификация как вид деятельности требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета, основана на договорах отношениях участников, а Госстандарт предусматривает, что при формировании расценок на услуги по сертификации учитывается условие рентабельности. Юристы склонны относить сертификацию к предпринимательской деятельности, в то время как некоммерческая организация не должна заниматься предпринимательством. Но допускается исключение, когда предпринимательская деятельность соответствует целям, ради которых создана некоммерческая организация, что и должно отражаться в их учреждительских документах.

По вопросам правомочности участия коммерческих структур в работах по сертификации развертываются на страницах различных изданий дискуссии. Это говорит о том, что Закон, в целом отвечая настоящему периоду развития рыночной экономики в России, конечно же, будет совершенствоваться и дорабатываться.

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут входить несколько систем по сертификации конкретных видов однородной продукции, причем все они должны руководствоваться едиными, правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации “ГОСТ Р”.

Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержаться в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяется законодательными актами Российской Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяется на основе ст.7 Закона “ О защите прав потребителей”. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона “ О связи”, а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

Закон установил положение, касающееся рекламной деятельности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия. К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучать российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона “ О сертификации продукции и услуг” вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, которые устанавливает Закон РФ “ О рекламе”, принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

Госстандарту России и другим государственным органам предоставлено право устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, что имеет важное значение для упорядочения импорта товаров в Россию и создания механизма для разработки порядка ввоза продукции в Россию, которые также предусмотрены Законом (ст.14). Эти положения говорят о том, что порядок ввоза является единым, а правила признания зарубежных сертификатов и знаков соответствия могут быть различными.

Устанавливая контрольные функции государственных органов, Закон “ О сертификации продукции и услуг” определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Кроме того, Закон “ О защите прав потребителей” предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил сертификации. К сожалению, Закон не дает толкования различий между контролем и надзором. Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы сертификации.

Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в зависимости от применяемой схемы сертификации, и если контроль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается об аккредитации, поэтому при выявленных на рушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его- проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом “ О защите прав потребителей”.

Закон “ О сертификации продукции и услуг” регламентирует обязанности участников сертификации: правомочия государственных органов управления, обязанности центрального органа системы сертификации, обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории ( центра), а также изготовителя ( продавца) товара. Установления по этим вопросам отражены в действующих правилах и порядке проведения сертификации в России.

Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. В развитие требований Закона в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ “ О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров”, в котором предусматривается дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Постановление устанавливает следующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей ( этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники.

В ст. 15 Закона устанавливаются положения по государственному контролю и надзору за соблюдением правил обязательной сертификации из за сертифицированной продукцией. Каждый государственный орган управления, который занимается организацией и проведением обязательной сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор за указанными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами.

Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы государственного управления, которые не создают систему сертификации. Их полномочия определяются Правительством РФ или законодательными органами. Например, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ.

Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объектом государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов ( что установлено Законом “ О стандартизации “ ). Но к государственному контролю и надзору по отношению к обязательной сертификации добавляется еще и проверка соблюдения правил обязательной сертификации изготовителем ( продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами. Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил “ Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)”. Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Закон “ О сертификации продукции и услуг” четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. в ст.16приведенперечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

· разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

· участие в работе международных ( региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;

· участие в разработке международных ( региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

· разработка проектов законодательных актов по сертификации;

· научные исследования, имеющие общегосударственное значение;

· работы по государственному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

· ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

· другие работы по обязательной сертификации, если это определено законами России.

Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Все рассмотренные выше законоположения связаны с обязательной сертификацией.

Что касается добровольной сертификации, Закон указывает, в каких случаях возможна добровольная сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении договора о добровольной сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в России рассмотрены далее.

Разд. IV Закона “ О сертификации продукции и услуг” устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ “ О защите прав потребителей” для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с Законом “ О защите прав потребителей” и “ О сертификации продукции и услуг” в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательно, так и добровольного характера. Для упрочения доверяя к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

metro-logiya.ru

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I «О сертификации продукции и услуг» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I
«О сертификации продукции и услуг»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.

О введении в действие Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» см. постановление ВС РФ от 10 июня 1993 г. N 5153-I

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Президент Российской Федерации

Дом Советов России

10 июня 1993 года N 5151-I

Устанавливаются правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Сертификация является методом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.

Обязательная сертификация является также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в отношении отдельных видов продукции могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 25 июня 1993 г. N 120, в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г., N 26, ст. 966, в приложении к «Российской газете» N 14, 2000 г.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Перечень законов

Федеральный закон о техническом регулировании
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Порядок оформления декларации о соответствии
В декларации о соответствии орган по сертификации указывает сведения о ее регистрации (наименование и адрес органа по сертификации, дата регистрации)

Технический регламент о безопасности машин и оборудования
Постановление от 15 сентября 2009 г. № 753
Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования.

Перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации

Перечень машин и оборудования, подлежащих декларированию соответствия

Закон об ОСАГО
Новый закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Налоговый кодекс Российской Федерации
Новая редакция налогового кодекса РФ — часть 1 и часть 2 в последней редакции.

Постановление от 1 декабря 2009 г. № 982
Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия.

Порядок проведения сертификации
Настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции.
| Читать |

Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
Настоящий Порядок применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую.

www.testagent.ru

Перечень законов: техническое регулирование, защита прав потребителей

Федеральный Закон о техническом регулировании
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Закон о защите прав потребителей
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Налоговый кодекс РФ последняя редакция
Налоговый кодекс Российской Федерации в последней редакции 2017 года со всеми актуальными изменениями и комментариями.

Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации
Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включенной в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Разъяснения по принятию, регистрации и применению декларации о соответствии
Разработаны проекты документов, в которых предусмотрены положения, обеспечивающие реализацию подтверждения соответствия продукции посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии.

Порядок проведения сертификации
Настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции.

Федеральный закон о внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов продукции Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.

Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации
Настоящий документ устанавливает правила применения знака соответствия для продукции, подлежащей обязательной сертификации, соответствие которой подтверждено сертификатом соответствия или декларацией о соответствии согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Федеральный закон № 52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ОКП — Общероссийский классификатор продукции

Коды ТНВЭД — товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТНВЭД — часть 1 • ТНВЭД — часть 2 • ТНВЭД — часть 3 • ТНВЭД — часть 4

Приказ 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях» Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Уплата государственной пошлины за получение сертификата соответствия
Информационное письмо по вопросу оплаты государственной пошлины за выдачу сертификатов соответствия. Государственная пошлина уплачивается непосредственно организациями и физическими лицами, в интересах которых совершаются юридически значимые действия.

Приказ №66 от 07.06.2005 г.»Об утверждении формы сертификата соответствия»
Установленный бланк сертификата соответствия представляет собой лист формата А-4, размещенный в вертикальном положении. Бланк изготовлен на бумаге массой 70 — 120 г/кв. м

Правила сертификации посуды
Настоящие правила разработаны с целью создания системы сертификации однородной продукции — посуды металлической, стеклянной, керамической и приборов столовых металлических и пластмассовых.

Отмена санитарно-эпидемиологических заключений
О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

www.rospromtest.ru

Обязательная сертификация: объекты и особенности процедуры

Обязательная сертификация товаров проводится для того, чтобы подтвердить, что продукция отвечает всем предусмотренным требованиям и безопасна для покупателя. Эта процедура гарантирует качество товаров как для изготовителей, так и для потребителей.

Гарантия безопасности или очередной барьер для бизнеса?

По определению законодательства обязательная сертификация – это процедура, в ходе которой объект сертификации подвергается проверке на соответствие требованиям действующих технических регламентов. Объектами обязательной сертификации могут являться как товары, так и технологии их изготовления, проектирования, а также другие производственные и эксплуатационные процессы. Сама процедура сертификации предполагает определенную совокупность действий, официально принимаемую в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Обязательная сертификация была введена в России в 1992 году. За эти 12 лет все ее недостатки и проблемы стали очевидны. В настоящее время прослеживается тенденция к упрощению процессов обязательного подтверждения соответствия, что, в конечном итоге, позволит ускорить развитие отечественной экономики и упростить ее интеграцию в общемировой рынок. Среди основных трендов в этой области – сокращение доли продукции, подлежащей обязательной сертификации, и увеличение перечня товаров, нуждающихся в декларировании. Декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии или обязательным сертификатом соответствия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный документ регулярно актуализируется.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации

Обязательной сертификации подлежат те товары, использование которых сопряжено с максимальным риском для жизни и здоровья людей. Несмотря на тенденцию постоянного сокращения перечня такой продукции, на сегодня в него, согласно постановлению Правительства РФ № 982, входят: газ, нефтяные масла, автомобильные шины, газотурбинные установки, горно-шахтное, химическое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, рельсы и подвижной состав, электрооборудование, автомобили, автобусы, лифты, бытовые электроприборы, а также детские товары, медикаменты и медицинское оборудование, средства гигиены, спецодежда и табачная продукция, средства пожаротушения и многое другое (более подробный список продукции, подлежащей обязательной сертификации, несложно найти в открытом доступе, например, здесь: http://docs.cntd.ru.

А вот для одежды и обуви, мебели, пищевых продуктов и сырья для них, алкогольных напитков, косметики, парфюмерии и бытовой химии теперь достаточно декларации соответствия товаров нормативным документам. Это изменение позволяет производителям сэкономить и упрощает бизнес-процессы.

Кто проводит сертификацию?

Обязательная сертификация продукции осуществляется организациями, имеющими аттестат аккредитации на выполнение данного вида работ – их выдает Россаккредитация. Эти организации должны быть внесены в Реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий . В аккредитованных органах по сертификации помимо получения сертификата можно зарегистрировать декларацию о соответствии, а также оформить ряд других документов, необходимых для производства, продажи и таможенного оформления продукции на территории России и Таможенного союза.

Для прохождения сертификации требуется письменная заявка производителя, а также пакет учредительных документов и технические данные о сертифицируемой продукции.

Особенности процедуры

Порядок сертификации практически одинаков для всех видов товаров. Все начинается с обращения в центр сертификации, подачи заявки и предоставления документации. Для продукции российского производства потребуются:

  • Заявка, подписанная руководителем и заверенная печатью фирмы-заявителя;
  • Документы о регистрации и постановке на учет в налоговом органе фирмы-производителя;
  • Устав предприятия;
  • Документация на выпускаемую продукцию (ТУ или ГОСТ);
  • Паспорт или инструкция по эксплуатации;
  • Договор аренды производственных площадей или документ, подтверждающий право собственности.
  • При сертификации товаров иностранного производства нужно также предоставить доверенность от лица производителя фирме-заявителю на право совершения действий по сертификации своей продукции (если заявителем является не сам изготовитель, а фирма, представляющая его интересы) и инструкция по эксплуатации (при необходимости), переведенная на русский язык.

    Иногда, в зависимости от вида сертифицируемого товара, может потребоваться дополнительная документация:

  • сертификаты системы менеджмента качества;
  • сертификат пожарной безопасности;
  • свидетельство о госрегистрации продукции;
  • копии выданных ранее сертификатов.

После этого эксперты центра рассматривают заявку и подбирают подходящую схему сертификации. Выбор зависит от размера партии товара и страны производства. Существует несколько схем, и все их этапы детально прописаны в ст. 25 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» либо в соответствующем разделе профильного технического регламента. После выбора схемы рассчитывается стоимость работ и заключается договор о проведении оценки между заявителем и центром сертификации. Образцы продукции, предоставленные заявителем, передаются органом по сертификации в лабораторию.

Третий шаг – проведение полного комплекса оценочных работ по подтверждению соответствия продукции: от идентификации и проверки предоставленных документов до испытаний образцов в аккредитованной лаборатории и, в некоторых случаях – анализ состояния производства.

По итогам этих оценочных работ принимается решение о выдаче сертификата. Вместе с ним заказчик получает и акт выполненных работ.

Стоимость и сроки проведения

Если заявитель вместе с пакетом документов представил также протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, то сертификация продукции не займет много времени – обычно на оформление сертификата уходит не более 7 дней. Цена также будет невелика – около 5 тысяч рублей. Однако необходимость проведения испытаний может заметно увеличить не только срок, но и стоимость выдачи сертификата.

Ответственный подход к обеспечению безопасности продукции

Законна лишь сертификация, проведенная аккредитованными и внесенными в официальный реестр органами, однако некоторые бизнесмены предпочитают обращаться в компании, работающие по «серым» схемам, где за небольшую плату и за несколько часов можно получить любой сертификат. Это прямое нарушение закона, так как подобные организации не имеют необходимых полномочий для сертификации товаров. Государство постоянно борется с такими компаниями, ужесточая требования к сертификационным центрам. В частности, в июле 2014 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», направленный на ужесточение требований к органам по сертификации. Процветание подобных фирм невыгодно и самим производителям – ведь фальшивые «знаки качества» подрывают доверие и к настоящим, обладающим весомым конкурентным преимуществом и гарантирующим качество и безопасность продукции. Поэтому в интересах предпринимателей ответственно выбирать орган по сертификации.

www.kp.ru

Смотрите так же:

  • Независимые экспертизы в иваново Независимая оценка в Иваново. Срочный выкуп недвижимости. Оспаривание кадастровой стоимости ООО «Оценка 37», ИП Пророков Ю.А. Независимая экспертиза и оценка ущерба автомобиля после ДТП в […]
  • Налог на машину расчет Как рассчитывается транспортный налог 1. Кто обязан платить транспортный налог? Транспортный налог обязан платить каждый владелец автомобиля, мотоцикла, мотороллера, снегохода, водного или […]
  • Кбк 2018 водный налог КБК 2018: коды бюджетной классификации КБК (коды бюджетной классификации) 2018, которые надо указывать в платежных поручениях в этом году, изменились. А недавно Минфин внес новые […]
  • Сроки уплаты авансового платежа по налогу на прибыль 2018 Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль – данный подраздел сайта посвящен именно им. Из материалов, собранных здесь, вы […]
  • Оценить квартиру для суда Оценка недвижимости для суда и для разрешения внесудебных споров Поскольку недвижимость представляет собой весьма ценное имущество, объекты недвижимости часто являются предметом споров, […]
  • Ст13 закона 261 Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические […]