Приказ о проверке школьной библиотеки

Школьные библиотеки Костромского района

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Школьные библиотеки Костромского района » Работа с книжным фондом » Проверка фонда библиотеки (Продолжение)

Проверка фонда библиотеки (Продолжение)

Сообщений 1 страница 2 из 2

Поделиться12008-10-22 18:16:12

  • Автор: ee_choch
  • Администратор
  • Откуда: МОУ Караваевская СОШ
  • Зарегистрирован: 2008-08-22
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 17
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Пол: Женский
  • Возраст: 57 [1960-12-17]
  • Последний визит:
    2009-04-02 13:26:55
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ФОНДА

    Плановую проверку необходимо тщательно готовить за 2 — 3 м до проведения. В чем это выражается?
    1. Проверяем выборочно акты на списание, оформленные между верками (все ли книги вычеркнуты из инвентарных книг); если при частичной выборке обнаружены пропуски — проверяем весь акт;
    2. Ликвидируем задолженность среди пользователей (проверяем читательские формуляры и работаем с должниками; возвращаем (библиотечки из кабинетов, если такое практикуется в школе; не забываем книги, выданные по книгообмену между школами);
    3.Работаем с «Тетрадью учета книг, принятых от читателей взамен утерянных»: проверяем, все ли оформлено, как полагается, составляем соответствующие акты;
    4 Просматриваем фонд на предмет правильности расстановки и списания ветхих, устаревших книг (не забыть про книги, отложенные для ремонта!). Если фонд очень большой, а списание почему — либо давно не проводилось, возможно, есть смысл запланировать отбор литературы на списание в процессе проверки фонда. Это сократит время работы, но заметно усложнит сам процесс проверки фонда и увеличит риск возможных ошибок.
    Важно: Документы, в которых ведется учет библцотечных фондов, являются финансовыми документами строгой отчетности, они должны храниться в закрывающихся шкафах, доступ к которым ограничен.
    Для проведения плановых проверок составляется план проверок ( или график) на текущий год с указанием вида проверки: сплошной фонда библиотеки, частичной, выборочной.
    Основанием для проведения проверки является приказ (см. Приложение 2). Приказом назначается проверочная комиссия (3-5 человек) во главе с председателем, который несет всю ответственность за ход, организацию и итоги проверки. В состав комиссии обязательно входит ответственный за проверяемый фонд сотрудник (а при передаче библиотеки принимающий библиотеку), а также представитель бухгалтерии. Создание комиссии необходимо для того, чтобы работа по проверке была юридически организована и оформлена.
    В приказе также указываются причина проверки, сроки проверки, кроме того, может быть указан способ проверки и режим работы библиотеки на данный период.
    Любые изменения в составе комиссии оформляются приказом
    Членов комиссии необходимо познакомить с их задачами:
    — разработка календарного плана ПФ;
    — определение метода проверки;
    — подсчет необходимых трудозатрат для определения сроков ПФ;
    — непосредственное проведение проверки;
    — подведение и оформление итогов ПФ.
    В проверке принимают участие все работники библиотеки, могут привлекаться и временные сотрудники с оплатой по трудовому дого¬вору.

    Вся работа по проверке библиотечного фонда осуществляется в несколько этапов: подготовительный, непосредственная работа по проверке фонда, подведение итогов и оформление результатов проверки.

    Подготовительные мероприятия включают:
    — разработку календарного плана работы;
    — подсчет необходимых трудозатрат на все виды операций (рассчиты¬ваются с использованием «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках», 1997);
    — определение сроков проведения проверки (зависят от числа участ¬ников и методов проверки, форм учета, структуры фонда, организации и условий труда, а также режима работы библиотеки на период провер¬ки.)
    Необходимо учесть, что ПФ проводится во время, которое менее ущер¬бно для пользователей (обязательно вывешивается объявление с указа¬нием сроков).
    На время проверки библиотека закрывается, но книги от читателей принимаются.
    В подготовительный период главное внимание члены комиссии уде¬ляют проверке правильности оформления учетных документов:
    — инвентарных книг;
    — книг суммарного учета;
    — сопроводительных документов о приеме книг;
    — актов на списание между проверками;
    — актов предыдущих проверок со списками недостающих докумен¬тов.
    Таким образом, на этом этапе должны быть выявлены, и исправлены все ошибки в ведении учетных документов, в том числе должно быть вы¬полнено оформление выбытия (отметки в инвентарных книгах) всех из¬даний, которые были предназначены к списанию по результатам преды¬дущих проверок.
    Только после этого комиссия приступает к непосред¬ственной проверке фонда.
    Подготовительный период заканчивается инструктированием члена¬ми комиссии участников проверки и определением круга их обязанно¬стей.

    Основной этап—проверка фонда. Существует несколько способов проверки: непосредственная сверка фонда с учетным документом (ин¬вентарной книгой), при помощи контрольных талонов, по алфавитному каталогу. Выбор зависит от особенностей ведения учета и сложившейся практики.

    Проверка по инвентарным книгам
    Рекомендуется библиотекам с фондом до 50 тысяч. Этот способ отли¬чается простотой и большей точностью, но он очень медленный. Кроме того, интенсивное использование инвентарных книг ведет к их физичес¬кому износу. Работая парой, за 1 час можно проверить не более 80 изда¬ний.

    Проверка с помощью контрольных талонов
    Памятуя о том, что плановая проверка согласно документам должна проводиться раз в 5 лет, лучше выбрать другой способ проверки — по контрольным талонам, которые будут использоваться и в дальнейшем.
    Суть такой проверки: издания сверяют по специально расставленным карточкам, из которых потом создают картотеку контрольных талонов. Само написание карточек (талонов) занимает значительное время (их можно подготовить заранее с помощью учащихся), но операция сличе¬ния издания с контрольным талоном резко ускоряется; этот способ отли¬чается большой результативностью.
    В случае острой производственной необходимости по контрольным талонам можно проверять библиотечный фонд, не закрывая библиотеку; читателям выдают только те книги, которые уже проверены, на книжных формулярах которых и на самих изданиях стоит пометка.
    Подготовить контрольные талоны можно двумя способами:
    — написать, используя информацию непосредственно из инвентар¬ных книг (таким образом, талоны сразу расставляются по инвентарным номерам);
    — написать, используя информацию непосредственно из документа, просмотренного’ de vizu и расставить по номерам.
    Что выносится на контрольный талон?
    1. Инвентарный номер (иди номера; если идут подряд для одного названия);
    2. Фамилия автора;
    3. Заглавие издания (можно первые два-три слова);
    4. Год издания;
    5. Цена (что зафиксирована на издании или в инвентарной книге, т.е. без переоценок).

    Технология проверки книжного фонда при помощи контрольных талонов

    1 вариант
    Контрольные талоны написаны по инвентарным книгам и расставлены по инвентарным номерам с использованием каталожных разделителей через каждые 500 талонов, куда вынесены сведения «С №. ПО №. ».
    Алгоритм проверки:
    • берем издание на стеллаже
    • находим талон в картотеке
    • сверяем с записью на талоне
    • делаем принятые пометки о проверке на издании, на книжном фор¬муляре (это исключит двойной учет проверенных книг при их дальней¬шей выдаче читателям) и на талоне
    • ставим книгу на место, а талон остается в картотеке (можно в вер¬тикальном положении).
    Когда все Издания проверены, переносим сведения о проверке из кар¬тотеки контрольных талонов непосредственно в инвентарную книгу (это может быть год проверки, цветная галочка или другое принятое комис¬сией обозначение).
    Контрольное талоны (оставшиеся в горизонтальном положении), на которых не оказалось принятых отметок о проверке фонда, изымаем из данной картотеки и составляем из них картотеку недостающих изда¬ний; с ними ведется дальнейшая работа (розыск, подготовка акта на списание).
    2 вариант
    Контрольные талоны пишутся во время непосредственной проверки биб¬лиотечного фонда. Алгоритм проверки:
    • берем издание на стеллаже
    • пишем контрольный талон
    • делаем принятые пометки о проверке на издании и на талоне
    • издание возвращаем на стеллаж
    • талон ставится в ящик, где талоны расставляются по инвентарным номерам.
    Когда на все издания, подлежащие проверке, написаны контрольные талоны и расставлены по инвентарным номерам, начинаем работать с инвентарными книгами. Переносим сведения о проверке с контрольных талонов в инвентарную книгу. Инвентарные номера, перед которыми не оказалось пометки о проверке, выносим в картотеку недостающих изда¬ний (т.е. пишем талон на основании записи в инвентарной книге) и про¬водим работу по их розыску.

    Примерные нормы работ по контрольным талонам на одного человека за один час работы

    • «Написание талонов — 60 талонов (1 талон в минуту);
    • Подбор контрольных талонов по инвентарным номерам — 270 тало¬нов (1 талон — 13 сек.);
    • Сверка контрольных талонов с инвентарной книгой — 240 талонов (1,талон — 15 сек.).
    В целом, на проверку 1 тысячи экземпляров одним человеком тратит¬ся 24-26 часов.

    Некоторые технологические правила

    Во время проверки фонда необходимо учесть следующее:
    • Стеллажи, на которых стоят уже проверенные книги, помечаются обязательно, чтоб ясно видеть проверенную и не проверенную часть фонда,, т.е. иметь гарантию, что ни один стеллаж не был пропущен;
    • Чтобы исключить путаницу, при любых способах проверки библио¬течного фонда ведут учет проделанной работы. Каждый участник про¬верки в конце дня отмечает в тетради учета номера проверенных стелла¬жей и полок, указывает число написанных контрольных талонов или проверенных книг, а также количество отложенных книг для дальнейше¬го выяснения. Ежедневно составляется сводка;
    • Если в процессе проверки вы принимаете книги от читателей, то надо заранее оговорить вариант работы с этими книгами — сразу пишет¬ся талон на принятую книгу и делается пометка о проверке или отводите таким книгам отдельное место и работаете с ними в последнюю очередь;
    • Книги с разного рода недоразумениями (под данным инвентарным номером числится не та книга; отмечена как выбывшая, нет инвентарного номера и т.д.) откладывать на специально отведенное место с соответ¬ствующими записями на них (обязательно в алфавитном порядке) и раз¬бираться с ними в конце проверки.
    Прежде, чем считать книги пропавшими, надо хорошо поработать; просмотреть все отложенные ранее книги с разными пометками.
    Например, одно и тоже издание; один экземпляр числится списанным и стоит на специальном стеллаже (где отложены книги для выяснения), а второй, точно такой же, не найден. При полном совпадении (год изда¬ния, цена) можно аккуратно поменять инвентарный номер.
    Кроме того, можно приурочить к плановой проверке школьную ак¬цию «Подари книгу библиотеке»: ребята приносят книги прошлых лет издания, среди которых могут найтись и книги, которых недостает.
    При устранении ошибок и нахождении книг в инвентарной книге и на самой книге (на книжном формуляре) ставят отметку о проверке.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Завершающий этап проверки — подведение итогов и оформление соот¬ветствующей документации — акта (с объяснительной запиской) и спис¬ком недостающих изданий и других материалов.
    Из контрольных талонов на отсутствующие документы составляется картотека. В месячный срок принимают меры к разысканию всех изданий и других материалов, не обнаруженных во время проверки, к устранению возникших недоразумений.
    После того, как все возможные варианты розыска недостающих доку¬ментов исчерпаны и подтверждены соответствующими документами, со¬ставляется список пропавших по неустановленным причинам изданий и других документов.
    Акт с выводами комиссии и списком отсутствующих документов подпи¬сывается председателем и всеми членами комиссии и передается на рассмотрение директору образовательного учреждения. При несогласии с данными акта член комиссии ставит свою подпись и делает оговорку: «С актом проверки не согласен, см. объяснение.» ив письменном виде указы¬вает причины несогласия; все это прикладывается к акту (См. Приложе¬ние,3) . При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает должностное лицо, подписавшее приказ о проверке. Акт (со списками) утверждает директор.
    Алгоритм, исключения утраченных книг см. в Приложении 3.
    В том случае если выявлено значительное расхождение данных учет¬ных документов с фактическим наличием книг, в акте должны быть вы¬воды комиссии о причинах такого положения; в качестве приложения пред¬ставляются объяснительные записки (см, Приложения 4, 5); выдвигаются предложения по устранению недостатков.
    Возможные причины выявляемых потерь:
    — злоупотребления сотрудника (хищение, подделка документов, зло¬употребление служебным положением);
    — несоответствие нормам хранения библиотечного фонда (при этом открытый доступ признается как производственно-хозяйственный риск, а не как несоответствие);
    — несоответствие нормам использования библиотечного фонда (чита¬тельская задолженность более 3-х лет; нарушение правил выдачи и коли¬чества выданного; выбытие учителей и учащихся из образовательного учреждения с невозвращенными в библиотеку изданиями).
    Поскольку к фонду открытого доступа допускается не только библио¬текарь, но и читатель, то возникает производственно — хозяйственный риск, связанный с увеличением возможности хищения книг со стороны читателя.
    Данную утрату квалифицируют как производственно-хозяйствен¬ный риск и списывают документы по акту на основании п. 18 «Положения о бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного приказом Мин¬фина РФ от 26.12.1994г. №170.
    Насколько правильно поставлена работа библиотекаря по сохранности фонда, особенно при открытом доступе можно судить по одному показа¬телю: если в течение года из фонда исчезает количество документов, состав¬ляющее более 0,2 % книговыдачи, значит, следует искать причину в собствен¬ной недоработке. Необходимо искать причины (неудачное размещение фонда; слабая воспитательная работа и т.д.) и оперативно устранять их.
    Нередко причиной списания является невозврат документа пользова¬телем. Для подтверждения невозможности взыскать с пользователя за¬долженность ссылаются на зафиксированные в читательском формуляре напоминания о необходимости возврата библиотечных документов, справ¬ки из паспортного стола о его выбытий с места жительства и др. оправ¬дательную документацию
    Комиссия вносит предложения по возмещению недостающих изданий,
    если она возникла по вине сотрудника библиотеки; дает рекомендации по предотвращению потерь.
    Заключение и предложения комиссия оформляет в протоколе, который утверждается руководителем.
    По итогам проверки руководитель издает приказ, в котором дает оценку действиям комиссии и ответственному за фонд сотруднику; разрешает списание; принимает в случае необходимости административные меры поощрения, наказания; намечает меры к повышению уровня сохранения библиотечного фонда, сроки, ответственных за их исполнение и контроль за исполнением.

    СДАЧА И ПРИЕМ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

    Проверка фонда при смене материально ответственного лица также производится на основании приказа директора школы. Сроки про¬верки при приемке-сдаче не регламентированы нормативными докумен¬тами и оговариваются в приказе. В целях осуществления оперативной передачи принимается решение о проверке всего фонда или его части.
    Если сдающий фонд отказывается принять участие в проверке, то сле¬дует оформить письменное обращение к нему о необходимости участия. Если получен отказ, желательно тоже письменный, проверка проводится без сдающего фонд. Копию этого обращения необходимо приложить к материалам проверки.
    В случаях экстренной передачи проводят выборочную проверку наибо¬лее ценных и редких изданий, а также дорогостоящих и дефицитных. Заключение и предложения комиссии оформляются протоколом, который вместе с актом передается на утверждение директору. Выборочная про¬верка не может быть засчитана как плановая.
    Если вместо увольняющегося заведующего нет кандидатуры на осво¬бождающееся место, то в состав комиссии включается ответственное лицо и составляется акт сдачи-приемки с указанием причин сдачи-приемки 1без проверки фонда.
    В нем указывается:
    — общее количество передаваемого фонда, зафиксированное в учет¬ных документах;
    — перечень документов учета (инвентарные книги, книги суммарного учета и др.) и их количество;
    — сведения о стоимости фонда, соответствующие данным бухгалтерс¬кого учета.
    На практике встречаются случаи, когда смена материально — ответственного лица происходит без проверки фонда по следующим причинам:
    — в текущем году уже проводилась плановая проверка;
    — экстренное увольнение заведующего;
    — большой объем фонда и невозможность привлечения необходимого числа сотрудников для проверки фонда.
    В таких случаях фонд передается на основании учетных документов без акта проверки.
    Принимающий сотрудник может потребовать проведения проверки для установления фактического наличия фонда, за который он будет от¬вечать и не подписывать типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности до проведения проверки фонда.
    Таким образом, проверка библиотечного фонда очень сложный и от¬ветственный процесс, вызывающий много вопросов даже у опытных со¬трудников библиотек. Кроме того, всегда надо помнить, что бухгалтер, да и другие члены комиссии — люди другой профессии. Они не обязаны знать тонкости библиотечного дела. Знакомство с представленными в списке литературы работами, посвященными использованию ряда доку¬ментов, помогут найти общий язык со всеми проверяющими, и аргумен¬тировано отстаивать свою точку зрения перед членами комиссии по про¬верке фонда.(См. далее)

    kostromalibrary.mybb.ru

    Приказ о проверке школьной библиотеки

    Необходимым условием развития библиотечной деятельности в настоящем и будущем является способность библиотекаря к стратегическому управлению, предполагающему умение смоделировать ситуацию, почувствовать необходимость изменений, разработать их стратегию, использовать надежные методы и воплотить эту стратегию в жизнь.

    Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке (набор регламентирующих документов см. в Приложении 1).

    Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

    Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие функции:

    образовательную – поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;

    информационную – предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;

    культурную – организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

    Цели библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

    Основные задачи библиотеки

    • Обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
    • Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
    • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
    • Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.
    • Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
    • Выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки.
    • • Формирование комфортной библиотечной среды.
    • Основные направления работы

    • Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.
    • Организация книжного фонда. Учет. Сохранность.
    • Комплектование.
    • Справочно-библиографическая работа.
    • Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.
    • Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.

    Основные контрольные показатели работы

  • Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав).
  • Массовая работа (количество и охват).
  • Библиотечные уроки (количество и охват).
  • Библиотечное обслуживание (процент охвата);
  • Книговыдача.
  • Читаемость.
  • Посещаемость.
  • Обращаемость фонда.
  • Книгообеспеченность.
  • ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ

    Характеристика библиотеки

  • Сведения о работнике (работниках): Ф.И.О., образование, стаж библиотечной работы, уровень профессиональной деятельности (УПД) 1 , год аттестации, награды, звание.
  • Помещение: площадь, этаж, освещенность, температурный режим.
  • Оборудование: мебель, технические средства (указать состав и количество).
  • Оформление фонда: указатели, разделители (внутриполочные, тематические, алфавитные), наглядность, плакаты; эстетика оформления.
  • Режим работы: наличие расписания работы (указаны часы работы, методический день, санитарный день).
  • Библиотечные услуги: предоставление доступа к информационным ресурсам, предоставление информации, обслуживание на абонементе, в читальной зоне, другие (указать – какие).
  • Планирование. Отчетность. Выполнение средних показателей работы

    1. Наличие годового плана работы (за три учебных года):

  • утверждение директором школы;
  • указание функций, задач, направлений работы;
  • соответствие плана работы библиотеки учебно-воспитательному плану школы, УО (УУО), МО РС(Я);
  • распределение работы по направлениям;
  • распределение содержания работы с указанием: названия (темы) мероприятия, формы проведения, контингента (возраста), срока (даты), ответственного;
  • учет литературных, памятных и знаменательных дат, традиционных праздников.
  • 2. Наличие статистического отчета (за три учебных года):

  • утверждение директором школы или заведующей библиотекой;
  • наличие в отчете следующих таблиц (разделов): характеристика библиотеки, количество книжного фонда всего и по отраслям, книговыдача по отраслям, массовая работа, справочно-библиографическая работа, количество учащихся и читателей по классам, основные контрольные показатели;
  • своевременность сдачи отчета в УО.
  • 3. Выполнение средних показателей работы:

  • количество учащихся;
  • количество читателей;
  • процент охвата библиотечным обслуживанием;
  • количество посещений;
  • книговыдача;
  • посещаемость;
  • читаемость;
  • обращаемость книжного фонда.
  • Организация книжного фонда. Учет. Сохранность

    1. Ведение учетной документации в соответствии с ГОСТами.
    2. Своевременность суммарного и индивидуального учета поступлений и выбытия из фонда.
    3. Ведение картотеки учебников или инвентарной книги учебного фонда.
    4. Своевременность проверки книжного фонда, выявление устаревших, ветхих, непрофильных, утерянных книг.
    5. Движение фонда: включение, исключение, перемещение. Акты по определенной форме, утвержденные директором.
    6. Техническая обработка: печать и инвентарный номер на 1-й и 17-1 страницах; шифр и индекс ББК в левом верхнем углу обложки (переплета); по возможности – книжные формуляры в кармашке.
    7. Классификация и расстановка художественного и отраслевого фонда по ББК в алфавитно-систематическом порядке, по отделам, по возрастам.
    8. Обеспечение сохранности фонда: контроль за выносом книг, работа с задолжниками, замена утерянных книг.
    9. Индивидуальные и групповые беседы по сохранности книг и пользованию библиотекой.
    10. Организация, количественный и качественный состав фонда читального зала (зоны).
    11. Разработка и изготовление плакатов, рекомендаций, памяток, закладок, раздаточных и наглядных материалов, и т.д.
    12. Режим хранения и физической сохранности книжного фонда.
    13. Размещение и хранение учебников (в отдельном помещении).
    14. Проведение санитарного дня (санитарная обработка помещения и фонда), наличие санитарного инвентаря.
    15. Проведение смотров состояния учебников, ремонт учебников.
    16. Комплектование

    17. Количество книжного фонда (всего и по отраслям).
    18. Соответствие книжного фонда современной образовательной программе.
    19. Учет разновозрастного состава пользователей библиотеки, индивидуального спроса, информационных и образовательных потребностей школьников, учителей и родителей.
    20. Изучение спроса пользователей библиотеки.
    21. Сведения о периодических изданиях (количество наименований и адресат, учет, подшивка, хранение).
    22. Сведения о документах на нетрадиционных носителях (магнитных, цифровых, коммуникативных; количество, основная тематика, размещение, хранение, учет и выдача).
    23. Оснащение библиотечной техникой (читательские формуляры, вкладыши, дневник работы, инвентарные книги, книжные формуляры и т.д.).
    24. Источники комплектования (централизованно (УО, МО РС(Я)), читательский дар, книгообмен, спонсорская помощь, фандрайзинг).
    25. Справочно-библиографическая работа

    26. Соответствие справочно-библиографического аппарата современным требованиям, спросу пользователей, образовательно-воспитательной программе.
    27. Фонд справочной литературы (состав, количество, размещение, пополнение, сохранность).
    28. Услуги МБА, внутрисистемный книгообмен.
    29. Перевод фонда на ББК, процент перевода.
    30. Наличие алфавитного и систематического каталогов на традиционных носителях: количество каталожных карточек, ежегодное пополнение (количество), обновление, редактирование каталогов.
    31. Наличие каталогов на электронном носителе (если есть компьютер и установлена АИБС МАРК-SQL).
    32. Наличие других электронных баз данных (если есть компьютер и установлена АИБС МАРК-SQL).
    33. Наличие картотеки периодических статей (какие разделы).
    34. Наличие картотеки цитат, высказываний мыслителей (какие разделы).
    35. Наличие папок-накопителей: названия (темы), периодичность их пополнения и обновления.
    36. Наличие рекомендательных списков литературы: названия или темы, их обновление.
    37. Проведение дня (недели) информации: количество мероприятий, охват, тематика.
    38. Проведение обзоров, выставок; выпуск бюллетеней, оформление стендов; их тематика.
    39. Проведение библиотечных уроков: контингент, темы, количество, охват.
    40. Выполнение библиографических справок; ведение тетради «Учета библиографических справок» по форме: дата, тема запроса, цель, фамилия ученика, класс, источник выполнения справки (автор, заглавие, год, страница).
    41. Библиотечные плакаты, книжки-раскладушки, эпиленты 2 , памятки, планшеты, стенды, т.д.
    42. Индивидуальные беседы, планы чтения, рекомендации: темы, количество.
    43. Спецкурс, факультатив, кружок по ББЗ: название, наличие программы, количество часов, количество обучающихся.
    44. Библиотечно-информационное обслуживание

    45. Соблюдение «Правил пользования библиотекой» и «Должностной инструкции работника библиотеки».
    46. Индивидуальное и групповое обслуживание на абонементе и в читальной зоне.
    47. Дифференцированное обслуживание.
    48. Ежегодная запись и перерегистрация читателей.
    49. Помощь в подготовке творческих работ учащихся, к выступлению на конкурсах, конференциях, литературных праздниках: название конкурса (темы выступления), год, результат.
    50. Охват библиотечным обслуживанием в процентах.
    51. Соответствие учетных документов ГОСТу (дневника работы, черновика (листка) ежедневной статистики, читательских формуляров и вкладышей к ним, единой регистрационной карточки учета читателей).
    52. Организация обслуживания в читальной зоне: фонд, расстановка, хранение, учет, контроль за использованием фонда читателями.
    53. Методическая и консультационная помощь библиотекаря всем участникам образовательно-воспитательного процесса.
    54. Популяризация лучших книг, пропаганда чтения и реклама библиотеки с помощью различных форм массовой работы (для библиотекарей округа авторы разработали «Словарь форм массовой работы» 3 ).
    55. Наиболее интересные, традиционные массовые мероприятия: их систематичность, тематика (названия), контингент, количество и охват.
    56. Индивидуальный творческий почерк библиотекаря, поиски, находки.
    57. Использование традиционных, освоение и применение новых библиотечных и педагогических технологий: игровой, проектной, компьютерной, библиотерапии, критического мышления и т.д.
    58. Владение методикой организации и проведения традиционных и нетрадиционных форм массовой работы: оформление, оборудование, постановка цели, ход, этапы, результат.
    59. Грамотность составления и оформления авторского сценария, плана мероприятия.
    60. Использование оборудования: книжной выставки, стенда, декораций, реквизита (атрибутов); технических средств: магнитофона, моноблока, компьютера; наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, фотомонтажа, дидактических материалов.
    61. Участие в заседаниях МО, педсовета, производственного совещания, родительского собрания: тема (название), дата (год).
    62. Помощь в повышении самообразования педагогов школы (консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, планы чтения, открытые мероприятия и т.д.).
    63. Повышение квалификации. Распространение опыта работы

    64. Посещение городских (улусных) семинаров школьных библиотекарей.
    65. Участие в организации и проведении городских (улусных) семинаров.
    66. Сотрудничество с другими библиотеками, организациями, методическими центрами.
    67. Знакомство с опытом работы российских и зарубежных коллег и его изучение через профессиональную периодическую печать, методическую литературу.
    68. Прохождение курсов повышения квалификации (название, год, место).
    69. Участие в работе городского (улусного) МО школьных библиотекарей.
    70. Участие в экспертной аттестационной подкомиссии, плановых, тематических и комплексных проверках работы библиотек школ города (улуса).
    71. Методическая помощь и консультации коллегам (библиотекарям).
    72. Участие в научном эксперименте, научно-исследовательской работе, проектной деятельности или подготовка детей: год, тема, результат.
    73. Освоение и использование педагогических и библиотечных технологий.
    74. Работа над темой самообразования.
    75. Умение описывать свой опыт работы в докладах, выступлениях, публикациях и т.д.
    76. Наличие авторских разработок: сценариев, методических рекомендаций, программ, проектов, пособий, дидактических материалов, альбомов, презентаций, компакт-дисков, видеороликов, аудиозаписей и т.д.
    77. Распространение опыта работы на семинарах, курсах, конференциях, конкурсах, слетах, педагогических советах, педагогических и библиотечных чтениях в школе, городе (улусе), республике, России.
    78. Публикации статей, докладов, сценариев в СМИ, сборниках, отдельных брошюрах.
    79. Наличие портфолио (смотрите памятку «Портфолио»).
    80. БИБЛИОГРАФИЯ

      Библиотека общеобразовательного учреждения : сборник регламентирующих документов. – М., 2000.

      Дейнеко И. В. Планирование и отчетность в работе школьной библиотеки : методические рекомендации / И. В. Дейнеко // Библиотека в школе. – 2005. – № 1.

      Краткий справочник школьного библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2001.

      Документы, регламентирующие работу библиотеки общеобразовательного учреждения РФ

      Международные

      1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).

      2. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).

      3. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1989 г.).

      4. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000 г.).

      Федеральные

      5. Конституция РФ (1993 г.).

      6. Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. за № 3266-1 с позднейшими изменениями и дополнениями).

      7. Федеральный закон «О библиотечном деле» (21.07.1994 г.).

      8. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» 23.03.2004 г. за № 14-51-70/13).

      9. Инструкция об учете библиотечного фонда (приложение 1 к приказу МО РФ № 2488 от 24.08.2000 г.).

      10. Библиотека общеобразовательного учреждения : сборник регламентирующих документов (М., 2001):

    81. Письмо государственного комитета РФ по статистике «Об индексах изменения стоимости основных фондов» (с. 19).
    82. Письмо Министерства культуры РФ «Временные рекомендации о переоценке библиотечных фондов» (с. 19).
    83. Приказ Министерства просвещения СССР «О внедрении советской Библиотечно-библиографической классификации в практику работы библиотек системы Министерства просвещения СССР» (с. 20).
    84. Приказ Министра просвещения СССР «Инструкция о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» (с. 40).
    85. Письмо государственного комитета СССР по народному образованию «О порядке возмещения ущерба за утерянный учебник» (с. 41).
    86. Письмо Министра просвещения РСФСР «О порядке списания учебников» (с. 42).
    87. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения» (с. 42).
    88. Инструктивное письмо об использовании в работе «Межотраслевых норм на работы, выполняемые в библиотеках» (с. 45).
    89. Письмо Министерства образования РФ «О создании медиацентров образовательных учреждений» (с. 45).
    90. Положение о школьной медиатеке (с. 46).
    91. Региональные

      11. Конституция РС (Я) (1994 г.)

      12. Закон РС (Я) о правах ребенка (1994 г.)

      13. Закон РС (Я) «О библиотечном деле» от 21.07.1994 г.

      14. Закон РС (Я) «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольных, общего среднего и начального профессионального образования» за № 99-П от 08.06.1999 г.

      Локальные

      15. Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка.

      16. Должностная инструкция работника библиотеки.

      17. Договор о полной материальной ответственности.

      18. Приказ директора школы о сохранности учебного (книжного) фонда.

      19. Правила пользования школьной библиотекой.

      20. Паспорт библиотеки по состоянию на год проверки.

      21. План работы ШБ на учебный год.

      22. Ежемесячный план работы ШБ на учебный год.

      23. Перспективный план развития кабинета (библиотеки) на пять лет.

      24. Концепция развития кабинета на пять лет.

      25. Инструкция по технике безопасности в ШБ.

      26. Инструкция по пожарной безопасности в ШБ.

      Примечание: локальные документы должны быть утверждены директором школы (подпись, печать).

      Анкета заведующей библиотекой, библиотекаря

      Квалификационная категория и срок предыдущей аттестации

      Образование (что, когда, где окончил, специальность)

      Стаж библиотечной работы

      Стаж работы в данном ОУ

      Награды, звания, год получения

      Повышение квалификации (год, место прохождения, название курсов, количество часов)

      Форма квалификационных испытаний (собеседование, творческий отчет, открытое мероприятие, презентация опыта работы)

    92. Сотрудничество с методическими центрами, массовыми библиотеками, общественными и государственными учреждениями (перечислить);
    93. Применение новых педагогических, библиотечных технологий (проектные, информационные, компьютерные, библиотерапия и т.д.; перечислить).
    94. Карта профессиональной карьеры заведующей библиотекой, библиотекаря

      lib.1september.ru

      Смотрите так же: