Статистика учебное пособие 2014

Статистика учебное пособие 2014

Т.В. Чернова
Экономическая статистика
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999

Учебное пособие охватывает основные разделы курса «Экономическая статистика». Первый раздел рассматривает общую теорию статистики, второй – вопрос применения статистики в конкретных исследованиях социально-экономических процессов. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060800, 061100, 061500.

Данное учебное пособие является электронной версией работы:
Чернова Т.В. Экономическая статистика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 140 с.

Часть 1. Общая теория статистики

Глава 1. Предмет и метод статистики
1.1. Предмет, метод и основные категории статистики как науки
1.2. Органы государственной статистики Российской Федерации

Глава 2. Статистическое наблюдение
2.1. Понятия и требования статистического наблюдения
2.2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения
2.3. Формы, виды и способы наблюдения

Глава 3. Сводка и группировка данных статистического наблюдения
3.1. Понятия сводки и группировки статистических данных
3.2. Виды группировок
3.3. Статистические таблицы и графики

Глава 4. Абсолютные и относительные статистические величины
4.1. Понятие абсолютной и относительной величины в статистике
4.2. Виды и взаимосвязи относительных величин

Глава 5. Средние величины. Показатели вариации
5.1. Понятие средней величины
5.2. Виды средних и способы их вычисления
5.3. Структурные средние
5.4. Показатели вариации

Глава 6. Изучение динамики общественных явлений
6.1. Ряды динамики. Классификация динамических рядов
6.2. Показатели анализа рядов динамики
6.3. Изучение тенденции развития

Глава 7. Индексы
7.1. Индивидуальные индексы и их применение в экономическом анализе
7.2. Общие индексы и их применение в анализе
7.3. Индексы при анализе структурных изменений

Глава 8. Статистическое изучение взаимосвязей
8.1. Основные понятия корреляционного и регрессионного анализа
8.2. Парная корреляция и парная линейная регрессия
8.3. Оценка значимости параметров взаимосвязи
8.4. Непараметрические методы оценки связи

Часть 2. Применение статистики в конкретных исследованиях социально-экономических процессов

Глава 9. Статистическая оценка экономическского развития страны
9.1. Статистика национального богатства и национального имущества
9.2. Показатели статистики основных производственных фондов
9.3. Показатели объема, структуры и использования запасов материальных ценностей
9.4. Методы исчисления и анализа общественного продукта и национального дохода

Глава 10. Статистический анализ условий социально-экономического развития общества
10.1. Население как субъект и объект экономической деятельности. Показатели оценки демографической ситуации территории

Курс «Статистика» имеет целью дать студентам представление о содержании статистики как научной дисциплины, познакомить с ее основными понятиями, методологией и методиками расчета важнейших статистических аналитических показателей. В соответствии с этим данное учебное пособие охватывает самые общие начальные элементы статистической науки, и прежде всего важнейшие направления анализа социально-экономических процессов.

В первой части курса – «Теория статистики» – излагается история развития статистики как науки, рассматриваются основные этапы статистического исследования (статистическое наблюдение, сводка, группировка, расчет обобщающих показателей), индексный метод анализа, основы регрессионного и корреляционного анализа.

Вторая часть – «Статистика в прикладных исследованиях» – посвящена важнейшим понятиям и показателям анализа социально-экономических процессов, включая оценку основных факторов и уровня экономического развития страны, показатели затрат и результатов в сфере материального производства, методологию расчета показателей уровня жизни населения.

1. Громыко Г.Л. Статистика. – М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1981.
2. Гусарев В.М. Теория статистики. – М.: ЮНИТИ, 1998.
3. Елисеева И.И., Юзбашев. Общая теория статистики: учеб. для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1995.
4. Ефимов М.Р., Петров Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 1996.
5. Национальное счетоводство: учебник для вузов / Под ред. Г.Д.Кулагиной. – М.: Финансы и статистика, 1997.
6. Общая теория статистики: Статистическая методология в коммерческой деятельности: учебник для вузов / Под ред. А.С. Спирина и О.Е.Башиной. – М.: Финансы и статистика, 1994.
7. Социальная статистика: учебник для вузов / Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1997.
8. Статистика: Курс лекций для вузов / Под ред. В.Г.Ионина. – М.: ИНФРА-М, 1996.
9. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Ниже можно скачать бесплатно эту книгу одним файлом:
— в формате PDF [Скачать, PDF, 1,5 МБ],
— в формате DOCX(ZIP) [Скачать, DOCX(ZIP), 1 МБ].

www.aup.ru

Учебники и учебные пособия кафедры политической экономии за 2000-2016 гг.

  • Сорокин А.В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Учебник — М.-Берлин Директ-Медиа, 2016 г. — 640 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-6597-8
  • Кадомцева С.В. «Государственный финансы». Второе издание. Учебное пособие. 2016 г., Москва, Экономический факультет МГУ, 14 п.л. тираж 100 экз.
  • Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Категории модели: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: МАКС Пресс, 2016. — 208 с. 13 п.л. ISBN 978-5-317-05346-8
  • Тарануха Ю.В. «Конкурентные стратегии. Современные способы завоевания преимуществ». Учебное пособие. 2016г., Москва, RUScience, 22,5 п.л., 1000 экз.
  • Вощикова Н.К. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Московский технологический университет (МИРЭА). Учебное пособие. 2016г., 6,0 п.л., тираж 100 экз, печатается по постановлению РИСО.
  • Никитина Н.И., Патрон П.А. Макроэкономика-1: Учебное пособие. Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, ISBN 978-5-906783-16-5, 119 с. (10 п.л.)
  • Теняков И.М. Национальное развитие и экономический рост: теория и российская специфика: Учебное пособие для студентов магистратуры экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, 2016. -184 с. ISBN 978-5-317-05185-3. Тираж 100 экз. 11,5 п.л.
  • Чирков М.А. Экономика как система, учебное пособие по курсу «Система регулирования рыночной экономики» для студентов магистратуры направления “Экономика”, 10,75 п.л.; М.- 2016г., ISBN 978-5-317-05060-3
  • Микроэкономика: Промежуточный уровень; в 2-х частях. Часть II. Учебник. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Ряскова М.В., Киреев А.В. Издательство МАКС Пресс Москва, 2015 г, ISBN 978-5-317-05066-5, 268 с., 11,2 п.л.
  • Управленческая экономика. Учебник. — Вильнюс: Издательство «Техника», 2015 г. О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская, С.Б.Карловская, 9 п.л.
  • Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. Тарануха Ю.В. Издательство Русайнс Москва, 2015 г., ISBN 978-5-4365-0405-6, 334 с. , 21 п.л.
  • Предпринимательство: теория и российская действительность. Учебное пособие. Тарануха Ю.В. Издательство Русайнс Москва, 2015 г.,ISBN 978-5-4365-0513-8, 276 с., 17 п.л.
  • Микроэкономика. Учебное пособие. Котова Г.А., Никитина Н.И., Раквиашвили А.А. Экономический факультет МГУ Москва, 2015 г., ISBN 978-5-906783-06-6, 145 с., 9 п.л.
  • «Экономика России», Кульков В.М., Гудкова Т.В., Брялина Г.И. Издательство ООО «ПЛАНЕТА» Курск, 2015, ISBN 978-5-91517-066-6, 24 с., 1 п.л.
  • «Корпоративная культура современной фирмы: российские особенности». Учебное пособие. Гудкова Т.В. Москва, Издательство «МАКС Пресс», 2015. ISBN 978-5-317-05084-9, 12 п. л.
  • Оптимизация соотношения государственного и рыночного регулирования хозяйственных взаимосвязей в экономике: учебное пособие по курсу “Система регулирования рыночной экономики” для студентов магистратуры направления “Экономика”. Чирков М.А. Издательство МАКС Пресс Москва, 2015 г, ISBN 978-5-317-05060-3, 6 п.л.
  • Инвестиционный процесс (прикладной аспект). Учебное пособие. Текеева А.Х., Сотникова К.И. Издательство «МАКС Пресс» Москва, 2015 г., ISBN 978-5-317-05070-2, 10 п.л.
    • Под редакцией Бузгалина А.В. и Низовцева А.Ю. Сравнительный анализ экономических систем: Россия, США и Финляндия в зеркале социально-экономической статистики (учебное пособие) / М., 2014. — 126 с. 15,8 п.л.
    • Кульков В.М., Теняков И.М. Макроэкономика. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2014. 19,7 п.л.
    • Хубиев К.А., Титова Н.И., Киреев А.В. Макроэкономика. Методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: ТЕИС, 2014. 10,5 п.л.
    • Холодков В.Г. Модернизация национальной экономики: сравнительный анализ опыта зарубежных стран. Учебное пособие. М.: РГ-Пресс, 2014. — 7,0 п.л.
    • Котова Г.А., Никитина Н.И., Раквиашвили А.А. Микроэкономика. Учебное пособие. М.: Сампринт, 2014. 12,0 п.л.
    • Заздравных А.В., Магомедов М.Д. Экономика пищевой промышленности. Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2014. 8,0 п.л.
    • Под ред. Чеканского А.Н., Фроловой Н.Л., Рясковой М.В., Киреева А.В. Микроэкономика: Промежуточный уровень; в 2х частях. Часть 1. Учебник. М.: Макс Пресс, 2014 — 360 с., 22,4 п.л.
    • Бирюков В.А. Предмет и метод общей экономической теории. Учебное пособие. Изд-во: РГ-Пресс, 5,0 п.л.
    • Пороховский А.А., Чирков М.А., Гудкова Т.В. Современная система экономики (учебно-методические материалы, издание второе – переработанное и дополненное) , OOO «Планета», Курск, 2013; 0,3 п.л.
    • Павлов М.Ю. Экономика нанотехнологий: Учебное пособие для студентов магистратуры. – М.: Издательство Московского университета, 2013; 6,5 п.л.
    • Киреев А. В. Программа по курсу «Микроэконоика-3»; публикация на сайте on.econ.msu.ru ;10 п.л.
    • Котова Г.А., Раквиашвили А.А. Микроэкономика (учебное пособие).- М.:2013; 12 п.л.
    • Сорокин А.В. Теория общественного богатства: Курс лекций в двух частях. Часть I.– М.: Изд-во Московского университета. 2013; 14 п.л.
    • Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. 3-е издание. – (Учебник). Гриф УМО вузов России по образованию в области менеджмента. – М.: Кнорус, 2013; 20 п.л.
    • Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Тесты, Графические упражнения. Задачи. – (Учебное пособие). – М.: Дело и сервис, 2013; 13 п.л.
    • Киреев А.В., М.В. Ряскова. Некоторые аспекты провалов рынка в микроэкономике. Москва. МАКС ПРЕСС, 2012, 12,25 п.л.
    • Леонова Т.Г., Патрон П.А. Лекции по макроэкономике. Вводный курс. Москва. МАКС ПРЕСС, 2012, 13,5 п.л.
    • Бойцова Е.Ю., Вощикова Н.К. Занятость в условиях кризиса: современные подходы к регулированию на микро- и макроуровнях. Москва: МАКС Пресс, 2012. – 7,75 п.л.
    • А.В. Сорокин. Теория общественного богатства: Категории модели: Учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 8 п.л.
    • Никитина Н.И. Методика преподавания экономики. Учебное пособие.– М.: МАКС Пресс, 2011. 9 п.л.
    • Кульков В.М. «Микроэкономика» в серии «Экономика и управление». / Под ред. В.В.Герасименко. Учебное пособие. Москва: Макс Пресс, 2011 г., 2,3 п.л
    • Антипина О.А., Миклашевская Н.А., Никифоров А.А. «Макроэкономика»: Учебник.– Москва: «Дело и Сервис», 10,9 п.л.
    • «Микроэкономика. Программы, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации». (Методическое пособие). / Под ред. Рудаковой И.Е. Никитиной Н.И. М.. Москва: «Дело и Сервис», 2011, 6 п.л.
    • Павлов М.Ю. Учебно-методическое пособие. Современная система экономики. Москва: :Теис», 2011, 2 п.л.
    • Котова Г.А., Раквиашвили А.А., Рудакова И.Е. Микроэкономика. Сборник учебно-методических материалов. М.: «Люкс Принт», 2011, 1,5 п.л.
    • Котова Г.А. Микроэкономика. Производство. Издержки. Рыночные структуры. Сборник учебно-методических материалов. М.: «Люкс Принт», 2011, 3 п.л.
    • Котова Г.А. Микроэкономика. Спрос и предложение. Потребительский выбор. Сборник учебно-методических материалов. Москва: Люкс Принт, 2011, 3 п.л.
    • Рудакова И.Е. Микроэкономика. Программы, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации. (Методическое пособие). М.: «Дело и Сервис», 2011, 6 п.л.
    • Под ред. А.А. Пороховского. Учебное пособие. Общая экономическая теория. Вводный курс. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Издательский дом «Кодекс», 2010, 20 п.л.
    • Под ред. А.А. Пороховского. Учебное пособие. Общая экономическая теория. Вводный курс. В 3-х кн. Кн. 2. Самостоятельная работа. М.: Издательский дом «Кодекс», 2010, 9 п.л.
    • Рудакова И.Е., Никитина Н.И. «Микроэкономика». Программа, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации. Методическое пособие Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова». М.: «Дело и Сервис», 2011, 12 п.л.
    • Никифоров А.А., Антипина О.А., Миклашевская Н.А. Учебник. «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика». М.: «Дело и Сервис», 2010, 54,6 п.л.
    • Никифоров А.А., Антипина О.А., Миклашевская Н.А. Учебно-методическое пособие. «Макроэкономика: тесты, задачи, упражнения». Рыбинск: ООО «Офис 2000», 4 п.л.
    • Листратенко М.Н., Теняков И.М. Учебное пособие. «Макроэкономика». М.: ТЕИС, 2010, 6 п.л.
    • Кульков В.М. Учебное пособие. «Российская экономическая модель». М.: ТЕИС, 2009, 12,25 п.л.
    • Кадомцева С.В. Учебное пособие. «Государственные финансы». М.: ИНФРА-М, 2009, 22,0 п.л.
    • Вереникин А.О., Волошин Д.И.. Учебное пособие. «Теория структурных изменений в экономике». М.: ТЕИС, 2009, 15,8 п.л.
    • Лопатина А.Н. Учебное пособие. «Микроэкономика». М.: ТЕИС, 2009, 9,0 п.л.
    • Котова Г.А., Рой Л.В. Учебное пособие. «Практикум по экономике отраслевых рынков». М.: Люкс-Принт, 2009, 5 п.л.
    • Сорокин А.В. Учебник. «Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики». Москва. Издательство «Экономика», 2009, 37,0 п.л.
    • Листратенко М.Н., Теняков И.М. Учебное пособие. «Макроэкономика». Москва, ТЕИС, 2009, 12 п.л.
    • Учебное пособие для поступающих в магистратуру. (Авторский коллектив: Миклашевская, Антипина О.Н., Вурос А.Д., Никифоров А.А., Туманова Е.Н., Фролова Н.Л., Шагас Н.Л.). Москва, ТЕИС, 2009, 8,0 п.л.
    • Под ред. Абишева А.А. и Хубиева К.А. Учебное пособие. «Макроэкономика». Экономика баспасы. Алматы. 2009, 2,0 п.л.
    • Под ред. Абишева А.А. и Хубиева К.А. Учебник на казахском языке. «Макроэкономика» (на казахском языке). Экономика баспасы. Алматы. 2009, 2,0 п.л.
    • Никифоров А.А., Миклашевская Н.А., Антипина О.Н. Учебник «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика». М.: Дело и Сервис, 2008 г., 34 п.л.
    • Кульков В.М. Учебное пособие «Национальная экономика: российская модель».М.: Макс Пресс, 2008 г., 7 п.л.
    • Кадомцева С.В. Учебное пособие «Государственные финансы». М.: МАКС Пресс, Москва, 2008 г., 18 п.л.
    • Красникова Е.В. Учебное пособие «Экономика переходного периода». М.: Омега-Л, 2008 г., 21,5 п.л.
    • Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Учебное пособие «Экономика отраслевых рынков». М.: МАКС Пресс, 2008 г., 4 п.л.
    • Под общ. ред. Хубиева К.А, Абишева А.А. Учебник «Макроэкономика». Алмыты, «Экономика», 2007 г., 41,6 п.л.
    • Миклашевская Н.А., Титова Н.И. Учебник «Макроэкономика». Электронный учебник для дистанционного образования. М.: 2007 г.
    • Красникова Е.В. Учебное пособие «Экономика переходного периода». М.: Омега-Л, 2007 г., 22 п.л.
    • Никифоров А.А., Миклашевская Н.А., Антипина О.Н. Учебник «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика». М.: Дело и Сервис, 2006 г., 60 п.л.
    • Под ред. Бузгалина А.В. (в соавторстве). Учебное пособие «Трансформационная экономика России». М.: Финансы и статистика, 2006 г., 38,5 п.л.
    • Герасименко В.В. Учебное пособие «Экономика и управление». М.: Грант Виктория, 2006 г., 11,52 п.л.
    • Красникова Е.В. Учебное пособие «Экономика переходного периода». М.: Омега-Л, 2006 г., 21,5 п.л.
    • Под ред. Рудаковой И.Е., Никитиной Н.И. Учебное пособие «Микроэкономика» 2-е издание. М.: ТЕИС, 2006 г., 10 п.л.
    • Красникова Е.В. Учебник «Экономика переходного периода». М.:ОМЕГА, 2005 г., 18,5 п.л.
    • Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Учебник «Макроэкономика-2». М.: ТЕИС, 2005 г., 14 п.л.
    • Фролова Н.Л. (в сооавт. с Чеканским А.Н.) Учебник «Микроэкономика. Промежуточный уровень». М.: ИНФРА-М, 2005 г., 29 п.л.
    • Бузгалин А.В. (в сооавт. с Колгановым) Учебник «Экономическая компаративистика». М.: ИНФРА – М.: 2005 г., 26 п.л.
    • Под ред. Хубиева К.А. Учебник «Макроэкономика». М.: ТЕИС, 2004 г., 42 п.л.
    • Бузгалин А.В., Колганов А.И. Учебное пособие «Потенциал марксистского метода». М.: 2004 г., 1,8 п.л.
    • Бузгалин А.В. Учебное пособие «Глобализация сопротивления». М.: УРСС, 2004 г., 1,9 п.л.
    • Рубе В.А. Учебное пособие «Инвестиционные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России». М.: ИНФРА, 2004 г., 4,9 п.л.
      • Под ред. Бузгалина А.В. (в сооавт. с Колгановым). Учебник «Теория социально-экономических трансформаций». М.:ТЕИС, 2003 г., 42,5 п.л.
      • Радаев В.В. Учебное пособие «Теоретические проблемы переходной экономики». М.: ТЕИС, 2003 г., 23 п.л.
      • Хубиев К.А, Титова Н.И. Учебное пособие «Макроэкономика». Для студентов и преподавателей. М.: ТЕИС, 2003 г., 3 п.л.
      • Под ред. Никифорова А.А. Учебное пособие «Макрокэономика-2». М.: ТЕИС, 2003 г. 11 п.л.
    • Чеканский А.Н. (в сооавт.) Учебник «Микроэкономика-2». М.: ТЕИС, 2002 г., 40 п.л.
    • Кадомцева С.В., Леонова Т.Г., Миклашевская Н.А. Учебное пособие «Макроэкономика». М.: ТЕИС, 2001 г., 3,8 п.л.
    • Под ред. доц. Миклашевской Н.А. (в сооавт. с Холодковым В.Г.). Учебник «Международная экономика», 2-е издание М. Дело и сервис, 2000 г., 17 п.л.
    • www.econ.msu.ru

      Статистика — Васильева Э.К. — Учебник

      Автор: Э.К. Васильева, В.С. Лялин

      Жанр: Информатика

      Издательство: Юнити

      Формат: PDF

      Качество: OCR

      Количество страниц: 399

      Описание: Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает три раздела: общую теорию статистики, социально-экономическую статистику и статистику предприятий. Профессия экономиста увлекательна и сложна. В какой бы конкретной сфере он ни работал, ему необходимо обладать комплексом таких качеств, как:

      • глубокое знание фундаментальных положений экономической теории;
      • вкус к поиску нестандартных решений, развитая интуиция аналитика, творческий азарт исследователя, тонкое чувство внутреннего видения единства многообразного и противоречивого окружающего мира и скрытых механизмов поддержания этого единства;
      • безупречное владение современными инструментами и технологиями работы с информацией, составляющей первооснову познания закономерностей социально-экономических отношений, что необходимо для эффективного управления общественными процессами на микро-, мезо- и макроуровнях.
      • Восхождение экономиста к профессиональному мастерству — длительный, постоянно усложняющийся, планомерный процесс обучения и практического тренинга. Основу этого процесса составляет усвоение знаний, содержащихся в широком круге научных дисциплин, изучение которых предусмотрено программами подготовки специалистов высшей квалификации в вузах России.
        Учебные дисциплины взаимно дополняют друг друга и, в конечном счете, полученные студентами знания формируют профессиональный потенциал экономиста.
        Статистика, научно-методологические основы которой изложены в этом учебнике, является одной из обязательных дисциплин при подготовке экономистов. Именно статистика наряду с бухгалтерским учетом и информатикой закладывает основы теоретических знаний и практических навыков работы с информацией, без которых невозможно ни полноценно участвовать в формировании баз данных и потоков числовой информации, ни быть грамотным пользователем социально-экономической информации.
        Статистика — многоотраслевая наука, многообразен и перечень конкретных знаний в сфере статистики, необходимых будущим и уже состоявшимся специалистам разного профиля.
        Отечественный рынок учебной литературы по статистическим дисциплинам предлагает многочисленные и многообразные издания. Это позволяет читателю найти ту книгу, которая отвечает именно его запросам. Наш учебник адресован тем, кому важно в одной работе получить информацию по всем наиболее значимым
        разделам статистической науки. Материал изложен в доступной форме, математико-статистический аппарат сопровождается примерами расчетов. Значительная часть числовых примеров представлена фактическими данными, что, как надеются авторы, повысит познавательную ценность и облегчит усвоение учебного материала.
        Учебник «Статистика» включает три раздела: общая теория статистики; макроэкономическая статистика; статистика предприятия. Каждая глава завершается тестовыми заданиями для самоконтроля уровня усвоения темы. В конце учебника приводятся глоссарий и список рекомендуемой литературы.
        Материал изложен в доступной форме, математико-статистический аппарат сопровождается примерами расчетов, основанных, как правило, на фактических данных.
        Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), аспирантов и преподавателей экономических вузов. Может быть полезен руководителям предприятий и организаций. Содержание учебника
        «Статистика»

        ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

        Предмет, метод и задачи статистики

        1. Зарождение и развитие статистики в мире и в России
        2. Понятие «статистика». Предмет и объект статистической науки
        3. Методологические основы статистики
        4. Статистическое наблюдение

          1. Статистическое наблюдение и его задачи
          2. Формы и виды статистического наблюдения, способы получения данных
          3. Программно-методические и организационные вопросы статистического наблюдения
          4. Обобщение и анализ материалов статистического наблюдения

            1. Основные направления и инструменты статистического анализа
            2. Сущность и виды группировок
            3. Статистические таблицы
            4. Обобщающие статистические показатели
            5. Графические методы представления статистических показателей
            6. Средние величины и показатели вариации

              1. Средние величины, их сущность и значение
              2. Виды средних величин
              3. Вариация признаков
              4. Показатели структуры вариационного ряда
              5. Показатели размера вариации
              6. Показатели формы вариации
              7. Выборочное наблюдение

                1. Понятие о выборочном наблюдении
                2. Ошибки выборочного наблюдения
                3. Основные способы формирования выборочной совокупности
                4. Определение необходимой численности выборки
                5. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

                  1. Понятие статистической связи
                  2. Метод параллельных рядов
                  3. Коэффициент корреляции рангов
                  4. Коэффициент конкордации
                  5. Линейный коэффициент корреляции
                  6. Регрессионный анализ
                  7. Ряды динамики

                    1. Понятие о рядах динамики
                    2. Показатели рядов динамики
                    3. Средние показатели динамики за период
                    4. Методы измерения периодических колебаний
                    5. Индексы

                      1. Понятие и значение индексов
                      2. Агрегатный индекс — основная форма общего индекса
                      3. Средние индексы
                      4. Базисные и цепные индексы
                      5. Индексы переменного и постоянного состава, индекс структурных сдвигов
                      6. Территориальные индексы
                      7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

                        Научно-методологические и организационные основы социально-экономической статистики

                        1. Цель и задачи государственной статистики
                        2. Правовые основы государственной статистики
                        3. Организационно-функциональная структура системы государственной статистики в России
                        4. Информационные ресурсы и информационные технологии в государственной статистике России
                        5. Международные стандарты и классификаторы в национальной статистике России
                        6. Качество статистической информации
                        7. Система национальных счетов и статистика национального богатства

                          1. Понятие и структура системы национальных счетов
                          2. Основные показатели СНС и методы их расчета
                          3. Валовой внутренний продукт и методы его расчета
                          4. Понятие и методы оценки национального богатства
                          5. Статистика населения и рынка труда

                            1. Источники информации
                            2. Характеристики численности, состава и территориального размещения населения
                            3. Статистика естественного и механического движения населения
                            4. Методы математического моделирования в статистике населения
                            5. Статистика трудового потенциала и рынка труда
                            6. Статистика уровня и качества жизни населения
                            7. Финансовые инструменты социально-экономической статистики

                              1. Задачи статистики финансово-кредитной системы
                              2. Статистика государственного бюджета
                              3. Статистика денежного обращения
                              4. СТАТИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

                                Статистика как элемент единой системы учета и информационно-аналитической базы управления организацией (предприятием)

                                1. Задачи статистики организации (предприятия)
                                2. Взаимосвязь статистического учета с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом в организации (на предприятии)
                                3. Функции статистики в организации (на предприятии)
                                4. Статистика персонала, оплаты труда, производительности труда в организации (на предприятии)

                                  1. Статистика численности и состава работников
                                  2. Показатели движения работников организации (предприятия)
                                  3. Показатели структуры и использования рабочего времени
                                  4. Статистика производительности труда в промышленности
                                  5. Анализ динамики производительности труда
                                  6. Статистика оплаты труда
                                  7. Статистика основных фондов организации (предприятия)

                                    1. Понятие и состав основных фондов предприятия
                                    2. Виды оценок основных фондов организации (предприятия)
                                    3. Воспроизводство и амортизация основных фондов
                                    4. Система показателей наличия, состава и движения основных фондов
                                    5. Методы анализа состояния и эффективности использования основных фондов
                                    6. Оборотные средства организации (предприятия)

                                      1. Понятие и виды оборотных средств
                                      2. Характеристики наличия, состава, движения и оборачиваемости оборотных средств
                                      3. Материалоемкость производства и комплексная оценка эффективности использования оборотного капитала организации (предприятия)
                                      4. Определение потребности организации (предприятия) в оборотном капитале и методика его планирования
                                      5. Методические основы статистики производственной деятельности организации (предприятия)

                                        1. Издержки производства и себестоимость продукции
                                        2. Методическая база учета и измерения объема продукции организации (предприятия)
                                        3. Особенности учета продукции в некоторых отраслях хозяйства
                                        4. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия)

                                        Статистика финансов организации (предприятия)

                                        1. Финансовая система организации (предприятия), структура финансовых ресурсов, финансовые потоки
                                        2. Методы комплексной оценки финансовых результатов деятельности предприятия
                                        3. Система показателей финансового состояния организации (предприятия)
                                        4. Статистические методы оценки финансовых рисков и бизнес-рисков
                                        5. Тестыскачать учебник: Статистика — Васильева Э.К.

                                          institutiones.com

                                          Н.А. УЛЯКИНА СТАТИСТИКА. Учебное пособие

                                          Транскрипт

                                          1 Н.А. УЛЯКИНА СТАТИСТИКА Учебное пособие Челябинск 2014

                                          2 УДК 311 ББК У 51 Улякина Н.А. Статистика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во РБИУ, с. ISBN Учебное пособие «Статистика» содержит теоретический материал по темам курса, вопросы для самоконтроля, практикум, задания к контрольной работе, вопросы к зачету и экзамену. Пособие предназначено как для проведения аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений по изучению курса «Статистика». Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика». Рецензенты: Бердникова Г.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры образовательных технологий и дистанционного обучения Регионального института профессионального обучения и дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Васильева А.Г. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» УДК 311 ББК У 51 Улякина Н.А., 2014 ISBN НОУВПО РБИУ, 2014

                                          3 Содержание ВВЕДЕНИЕ. 4 РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ. 6 Тема 1. Предмет и метод статистической науки. 6 Тема 2. Статистическое наблюдение Тема 3. Сводка и группировка Тема 4. Абсолютные и относительные показатели в статистике.. 24 Тема 5. Средние величины Тема 6. Ряды динамики Тема 7. Индексы РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 33 Тема 8. Статистика населения Тема 9. Статистический учет промышленной продукции Тема 10. Статистика численности работников и использования рабочего времени Тема 11. Статистика производительности труда и заработной платы Тема 12. Статистика основных фондов Тема 13. Статистика материальных ресурсов Тема 14. Статистика себестоимости Тема 15. Статистика финансовых результатов Тема 16. Статистика научно-технического прогресса ПРАКТИКУМ ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ГЛОССАРИЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

                                          4 Введение Полная и достоверная статистическая информация является необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Принятие управленческих решений на всех уровнях (от общегосударственного или регионального и до уровня отдельной корпорации или частной фирмы) невозможно без должного статистического обеспечения. Поэтому неотъемлемой частью экономического образования являются статистическая грамотность, умение пользоваться статистическими методами исследования, позволяющими обнаружить различные статистические закономерности. В этой связи особое значение приобретает в вузах изучение курса «Статистика». Статистика является базовой общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся по всем экономическим специальностям высших учебных заведений. Изучение статистики начинается с раздела «Общая теория статистики», в курсе которого студент получает возможность адекватно воспринимать язык экономики, пользоваться официальными и альтернативными источниками информации при изучении других обязательных дисциплин. Раздел «Социально-экономическая статистика» содержит информацию об основных системах показателей и направлен на формирование у студента навыка применения статистического вывода к анализу реальных условий хозяйствования на микро и макроуровне. В настоящем учебном пособии изложены основные положения, которыми студентам надлежит руководствоваться при изучении разделов курса «Статистика». Программа курса «Статистика» включает в себя самостоятельную работу студентов вузов по усвоению теоретического материала, а также выполнение практических и контрольных работ. Изучая материалы учебного пособия и следуя предложенным рекомендациям, нужно использовать источники, предложенные в списке рекомендуемой литературы, которые значительно облегчат самостоятельную работу по темам курса, а также выполнение практических и контрольных работ. Для контроля качества усвоения изучаемого материала студенты должны самостоятельно ответить на вопросы для самопроверки, составленные для каждой изучаемой темы. Вопросы для 4

                                          5 самопроверки помогают студенту сосредоточить свое внимание на наиболее важных материалах изучаемых разделов курса. Ответы на вопросы следует излагать четко и лаконично. Необходимо обращать внимание на правильность формулировки определений, возможность применения формул для расчетов различных видов статистических показателей в конкретных случаях. Студент допускается к сдаче экзамена после успешной защиты практических и контрольной работ. 5

                                          6 Раздел I. Общая теория статистики Тема 1. Предмет и метод статистической науки 1.1. История развития статистики Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от «status» состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. Немецким ученым Готфридом Ахенвалем, который с 1746 г. впервые в Марбургском, а затем в Геттингенском университете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Развитие статистики сходно с развитием языка и счета. Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества. Эта наука имеет древние корни. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем населения, домашнего имущества, земель в средние века. Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики. В конце IX в. Проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе. Первыми и основными учетно-статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IX XI вв. упоминается о сборе различной информации, например, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был несовершенным, в тот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых делах. 6

                                          7 Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления. Однако если собирание статистических данных началось в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т.е. зарождение статистики-науки, относятся к более позднему периоду второй половине XVII в. В это время было введено в научный обиход само слово «статистика». Во второй половине XVII столетия в Германии возникла школа государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг ( ). Дальнейшее развитие это направление получило в работах Г. Ахенваля и А. Шлецера. Школа просуществовала более 150 лет. Собирался в основном описательноинформационный материал, который впоследствии почти не утилизировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла. В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. В большей мере эти описания носили этнографический характер. Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков. Основоположниками школы «Политическая арифметика» были Д. Граунт ( ), Э. Галлей ( ). В их трудах развивались два направления: демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни и статистико-экономическое. Д. Граунт на основе обработки бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать массовый первичный материал. Э. Галлей высказал идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений. Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки статистико-математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский статистик 7

                                          8 А. Кегле ( ). Он назвал статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Ученый обосновал идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. В российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные направления в русской академической статистике. Яркими представителями русской описательной школы являются И.К. Кириллов ( ), В.Н. Татищев ( ), М.В. Ломоносов ( ), И.И. Голиков ( ), С.Н. Плещеев ( ), М.И. Чулков ( ) и др. Собранные ими материалы стали источником сведений по экономической теории России с древних времен до XVIII в. Академическая статистика и ее представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли. В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, ее соотношении с математической статистикой. В это время значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С.М. Югенбергом, Г.И. Баклановым, Л.С. Казинцом, В.Е. Адамовым и др. Большим шагом вперед к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений Понятие статистики Статистика 1) одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочение, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям; 2) учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общест- 8

                                          9 венных явлениях, о национальном хозяйстве в целом, об отдельных отраслях; 3) наука, изучающая количественную сторону массовых общесенных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Для получения статистической информации органы государственной статистики, а также коммерческие структуры проводят статистические исследования. От того, как собран первичный статистический материал, зависит качество всей последующей работы. Не менее сложной, трудоемкой и ответственной является и заключительная, аналитическая стадия исследования. Используемые на всех стадиях исследования приемы и методы сбора, обработки и анализа данных являются предметом изучения общей теории статистики, которая является базовой отраслью статистики. Разработанная ею методология применяется в макроэкономической статистике, отраслевых статистиках, статистике населения, социальной статистике и других статистических отраслях. Задача статистического исследования — получение обобщающих показателей и выявление закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени. Объект статистического исследования называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Каждый отдельный элемент множества называется единицей статистической совокупности. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками. Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, определяющих качественную определенность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. По форме внешнего выражения признаки делятся на: атрибутивные (описательные, качественные) не поддаются прямому количественному (числовому) выражению; количественные можно выразить итоговыми значениями. Количественные признаки делятся на дискретные (прерывные) и непрерывные. Все разнообразие признаков можно представить в таблице 1. 9

                                          10 Таблица 1. Классификация признаков Код классификации Признаки По содержательности Существенные, несущественные, первичные, вторичные По принадлежности Индивидуальные, общие По направлению Прямые, косвенные По причинности Причины, следствия, факторные, результативные По управляемости Управляемые, неуправляемые По наблюдаемости Наблюдаемые, ненаблюдаемые По измеряемости Непосредственно измеряемые, косвенно измеряемые, условно измеряемые По времени Статические, динамические, периодические Предмет статистики это размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития. Количественную характеристику статистика выражает через числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения единиц совокупности и совокупности в целом. Задачи статистики: 1) изучение уровня и структуры массовых социальноэкономических явлений; 2) изучение взаимосвязей социально-экономических явлений и процессов; 3) изучение динамики социально-экономических явлений. Статистическое исследование состоит из 3 этапов: 1) статистическое наблюдение; 2) первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдения; 3) анализ полученных сводных материалов Метод статистики Методологической основой статистики является теория познания. Это означает, что статистика анализирует социальноэкономические явления и процессы не изолированно, а в их взаи- 10

                                          11 модействии, взаимосвязи, не в состоянии покоя и неизменности, а в движении, в изменении и развитии. Статистика как наука имеет свои специфические приемы изучения, зависящие от особенностей ее предмета. Совокупность этих приемов, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образует статистическую методологию. Статистическая методология — система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Методы статистики: 1) метод массовых наблюдений. Начальной стадией статистических исследований является статистическое наблюдение научно-организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах или явлениях; 2) метод статистических группировок и таблиц. Вторая стадия статистического исследования представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим специфическим методом на этой стадии является метод группировок. Одним из этапов процесса группировки является построение рядов распределения, т.е. группировка единиц наблюдения по величине или значению признака. Результаты статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной, компактной и наглядной формой представления массовых данных. 3) методы анализа с помощью обобщающих показателей. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. В соответствии с познавательными задачами статистики как науки в процессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязи общественных явлений или процессов. Характерным для статистических методов на этой стадии является применение обобщающих показателей: абсолютных, относительных, средних величин и индексных систем. 11

                                          12 Большое значение для развития статистической методологии имеет компьютеризация статистических исследований, позволяющая создавать базы статистических данных и программы их обработки, сокращать сроки обработки информации, широко использовать многомерные методы, улучшать качество и наглядность проводимого анализа. Ключевые понятия темы: понятие статистики, предмет статистики, задача статистического исследования, статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак, вариация, статистический показатель, система показателей, закономерность, статистическая закономерность, статистическая методология, общая теория статистики. Вопросы для самоконтроля: 1. Как развивалась статистика и каковы ее задачи? 2. Каковы основные этапы становления российской государственной статистики? 3. В чем состоят функции органов государственной статистики? 4. Каковы отрасли статистической науки? 5. Что такое статистическая закономерность? В чем заключаются ее особенности? 6. Почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов? 7. Почему статистика изучает явление общественной жизни в движении, изменении и развитии? 8. Какие методы и принципы излагаются в общей теории статистики? 9. Что определяет многообразие и сложность задач и функций статистики? Литература: 1, 5, 9, 13, 15,

                                          13 Тема 2. Статистическое наблюдение 2.1. Понятие и этапы статистического наблюдения Количественная характеристика социально-экономических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. Использование различных способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов. Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным. Статистическое наблюдение это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Составляющие статистического наблюдения представлены на рис. 1. План статистического наблюдения представлен на рис. 2. Целью статистического наблюдения является сбор данных для получения информации основы принятия управленческих решений. Цель вытекает из задач наблюдения. Объект статистического наблюдения статистическая совокупность, в которой проистекают явления и процессы, подлежащие статистическому наблюдению. Статистик Инструментарий статистического наблюдения Объект наблюдения Данные наблюдения Рис. 1. Составляющие статистического наблюдения 13

                                          14 План статистического наблюдения Программнометодологические вопросы Цель и задачи наблюдения Объект и единица наблюдения Признаки единицы наблюдения Программы наблюдения Инструментарий наблюдения Организационные вопросы Место и время наблюдения Органы, организующие и выполняющие наблюдение Подготовка и расстановка кадров Выбор способа сведений Виды подготовительных мероприятий Рис. 2. План статистического наблюдения Единица наблюдения первичный элемент, обладающий признаками, регистрируемыми при наблюдении. Признаки объектов и единицы наблюдения это те признаки, которые отличают их от других объектов и единиц наблюдения. Программа наблюдения составляется на основе его плана и содержит перечень вопросов, сведения по которым должны соответствовать цели наблюдения, определять его вид и метод. Инструментарий наблюдения включает инструкцию по проведению статистического наблюдения и сбору данных, статистический формуляр. Статистический формуляр это бланк (анкета, опросный лист и др.), в котором отражены вопросы. Карточные формуляры предусматривают сбор сведений по отдельной конкретной единице наблюдения, списочные по нескольким единицам наблюдения. Выбор времени наблюдения заключается в: 1) установлении критического момента (даты) или интервала времени. Понятие «время наблюдения» включает критический момент состояние объекта исследования, регистрируемое на определенный момент времени; 2) определении срока (периода) наблюдения. Период это время, в течение которого проводится наблюдение. Этапы статистического наблюдения: 1) подготовка наблюдения, 2) проведение массового сбора данных, 3) подготовка данных к автоматизированной обработке, 14

                                          15 4) разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения Формы, виды и способы наблюдения На этапе подготовки обследования необходимо определить как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть, как будет получена информация об объекте, то есть необходимо определить формы, виды и способы наблюдения (рис. 3). Статистическое наблюдение Отчетность Формы Виды Способы Специальноорганизованные наблюдения По времени регистрации данных По полноте охвата Наблюдение Сбор сведений Статистическое обследование Единовременные учеты Переписи Непрерывное Периодическое Единовременное Сплошное Несплошное Непосредственное Документальное Опрос Экспедиционный Корреспондентский Саморегистрация С помощью современных средств в системе вычислительных центров Рис. 3. Формы, виды и способы наблюдения Формы статистического наблюдения: 1. Отчетность — это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы получают информацию от предприятий организаций, необходимые данные в виде отчетных документов. 15

                                          16 2. Специально — организованное статистическое наблюдение проводится с целью получения данных, которых нет в отчетности или для проверки данных отчетности (например, перепись). 3. Регистровая форма — непрерывное статистическое наблюдение за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающий силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. Виды статистического наблюдения: 1) по времени регистрации данных: непрерывное (текущее); периодическое; единовременное; 2) по охвату единиц совокупности: сплошное (исследуется вся совокупность); несплошное (обследованию подлежит только часть изучаемой совокупности). Способы статистического наблюдения: 1) непосредственное это регистрация тех фактов, которые наблюдает проводящий наблюдение; 2) документальный способ используется в случае получения сведений из документов первичного учета; 3) опрос это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента (устный, анкетирование, корреспондентский способ, саморегистрация); 4) явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке Ошибки наблюдения Важнейшая задача статистического наблюдения получение точной и достоверной статистической информации. Точность статистической информации это степень соответствия величины изучаемого показателя, получаемого посредством статистического наблюдения; соответствие величины какого-либо показателя, определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине. Достоверность отражает соответствие данных объективной действительности. 16

                                          17 Отклонение или разность между исчисленными показателями и действительными величинами исследуемых явлений называется ошибкой статистического наблюдения (рис. 4). Ошибки наблюдения Ошибки регистрации Ошибки репрезентативности преднамеренные непреднамеренные случайные систематические систематические случайные Рис. 4. Ошибки наблюдения Преднамеренные ошибки умышленно искажают реальные данные показателя, занижая или завышая его. Непреднамеренные ошибки допускаются без умысла. Случайные ошибки являются результатом неточности и невнимательности работы регистратора, они могут нейтрализовать друг друга. Систематические ошибки возникают при округлениях результатов наблюдения, явных тенденциях процессов и явлений и др. Ошибки репрезентативности (представительности) присущи выборочному (несплошному) наблюдению, если отобранная совокупность недостаточно полно воспроизводит всю совокупность в целом. Контроль результатов статистического наблюдения включает проверку: полноты заполнения статистических формуляров; полноты охвата всех единиц наблюдения; расчетов показателей и итогов (счетный контроль); наличия и четкости всех записей в соответствии с требованиями инструкции; логического контроля данных бланков. Ключевые понятия темы: статистическое наблюдение, цель наблюдения, объект наблюдения, единица наблюдения, отчетная единица, программа наблюдения, статистический формуляр, крити- 17

                                          18 ческий момент, срок наблюдения, отчетность, перепись, регистровое наблюдение, непосредственное наблюдение, документальный способ наблюдения, опрос, текущее наблюдение, сплошное, несплошное наблюдение, точность наблюдения, ошибка наблюдения. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключаются требования, предъявляемые к статистической информации? 2. Каковы этапы статистического наблюдения? 3. Каковы организационные формы статистического наблюдения? 4. Перечислите виды статистического наблюдения. 5. В чем заключается основные направления совершенствования статистического наблюдения в современных условиях? 6. Что представляет собой монографическое обследование? 7. В чем состоит метод моментных наблюдений? 8. Каковы способы контроля статистических данных? 9. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало бы регистрировать при проведении обследования промышленной фирмы в целях изучения текучести рабочей силы? 10. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало бы регистрировать при проведении обследования работы городского транспорта в целях изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров? Литература: 1, 2, 3, Тема 3. Сводка и группировка 3.1. Понятие и виды статистической сводки Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. На основе информации, собранной в ходе стат. наблюдения нельзя непосредственно выявить и охарактеризовать закономерности социально-экономических явлений. Это связано с тем, что наблюдение дает сведения по каждой единице исследуемого объекта. Полученные данные не являются обобщающими показате- 18

                                          19 лями, с их помощью нельзя сделать выводы об объекте без предварительной обработки. Поэтому следующий этап статистического исследования состоит в систематизации первичных данных и получении на их основе сводной характеристики всего объекта. Сводка комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Статистическая сводка это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет Групповых и общих итогов, расчет производных показателей. Статистическая сводка должна проводиться на основе предварительного анализа явлений и процессов для того, чтобы во время сводки не потерять информацию об исследуемом явлении и все статистические итоги отражали важнейшие, характерные черты объекта. По глубине обработки материала сводка бывает: 1) простая (операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения); 2) сложная (комплекс операций, включающий группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему в целом и представление результатов в виде таблиц). Проведению сводки предшествует разработка ее программы, которая состоит из нескольких этапов (рис. 5). Программа статистической сводки 1. Выбор группировочных признаков 2. Определение порядка формирования групп 3. Разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом 4. Разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки Рис. 5. Программа статистической сводки 19

                                          20 По форме обработки материала сводка бывает: 1) децентрализованная (разработка материала производится последовательными этапами); 2) централизованная (весь первичный материал поступает в одну организацию, где полностью обрабатывается). По технике выполнения сводка делится на: 1) механизированную (все операции осуществляются с помощью применения электронно-вычислительной техники); 2) ручную (все операции по выполнению сводки статистических данных осуществляются вручную) Группировка Отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы с помощью метода группировки, что позволяет «сжать» информацию, полученную в ходе наблюдения. Группировка это процесс расчленения множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным признакам. Классификация группировок проводится по различным признакам (рис. 6). Виды группировок По целям и задачам типологическая структурная аналитическая По количеству группировочных признаков простая сложная По упорядоченности исходных данных первичная вторичная Рис. 6. Классификация группировок Группировки по целям и задачам, делятся на: типологические, структурные, аналитические (таблица 2). 20

                                          21 Вид группировки Типологическая Структурная Аналитическая Таблица 2. Виды группировок Задача группировки Выделение социально-экономических типов явлений Выявление структуры совокупности Установление причинно-следственных связей между явлениями Всю совокупность признаков в аналитической группировке можно разделить на две группы: факторные (под воздействием которых изменяются другие признаки) и результативные. По количеству признаков, положенных в основу группировки, выделяют: 1) простую (в основе группировки лежит один признак); 2) сложную (выполнена оп двум и более признакам). Группировки, построенные за один и тот же период времени, но для разных регионов или, наоборот, для одного региона, но за два разных периода времени, могут оказаться несопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов. Для того чтобы привести такие группировки к сопоставимому виду (это позволяет провести их сравнительный анализ) используется метод вторичной группировки. Суть метода состоит в перегруппировке единиц объекта без обращения к первичным данным. Первичная группировка группировка на основе первичных данных. Вторичная группировка операция по образованию новых групп на основе ранее построенной группировки. Применяют два способа образования новых групп: 1) объединение первоначальных интервалов; 2) долевая перегруппировка. Последовательность действий при построении группировки представлена на рис. 7. Для того чтобы построить группировку единиц совокупности: 1. Определяют группировочный признак. Группировочным признаком (основанием группировки) называется признак, по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. В основание группировки могут быть положены как количественные, так и качественные признаки. 21

                                          22 2. После определения основания группировки решают вопрос о количестве групп, на которые необходимо разбить исследуемую совокупность. Этапы построения группировки 1. Определение группировочного признака 2. Определение количества групп 3. Определение интервалов группировки 4. Построение ряда распределения Рис. 7. Этапы построения группировки Оптимальное число групп определяется по формуле Стерджесса: n 1 3,322 lgn, (1) где n число групп, N число единиц совокупности. 3. После определения числа групп следует определить интервалы группировки. Интервал это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет границы: нижнюю (наименьшее значение признака в интервале), и верхнюю (наибольшее значение признака в интервале). Величина интервала разность между верхней и нижней границей интервала. Различают группировки с равными и с неравными интервалами. Величина равного интервала определяется по формуле: X max X min R h, (2) n n где R X max X min, т.е. размах вариации, X max наибольшее значение варьирующего признака, X min наименьшее значение варьирующего признака. 4. Приступают к построению ряда распределения. Статистический ряд распределения Статистические ряды характеризуют структуру изучаемого явления, позволяют судить об однородности, границах ее изменения, закономерности развития (рис. 8). 22

                                          23 Статистические ряды Ряды динамики Ряды распределения Атрибутивные Вариационные Дискретные Интервальные Рис. 8. Классификация статистических рядов Ряды динамики отражают изменение процесса, явления во времени; ряды распределения показывают состояние исследуемого явления, его состав, структуру. Атрибутивные ряды построены на основе качественных (атрибутивных) признаков, вариационные на основе количественных признаков. В зависимости от прерывности вариации признака различают дискретные (прерывные) вариационные ряды и интервальные (непрерывные), если они образованы на основе непрерывно изменяющегося значения признака. Вариационный ряд распределения стоит из следующих элементов: 1) вариант значение, которое группировочный признак принимает в совокупности; 2) частота число, показывающее, как часто встречается то или иное значение признака в совокупности (сумма всех частот характеризует объем совокупности); 3) частости частоты, выраженные в процентах к итогу или долях единицы (сумма всех частостей равна 100 процентам или единице). Ключевые понятия темы: сводка, группировка, типологическая группировка, структурная группировка, аналитическая группировка, статистический ряд распределения, группировочный признак, классификация, интервал, величина интервала, открытые интервалы, закрытые интервалы, варианты, частоты, частости, дискретный вариационный ряд, интервальный вариа- 23

                                          24 ционный ряд, вторичная группировка, статистическая таблица, статистический график. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие сводки и ее виды. 2. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных? 3. Перечислите виды группировок. 4. Как выполнить группировку по качественным признакам? 5. Что такое вариация признака в совокупности и в чем значение ее изучения? 6. Какие группы обобщающих показателей используют для характеристики особенностей рядов распределения? 7. Как определить и оценить степень неравномерности распределения признака? 8. Что такое вариационный ряд и группировка? Литература: 1, 3, 4, 5, 18. Тема 4. Абсолютные и относительные показатели в статистике 4.1. Абсолютные показатели Изучая массовые общественные явления, статистика в своих выводах опирается на числовые данные, полученные в конкретных условиях места и времени. Первичной формой выражения статистических показателей являются абсолютные показатели. Статистические показатели в форме абсолютных величин характеризуют абсолютные размеры изучаемых статистикой процессов и явлений: массу, объем, протяженность, временные характеристики, а также могут представлять объем совокупности, т.е. число составляющих ее единиц. Индивидуальные абсолютные показатели получают непосредственно в процессе статистического наблюдения как результат замера, взвешивания, подсчета и оценки интересующего количественного признака. 24

                                          25 Сводные абсолютные показатели, характеризующие объем признака или объем совокупности как в целом по изучаемому объекту, так и по какой-либо его части, получают в результате сводки и группировки индивидуальных значений. Абсолютные показатели выражаются в натуральных стоимостных или трудовых единицах измерения. Натуральные единицы измерения: тонны, килограммы, унции, квадратные, кубические метры, километры, штуки и т.д. Стоимостные единицы измерения дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам. Трудовые единицы измерения позволяют учитывать общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического процесса (человеко-дни, человеко-часы). Поскольку абсолютные показатели это основа всех форм учета и приемов количественного анализа, то следует разграничивать моментные и интервальные абсолютные величины. Первые показывают фактическое наличие или уровень явления на определенный момент, дату. Вторые итоговый накопленный результат за период в целом. Сама по себе абсолютная величина не дает полного представления об изучаемом явлении, не показывает его структуру, соотношение между отдельными частями, развитие во времени. В ней не выявлены соотношения с другими абсолютными показателями. Эти функции выполняют определяемые на основе абсолютных величин относительные показатели Относительные показатели Относительный показатель результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений. Показатель, находящийся в числителе получаемого отношения, называется текущим (сравниваемым), а в знаменателе основанием (базой) сравнения. текущий показатель Относитель ный показатель (3) база сравнения Относительные показатели могут быть измерены в: 1) коэффициентах, если за базу сравнения принимается 1; 2) процентах, если за базу сравнения принимается 100; 25

                                          26 3) промилле, если за базу сравнения принимается 1000; 4) продецимилее, если за базу сравнения принимается Виды относительных показателей: 1) относительный показатель динамики (ОПД). Характеризует изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Получается в результате деления уровня признака в определенный период или момент времени на уровень этого же показателя в предшествующий период или момент; 2) относительный показатель выполнения планового задания (ОПВПЗ). Рассчитывается как отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к запланированному; 3) относительный показатель структуры (ОПС). Характеризуют доли, удельные веса составных элементов в общем итоге. Как правило, их получают в форме процентного содержания; 4) относительный показатель координации (ОПК). Характеризуют отношение частей данной совокупности к одной из них, принятой за базу сравнения; 5) относительный показатель интенсивности (ОПИ). Характеризуют степень распределения или развития данного явления в той или иной среде. Представляют собой отношение абсолютного уровня одного показателя, свойственного изучаемой среде, к другому абсолютному показателю, также присущему данной среде и, как правило, являющемуся для первого показателя факторным признаком; 6) относительный показатель сравнения (ОПСр). Характеризуют сравнительные размеры одноименных абсолютных величин, относящихся к одному и тому же периоду либо моменту времени, но к различным объектам или территориям. Ключевые понятия темы: статистический показатель, система статистических показателей, абсолютный показатель, относительный показатель. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова роль статистических показателей в управлении экономикой и в чем состоят общие принципы их построения? 2. Какие группы обобщающих статистических показателей выделяют? 3. В чем отличие индивидуальных абсолютных показателей от сводных абсолютных показателей? 26

                                          27 4. Какие абсолютные показатели называются моментными? 5. По какой формуле определяется относительная величина динамики? Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 18. Тема 5. Средние величины Наиболее распространенной формой статистических показателей является средняя величина. Средняя величина — обобщенная количественная характеристика признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени. Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. Средняя величина является наиболее ценной, с аналитической точки зрения, и универсальной формой выражения статистических показателей. Наиболее распространенная средняя — средняя арифметическая — обладает рядом математических свойств, которые могут быть использованы при ее расчете. В то же время при исчислении конкретной средней всегда целесообразно опираться на ее логическую формулу, представляющую собой отношение объема признака к объему совокупности. Для каждой средней существует только одно истинное исходное соотношение, для реализации которого, в зависимости от имеющихся данных, могут потребоваться различные формы средних. Однако во всех случаях, когда характер осредняемой величины подразумевает наличие весов, нельзя вместо взвешенных формул средних использовать их невзвешенные формулы Общие принципы применения средних величин. 1. Средняя должна определяться для совокупностей, состоящих из качественно однородных единиц. 2. Средняя должна исчисляться для совокупности, состоящей из достаточно большого числа единиц. 3. Средняя должна рассчитываться для совокупности, единицы которой находятся в нормальном, естественном состоянии. 4. Средняя должна вычисляться с учетом экономического содержания исследуемого показателя. 27

                                          28 От того, в каком виде представлены исходные данные для расчета средней, зависит, каким образом должно быть рассчитано ее значение. Различают следующие виды средних величин: 1) средняя арифметическая, 2) средняя гармоническая, 3) средняя геометрическая, 4) средняя квадратическая, кубическая и т.д. Средняя арифметическая: простая используется, когда расчет осуществляется по не- сгруппированным данным. взвешенная используется при расчете по сгруппированным данным. Особый вид средних величин структурные средние применяется для изучения внутреннего строения рядов распределения значений признака, а также для оценки средней величины (степенного типа), если по имеющимся статистическим данным ее расчет не может быть выполнен (например, если бы в рассмотренном примере отсутствовали данные и об объеме производства, и о сумме затрат по группам предприятий). В качестве структурных средних чаще всего используют показатели моды наиболее часто повторяющегося значения признака, и медианы величины признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на две равные по численности части. В итоге у одной половины единиц совокупности значение признака не превышает медианного уровня, а у другой не меньше его. Ключевые понятия темы: средний показатель, средняя арифметическая простая, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая простая, средняя гармоническая взвешенная, средняя геометрическая, мода, медиана. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова роль средних величин в управлении экономикой? 2. Какие виды средних величин выделяют? 3. В каком случае применяется формула средней арифметической простой для расчета средней величины? 4. Мода и медиана в статистике. 5. Методы расчета средних величин в зависимости от характера исходных данных. Литература: 1, 2, 4, 5,

                                          29 Тема 6. Ряды динамики Динамика процесс развития, движения социальноэкономических явлений во времени. Для отображения динамики строят ряды динамики, которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенного в хронологическом порядке. Ряды динамики различаются по следующим признакам. 1. По времени: моментные и интервальные ряды. Интервальный ряд динамики последовательность, в которой уровень явления относится к результату, накопленному или вновь произведенному за определенный интервал времени. Если же уровень ряда показывает фактическое наличие изучаемого явления в конкретный момент времени, то совокупность уровней образует моментный ряд динамики. Важное аналитическое отличие моментных рядов от интервальных состоит в том, что сумма уровней интервального ряда дает вполне реальный показатель общий выпуск продукции за год, общие затраты рабочего времени, общий объем продаж акций и т.д., сумма же уровней моментного ряда, хотя иногда и подсчитывается, но реального содержания, как правило, не имеет. 2. По форме представления уровней: ряды абсолютных, относительных и средних величин. 3. По расстоянию между датами или интервалами времени: полные и неполные хронологические ряды. Показатели рядов динамики: 1) абсолютный прирост; 2) темп роста; 3) темп прироста; 4) абсолютное значение одного процента прироста; 5) средний уровень ряда динамики; 6) средний абсолютный прирост; 7) средний темп прироста. В случае, когда сравнение проводится с периодом (моментом) времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели. Если же сравнение производится с предыдущим периодом или моментом времени, то говорят о цепных показателях. 29

                                          30 Всякий ряд динамики теоретически может быть представлен в виде составляющих: 1) тренд основная тенденция развития динамического ряда (к увеличению либо снижению его уровней); 2) циклические (периодические) колебания, в том числе сезонные; 3) случайные колебания. Изучение тренда включает два основных этапа: 1) ряд динамики проверяется на наличие тренда; 2) производится выравнивание временного ряда и непосредственное выделение тренда с экстраполяцией полученных результатов. Непосредственное выделение тренда может быть произведено тремя методами. 1. Укрупнение интервалов. 2. Скользящая средняя. 3. Аналитическое выравнивание. Ключевые понятия темы: ряд динамики, интервальный ряд динамики, моментный ряд динамики, уровень ряда динамики, хронологическая средняя, средняя хронологическая интервального ряда, средняя хронологическая моментного ряда, смыкание рядов динамики, абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютный размер одного процента прироста, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста, основная тенденция (тренд), механическое сглаживание, аналитическое выравнивание. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы виды рядов динамики? 2. Перечислите средние характеристики ряда динамики. 3. Известна списочная численность работников организации на некоторые даты 2013 года: на чел., на чел., на чел., на чел., а на года 550 чел. Вычислите среднегодовую численность работников организации. 4. Численность рабочих цеха за январь 2014 года характеризуется следующими данными: с 1 по 8 января 620чел. с 9 по 18 января 615 чел. 30

                                          31 с 19 по 25 января 605 чел. с 26 по 31 января 620 чел. Определить: среднюю численность рабочих цеха за январь. 5. Показатели анализа рядов динамики. 6. В чем значение производных показателей рядов динамики в анализе? Литература: 1, 2, 3, 5, 27. Тема 7. Индексы Индекс это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней. Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь не интересуется структурой изучаемого явления и количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях. Если известно, что изучаемое явление неоднородно и сравнение уровней можно провести только после приведения их к общей мере, экономический анализ выполняют посредством так называемых общих индексов. Различают следующие классификации индексов: 1) по базе сравнения: динамические; территориальные; 2) по виду весов: индексы с постоянными весами; индексы с переменными весами; 3) по объекту исследования: индекс производительности труда; индекс физического объема продукции; индекс цен; 31

                                          32 индекс себестоимости и т.д.; 4) по периоду исчисления: годовые; квартальные; месячные; недельные. С помощью индексов решаются следующие задачи: 1) измерение динамики социально-экономического явления за два и более периодов времени; 2) измерение соотношения показателей по разным регионам; 3) измерение динамики среднего экономического показателя; 4) определение степени влияния изменений значений одних показателей на динамику других. Ключевые понятия темы: индекс, индивидуальные индексы, сводный (общий) индекс, агрегатный индекс, вес индекса, индексируемая величина, средний индекс, система индексов, система базисных индексов, система цепных индексов, территориальные индексы, индекс-дефлятор. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие индекса и о значение индексного метода анализа. 2. Какие виды средних индексов можно использовать для обобщения динамики количественных показателей? 3. Каковы принципиальные основы выбора формы индекса? 4. Какова взаимосвязь цепных и базисных индексов? 5. В чем различие индивидуальных индексов от сводных? 6. Как определяется индивидуальный индекс цен? 7. Как рассчитывается общий индекс физического объема продукции? Литература: 1, 2, 4, 5,

                                          33 Раздел 2. Социально-экономическая статистика Тема 8. Статистика населения Статистика населения древнейшая отрасль статистической науки, которая изучает население и процессы, связанные с его динамикой, с количественной стороны в конкретных условиях общественного развития. Таким образом, предметом изучения этой отрасли статистики являются население и закономерности его развития. Население это совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: части страны, всей страны, группы стран, всего земного шара. К числу демографических процессов относятся: а) процессы естественного движения населения и смены поколений, т.е. воспроизводства; б) процессы изменения структуры населения (по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам); в) процессы изменения размещения населения по территории; г) процессы миграции населения. Основная цель расчета показателей статистики населения оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее. В состав системы показателей оценки демографической ситуации включаются показатели: а) динамики численности населения; б) естественного движения; в) миграции; г) размещения населения; д) состава и структуры населения; е) продолжительности жизни и воспроизводства населения. Расчет демографических показателей очень часто связан с необходимостью определения среднегодовой численности населения территории. Выбор способа ее расчета зависит от исходных данных. 33

                                          docplayer.ru

                                          Смотрите так же:

                                          • Зеленоград защита прав потребителя Защита прав потребителя в Зеленограде Наш сайт поможет быстро найти надежного специалиста для решения любых юридических вопросов и получения профессиональной консультации. Разместите […]
                                          • Закон о погорельцах Рекомендации о том, как написать письмо спонсору, составлены на личном опыте и в результате анализа эффективности коммуникаций моих клиентов. Решение вопроса о дополнительном […]
                                          • Следственный комитет по забайкальскому краю официальный сайт Организация СУ СК РОССИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ Юридический адрес: 672010, Забайкальский край, г Чита, Центральный, УЛ ИНГОДИНСКАЯ, Д 32 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: […]
                                          • Приказ росстандарта от 31 января 2014 г 14-ст Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической […]
                                          • Приказы о зачислении псковгу Юридический факультет Адрес: 180007, г. Псков, ул. Красноармейская, д. 1, корп. 2 Телефон: 8 (8112) 57-29-34 E-mail: yurfak@pskgu.ru, urfakpgpu@rambler.ru Информация о […]
                                          • Развод по месту пребывания Как написать заявление на выходные дни в счёт отпуска? Обычно в организациях есть график очередных оплачиваемых отпусков, который утверждается минимум за две недели до начала календарного […]