Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.)

Конвенция
о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов
(Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.)

См. статус настоящей Конвенции

Государства — участники настоящей Конвенции,

принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

считая, что преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами,

считая, что совершение таких преступлений вызывает серьезное беспокойство международного сообщества,

будучи убеждены в том, что существует настоятельная необходимость принятия соответствующих и эффективных мер для предотвращения и наказания таких преступлений,

Согласились о нижеследующем:

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов

Текст Конвенции опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск XXXIII. М., 1979, с.90, в библиотечке Российской газеты, 2003 г., выпуск N 13, в сборнике «Действующее международное право» т. 3

Конвенция подписана от имени СССР 7 июня 1974 г.

СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Указом Президиума ВС СССР от 26 декабря 1975 г. N 2727-IX

Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 15 января 1976 г.

Конвенция в соответствии с пунктом 1 статьи 17 вступила в силу 20 февраля 1977 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Конвенции и соглашения

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов

Принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 года

Государства — участники настоящей Конвенции,

принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся поддержания международного мира и развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

считая, что преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами,

считая, что совершение таких преступлений вызывает серьезное беспокойство международного сообщества,

будучи убеждены в том, что существует настоятельная необходимость принятия соответствующих и эффективных мер для предотвращения и наказания таких преступлений,

согласились о нижеследующем:

В целях настоящей Конвенции:

1. «Лицо, пользующееся международной защитой», есть:

a) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, глава правительства или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

b) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

2. «Предполагаемый преступник» есть лицо, в отношении которого имеются доказательства, достаточные для установления prima facie, что оно совершило одно или более преступлений, предусмотренных статьей 2, или участвовало в их совершении.

1. Преднамеренное совершение:

a) убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

b) насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего;

c) угрозы любого такого нападения;

d) попытки любого такого нападения; и

e) действий в качестве соучастника любого такого нападения должно рассматриваться каждым государством-участником в соответствии с его внутренним законодательством как преступление.

2. Каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера.

3. Пункты 1 и 2 настоящей статьи никоим образом не освобождают государств-участников от обязательств в соответствии с международным правом принимать все надлежащие меры для предотвращения других посягательств на личность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой.

1. Каждое государство-участник принимает необходимые меры для установления своей юрисдикции над преступлениями, предусмотренными в статье 2, в следующих случаях:

a) когда преступление совершено на территории этого государства или на борту судна или самолета, зарегистрированного в этом государстве;

b) когда предполагаемый преступник является гражданином этого государства;

c) когда преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой по смыслу статьи 1 и имеющего статус такового в связи с теми функциями, которые оно выполняет от имени этого государства.

2. Каждое государство-участник аналогичным образом принимает необходимые меры для установления своей юрисдикции над этими преступлениями в случае, если предполагаемый преступник находится на его территории, и не выдает его, в соответствии со статьей 8, любому из государств, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи.

3. Настоящая Конвенция не исключает любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным правом.

Государства-участники сотрудничают в деле предотвращения преступлений, предусмотренных в статье 2, особенно путем:

a) принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий совершения этих преступлений в пределах или вне пределов их территории;

b) обмена информацией и координации принятия административных и других соответствующих мер, для того чтобы предотвратить совершение таких преступлений.

1. Государство-участник, в пределах территории которого было совершено любое из преступлений, предусмотренных в статье 2, если оно имеет основания считать, что предполагаемый преступник покинул его территорию, сообщает всем другим заинтересованным государствам либо непосредственно, либо через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций все относящиеся к совершенному преступлению факты, а также все имеющиеся в его распоряжении сведения относительно установления личности предполагаемого преступника.

2. В случае совершения против лица, пользующегося международной защитой, любого из преступлений, предусмотренных в статье 2, каждое государство-участник, располагающее информацией относительно жертвы и обстоятельств совершения преступления, прилагает усилия, чтобы предоставить ее в условиях, предусмотренных соответствующим законодательством государства, полностью и своевременно государству-участнику, от имени которого это лицо осуществляло свои функции.

1. Убедившись, что обстоятельства того требуют, государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, принимает в соответствии со своим внутренним законодательством надлежащие меры, обеспечивающие его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи. Об этих мерах безотлагательно сообщается либо непосредственно, либо через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций:

a) государству, на территории которого было совершено преступление;

b) государству или государствам, гражданином которого является предполагаемый преступник, или в случае, если он является апатридом, на территории которого постоянно проживает;

c) государству или государствам, гражданином которого является заинтересованное лицо, пользующееся международной защитой, или от имени которого оно осуществляло свои функции;

d) всем другим заинтересованным государствам; и

e) межправительственной международной организации, агент или любое должностное лицо которой является соответствующим лицом, пользующимся международной защитой.

2. Любому лицу, в отношении которого предпринимаются меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется возможность:

a) безотлагательно связаться с ближайшим соответствующим представителем государства, гражданином которого оно является или которое иным образом правомочно защищать его права, или, если оно является апатридом, к которому оно обращается с просьбой и которое согласно защищать его права; и

b) посещения представителем этого государства.

Государство-участник, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, в том случае, если оно не выдает его, передает дело без каких-либо исключений и без необоснованной затяжки своим компетентным органам для целей уголовного преследования с соблюдением процедур, установленных законами этого государства.

1. Если преступления, предусмотренные в статье 2, не включены в число преступлений, влекущих выдачу, в любом договоре о выдаче между государствами-участниками они считаются включенными в качестве таковых в любой соответствующий договор между ними. Государства-участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, заключаемый между ними.

2. Если государство-участник, которое обусловливает выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может, если решает выдать преступника, рассматривать настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи в связи с данными преступлениями. Выдача производится в соответствии с процессуальными положениями и другими условиями законодательства государства, к которому обращена просьба о выдаче.

3. Государства-участники, не обусловливающие выдачу наличием договора, рассматривают в отношениях между собой такие преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, с соблюдением процессуальных положений и других условий законодательства государства, к которому обращена просьба о выдаче.

4. Каждое из таких преступлений рассматривается государствами-участниками для целей выдачи, как если бы оно было совершено не только в месте его совершения, но также и на территории государств, которые обязаны установить свою юрисдикцию в соответствии с пунктом 1 статьи 3.

Любому лицу, в отношении которого осуществляется разбирательство в связи с любым из преступлений, предусмотренных в статье 2, гарантируется справедливое рассмотрение дела на всех стадиях разбирательства.

1. Государства-участники оказывают друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, предусмотренных в статье 2, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не влияют на обязательства о взаимной правовой помощи, установленные любым другим договором.

Государство-участник, которое предприняло уголовно-процессуальные действия в отношении предполагаемого преступника, сообщает об их окончательных результатах Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет данную информацию другим государствам-участникам.

Положения настоящей Конвенции не затрагивают применения договоров об убежище, действующих на время принятия настоящей Конвенции между государствами — участниками этих договоров; однако государство — участник настоящей Конвенции не может прибегать к этим договорам в отношении другого государства — участника настоящей Конвенции, не являющегося участником этих договоров.

1. Любой спор между двумя или более государствами-участниками, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, передается, по просьбе одного из них, на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьб об арбитраже стороны не в состоянии прийти к соглашению по вопросу об организации арбитража, по просьбе любой и этих сторон спор может быть передан в Международный Суд в соответствии со Статутом Суда.

2. Каждое государство-участник может при подписании или ратификации настоящей Конвенции, или при присоединении к ней сделать заявление о том, что оно не считает себя связанным положениями пункта 1 настоящей статьи. Другие государства-участники не будут связаны положениями пункта 1 настоящей статьи в отношении любого государства-участника, сделавшего такую оговорку.

3. Любое государство-участник, сделавшее оговорку в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может в любое время снять эту оговорку путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами до 31 декабря 1974 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать второй ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение этим государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

1. Государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Денонсация вступает в силу по истечении шести месяцев после даты получения уведомления Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, среди прочего:

a) о фактах подписания настоящей Конвенции, сдачи на хранение ратификационных грамот или документов о присоединении в соответствии со статьями 14, 15, и 16 и о получении уведомления в соответствии со статьей 18;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей 17.

Подлинный текст настоящей Конвенции, тексты которой на английском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который рассылает заверенные копии всем государствам.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию, открытую для подписания в Нью-Йорке 14 декабря 1973 года.

www.un.org

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ» в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ — совокупность предусмотренных международно правовыми нормами, главным образом, договорными, мер с целью предотвращения и наказания преступлений против дипломатов и некоторых других категорий лиц, пользующихся международной защитой. Основным… … Юридическая энциклопедия

ДИПЛОМАТОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА — МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ … Юридическая энциклопедия

ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ … Юридическая энциклопедия

ДИПЛОМАТОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА — (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ МЕЖДУНАРОДНАЯ — (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМАТОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Международная коалиция во главе с США против «Исламского государства» — 10 сентября 2014 года президент США Барак Обама объявил о создании международной коалиции против террористической организации Исламское государство . К тому времени США уже наносили с 8 августа авиаудары по позициям боевиков в Ираке, целью… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Дипломатический протокол — (от греческого protokollon (protos первый, kolla клеить) совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными… … Википедия

Дело Калистратова — Свидетели Иеговы … Википедия

ООН. СТРУКТУРА — В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал … Энциклопедия Кольера

dic.academic.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 280с.

Нигматуллин Р.В. — канд. юрид. наук, доцент, заместитель начальника УЮИ МВД РФ г. Уфа

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

В современных условиях проблема терроризма занимает особое место среди явлений криминальной действительности. Терроризм сегодня угрожает подорвать основы стабильности и мирового правопорядка. Особую обеспокоенность вызывает потенциальная угроза использования террористами для достижения своих целей ядерных, химических, биологических и других материалов.1 Данное обстоятельство настоятельно требует принятия действенных мер по противостоянию и предупреждению террористической деятельности, укрепляющей культ насилия, способствующей усилению чувства неуверенности граждан в собственной безопасности, сеющей страх и апатию.

Современное международное право до настоящего времени не имеет единого подхода к определению терроризма, что вызывает серьезные трудности в объединении усилий государств в борьбе с терроризмом, так как нет единого понимания, против кого и в защиту чего должны быть направлены совместные усилия государств.2

По определению И.И. Карпеца, терроризм — это международная либо внутригосударственная, но имеющая международный (то есть охватывающая два и более государств) характер организационная и иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.; терроризм может сопровождаться разрушением и разграблением зданий, жилых помещений и иных объектов.3

По мнению Л.А. Моджорян, «терроризм — это акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями или правительственными организациями, направленные на устранение нежелательных государственных и политических деятелей и дестабилизацию государственного правопорядка в целях достижения определенных политических результатов».4

Терроризм может быть внутригосударственным или международным. Профессор Л.А. Моджорян рассматривает терроризм как международное преступление, когда: 1) террористический акт совершен за пределами государства, выходцами которого являются террористы; 2) террористический акт направлен против иностранцев, пользующихся международной защитой, их имущества и средств передвижения; 3) подготовка террористического акта ведется в одном государстве, а осуществляется он в другом; 4) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом и встает вопрос о его выдаче.5

Ю.М. Колосов и Дж. М. Левитт предлагают несколько иные критерии международного терроризма:

1) в результате террористического акта ущерб причиняется иностранцу;

2) в результате террористического акта причиняется ущерб имуществу иностранца;

3) акт терроризма совершается гражданами одного государства на территории другого или за пределами национальной юрисдикции какого-либо государства;

4) лицо, совершившее террористический акт, укрывается на территории иностранного государства;

5) подготовка террористического акта осуществляется на территории иностранного государства;

6) террористический акт совершается при попустительстве или при содействии органов иностранного государства.6

Интересно, что в законодательстве США, точнее в Своде законов дано два определения международного терроризма: краткое (в титуле 22) и развернутое (в титуле 18). Вот что в нем записано: «Международный терроризм означает — (А) насильственные действия или иные действия, представляющие опасность для человеческой жизни, являющиеся нарушением уголовного законодательства США или иного государства, при условии, что уголовное правонарушение было совершено в пределах юрисдикции США или иного государства; а также (В) действия, совершаемые с целью запугать или принудить гражданское население; или оказывать влияние на политику правительства; а также (С) действия, которые имеют место изначально вне территориальной юрисдикции США или за пределами их национальных границ, но совершаемые преступниками с целью запугать или принудить США или ту страну, где находится преступник, или получить политического убежища».7 То есть и здесь территориальный признак играет главенствующую роль.

История борьбы с терроризмом началась с решений Первого Международного Конгресса уголовного права, состоявшегося в 1926 году в Брюсселе. Их реализацией явилась серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Были сделаны попытки выработки понятия международного преступления в целом и терроризма в частности.

Этапным в становлении международного сотрудничества в борьбе с терроризмом стал 1937 год. В Женеве была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма. В силу она не вступила, но оказала важное значение на последующую практику. В частности, на характер и содержание принятых значительно позже Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года и Европейскую конвенцию по борьбе с терроризмом 1977 года.

Первая половина ХХ века в связи с событиями Мировых воин и последующим распадом мирового сообщества на два враждебных лагеря не смогла принести ощутимых результатов в антитеррористической борьбе.

Начиная с конца 60-х годов значительно увеличилось количество террористических актов против официальных представителей государств и международных организаций. Имели место захваты заложников, убийства крупных политических деятелей. Все это способствовало созданию обоснованного общественного мнения об эскалации терроризма в мире. Террористические акты стали совершаться и против обычных граждан. Это потребовало от мирового сообщества усиления сотрудничества по борьбе с этими преступлениями. При ООН в 1973 году был создан Специальный комитет по международному терроризму. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». Эта резолюция отвергла все концепции, оправдывающие факты международного терроризма.

Усилилась борьба и на региональном уровне. В феврале 1971 года была заключена Вашингтонская конвенция о предотвращении и наказании терроризма, принимающего форму международно значимых преступлений против личности, и связанного с этим вымогательства; в 1977 году — Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, в 1987 году — аналогичная Региональная конвенция, заключенная государствами Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).8

В 1990 году в Гаване состоялся Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности, который уделил особое внимание, среди прочих проблем, на террористическую деятельность, имеющую транснациональный характер. Таким образом, было обращено внимание на устойчивый международный характер террористической преступности.

События второй половины ХХ века, характеризующиеся всплеском террористической деятельности, привели к созданию международной нормативной базы сотрудничества. На сегодняшний день действуют 12 универсальных международно-правовых актов и 7 региональных соглашений. Эти документы создают полноценную основу для борьбы с преступностью.

В то же время история конца XX -начала XXI веков еще раз подтвердила справедливость утверждения Л.Н. Галенской о том, что центр тяжести в этой борьбе должен находиться во внутригосударственной области, а международная имеет только вспомогательный характер.9

Первоначально проявления терроризма были выделены исследователями в виде следующих конкретных видов:

— преступления против лиц, пользующихся международной защитой;

И конвенционный механизм был запущен именно по этим направлениям. Авиационный терроризм в международном праве квалифицируется как незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации. Первым международно-правовым актом, регламентирующим борьбу с преступлениями, совершенными на борту воздушного судна, была Токийская конвенция 1963 года. Конвенция охватывала широкий круг незаконных актов против воздушного транспорта.11

После нескольких террористических актов, совершенных против гражданских самолетов западных стран в сентябре 1970 года, мировое сообщество 16 сентября этого же года заключило в Гааге Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. В соответствии со ст. 1 Конвенции преступлением считается незаконное, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление контроля над ним, либо попытка совершить такие действия, либо соучастие в таком действии.12

По конвенции право уголовного преследования представляется государству, чей самолет угнан в случае выдачи ему преступника, либо государству, на территории которого приземлился самолет.13 Наказанию подлежат и соучастники преступления. Статья 7-ая закрепила норму, ставшую чрезвычайно значимой для всех международно-правовых актов, посвященных борьбе с преступностью: «либо выдай, либо накажи»: «…государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования».14 Это положение должно было обеспечить неотвратимость наказания.

Конвенция предусматривает ответственность и за покушение на совершение преступления. Недостатком этой конвенции является ограничение преступного деяния захватом и угоном воздушного судна, или «хайджекингом».

Этот недостаток был исправлен Монреальской конвенцией. Она была заключена 23 сентября 1971 года и посвящена борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Подтвердив принцип «либо выдай, либо накажи», Монреальская конвенция расширила перечень преступных деяний.15

В 1973 году в Риме под эгидой ИКАО проходила международная конференция по воздушному праву. Она должна была разработать нормы об ответственности государств за несоблюдение принципов обеспечения безопасности воздушных сообщений, закрепленных в Гаагской и Монреальской конвенциях. В связи с противодействием СССР такому подходу конференция потерпела неудачу.16

В ответ на это страны семерки в 1978 году договорилась в Бонне о коллективных санкциях в виде полного бойкота воздушных сообщений в отношении тех государств, которые отказывались выполнять правила «либо выдай, либо накажи», предусмотренное Гаагской конвенцией в отношении угонщиков.17 В 1981 году бойкот был применен против Афганистана, против Южно-Африканской республики — его угроза. В конце 80-хх на основании этого неофициального соглашения бойкот был объявлен против Ливии, которая обвинялась в организации террористического акта, повлекшего взрыв бомбы на борту рейса 103 самолета авиакомпании «Пан-Америкэн» в декабре 1988 года, в результате которого погибло более 70 человек.

24 февраля 1988 года Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.18

Протокол, в частности, возлагает на любое государство-участника обязательство устанавливать свою юрисдикцию над упомянутыми преступлениями, когда преступник находится на его территории и оно не выдает его.19

Тем не менее, преступления против воздушных судов продолжали совершаться. Пиком для авиации нашей страны стал 1990 год, в течение которого было совершено 33 преступления, из числа которых в 9-ти случаях самолеты были угнаны за пределы нашей страны.20 Всего за период с 1990 по 1994 годы в России произошло в два раза больше террористических актов, связанных с воздушными судами, чем за предшествующие 32 года.21

В юридической литературе, с подачи швейцарского журнала «Интервиа», выделяют три группы преступников, совершающих угоны самолетов.22 Первая — преступники, угоняющие самолеты, угрожая экипажу и пассажирам, заставляют пилотов менять курс, спасаясь от властей, преследующих их за совершение других преступлений, либо спасающихся от других преступников. Сюда же относятся лица, пытающиеся незаконно покинуть страну. Вторая — преступники, совершающие угон самолета с целью получения выкупа. Его могут требовать от какого-либо пассажира либо от государства, организации или учреждения. То есть налицо «обычное» вымогательство. Третья — преступники совершают угон самолета с целью спровоцировать международный конфликт или межгосударственное осложнение.

Начало XXI века ознаменовалось тем, что появилась четвертая группа — это преступники, угоняющие самолеты для совершения террористического акта, заключающегося в уничтожении крупных военно-политических объектов или объектов городской инфраструктуры, сопровождающегося гибелью пассажиров и своей собственной, как это произошло в США 11 сентября 2001 года. В результате атаки двух захваченных террористами самолетов были уничтожены два небоскреба Всемирного торгового центра на Манхэттене в Нью-Йорке. Под обломками погибло около пяти тысяч человек.

70-80-е годы стали десятилетием активной деятельности всякого рода левацких, ультра — правых и националистических группировок, которые средством достижения своих целей избрали захват в качестве заложников лиц, пользующихся международной защитой. Так, были похищены послы США в Гватемале и Бразилии, послы ФРГ в Гватемале, Гаити и Бразилии, в 1975 году группой «Карлоса» в Вене были захвачены 70 человек, в том числе 11 министров стран ОПЕК, в 1978 году в Италии был похищен, а затем убит известный политик Альдо Моро. Эти события вынудили ООН озаботиться обеспечением безопасности дипломатов. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с решениями которой Комиссия международного права подготовила открытую для подписания в 1973 году Конвенцию о предотвращении и наказания преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.23

Согласно ст. 1 Конвенции, под определением «лицо, пользующееся международной защитой», подразумеваются:

— глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией;

— глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве;

— министр иностранных дел в аналогичной ситуации;

— члены семьи любого из названых должностных лиц, сопровождающие его во время пребывания за границей;

— представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту;

— должностное лицо или иной агент межправительственной международной организации;

— проживающие вместе с таким представителем или должностным лицом члены его семьи.24

Конвенция квалифицирует как преднамеренное совершение преступления:

а) убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

b) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, если нападение может угрожать его личности или свободе;

с) угроза любого такого нападения;

d) попытка любого такого нападения;

е) соучастие в таком нападении.25

Каждое государство обязано в своем внутреннем законодательстве квалифицировать указанные деяния как преступления и с учетом их тяжести предусмотреть соответствующие наказание.

В Конвенции содержатся также нормы, регламентирующие действия государств-участников для установления своей юрисдикции над преступлениями.26

Конвенция закрепляет и уже известный нам принцип «либо выдай, либо накажи сам»: «если оно (государство — Н.Р.) не выдает его, передает дело без каких-либо исключений и без необоснованной затяжки своим компетентным органам для целей уголовного преследования с соблюдением процедур, установленных законами этого государства».27

О мерах, принимаемых в отношении преступника, государства обязаны безотлагательно сообщить либо непосредственно, либо через Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций:

а) государству, на территории которого было совершено преступление;

b) государству или государствам, гражданином которого является предполагаемый преступник, или в случае, если он является апатридом, на территории которого он постоянно проживает;

с) государству или государствам, гражданином которого является заинтересованное лицо, пользующееся международной защитой, или от имени которого оно осуществляло свои функции;

d) всем другим заинтересованным государствам; и

е) межправительственной международной организации, агент или любое должностное лицо которой является соответствующим лицом, пользующимся международной защитой.28

Конвенция предусматривает сотрудничество государств путем принятия всех практические осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий, совершения этих преступлений и в пределах или вне пределов их территории, а также обмена информацией и координацией действий по предотвращению преступлений.29

Статья 10 нацеливает государства-участники на оказание правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.30

О результатах уголовно-процессуальных действий в отношении предполагаемого преступника информируется Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций, который направляет данную информацию другим государствам-участникам.

Хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство: п.3 ст.2 обязывает государства принимать «все надлежащие меры для предотвращения других посягательств на личность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой». Бельгийский юрист И. Салмон считает, что применение на практике концепции «надлежащих мер» представляет собой весьма деликатное дело, так как толкование этой концепции затруднительно, а ни одно из государств не имеет единоличного права на это, арбитраж же конвенциями не предусмотрен. Эту точку зрения поддерживает и Ю.Г. Демин.31

Позволим себе не совсем согласиться с этими взглядами. Ценность Конвенции 1973 года, среди прочего, как раз и заключается в том, что в соответствии со ст.13 любой спор между двумя или более государствами-участниками, касающийся толкования или применения Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, передается, по просьбе одного из них, на арбитраж, или в Международный Суд.32

В конце ХХ века получил широкое распространение как в международном масштабе, так и в нашей стране захват заложников. Но здесь надо иметь в виду различие между захватом заложников и аналогичным преступлением международного характера. Захват заложников будет уголовным преступлением международного характера, если:

1) преступники и их жертвы являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за их пределами;

2) заложниками являются лица, пользующиеся международной защитой;

3) готовилось это преступление в одном государстве, а совершено в другом;

4) преступники укрываются в другом государстве и встает вопрос о их выдаче.

17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Преступлением является захват или удержание лиц, сопровождаемые угрозой убийства, нанесения повреждений или дальнейшего удержания таких лиц (заложников) для того, чтобы заставить третью сторону совершить любой акт или воздержаться от такового.

В ст.1 Конвенции также подчеркивается, что преступником является любое лицо, которое совершает или пытается совершить акт захвата заложников, а также принимающее участие в ином качестве в совершении акта (например, пособник).

Государства-участники Конвенции предусматривают в национальном законодательстве наказания за это как за преступление тяжкого характера.

Государство-участник, на территории которого удерживается заложник, «принимает меры, которые оно считает целесообразным, для облегчения положения заложника, в частности, обеспечения его освобождения.33

Государства-участники обязываются также сотрудничать в предотвращении захвата заложников путем принятия всех осуществимых мер, обмена информацией и координации принятия административных и других соответствующих мер.34

Ст.5 Конвенции закрепляет уже известный нам принцип «либо выдай, либо накажи сам».35

В то же время, как справедливо отмечают Ю.М. Колосов и Дж. М. Левитт, данная конвенция несколько иначе решила ряд спорных моментов:

— во-первых, в соответствии со ст.12, конвенция не применяется к акту захвата заложников, совершенному в ходе вооруженных конфликтов, как они определены в Женевских конвенциях 1949 года и Протоколах к ним, включая вооруженные конфликты, когда народы, осуществляя свое право на самоопределение, ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов;

— во-вторых, ст.14 запрещает толкование конвенции, как оправдывающей нарушения территориальной целостности или политической независимости какого-либо государства вопреки Уставу ООН;

— в-третьих, ст.9 запрещает государству удовлетворять просьбу о выдаче, если имеются веские основания считать, что просьба о выдаче была направлена с целью преследования или наказания лица по причинам, связанным с его расовой, религиозной, национальной или этнической принадлежностью, или политическими взглядами.36

Разделяя это мнение, хотелось бы обратить внимание на иную точку зрения, бытующую у американских юристов. Так, Пол Б. Стифан III считает, что ст.14 «оставляет нерешенным вопрос о том, является ли нарушением Устава ООН или других норм международного права вмешательство, предпринятое с целью освобождения заложников, удерживаемых другим государством».37

Террористическая уголовная деятельность сегодня представляет собой действия, направленные против жизни как конкретного лица, так и против жизни неопределенного количества людей, которое выражается в насилии либо угрозе его применения.38 В этих целях может осуществляться и разрушение каких-либо объектов. События последних десятилетий дают основания для вывода, что все чаще в целях устрашения террористы совершают свои преступные деяния в отношении обычных граждан. Нередки случаи, когда преступления совершаются против граждан другого государства, как правило, туристов. Это характерно для террористических группировок, действующих на Ближнем Востоке. Таким образом, существенными признаками терроризма, характеризующими его как создающее постоянную угрозу миру и безопасности во всем мире, являются систематический характер и неизбирательное действие.39 А такое действие, как правило, осуществляется при помощи взрывчатых веществ, которыми начиняют припаркованные в людных местах автомобили.

Именно поэтому мировое сообщество вынуждено было сформировать более широкий подход к борьбе с этим видом преступности. В 1990 году в Монреале была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Она создала условия для раскрытия любых террористических акций, совершаемых с использованием взрывчатых веществ.

90-е годы ХХ столетия продемонстрировали усложнение международной уголовной преступности, превращение ее в транснациональную организованную преступность. Не случайно, Генеральная Ассамблея ООН в 1994 году, принимая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, выразила убежденность в целесообразности более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, «отмывание денег» и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов.

Террористические акты с применением взрывных устройств приобрели все более широкие масштабы. Ответом на это стало принятие в 1998 году Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции по борьбе с бомбовым терроризмом.40

Сутью этой конвенции является принятие договаривающимися государствами обязательства привлекать к ответственности лиц, виновных в бомбовом терроризме, если оно не экстрадирует их в другое государство, которое обратилось с запросом о выдаче.

Упомянутая выше Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1994 года предлагала также провести обзор сферы применения существующих международно-правовых положений о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях с целью обеспечить наличие всеобъемлющих правовых рамок, включая все аспекты этого вопроса.

Задача ликвидации терроризма потребовала и смещения акцента в борьбе: с пресечением отдельных террористических преступлений на пресечение самой террористической деятельности. Определяющим условием последней является серьезная, регулярная финансовая подпитка, позволяющая развивать материальную и людскую составляющие.

Важность проблемы, предполагающей затрагивание таких сторон жизни государств, как экономическая безопасность, право собственности, банковская тайна, и в целом внешняя и внутренняя экономическая политика потребовали серьезной работы со стороны государств мира. Она завершилась принятием в декабре 1999 года Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Согласно ст.8 Конвенции каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, что определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.41

Степень ответственности государств и намерения серьезно сотрудничать выражается в их готовности принятия всех практически осуществимых мер, в частности, путем изменения, при необходимости, их внутреннего законодательства для воспрепятствования или противодействия подготовке в пределах их соответствующих территорий к совершению преступлений на их территории или за ее пределами.

Теракты в США 11 сентября 2001 года потрясли весь мир и потребовали быстрых и адекватных действий со стороны мирового сообщества.

Правовой основой деятельности антитеррористической коалиции, наряду с принятыми ранее международно-правовыми актами, явились резолюции Совета Безопасности ООН. Уже на следующий день — 12 декабря Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1368, которая «недвусмысленно осуждает самым жестким образом ужасающие теракты» в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и призывает «все государства срочно вместе работать над тем, чтобы предать суду исполнителей, организаторов и спонсоров» этих атак.42

28 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373 о комплексе мер по борьбе с терроризмом, особенно по пресечению финансовой поддержки террористической деятельности. Резолюция обязывает государства-члены принять меры против террористов в рамках ранее принять многосторонних и двусторонних механизмов и соглашений.

В частности, резолюция требует от государств ввести уголовную ответственность за умышленное представление или сбор средств для совершения террористических актов, заморозить финансовые средства и активы террористов и их сторонников, запретить другим лицам представлять финансовые средства террористам, не представлять им убежище, оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием.43

Этой резолюцией был учрежден Комитет Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом (Антитеррористический комитет — АТК), который должен взять на себя роль координирующего механизма, механизма мониторинга, а также роль стимулятора и катализатора более активных действий стран-участников ООН в борьбе с терроризмом. Комитет сформирован из представителей 15 стран, входящих в Совет Безопасности ООН на данный момент: пять постоянных членов и 10 непостоянных: Колумбия, Ирландия, Маврикий, Норвегия, Сингапур, Болгария, Камерун, Гвинея, Мексика и Сирия. Комитет разделен на три подкомитета.

12 ноября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1377 о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. Она призывает все государства предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 и оказывать друг другу содействие в этом. Контртеррористическому комитету предлагается изучить возможные пути оказания государствам помощи.44

Оценивая в целом тенденции развития международно-правового сотрудничества в борьбе с терроризмом, можно отметить, что оно шло в направлении фиксации новых террористических вызовов и определении ответственности за них.

Мировое сообщество пришло к пониманию внеклассовости терроризма, его опасности для всего человечества, к пониманию необходимости искоренения условий и возможностей террористической деятельности.

Однако до окончательного решения проблемы еще далеко. Важно то, что ООН видит перспективу. В числе первоочередных задач выдвигается укрепление существующей нормативно-правовой базы, в частности, через присоединение всех государств-членов к существующим 12 контртеррористическим международно-правовым документам и к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и 3 Протоколам к ней, а также создание механизма контроля их выполнения.45

Литература и примечания

1. Змеевский А.В. Предотвращение международного терроризма и контроль над ним / Международное право и международная безопасность: военная и политическая области. Диалог советских и американских экспертов. — М., 1991. С.336.

2. Как отмечает А.В. Змеевский, «не удается найти общеприемлемого определения терроризма, однако все понимают, что подразумевается под этим феноменом». Указ. соч. С.340.

3. Карпец И.И. Преступления международного характера. — М., 1979. С.98.

4. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. — М., 1986. С.239.

5. Моджорян Л.А. К вопросу о сотрудничестве государств в борьбе с международным терроризмом// Советское государство и право. 1990. №3. С.122.

6. Колосов Ю.М., Левитт Дж. М. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом/ Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны: Сборник статей. — М., 1996. С.156.

7. United States Code. 1994 Edition, title 18. 3231, W. 1995.

8. Горбунов Ю.С. Международно-правовое регулирование борьбы с захватом заложников //Московский журнал международного права.1993. №3. С.29.

9. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. — М., 1972. С.150.

10. См.: Колосов Ю.М., Левитт Дж. М. Указ. соч. С.163-166.

11. См.: Змеевский А.В. Указ. соч. С.352-353.

12. Действующее международное право. В 3-х томах. Т.3. — М., 1997. С.577.

16. Колосов Ю.М., Левитт Дж. М. Указ. соч. С.173-174.

18. Действующее международное право. В 3-х томах. Т.3. — М., 1997. С.584-585.

20. Российская газета, 18 ноября, 1994 г.

21. НЦБ Интерпола в РФ. Информационный бюллетень. 1994. №6-7. С.5.

22. См.: Международное уголовное право. — М., 1999. С.149-150; Панов В.П. Указ. соч. С.26-27.

23. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учебное пособие. — М., 1995. С.104.

24. Действующее международное право. Т.3. — М., 1997. С.18.

25. Там же. С.18-19.

31. Демин Ю.Г. Указ. соч. С.105.

32. Действующее международное право. Т.3. — М., 1997. С.22.

34. Там же. С.24-25.

36. Колосов Ю.М., Левитт Дж. М. Указ. соч. С.167-168.

37. Международное право и международная безопасность: военная и политическая области. Диалог советских и американских экспертов. — М., 1991. С.369-370.

38. Блищенко И.П. и др. Международное уголовное право. М., 1995. С.112.

39. См. подробнее: Моджорян Л.А. Указ. соч., С.117-120.

kalinovsky-k.narod.ru

Смотрите так же:

  • Судебно-медицинская экспертиза в омске "Звёздная болезнь" Актёры алкоголики.Российские актёры алкоголики. Советские актёры алкоголики. Юрий Николаев ". С алкоголем у меня была любовь". Юрий Александрович Николаев родился […]
  • Закона рф от 27041993 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 N 4 "О внесении в порядке законодательной инициативы в Верховный Совет Российской Федерации проекта закона Российской Федерации "О […]
  • Взысканием алиментов за прошедший период Все об алиментах – пошаговая инструкция Если у Вас возникли вопросы по взысканию алиментов, изменению размера алиментов, прекращению уплаты алиментов - звоните нам 8(8442)50-56-79, мы […]
  • П 3 ст 58 закона 212-фз Организация применяет УСН и пониженные тарифы для расчета страховых взносов согласно пп. "я.7" п. 8 части 1 ст. 58 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Более 90% выручки организации […]
  • Статья 57 закон об образовании Статья 57. Международное сотрудничество Российской Федерации Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в статью 57 внесены изменения, вступающие в силу с […]
  • Прокурор износилование Прокурор износилование Прикольные загадки для компании на Zakat.ru 1. В зубах доска, в глазах тоска. (Мужик провалился в деревенский толчок.) 2. Всем пиз@а, а одному езда. (Муж в […]