Закон определение по обществознанию

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право
  • Закон: понятие, признаки, виды

    Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
  • Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    Виды законов

    В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

    Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

    К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.
  • Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

    Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

    Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

    Виды законов по сроку действия:

    • постоянные;
    • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

    Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
  • Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

    По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

    www.grandars.ru

    Урок обществознания «Закон и права»

    1. Тематическое планирование составлено по рабочей программе по обществознанию А.И. Кравченко.
    Тематическое планирование в вечерней школе распределяет учебные часы по годам (конкретизирует распределение учебных часов). В нашей школе заочное обучение, поэтому на обществознание отводится 1 час в неделю при 36 учебных неделях. Таким образом, планирование рассчитано на 36 учебных часов в год.
    Обучение на третьей ступени рассчитано на 3 учебных года при заочной форме обучения (10,11,12 классы). Всего 108 часов.
    Урок служит для систематизации понятий о праве, его форме и структуре и происхождении. Во-вторых, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
    Социализация учащихся происходит через прорешивание тестов, решение жизненно-ориентированных практических задач; создание презентации к уроку (освоение ИКТ); умение работать с информацией, социальный опрос (в виде мини-соц. опроса).

    2. Учащиеся в классе разного возраста, с различным перерывом в обучении от года до 19 лет. Не все могут посещать занятия ежедневно, поэтому материал должен отражать как можно больше содержания по теме и быть практико-ориентированный.

    3. Место урока в учебном плане: урок “Закон и право” под №19 в 11 классе, третий в данном блоке.

    Тип урока: применение знаний, систематизация и обобщение нового материла.

    Тема урока: “Закон и право”.

    Метод урока: объяснительно-иллюстративный; практическая деятельность; учитель ведёт урок, опираясь на ЗУН и деятельность учеников, выполняя действия корректировки.

    Форма урока: лекционно-практическая.

    Оборудование урока:

    • компьютер с проектором для демонстрации презентации учеником;
    • тесты, практические задачи, презентация, раздаточный материал (статьи ГК РФ 492,493,501; 616, 623);
    • учебник;
    • план урока;
    • использование программы для создания презентаций Microsoft Power Point 97-2003/

    1) организационный момент;
    2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
    3) изучение нового материла;
    4) проверка выполнения д/з (доклады учащихся), и усвоенных знаний (тест);
    5) результаты мини соц. опроса учителей учащимися;
    6) выполнение гимнастики для глаз;
    7) закрепление изученного материала (практическая работа);
    8) инструктаж д/з;
    9) итог урока.

    Подробное описание хода урока:

    I. Организационный момент.

    1. Вступительное слово учителя: приветствие, создание психологической обстановки.
    2. II. Актуализация знаний:

      1. Слово учителя.
      2. Фронтальная работа (ответы на вопросы).
      3. Постановка темы и цели урока обучающимися через наводящие вопросы.

      III. Изучение нового материала. Показ слайдов № 2,3,4,5,6,7,8,9 с гиперссылками.

      IV. Проверка выполнения д/з в виде докладов учащихся, которые иллюстрируются слайдами из презентации; выявление тенденций и конспектирование их учащимися.

      1. Доклад ученика по теме “Система права”. Показ слайда №10,11,12,13.
      2. Ученик задает вопрос одноклассникам и на базе их ответов строит свой доклад по теме “Основа нормативно-правовых актов в РФ”. Показ слайда №14,15,16.
      3. Слово учителя “Структура Конституции РФ”. Учитель показывает слайд №17,18,19.
      4. V. Закрепление изученного материала. Выполнение теста с взаимопроверкой (тест, правильные ответы на слайдах №20,21).

        VI. Выполнение гимнастики для глаз в соответствии со здоровье сберегающими технологиями.

        Закройте веки и выполните следующие упражнения, не открывая глаз: – поводите зрачками вверх, вниз;

        – поводите зрачками вправо, влево;
        – сделайте круговые движения;
        – сильно зажмурьтесь три раза.

        VII. Выполнение практической работы. Форма организации учебной деятельности – групповая работа по технологии “мозговой штурм”. Учащиеся выполняют ситуационные задачи №1,2 (приложение задача №1,2 статьи ГК РФ 492,493,501; 616, 623).

        VIII. Инструктаж д/з.

        1. Подготовиться к контролю знаний по отраслям российского права.
        2. Самостоятельно составить ситуационную задачу по статьям ГК РФ.
        3. Составить развернутый план по теме “Закон и право” (для тех кто сдает ЕГЭ).
        4. Тема урока: Закон и право

          Цель урока:

          1. Повторить и закрепить основы правовой культуры.
          2. Воспитывать навыки правовой культуры.
          3. Развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере.

          I. Организационный момент

          Здравствуйте, дорогие учащиеся!

          Учитель. Сегодня у нас обобщающе-лекционное занятие по пройденному материалу с элементами нового материла.

          II. Актуализация знаний

          Учитель. Я вам задам несколько вопросов, чтобы Вы вспомнили материал прошлого урока и могли назвать тему сегодняшнего занятия.

          – Почему гражданское право относится к области частного права?

          (Ч.П. – ограждает интересы отдельных лиц и входит в гражданское право).

          – Что такое правоспособность? (выражается в способности субъекта иметь права и обязанности. Она возникает с рождения и прекращается со смертью).

          – Что такое дееспособность? (Это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и осуществлять их. Наступает с 18 лет, а неполная дееспособность с 14 до 18 лет).

          – С какого возраста разрешается заниматься предпринимательской деятельностью? (С 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет).

          – Каковы возрастные ограничения правоспособности и дееспособности гражданина? (Возникает правоспособность с рождения и до смерти. Дееспособность с18 лет и неполная дееспособность с 14 до 18 лет).

          – Дайте определение юридического лица. (Ю.Л. – организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие основные признаки юридического лица)

          – Как сочетаются собственность и нравственность? (С. – имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого-нибудь чего-нибудь; внутренняя установка индивида действовать согласно совести и свободной воле).

          – И на все это нам дает право какой нормативный акт? (Закон).

          – Регулировать все эти отношение в общество будет что? (Нормы и правила).

          – Как нормы и правила можно назвать одним словом? (Право).

          – И значит тема нашего сегодняшнего урока? (Закон и право).

          – На доске написан план урока. Согласно теме урока и плана скажите, какова цель нашего урока?

          III. Изучение нового материала

          Учитель. Как вы думаете, что такое право? (Учащиеся предполагают) Запишите правильное понятие со слайда (слайд №2).

          Учитель. Рассмотрим признаки права (слайд №3). Учащиеся читают по цепочке.

          Учитель. Обсудим функции права (слайд №4). Учащиеся читают по цепочке и обсуждают.

          Учитель. Согласно определению, признакам и функциям предположите, откуда к нам пришло право или каковы его источники? (обычай, прецедент, правовой акт, договор). После ответов детей учитель предлагает рассмотреть и записать источники права на слайдах № 5,6,7,8,9.

          Учитель. Давайте сравним теории происхождения права, которые прописаны в учебнике на страницах 4,5 (теологическая, естественная, реалистическая, социологическая) с теориями, представленными в презентации. Вывод: юридический инцидент с социологической теорией совпадает, остальные теории, представленные в презентации расширяют материал.

          IV. Проверка выполнения д/з (доклады учащихся) и усвоенных знаний (тест)

          Учитель. Что такое система право нам расскажет Дима.

          Ученик. Показывает дальше презентацию и комментирует (слайд №10).

          Ученик. Как вы понимаете, что такое система? Учащиеся предполагают. Мы знаем из курса русского языка, что слово может иметь несколько лексических значений, поэтому я зачитаю вам два понятия № 1 и 4 из словаря Д.Н. Ушакова, которые подходят к нашей теме (доклад приложение № 1). Посмотрите, что такое система права с точки зрения обществознания на слайде (слайд №10).

          Ученик. Рассмотрим из этого понятия, что такое отрасль права, институты права, подотрасль права (слайды № 11,12,13).

          Ученик. Спасибо за внимание! Ваши вопросы?

          Учитель. Посмотрим в учебнике на страницах 9,10, какие есть отрасли права.

          Учитель. Послушаем выступление Кати по теме “Нормативно-правовые акты Российской Федерации”.

          Ученица. Какие нормативно-правовые акты Российской Федерации Вы знаете, перечислите их? (Законы, Конституция РФ, Федеральные Законы, Законы субъектов РФ, Подзаконные акты “акты органов исполнительной власти, указы президента”). Спасибо, молодцы! На какие три ветви делится государственная власть? (законодательная, исполнительная, судебная) Вспоминаем из курса истории: какова была власть при императорском правлении? (самодержавной)

          Сравниваем и конспектируем нормативно-правовые акты РФ со слайдов (№ 14, 15,16).

          Учитель. Работаем дальше. Посмотрим в учебнике иерархию нормативных правовых актов. Что такое Конституция? Ученики отвечают.

          Давайте посмотрим структуру Конституции РФ (слайды №17,18,19).

          Учитель. Возьмите тесты, лежащие у вас на партах, и выполните их. После выполнения обменяйтесь с соседом по парте для проверки с эталоном со слайда.

          Прочитайте и выполните задание. Проставьте цифры по значимости документа.

          V. Результаты социологического опроса (двое учащихся опросили учителей мини-карточками)

          Нами было опрошено 6 учителей, т.е. половина работающих в школе:

          – на первый вопрос 5 учителей ответили, что это правила, установленные государством, и 1 человек рассмотрел право как возможность деятельности человека в рамках данного общества;
          – на второй вопрос все учителя ответили, что это Конституция РФ, Законы. Постановления написали 4 человека. Указы и акты местного самоуправления упомянули по 2 человека. 1 учитель указал кодексы, т.е. свод законов;
          – на третий вопрос все учителя ответили, что – это высший юридический акт. Структуры Конституции РФ указал 1 человек.

          Вывод: все педагоги знают, что такое право и высшие юридические акты РФ. Для нас тема важная, которая пригодится в течение всей жизни.

          VI. Выполнение гимнастики для глаз

          Учитель. Выполним гимнастику для глаз.

          VII. Закрепление изученного материала (практическая работа)

          Форма организации учебной деятельности – групповая работа по технологии учебного мозгового штурма. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы (соединиться с соседней партой) для решения ситуационных задач по статьям Гражданского кодекса РФ.

          На партах у вас находятся нужные статьи ГК РФ для решения ситуационных задач, а также вы можете использовать тексты учебника.

          Задача 1. На прилавке магазина разложены меховые боа. Пока Яковлева рассматривала одну из моделей, Попова выяснила у продавца стоимость товара, заплатила сумму через кассу и предъявила чек продавцу. Яковлева стала настаивать, чтобы эта модель осталась за ней, так как она первой взяла ее в руки. Продажа товара производилась без товарного чека, подобной модели в продаже больше не было. Оставшиеся образцы Яковлеву не устраивали.

          Что называется договором купли-продажи и каково его применение?

          С какого времени договор розничной купли-продажи считается заключенным и когда наступает момент перехода права собственности на купленный товар?

          Кому из покупательниц должен быть передан товар?

          При разрешении данной ситуации следует использовать ст. 492, 493, 501 Гражданского кодекса РФ.

          Ответ: (Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцу покупателем кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Право собственности переходит к покупателю с момента полной оплаты товара (если иное не предусмотрено договором)).

          Задача 2. Предприятие арендовало складские помещения у другого предприятия. Арендатор произвел капитальный ремонт, сделал стеллажи, установил сигнализацию, исправил водопроводную и канализационные системы. После окончания ремонта и переоборудования складских помещений предприятие прекратило уплату арендной платы, считая, что понесенные расходы должны быть отнесены к статье расходов предприятия-владельца. Предприятие-владелец предъявило арендатору иск об уплате арендной платы и о расторжении договора аренды.

          Должен ли арендатор производить текущий и капитальный ремонт арендуемого помещения?

          Может ли арендатор отнести расходы по ремонту и улучшению нанимаемого помещения в счет арендной платы?

          Где и как следует разрешить разногласия между предприятиями по условию задачи?

          При разрешении ситуации использовать ст. 616,623 Гражданского кодекса РФ.

          Ответ: (Если улучшения произведены без согласия арендодателя, их стоимость возмещению не подлежит.)

          VIII. Инструктаж д/з

          IX. Итог урока

          Учитель охарактеризовала работу учащихся на уроке. Объявила, что оценки выставит по результатам выполненных тестов и практических работ.

          Далее учащиеся определили задачи урока и сделали вывод, были ли эти задачи решены. Что позволило обучающимся самим оценить свои знания.

          Результаты социологического опроса учителей.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Словарь по обществознанию

          Общество — сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей

          Природа — совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

          Эволюция общества — развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.

          Революция — коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

          Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

          Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.

          Реформа — Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.

          Цивилизация — локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.

          Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

          Раздел «Человек»

          Социализация — процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе

          Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

          Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.

          Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)

          Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

          Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

          Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

          Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

          Агенты социализации — люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм

          Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

          Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

          Игра — деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.

          Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

          самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

          Самореализация — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей

          Раздел «Социальные отношения»

          Малая группа — немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами

          Страта — общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);

          Социальный статус — положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.

          Социальная роль — закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.

          социальная мобильность — изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.

          Этнос — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.

          Род — Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.

          Племя — группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.

          Народность — историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.

          Нация — крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.

          Семья — социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

          Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.

          Конфликт — противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.

          Обычай — правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения

          Традиции— элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению

          Межличностные отношения — отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.

          Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.

          Социальная стратификация — понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.

          Рабство — форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.

          Клан — родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.

          Каста — замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.

          Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

          Класс — социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.

          Демография — наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;

          Раздел «Политика»

          Политика — сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.

          Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.

          Государство — важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.

          Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей , стремится овладеть полностью или частично — государственной властью для достижения поставленных целей.

          Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.

          Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства

          Правовое государство — форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека.

          Патриотизм — чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

          Суверенитет — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

          Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.

          Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.

          Референдум – голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни государства.

          Легитимность — положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.

          Национально-государственное устройство — форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.

          Раздел «Право»

          Право — система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения

          Табу — запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание

          Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.

          2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества

          Источник права — официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.

          Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений

          Закон — нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.

          Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи

          Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности

          Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.

          Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия

          Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы

          Субъект права — участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями

          Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях

          Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)

          Частное право — совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).

          Правоотношения — общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.

          Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.

          Административное право — отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления

          Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения

          Семейное право — отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.

          Трудовое право — отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.

          Уголовное право — отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.

          Конституция — это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.

          Раздел «Духовная жизнь общества»

          Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.

          Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

          Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.

          2) общепринятые нормы и правила поведения

          Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам

          2. то же самое, что и мораль

          Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

          Искусство — образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.

          1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

          2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.

          Чувственное познание — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

          Истина — знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

          Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.

          Духовная культура — одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).

          Народная культура — народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

          Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур

          Элитарная культура — субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

          Раздел «Экономика»

          1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.

          2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.

          Рынок — это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи

          государственный бюджет — финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.

          Налоги — обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

          Собственник — гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

          Потребитель— гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

          Предприниматель — человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.

          1.(уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

          2. — это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.

          Прожиточный минимум — стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.

          Деньги — особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента

          Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.

          Инфляция — процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.

          Предложение — это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар

          Спрос — зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время

          Экономические системы — типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.

          Комплементарные блага — дополняющие друг друга блага (товары)

          Субституты — заменяющие друг друга блага (товары)

          Ресурсы — совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.

          Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.

          Благо (блага) — всё, что удовлетворяет потребности человека.

          www.licey21.edusite.ru

          Смотрите так же:

          • Как сдают на права по новому закону Минтранс заставит миллионы водителей пересдавать «на права» заново Только-только вступили в силу новый регламент выдачи «прав», только-только автошколы перешли на новые стандарты […]
          • Материнский капитал как взять деньги Можно ли и как законно обналичить материнский капитал? Как обналичить материнский капитал, интересует многих родителей. Закон устанавливает лишь 4 направления реализации материальных […]
          • Увольнение пример записи Запись об увольнении в трудовой книжке 2018 Запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию – это один из тех рабочих моментов, в которых наиболее важно соблюсти все […]
          • Исковое заявление балкон Примерная форма искового заявления о возложении обязанности по демонтажу самовольно установленного козырька над балконом (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда, […]
          • Материнский капитал выдают сколько Условия получения материнского капитала Условия получения материнского капитала подробно разработаны и описаны в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах […]
          • Заявление анкета на вид на жительство Заполнение заявления для получения вида на жительство Вид на жительство в России предоставляет своим владельцам неплохие перспективы и возможности. Наличие ВНЖ приравнивает его […]