Закон о покойниках

Закон о покойниках






Похороны и обряды

О покойниках и похоронах (Обычаи и традиции русского народа)

«Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души. Он читается «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», и иначе называется отходной молитвой. В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов — бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Канон на исход души в отсутствии священника должны прочитать родные или близкие умирающего.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон — «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона есть в полных православных молитвословах.

Приготовление усопшего к погребению

Тело человека, по воззрению Церкви, — освященный благодатию таинств храм души. По слову святого апостола Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», или просто «Господи помилуй». Омывать нужно все тело теплой водой с мылом. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. В некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван — белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. Нельзя обмывать покойника женщинам, у которых идут месячные. Раньше, как правило, покойника готовили в последний путь только пожилые женщины.

Гроб перед положением тела окропляют святой водой, можно окадить его ладаном.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного. Апостол Павел говорил: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Венчик продается в храме, лучше приобрести его до похорон и принести покойного на отпевание уже с венчиком.

Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и листьями берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресение и в день Святой Троицы).

Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия — во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи; если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они образуют крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.

Ясно, что соблюсти вышеперечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий. Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после его выдачи из морга.

Молитва за усопшего до отпевания

Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти.

«Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося. », которую можно читать отдельно от канона.

Чтение псалтири по усопшим

В Православной Церкви существует обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения (Псалтырь можно приобрести в церкви). Лучше всего, если чтение совершается непрерывно, и днем и ночью. Читать псалтирь может любой благочестивый мирянин. Домашним и сродникам усопшего следует по мере возможности присоединяться своим молением к молитве чтеца. Разумеется, для непрерывного чтения необходимо несколько человек.

Чтение Псалтири совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. Как известно, Псалтирь разделена на 20 кафизм, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на три части — «Славы». При чтении за упокой после каждой «Славы» произносится вышеупомянутая молитва из «Последования по исходе души» с именем усопшего, к которому присоединяется слово «новопреставленный» (таковым Церковь считает человека в течение сорока дней после кончины). Ребенка до 7 лет именуют «младенцем». Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т.д. не имеют канонических оснований и не встречаются в богослужебных книгах.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего именно книгу псалмов. Псалтирь воспроизводит все многообразие движений нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и одобрения в наше скорбящее сердце.

Весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания — мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают душе переход в другую жизнь.

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху гонений на христиан вошло в обычай ночью молиться над усопшими и за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти и злобы язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, ночью же и могли молиться над их гробами. Под покровом тьмы, как бы символизирующей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали свечи около останков мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называют панихидами.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом Сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у Всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Завершается панихида возглашением диакона: «Во блаженном успении вечный покой подаждъ, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!»

«Это молитвенное воззвание, — говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский, — есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу».

Вынос тела

Незадолго до выноса гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома лицом вперед, с пением Трисвятого. Это пение знаменует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую песнь.

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и служит прообразом трубного звука архангела, который раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах Земли.

Когда тело умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые участвовали духовно в приношении таинственной жертвы, и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми устами, молил бы Его о помиловании своим положением.

Чин погребения, в просторечии называемый отпеванием из-за обилия песнопений, по своему составу подобен панихиде и отличается от нее чтением Священного Писания, разрешительной молитвою, прощанием близких с почившим и преданием тела земле.

Последование панихиды

Что это за Богослужение — так называемая панихида, которая совершается по умершим?

Так называемая панихида, которую служат по умершим, есть сокращение отпевания. За панихидою, как и за отпеванием, молятся о прощении грехов умерших, об избавлении их от адских мучений за грехи и о вселении в раю со святыми».

Доследование погребения, или отпевания усопших

Что за Богослужение так называемого лоследования погребения или отпевания усопших?

Исследование погребения или отпевания усопших, это — такое Богослужение, во время которого при теле усопшего молятся о прощении его грехов, избавления души его от адских мучений за грехи и о вселении ее в рай, вместе со святыми, и самое тело, как имеющее по времени воскреснуть, предают земле с подобающею честию.

Какие обряды мы видим при погребении усопших?

При погребении умерших более замечательны следующие обряды:

1) тело умершего, по положении во гроб, покрывают особым церковным покрывалом,

2) на голову его кладется венчик с священными изображениями,

3) во время отпевания все молящиеся держат в руках зажженные свечи,

4) в конце отпевания кладется в руки умершего так называемая разрешительная (молитва) грамота,

5) посыпается тело землею и

6) сопровождается до могилы в преднесении иконы с пением песни: «Святый Боже».

Что означает покрытие тела умершего покровом?

Это означает, что умерший, как принадлежавший к святой православной церкви, находится под ее покровительством, — она до скончания века будет молиться об его душе.

Что означает положение венчика на голову умершего?

Это означает, что подвиги его на земле в борьбе с миром, плотию и диаволом кончились, и ему предстоит награда за них в царстве небесном.

Что означают свечи в руках молящихся за умершего при его отпевании?

Это делается для выражения любви к умершему и теплой молитвы за него.

Что означает положение разрешительной грамоты в руки умершего?

Это бывает в знак того, что умерший отходит отсюда в мире с Богом и церковию, — ему все прощено священником.

Какое значение имеет посыпание землею тела умершего?

Это делается в знак того, что человек, по слову Божию, есть земля, т.е. тело его сотворено из земли, и должно возвратиться в землю на время, до всеобщего воскресения.

Что выражается несением иконы до могилы при пении «Святый Боже» при погребении?

Несением иконы означается, что умерший исповедывал православную веру и с сею верою отошел в иной мир. Пение же при этом ангельской песни «Святый Боже» означает, что умерший перешел в ангельский мир.

Для чего читается псалтирь над покойником?

Псалтирь читается для умилостивления Бога к умершему, а также в утешение живущих, которые собираются ко гробу.

Для чего над могилою умершего ставится крест?

В напоминание о том, что будущая блаженная жизнь приобретена над крестными страданиями Христовыми.

Над каждым ли из умерших христиан одинаковым образом совершается погребение?

Нет. Есть некоторые особенности при погребении священников, монашествующих и младенцев.

Какие особенности при погребении священников?

Тело умершего священника облачают во все его священные одежды.

Лицо закрывается воздухом, — в знак уважения к его сану, а на грудь возлагаются крест и Евангелие, потому что при жизни своей он ими освящал себя и других.

До погребения читается по нем не псалтирь, а Евангелие.

Выносят его тело с крестнымходом и со звоном.

При каждой церкви, мимо которой несут его тело, совершается по нем лития.

Во время погребения читают пять раз Апостол и столько же Евангелие (т.е. все заупокойные евангельские и апостольские чтения).

Какие особенности при погребении монашествующих и младенцев?

При погребении монашествующих поют песни, приспособленные к их обетам. При погребении же младенцев испрашивается им не прощение грехов, а небесное царствие, по обещанию Христа Спасителя.

www.belmagi.ru

Марина и Гамлет Мирзоян

Шаварш Карапетян: Моя задача – привлечь избирателей к участию в выборах. Альтернативы Владимиру Путину нет

«Кремлевский список» США и его возможные последствия для российско-армянского сотрудничества

В Папуа-Новой Гвинее местные жители говорят по-армянски

Чем объясняется «политическое безумие» президента Азербайджана?

Новая власть или Четвертая Республика?

Алина Загитова и Евгения Медведева разделили золото и серебро Олимпиады

Театр «Гой» – не майдан

Марк Мильграм: Вопрос сохранения и использования воды должен стать в Армении приоритетным

Роланд Меграбян: Эндоскопия сегодня – самый информативный метод исследования

В селении Варташен (Вардашен, с армянского – селение роз) Нухинского уезда Елисаветпольской губернии в XVIII – XIX вв. мирно и дружно проживали представители четырех народностей: армяне-григориане, удины (православные и григориане), кавказские татары-шииты (современные азербайджанцы) и евреи. Смотритель варташенского училища Михаил Бежанов в 1893 году записал в свой блокнот: «В селении Варташен лет 200 назад поселились евреи. Сначала их было около 60 дымов, а теперь, по числу душ, они превосходят остальных жителей. Говорят по-персидски; живут в особой части селения, чрезвычайно скучено (304 дыма на половине квадратной версты). Занимаются они исключительно торговлей и табаководством».

Евреи переселились в Варташен в конце XVII века из персидской провинции Гилянь и поселились на нижнем краю селения. В XVIII веке еврейское население Варташена увеличилось за счет беженцев из соседних деревень Залем и Куткашен. В 1873 году в Варташене жило 1.628 евреев, а в 1885-м уже 2.282.

Варташенские евреи сеют табак на землях христиан и мусульман на таких условиях: хозяин пашет и удобряет землю, еврей делает грядки, сажает саженцы, ухаживает до сбора, сушит и делает пучки с корешками. Хозяин дает еврею все это время пшеницу, рис, деньги на мясо и масло, и напитки; урожай делится между хозяином и евреем пополам. Одни из евреев торгуют на базарах, другие являются разносчиками. Последние особенно удобны для женщин, которые не могут сами ходить на базар и выбирать товары по своему вкусу: разносчик обыкновенно свои товары выменивает на пшеницу, коконы тутового шелкопряда и т. п., на фунт (равен 425 граммам) коконов дает один-два куска мыла.

Еврейки разносят по домам нюхательный табак, ходят для исполнения мелких домашних работ и уходят домой с полными узлами всего, чем может одарить ее щедрая варташенка. Раз еврей или еврейка вышли во двор, они не вернутся с пустыми руками: хоть хворосту возьмут из сада. Благодаря этому, евреи, не имея ни клочка земли, богаче остальных местных жителей. Ростовщиков немало и между варташенскими евреями: они дают деньги за большие проценты, получают в два-три раза больше того, что дают, да сверх того сколько у должника своего переберут кур, пшеницы, фруктов.

Но как они заботятся о своих единоверцах… Каждую субботу, особенно по большим праздникам, они собирают много денег для своих бедных; раз в месяц для них же собирают у богатых пшеницу. Нищенства среди евреев нет.

Отец семейства – полный владыка; даже женатые сыновья, без разрешения его, ничего не могут предпринять или чем распорядиться. Летом все мужчины расходятся – кто по торговым делам, кто на обработку табака; остаются женщины. При скученности населения (иногда в одном дворе живет по несколько семейств), поводов к столкновению между женщинами много. Ссоры, брань и драки начинаются из-за пустяков: сначала кричат друг на друга, потом бранятся, постепенно подходят одна к другой. К спорящим присоединяются другие: кричат, ударяют в ладоши, по бедрам, а потом схватываются за косы, царапают лицо, руки… Много народу собирается смотреть на эти драки, как на зрелище.

Иметь больше одной жены не запрещается законом. Почти в 30 домах есть по две жены, но большего числа жен нет ни у кого.

Богатые евреи ведут торговлю с кавказскими татарами других селений, ездят к ним и часто неделями живут у них. В случае приезда в Варташен знакомых татар, евреи охотно принимают их у себя и угощают. Женщины с гостями не здороваются. Во время угощения хозяин не садится. Для гостя приносят хлеб и сыр на медных и деревянных блюдах; затем прислуга или члены семьи подают рукомойник, полотенце; моют руки и читают молитву. Пока хлеб не разрежут на куски по числу присутствующих, все молчат; читают молитву и приступают к еде. Пищу берут пальцами. Женщины едят отдельно (и в обычное время, даже муж с женой вместе не едят). Приготовляют для гостей много блюд, из которых «толма» (голубцы) – самое любимое, а также плов, суп из молока, приправленный луком, и др. Вино и водку пьют только своего приготовления.

Одежду евреек составляют: короткая, до пояса, рубаха, широкие шальвары, верхнее платье (шелковое или ситцевое) до колен с серебряными пуговками на рукавах, широкий серебряный пояс; голова повязывается шелковым платком. Обувь – «коши» (на деревянной подошве и высоком каблуке). Многие ходят босиком. Пальцы украшаются серебряными и золотыми кольцами. Девушки носят на груди бусы, красят руки хною.

Мужская одежда состоит из нательной рубахи с длинными рукавами, застегивавшимися на пуговицы, и широких штанов, заправленных в «гульпа» (шерстяные носки). На рубаху надевают архалух, ворот которого застегивают на пуговицы и подпоясывают простой шалевой тканью.

Дома строятся из сырого кирпича и камня. Стены из кирпича не штукатурятся, кроме передней, которая обмазывается глиной и белится белой глиной. Постройки же из камня белятся известью, а деревянные – красятся масляной краской. Крыши делаются из черепицы. Окна без стекол, но имеются решетки со ставнями. Пол земляной, покрывают коврами. С фасада имеются балконы. Комнаты и балконы раз в неделю, в четверг, белятся. Балкон служит кухней. Дом состоит из одной, иногда двух, но большей частью из трех комнат. Посуда ставится на стенах под потолком, как и у кавказских татар. Постель хранится в большой нише одной стены. Продукты хранятся в одной из жилых комнат, мука – в глиняных ящиках. Другая стена имеет 4 ниши: в них держат кувшины с молоком, с кислым молоком, у второй стены сундук с приданым невесты. В нишах третьей стены – в комнате купцов хранится ситцевый товар, а у табаководов – махорка. Ниши все имеют занавеси. У четвертой стены находится камин.

Зимой евреи греются под «курсы» – в средней комнате табуретка, под которой в вырытую яму кладут горящие угли; покрывают ковром. Семья садится вокруг, ноги кладут под табурет, переднюю часть тела накрывают ковром и греются. На ночь постели располагают тоже возле табуретки, под которую протягивают ноги. Нередки несчастные случаи (угар, обжог ног и т. п.). Под домом помещение для лошади и коров.

Обручение бывает в возрасте от одного года до двадцати лет. Если девушка маленькая, то на предложение родителей жениха отвечает отец девушки, если девушка взрослая, то спрашивают ее согласия, не принуждают, и она сама берет обручальное кольцо. Девушки-еврейки не закрываются и не скрываются, а потому и юноши сами могут выбирать себе невест.

Предложение и обручение происходит следующим образом. Родители, желая женить своего сына, отправляют к родителям намеченной ими девушки сваху. Она является в дом девушки и говорит женщинам о предложении. Те назначают день, когда сваха должна прийти за ответом (решение примут мужчины). Если предложение принято, то отец жениха с несколькими родственниками приходят к невесте для переговоров насчет обручальных подарков. На обручение собирается в доме невесты много гостей, родственники жениха и невесты. Из дома жениха несут невесте «табаг» (6 кур и 6 бараньих шей), вручают кольцо, деньги и серебряные вещи. Раввин совершает обряд обручения, читает молитву и спрашивает родителей, по любви ли и согласию происходит обручение. Затем все присутствующие поздравляют молодых. Повеселившись, гости расходятся; после этого угощают жениха и его товарищей. Часть из обручальных денег, которые платит отец жениха невесте, дарят жениху. После этого родители невесты тоже отправляют к жениху «табаг». Когда родители жениха возвращают посуду от «табага», то в нее кладут пять рублей, родители же невесты возвращают посуду с тремя рублями. При этом невеста посылает всем членам семейства шелковые платки, кошельки и ермолки (мужская легкая шапочка), а жених невесте – четверть фунта хны, которая раздается всем подругам для раскрашивания рук.

После обручения невеста скрывается от жениха, его товарищей и родственников. Жених секретно посылает невесте через ее подругу шелковый платок со сладостями, невеста же посылает жениху «чагор» – жареную пшеницу с кишмишем, орехом и горохом.

По соглашению обеих сторон начинается приготовление к свадьбе. Свадьбы гуляют зимой, а заготовку готовят осенью. За шесть месяцев до свадьбы родители приступают к приготовлению приданого. Свадьба непременно начинается в воскресенье и оканчивается в следующую пятницу. В пятницу, накануне свадьбы, родители жениха режут баранов, посылают невесте два батмана (ок. 16 литров) вина и один пуд мяса. В субботу родственницы жениха приносят невесте венчальное платье, а также мясо, вино, фрукты… Родители невесты, в ожидании родственниц жениха, приготовляют пищу и затем хорошо угощают их. Одевшись в венчальное платье, невеста идет к своим подругам (их бывает 10-15), и они направляются ко всем родственникам с бубном и пением. Эти подруги в течение недели неотлучно находятся у невесты. Жених тоже собирает своих товарищей-дружков, которые остаются у него до вечера субботы.

В воскресенье обе стороны приглашают днем свою родню и знакомых на обед, вечером – на ужин. На эти пирушки созывают зурну, сазандаров и певца. Во время ужина совершается облачение жениха в венчальный костюм. Прежде всего, жених купается, а зурна играет во дворе. После купания одевают его в новое чистое белье, и в этом виде он выходит к музыкантам. Тут, в присутствии самых близких из родни, жениху дают постепенно части костюма и кричат «шабаш» (этим просят от родственников денег в пользу музыкантов). Когда жених кончает одеваться, то ближайшие родственники и родственницы танцуют перед женихом под зурну. Затем жених в сопровождении зурны идет к гостям в большую комнату, где ужинают, сидя несколькими рядами по длине комнаты. Жених подходит к раввину, целует его руку, затем и почетных лиц. Раввин говорит приличное случаю слово, все поют песни, выражающие радость жениха. Почетные лица говорят наставление жениху – как будущему мужу. После этого назначают сборщика: он берет медное блюдо, на краях которого зажигаются восковые свечи, и обходит гостей, собирая деньги в пользу жениха. После ужина гости расходятся, дружки с женихом садятся и хной красят руки.

Все дни этой недели проходят в гуляньях. В четверг свадьба празднуется у невесты. Женщин приглашают с утра. Сестра невесты или же близкая родственница, в сопровождении вдовушки, ходят по дворам, созывают всех на свадьбу. Входя в комнату, вдовушка благословляет домохозяев и приглашает их на свадьбу. Приглашенные дают вдовушке деньги, яйца, крупу и прочее. До ужина невеста должна отправить пищу жениху, который у себя дома веселится с дружками. После ужина женщины заставляют невесту танцевать под бубен, и все родственницы невесты дают «шабаш».

В пятницу вечером невесту привозят в дом жениха: этим и кончается свадьба. В этот же день жених приглашает цирюльника, который бреет головы его родственников, а потом и голову самого жениха: перед ним играет зурна, гости танцуют, пьют вино и веселятся. После праздничного гулянья отправляют вина и разные фрукты раввину, чтобы тот написал брачную бумагу. Долго просят раввина, чтобы он эту бумагу написал секретно, чтобы враги не могли заколдовать ее. Жених с дружками и родственниками, кто пешком, кто верхом, идут на реку, устраивают купальню, где и купается жених. Эта процессия сопровождается зурною и шумом молодежи. Какой бы мороз ни был, жених непременно купается, два дружка бросаются в воду, а за ними следует и жених. Дружки целуют полы одежды жениха, мажут лоб пеплом, а ученики раввина читают «плач Иерусалима».

После купанья приходят в синагогу. Раввин ведет жениха к шкафу, где хранится «Пятикнижие», так называемый Моисеев Закон – пять первых книг еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Тут происходит прощение грехов: раввин говорит жениху, что грехи его, которые он совершил до женитьбы, не записываются у Бога, а потому прощаются, а те грехи, которые он совершит после этого, запишутся и прощены не будут… По окончании церемонии родственники преподносят жениху шелковую материю и целуют его, музыканты получают «шабаш», а дружки собирают чай, сахар, вино и сладости. После всего этого приходят в дом жениха. Тут все женщины и мужчины танцуют поодиночке. Дают знать родителям невесты, чтобы они приготовились к венчанию. Приходит раввин со старшиной и 10 мужчинами венчать молодых и составить список приданого невесты. Раввину и всем присутствующим дают закуску и напитки. После еды начинается составление списка. При этом со стороны жениха участвует его поверенный. Все вещи выносят в комнату и, по осмотру, каждый предмет записывается. В числе приданого дают следующие предметы: постель, самовар, дорогие занавески, хорошую ширму, ковер, палас, медную посуду (котел, блюдо, таз, кувшин и проч.), «тиан» (медный таз для стирки белья), «мажмеин» (большое медное блюдо). А также – сундук, серебряный пояс и разные украшения, непременно буйволицу и корову. Все названные предметы вносят в венчальную бумагу, так как жених при разводе все эти вещи возвращает. Поверенный жениха должен заплатить 1 руб. раввину и 1 руб. старшине, а родители невесты дают 20 коп. в пользу Иерусалима и 20 коп. служителю синагоги. Дают знать жениху, что пора приехать.

Жених с дружками, родственниками, в сопровождении зурны, идут к невесте. При входе их во двор, мать невесты бросает по двору крупу. Гости приходят с восковыми свечами. Жених целует руку раввина и других лиц; в знак скромности закрывает рот носовым платком и сидит на указанном ему месте. Через некоторое время жениха зовут в комнату и ставят рядом с невестой. Если невеста имеет родителей, то жених должен пасть к их ногам и поцеловать их стопы. Приносят медное блюдо и собирают деньги для жениха и невесты. Выводят всех во двор. Входит раввин, приглашает 10 человек родственников жениха и невесты, без коих нельзя совершить требы и богослужения. Жениха и невесту ставят вместе около стены; раввин и 10 приглашенных становятся кружком под балдахином «хало» и совершают венчание. Раввин подносит стакан вина жениху и стакан вина невесте, потом сам берет стакан вина, благословляет, пьет половину, а другую дает 10 мужчинам. После этого жених передает невесте кольцо или деньги (это второе обручение), причем разбивают стакан вдребезги; куски сейчас же собирают, чтобы враги не заколдовали. Под конец раввин дает молодоженам вино, затем читает венчальную бумагу, где изложены все обязанности мужа, отдает эту бумагу жениху, а жених невесте. Она должна хранить ее при себе. Этим и кончается венчание.

Если невеста окажется целомудренною, то родители ее варят «хашил» (каша из крупы) с медом и приглашают свою дочь. Кроме свадьбы, на других торжествах и угощениях евреи не поют, не играют и не танцуют, так как присутствуют раввины, а при них евреи ведут себя скромно.

Во время родов женщину сажают на доску, приходят соседки, родственницы. При трудных родах играют в рожок, стреляют из ружья и т. п. Если рождается мальчик, отец открывает кувшин вина, знакомые поздравляют отца и пируют. На третий день кладут младенца в колыбель. В комнату, где новорожденный и мать его, входить никому нельзя. Также нельзя вбивать гвоздь, как и писать письма целый месяц. На седьмой день купают, а на восьмой приглашают родных и знакомых – совершается обрезание. Женщины приносят по бутылке водки и фрукты. Выбирается кум; кто больше заплатит, тот и кум.

За больным ухаживают женщины; посещают все знакомые и родственники. Раввины тоже часто ходят и читают молитвы. При смерти кого-нибудь родственницы его режут свои рукава по локти, мажут лицо черной краской, стены покрывают также черной краской, отрезают косы, истязают себя, царапают лицо, руки, бьют под грудь и т.п. Плакальщицы садятся вокруг покойника: одна, запевало, начинает восхвалять покойника, а другие вторят ей, вспоминают о своих покойниках.

Тело покойника кладут на голой земле, а постель выносят на реку. Хоронят в день смерти. Во двор выносят тело обмыть, где устраивается палатка над выкопанной ямой. Поверх ямы кладут доску, на доску кладут труп и ставят семь кувшинов с нагретой водой. Мужчину обмывают служители синагоги, которые и греют воду, а женщину – обыкновенная женщина. Семь кувшинов воды ставят для того, чтобы каждую часть тела мыть из отдельного кувшина. Обмыв покойника, вытирают его чистой простыней, кладут на ковер, окутывают в саван, одевают покойника в костюм из чистого полотна, затем кладут на носилки… Могильщики опускают покойника в могилу, сверху кладут доску и засыпают землей, потом раввин читает молитву. После идут в синагогу, где служители приготовляют воду и дают умыться. Затем все приходят во двор покойника, едят.

Принято, что пищу приносят родственники и знакомые. Хозяева в этот день едят яйца всмятку и вместо соли употребляют золу. В продолжение семи дней женщины по утрам приходят с пищей, плачут, едят, а мужчины особо читают молитву и тоже едят. Все эти семь дней раввин и все грамотные приходят ежедневно в дом покойника по два раза и читают молитву, за это хозяин им платит. К пище женщины семьи усопшего не касаются; выходить на улицу не могут, во двор должны ходить босыми (с кладбища после похорон и хозяин идет домой босым). На тридцатый день справляют поминки. Зовут до 50 лиц, дают им пищу, раввин читает молитву. До 30-го дня никто не может переменять белье, мыть тела. Если умерший имел родителей, то последние целый год не должны одеваться в новый костюм. В годовщину постятся, а потом справляют поминки.

В своей «Истории Армении» Мовсес Хоренаци (ок. 410 – ок. 490 гг.) пишет об армянском царе по имени Храчеа, так названный «из-за особенно светлого лика и огненных очей». «Говорят, – продолжает Хоренаци, – что в его время жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда… Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском, языке – Шамбат».

В Устной Торе (Мидраш Эйха раба, гл. 1) рассказывается, что тот же вавилонский царь Навуходоносор II после разрушения Первого Храма в конце VI века до Рождества Христова пригнал часть евреев в Армению.

В IV веке до Р. Х. в Армавире, столице Армении, имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV (212 – 200 гг. до Р.Х.) евреи из Армавира были переселены в новую столицу – город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса I (189 – 160 гг. до Р.Х.) столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла. Еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг. по Р.Х.), находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: «Евреям в Армении живется хорошо».

В 1840 году евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами – ашкеназской (европейской) и персидской. У первой общины был молельный дом, у второй – синагога «Шейх Мордехай», действовавшая с 1860 года, где наряду с ивритом был в ходу персидский язык.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года выявила, что в Закавказье проживает около 45 тысяч евреев.

Число евреев в Армении во второй половине XX века составило более 10 тысяч человек. В 1992 – 1993 гг. Армению покинуло около 6 тысяч евреев. Ныне в стране их насчитывается до одной тысячи человек.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

noev-kovcheg.ru

Смотрите так же:

  • Коллегия адвокатов 23 КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ №23 Г.САМАРЫ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ №23 Г.САМАРЫ6315909538 Оценка налоговых рисков при работе с Контрагентом(Должная осмотрительность) Организация не предоставила […]
  • Правила перевозки молочной продукции Действующие технические регламенты в РФ Технический регламент [ техрегламент ] в Российской Федерации - документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и […]
  • Приказы по прекурсорам Приказы по прекурсорам жЕДЕТБМШОЩК ЪБЛПО ПФ 12.04.2010З №61-жъ "пВ ПВТБЭЕОЙЙ МЕЛБТУФЧЕООЩИ УТЕДУФЧ". уЛБЮБФШ жЕДЕТБМШОЩК ЪБЛПО ПФ 04.05.2011З №99-жъ "п МЙГЕОЪЙТПЧБОЙЙ ПФДЕМШОЩИ ЧЙДПЧ […]
  • Нотариус на ленина электросталь Электросталь. Нотариусы. Нотариальные услуги Адрес: Московская обл., г. Электросталь, ул. Советская, 7 Телефон: +7 (49657) 7-01-34 Нотариусы Козина Т.Л., Кузнецова М.В., Шеина С.С., […]
  • Заявление бланк мвд Автоматическое заполнение заявления для ГУВМ МВД (бывший ФМС России) Это не займет много времени и является абсолютно бесплатным . Уже сгенерировано 0 Подавала на РВП и разрешение на […]
  • Юрист без опыта хабаровск Помощник юриста Резюме в Хабаровске Помощник юриста Период работы: С ноября 2017 по декабрь 2017 года (2 месяца) Должность: Водитель автобуса (Полная занятость) В организации: Хабаровское […]