Статья 91 федерального закона об образовании в российской федерации

Оглавление:

Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Сетевая форма реализации образовательных программ является одним из действующих механизмов кооперации образовательных организаций между собой, с предприятиями, учреждениями культуры и т.д. Однако нередко, имея необходимые ресурсы и человеческий капитал, участники сетевого взаимодействия не имеют права на осуществление образовательной деятельности. В статье разъяснен порядок лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения.

Должна ли общеобразовательная школа при открытии в ней коррекционного класса иметь лицензию на этот вид деятельности или достаточно внесения изменений в устав?

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» л ицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования.

Если профессиональная образовательная организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по основной профессиональной программе среднего профессионального образования — программе подготовки специалистов среднего звена по какой либо с

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приложении к лицензии указываются.

Должна ли быть лицензирована деятельность школьных кружков и клубов?

Если деятельность кружков и клубов образовательных организаций предполагает реализацию образовательных программ, то такая деятельность подлежит.

Может ли индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность, принимать на педагогическую работу лиц по гражданско-правовому договору оказания соответствующих услуг, т.е. без заключения трудового договора? Должен ли индивидуальный

По общим правилам п. 20 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются.

Возможно ли открыть в образовательном учреждении дополнительного образования дошкольные группы?

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе.

Должна ли образовательная организация, имеющая лицензию на профессиональное обучение по конкретным программам профессиональной подготовки, выданную до 1 сентября 2013 года, дополнительно лицензировать новые программы профессионального обучения и места осу

Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность.

К какому виду образовательных программ относятся курсы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы? Лицензируется ли такая образовательная деятельность?

Проведение курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусматривается приказом Министерства транспорта.

Должна ли образовательная организация, имеющая лицензию на дополнительное профессиональное образование по конкретным программам повышения квалификации, выданную до 1 сентября 2013 года, дополнительно лицензировать новые дополнительные образовательные про

Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют.

Нужна ли лицензия на дополнительное образование при ведении внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования?

При осуществлении внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

Комментарий к Ст. 91 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи в целом не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку вопросы лицензирования образовательной деятельности в свое время нашли отражение в самостоятельной статье 33.1 «Лицензирование образовательной деятельности» Закона N 3266-1. Также отдельные нормы о лицензировании в сфере высшего профессионального образования были представлены в Законе N 125-ФЗ.

Между тем в рамках рассматриваемой статьи нормативные положения о лицензировании значительным образом переработаны и адаптированы под современную практику механизма лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой на различных образовательных уровнях.

Как и ранее, лицензирование образовательной деятельности осуществляется Рособрнадзором на основании заявлений соискателей лицензии (образовательных организаций), а также представления необходимых сопутствующих документов.

Более подробное регулирование получили вопросы порядка внесения изменений в лицензию, случаев необходимости переоформления лицензии, получения временной лицензии. Помимо общих причин, установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, регламентированы специальные основания для возврата соискателю лицензии или лицензиату за явления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Закреплена практика реализации механизма лицензирования религиозных образовательных организаций, загранучреждений, осуществляющих образовательную деятельность за рубежом, а также образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В настоящее время механизм лицензирования образовательной деятельности урегулирован рядом документов, к которым можно отнести:

Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174 (ред. от 24.09.2012 г.));

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (утв. постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 837 (ред. от 24.09.2010 г.));

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 г. N 49));

Положение о лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 г. N 626 (ред. от 24.09.2012 г.));

Положение о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Положения о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 г. N 87 (ред. от 24.09.2012 г.)).

zakonobobrazovanii.ru

Статья 91 федерального закона об образовании в российской федерации

Комментарий к статье 91

Лицензирование представляет собой жесткий административный регулятор хозяйственной и иной предпринимательской деятельности.

Лицензия — это, по сути дела, разрешение. Осуществление лицензируемого вида деятельности без этого разрешения является незаконным и влечет юридическую ответственность.

Основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под лицензированием в нем определяются деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (ст. 3).

Упомянутый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не является единственным актом, устанавливающим порядок осуществления лицензирования. На основании иной правовой основы осуществляется лицензирование двенадцати видов деятельности, к которым отнесены, напр., страховая, клиринговая, космическая и др. (перечислены в п. 2 ст. 1 указанного ФЗ). Пять видов деятельности имеют особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими их осуществление (п. 4 ст. 1 указанного ФЗ), и к таким видам относится рассматриваемая нами образовательная деятельность.

Лицензирование образовательной деятельности как частный вид лицензионной деятельности (лицензирования) вообще устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.

Так, особенности правового регулирования лицензирования образовательной деятельности установлены в п. 1 комментируемой статьи.

Легальное определение лицензирования образовательной деятельности дано в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с Положением о лицензировании образовательной деятельности) (далее — Положение) , где оно определяется как оказание образовательных услуг по реализации установленных 20 образовательных программ, закрепленных в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ (приложение к указанному Постановлению Правительства РФ).

Российская газета. 15.06.2005. N 126.

Лицензирование образовательной деятельности относится к наиболее действенным правовым средствам обеспечения надлежащего качества образовательного процесса, оно выступает первичной, предваряющей образовательную деятельность правовой гарантией будущего качественного образования, которое отвечает целям и задачам образовательной политики, выраженным в Конституции РФ и в анализируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Соискатели лицензирования образовательной деятельности указаны в п. 2 комментируемой статьи. Так, лицензированию подлежит деятельность не только государственных и муниципальных образовательных организаций, но также автономных и некоммерческих структур. Кроме того, необходимость получения такого разрешения распространяется и на учреждения, имеющие особый статус, — проводящие обучение в оборонной сфере, в области атомной энергетики, а также научные комплексы.

Следует знать и то, что если у определенного образовательного учреждения (напр., вуза или колледжа) есть филиал, то для него тоже обязательно получение лицензии. При этом неважно, где он территориально расположен — в одном городе с основным учреждением либо в разных.

Получение образовательной лицензии необходимо и для индивидуальных предпринимателей, которые привлекают к работе наемный труд.

Следует понимать, что перечисленные субъекты должны осуществлять реализацию образовательных программ из указанного выше перечня, а если же их деятельность носит образовательный характер, но не совпадает с исчерпывающим установленным перечнем, то получать лицензию не нужно (например, это касается консалтинговой деятельности, проведения разовых лекций и т.п. мероприятий, после которых не осуществляется итоговая аттестация и не выдается документ об образовании). Обосновывается это тем, что лицензированию подлежит только собственно образовательная деятельность .

Образовательной деятельностью считается деятельность, проводимая по установленным образовательным программам (п. 17 ст. 2 комментируемого Закона).

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности — не требуется лицензирование образовательной деятельности в следующих ситуациях: 1) если ее осуществляет индивидуальный предприниматель без привлечения педагогических работников (ч. 2 комментируемой статьи; абз. 1 п. 1 Положения) ; 2) если ее ведут частные образовательные организации, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково» (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», абз. 2 п. 1 Положения).

Не имеет значения, какая образовательная программа будет реализовываться (она должна лишь входить в установленный перечень).

Разрешительная система, к которой относится процедура лицензирования, в широком смысле — это такой правовой режим, при котором органы государства и его должностные лица, применяя юридические запреты, способствуют установлению препятствий для потенциальных и фактических правонарушителей и таким образом укрепляют начала законности в общественной жизни . Сущность ее состоит в предварительном санкционировании возможности для различных субъектов заниматься отдельными видами деятельности, с соблюдением установленных индивидуально определенных условий, и последующим контролем за их фактическим выполнением . Следовательно, данная мера нуждается в предварительном согласии органов власти на осуществление той или иной деятельности частными субъектами.

Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах // СПС «КонсультантПлюс». 2005.

Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург: Диамант, 1995. С. 120.

В.Д. Сорокиным отмечается, что по содержанию отношения, возникающие в процессе деятельности субъектов разрешительной системы, являются организационными (создающими условия для реализации иных отношений), а также их участниками выступают органы исполнительной власти и невластные субъекты .

Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976. С. 117.

Органы, наделенные в данном вопросе компетенцией, указаны в п. 3 комментируемой статьи. Так, лицензионная деятельность в сфере образования на федеральном уровне осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в отношении:

— организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

— федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

— российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

— иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Государственная услуга по лицензированию образовательной деятельности предоставляется уполномоченным структурным подразделением Рособрнадзора — Управлением государственных услуг.

На уровне субъектов Федерации правом лицензирования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением перечисленных выше), обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (министерства, управления, департаменты образования). Например, в Москве такими полномочиями наделен Департамент образования города Москвы .

Формы документов, используемых в процессе лицензирования (заявления и справки), утверждены Приказом Департамента образования города Москвы от 29 августа 2014 года N 735.

Лицензирование этого вида деятельности на муниципальном уровне законодательством не предусматривается.

Результатом предоставления государственной услуги является:

а) предоставление лицензии;

б) переоформление лицензии и (или) приложения к лицензии;

в) предоставление временной лицензии;

г) предоставление дубликата лицензии и (или) приложения к лицензии, копии лицензии;

д) прекращение действия лицензии;

е) отказ в предоставлении лицензии или в переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии;

ж) предоставление сведений из реестра лицензий;

з) исключение из реестра лицензий (в случае прекращения осуществления образовательной деятельности филиалом образовательной организации).

Лицензирование образовательной деятельности как регламентированная процедура, процесс удостоверения права состоит из определенных последовательных стадий: возбуждение процедуры лицензирования; рассмотрение заявления и других представленных документов; экспертиза документов; принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии; выдача (отказ в выдаче) лицензии; обжалование решения об отказе в выдаче лицензии; контроль за соблюдением лицензионных требований; переоформление лицензии; приостановление или возобновление действия лицензии; аннулирование лицензии.

Пакет документов и заявление должны подаваться соискателем в тот орган, который соответствует ситуации и местонахождению соискателя на получение лицензии .

Оформляется в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 13, и (или) документы, указанные в ч. 3 ст. 13, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Например, если соискатель на получение образовательной лицензии — индивидуальный предприниматель, то для него лицензирующим органом будет орган исполнительной власти субъекта РФ, а если соискатель — организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам высшего образования, — то Рособрнадзор.

При этом имеются особенности:

— в соответствии с п. 13 комментируемой статьи лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций);

— п. 14 комментируемой статьи устанавливает норму, по которой Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

Перечень необходимых документов, чтобы пакет документов считался полным, установлен в п. 10 Положения и включает:

а) копии учредительных документов юридического лица;

б) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;

г) копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации — сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников;

д) копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

е) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

ж) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае, если соискателем лицензии является образовательная организация);

з) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

и) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

к) реквизиты выданной в установленном порядке лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии образовательных программ);

л) копия договора, заключенного соискателем лицензии в соответствии с ч. 5 ст. 82 комментируемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подтверждающего наличие условий для реализации практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования (при наличии образовательных программ);

м) сведения о гражданах, являющихся учредителями организаций, планирующих осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, а также гражданах, являющихся учредителями (участниками) организаций, выступающих в качестве учредителей организаций, планирующих осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, подтверждающие их соответствие требованиям, предусмотренным ст. 15.2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

н) реквизиты выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при наличии образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств);

о) копии программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (при наличии образовательных программ);

п) копия решения Министерства иностранных дел Российской Федерации о создании специализированного структурного образовательного подразделения загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, осуществляющего образовательную деятельность (в случае, если в качестве соискателя лицензии выступает загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации);

р) представление религиозных организаций — учредителей образовательных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, — представление соответствующих централизованных религиозных организаций) сведений о квалификации педагогических работников духовных образовательных организаций, имеющих богословские степени и богословские звания (в случае, если в качестве соискателя лицензии выступает духовная образовательная организация), а также копии документов, подтверждающих размещение духовной образовательной организации в помещениях, находящихся на праве собственности или ином законном основании у ее учредителя, для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (при наличии таких помещений);

с) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале);

т) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ);

у) опись прилагаемых документов.

То есть полный список необходимых документов зависит от выбранной образовательной программы и типа учреждения.

Копии запрашиваемых документов должны быть должным образом заверены (либо для сравнения предъявляется оригинал).

Объектом лицензирования выступают отношения, которые возникают между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями) в связи с осуществлением образовательной деятельности.

Сложность получения лицензии проявляется в необходимости соблюдения многочисленных требований (закреплены в п. 4 Положения), которые можно подразделить на несколько групп, по объединяющим критериям:

В дополнение к документальной составляющей: перечисленному выше необходимому пакету документов к заявлению.

— наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, в том числе специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (пп. «а» п. 4 Положения);

— существование образовательных программ, которые разработаны и утверждены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со ст. 12 комментируемого Федерального закона. Разработка программ должна проходить именно для соискателя лицензии. Свое согласие с программой подтверждает руководитель организации — утверждает и подписывает ее. Некоторые направления образовательной деятельности дополнительно нуждаются в согласовании, так, напр., религиозные, медицинские (пп. «г» п. 4 Положения);

— соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям: заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и другого имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, согласно п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (пп. «д» п. 4 Положения) ;

Санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдает орган санитарно-эпидемиологического надзора — санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС), должно быть положительным (то есть о соответствии требованиям законодательства). Так, для дошкольного образовательного учреждения должно быть соответствие требованиям, напр., СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26); ППБ-101-89.

— заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (если соискателем является образовательная организация) (пп. «ж» п. 10 Положения) ;

О соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности дается заключение, которое выдает орган государственного пожарного надзора. Так, Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений утверждены Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541.

— соответствующее кадровое обеспечение. Работники учебного заведения или индивидуального предпринимателя должен иметь профильное образование. Это, а также их квалификация, стаж и опыт подкрепляются документами (пп. «ж» п. 4 Положения);

— достаточная материально-техническая составляющая (напр., библиотека, наличие медицинского кабинета, административно-хозяйственной части и т.п.). Оформляются они согласно требованиям охраны труда и техники безопасности (пп. «б», «в» п. 4 Положения).

Пункты 12 и 15 комментируемой статьи определяют необходимость учитывать особенности:

1) при подтверждении законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, учитываются помещения, находящиеся на праве собственности или ином законном основании у такой организации и ее учредителя.

При подтверждении соответствия образовательного ценза педагогических работников духовной образовательной организации требованиям учитываются богословские степени и богословские звания, присужденные (присвоенные) и (или) признанные (подтвержденные) в порядке, установленном соответствующей централизованной религиозной организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации в установленном порядке (п. 12 Положения);

2) к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, представительствам Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях не предъявляются требования, установленные пп. «а», «д», «е» п. 4 и пп. «а», «ж», «з» п. 6 Положения.

Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивают необходимые для осуществления образовательной деятельности условия по реализуемым и (или) заявленным к лицензированию образовательным программам в соответствии со ст. 88 анализируемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п. 8 Положения).

По норме комментируемой статьи (п. п. 15, 16) некоторые направления образовательной деятельности дополнительно нуждаются в согласовании и к ним устанавливаются повышенные требования. Это относится к реализации:

— образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 анализируемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. «а» п. 5 Положения);

— профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ.

Должен быть документ, подтверждающий допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с ч. 4 ст. 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ (пп. «б» п. 5 Положения);

— образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Необходимо наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с ч. 4 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. «в» п. 5 Положения);

— для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций.

Требуется соответствие требованиям ст. 15 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций (пп. «г» п. 5 Положения);

— образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств.

Обязательно наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (пп. «д» п. 5 Положения).

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, представленных соискателем лицензии, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий, а затем принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления (п. 1 ст. 14 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 7 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии в случаях, предусмотренных ст. ст. 13 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Заявителями на предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а заявителем по вопросу предоставления лицензии выступает соискатель лицензии.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью, которое должно содержать определенные в п. 4 комментируемой статьи сведения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так, формы заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам в настоящее время установлены Приказом Минобрнауки России от 11.12.2012 N 1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам».

В течение 20 календарных дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов или со дня приема надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии на основании уведомления, в соответствии с распорядительным актом лицензионного органа о проведении документарной проверки осуществляется проверка полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и в соответствии с распорядительным актом лицензионного органа о проведении внеплановой выездной проверки в отношении соискателя лицензии осуществляется проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. По результатам проведенных проверок составляются акты проверок.

Специалист, ответственный за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, на основании актов проверок в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня окончания проведения проверок, готовит проект распорядительного акта о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и направляет на подпись руководителю (заместителю руководителя) лицензионного органа.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения вручается или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомления об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Пункт 12 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень ситуаций , когда лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. Это происходит в одной из следующих ситуаций:

Наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями.

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

В случае если заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии оформлено с нарушением требований и (или) документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган вручает соискателю лицензии или лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В течение 3 рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии или лицензиатом, принимается решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов.

В случае, когда соискателем лицензии или лицензиатом не представлены в лицензирующий орган надлежащим образом оформленные заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и (или) прилагаемые к нему документы, а также недостающие документы в тридцатидневный срок со дня получения уведомления лицензирующего органа о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, принимается решение о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Лицензия может оформляться бессрочно или временно — временная лицензия (п. 8 комментируемой статьи). В первом случае срок ее действия не ограничен временным отрезком, во втором составляет один год.

Заявителем по вопросу предоставления временной лицензии является организация, возникшая в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения.

Сроки предоставления заявления о предоставлении временной лицензии и пакета необходимых документов в соответствующий лицензирующий орган установлены в п. 9 комментируемой статьи и составляют не более 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов (п. 10 комментируемой статьи).

В п. 11 закреплена норма, по которой форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются Рособрнадзором.

Пункты 5 — 7 комментируемой статьи закрепляют нормы, относящиеся к переоформлению лицензии.

Принятие лицензионным органом решения о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии, в случаях, предусмотренных ч. ч. 7 и 9 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии и прилагаемых к нему документов, при условии, что заявление о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии оформлено в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и прилагаемые к нему документы, указанные в п. п. 11, 13, 15 — 17 Положения, представлены в полном объеме.

Принятие решения о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии в иных случаях осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии и прилагаемых к нему документов, при условии, что заявление о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии оформлено в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и прилагаемые к нему документы представлены в полном объеме.

В случае если заявление о переоформлении лицензии и (или) прилагаемые к нему документы оформлены с нарушением требований и представлены не в полном объеме, срок принятия решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении исчисляется со дня поступления в лицензионный орган надлежащим образом оформленных заявления о переоформлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документов (процедура одинакова с описанной ранее такой же ситуацией в случае оформления лицензии).

Заявителем по вопросу переоформления лицензии и (или) приложения к лицензии, предоставления дубликата лицензии выступает лицензиат .

Требования, которые предъявляются к лицензиату, закреплены в п. п. 6, 7 Положения.

Федеральный лицензирующий орган ведет на электронных носителях сводный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами субъектов РФ. Лицензирующие органы субъектов РФ не позднее 10 календарных дней после принятия решения, являющегося основанием для внесения сведений в реестр лицензий, представляют соответствующие сведения в федеральный лицензирующий орган путем внесения этих сведений в сводный реестр лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и подлежит обязательному размещению на официальных сайтах лицензирующих органов в сети Интернет, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, служебной или иной тайны такой доступ должен быть ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Авторы — Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика»; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика».

Комментарий по состоянию на 01.08.2016

www.lexed.ru

Смотрите так же:

  • Приказом минрегиона россии от 29122011 627 Приказом минрегиона россии от 29122011 627 Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627"Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности […]
  • Приказом 989 Приказ МВД России от 31 октября 2012 г. N 989 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МВД […]
  • Приказ мз и ср рф 31н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 января 2012 г. N 31н г. Москва "О внесении изменений в Порядок выдачи […]
  • Нотариусы колпино часы работы Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7(812)4610054 Адрес: 196655, […]
  • Активы организации закон Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями […]
  • Приказ 624 об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности Изменения в Порядке выдачи листков нетрудоспособности (Заболонкова О.) Дата размещения статьи: 30.10.2015 На страницах нашего журнала уже были рассмотрены неоднозначные моменты, […]