Земельный налог финансовое право

Какой порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия?

Отправить на почту

Порядок применения налоговых вычетов по НДС установлен в ст. 172 Налогового кодекса РФ. При этом законодатель его постоянно корректирует. Рассмотрим правила применения вычета по НДС и проанализируем основные новшества.

Как принять НДС к вычету

Каждый налогоплательщик-покупатель вправе уменьшить начисленный налог на добавленную стоимость на сумму «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).

Какие бывают вычеты по НДС и как их правильно применять, расскажет статья «Что такое налоговые вычеты по НДС?» .

Это право ему предоставлено в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ. При этом в соответствии с данной статьей вычетам подлежат суммы налога, которые были (п. 2 ст. 171 НК РФ):

  • уплачены при ввозе товаров в Россию, причем как тех, которые прошли таможенную очистку, так и тех, которые перемещаются без таможенного оформления;
  • предъявлены продавцами при приобретении товаров, услуг (а также при проведении предварительной оплаты под будущие поставки) на территории РФ.
  • Следует учесть, что право на вычет НДС отсутствует, если:

  • товары приобретались и будут реализовываться за пределами РФ (письмо Минфина от 09.11.2011 № 03-07-13/01-46);
  • приобретенные в России товары будут реализованы за пределами страны (письмо Минфина от 25.11.2011 № 03-07-13/01-49).
  • Условия принятия НДС к вычету

    Для того чтобы воспользоваться правом на вычет по НДС, необходимо соблюсти ряд требований, прописанных в п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  • Товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, которые облагаются НДС.
  • Товары (работы, услуги) приняты к учету (должны быть в наличии первичные документы).
  • Продавцом предоставлен правильно оформленный счет-фактура.
  • ВАЖНО! Еще одним из требований по отношению к импортируемым товарам является наличие расчетных документов, которые подтверждают факт оплаты НДС при ввозе в РФ.

    Принятие НДС к вычету: некоторые особенности

    Прежде всего, для принятия НДС к вычету не имеет значения, была ли произведена оплата за приобретенный товар. Это значит, что покупатель может принять к вычету НДС даже при непогашенной кредиторской задолженности (письма Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503, ФНС России от 03.09.2010 № ШС-37-3/10621, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 № А74-3115/2009, ФАС Центрального округа от 15.02.2011 по делу № А68-896/10).

    По общему правилу с 01.01.2015 вычет НДС производится в полном объеме по расходам, которые нормируются для налога на прибыль. С указанной даты утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, согласно которому вычет НДС производился в размере, соответствующем нормативу признания расходов для налога на прибыль.

    Исключение составляют расходы на командировки и представительские расходы. Вычет НДС по таким расходам продолжает нормироваться (п. 7 ст. 171 НК РФ).

    Вычет налога на добавленную стоимость можно применять и в таких случаях:

  • если купленные товары были оплачены за счет средств, субсидированных из муниципальных (региональных) бюджетов (письмо Минфина от 02.11.2012 № 03-07-11/475);
  • компенсация понесенных затрат была произведена страховщиком (письмо Минфина от 29.07.2010 № 03-07-11/321);
  • по желанию продавца оплата за товар была произведена третьей стороне, если это было прописано в договоре на поставку (письмо Минфина от 22.11.2011 № 03-07-11/320).
  • Причины отказа принятия НДС к вычету

    Основной причиной отказа в использовании права на вычет является неправильно оформленный счет-фактура. При этом необходимо обратить внимание на то, что ошибки при оформлении такого документа, которые не создают проверяющим проблем с идентификацией сторон сделки, объекта налогообложения, рассчитанных сумм налога и ставки НДС, не являются основанием для отказа в их принятии. Эта норма прописана в п. 2 ст. 169 НК РФ.

    Также в вычете НДС будет отказано, если:

  • отсутствуют первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг);
  • товары (работы, услуги) не были приняты к учету;
  • купленные товары впоследствии использовались в деятельности, которая не облагается НДС.
  • На практике налоговая инспекция отказывает в вычете НДС в следующих случаях:

  • отсутствие реализации в тот налоговый период, в котором заявлено право на вычет;
  • использование вычета частично, то есть дробление суммы подлежащего вычету налога по одному счету-фактуре на несколько частей;
  • налоговая инспекция уверена, что продавец уклоняется от уплаты НДС (в этом случае покупателя и продавца обвиняют в создании схемы для незаконного возмещения НДС из бюджета).
  • О действиях, которые позволяют оспорить отказ в вычете, читайте в материале «[ЛАЙФХАК] Отстаиваем вычет по НДС по «сомнительным» контрагентам» .

    Наиболее часто выявляемые ошибки при применении вычетов по НДС смотрите в материале «[ЛАЙФХАК] Как не надо уменьшать НДС к уплате» .

    Рассмотрим некоторые из этих случаев подробнее.

    Вычет НДС при отсутствии реализации

    Долгое время чиновники считали, что отсутствие реализации (налогооблагаемой базы) препятствует получению вычета по НДС. Однако по прошествии некоторого времени финансовое ведомство и ФНС России поменяли свою позицию. Так, чиновники признали, что наличие налоговой базы по НДС не является условием для вычета (см. письма Минфина России от 19.11.2012 № 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 № ЕД-3-3/631@).

    Поэтому если налоговая инспекция отказывает вам в вычете НДС, можете смело оспаривать такое решение. Заметим, что суды полностью поддерживают налогоплательщика. Например, Арбитражный суд Дальневосточного округа отклонил довод налоговой инспекции о том, что при отсутствии деятельности, направленной на получение дохода, вычет неправомерен. Судьи указали, что Налоговый кодекс РФ не содержит такого условия для вычета НДС, как наличие в налоговом периоде операций по реализации (постановления АС Дальневосточного округа от 17.11.2014 № Ф03-4979/2014, АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2015 № Ф04-27771/2015 по делу № А46-2573/2015).

    Дробление суммы вычета по одному счету-фактуре на несколько частей

    С 2015 года неактуальным стал вопрос о возможности или невозможности дробления вычета. Редакция НК РФ, действующая с 2015 года, допускает осуществление вычета в течение 3 лет с момента принятия приобретения на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ), в очень редких случаях ограничивая его полной суммой (абз. 3 п. 1, п. 4 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-07-11/84699) предъявленного поставщиком налога.

    О возможности раздробить вычет НДС по основным средствам читайте в статье «Вычет НДС по ОС частями разрешили?» .

    Как принимать к вычету «ввозной» НДС, читайте в материале «Ввозной» НДС: можно ли принимать к вычету частями?» .

    Перенос вычета на более поздний период

    С 01.01.2015 в НК РФ закреплено право налогоплательщика применить вычет НДС в течение 3 лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 1.1. ст. 172 НК РФ). Установленный 3-летний срок истечет одновременно со сроком представления декларации за такой же квартал, в котором за 3 года до этого приобретенные товары (работы, услуги) были приняты на учет (письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).

    Однако некоторые вычеты нельзя перенести на более поздний период (письма Минфина России от 17.10.2017 № 03-07-11/67480, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 и № 03-07-11/20293), и их надо учесть в уменьшение начисленного налога в полном объеме в том квартале, когда для этого возникли соответствующие условия. Это вычеты:

  • по ввезенным в Россию ОС, НМА, оборудованию к установке;
  • НДС налогового агента;
  • авансам выданным и полученным;
  • командировочным расходам.
  • Вычет по «опоздавшим» счетам-фактурам

    С 01.01.2015 в п. 1.1 ст. 172 НК РФ установлено, что если счет-фактура получен после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока сдачи декларации за этот период, то НДС можно принять к вычету в периоде приобретения.

    Условия для применения права на вычет НДС четко прописаны в ст. 172 НК РФ:

    1. Приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету.
    2. Товары (работы, услуги) предназначены для использования в облагаемой НДС деятельности.
    3. Получен правильно оформленный счет-фактура.
    4. При этом с 01.01.2015 налогоплательщик вправе (п. 1.1 ст. 172 НК РФ):

    5. применить вычет НДС в течение 3 лет с момента принятия на учет приобретенных товаров;
    6. принять НДС к вычету в периоде приобретения товаров (работ, услуг), если счет-фактура получен после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги) приняты на учет, но до срока сдачи декларации за этот период.
    7. На практике часто возникают споры с налоговыми органами из-за правомерности вычета в определенных ситуациях. К решению каждого из них нужен индивидуальный подход. Однако четкое следование правилам, установленным НК РФ, повышает вероятность решения спора в пользу налогоплательщика. Даже если свою правоту не удастся доказать налоговой инспекции, это можно успешно сделать в судебном порядке.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      nalog-nalog.ru

      Льготы инвалидам 1,2,3 групп в 2018 году: последние новости

      Российских инвалидов принято относить к социально уязвимой категории граждан, поэтому внимание к ним со стороны государства проявляется в виде предоставления целого ряда льгот. Их набор, количество и выраженное в материальном исчислении качество варьируются, прежде всего, на основании групп инвалидности, которые выдаются гражданам с ограниченными возможностями. Какие льготы положены инвалидам? Возможно ли замещение нематериальных льгот деньгами? Изменятся ли льготы инвалидам в 2018 году?

      Льготы инвалидам в 2018 году по группам

      Как известно, инвалиды имеют право на получение льготных пенсий.

    8. III группа инвалидности – 1700,23 руб.
    9. II группа инвалидности – 2123,92 руб.
    10. I группа инвалидности – 2974,03 руб.
    11. дети-инвалиды – 2123,92 руб.
    12. Страховая пенсия (для работающих или работавших граждан):

    13. III группа инвалидности – 4215,90 руб.
    14. II группа инвалидности (с детства) – 9919,73 руб.
    15. II группа инвалидности – 4959,85 руб.
    16. I группа инвалидности (с детства) – 11903,51 руб.
    17. Кроме того, отказавшись от льгот, инвалид может получать ежемесячную компенсацию:

    18. III группа инвалидности – 1793,74 руб.
    19. II группа инвалидности – 2240,74 руб.
    20. I группа инвалидности – 3137,60 руб.
    21. дети-инвалиды – 2240,74 руб.
    22. ветераны ВОВ – 4481,47 руб.
    23. ликвидаторы аварии на ЧАЭС – 2240,74 руб.
    24. Помимо материальных льгот в виде пенсий данная категория граждан может рассчитывать на многочисленные льготы, затрагивающие самые разные сферы: здравоохранение, образование, транспорт, сферу труда и пр. Чтобы понять какие льготы имеют инвалиды каждой отдельной категории, рассмотрим набор преференций отдельно по группам.

      Льготы инвалидам 1 группы

      Набор льгот инвалидам 1 группы не менялся, поэтому все они могут рассчитывать на:

      • бесплатный проезд на любом общественном транспорте, кроме маршруток и такси;
      • бесплатный проезд на общественном транспорте к месту лечения (это касается и сопровождающих их лиц);
      • бесплатное предоставление лекарств, выписанных лечащими врачами;
      • бесплатное предоставление медицинской техники (по показанию врачей) и перевязочных материалов;
      • бесплатную путевку в санаторий на отдых и лечение (раз в год, но только первые три года с момента получения группы инвалидности);
      • бесплатные протезы конечностей;
      • бесплатную ортопедическую обувь;
      • бесплатное зубное протезирование;
      • внеочередное поступление в средние и высшие учебные заведения (при сдаче вступительных экзаменов);
      • укороченную рабочую неделю (35 часов) – для работающих инвалидов I группы.
      • Льготы инвалидам 2 группы

        Льготы инвалидам 2 группы в 2018 году включат в себя бесплатные:

      • проезд на любом общественном транспорте, кроме маршруток и такси;
      • проезд на общественном транспорте к месту лечения (не касается сопровождающих их лиц);
      • предоставление лекарств, выписанных лечащими врачами;
      • предоставление медицинской техники (по показанию врачей) и перевязочных материалов;
      • протезы конечностей;
      • ортопедическую обувь;
      • зубное протезирование.

      Кроме того, эта категория граждан может рассчитывать на:

    25. увеличенную стипендию – для студентов (её размер устанавливается руководством учебного заведения);
    26. укороченную рабочую неделю (35 часов) – для работающих инвалидов II группы.
    27. Льготы инвалидам 3 группы

      Гражданам с третьей группой инвалидности предоставляется относительно меньше льгот, и по большей части они связаны со скидками на предоставление услуг или товаров. Льготы инвалидам 3 группы в 2018 году:

    28. скидка в 50% на стоимость проезда на любом общественном транспорта в период с 1 октября по 15 мая; а также скидка в 50% на одну поездку в оставшееся время календарного года;
    29. скидка на приобретение ортопедической обуви;
    30. скидка в 50% на лекарства и медтехнику (только для работающих или признанных безработными инвалидов III группы).
    31. Льгота на приобретение страхового полиса ОСАГО

      Инвалиды всех групп вправе воспользоваться специальной льготой, которую им предоставляют российские страховые компании. Речь идёт о 50-процентной скидке при покупке полиса страхования автогражданской ответственности. Для получения льготы гражданину необходимо соответствовать следующему условию: ему нужно лично пользоваться автомобилем, на который приобретается страховка. В качестве исключения допускается пользоваться автомобилем ещё максимум двум гражданам, а в случае с оформлением полиса ОСАГО на ребёнка-инвалида – ещё и его законным представителем.

      Льготы по оплате услуг ЖКХ

      Коммунальные льготы инвалидам Правительство РФ меняет регулярно, к тому же в разных регионах данной категории граждан предоставляются свои – местные преференции. В этой связи наиболее актуальные данные по коммунальным льготам рекомендуется узнавать в ближайших к месту жительства службах ЖКХ. На федеральном уровне инвалидам всех трёх групп предоставляется:

    32. 50% скидка на оплату коммунальных услуг при условии, что жильё принадлежит муниципальному (государственному) жилому фонду;
    33. 50% скидка на оплату счёта за капремонт (только инвалидам I и II групп, а также родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида).
    34. Налоговые льготы для инвалидов

      Налоговые льготы инвалидам в 2018 году по-прежнему будут касаться уплаты имущественного, земельного и транспортного налогов, а также налоговых вычетов. Какие льготы имеют инвалиды по части налоговых платежей?

    35. Налог на имущество. От него полностью освобождены инвалиды I и II групп, если свою недвижимость они получили по наследству.
    36. Земельный налог. Для инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, инвалидов ВОВ, которые владеют земельными участками, оформленными до 2004 года, предусмотрен следующий вычет: налоговая база для расчёта налога (стоимость земли) уменьшается на 10 тысяч рублей.
    37. Транспортный налог. Транспортные льготы инвалидам включают в себя 50% скидку на налог при покупке автомобиля посредством органов соцзащиты (мощностью до 100 л. с.), а также полное освобождение от уплаты налога в случае владения автомобилем, специально переоборудованным для его использования человеком с ограниченными возможностями.
    38. Льготы инвалидам в виде налоговых вычетов представлены следующим списком:

    39. 500 рублей ежемесячно вычитается из налоговой базы по НДФЛ для инвалидов I и II групп, а также детей-инвалидов;
    40. 3000 рублей составляет ежемесячный налоговый вычет для родителя (опекуна, попечителя, супруга, супруги, усыновителя) несовершеннолетнего ребёнка (гражданина), являющегося инвалидом; а также ребёнка-инвалида возрастом до 24 лет, являющегося учащимся (аспирантом, интерном, студентом);
    41. 3000 рублей составляет ежемесячный налоговый вычет для инвалидов, являющихся ликвидаторами аварии на ЧАЭС, пострадавшими на ПО «Маяк» (авария произошла в 1957 году) или бывшими военнослужащими, получившими инвалидность по ранению.
    42. О доплатах и региональных льготах

      В Российской Федерации ежегодно устанавливаются размеры доплат для некоторых категорий граждан, среди которых можно обнаружить и инвалидов. Так, в 2018 году на дополнительные выплаты смогут рассчитывать ставшие инвалидами участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, бывшие военнослужащие, бывшие космонавты и ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Размеры доплат варьируются в пределах 100-300% социальной пенсии.

      Кроме того, каждый российский гражданин, являющийся инвалидом, может пользоваться льготами, которые ему предоставлены на региональном уровне. Так в ряде регионов или городов многие годы применяется практика первоочередного обслуживания в тех или иных заведениях, выдача бесплатных наборов продуктов питания, одежды. Ещё одна распространённая льгота инвалидам – бесплатная установка стационарного телефона. Нередко помощь оказывают предприятия, являвшиеся бывшими работодателями инвалида. С полным перечнем преференций можно ознакомиться в местных отделах соцзащиты.

      Льготы инвалидам в 2018 году: последние новости

      Список льгот инвалидам в 2018 не претерпит изменений, тогда как размеры пенсионных выплат данной категории граждан будут проиндексированы. В 2018 году инвалиды, получающие пенсионное обеспечение, смогут рассчитывать на повышение размера выплат за счет проведения индексации, размер которой будет соответствовать уровню инфляции, заложенному в бюджет на следующий год на уровне 5 процентов. Индексация позволит повысить размер получаемой пенсии в среднем на 200-300 рублей.

      mosadvokat.org

      Налогообложение казенных учреждений

      Казенное учреждение является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

      style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
      data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
      data-ad-slot=»1061076221″>

      Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Вопросы налогообложения казенных учреждений являются очень актуальными, при этом основные проблемы возникают при расчетах с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль.

      Реформирование бюджетной сферы, связанное с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ , привело к созданию трех типов государственных (муниципальных) учреждений. В действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (ст. 120 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и при этом государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
      ——————————–
      Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2291.
      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

      Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ , вступающим в силу с 1 сентября 2014 г., изменяется понятие юридического лица. Так, в новой редакции понятие юридического лица (в части, имеющей отношение к казенным учреждениям) дается следующим образом:
      «Статья 48. Понятие юридического лица
      1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
      2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
      3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения».
      ——————————–
      Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

      Если в действующей до 1 сентября 2014 г. редакции ГК РФ было определено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом , то в новой редакции перечень некоммерческих организаций носит закрытый характер и значительно уточнен.
      ——————————–
      Пункт 3 ст. 50 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).

      С 1 сентября 2014 г. согласно новой редакции юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из относящихся к одиннадцати типам организационно-правовых форм, в их числе (пп. учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
      При этом в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
      В таблице 1 представлены данные о количестве действующих в Российской Федерации государственных (муниципальных) учреждений.

      Государственные (муниципальные) учреждения

      Тип государственного (муниципального) учреждения

      ——————————–
      Таблица составлена авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru по состоянию на 11.08.2014 (за исключением Крымского федерального округа).

      Казенное учреждение, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», также введенной Федеральным законом N 83-ФЗ, является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 казенным учреждениям присвоен код 2 09 04. Данные по казенным учреждениям в Российской Федерации представлены в таблице 2.
      ——————————–
      Приказ Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012».

      КУ субъекта Федерации

      Источник: составлено авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (на 11.08.2014) www.bus.gov.ru.

      Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
      Рассмотрим особенности правового положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 БК РФ, касающиеся вопросов налогообложения:
      – Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
      – Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
      – Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
      – Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
      – Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
      – Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
      – Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
      Следует отметить, что изменения в ГК РФ, внесенные вышеуказанным Федеральным законом N 99-ФЗ, не привели к изменениям в Бюджетном кодексе в части казенных учреждений.
      Согласно новой редакции ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а ответственность казенного учреждения по своим обязательствам определяется правилами, приведенными в таблице 3.

      Ответственность казенных учреждений в соответствии с ГК РФ

      Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
      Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
      При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
      Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
      Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
      По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения

      Государственное учреждение и муниципальное учреждение
      1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
      2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
      3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
      4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества

      Кроме финансирования из соответствующего бюджета согласно смете, а также осуществления, в соответствии с учредительными документами, приносящей доход деятельности, казенные учреждения могут быть получателями грантов. В современных условиях гранты, предоставляемые (как правило, в результате конкурсного отбора) для реализации конкретных проектов в области науки, культуры, образования и т.д., получили широкое распространение. В части казенных учреждений законодательство Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на участие в конкурсе на получение гранта , и если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение для реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, установленных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, предусмотренных ст. 161 БК РФ. Гранты могут быть учреждены Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями, гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований, при этом порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.

      Если казенное учреждение – победитель конкурса на получение гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), являющегося организатором конкурса, данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств до учреждения. Если ГРБС не является организатором конкурса, то соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке от ГРБС организатора конкурса тому ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение, для доведения до него соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования, предусмотренные соответствующим казенным учреждениям – получателям бюджетных средств, в объемах поступивших грантов .
      ——————————–
      Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 06-03-07/2.

      Казенные учреждения в настоящее время являются плательщиками (а в ряде случаев и/или налоговыми агентами) налогов и сборов, установленных в ст. ст. 13 – 15 НК РФ и подразделяемых на федеральные, региональные и местные, порядок исчисления и уплаты которых регулируется нормами НК РФ.
      К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым казенными учреждениями, относятся:
      – налог на добавленную стоимость;
      – акцизы;
      – налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента);
      – налог на прибыль организаций;
      – налог на добычу полезных ископаемых;
      – водный налог;
      – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
      – государственная пошлина.
      К региональным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относятся:
      – налог на имущество организаций;
      – транспортный налог.
      К местным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относят земельный налог.
      Нельзя не отметить и тот факт, что казенные учреждения также являются плательщиками обязательных страховых взносов (эти платежи в настоящее время не являются налоговыми, т.е. их уплата не устанавливается НК РФ):
      – на обязательное пенсионное страхование;
      – на обязательное медицинское страхование;
      – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
      – на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
      Ранее первые три из перечисленных видов страховых взносов входили в состав единого социального налога (ЕСН), начисление и уплата которого регламентировались нормами гл. 24 НК РФ .
      ——————————–
      Глава 24 НК РФ утратила силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

      В настоящее время исчисление и уплата данных страховых взносов казенными учреждениями осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответственно.
      В российской налоговой системе предусмотрены также специальные налоговые режимы, однако НК РФ прямо устанавливает невозможность применения некоторых из них для казенных учреждений.
      Например: в части ЕСХН – пп. 4 п. 6 ст. 346.2; в части УСН – пп. 17 п. 3 ст. 346.12.
      Однако в части ЕНВД НК прямо не устанавливает невозможность его применения казенными учреждениями.
      К сожалению, налоговая статистика и аналитика, представленная на интернет-сайте налоговых органов, не дает возможности выявить суммы налоговых поступлений от казенных учреждений. Это связано с тем, что форма 1-НОМ рассматривает начисления и поступления налогов и сборов в разрезе основных видов экономической деятельности, а казенные учреждения, с одной стороны, можно отнести к коду 1400 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», а с другой стороны, казенные учреждения оказывают услуги и выполняют работы, связанные с разными направлениями деятельности .
      ——————————–
      На сайте www.bus.gov.ru в разделе «Аналитика по учреждениям» можно получить развернутую информацию о видах деятельности учреждений.

      При этом казенные учреждения обязаны ежегодно подтверждать основной вид фактически осуществляемой деятельности , в зависимости от которого определяется риск травматизма работников и соответствующее страховое обеспечение, которое регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
      ——————————–
      Согласно Постановлению ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012 основной вид деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения).

      Казенные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению , в котором для расчетов по платежам в бюджеты предусмотрен счет 0 303 00 000. На этом счете отражаются суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате им в качестве налогоплательщика (плательщика взносов). Также на данном счете учитываются расчеты учреждения по налогам, которые перечисляются им в бюджет в качестве налогового агента (например, НДФЛ).
      ——————————–
      Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (ред. от 24.12.2012).

      Согласно п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах:
      0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
      0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
      0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
      0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
      0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
      0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
      0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
      0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» (до 2012 г.);
      0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
      0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
      0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» (до 2014 г.);
      0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
      0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
      Казенное учреждение должно утверждать учетную политику как для целей бухгалтерского учета согласно ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», так и для целей налогообложения. Применительно к казенным учреждениям вопросы, подлежащие закреплению в приказе по учетной политике в части налогообложения, рассмотрены С. Валовой .
      ——————————–
      Валова С. Учетная политика для целей налогообложения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 1. С. 20 – 27.

      Наиболее значимыми при рассмотрении вопроса о налогообложении казенных учреждений являются вопросы, связанные с НДС и налогом на прибыль. Отметим, что казенные учреждения, являющиеся работодателями, исполняют обязанности налогового агента в части НДФЛ и здесь никаких специфических особенностей не существует. Особенности обложения налогом на добавленную стоимость установлены в гл. 21 НК РФ. При этом применительно к казенным учреждениям в ст. 143 НК РФ не сказано, что казенные учреждения не являются плательщиками НДС, однако в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 не признается объектом налогообложения выполнение казенными учреждениями работ (оказание услуг). Согласно позиции Пленума ВАС РФ, высказанной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 , государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК РФ.
      ——————————–
      Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (размещено на сайте ВАС РФ 24.06.2014).

      В том случае, когда казенное учреждение получает от контрагента доходы в виде неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту, эти доходы не включаются в налоговую базу по НДС (они не поименованы в перечне операций, признаваемых объектом обложения НДС, который определен в п. 1 ст. 146 НК РФ).
      Казенные учреждения являются плательщиками НДС в случае реализации объектов основных средств. При этом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации объекта, в стоимости которого был учтен НДС, определяется как разница между продажной (рыночной) ценой с учетом налога и остаточной стоимостью и к данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
      Плательщиком НДС казенное учреждение будет и в случае выдачи трудовой книжки работнику, который заключает трудовой договор впервые . В случае увольнения сотрудника казенного учреждения и удержания из заработной платы компенсации за стоимость спецодежды М. Алексеева отмечает неоднозначность позиций Минфина России (компенсация подлежит обложению НДС) и судебных органов (компенсация не подлежит обложению НДС) .
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508.
      Алексеева М. Вопрос-ответ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 75 – 76.

      Если казенное учреждение осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в части НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
      В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2014 г. казенные учреждения – плательщики НДС обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота . При этом казенные учреждения, являющиеся плательщиками НДС, должны вести в соответствии с п. 3 ст. 160 НК РФ в общеустановленном порядке журналы полученных и выставленных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж, правила ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Однако с 1 января 2015 г. казенные учреждения – налогоплательщики не будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, Информацию ФНС России «О представлении декларации по НДС в электронной форме», Письмо ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712.

      Налогообложение прибыли организаций, в том числе и казенных учреждений, осуществляется в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 247 прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ.
      В части налога на прибыль перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, установлен ст. 251 НК РФ. На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. В целях налогообложения прибыли доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 НК РФ .
      ——————————–
      См. Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 30.01.2013 N 03-03-05/1758, от 30.01.2013 N 03-03-06/4/1760, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650, от 20.05.2014 N 03-03-06/4/23877.

      Казенным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. С 1 января 2012 г. доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При этом казенное учреждение действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.
      Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, получаемые казенными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ .
      ——————————–
      См. также Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18915.

      В случае получения казенными учреждениями средств в виде неустойки (штрафа, пени), полученных от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, данные средства признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, т.к. РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. Соответственно, такие средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль .
      ——————————–
      См. Письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 N 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112.

      Казенные учреждения могут получать денежные средства или имущество в виде пожертвований. При этом в соответствии со ст. 582 ГК РФ, а также п. 2 ст. 251 НК РФ при получении имущества в виде пожертвований должен быть обеспечен раздельный учет. При соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций , однако при заполнении декларации по налогу на прибыль необходимо заполнить лист 07 .
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/4/115.
      См. разъяснения УФНС России по г. Москве, представленные в Письме от 03.09.2012 N 16-15/082383@.

      В соответствии с положениями ст. 41 БК РФ пожертвования от физических и юридических лиц являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и если казенное учреждение получило пожертвование от юридического или физического лица в виде денежных средств, то они подлежат перечислению в бюджет, а в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Соответственно, на сумму денежных поступлений могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения .
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

      Нередко казенные учреждения списывают объекты основных средств. В целях налогообложения прибыли при списании объектов основных средств стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов, признается внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).
      При реализации лома черных и цветных металлов обязанности по уплате НДС у казенных учреждений не возникает на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако в части налога на прибыль в силу п. 1 ст. 249 НК РФ выручка, полученная от продажи металлолома, в целях налогообложения прибыли признается доходом, полученным от реализации. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от продажи материальных запасов (в частности, металлолома), учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного, определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
      В случае выявления казенным учреждением излишков материально-производственных запасов и прочего имущества в результате инвентаризации доходы в размере рыночной стоимости имущества подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов . Это касается и выявленных в ходе инвентаризации излишков денежных средств в кассе казенного учреждения. При этом доходы, полученные казенным учреждением от выявленных излишков, относятся на статью 180 «Прочие доходы» КОСГУ .
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-03-05/11.
      Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

      Мы не рассматривали полный перечень доходов, получив которые казенные учреждения обязаны уплатить налог на прибыль. В частности, Т.В. Липкина выделяет 13 видов таких доходов .
      ——————————–
      Липкина Т. Налоговый учет казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2013. N 12. С. 11 – 15.

      Государственная пошлина является федеральным сбором. Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении казенных учреждений НК РФ не предусмотрено.
      Транспортный налог является региональным налогом, и согласно ст. 356 НК РФ законодательной власти субъектов РФ предоставлено право предусматривать налоговые льготы и основания для них при установлении транспортного налога . Специальных льгот для казенных учреждений по уплате транспортного налога не установлено. Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения по транспортному налогу, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
      ——————————–
      См. разъяснения Минфина России, представленные в Письме от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16.

      Казенное учреждение обязано начислять транспортный налог с момента регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
      При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета автотранспорта в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц . Важно учитывать, что если автомобиль находится длительное время на ремонте и не эксплуатируется, то казенное учреждение не освобождается от начисления и уплаты транспортного налога . Однако если транспортное средство числится в угоне и данный факт соответствующим образом задокументирован, на период его розыска казенное учреждение освобождается от уплаты транспортного налога (при представлении в налоговый орган документа, подтверждающего факт кражи (угона) в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.
      ——————————–
      См. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-04/33827.
      См. Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

      Налог на имущество организаций является региональным налогом. Специальных льгот для казенных учреждений по уплате налога на имущество не установлено. Однако имеются льготы в перечне, установленном в ст. 381, которые могут быть применены к казенным учреждениям. Следует учитывать, что 1 января 2013 г. вновь приобретенные транспортные средства, являющиеся движимым имуществом казенного учреждения, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество (ранее автотранспорт включался в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу для расчета налога на имущество).
      Земельный налог является местным налогом и порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
      Плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не является плательщиком земельного налога.
      В данной статье мы не рассматривали налоги и сборы, уплачиваемые казенными учреждениями в связи с осуществлением специфических видов деятельности.
      Соглашаясь с мнением Л.С. Смирновой о несправедливости отсутствия возможности у казенных учреждений уменьшать доходы на величину расходов при налогообложении прибыли, считаем целесообразным исключить из перечней плательщиков налогов и сборов казенные учреждения.
      ——————————–
      Смирнова Л.С. Комментарий к Письму Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634 [Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой] // Нормативные акты для бухгалтера. 2013. N 18. С. 15.

      Это обосновывается тем, что финансирование казенных учреждений осуществляется на основе сметы, все доходы казенных учреждений являются доходами соответствующего бюджета, соответственно, при налогообложении доходов и имущества происходит фактически «перекладывание средств из одного кармана в другой». Так, федеральные казенные учреждения будут уплачивать налоги на имущество и транспортный налог в региональный бюджет, земельный налог в местный бюджет и налог на прибыль в соответствии с установленным распределением. Таким образом, налоговые расходы казенных учреждений формируют налоговые доходы того же бюджета или бюджетов другого уровня. Исключение казенных учреждений из состава налогоплательщиков приведет к тому, что у казенных учреждений не будет обязанности вести налоговый учет и подавать налоговую декларацию. При этом существенно снизится и трудоемкость ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях, а также объем работ по операциям, связанным с санкционированием расходов, лимитами бюджетных обязательств, снизится нагрузка на органы Федерального казначейства и налоговые органы.
      Бухгалтерский учет и налогообложение должны быть эффективными, но при этом разумными и экономными. Денежные средства, получаемые бюджетами разных уровней как налоговые доходы от казенных учреждений, на наш взгляд, не покрывают затрат на их учет и администрирование. Однако для этого необходимо провести детальный анализ налоговых доходов, поступающих в бюджеты всех уровней от казенных учреждений.

      Ю.П.Никольская
      Кандидат экономических наук,
      доцент,
      профессор
      кафедры бухгалтерского учета и аудита
      Московского университета МВД России

      А.А.Спиридонов
      Доцент,
      заведующий кафедрой
      бухгалтерского учета,
      экономического анализа
      и оценки собственности
      Федерального автономного образовательного
      учреждения дополнительного образования
      «Государственная академия строительства
      и жилищно-коммунального комплекса»

      www.finexg.ru

      Смотрите так же:

      • Бизнес юрист спб Время продажи алкоголя в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2018 году Федеральным законом наложено ограничение на продажу алкоголя в установленные часы дня и ночи. Власти […]
      • Оплата государственной пошлины в мировой суд Госпошлина в мировой суд Актуально на: 23 июня 2017 г. Отдельные гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. […]
      • Повысили ли пенсий с 1 апреля 2018 года Индексация пенсии с 1 апреля 2018: повышение не радует пенсионеров Социальная пенсия в 2018 году, по традиции, повышается с 1 апреля. Но многие пенсионеры, в том числе и работающие, уже […]
      • Налог на прибыль расходы с ндс НДС при импорте услуг: как правильно платить налог? Отправить на почту НДС при импорте услуг уплачивается российскими налогоплательщиками, которые выступают в таких сделках налоговыми […]
      • Налог на имущество на енвд в 2018 году Кто может применять ЕНВД в 2018 году (порядок, условия, нюансы)? Отправить на почту Кто может применять ЕНВД — актуальный в наши дни вопрос. В статье рассматриваются нюансы и условия […]
      • Приказ о создании нма образец Составляем приказ о создании комиссии по профстандартам Отправить на почту Приказ о создании комиссии по профстандартам — локальный нормативный акт, составляемый организацией в целях […]