Право на первоочередное получение жилья имеют

Право на первоочередное получение жилья имеют

Говоря о договоре найма жилого помещения, мы прежде всего подразумеваем договор социального найма жилого помещения.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит:

«Каждый имеет право на жилище: никто не может быть произвольно лишен жилища;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» [1] .

Согласно конституционным нормам бесплатное предоставление жилья государство гарантирует далеко не всем гражданам, а только тем, которые, с одной стороны, прямо названы в Законе, а с другой — являются нуждающимися в жилище. Безусловное наличие двух обстоятельств, без которых невозможно бесплатное получение жилья, должно найти свое развитие в новом жилищном законодательстве. Пока же конституционная отсылка на закон фактически и юридически переводит данные отношения в русло старого советского жилищного законодательства: Жилищного кодекса РСФСР и основанным на нем правилам.

Рассматривая указанную проблему нельзя не отметить попытку законодателя урегулировать данный вопрос в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», где в ст. 9 указывается, что для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненным к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов детства, ветеранов войны, семей лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма. Однако следующая статья названного Закона связывает вступление в действие ст. 9 с момента полного перехода к рыночным отношениям: «в период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями», т.е. в настоящее время пока следует руководствоваться старым ЖК РСФСР.

Как следует из ст. 28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, как правило, постоянно проживающим в данном населенном пункте, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих условиях.

Как было указано, категории граждан, признающиеся нуждающимися в улучшении жилищных условий, определены в ЖК РСФСР (ст. 29), Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, действующих в областях, краях, республиках, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого субъектом Российской Федерации.

К таким лицам относятся проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям ,например, неустранимое промерзание стен, повышенная влажность, неисправность санитарно-технического оборудования и т.п. Это основание не зависит от размера жилой площади, приходящейся на каждого проживающего. Заключение о пригодности помещений для жилья и соответствии их санитарным и техническим нормам дает специальная комиссия в соответствии с параметрами, изложенными в «Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденном приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.85. №529 [2] .

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица, проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно. В данном случае имеются в виду заболевания, включенные в список заболеваний, дающих право на первоочередное получение жилой площади, утвержденный приказом Минздрава СССР от 28.03.83. № 330 [3] , например, шизофрения, эпилептическая болезнь, маниакально-депрессивный психоз. Этот список изменялся и дополнялся приказами Министерства здравоохранения СССР от 23.12.86., 05.03.88., 06.06.91.

Таковыми также являются граждане, проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Нуждающимися признаются граждане, проживающие длительное время па условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства органами местного самоуправления (в некоторых случаях граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства).

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих в государственных либо муниципальных организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию также и по месту жительства. При этом наравне с ними должны приниматься на учет граждане, оставившие работу в этих организациях в связи с уходом на пенсию [4] .

Как было сказано во Введении, за годы жилищной реформы очередь на улучшение жилищных условий уменьшилась. Но произошло это не только по причине развития рынка жилья, но также ввиду массовой ликвидации бывших государственных предприятий, резкого спада жилищного строительства, и как следствие, не предоставление жилья органами власти. Многие нуждающиеся в лучшем жилье семьи просто не становятся на учет, т.к. не верят в реальность получения бесплатного жилья.

Поскольку бесплатное предоставление жилья возможно не во всех видах жилищного фонда, рассмотрим, какие в настоящее время существуют виды жилищных фондов.

Согласно ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилью помещения в других строениях образуют жилищный фонд Российской Федерации.

Состав жилищного фонда определен ст. 7 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» [5] , где указывается три (первоначально было пять) вида фондов: частный, государственный, муниципальный. Это классификация жилищного фонда по принадлежности к той или иной форме собственности.

В зависимости от целевого назначения жилищный фонд также можно разделить на три группы:

· жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания в условиях социального пользования — социальный жилищный фонд;

· жилые помещения, принадлежащие гражданам и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей — индивидуальный жилищный фонд;

· жилые помещения, используемые собственниками с целью извлечения прибыли по договору найма жилого помещения — коммерческий жилищный фонд [6] .

Жилищный кодекс РСФСР регламентирует порядок предоставления жилых помещений в социальном жилищном фонде на условиях договора социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Вместе с тем для некоторых категорий граждан законодательство предусматривает первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений по договору жилищного найма. Такие лица включаются в отдельные списки.

Существует несколько (более 10 в настоящее время) оснований первоочередного предоставления жилья, они указаны в ст. 36 ЖК РСФСР, этом следует учитывать, что данный перечень является далеко не исчерпывающим. Нормативные акты различного уровня значительно расширяют круг лиц, имеющих право на первоочередное предоставление.

Достаточно широкий круг лиц имеет право на внеочередное получение жилых помещений. Данное право регламентируется ст. 37 ЖК РСФСР и другими федеральными и региональными актами (например, потерявшие жилые помещения при землетрясении в г. Нефтегорске Сахалинской области, незаконно осужденные, судьи) [7] .

Выше было указано, что жилые помещения по договору жилищного найма предоставляются, как правило, в виде отдельной квартиры. При этом с одной стороны. Жилищный кодекс РСФСР устанавливает норму жилой площади на одного человека в размере двенадцати кв. м (ст. 38), с другой стороны. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» в ст. 11 относит данный вопрос к компетенции субъектов Российской Федерации «в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов» [8] .

Субъекты Российской Федерации, принявшие нормативные акты, регулирующие предоставление жилых помещений после введения в действие

Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», как правило, в отличие от ЖК РСФСР устанавливают размер не жилой, а общей площади жилого помещения, куда включается площадь не только комнат, но и так называемых подсобных помещений (кухонь, ванных комнат, коридоров и т.п.).

В Постановлении Губернатора Вологодской области от 22 ноября 1999 г. N 771 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (с изменениями 1 октября, 28 марта, 8 декабря 2000 г., 23 мая 2002 г.) утвержден стандарт социальной нормы площади жилья, согласно которому данная площадь должна быть не менее 12 кв.м.

Предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. При этом не допускается заселение одной комнаты лицами разного поля старше девяти лет, кроме супругов. Жилое помещение предоставляется с учетом здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 40-41 ЖК РСФСР).

Сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен (ст. 39 ЖК РСФСР). В категорию таких граждан входят инвалиды, страдающие определенными заболеваниями, и в развитие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января 2003 г.) [9] было принято Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты» [10] , которым утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты); научные работники, имеющие ученую степень; писатели, композиторы, художники, кинодраматурги; медицинские и зубные врачи, занимающиеся персональной практикой на дому и некоторые другие категории граждан.

Анализ судебной практики по спорам, возникающим в связи с улучшением жилищных условий, с предоставлением жилых помещении показал, что из-за того, что существенно изменились условия жизни общества, а новый Жилищный кодекс не принят, перед правоприменительными органами встают столь сложные вопросы, которые далеко не каждый суд может решить, что ведет к появлению судебных ошибок.

Это можно показать на при мере двух гражданских дел, рассмотренных судами Московской области (дело № 2-1030/96 Сергиево-Посадского городского суда и Дело № 2-369/96 Домодедовского городского суда). При рассмотрении дел о нарушении очередности при предоставлении жилых помещений суды первой инстанции брали за основу положения ЖК РСФСР, не проявив интереса и не установив принадлежности спорных жилых помещений к той или иной форме собственности. В результате чего ими было принято неверное решения, так как они применяли положения, относящиеся к жилым помещениям, расположенных в домах государственного и муниципального жилищных фондов к домам, построенным за счет средств ОАО «Асфор» и за счет личных средств граждан, что является неправомерным. Эти решения были отменены Московским областным судом, который направил дела на новое рассмотрение [11] .

Таким образом, мы установили, как гражданин может реализовать свое право на жилище в жилищном фонде социального использования.

[1] Конституция РФ. Российская газета от 29.12.2003 г.

[2] Текст данного документа опубликован не был

[3] Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, июль 1983 г., N 7, с. 47

[4] Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании. Л.М. Пчелинцева, «Журнал российского права», N 8, август 2002 г. С 27-35

[5] «Российская газета» от 23 января 1993 г.

[6] Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1983 г., N 26, ст. 883

[7] Пчелинцева Л.М. Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании..// «Журнал российского права», N 8, август 2002 г. С 27-35

[8] «Российская газета» от 23 января 1993 г.

[9] «Российская газета» от 2 декабря 1995 г.

[10] «Российская газета» от 14 марта 1996 г.

[11] Комментарий судебной практики. Выпуск 4. Под ред. проф. К.Б. Ярошенко. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ».- 1998. – С 19-32.

www.allpravo.ru

Навигация по сайту

Реклама на сайте

4. Порядок и очередность предоставления гражданам жилых помещений в фонде социального использования

Одним из условий и гарантией правильного распределения жилых помещений социального использования является прямое урегулирование в законе порядка предоставления гражданам жилых помещений. ЖК РФ, так же, как и ЖК РСФСР (ст. 33), закрепляет в качестве общего правила предоставление гражданам жилых помещений в порядке очередности: «Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. » (ч. 1 ст. 57).
Ранее Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 13) гласил: «Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации».
По ЖК РФ в зависимости от принадлежности жилого помещения к той или иной разновидности жилищного фонда изменилась компетенция органов, правомочных устанавливать порядок предоставления жилых помещений. Так, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ст. 14).
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится: определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (ст. 13).

К компетенции органов государственной власти Российской Федерации относятся: определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (ст. 11).
На практике данные общие положения ЖК РФ реализуются обычно путем составления списков лиц, которым предусматривается предоставление свободных жилых помещений (построенных и освободившихся в связи с выездом нанимателей) в текущем году. Такие списки составляются на основе данных учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ранее — улучшении жилищных условий).
По действующему законодательству не может применяться прежний порядок, предусматривающий предоставление рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, определенных преимуществ и льгот в получении жилья, как и, наоборот, ограничения для лиц, которые нарушают трудовую дисциплину, правила общежития. Так, ЖК РСФСР (ст. 34) содержал норму, согласно которой очередность на получение жилых помещений может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом за злостное нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, мелкое хищение государственного или общественного имущества и другие нарушения. Решение о перенесении очередности принимается органами, которые вынесли решение о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С введением в действие ЖК РФ отменяется льготный порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, за исключением следующих случаев:
1) внеочередного предоставления жилых помещений (ч. 2 ст. 57);
2) специального, в том числе льготного, порядка предоставления жилых помещений в жилищных фондах Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации иным (кроме малоимущих) определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данным лицам жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49).
Случаи и основания предоставления жилых помещений вне очереди. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (ч. 2 ст. 57).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ЖК РФ случаев внеочередного предоставления. Это правило действует, если иной порядок для лиц, которым предоставляется жилье по договору социального найма, не указан в каком-либо законе, как это предусматривает ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. По федеральному законодательству право на внеочередное предоставление жилых помещений имеют:
— судьи*(141);
— инвалиды I группы: Великой Отечественной войны, боевых действий на территориях других государств*(142);
— граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа от услуг указанного учреждения, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение*(143);
— родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних в случае, если они нуждаются
в улучшении жилищных условий и если ВИЧ-инфицированный — несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает совместно с ними*(144).
Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации вне очереди (но не позднее трех месяцев со дня обращения) обязаны предоставить жилые помещения реабилитированным гражданам.
При организации семейного детского дома лицам, назначенным родителями-воспитателями, для совместного проживания с переданными им на воспитание детьми предоставляется вне очереди индивидуальный жилой дом либо многокомнатная квартира. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни*(145).
Споры о предоставлении жилого помещения по требованиям граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на внеочередное предоставление жилых помещений, в том числе лиц, которым жилое помещение должно предоставляться в пределах определенного законодательством срока, если этот срок нарушен, подведомственны судам*(146) .

Предоставление жилых помещений в ином льготном порядке. Первоочередной порядок предоставления жилых помещений ЖК РФ не предусматривает. Дискуссионным остается вопрос о том, подлежит или не подлежит применению ранее установленный порядок, согласно которому граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. 33 ЖК РСФСР). По нашему мнению, прежний порядок может быть сохранен в определенных случаях для лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., поскольку:
— граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ (ст. 6 Вводного закона);
— жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным (кроме малоимущих) определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для сохранения первоочередного порядка необходимо, чтобы соблюдались два условия:
1) такой порядок должен быть предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;
2) предоставление жилых помещений должно осуществляться из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Так, по действующему федеральному законодательству предоставление жилых помещений в первоочередном или ином льготном порядке предусмотрено:
— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней*(147);
— инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств*(148);
— участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территориях других государств*(149);
— военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах по прибытии из указанных государств*(150);
— прокурорам и следователям — не позднее 6 месяцев*(151);
— лицам, принятым на службу в милицию, участковым инспекторам милиции — не позднее шести месяцев с момента вступления в должность*(152);
— всем категориям работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности*(153);
— педагогическим работникам образовательных учреждений*(154);
— некоторым категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС*(155);
— медицинским и фармацевтическим работникам*(156);
— инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;
— семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина по спасению человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая;
— рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;
— матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям;
— семьям при рождении близнецов;
— учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений;
— спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Право первоочередного предоставления жилых помещений также предусматривается рядом подзаконных актов. Такое право предусмотрено:

— лицам, страдающим заболеваниями, внесенными в Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади*(157);
— лицам, больным заразными формами туберкулеза*(158).
Законодательством не предусматриваются преимущества какой-либо из указанных выше льготных категорий. Граждане, имеющие право на льготный порядок предоставления жилых помещений, могут реализовать это право и повторно, если иное прямо не установлено законом, если сохранилось основание для такой жилищной льготы и если лицо не ухудшило преднамеренно своих жилищных условий.
Право на льготный порядок предоставления жилья имеет сугубо личный характер; оно не может быть передано другому лицу, например родственнику, не наделенному таким правом. Споры о признании за лицом права на льготный порядок предоставления жилого помещения подведомственны судам*(159).
Необходимо обратить внимание на тенденцию замены предоставления абстрактных льгот по порядку предоставления жилых помещений иным механизмом жилищного обеспечения некоторых льготных категорий граждан. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», является предоставление им субсидий на приобретение жилья*(160) .

Органы, предоставляющие жилые помещения. Жилые помещения социального использования предоставляются, как правило, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев аварийного состояния домов и других случаев, установленных законодательством.
Предоставление жилых помещений социального использования должно производиться в строгом соответствии с действующим законодательством, в обстановке широкой гласности и коллегиальности при обсуждении и принятии решений.
Если ранее жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предоставлялись гражданам органами местного самоуправления, то по ЖК РФ из муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются органами местного самоуправления (ст. 14 ЖК РФ); органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяют порядок предоставления социального жилья в соответствующем жилищном фонде (ст.ст. 12-13 ЖК РФ).
На муниципальном уровне предоставление по ранее установленному порядку осуществлялось районной, городской, районной в городе администрацией при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой из депутатов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов. Общественная комиссия по жилищным вопросам проверяла жилищные условия граждан, состоящих на учете, а также рассматривала соответствующие ходатайства администрации (и профсоюзного комитета) предприятия, учреждения или организации, не имеющих своего жилищного фонда, и подготавливала предложения.
По ЖК РФ определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п. 4 ст. 12). Такой порядок пока не установлен, но, по всей видимости, он не претерпит принципиальных изменений по сравнению с существующим.
На основании решения органа местного самоуправления гражданину выдается выписка из этого решения на право заключения договора найма.

lawtoday.ru

Право на внеочередное и первоочередное получение жилого помещения

(«Законность», 2007, N 2)

ПРАВО НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ И ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ

Потяркин Д., кандидат юридических наук.

После введения в действие нашумевшего Закона о монетизации льгот система жилищных льгот начала претерпевать кардинальные изменения. Не способствовал установлению четкой и ясной системы жилищных льгот новый Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г.

Необходимо определить, какие жилищные льготы оставлены жилищным законодательством в силе на сегодняшний день.

Жилые помещения, согласно ст. 57 ЖК, по общему правилу предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом ЖК допускает случаи внеочередного предоставления жилищных помещений лишь следующим категориям:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 51 ЖК перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Такой Перечень был утвержден (более чем с годовым опозданием) Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Особо в Перечне следует отметить граждан, страдающих активной формой туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, социальные гарантии которых определены также в специальном законе — ФЗ от 18 июня 2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В п. 5 ст. 14 Закона установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному, а также проживающим в квартирах коммунального заселения и общежитиях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В этом случае внимания заслуживает норма о возможности выделения отдельной комнаты. При ее применении может возникнуть коллизия с ЖК, определяющим, что основное условие для внеочередного предоставления жилья — лишь невозможность совместного проживания в квартире, даже несмотря на фактическую допустимость выделения отдельной комнаты.

Так, в соответствии со ст. ст. 51 и 57 ЖК жилые помещения предоставляются вне очереди гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения.

Оговорка о том, что квартира должна быть занята несколькими семьями, не четкая.

Как следует из ст. 2 Семейного кодекса РФ, ст. ст. 31 и 69 ЖК, к членам семьи относятся супруги, родители и дети. Заметим, законом не установлено, что дети должны быть обязательно несовершеннолетними.

Получается, что совершеннолетний сын и его дети, проживающие в квартире родителей, — фактически другая семья, хотя, в соответствии с указанными законами, сын входит в состав одной семьи.

В этой связи в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» было установлено, что члены семьи заявителя — это супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Вне очереди жилое помещение предоставляется жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается федеральным законодательством, совместное проживание с которыми в коммунальной квартире невозможно.

Коммунальной принято считать квартиру, состоящую из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и(или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров. Такое определение дано в ст. 15 Закона города Москвы от 11 марта 1998 г. «Основы жилищной политики города Москвы».

Получается, что если несколько семей проживают в квартире на основании единого документа (например, одного договора социального найма на всю квартиру), то в таком случае по ЖК у граждан есть жилищная льгота, а в соответствии с московским законом, в силу того что нет документального подтверждения статуса коммунальной квартиры (два и более договора, свидетельства о праве собственности на комнаты и т. д.), — нет.

По сравнению с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., число льготных категорий намного сократилось. Законодатель отказался от открытого перечня случаев, когда возможно внеочередное предоставление жилых помещений.

Процесс ревизии таких прав начался, правда, еще до принятия нового ЖК. К примеру, были внесены изменения в Закон о прокуратуре, в результате чего право на внеочередное получение жилого помещения было заменено на право быть обеспеченным жильем в порядке, определяемом Правительством РФ.

Такая же судьба постигла и аналогичную норму в отношении судей.

Ранее, помимо предоставления жилого помещения вне очереди, было право на первоочередное получение жилья. Статья 36 ЖК РСФСР предусматривала 11 категорий граждан, обладавших правом на первоочередное улучшение жилищных условий. К ним относились инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, инвалиды труда, семьи лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей, рабочие, длительное время добросовестно проработавшие в сфере производства, многодетные семьи, одинокие матери, семьи при рождении близнецов, учителя, спасатели.

Перечень был открытый.

Например, на основании Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется жилье в первоочередном порядке (ст. 30). Эта норма, в отличие от перечня из ЖК РСФСР, действует и сегодня, что не соответствует нормам нового ЖК. Схожие нестыковки есть и у других законов. Помимо изложенных видов права на получение жилого помещения в обход общей очереди российскому законодательству знаком и такой институт, как улучшение жилищных условий в течение определенного срока, установленного нормативным правовым актом.

Например, ст. 10 ФЗ от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи» определяется, что в случае гибели лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи его семье жилое помещение предоставляется не позднее одного года со дня его гибели.

Похоже решается вопрос в случае гибели сотрудника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей (ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»).

Учитывая фактическое состояние очереди, такое право получить жилье в течение определенного законом срока, по сути, можно также отнести к разряду внеочередных.

Несправедливо было бы отказываться от признания льгот тех граждан, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до принятия нового Жилищного кодекса и жилищные льготы которых возникли на основании нормативных актов, принятых также до нового ЖК РФ.

Например, жители Москвы, принятые на учет до 1 марта 2005 г. и имевшие право на жилищные льготы, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта 2005 г. в жилищные органы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот (Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Эта позиция подтверждена и на практике — в 2006 г. жилые помещения государственного жилищного фонда Москвы предоставлялись, в частности, гражданам, проживающим в Москве не менее 10 лет и имеющим право на:

— внеочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;

— первоочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 1989 г. с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот (Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 306-ПП).

www.center-bereg.ru

Смотрите так же:

  • Нотариус батайск бурляева Нотариусы Батайск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Антонова […]
  • Размеры выплат по осаго 2018 Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, […]
  • Если лицо не вписано в осаго Как возмещается ущерб, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО? Договор ОСАГО можно заключить в отношении как ограниченного, так и неограниченного круга лиц (п. 2 ст. 15 Закона от […]
  • Порядок расчета пенсии до 2018 года Согласно ЗУ «О Госбюджете Украины на 2008 год…» с 01.01.2008 г. размер оценки одного года страхового стажа увеличен до 1,2 %; с 01.10.2008 г. — до 1,35 %. Итак, мой общий стаж = 42 года 9 […]
  • Страховка квартиры оформить Как застраховать квартиру Купить страховку онлайн на сайте — самый быстрый способ застраховать квартиру, не выходя из нее! Рассчитать стоимость полиса за несколько минут Оплата банковской […]
  • Закон про працю україни п 36 Кодекс Законів про працю України (КЗпПУ). Науково-практичний коментар. Стаття 36. Підстави припинення трудового договору 2) закінчення строку (пункти 2 і 3 статті 23), крім випадків, коли […]