Стеклова ое Учебное пособие

Стеклова ое Учебное пособие

Одной из благоприятных сред внедрения новых информационных технологий является система образования. Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров [1]. Например, внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, (по сравнению со старыми традиционными методами обучения) поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Эксперты по маркетингу уже давно (до появления в системе обучения приложений мультимедиа) заметили на многочисленных экспериментах отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти.

Рис.1. Успехи в познании при использовании компьютерных технологий.

Если же учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, например, при помощи интерактивных обучающих программ типа приложений мультимедиа, то доля усвоенного может составить 75% (см. рис. 1).

На самом деле трудно привести даже приблизительные числовые данные, так как в различных исследованиях на эту тему приводятся разные результаты. Расхождение в результатах экспериментов возникает не только по причине небрежного проведения или подведения итогов эксперимента, но и сильно зависит от различных параметров. Невозможно найти две группы, которые состояли бы из лиц с одинаковыми способностями к усвоению, одинаковой памятью и т. д. Значительные отклонения нескольких параметров несомненно скажутся на точности результатов эксперимента. Поэтому приведенные далее процентные соотношения следует воспринимать как усредненное значение различных данных на эту тему.

Крупные фирмы, вкладывающие ежегодно существенные финансовые средства в образование и повышение квалификации своих сотрудников, учитывая эти положительные факторы, могут сэкономить весьма значительные средства. По сообщению, например, компании DEC, экономия в затратах на обучение и переобучение при внедрении системы обучения с использованием компьютерных технологий составила ежегодно $ 40 млн. Существенные позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:

— лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала,

— мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний,

— экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения,

— полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения,

— уменьшение затрат на производственное обучение и повышение квалификации.

Шесть лет назад при создании учебной программы затраты, как правило, составляли от 5,5 до 4,4 рабочих часов программиста на одну минуту учебного времени [1]. Сегодня на это уходит 2,5 часа, а при использовании системы ToolBook II Instructor на это уходит приблизительно 18 рабочих минут.

На данный момент существует огромное множество различных по тематике и сложности программ мультимедийного обучающего характера. Среди них можно выделить энциклопедии, справочники, словари, обучающие программы, компьютерные и Internet–учебники, компьютерные учебные пособия и, как ни странно — игры.

Стремление использовать возможности internet-технологий в преподавании политических наук заставило нас искать подходящую инструментальную систему для разработки образовательных программ, которая может работать на персональном компьютере под управлением операционной системы Windows, имеющим доступ к компьютерной сети Internet.

Одним из мировых лидеров в области создания инструментальных средств для реализации образовательного программного обеспечения является фирма Asymetrix Learning Systems, разработкой которой является система ToolBook II Instructor (версии 6.0 и 7.0) предназначенная для создания Windows и Internet-приложений в виде виртуальных книг. Особенность системы ToolBook II Instructor — это использование метафоры книги в качестве основы организации создаваемых приложений.

На основе системы ToolBook II Instructor нами был подготовлен и предложен студентам мультимедиа-курс “Легитимность власти”, читаемый на философском факультете СПбГУ. Данный мультимедиа-курс представляет собой во многом пилотный проект, цель которого апробировать возможности системы ToolBook II Instructor для создания полномасштабного Internet-учебника по политологии. Программные ресурсы курса были подготовлены инженером-программистом Стекловой Е.А. Содержательно в основу мультимедиа-курса были положены научные и учебно-методические разработки курса лекций проф. Елисеева С.М. “Легитимности власти и легитимация власти в посткоммунистическом обществе” [2], которые были адаптированы к требованиям internet-технологий. Мы исходили из того, что было бы совершенно неправильно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст. Конечно, в результате мы получили бы некоторые преимущества в плане поиска и гиперссылок, но такой курс был бы неудобен для обучающегося (читать с монитора не так удобно, как с книги) При создании курса мы учитывали следующие факторы:

Internet-учебник подразумевает немного иную организацию материала (главы должны быть более короткими: их проще читать на экране, да и передаются они по сети быстрее);

полезно разделить материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и визуально их выделить;

особое внимание следует уделить интерфейсу пользователя;

очень важно соблюдать меру в графическом оформлении.

Структура виртуального курса, содержащая дидактические материалы, состоит из следующих компонентов:

Информирующий компонент содержит: Текст. Графические картинки. Звук.

Контролирующий компонент содержит: Тест. Графические картинки Звук.

Предлагаемый доклад представляет собой описание принципов разработки мультимедийного курса по политологии “Легитимность власти” созданного на базе системы ToolBook II Instructor и языка HTML, который позволяет поместить информацию в Интернет и использовать материалы курса, как локально, скопировав их на персональный компьютер, так и в интерактивном режиме.

1. Кирмайер М. Мультимедиа. СПБ.1999. с.32–36.

2. Елисеев С.М. Легитимность власти. Учебно-методическое пособие. СПБ. СПБГУ. 2000.

Елисеев Сергей Михайлович, д. полит. наук, проф. кафедра политологии СПбГУ.

Тел. (812) 328-97-94; e-mail: polit@philosophy.Pu.Ru.

Стеклова Елена Александровна, инженер ГП “Терком”.

www.ict.edu.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА

Полный текст:

Ключ. слова

Список литературы

1. Максимова С. М. О современных подходах к формированию организационной культуры компаний // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. Материалы трудов участников IV Международной научно-практической конференции. — М.: МЭСИ, 2012, — Том 2, — 370 с

2. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. — Ульяновск: УлГТУ. — 2007. — с.94

3. ХалеевА.И. Организационная культура предприятия: основные концепциииностранныхисследований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — Кисловодский институт экономики и права. — 2012. — С.4

4. Шуплецов А.Ф., Харитонова П.В. Организационная культура предпринимательскойдеятельности компаниииеевлияниенаэффективность результатов хозяйствования // Проблемы теории и практики управления. — ИзвестияИГЭА. — 2012. — №3 (83). — С.87. 5. Van der Post, W. Z., De Coning

5. Van der Post, W. Z., De Coning, T. J., et al.. An instrument to measure organizational culture. South African Journal of Business Management, 1997, 28(4), PP. 147-168

6. Maksimova S.M. Contemporary approaches to creating the companies’ organizational culture // Management model for an economy based on knowledge. Materials of participants of the IV International Scientific Conference. — MESI, 2012, — Vol. 2, — 370

7. Steklova O.E. Organizational culture: textbook / O.E. Steklova/. — Ulyanovsk: UlGTU. — 2007. — Р.94

8. Khaleev A.I. Company culture: basic conceptions of foreign researchers // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. — Kislovodskij institut ekonomiki i prava. — 2012. — S.4

9. Shupletsov A.F., Kharitonova P.V. Organizational culture of company’s entrepreneurial activities and its influence on efficiency of economic management results // Problemy teorii i praktiki upravleniya. — Izvestiya IGEA. — 2012. — №3 (83). — S.87

10. Van der Post, W. Z., De Coning, T. J., et al.. An instrument to measure organizational culture. South African Journal of Business Management, 1997, 28(4), PP. 147-168

Дополнительные файлы

Для цитирования: Тху Чанг Т. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА. Статистика и Экономика. 2014;(2):130-133. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2014-2-130-133

For citation: Thu Trang T. THE STUDY OF ORGANIZATIONAL CULTURE: METHODOLOGY FOR QUANTITATIVE EVALUATION AND ANALYSIS. Statistics and Economics. 2014;(2):130-133. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2014-2-130-133

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

statecon.rea.ru

2-е издание, исправленное

Транскрипт

1 2-е издание, исправленное Москва Горячая линия — Телеком 2014

2 УДК (075.8) ББК я73 М60 Рецензенты: кафедра защиты информации НИЯУ МИФИ (зав. кафедрой кандидат техн. наук, профессор А. А. Малюк); академик РАН И. А. Соколов; доктор техн. наук, профессор П. Д. Зегжда; доктор техн. наук, профессор А. Г. Остапенко Милославская Н. Г., Сенаторов М. Ю., Толстой А. И. М60 Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Горячая линия Телеком, с.: ил. Серия «Вопросы управления информационной безопасностью. Книга 4» ISBN Рассмотрены технические аспекты управления информационной безопасностью (ИБ), включая управление логическим доступом пользователей к активам организации, управление защищенной передачей данных и операционной деятельностью, разработку и обслуживание информационных систем с учетом требований к их ИБ, управление конфигурациями, изменениями и обновлениями в активах организации. Кратко рассмотрены основы физической защиты и защиты от воздействия окружающей среды. Анализируются организационные и кадровые вопросы управления ИБ. Введены четыре основные модели организационного управления ИБ, являющиеся комбинациями централизованных и децентрализованных руководства и администрирования ИБ. Рассмотрена организационная инфраструктура управления ИБ. Перечислены организационные мероприятия по управлению ИБ. Подробно описаны деятельность, функции, состав и варианты создания службы ИБ организации, а также задачи, функции, обязанности, права и ответственность администратора ИБ подразделения организации. Детально анализируются группы компетенций, должности и направления деятельности специалистов в области ИБ. Особое внимание уделено учету вопросов ИБ при найме персонала на работу и при формировании должностных обязанностях персонала. Для студентов вузов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры направления «Информационная безопасность», будет полезно слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации и специалистам. ББК я73 ISBN Н. Г. Милославская, М. Ю. Сенаторов, А. И. Толстой, 2012, 2014 Издательство «Горячая линия Телеком», 2014

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью» является четвертой частью серии учебных пособий «Вопросы управления информационной безопасностью». При подготовке данного учебного пособия были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть технические аспекты управления информационной безопасностью (ИБ); 2) определить взаимосвязь системы управления ИБ (СУИБ) с системой физической защиты объекта и мер по защите от воздействия окружающей среды; 3) проанализировать организационные и кадровые вопросы управления ИБ. Исходя из поставленных задач, была выбрана структура учебного пособия «Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью», которое состоит из введения, двух глав, заключения, шести приложений и списка литературы из 35 наименований. Во введении обоснована актуальность темы учебного пособия. Первая глава посвящена техническим аспектам управления ИБ организации. Рассматривается управление логическим доступом пользователей к активам организации приложениям, операционным системам и сетям, основанное на специальной политике и установленных обязанностях пользователей, включая их работу с переносными устройствами и в дистанционном режиме. Исследуются вопросы управления защищенной передачей данных и операционной деятельностью, регламентированного документированными процедурами, подразумевающего разделение полномочий и включающего деятельность по разграничению сред разработки и промышленной эксплуатации, управление системами обработки информации (СОИ) сторонними лицами и/или организациями, планирование нагрузки и приемки систем, защиту от вредоносного программного обеспечения (ПО), управление сетевыми ресурсами, защиту носителей информации, безопасный обмен информацией и ПО и некоторые вспомогательные операции. Обсуждается разработка и обслуживание информационных систем (ИС) с учетом требований к их ИБ, которые должны быть приняты во внимание при обеспечении ИБ (ОИБ) приложений и системных файлов, в том числе с использованием защитных мер, связанных с использованием криптографии. Особое внимание уделено важному вопросу управления конфигурациями, изменениями и обновлениями в активах организации. Кратко рассмотрены основы физической защиты и защиты от воздействия окружающей среды, заклю-

4 4 Технические, организационные и кадровые аспекты управления ИБ чающиеся в выделении охраняемых зон и обеспечении безопасности оборудования организации. Вторая глава анализирует организационные и кадровые вопросы управления ИБ. Вводятся четыре основные модели организационного управления ИБ, являющиеся комбинациями централизованных и децентрализованных руководства и администрирования ИБ. Рассматривается организационная инфраструктура управления ИБ, базирующаяся на поддержке со стороны руководства организации и опирающаяся на комитет по управлению вопросами ИБ, координационный комитет и службу ИБ. Перечисляются организационные мероприятия по управлению ИБ, классифицируемые как разовые, постоянно и периодические проводимые и проводимые по мере необходимости. Подробно описывается деятельность и функции Службы ИБ организации, опирающейся на предоставляемые ей полномочия. Также определяются различные варианты создания этой службы, ее состав, функции руководителя. Отдельно рассматриваются задачи, функции, обязанности, права и ответственность администратора ИБ подразделения организации. Детально анализируются группы компетенций, должности и направления деятельности специалистов в области ИБ. Особое внимание уделяется учету вопросов ИБ при найме персонала на работу и в должностных обязанностях персонала. Кратко затрагивается сотрудничество между организациями и консультации со специалистами в области ИБ. В заключении кратко выделяется взаимосвязь изученных понятий, относящихся к техническим, организационным и кадровым аспектам управления ИБ, а также устанавливается связь между материалом учебного пособия и составляющими профессиональных компетенций. В приложениях приводится информация справочного характера в виде примерных положений об Управляющем совете по вопросам ИБ, Координационном комитете по вопросам управления ИБ и Службе ИБ. Освоение материалов данного учебного пособия лежит в основе формирования у обучающихся следующих профессиональных компетенций: способность участвовать в управлении ИБ объекта; способность участвовать в проектировании и разработке СУИБ объекта. Эти профессиональные компетенции необходимы для решения задач, относящихся к таким видам профессиональной деятельности в сфере управления ИБ, как организационно-управленческая, проектная, проектно-технологическая и эксплуатационная. После изучения данного учебного пособия обучающиеся будут: Знать: современные подходы к управлению ИБ объекта и направления их развития; особенности отдельных процессов управления ИБ в рамках СУИБ; подходы к интеграции СУИБ в общую систему управления организации.

5 Предисловие 5 Уметь: анализировать текущее состояние ИБ на предприятии с целью разработки требований к разрабатываемым процессам управления ИБ; определять цели и задачи, решаемые разрабатываемыми процессами управления ИБ. Владеть: терминологией в области технических, организационных и кадровых аспектов управления ИБ; навыками построения отдельных процессов управления ИБ, относящихся к области технических, организационных и кадровых аспектов управления ИБ. Материалы, вошедшие в учебное пособие «Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью», обеспечивают учебно-методической базой любую учебную дисциплину, относящуюся к управлению ИБ. Однако в полной мере данное учебное пособие может быть востребовано при подготовке профессионалов в области управления ИБ. Поэтому оно может быть рекомендовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры направления «Информационная безопасность». Кроме этого учебное пособие «Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью» из серии «Вопросы управления информационной безопасностью» может быть полезным при реализации программ дополнительного образования (курсы повышения квалификации или переподготовки кадров). Важно подчеркнуть, что для приступающих к ознакомлению с данным учебным пособием есть определенные требования по предварительной подготовке. Например, следует знать основы теории ИБ и комплексный подход к ОИБ, уязвимости и угрозы ИБ в информационной среде. Следует рекомендовать предварительное ознакомление с материалом первой части серии учебных пособий «Вопросы управления информационной безопасностью»: «Основы управления информационной безопасностью». Авторы признательны коллегам по факультету «Кибернетика и информационная безопасность» НИЯУ МИФИ, а также всем рецензентам. Авторы, естественно, не претендуют на исчерпывающее изложение всех названных в работе аспектов проблем, поэтому с благодарностью внимательно изучат и учтут критические замечания и предложения читателей при дальнейшей работе над учебным пособием.

6 ВВЕДЕНИЕ Управление информационной безопасностью (ИБ) неотъемлемая часть управления любой современной организацией в целом, независимо от ее размера и сферы деятельности. Управление ИБ сложный непрерывный процесс, перед которым стоит множество целей и задач, являющихся обеспечивающими, вспомогательными по отношению к основным бизнес-целям и задачам организации. Они формулируются в различных документах организации: концепциях, стратегиях, политиках, стандартах, инструкциях и т. д. Процесс управления ИБ распадается на тесно взаимосвязанные подпроцессы, каждый из которых вносит существенный вклад в достижение общих целей управления ИБ. Объектами управления в рамках этих подпроцессов являются активы, риски ИБ, инциденты ИБ, непрерывность бизнеса, изменения, усовершенствования и многое другое. От эффективности и результативности каждого из этих подпроцессов зависят общая эффективность и результативность всей деятельности по управлению ИБ в организации. Для успешного управления ИБ должна быть создана учитывающая специфику организации и адекватная ее требованиям в отношении обеспечения ИБ (ОИБ) система управления ИБ (СУИБ). Организационный и кадровый аспекты ОИБ организации являются одними из ее важнейших элементов, так как от их реализации в значительной степени зависит эффективность и результативность всей деятельности по управлению ИБ и, следовательно, поддержанию ИБ в организации на должном уровне. Правильные решения вопросов создания организационной инфраструктуры и кадровая политика в области ОИБ способствуют ускорению комплексного внедрения и поддержания целостной системы обеспечения ИБ (СОИБ), увязывающей технические, организационные, административные (включая работу с персоналом) защитные меры. Рассмотрению этих мер посвящено предлагаемое учебное пособие «Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью», являющееся четвертой частью в серии учебных пособий «Вопросы управления информационной безопасностью».

docplayer.ru

Смотрите так же:

  • Административная ответственность за нарушение закона о персональных данных Ответственность за нарушение закона о персональных данных Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может […]
  • Купля продажа в чистополе Купить квартиру в Чистополе Всего 348 объявлений Продам трехкомнатную квартиру, 50 м², этаж 2 из 2. 26 июля Объявление о продаже двухкомнатной квартиры, 46 м², этаж 5 из 2. 25 июля […]
  • Госпошлина оформление водительского удостоверения ipc-zvezda.ru Охотничье оружие Для регистрации приобретенного оружия предоставляется оружие и дубликат лицензии. Заявление о переоформлении лицензии на приобретение спортивного или […]
  • Пособия матерям одиночкам в приморском крае Выплаты не работающим матерям-одиночкам Здравствуйте, я студентка, не работающая, мать-одиночка, скажите на какие выплаты я могу рассчитывать при рождении ребёнка, проживаю в приморском […]
  • Налог на автомобиль вологда Транспортный налог в Вологде Воспользуйтесь калькуляторов транспортного налога в Вологде для получения суммы налога. Калькулятор учитывает регион расчета, а также характеристики автомобиля […]
  • Штраф за неуплату налога на прибыль в срок Нашли ошибку в расчете налога: Правила исправления налоговых ошибок Наибольший урожай выявленных ошибок приходится на I квартал года, поскольку это время подготовки годовой бухгалтерской […]