Законы стандартизации и сертификации

Законодательные и нормативные основы стандартизации и сертификации в РФ. Основные положения Федерального закона «О техническом регулировании».

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV .Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

metro-logiya.ru

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ

Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.

Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие «технические условия». Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.

Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).

Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в «Российской газете» от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

base.garant.ru

30. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

30. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

Правовые основы стандартизации в настоящее время руководствуются следующими принципами:

– обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений;

– обязательные требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах – технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют достижения экономики в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности;

– введение обязательных норм является прерогативой уровня общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства, действующие до принятия регламента законом.

Правовые основы стандартизации должны способствовать достижению следующих основных целей:

– ликвидации препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации);

– снятию ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом обязательных требований стандартов);

– стимулированию предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс.

Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие:

– при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

– разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

– оценке соответствия продукции обязательным требованиям.

Закон устанавливает правила в сфере нормирования, стандартизации, сертификации, декларирования соответствия, государственного и других видов контроля на рынке, в производстве, хранении, транспортировании и утилизации продукции.

Со времени вступления Закона в силу (1 июля 2003 г.) министерства и ведомства не имеют права издавать в сфере технического регулирования обязательные к исполнению акты, а могут выпускатьтолько рекомендательные документы.

Согласно определению, приведенному в Законе, «технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)». Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент.

law.wikireading.ru

Стандартизация

Основные положения закона российской федерации «о техническом регулировании» в области стандартизации

В настоящее время работы по стандартизации в нашей стране осуществляются на основе принятого в 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании».

В законе дано новое определение стандартизации как деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленной на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Из этого следует, что стандарты перестают быть обязательными для использования хозяйствующими объектами, даже если являются государственными. Это приближает российское понимание стандартов к принятому в международной практике.

Цели стандартизации

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях (ст. 11):

— повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— обеспечения научно-технического прогресса;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

— рационального использования ресурсов;

— технической и информационной совместимости;

— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами (ст. 12):

— добровольного применения стандартов;

— максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

— применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.

Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся (ст. 13): национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ст. 2).

Национальные стандарты, так же как стандарты организаций, применяют на добровольной основе. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (ст. 15 п.2).

Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», национальными стандартами в Российской Федерации признаны действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. До вступления в силу соответствующих технических регламентов необходимо применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке 311 исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Было признано целесообразным до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмотренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартов. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

studme.org

Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Стандартизация, метрология, сертификация

Информационную поддержку сайта осуществляют специалисты ООО «Балтийская перспектива», Калининград.

Назначение сайта — обеспечить Предпринимателей первичной информацией из области стандартизации, метрологии и сертификации.

Основополагающими документами в этой сфере являются Федеральные законы «О стандартизации», «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений». Отметим, что с введением в действие с 1 июля 2003 года закона «О техническом регулировании» утратили силу Законы «О стандартизации» (от 10 июня 1993 года N 5154-1) и «О сертификации продукции и услуг»(от 10 июня 1993 года N 5151-1).

Определения и сущность стандартизации и сертификации изложены теперь в одном Законе; взаимосвязь очевидна: первая устанавливает требования к объекту, а вторая определяет соответствие (или несоответствие) объекта этим требованиям.

Закон «О техническом регулировании» направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Закон разработан в соответствии с практикой работы стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию (ВТО). Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Главная идея Закона — разделение объектов технического регулирования на две категории: те, на которые устанавливаются общеобязательные государственные требования, и те, требования к которым исполняются на добровольной основе.

Законом предусмотрен порядок разработки и принятия документа, содержащего общеобязательные требования. Таким документом является технический регламент, принимаемый согласно Закону международным договором РФ, федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ «О стандартизации» — из него исключен нормативный (обязательный) характер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг. Указанные изменения отражают новое место стандартизации в условиях рыночной экономики.

Понятие «стандарт» распространяется на две категории стандартов, предусмотренных Законом: национальные стандарты и стандарты организаций. Главным в данном понятии является добровольный характер применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, отнесены: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил.

26.06.08 Президент России подписал Федеральный закон 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Законом регулируются вопросы, связанные с обеспечением единства измерений, защитой прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечением обороны страны и безопасности государства, содействием развитию экономики Российской Федерации и научно-технического прогресса. Закон подготовлен с учётом положений Федерального закона «О техническом регулировании» и документов Международной организации законодательной метрологии. Федеральный закон также был призван заменить закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года №4871-I «Об обеспечении единства измерений».

www.pompred.ru

Смотрите так же:

  • Закон об энергосбережения рб ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 15 июля 1998 года №190-З (В редакции Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 г. №162-З, 05.01.2008 г. №317-З, 08.07.2008 г. №367-З, 02.07.2009 г. №31-З, […]
  • Как начисляют пенсию 2018 Пенсии в 2018 году. Подробности Среда, 10.01.2018, 15:13:56 С 01 января 2018 года для получения пенсии нужно иметь 9 лет стажа и 13,8 балла (коэффициента). Кому не хватит трудового стажа, […]
  • Перераспределение полномочий в образовании Перераспределение полномочий в образовании Страница 1 из 2 1 2 » Тесты по истории России. XX - начало XXI века. 9 класс. К учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г., […]
  • Приказ минздравсоцразвития 543 н Приложение. Порядок выдачи листков нетрудоспособности Порядок выдачи листков нетрудоспособности С изменениями и дополнениями от: 24 января 2012 г., 2 июля 2014 г., 28 ноября 2018 г. I. […]
  • Генеральный прокурор российской федерации назначается на должность Порядок назначения Советом Федерации на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и […]
  • Калькулятор договорной неустойки арбитражный суд Калькулятор для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ Расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ Постоянная ссылка на расчет: http://395gk.ru Информация, полученная в результате расчета, […]