Бланк организации приказ

Примерная форма приказа об утверждении образца печати, фирменного бланка, штампа организации (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Приказ
об утверждении образца печати, фирменного бланка, штампа организации

[ место издания приказа ]

В целях [ вписать нужное, например, упорядочения делопроизводства ], приказываю:

1. Утвердить круглую печать [ наименование организации ] (Приложение N 1), содержащую полное фирменное наименование на русском языке, место нахождения организации, а также [ вписать нужное, например, фирменное наименование организации на иностранном языке ]. Диаметр печати — [ вписать нужное ], шрифт текста — [ вписать нужное ].

2. Утвердить фирменный бланк [ наименование организации ] в соответствии с Приложением N 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить в соответствии с Приложением N 3 к настоящему приказу штамп [ наименование организации ] с указанием [ вписать нужное ] для простановки на: [ указать виды документов, для проставления на которых разработан штамп ].

4. Утвердить Положение о порядке использования печатей, фирменных бланков, штампов [ наименование организации ].

5. [ Должность, Ф. И. О. ] обеспечить:

— применение печатей, фирменных бланков и штампов в соответствии с Положением о порядке использования;

— контроль за их использованием, надлежащим хранением и сохранностью.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на себя.

Приложение N 1 — оттиск печати организации.

Приложение N 2 — фирменный бланк организации.

Приложение N 3 — образец штампа организации.

Приложение N 4 — Положение о порядке использования печатей, фирменных бланков, штампов организации.

Руководитель организации [ подпись, инициалы, фамилия ]

С приказом ознакомлены:

[ число, месяц, год ]

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

Примерная форма приказа об утверждении образца печати, фирменного бланка, штампа организации

Разработана: Компания «Гарант», январь 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Приказ о переводе работника на другую работу

Перевод работника на другую работу (должность) внутри организации должен осуществляться в соответствии с приказом, который составляется на основании заявления о переводе или докладной записки с обоснованием перевода. Приказ может быть оформлен как в произвольном виде, так и с применением унифицированных форм. При этом, независимо от выбранной формы, документ составляется в одном экземпляре работником кадровой службы, подписывается руководителем организации, а также самим работником.

Для составления приказа в произвольной текстовой форме используется фирменный бланк организации, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-97.

Текст приказа должен начинаться со слова «ПЕРЕВЕСТИ», без вступительной части (преамбулы). Далее по тексту необходимо указать:

  • фамилию, имя, отчество и текущую должность работника;
  • название подразделения и новой должности, на которую переводится работник;
  • дату начала, срок, условия работы и оплаты труда в новой должности;
  • основание перевода (вид, мотив).
  • Например:
    ПЕРЕВЕСТИ
    Николаева Сергея Кирилловича слесаря 4-го разряда цеха № 45 механиком гаража с 17 июля 2000 г. со сдельной оплатой труда на время реконструкции цеха № 45, ст. 27 КЗоТ.

    ПЕРЕВЕСТИ
    Васильеву Антонину Павловну, старшего экономиста отдела перевозок, на должность начальника отдела перевозок с 28 июля 2000 г. с окладом по штатному расписанию.

    Унифицированные формы № Т-5 и Т-5а содержат все необходимые реквизиты и графы, для правильного оформления и издания приказа о переводе одного или нескольких работников. Поэтому рекомендуется использовать именно их. На обратной стороне формы № Т-5 также допускаются отметки о несданных имущественно-материальных и других ценностях, числящихся за работником на прежнем месте работы.

    Как указать в приказе время перевода
    В случае перевода работника на постоянную работу, в унифицированной форме № Т-5 графа «по» реквизита «Дата» не заполняется или в ней ставится прочерк.

    В случае временного перевода, не всегда получается определить его точную дату окончания. К таким случаям можно отнести: замещение отсутствующего работника, время отсутствия которого неизвестно (например: при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста); при переводе работника на другую работу по медицинскому заключению (например: временный перевод на облегченную работу в связи с беременностью работницы, до ухода в отпуск по беременности и родам). В приведенных случаях в форме приказа не может быть указана конкретная дата окончания перевода (во всяком случае на момент составления приказа). Существует несколько способов решения данной проблемы:

    1. В строке «по» реквизита «Дата» формы № Т-5 (графа 9 формы № Т-5а) необходимо указать событие, наступление которого (по согласованию сторон) обозначало бы окончание времени перевода работника. Событие должно быть описано словами полностью, для этого допускается изменение размеров соответствующей графы (согласно Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденного постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).
    2. Графа «по» не заполняется до момента свершения события, согласованного сторонами. В этом случае при составлении приказа событие указывается в графе «вид перевода» формы № Т-5, а графа «по» заполняется только после наступления события.
    3. blankiroom.ru

      Бланк организации приказ

    4. Настоящий приказ ввести в действие с 01.06.2007.
    5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления А.В. Бауэра.

    Приложение №2
    к приказу УФК
    по Ульяновской области
    от 24.05.2007. №75

    Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков приказов
    и служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области

    1. Изготовление бланков

    1.1. Бланки приказов и служебных писем для Управления Федерального казначейства по Ульяновской области с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации изготавливаются по заказу Управления полиграфическими предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности.

    1.2. Ведение по мере необходимости новых видов бланков документов осуществляется по разрешению (поручению) руководителя Управления Федерального казначейства по Ульяновской области. Соответствующие предложения вносятся административным отделом Управления вместе с образцами предлагаемых бланков.

    1.3. Бланки приказов и служебных писем Управления Федерального казначейства по Ульяновской области подлежат сквозной нумерации.

    2. Учет, выдача и хранение бланков

    2.1. Бланки приказов и служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации после их получения административным отделом от изготовителя подлежат передаче сотруднику административного отдела, ответственному за учет, выдачу и хранение бланков и назначенному приказом.

    Ответственный сотрудник административного отдела выдает бланки, регистрируемые в специальном журнале, сотрудникам отделов Управления, ответственным за ведение делопроизводства.

    Бланки приказов и служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации должны использоваться строго по назначению и без соответствующего разрешения не могут передаваться другим организациям, лицам, а также из одного отдела в другой.

    2.2. Документация по вопросам изготовления, выдачи в пользование и уничтожения бланков приказов и служебных писем подшивается в отдельное номенклатурное дело административного отдела (документационное обеспечение управление).

    2.3. В отделах Управления бланки приказов и служебных писем, полученные у ответственного сотрудника административного отдела, регистрируются в журналах учета и выдаются сотрудникам под расписку. Форма журналов приведена в Приложении 4.

    Листы журналов учета бланков приказов и служебных писем нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью в установленном порядке.

    2.4. Хранение бланков приказов и служебных писем производится в сейфах сотрудников отделов, ответственных за ведение делопроизводства. Список указанных сотрудников утверждается приказом Управления.

    2.5. Контроль за правильностью учета, хранения и использования бланков приказов и служебных писем Управления в отделах осуществляет административный отдел и отдел режима секретности и безопасности информации. Проверка наличия, порядка хранения бланков приказов и служебных писем проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначенными приказом Управления. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет, выдачу и хранение бланков приказов и служебных писем. Результаты проверки оформляются актом.

    2.6. При смене сотрудника, ответственного за учет, выдачу и хранение бланков приказов и служебных писем Управления, составляется акт приема-передачи, который утверждается руководителем Управления.

    2.7. По каждому факту утраты бланков приказов и служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации Управления Федерального казначейства по Ульяновской области проводится служебное расследование, материалы которого служат основанием для привлечения виновных к ответственности и списания с учета утраченных бланков.

    3. Использование бланков

    3.1. Ответственность за использование бланков приказов и служебных писем возлагается на начальников отделов.

    Проекты документов, изготовленные на бланках приказов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, подписываются руководителем Управления, а в его отсутствие лицом, исполняющим обязанности руководителя. При этом наименование должности оформляется как «Руководитель Управления».

    3.2. Проекты документов, изготовленные на бланках служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, подписываются руководителем Управления, заместителями руководителя Управления в соответствии с распределением обязанностей между руководителем и заместителями руководителя в рамках осуществляемых ими полномочий.

    Сотрудники юридического отдела имеют право подписывать отзывы, возражения и иные документы, изготовленные на бланках служебных писем с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, направляемые в судебные органы в ходе представления интересов Минфина

    Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального казначейства и органов Федерального казначейства по доверенности.

    3.3. Приказы УФК по Ульяновской области по основной,административно-хозяйственной деятельности, по личному составу печатаются на бланке приказа с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

    Служебные письма УФК по Ульяновской области, направляемые на бумажном носителе в Федеральное казначейство, УФК по субъектам Российской Федерации, Отделения УФК по Ульяновской области, учреждения и организации, печатаются на бланке письма с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

    Служебные письма УФК по Ульяновской области, направляемые по электронной почте в Федеральное казначейство, УФК по субъектам Российской Федерации, Отделения УФК по Ульяновской области, учреждения и организации, печатаются на угловом бланке письма без изображения Государственного герба Российской Федерации.

    3.4. По мере использования бланков приказов и служебных писем, выданных в отдел Управления, ответственному сотруднику административного отдела предоставляются пришедшие в негодность бланки приказов и служебных писем, а также служебная записка с указанием их номеров. После предоставления данных документов выдается новая партия бланков приказов и служебных писем в отдел Управления.

    4. Уничтожение бланков

    4.1. Бланки приказов и служебных писем УФК по Ульяновской области с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации уничтожаются по акту в случаях:

  • износа и повреждения;
  • переименования (реорганизации) организации;
  • 4.2. Бланки приказов и служебных писем, пришедшие в негодность, а также с наименованием организации, подлежащей переименованию(реорганизации), возвращаются в административный отдел и уничтожаются по акту комиссии в составе не менее трех человек.

    По факту передачи или уничтожения бланков приказов и служебных писем в журналах учета бланков приказов и служебных писем отделов УФК по Ульяновской области и административного отдела проставляются соответствующие отметки.

    4.3. Уничтожение бланков производится путем сжигания (измельчения).

    Приложение №3
    к приказу УФК
    по Ульяновской области
    от 24.05.2007. №75

    www.simtreas.ru

    Главное о бланках организаций

    С бланками документов, составляемых внутри организации, мы имеем дело довольно часто, будь то оформление писем, приказов, распоряжений или множества других документов, составлять которые – наша обязанность. В этой статье мы поясним, что такое бланк, какие бывают бланки, а затем рассмотрим, как их утверждают, учитывают и хранят.

    Что является бланком

    Сегодня в различных организациях можно увидеть множество вариантов бланков, среди которых нетрудно потеряться: это русскоязычные бланки и двуязычные (оформленные на русском и иностранном языках), бланки с немыслимыми логотипами и иными подобными обозначениями и без таковых , бланки с большим количеством справочной информации об организации или с полным ее отсутствием, цветные и черно-белые…

    Между тем в современном делопроизводстве понятие «бланк» довольно точно определяется в государственных стандартах и иных документах, составляющих основу деятельности делопроизводителей и документоведов.

    Определение бланка документа содержится в известном нам ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»:

    из ГОСТ Р 51141-98

    2.2. Делопроизводство

    2.2.1. Документирование

    44) бланк документа: набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа

    Такое же определение приводится в разделе 2 «Терминология» Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 [1] , но далее имеется дополнение:

    Извлечение

    из Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003

    5. Разработка стандартных бланков

    Бланк представляет собой лист бумаги стандартного формата, на котором различными техническими средствами нанесены реквизиты, содержащие постоянную для данного вида документа информацию, включая постоянные части текста. Это могут быть название вида документа, справочные данные об организации, всевозможные символы и другая, постоянная для данной группы документов информация, включающая постоянные (трафаретные) части текста.

    В п. 5.2 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 указывается, что в бланк документа обязательно включаются реквизиты, идентифицирующие автора письменного документа: официальное название организации – автора документа, ее ведомственная принадлежность и организационно-правовое положение, юридический (фактический) адрес или название населенного пункта, в котором размещается руководящий орган организации. Кроме того, в состав бланка входят также графические отметки, предназначенные для размещения обязательных реквизитов документов, которые будут изготавливаться на бланках.

    Из вышеизложенного следует, что набор реквизитов для бланков документов может быть разным – главное, чтобы они идентифицировали организацию, издающую тот или иной документ. Таким образом, каждая организация самостоятельно определяет, какими должны быть бланки составляемых в ней документов.

    Обратите внимание! В соответствии с п. 5.2 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 понятие бланка в полной мере применимо только к письменным бумажным документам, так как правила записи информации и ее размещения на машинных носителях принципиально иные. Вместе с тем при автоматизации ДОУ (документационного обеспечения управления) практикуется создание машинных шаблонов или унифицированных бланков (электронных форм), использование или заполнение которых позволяет создавать юридически полноценные документы, соответствующие современным правилам и действующим бумажным формам.

    Требования к бланкам

    Законодательство не содержит требований к бланкам документов, а также не предусматривает обязанности составления документов исключительно на бланках. Например, для таких распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций, как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия, в законе предусмотрено право, а не обязанность этих организаций иметь среди прочего бланки со своим фирменным наименованием [2] . Надо сказать, что есть среди таких организаций и те, которые не пользуются этим правом и не всегда оформляют документы на бланках или просто не придают особого значения бланкам организации как таковым. Кроме того, есть организации, в бланках которых кроме наименования организации больше никакой информации не содержится. В обоих случаях это выглядит, мягко говоря, непрезентабельно в глазах их контрагентов. Важно позаботиться о том, чтобы бланки организации представляли эту организацию самым выгодным образом.

    Требования к бланкам документов установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ Р 6.30-2003 носит рекомендательный характер, но для того, чтобы бланки организаций были более упорядоченными, все же следует руководствоваться его положениями.

    Общие требования к бланкам следующие (раздел 4 «Требования к бланкам документов» ГОСТ Р 6.30-2003):

  • формат: А4 (210 × 297 мм) или А5 (148 × 210 мм);
  • поля: 20 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее;
  • цвет бумаги: белый или светлых тонов;
  • нумерация страниц: требуется при изготовлении документов на двух и более страницах – посередине верхнего поля листа.
  • К сведению . Для организаций – субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации, реквизиты «Наименование организации», «Справочные данные об организации» и «Место составления или издания документа» печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.

    В свою очередь, в п. 5.3 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 предусмотрено, что организация имеет право сама решать, какие размеры полей целесообразно установить для различных видов документов, но не менее тех размеров, которые установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Также отмечается, что формат бланка выбирается в зависимости от объема текста и количества реквизитов, которые должны быть размещены при подготовке документа, и что на практике могут использоваться также комбинированные форматы бланков, обусловленные характером документов, например с использованием горизонтального расположения большей стороны бланка. При этом при подготовке документа на нескольких листах все листы имеют одинаковые размеры полей.

    К сведению . Как правило, первая страница документа печатается на бланке, а остальные – на обычных листах бумаги, которые имеют аналогичные бланку формат, размер полей и цвет.

    Разновидности бланков

    В зависимости от расположения реквизитов ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два варианта бланков: угловой и продольный (п. 4.4). Использование углового или продольного бланка не влияет ни на юридическую силу документа, ни на его правовой статус.

    Как отмечено в п. 5.4 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, угловой бланк является наиболее удобным для обработки и экономичным с точки зрения использования площади листа. В этом случае правая сторона верхней части листа может быть использована для размещения реквизитов «Адресат» и «Гриф утверждения», резолюций, отметок о рассылке и др. Также целесообразно изготовлять угловые бланки в случае, когда реквизиты, напечатанные на национальном и русском языках, размещаются в пределах площади, отводимой для углового варианта. При этом каждый реквизит указывается сверху на русском языке, а ниже – на национальном.

    Согласно п. 5.4 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 на продольных бланках название организации, вида документа и другие необходимые реквизиты размещаются вдоль верхнего поля и центруются (центрируются). Продольный бланк письма целесообразно использовать в случаях, когда наименование организации содержит большое количество печатных знаков, например, в случае, когда реквизиты бланка даются на двух и более языках. При этом слева следует печатать реквизиты на русском языке, а справа – на национальном, на одном уровне. Если количество используемых национальных языков более одного, сверху следует указывать реквизиты на русском, а ниже – на национальном языке, продлевая строку до границы правого поля.

    Следуя этим правилам, бланк можно изготавливать не только на русском и национальном языках, но также на русском и любом из иностранных языков. Например, если известно, что партнеры организации – в основном зарубежные компании, находящиеся в разных странах мира, то такая организация может изготовить бланки для работы с разными партнерами на русском и на известном им иностранном языке. Чаще всего это практикуют российские компании с иностранным капиталом, международные сетевые компании, представительства и филиалы зарубежных компаний в России, а также российские компании, имеющие тесные взаимоотношения с зарубежными партнерами.

    Э мблему организации (включая фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания) на бланках с угловым расположением реквизитов помещают на верхнем поле бланка над серединой строк реквизита «Наименование организации», а на бланках с продольным расположением реквизитов – в центре верхнего поля. Возможно расположение эмблемы организации на части площади, занимаемой реквизитом «Наименование организации», а также на левом поле бланка на уровне реквизита «Наименование организации». Эмблема организации может быть выполнена в цветном или черно-белом варианте с использованием графических элементов, символов, рисунков, а также оригинального написания наименования организации – все это отличает организацию от других.

    Важно помнить о том, что на бланке возможно размещение эмблемы организации, включающей в себя фирменное наименование и товарный знак (знак обслуживания), исключительное право использования которых принадлежит непосредственно данной организации. Следовательно, нельзя использовать фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием другой организации, если ее деятельность носит аналогичный характер и зарегистрирована она в едином государственном реестре юридических лиц под этим наименованием ранее вашей организации. То же касается и товарного знака (знака обслуживания): нельзя использовать обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком другой организации в отношении товаров, выпускаемых под этим знаком, или однородных товаров, без ее разрешения. Приведем выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации:

    из Гражданского кодекса Российской Федерации

    Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование

    1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования [3] в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

    Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

    2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

    3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

    4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи , обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

    Статья 1484. Исключительное право на товарный знак

    1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи . Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

    2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

    1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

    2) при выполнении работ, оказании услуг;

    3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

    4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

    5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

    3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

    Пункт 4.6 ГОСТ Р 6.30-2003 и п. 5.8 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливают также следующие виды бланков: общий бланк (для изготовления любого вида документов, кроме письма), бланк письма, бланк конкретного вида документа (кроме письма).

    Общий бланк организации (Пример 1) может включать следующие основные реквизиты [4] :

    • эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания) (в соответствии с учредительными документами и ст. 1474, 1484 ГК РФ);
    • наименование организации – в соответствии с ее учредительными документами; сокращенное наименование, если оно закреплено в учредительных документах организации, на бланке помещают в скобках ниже полного или за ним; если в учредительных документах закреплено наименование на иностранном языке, то его располагают ниже наименования на русском языке или справа;
    • место составления или издания документа (в соответствии с наименованиями объектов административно-территориального деления и населенных пунктов);
    • а также ограничительные отметки для следующих реквизитов:

    • регистрационного номера документа;
    • даты документа;
    • заголовка к тексту.
    • www.profiz.ru

      Приказы в организации:
      виды и особенности оформления

      • Кожанова Евгения | специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству
      • Виды приказов в организации

        О бычно весь массив приказов организации принято разделять на два потока: по основной деятельности и по личному составу. За первые отвечает служба ДОУ, вторые, как зеницу ока, бережет отдел кадров. Помимо функционального назначения между этими видами приказов есть еще одно существенное различие, а именно – срок их хранения.

        Обратимся к Перечню типовых управленческих архивных документов (см. ниже по тексту его фрагмент со статьей 19; далее – Перечень 2010 года). И увидим, что приказы по основной деятельности хранятся постоянно, тогда как по личному составу, за редким исключением, 75 лет. И тут же обнаруживается, что Перечень выделяет третий вид приказов – по административно-хозяйственным вопросам, хранить которые предлагается в течение 5 лет.

        При этом ни один из российских нормативных актов по ДОУ не содержит информации, касающейся различий между приказами по основной деятельности и приказами по административно-хозяйственным вопросам. Приказы по личному составу тоже не всегда легко отделить от приказов по основной деятельности. У делопроизводителей возникает закономерный вопрос: к какой категории отнести тот или иной приказ? Ведь от этого зависят срок, место и условия хранения документа.

        Вновь обратимся к Перечню 2010 года. Его раздел 10 целиком посвящен административно-хозяйственным вопросам. Целесообразно определить круг тем соответствующих приказов на основе этого раздела.

        Перечень к ним относит:

      • соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;
      • эксплуатацию зданий, помещений;
      • транспортное обслуживание, внутреннюю связь;
      • обеспечение безопасности организации.
      • При этом не стоит забывать, что первый пункт данного списка тесно связан с трудовыми отношениями с работниками. Так, если решено привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение упомянутых правил, то приказ об этом уже будет относиться к категории «по личному составу».

        Задача приказов по личному составу – отразить решения руководителя, касающиеся кадровой политики организации. Все приказы по трудовым отношениям с работником (работниками), являются приказами по личному составу, они отражают прием, перемещение и увольнение, поощрения и наказания, персональные данные и т.п.

        Обратите внимание на один важный момент:

      • До 2013 года многие кадровые приказы составлялись по утвержденным Госкомстатом унифицированным формам (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Если утвержденной формы не было, то такой приказ оформлялся в произвольной форме.
      • Но с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (за малым исключением). В этой ситуации унифицированные формы кадровых документов подпали под общий порядок и более не действуют. Многие организации, понимая, что специалисты по кадровому делопроизводству привыкли к используемым ранее формам, просто утвердили их для дальнейшего применения в своих организациях. Таким образом, данные формы продолжили свою легальную жизнь, только поменяли утверждающий документ в своей «шапке». Мы всем рекомендуем поступить аналогичным образом!
      • См. статью «Как утвердить формы документов внутри организации?»

        А далее в статье речь пойдет только об оформлении приказов по общим правилам, сложившимся для организационно-распорядительных документов. По ней всегда составлялись приказы по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам. Эту форму в отношении кадровых приказов называли раньше «произвольной» (ведь часть из них и до 2013 года составлялась по ней).

        Перечислить тематику приказов по основной деятельности не представляется возможным: она слишком обширна и во многом зависит от специфики деятельности организации. Основные категории таких приказов и примеры к ним мы привели в Таблице 1.

        Основные категории приказов по основной деятельности и примеры к ним

        Таким образом, для определения вида приказа остается метод исключения: если документ составлен не по административно-хозяйственному вопросу и не документирует трудовые отношения с работником или группой работников, то он считается приказом по основной деятельности.

        Регламентация создания приказов

        Правила создания приказов на федеральном уровне описаны в документах:

      • имеющих добровольный порядок применения:
        • ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
        • «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003» (далее – Методические рекомендации к ГОСТу Р 6.30-2003);
        • либо обязательных только для определенной категории организаций, в основном для госструктур, например:
          • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (далее – Рекомендации для органов исполнительной власти);
          • Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утв. приказом ФТС от 18.10.2004 № 160 (далее – Инструкция ФТС).
          • Однако никто не запрещает коммерческим компаниям пользоваться всеми этими документами, чтобы довести качество своих делопроизводственных процессов до должного уровня. На основе перечисленных документов рекомендуется составить собственные правила подготовки приказов и закрепить их в Инструкции по делопроизводству (см. Пример 1).

            В указанной нормативной базе содержится состав реквизитов приказа и правила их оформления. Рекомендации для органов исполнительной власти и Инструкция ФТС разъясняют также порядок подготовки совместных приказов.

            Фрагмент Инструкции по делопроизводству организации, посвященный созданию приказов

            5.1. Приказами оформляются решения по оперативным, организационным, кадровым, административно-хозяйственным и другим вопросам внутренней работы ООО «Скала» (далее – Компания).

            5.2. Проекты приказов подготавливаются структурными подразделениями Компании как на основании указаний генерального директора, так и в инициативном порядке. Проекты приказов по кадровым вопросам подготавливает отдел кадров Компании на основании соответствующих представлений.

            5.3. Приказы подписываются генеральным директором Компании, а в его отсутствие – лицом, замещающим его. В случае инициативного представления проекта приказа он сопровождается справкой, которая содержит краткое изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также информацию о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован.

            5.4. Проекты приказов печатаются на бланках установленной формы (Приложение 1) в двух экземплярах.

            5.5. Приказ имеет следующие реквизиты: наименование организации; вид документа (ПРИКАЗ), дата, регистрационный номер, место составления (издания) документа, заголовок к тексту, текст, подпись должностного лица, визы согласования, отметка об исполнителе.

            5.5.1. Заголовок к тексту приказа должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится.

            5.5.2. Текст приказа отделяется от заголовка 2-3 межстрочными интервалами и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

            5.5.3. Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

            В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами «в целях», «во исполнение» и др. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа, наименование органа, издавшего документ, дата, регистрационный номер и заголовок к тексту.

            Преамбула отделяется от распорядительной части словом «приказываю», которое пишется с новой строки прописными буквами. После него ставится двоеточие.

            Распорядительная часть приказа содержит поручения с указанием исполнителя (исполнителей) и сроков исполнения.

            Распорядительная часть приказа делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Один пункт должен соответствовать одному поручению. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения Компании или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части содержит сведения о должностном лице, на которое возлагается контроль исполнения приказа.

            Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта начинается словами «Признать утратившим силу…».

            5.5.4. Визы включают должности визирующих лиц, личные подписи, расшифровку подписей и дату. Визы проставляются на обороте последнего листа приказа или на отдельном листе согласования (визирования).

            5.5.5. Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия). Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия – от правой границы текстового поля.

            5.5.6. Отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа и внутренний четырехзначный номер его телефона. Отметка об исполнителе располагается на оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

            5.6. Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

            5.7. Приложения к приказу визируются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект. При наличии нескольких приложений они нумеруются.

            5.8. Приказ печатается шрифтом Times New Roman. Размер шрифта для всех реквизитов, кроме наименования организации и наименования вида документа, – 12. Наименования организации и вида документа набираются прописными буквами и выравниваются по центру; размер шрифта – 16, начертание – полужирное.

            5.9. На обороте последнего листа проекта приказа, представленного на согласование, проставляется виза исполнителя и руководителя структурного подразделения, которое разрабатывает данный проект.

            5.10. Все проекты приказов проходят юридическую (правовую) экспертизу в юридической службе Компании.

            5.11. Проекты приказов, затрагивающие финансовые правоотношения, подлежат согласованию с бухгалтерией Компании.

            5.12. Структурные подразделения рассматривают проекты приказов в течение двух рабочих дней, следующих за днем их поступления на правовую (юридическую) экспертизу или согласование.

            5.13. Возражения и замечания к проекту приказа излагаются на прилагаемой к проекту справке. Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.

            5.14. Внесение изменений в подписанный приказ, а также в согласованный проект документа не допускается.

            5.15. Ответственность за качественную подготовку проектов приказов, их правовую (юридическую) экспертизу и согласование несут руководители структурных подразделений Компании, которые разрабатывают проекты приказов.

            5.16. Контроль правильности оформления проектов приказов осуществляет канцелярия.

            5.17. Подписанные генеральным директором приказы направляются в канцелярию для регистрации. Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года. Приказы по основной деятельности, личному составу и административно-хозяйственным вопросам нумеруются отдельно с присвоением номерам буквенных индексов:

            ОД – приказы по основной деятельности,

            ЛС – приказы по личному составу,

            АХ – приказы по административно-хозяйственным вопросам.

            Буквенные индексы пишутся после порядкового номера приказа и отделяются от него косой чертой, например: 123/ОД.

            Датой приказа является дата его подписания.

            5.18. Один экземпляр приказа передается исполнителю. Второй остается в канцелярии и помещается в дело.

            5.19. Ответственность за составление указателя рассылки приказа всем заинтересованным лицам несет руководитель структурного подразделения, которое разработало проект приказа. Ответственность за ознакомление с приказом заинтересованных работников, согласно указателю рассылки, несет начальник канцелярии.

            Бланк и реквизиты приказа

            По расположению реквизитов бланк приказа может быть продольным или угловым (центрированным или флаговым). Подробно со всеми этими вариантами оформления мы разбирались в предыдущем номере журнала. А далее в этой статье будем придерживаться продольного расположения реквизитов, чтобы уделить больше внимания другим важным аспектам оформления.

            Варианты грамотного оформления различных видов бланков и правила работы с ними описаны в статье «Фирменный бланк организации по всем правилам делопроизводства»

            В Примере 2 показан бланк приказа, образец которого содержится в ГОСТе Р 6.30-2003 на рисунке Б.5.

            Бланк приказа по ГОСТу Р 6.30-2003

            В Примере 2 мы видим бланк приказа:

          • в него входят следующие реквизиты:
            • наименование организации,
            • наименование вида документа,
            • место составления или издания документа;
            • здесь имеются отметки для проставления реквизитов «Дата документа» (слева) и «Регистрационный номер документа» (справа).
            • Кроме того, ни один приказ не обходится без следующих реквизитов:

            • заголовок к тексту;
            • текст документа;
            • подпись.

            Реже в приказ вносятся:

          • эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
          • отметка о наличии приложения;
          • визы согласования документа;
          • отметка об исполнителе.
          • Наименование организации

            В бланке приказа указывается полное наименование организации (в т.ч. полностью организационно-правовая форма), а ниже в скобках – сокращенное наименование, если таковое имеется и закреплено в Уставе (в Примере 2 это аббревиатура «ВНИИДАД», в Примере 4 – ЗАО «СПК-Самара»).

            Если имеется вышестоящая организация (или приказ издается обособленным подразделением), то ее сокращенное (или полное, если нет сокращенного) наименование указывается над наименованием организации-автора (в Примере 2 это «РОСАРХИВ»). Желательно наименование вышестоящей организации и автора документа все-таки отделять друг от друга пустой строкой (как в Примере 4).

            При издании одного совместного приказа несколькими равнозначными организациями их наименования располагаются на одном уровне (Примеры 3 и 16). Если одна из организаций вышестоящая, то она указывается на приказе выше нижестоящей (Пример 17).

            Заполнение реквизита «Наименование организации» при издании совместного приказа равнозначными организациями

            Наименование вида документа

            Наименование вида документа (слово «ПРИКАЗ») принято писать по центру прописными буквами через 2–4 межстрочных интервала после наименования организации.

            Место составления документа

            Этот реквизит располагается ниже отметок для регистрационного номера и даты документа и используется в том случае, если в название организации не включено место ее расположения (сравните фрагменты, выделенные оранжевым в Примерах 4 и 5). Аналогичным образом данный реквизит опускается в письмах, т.к. место издания документа там детализируется в справочных данных организации (в виде ее полного адреса местонахождения, вплоть до дома или офиса).

            Буква «г.» перед названием города опускается только у Москвы и Санкт-Петербурга, т.к. они являются еще и субъектами РФ.

            Место составления документа следует из названия организации-автора

            Реквизит «Место составления документа» указывается самостоятельно

            Заголовок к тексту

            Заголовок к тексту документа должен отражать его содержание. Согласно Методическим рекомендациям к ГОСТу Р 6.30-2003 заголовок приказа отвечает на вопрос «о чем?» («о ком?»). В это короткое предложение следует уместить предмет приказа (тему, вопрос) и действие, которое следует произвести над ним. Образцы заголовков представлены выше, в Таблице 1.

            Заголовок набирается шрифтом того же размера, что и основной текст приказа, точка в конце не ставится.

            Что касается выравнивания заголовка, то мнения ГОСТа Р 6.30-2003 и Методических рекомендаций для органов исполнительной власти разошлись. Первый предлагает выравнивать заголовок по левому краю, второй, как и Инструкция ФТС, – по центру (при условии использования продольного бланка). Учитывая добровольный характер применения этих нормативных документов, организации вправе выбрать тот способ расположения заголовка, который им нравится (федеральных органов исполнительной власти, таможенной службы и учреждений, на которых распространяются правила делопроизводства в упомянутых органах, это не касается). По нашему мнению, краткие заголовки лучше смотрятся выровненными по левому краю, а длинные, занимающие несколько строк, – центрированными.

            Текст приказа

            Текст приказа принято делить на две части: констатирующую и распорядительную. В констатирующей части содержится обоснование к приказу либо описание причин его создания. Если приказ создается во исполнение нормативного документа, об этом необходимо упомянуть в констатирующей части:

            Образцы констатирующей части приказа

            «В целях оптимизации системы делопроизводства» или

            «Во исполнение п. 4.3.12 приказа Министерства транспорта от 01.11.2013 № 123-4»,

            «В целях приведения работы по приему, регистрации и направлению в работу обращений граждан в соответствие с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

            За констатирующей частью текста следует слово «ПРИКАЗЫВАЮ» («ПРИКАЗЫВАЕМ» в совместных распорядительных документах). Оно набирается прописными буквами («ПРИКАЗЫВАЮ») или же строчными вразрядку («п р и к а з ы в а ю») с новой строки. При этом запятая перед этим словом не ставится (если ее наличия не требует пунктуация констатирующей части текста), а после него следует двоеточие.

            Распорядительная часть приказа состоит из нескольких пунктов. Каждый их них содержит описание какого-либо действия в рамках достижения цели документа. Действия могут иметь форму поручения с указанием конкретного исполнителя и срока исполнения.

            Подчеркнем: в каждом пункте приказа должно содержаться одно задание, у которого должен быть только один исполнитель и только один срок. Если поручение дается группе работников (рабочей группе), ответственным назначается ее руководитель. Когда поручение носит регулярный характер, срок исполнения и ответственное лицо не указываются.

            В последнем пункте обязательно называется должностное лицо, которому поручается контроль исполнения приказа. Если приказ касается всей организации, контроль оставляет за собой подписант – генеральный директор (см. Примеры 15 и 16).

            Оформление приложений

            В отличие от деловых писем, в распорядительных документах ссылку на приложение принято помещать прямо в текст документа, например:

            Ссылка на приложение делается в приказе в распорядительной части его текста

            1. Утвердить и ввести в действие с 09.01.2014 Инструкцию по делопроизводству (Приложение № 1).

            Встречаются разные способы указания приложений в скобках прямо в тексте приказа, все они корректны. Просто стремясь к единообразию, лучше выбрать какой-то один вариант и придерживаться его в своих документах, закрепив, например, в Инструкции по делопроизводству:

          • (приложение 1),
          • (Приложение 1),
          • (Приложение № 1),
          • если у приказа есть только одно приложение, то после его упоминания в тексте можно написать «(прилагается)».
          • Что касается оформления самого приложения, то в правом верхнем углу первого листа ставится отметка «Приложение №», а далее указывается, к какому распорядительному документу оно относится. Если у приказа только одно приложение, то оно не нумеруется. Допускается набирать слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами, а отметку на прилагаемом документе центрировать относительно самой длинной строки (см. Пример 8).

            Способы оформления данных основного документа на приложении

            Если же приложение утверждается распорядительным документом, то, казалось бы, можно оформить в его «шапке» и гриф утверждения, но тогда появляется бессмысленное задвоение информации об утверждающем документе. Поэтому в данных случаях избавляются от отметки с номером приложения (показанной в Примере 8) и оставляют только гриф утверждения (показан в Примере 9).

            Гриф утверждения на приложении к приказу

            Отметка об исполнителе

            Нормативные документы не требуют размещения в приказах реквизита «Отметка об исполнителе». Практика, в свою очередь, показывает, что работникам организации зачастую нужно связаться именно с исполнителем, а не с подписантом распорядительного документа. В самом деле, топ-менеджерам крупных компаний для подписания приказов (особенно однотипных) достаточно наличия всех нужных виз согласования, а в суть вопроса они могут и не вникать. Рядовым же сотрудникам может потребоваться консультация именно того коллеги, кто работал над текстом. Для совместных приказов значение отметки об исполнителе еще более возрастает. Поэтому мы считаем оправданным введение организацией в свои приказы реквизита «Отметка об исполнителе» и предлагаем располагать его в нижнем левом углу оборотной стороны документа, набирая более мелким шрифтом относительно основного. Указать достаточно инициалы, фамилию исполнителя и номер его телефона (для приказов по организации достаточно и внутреннего) (см. Пример 15).

            Согласование приказа

            Зачастую перед подписанием генеральным директором распорядительный документ проходит процедуру согласования.

            В результате внешнего согласования на документе оформляют гриф согласования, а в результате внутреннего согласования у должностных лиц своей организации – визу. Виза содержит краткую должность (без указания организации), подпись с расшифровкой визирующего лица и дату (Пример 11); а гриф согласования – еще и слово «СОГЛАСОВАНО», должность в нем указывается полностью, включая наименование организации (Пример 10). Распорядительные документы обычно проходят внутреннее согласование.

            Визы и грифы согласования ГОСТ Р 6.30-2003 рекомендует оформлять ниже подписи на лицевой стороне приказа.

            www.delo-press.ru

            Смотрите так же:

            • Особо тяжкие преступления статьи ук рф к какой категории тяжести преступления относится грабеж и разбой. тяжкие или особо тяжкие и какой по ним срок давности Грабеж - ст. 161 УК РФ: ч. 1 - средней тяжести - срок давности 6 лет […]
            • Практика взыскания неустойки за просрочку Практика взыскания неустойки за просрочку В прежние времена, когда неустойка за просрочку исполнения обязательств застройщика по передаче квартиры дольщику рассчитывалась по закону "О […]
            • Ст 203 закона о банкротстве Глава X. Банкротство гражданина (ст.ст. 202 - 223) Глава X. Банкротство гражданина См. схему "Банкротство гражданина" Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве […]
            • Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Увольнение по сокращению работников предпенсионного возраста Вопрос: Правомерно ли сокращение сотрудника, которому осталось год до пенсии? Если да, то какая должна быть компенсация при […]
            • Закон о государственных минимальных социальных стандартах рф Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии […]
            • Аренда автомобиля стаж 2 года Аренда Газели или Соболя Фургон без водителя Газель-Бизнес, 1 водитель + 2 пассажира. Кузов: 3 м.длина, 2 м. высота, бутка. Объем куб. 10,5. Двигатель: УМЗ-4216 (бензин), евро-4, 106,8 […]