Значение и сущность налогов

Значение и сущность налогов

В широком смысле под налогами понимаются «обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в бюджет»[1]. Юридическое лицо, по гражданскому законодательству РФ — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Физическое лицо в гражданском праве — отдельный гражданин (российский либо иностранный гражданин, а также лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием[2].

В узком смысле под налогом понимается «обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[3].

Социально – экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие основные функции:

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Распределительная функция налогов носит фискальный характер и регулирует организацию хозяйственной деятельности государства через налоговый механизм. Данная функция поддерживает социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Контрольная функция помогает в осуществлении оценки эффективности налогового механизма, обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Е.Н. Виноградова[4] также выделяет следующие подфункции в налоговом регулировании:

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например путём реализации государством защитных, протекционистских функций экономической политики.

Воспроизводственную подфункцию налогов несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды и т.д. Такие налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.

Поощрительная подфункция налогов выражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определённых налоговых льгот.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налога – лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство.

Объект налога – предмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство и качества которого определяют величину, сумму налога.

Единица налогообложения – это единица измерения объекта, с помощью которой определяется налоговая база: 1 руб., 1 МРОТ, 1 кв. м. земли.

Налоговая база – количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называют основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Виды ставок: процентные, в твёрдой денежной сумме, в определённом размере кратности к МРОТ, смешанные (сочетание денежной и процентной формы).

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Льготы – способы уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодателем. Виды льгот: установление не облагаемой налогом части объекта налогообложения (необлагаемого минимума); изъятие из объекта налога отдельных его составляющих частей; освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков полностью или на определённый срок; понижение налоговых ставок и др.

www.macro-econom.ru

Сущность, функции и виды налогов

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
  • Характерными чертами сбора как взноса являются:

    • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
    • Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

      Сущность налогов

      Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

      Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

      Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

      Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

      Функции налогов

      Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

      В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

      • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
      • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
      • Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

        Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

        Последствия повышения налогов

        Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

        Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

        С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

        Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

        Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

        Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

        Классификация налогов

        Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

        Виды налогов по объекту:

      • прямые;
      • косвенные.
      • Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

        Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

        Виды налогов по субъекту:

        • центральные;
        • местные.
        • В России существует трехуровневая система:

          • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
          • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
          • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

          Виды налогов по принципу целевого использования:

        • маркированные;
        • немаркированные.
        • Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

          Виды налогов по характеру налогообложения:

        • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
        • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
        • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
        • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

          www.grandars.ru

          Значение и Сущность налогов

          Возникновение налоговой системы России

          «Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой системы» Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред, профес. учеб, заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С.6.

          Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

          Налоги и сборы являются основным источником формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.

          Современное налоговое законодательство трактует понятие «налог» и другие платежи как средство, обеспечивающее доход бюджета. Однако налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиком, призван не только обеспечить доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая функция налога, с другой стороны.

          Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечить общественный прогресс.

          Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2003., — С. 21.

          Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получили законодательное, а зачастую и конституционное закрепление.

          Налоги появились одновременно с товарным производствами, они являются экономической основой государства. В разные времена они назывались по-разному: жертва, подать, выход, оброк, мыт, десятина. Сегодня это сбор, пошлина, акциз и т. д.

          Из древности до нас дошли указы о налогах, устанавливающие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Например, надпись на мраморной плите гласит: «Царь Аспург, друг римлян, желает здравствовать. Горгоппианам я даю освобождение от налогов: с вина, пшеницы и ячменя одну одиннадцатую, а с проса одну двадцатую часть. Пишу вас с тем, чтобы вы все устроили согласно моему решению. Будьте здоровы». Такие плиты выставлялись в людных местах для общего сведения.

          Этот указ был принят 1980 лет назад. Он найден при раскопках в Анапе, которая в те времена называлась Горгоппией.

          Классическим трудом является книга английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданная в 1776 г. Сформулированные им правила, которым должна удовлетворять налоговая система, актуальны и сейчас. Они гласят:

          — подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства;

          — налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица;

          — каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;

          — неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением;

          — каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

          Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыль», т. е. изобретать новые источники доходов. Плодом такого «налоготворчества» стали гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды.

          Но в то же время были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов.

          Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Значительную часть государственных доходов по-прежнему составляли налоги.

          Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним займам. Резко возросла бумажно-денежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.

          Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены — расти.

          Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуций. Ни то ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 г. новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

          Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею «государственного капитализма» бесперспективной. Опыт 20-х гг. доказал, что только хозяйственная самостоятельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.

          Финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования.

          Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не взимались вовсе Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред, профес. учеб, заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С.12..

          Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80—90-х гг. Необходим был переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности — кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий.

          В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей Правительства.

          Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

          Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

          В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления — федерального и территориального — в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренных законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

          И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления.

          Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

          Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

          Очевидно, что будет продолжаться и совершенствование налоговой системы России.

          studbooks.net

          Понятие налогов и их социально-экономическая сущность

          Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. Для содержания государства понадобились взносы его граждан в натуральной или денежной форме, которые постепенно превратились в обязательные и постоянные. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства, расширялись их функции, изменялась роль в социально-экономических процессах. Наибольшего развития налоги достигали в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.
          Налогообложение основывается на двух принципах распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):
          принцип выгоды (полученных благ);
          принцип пожертвований (платсжеспособност и).
          В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог и другие платежи, формирующие Дорожный фонд.

          Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования и другие виды услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных, безработных.
          Согласно второму принципу, субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги — как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого принципа исходит из предположения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.
          Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.
          Классические принципы рациональной организации налогов были предложены еще А. Смитом. Они сводятся к следующему:
          а) налог должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика;
          б) размер налога и сроки его выплаты должны быть заранее и точно определены;
          в) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика;
          г) издержки взимания налогов должны быть минимальными.

          pravo.studio

          Сущность и значение налогов и налогообложения

          «Сущность и значение налогов и налогообложения»

          Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

          Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Налогообложением называется метод распределения доходов между хозяйствующими субъектами, государством и населением страны.

          В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы контрольной работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Многие налоги в составе системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить и противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В данной работе мы выдвигаем следующие задачи:

          1. определить экономическое содержание налогов.

          2. охарактеризовать роль налогов в перераспределении национального дохода;

          3. перечислить и дать характеристику функциям налогов;

          4. рассмотреть фискальное и стимулирующее значение налогов;

          5. выявить дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе. Целью данной контрольной работы является теоретическая характеристика сущности, значения налогов и налогообложения.

          Экономическое содержание налогов. Роль налогов в перераспределении национального дохода

          Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

          Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

          Также экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим источником исходным налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей (национальным доходом) независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

          Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

          С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

          Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования воздействует как и на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

          Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

          Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов

          Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

          Выделяют четыре группы налогов: фискальная, распределительная, контрольная и регулирующая.

          Фискальная функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций (содержание государственного аппарата, учреждения культуры: библиотеки, архивы, а также фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения).

          Фискальное значение налогов заключается в том, что налоги согласно данной функции дают реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

          Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Она иначе называется социальной, поскольку стоит в перераспределении общественных доходов между различными категориям граждан: от состоятельным к неимущим, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

          Изначально распределительная функция налогов носила фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, у него появилась регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

          В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

          Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Она означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

          Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производства.

          Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

          Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально – экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта обложения, уменьшение налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки, предоставление отсрочки по уплате налогов. Предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты;

          Дестимулирующая подфункция налогов посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально – экономических процессов. Действие этой подфункции связано обычно с установлением повышенных ставок налогов.

          Следует помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводится. Налоги должны взиматься всегда, поэтому, используя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а также ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из его будет взимать;

          Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

          Стимулирующее значение налогов заключается в том, что, изменяя объект обложения, уменьшая налогооблагаемые базы и понижая налоговые ставки. Государство удовлетворяет потребности для поступательного развития общества, социально – экономических процессов и отношений.

          Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источником доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

          Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов – финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

          Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе

          На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных -10, региональных – 3, местных – 2, а также в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

          Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

          Четкое распределение налогов по уровням является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.

          В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 г., выделяются три этапа:

          Этап налоговой централизации (1992–1993).

          Этап налоговой децентрализации (1994–1996).

          Этап налоговой централизации (с 1997 г. И по настоящее время).

          Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который знаменовал собой начало формирования современной отечественной налоговой системы, содержал норму, согласно которой «органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей». Иными словами, с самого начала своего становления налоговая система России формировалась на принципах фискальной централизации.

          Но уже Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» фактически положил начало второму этапу – децентрализации налоговой системы. В Указе предусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт – Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ, могут вводится решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов организациями должна производится за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль.

          Субъекты РФ и муниципальные образования активно использовали предоставленное им право на введение новых, не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов.

          Вскоре Президент своим Указом от 18.08.1996 г. Признал утратившей силу с 1 января 1997 г. Упомянутую норму. Органами государственной власти субъектов РФ предписывалось отменить с 1 января 1997 г. Свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 г. Было предложено принять аналогичные решения в отношении введенных ими дополнительных налогов и сборов.

          Нынешняя налоговая система России централизованная. Следует различать централизацию в условиях унитарных и федеративных государств. Налоговые системы унитарных государств централизованы абсолютно. В федеративных государствах, к числу которых относится и Россия, централизация относительна. Здесь федеративный законодатель в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, устанавливает общие принципы налогообложения и формирование налоговой системы (в том числе исчерпывающие перечень региональных и местных налогов и сборов). Налоговый Кодекс РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративное устройство России. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

          При этом регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодательством субъекта РФ. Однако законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

          На основе изложенного, можно сделать следующие выводы, что:

          налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

          Налоговая система – это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства.

          Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют четыре группы налогов: фискальная, распределительная, контрольная и регулирующая.

          Современная налоговая система РФ и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговых поступлений.

          Климова М.А. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М., 2006. – 170 с.

          Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 509 с.

          Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 576 с.

          works.doklad.ru

          Смотрите так же:

          • На сколько будет повышена пенсия с 1 апреля 2018 Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
          • Ст 203 закона о банкротстве Глава X. Банкротство гражданина (ст.ст. 202 - 223) Глава X. Банкротство гражданина См. схему "Банкротство гражданина" Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве […]
          • Особо тяжкие преступления статьи ук рф к какой категории тяжести преступления относится грабеж и разбой. тяжкие или особо тяжкие и какой по ним срок давности Грабеж - ст. 161 УК РФ: ч. 1 - средней тяжести - срок давности 6 лет […]
          • Образец заявления о взыскании задолженности по договору подряда Исковое заявление подрядчика в суд общей юрисдикции о взыскании задолженности по договору подряда в связи с неисполнением обязательств по оплате выполненных работ Исковое заявление о […]
          • Нотариус батайск бурляева Нотариусы Батайск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Антонова […]
          • Как работают законы в стране Как работает закон о банкротстве физических лиц Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу с 1 октября. Теперь россияне, не имеющие возможности расплатиться с банками по кредитам, […]