Регулирование земельного налога

ПРОВЕРКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Регулирование земельного налога, осуществляется гл. 31 «Земельный налог» части второй НК РФ. В соответствии со ст. 387 «Общие положения» земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами этих субъектов, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Рассмотрим порядок проверки земельного налога по следующим элементам. 1.

Проверка субъектов налогообложения

В соответствии со ст.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. 2.

Проверка объектов налогообложения

При проверке необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 389 «Объект налогообложения* НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: •

изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; •

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в

Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; •

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; •

из состава земель лесного фонда; •

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. 3.

uchebnik.online

Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации Ялбулганов Александр Алибиевич

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ялбулганов Александр Алибиевич. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.12 : Москва, 1996 295 c. РГБ ОД, 61:97-12/83-7

Содержание к диссертации

Глава 1 Земельный налог как категория налогового права 10

1. Земельный налог в системе земельных платежей 10

2. Правовая характеристика элементов земельного налога 56

3. Развитие законодательства о налогообложении земли в России 113

Глава II Особенности правового регулирования земельного налога 172

1. Принципы правового регулирования земельного налога 172

2. Земельный кадастр в механизме правового регулирования земельного налога 199

3. Проблемы разграничения сфер федерального и местного нормотворчества по земельному налогу 225

Список литературы 263

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования напрямую связана с продолжающимися в России рыночными реформами, поставившими в центр внимания вопросы, связанные как с совершенствованием самой российской налоговой системы, так и ее правовой базы.

В отношении земельного налога эта задача приобрела особую важность и остроту. Основных причин несколько.

Во-первых, в настоящее вре*\ш происходит становление пост-социалистического, «рыночного» механизма налогообложения земли. В советский период по причине идеологизации всех сфер общественной деятельности, связанных с земельным вопросом, а также в силу особого правового статуса земли, находившейся в исключительной собственности государства, не было необходимости в существовании самого земельного налога- Создание рыночной системы землепользования стимулирует научные разработки, позволяющие проследить эволюцию российского законодательства о земельном налоге, вводящие в научный и практический оборот наработки зарубежного налогового законодательства по этому вопросу. Этого требует поиск новых походов к проблеме налогообложения земельных ресурсов, воспринимающих позитивный опыт, накопленный законодательством и юридической наукой дореволюцион-

2 ной России и зарубежных стран, и учитывающих реалии и специфику современной экономической и политической ситуации в Российской Федерации.

Во-вторых, продолжается формирование демократической модели местного самоуправления в нашей стране. Земельный налог, несмотря на невысокую долю в общем объеме доходных поступлений на федеральном уровне, выступает в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц. Налогообложение земли стало материально-финансов ой гарантией жизнедеятельности местного самоуправления. Поэтому актуальность проблемы становления и совершенствования правовой базы земельного налога следует, помимо прочего, рассматривать и в контексте формирования законодательных основ местного самоуправления.

В-третьих, очевидна взаимосвязь темы настоящего исследования с широким кругом проблем правового регулирования землевладения и землепользования, стремительно обновляющимся в последнее Бремя российским земельным законодательством. Диссертационное исследование носит комплексный, междисциплинарный характер и подготовлено с учетом основных направлений государственно-правового регулирования земельных реформ в Российской Федерации.

Наконец, учитывая все возрастающее влияние на общественную и политическую жизнь (а следовательно — и на действующее законодательство) экологического фактора, диссертант подробно останавливается на таком проявлении регулирующей функции земельного налога, как охрана земельных ресурсов и «экологизация» землепользования.

Степень научной разработки проблемы. Правовое регулирование налогообложения земли — тема отнюдь не новая для отечественного законодательства и правовой науки. В дореволюционный период она находила отражение в работах практически всех ученых, специализировавшихся в области финансового права (СИ. Иловайского, В.А. Лебедева, И.Х. Озерова, И.И. Янжу-ла др.). Некоторые же ученые посвятили земельному налогу специальные исследования . Проблема налогообложения земли в силу особой общественной значимости вопроса привлекала внимание государственных и политических деятелей, представителей российской науки и культуры (П.А. Столыпина» Л.Н. Толстого, А.В. Чаянова и др.).

Послеоктябрьский период развития законодательства и правовой науки по этому вопросу отличался известной идеологизацией и политизацией исследований. Земельный налог вытесняется квази-налоговыми рентными (фиксированными) платежами, а результаты землепользования в аграрном сек-

1 Лебедев В. О асземелшом налоіе. СПб,, 1868; Озеров И.Х- Земельний вопрос в

торе стали объектом обложения специальным сельскохозяйственным налогом. На этом этапе появляются работы С.А. Котляровского, М.И. Пискотина и других юристов.

Коренное реформирование экономической системы, вернувшее землю в сферу гражданского оборота, обусловило необходимость более тщательного изучения научных исследований дореволюционного периода, критического ( с учетом рыночного фактора) переосмысления законодательных и доктри-нальных наработок «советского периода 1 ‘ на предмет возможности их использования в современных условиях.

На сегодняшний день, к: сожалению* отсутствуют монографические исследования основ земельного налогообложения. Юристы рассматривают эти вопросы в контексте общих проблем финансового и земельного права, Следует заметить, что данная проблематика в большей степени разработана в трудах исследователей-экономистов (журнальные статьи и комментарии ILK. Выскре-беняева, статьи и монографии Н.В. Комова и др.).

Объектом диссертационного исследования является система правового регулирования отношений, возникающих в сфере земельного налогообложения. Предметом исследования выступает законодательная и доктринальная база финансово-правового регулирования земельного налога.

1) Цель диссертации заключается в комплексном, системном

изучении законодательных основ и особенностей правового регулирования налогообложения земли (с использованием историко- правового и сравнительно- правового методов анализа), В диссертации ставятся задачи, обусловленные целью исследования:

систематизировать исходные финансово- правовые знания о земельном налоге;

исследовать основные элементы земельного налога и особенности их правового ретулирования;

проанализировать соотношение налогового и земельного законодательства в вопросе о налогообложении земли;

определить систему принципов правового ретулирования налогообложения земли;

выявить особенности процедуры нормотворчества по вопросам, связанным с земельным налогом;

сравнить юридическую природу земельного налога и иных видов земельных платежей;

исследовать эволюцию земельного законодательства, регулирующего налогообложение земли;

9) проанализировать зарубежное законодательство о земельном

Методологические и теоретические основы исследования составили современные концепции теории права, финансового, экологического, административного и конституционного права, местного самоуправления, экономической теории, теории системного анализа и др.

В диссертации применялись такие частно-научные методы, как ис-торико-празовой, сравнительно- правовой, логический.

При создании теоретической базы и понятийного аппарата диссертационного исследования использовались положения и выводы ученых, работавших в дореволюционный период — ИЛ. Горлова, СИ, Иловайского, В.А. Лебедева, Ф.Б Мильгаузена, И.Х. Озерова, Е.Г. Осокина, Н.И. Тургенева, И,И, Янжула и др., а также современных ученых, писавших по вопросам теории права, финансового, административного, гражданского, земельного экологического права — Г.А. Аксененка, С.С. Алексеева, Г,Е. Быстрова, JLK. Вороновой, О-Н. Горбуновой, Б.Е. Ерофеева, И, А. Иконницкой, А.Н. Козырина, М.И. Козыря, Ю.М- Козлова, О.С. Колбасова, Е.Н. Колотинской, Н.И. Краснова, О.И. Крассова, В.В. Петрова, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Р,0, Халфи-ной, Н.И. Химичевой, СД, Цыпкина и др. Диссертантом использовались также выводы и положения ученых-экономистов, историков и представителей

7 других смежных областей знаний- Б.Г, Болдырева, Н.В. Комова, Л.П. Окуневой, В.М. Родионовой, А-Н. Сагайдака, С.Д. Шаталова и др. Компаративный метод предполагает знакомство с научными разработками зарубежных ученых — Дж. Генри, Ж, Бьенвеню, М.-О- Бюффа, П.-М. Годме, К,Валлендера> О.Курвуазье, БЛойтнера, Х.-Г-Яцека и др.

Нормативная база диссертационного исследования представлена действующим законодательством (Конституция, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты центральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления). При подготовке диссертации использовались правовые акты методического характера (инструкции Государственной налоговой службы и др.), а также акты правоприменения по вопросам налогообложения земли.

Научная новизна работы, Правовое регулирование налогообложения земли до сих пор не было предметом комплексного исследования в российской юридической науке- В диссертации впервые проанализировано соотношение понятий земельного налога, земельных платежей и платы за землю, да-на характеристика элементов земельного налога с позиций действующего законодательства, сформулированы принципы правового регулирования налого-

8 обложения земли с учетом федеративного устройства России и организации

Острый дефицит научных разработок по проблемам налогового права ( и, в частности, правового регулирования налогообложения земли) негативно сказывается на темпах и качестве законопроектных работ по подготовке Налогового и нового Земельного кодексов- Учитывая это обстоятельство, диссертант, основываясь на результатах своих исследований, формулирует предложения по совершенствованию действующего законодательства в части, касающейся налогообложения земли,

Практическаз значимость диссертационного исследования определяется актуальностью поднятых проблем, ориентированностью работы на улучшение механизма налогообложения земли, государственного управления земельными ресурсами, совершенствования правовой базы земельного налога.

Сформулированные диссертантом выводы могут использоваться при разработке, принятии и реализации нормативных правовых актов, действующих в сфере налогообложения земли, а также в преподавательской деятельности, при чтении общих и специальных курсов по финансовому, налоговому и земельному праву, экономике сельского хозяйства и другим дисциплинам на юридическом и экономическом факультетах.

9 Апробапия основных результатов диссертационного исследования

осуществлена через публикалию научных и научно-практических статей в таких журналах как «Государство и право», «Финансы 3 ‘, «Хозяйство и право», «Президентский контроль», в сборниках научных трудов, а также через рассмотрение и одобрение диссертации на заседании кафедры административного и финансового права МГИМО МИД РФ.

Правовая характеристика элементов земельного налога

Право частной собственности на землю долучило свое конституционное закрепление. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В ст. 36 Конституции РФ говорится, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц Правовой режим земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется земельным и гражданским законодательством. Базовым законодательным актом, который сейчас регулирует земельные отношения, является Земельный кодехс РСФСР от 25 апреля 1991 года, который применяется с учетом указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ». Этим указом практически половина статей Земельного кодекса РСФСР была признана недействующей. В то же время действует Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного н дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 года. В названном Законе определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность, а также право граждан на продажу земельных участков. Особенности реализации права частной собственности на сельскохозяйственные земли предусмотрены Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве1 .

Земельное законодательство определяет обязанность землевладельца уплачивать земельный налог- Нарушение этой обязанности может повлечь за собой лишение последнего права собственности на земельный участок. Таким образом, к числу оснований, прекращающих конкретные земельные правоотношения, относятся не только действия правомерные (добровольный отказ от земельного участка, отчуждение земли и т.д.) и неправомерные (использование земли не по целевому назначению, нерациональное использование земельного участка и т.д.), но и бездействие. К бездействию, влекущему за собой прекращение земельных правоотношений, законом отмечена систематическая неуплата платежей за землю в течение установленных сроков.

Земельное право имеет предметом своего регулирования общественные отношения, складывающиеся по поводу земли как объекта государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности, владения, пользования и распоряжения и правовой охраны таких отношений- В связи с этим сделаем вывод, что при коллизии норм земельного и налогового права в качестве специального права будут выступать налоговые законы. В то же время в силу специфики объекта земельных платежей оценка земли для последующих финансовых расчетов осуществляется в соответствии с земельно-правовыми, а не налоговыми нормами. Земельный кадастр в качестве основы для установления величины земельного налога, урегулирован предписаниями земельного законодательства.

Хозяйственные и иные операции с землей предполагают уплату помимо земельного налога и арендной платы, целого ряда других земельных платежей. Они, например, могут представлять собой плату за предоставленные государственными органами (земельными комитетами) услуги в связи с землевладением и землепользованием- Так, во Временном положении о предоставлении комитетами по земельным ресурсам и землеустройству штатных услуг гражданам и юридическим лицам на территории Мурманской области к числу таких платных услуг отнесены регистрация прав на недвижимость с формированием регистров землеустроительного дела, внесение изменений в поземельную книгу, оформление договора на аренду земельного участка с расчетом платежей за землю и графическим приложением» переоформление договора на аренду земельного участка и др. 1 Размер платежей за предоставляемые услуги устанавливается в кратном отношении к установленному законом минимальному размеру месячной заработной платы. Последний исчисляется на дату письменного обращения заявителя в рай(гор)комземы.

Платежи за перечисленные услуги земельных комитетов носят очевидный неналоговый характер и являются сборами. Сборами, по определению, данному А.Н.Козыриным, является плата, взыскиваемая государством и его органами в обязательном порядке за оказание определенных услуг 2 . Уплачивая сбор, гражданин на индивидуальном уровне подтверждает общественную значимость той или иной предоставляемой государством услуги.

Обстоятельством, сближающим понятие налога (земельного налога) и сбора (соответствующих видов земельных платежей), является принудительный характер изъятия платежей- Различает же их наличие или отсутствие встречного удовлетворения. Земельный налог не может быть рассмотрен в качестве платы за конкретные услуги, прямо или опосредованно касающиеся землевладения или землепользования 1 , В отношении сборов — платежей за услуга, предоставляемые земельными комитетами, наблюдается прямо противоположная ситуация- Так, в уже упомянутом постановлении Администрации Мурманской области от 22 ноября 1995 года предусматривается перечислять ежеквартально 80 % средств, поступающих в соответствующий бюджет от реализации услуг, районным (городским) комитетам по земельным ресурсам и землеустройству на покрытие расходов, связанных с их предоставлением.

Развитие законодательства о налогообложении земли в России

Выделение в настоящем диссертационном исследовании отдельного параграфа, конечно же, не случайно. Не ставя под сомнение познавательный интерес ретроспективного исследования этой области налогового права, заметим, что историко — правовой метод («память о прежнем») — важен не сам по себе. Он приобретает особую практическую ценность в юриспруденции при его разумном «вмешательстве» в заботы дня сегодняшнего и завтрашнего.

Налоги по своей внутренней сути неотделимы от государства, развитие и изменение форм которого всегда сопровождалось реформированием налоговых систем. Государство никогда не могло уйти от необходимости обеспечения совокупной жизнедеятельности общественного организма, ибо без этой жизнедеятельности ни господствовать, ни эксплуатировать, иными словами, безвозмездно присваивать чужой труд, просто невозможно. У государства, поэтому, не было выбора и ему приходилось служить своеобразным «социальным контролером». Наводить внутренний общественный порядок, регулировать хозяйственную жизнь, ликвидировать последствия стихийных бедствий, строить дороги- Для всех же перечисленных мер и работ нужны немалые деньги. Для их мобилизации использовались налоги.

Дореволюционное законодательство России о земельном налогообложении не является обширным. Однако данное обстоятельство нисколько не влияло на эволюцию земельного налога, его роль в жизни государства. Земельный налог является не только древним, В отдельные периоды российской истории он становился ведущим, нес большую фискальную нагрузку- Кроме экономического значения имел и большое политическое значение. Особенно ярко это проявилось после отмены крепостного права, когда у крестьян появилась гипотетическая возможность стать собственниками земли- Несомненно вьщающенся особенностью развития земельного и налогового законодательства в пореформенные годы 2-ой половины XIX века явилось принятие различных законодательных актов, скажем современным языком, региональной направленности.

Бесспорно, что опыт поисков оптимальных вариантов земельного налогообложения, стремление законодательно регулировать процесс земельной реформы развернувшейся поле отмены крепостного права наводит нас на некоторые аналогии с событиями происходящими в России в 90-е годы XX века. Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность многих проблем в том числе на законодательном уровне убедили нас в необходимости рассмотреть историю развития законодательства о земельном налогообложении.

Уверены, что уроки, почерпнутые из истории земельных реформ в России и зарубежных стран, окажут положительное влияние на становление земельного и налогового законодательства РФ.

Земля стала одним из первых объектов налогообложения- Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

На земельный налог в древности существенное значение мог оказывать религиозный закон- Иудея, еще не будучи римской провинцией, облагалась налоговыми повинностями указами императоров и отдавала часть урожая- Еврейский религиозный закон тору, устанавливал, что каждый седьмой год был свободным от уплаты налогов, так как в этот год шабаша евреям не разрешалось ни сеять, ни собирать урожай.

Сама обязанность уплачивать земельный налог рассматривалась как религиозное предписание; «И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам.»1

В древнем Египте времен Птоломеев важнейшими доходными статьями казны являлись натуральный налог на землю, включавший и ренту,

В Византии основным источником доходов являлся земельный налог, характеризующийся рядом особенностей. Например, «надбавкой» к земельному налогу была подушная подать на тех лиц, кто землю обрабатывал или владел ею, также земельный налог мог взиматься для содержания частных лиц,2

В налоговой системе древнего Рима основным налогом в провинциях являлся поземельный налог — аннона, уплачивавшийся зерном, маслом и другими продуктами. Причем ставки взимания земельного налога могли отличаться по провинциям, а также существовали особые формы налогообложения (например, на количество виноградных лоз или фруктовых деревьев).

Земельный кадастр в механизме правового регулирования земельного налога

Уплата налога по декларации предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. ежегодно официального заявления плательщика о его доходах, связанных с торгово — производственной деятельностью. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации размеров объекта обложения и действующей ставки, устанавливают оклад налога.

При уплате налога у источника дохода налог исчисляется бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход налогоплательщику.

Кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень предметов налогообложения (в нашем случае земельных участков), классифицируемых по внешним признакам. Как правило, земельный кадастр содержит систему необходимых сведений о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о составе городских земель, а также количественных и качественных характеристиках, ценности земель.

Русский и советский исследователь И.М. Кулишер так определил место кадфаст в механиземе взимания земельного налога: «В системе реального обложения поземельный налог — глава и основа, наиболее яркий выразитель системы. Альфа и Омего его — земельный кадастр»

Земельный кадастр полифункционален. Он ведется в целях своевременного обеспечения государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и физических лиц достоверной информацией о земельных ресурсах, необходимой для рационального использования и охраны земель, запшты прав собственников, землевладельцев и землепользователей, сохранения границ исторических землевладений, объектов историко — культурного наследия и т.д.

Среди прочих функций земельного кадастра следует упомянуть налоговую. Кадастр создает объективную основу для установления нормативной цены земли, земельного налога и арендной платы. Объектом государственного земельного кадастра являются все земли независимо от форм собственности, целевого назначения и характера их использования. При использовании кадастрового способа уплаты налога практически неизбежно возникает проблема с актуализацией содержащейся в кадастре информации. В этих целях можно было бы использовать данные зарегистрированных сделок с землей на рынке недвижимости. Кадастры , содержащие сведения об оценке и средней доходности объектов ( домов, промыслов), используются для исчисления соответствующих прямых реальных налогов ( подомового, промыслового). Важной особенностью земельного налогообложения в России является то, что оно невозможно без земельного кадастра, так как нет самостоятельного фискального кадастра ( кадастра налогового). Нет такого кадастра и в большинстве зарубежных государств. Именно в этой связи нами и рассматривается земельный кадастр, одной из функций которого является правовое регулирование земельного налога. Точное определение объекта и предмета земельного налога предполагает подробное описание и оценку доходности всех подлежащих налогообложению земель. Эта задача как раз и обеспечивается ведением кадастра Первые сведения о переписи земель для раскладки государственных и местных сборов относятся к еще X — XI в.в,. В Московском государстве использовались различные окладные единицы, разделявшиеся на три разряда. К первому причислялись выти, обжи и луки, ко второму — местные сошки различных размеров, а к третьему — большую московскую соху.1

С XV в. роль кадастра стали выполнять Писцовые книги, по которым единицей обложения служили преимущественно участки земли, называемые «сохой». Кроме того, в первой половине ХУП в- использовалась единица обложения — » живучая четверть». С конца XVII в. в Московском государстве складывается единая база обложения — большая соха. Первоначально размеры сохи определялись по орудиям труда и количеству скота, В дальнейшем соха стала определяться количеством посева. Земля делилась по качеству на три категории: добрую, среднюю, худую, а иногда выделяли и четвертую категорию — земля добре худая.2

Первый период работ по созданию земельного кадастра в России заканчивается после смены сохи на подворное обложение, которое затем было заменено подушным обложением. Все население государства было разделено на податное (крестьяне) и неподатное (помещики, духовенство, купцы) сословия. Подушное обложение сохранялось в России до 1877 г., а в Сибири до 1900 г.1

В 1842 г. начинаются кадастровые работы на землях государственных крестьян, продолжавшиеся двадцать лет. Их проводили кадастровые комиссии Министерства государственных имуществ.

При оценке земли члены комиссии использовали местные названия почв- Деление почв на классы основывались исключительно на данных об урожайности сельскохозяйственных культур. Все пахотные земли государственных крестьян были разделены на 5 классов: лучшие» хорошие, средние, посредственные, худые земли. Пашня каждого класса делилась на три степени в зависимости от урожайности ржи. Результатом 20-летней работы явилось издание в 1859 г. классификации пахотных земель по урожаю ржи. На этом закончился второй период работ по составлению земельного кадастра в России, Данные кадастровых комиссий не получили практической реализации, но они имели важ—«опознавательное значение. С 1376 г. и вплоть до 1917 г. работы по оценке земли велись земствами.2

Проблемы разграничения сфер федерального и местного нормотворчества по земельному налогу

Поэтому, в ходе совершенствования земельного кадастра в нашей стране в связи с превращением его в инструмент штатного землепользования, следует все документы и показатели по учету количества и качества земель связать с экономической ценностью земель. Данные о цене земли, земельного налога должны содержаться во всех кадастрах и, прежде всего, в земельно -кадастровой книге предприятия, организации, учреждения.

При создании единого земельного кадастра в условиях рынка должны быть учтены изменения характера земельных отношений» в первую очередь, отношений собственности на землю. Иначе, чем в земельном кадастре плановой экономики, должен быть сконструирован первый раздел, характеризующий правовое положение земель. Однако этому препятствует противоречивое решение вопросов земельной собственности в действующем законодательстве Прежде всего, то, что в Земельном кодексе РСФСР (1992 г.) наряду с нормами, регааментнрующими рыночные отношения в сфере землепользования (частная собственность на землю, аренда земли, плата за землю), сохраняются устаревшие нормы советской системы такие, как бессрочное (постоянное) пользование землей. В связи с этим в разделе «Регистрация землепользования» сохраняется показатель «срок, на который предоставлена земля». Однако наличие такого показателя никак не согласуется с задачей отразить в земельном кадастре различные формы земельной собственности — частную и государственную.

Создание экономического обеспечения единого земельного кадастра в условиях рынка также в известной мере упирается в противоречивость действующего законодательства, в первую очередь Закона РСФСР «О плате за землю». В данном законе предусмотрены такие, чисто рыночные формы платы за землю, как нормативной цена земли и земельный налог, что позволяет верно сконструировать четвертый раздел единого земельного кадастра, содержащего показатели платы за землю- Но, некоторые специалисты, занимающиеся проблемами земельного кадастра считают, что при определении нормативной цены земли и земельного налога в законе принята теоретически ошибочная методология, и поэтому использовать этот нормативный акт не представляется возможным,1

Так, по землям сельскохозяйственного назначения, наряду с земельным налогом, взимаемым с землепользователей, хозяйствующих на лучших по качеству и местоположению землях, предусмотрены нормативы фиксированных выплат для тех, кто хозяйствует на худших землях, В их основу положена устаревшая схема рентных платежей. Важнейшим элементом земельного кадастра является оценка стоимости земли. Она влияет на эффективность системы налогообложения в России и в зарубежных государствах. Точная оценка стоимости земли способствует правильному принятию решений в области землепользования как в государственном, так и в частном секторе. В России серьезной проблемой остается обоснование нормативной цены земли. На наш взгляд, методика определения нормативной цены земли должна быть гибкой и оперативной, учитывать динамичные изменения, происходящие в экономике России В то же время, эта методика должна детально и точно учитывать те качественные характеристики земель, которые влияют на ее производственную ценность и доходность производства. Кроме того, метод расчета нормативной цены земли должен быть простым, легко реализуемым, исключать возможность субъективного подхода и максимально основываться на имеющейся нормативной базе. По нашему мнению, вначале следует определять стоимость земель по группам почв, сформированным в соответствии с общероссийской классификацией земель для их характеристики и учета качества. Эти группы необходимо создавать в соответствии с природно — сельскохозяйственным районированием и производственной классификацией земель. С использованием стоимостных оценок земель по группам почв можно производить расчет цены земельных участков на любом уровне хозяйственной структуры. На следующем этапе расчетов следует обеспечивать учет влияния на цену земельных участков местных условий: микрорельефа, изрезанности препятствиями, каменистости, сложности конфигурации и т.д. На завершающем этапе стоимость земли должна быть уточнена с учетом ее местоположения. Обратимся к богатому опыту зарубежных государств по оценке земли. Так, в ФРГ Закон «Об оценке» выделяет 4 категории имущества: имущество сельского и лесного хозяйства; земельная собственность; производственные фодды; прочее имущество1. Для оценки земельной собственности несельскохозяйственного или лесного назначения устанавливается шесть категорий: земли, занятые сдаваемым внаем жильем; земли, занятые торговыми предприятиями; земли смешанного использования; земли, занятые домами на одну семью; земли, занятые домами на две семьи; прочие освоенные земли.

www.dslib.net

Смотрите так же:

  • На какую сумму посылки не облагаются налогами Лимит для беспошлинного ввоза снизили в пять раз с 2020 года Евразийская экономическая комиссия утвердила новые лимиты для беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Эти нормы […]
  • Налог на ценные бумаги организации Налоги на акции Для начала разберемся с налогообложением для инвесторов, т.е. какие налоги платит инвестор и что является налогооблагаемой базой. Налог на государственные и муниципальные […]
  • Приказ 154 форма справки Приказ 154 форма справки МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 21 апреля 2009 года N 200 Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской […]
  • Федеральный закон регулирует отношения связанные с Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения Часть 1 […]
  • Штраф за проезд без билета Проезд групп детей на железнодорожном транспорте. Вопросы - ответы. Правила перевозки групп детей по железной дороге. Оформление проезда детей на поездах. Льготы при проезде в поездах. […]
  • Приказ мчс за май 2018 Приказ МЧС России от 3 мая 2018 г. № 205 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых […]