Кто имеет право выдвигать кандидатов в органы местного самоуправления

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

3 1 . Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

5. Утратил силу.

6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

7. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

1–3. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что кандидатами могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, т.е. имеющие право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Не обладают пассивным избирательным правом в силу пункта 3 статьи 4 комментируемого Федерального закона граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, указанные в п. 3 1 и 3 2 этой же статьи 4.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, могут быть установлены только Конституцией Российской Федерации. В настоящее время данное ограничение содержится в Конституции Российской Федерации лишь к кандидатам на должность Президента Российской Федерации, поскольку согласно части 2 статьи 81 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Законы субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать так называемый ценз оседлости для кандидатов на региональных и муниципальных выборах. Основным законодательно допускаемым ограничением пассивного избирательного права на уровне субъекта Российской Федерации является: установление возраста, по достижении которого гражданин становится обладателем пассивного избирательного права на конкретных выборах в соответствии с пунктом 8 статьи 4 комментируемого Федерального закона. Ограничения на занятие одной и той же должности более установленного количества сроков подряд установлены Конституцией Российской Федерации в отношении Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 81) и могут быть установлены федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований для иных выборных должностей в соответствии с пунктом 6 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Выдвижение кандидатов разделяется на непосредственное и выдвижение избирательным объединением в составе списка кандидатов (комментируемый пункт 1). Комментируемый пункт 2 устанавливает два способа непосредственного выдвижения кандидатов – в порядке самовыдвижения и в порядке выдвижения избирательным объединением. В качестве непосредственного выдвижения кандидата комментируемый Федеральный закон определяет выдвижение по территориальному избирательному округу (одномандатному, многомандатному или единому избирательному округу) вне зависимости от того, сам ли кандидат выдвинул свою кандидатуру или его кандидатуру выдвинуло избирательное объединение. Непосредственность выдвижения выражается в том, что конкретное лицо (кандидат) баллотируется в конкретной территории (избирательном округе), где сам под свою ответственность ведет свою избирательную кампанию, самостоятельно создает и использует избирательный фонд, определяет виды и способы агитации, назначает доверенных лиц, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и т.д.

Что касается избирательного объединения, то оно в отношении кандидатов, выдвинутых им по избирательным округам, обладает хотя и ограниченными, но достаточно весомыми полномочиями. Кроме права выдвинуть кандидатов непосредственно, избирательное объединение в период до 15 дней до дня голосования вправе их отозвать по основаниям и в порядке, предусмотренном уставом политической партии (уставом данного общественного объединения). Кроме этого, в силу статьи 32 Федерального закона «О политических партиях» государственные органы вправе устанавливать дополнительные гарантии деятельности политической партии. Так, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что политические партии, выдвинувшие кандидата в Президенты Российской Федерации, вправе назначать доверенных лиц (помимо тех, которых назначает сам кандидат), а также вправе использовать бесплатные эфирное время, печатную площадь в государственных организациях, осуществляющих выпуск СМИ (статьи 43, 52, 53) для агитации за своего кандидата. Субъекты Российской Федерации вправе предусматривать аналогичные и иные формы поддержки (пункт 7 статьи 52, пункт 3 статьи 53 комментируемого Федерального закона).

Комментируемый Федеральный закон не устанавливает порядка представления в избирательные комиссии избирательными объединениями документов, связанных с выдвижением ими кандидатов по избирательным округам. Закон субъекта Российской Федерации может упростить данную процедуру и обязать избирательное объединение представлять решения о выдвижении кандидата (кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу непосредственно в ОИК. Однако представляется целесообразным предусмотреть в законе субъекта Российской Федерации процедуру выдвижения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательными объединениями с заверением списка «одномандатников» («многомандатников») избирательной комиссией, организующей выборы. На выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации заверение списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, целесообразно передать ИКСРФ, хотя кандидатов регистрирует ОИК, то же самое в отношении ИКМО и ОИК возможно предусмотреть на муниципальных выборах 1 . Данная процедура позволяет сосредоточить всю информацию по участникам избирательной кампании в одной избирательной комиссии, что, с одной стороны, позволяет обеспечить соблюдение законодательства о выборах, в том числе ограничений, таких, как запрет на выдвижение в нескольких избирательных округах, на одних и тех же выборах, запрет на самовыдвижение в случае, если кандидат уже выдвинут в составе списка и т.д., а с другой стороны, позволят избирательным объединениям единовременно осуществить процедуру выдвижения кандидатов, обеспечить единообразие правоприменительной практики.

Процедуру заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам целесообразно предусмотреть аналогично той, что применялась на выборах депутатов Государственной Думы до введения полностью пропорциональной системы.

В составе списка кандидатов кандидат может быть выдвинут только избирательным объединением. Данное положение относится в первую очередь к списку кандидатов, выдвинутому избирательным объединением по единому избирательному округу, при избрании депутатов (всех или части состава) по пропорциональной избирательной системе, в то же время это в равной степени относится к списку кандидатов, выдвинутых по территориальным избирательным округам, если таковой предусмотрен соответствующим законом о выборах.

Федеральный законодатель не наделяет правом выдвижения кандидатов избирателей и группы избирателей, в силу этого инициативные группы избирателей, группы избирателей по месту работы, учебы, жительства, службы не вправе выдвигать кандидатов 2 . Содержание понятия «избирательное объединение» определено в подпункте 25 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Избирательными объединениями на выборах в федеральные органы государственной власти являются исключительно политические партии (решение о выдвижении кандидатов, списков кандидатов принимает съезд политической партии – пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях»). Избирательными объединениями на региональных выборах, помимо самих политических партий, могут быть их региональные отделения в случаях, предусмотренных уставом самой политической партии (решения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов принимает либо съезд политической партии, либо конференция регионального отделения, а на дополнительных и повторных выборах – уполномоченный уставом политической партии руководящий орган политической партии или регионального отделения). На выборах в органы местного самоуправления политическая партия может участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в том числе в лице регионального отделения, а также структурного подразделения, наделенного таким правом в соответствии с уставом политической партии: местного, районного, первичного подразделения, руководящего органа политической партии, регионального или местного отделения, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов может быть принято на съезде политической партии или на конференции (общем собрании) регионального отделения или общим собранием (конференцией) иного структурного подразделения (местного, первичного и др.), либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

____________
1 Такое регулирование предусмотрено, например, в Законе Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-15 «О выборах депутатов Республики Алтай»; в Законе Костромской области от 30 декабря 1998 года № 39 «Избирательный кодекс Костромской области»; в Законе Новосибирской области от 14 июля 2003 года № 124-ОЗ «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов»; в Избирательном кодексе (Законе) Тюменской области от 3 июня 2003 года № 139.
2 В соответствии с пунктом 2 статьи 34 комментируемого Федерального закона, статьей 34 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» группа избирателей должна поддержать самовыдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что политическая партия и ее региональное, местное и другое отделение не являются двумя-тремя избирательными объединениями на одних и тех же выборах, напротив, это единый коллективный субъект выдвижения – избирательное объединение, т.е. права политической партии по участию в выборах реализуются через ее региональное либо местное отделение либо иное структурное подразделение (орган) в порядке, предусмотренном уставом политической партии. В противном случае возможно было бы выдвижение на одних выборах кандидата, списка кандидатов и от политических партий и от ее региональных отделений, что противоречило бы самой идее структурирования политического пространства. Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в регистрирующие органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, т.е. 45 и более свидетельств о регистрации региональных отделений 1 .

При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением помимо политической партии и ее региональных отделений являются общественное объединение, созданное в организационно-правовой форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированное в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом устав общественного объединения должен содержать положения, предусматривающие право на участие в выборах. Указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

__________________
1 По мере объединения субъектов Российской Федерации в новые субъекты Российской Федерации это число будет уменьшаться.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу возможно лишь на выборах по пропорциональной (смешанной) избирательной системе, т.е. на выборах депутатов Государственной Думы в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании пункта 16 статьи 35 комментируемого Федерального закона, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, – и на выборах в представительные органы местного самоуправления. Порядок выдвижения списков кандидатов регулируется федеральными законами, соответствующими им законами субъектов Российской Федерации, а также в силу статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» уставами политических партий.

3 1 . Новеллой комментируемого Федерального закона является положение о том, что если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган местного самоуправления избирается исключительно по пропорциональной системе, то законом субъекта Российской Федерации должны быть установлены для граждан Российской Федерации, не являющихся членами политических партий и общественных объединений, участвующих в выборах, гарантии реализации их пассивного права быть избранными в эти органы. В связи с этим, в частности, законы субъектов Российской Федерации о выборах, предусматривающие проведение выборов депутатов исключительно по спискам кандидатов, должны быть приведены в соответствие с частью 5 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях». Согласно этой норме, при решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов по выдвижению кандидатов в депутаты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, лица, не являющиеся членами политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии, подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции (общем собрании) регионального отделения, общем собрании (конференции) иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.

4–7. Комментируемые пункты устанавливают ограничения пассивного избирательного права для граждан, замещающих некоторые государственные и муниципальные должности, при проведении выборов на эти должности и создают заслон злоупотреблению так называемым административным ресурсом, избирательными правами. Подобного рода действия можно расценивать как избирательные технологии с использованием административного ресурса, поскольку действующее должностное лицо по сути само определяет дату своего участия в досрочных выборах и может определить выгодный для себя период (в частности, когда его популярность наиболее высока, когда социально-экономическая ситуация благоприятна (нет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.д.), при этом иные возможные кандидаты попадают в ситуацию, когда они еще не готовы к избирательной кампании.

Помимо добровольной досрочной отставки должностного лица (Президента Российской Федерации, главы муниципального образования) основанием для ограничения пассивного избирательного права является применение в отношении должностного лица таких мер ответственности, как отрешение от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации возможно по решению Совета Федерации в соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации. Отрешение от должности главы муниципального образования предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации, либо главы муниципального образования, досрочно прекративший исполнение полномочий по соответствующей должности, по собственному желанию либо вследствие отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Данное ограничение распространяется только на ближайшие выборы соответствующего должностного лица. Подобных ограничений для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатов представительных органов местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) этих органов законодательством не предусмотрено.

При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления не обладают пассивным избирательным правом лица, являющиеся депутатами этих органов.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах. Однако, поскольку выдвижение кандидата имеет уведомительный характер, то не исключены случаи выдвижения лиц, не имеющих права быть избранными. Список кандидатов заверяется соответствующей избирательной комиссией, за исключением тех кандидатов в списке, которые не обладают пассивным избирательным правом. Представление для заверения списка кандидатов с включением в его состав лиц, не обладающих пассивным избирательным правом, не заверение соответствующей избирательной комиссией в этом списке лиц, которые не обладают пассивным избирательным правом, не являются основаниями как для отказа в заверении списка кандидатов, так и для отказа в его последующей регистрации в связи с якобы нарушением порядка выдвижения списка кандидатов. При представлении документов лица, не обладающего пассивным избирательным правом, на регистрацию в качестве кандидата избирательная комиссия в соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 комментируемого Федерального закона отказывает в регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу.

9–10. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Он не может использовать свое право на самовыдвижение и одновременно находиться в составе списка кандидатов либо быть в двух и более списках кандидатов различных избирательных объединений. В случаях обнаружения нарушения запрета, установленного пунктом 9 либо 10 комментируемой статьи, и в зависимости от этапа избирательной кампании, избирательная комиссия не вправе осуществлять избирательные действия, предписанные ей в связи с выдвижением кандидата, по всем инициативам, кроме первой, либо в соответствии с подпунктом «м» пункта 24, подпунктом «д» пункта 26 статьи 38, пункта 1 статьи 76 комментируемого Федерального закона отказывает в регистрации кандидату, уже зарегистрированному по иным основаниям, в том числе путем исключения кандидата из списка кандидатов, аннулирует решение о регистрации кандидата. Данное ограничение не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному или многомандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов. Избирательным комиссиям целесообразно доводить до сведения избирателей подобные факты нарушений со стороны кандидата через средства массовой информации.

cikrf.ru

Последние новости

В современном российском законодательстве существует два способа выдвижение кандидатов в депутаты или на выборную должность:

  • самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения
  • в составе списка кандидатов, составленного избирательным объединением

До 2002 года существовал еще один способ – выдвижение кандидата инициативной группой избирателей. На данный момент этот способ не применяется в России, и исключен из законодательства.

В случае выборов в коллегиальный орган власти право выдвижения кандидатов регулируется законами:

№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

В случае выборов президента РФ право выдвижения кандидатов регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Самовыдвижение кандидата

Любой гражданин РФ, достигший избирательного возраста или возраста, установленного законом (например, кандидатом на пост президента можно стать только с 35 лет), может выдвинуть свою кандидатуру на любых выборах.

В случаях, когда выборы проводятся только по пропорциональной системе, самовыдвижение кандидатов не предусматривается.

Выдвижение кандидатов от избирательного объединения

Право выдвижения кандидатов и/или списка кандидатов в депутаты на федеральных выборах (выборы президента РФ и в Госдуму) принадлежит только политическим партиям.

На региональных выборах (выборы главы региона и в законодательные органы субъектов РФ) избирательными объединениями могут являться только политические партии и их региональные отделения.

На муниципальных выборах право выдвижения кандидатов и/или списка кандидатов в депутаты принадлежит как политическим партиям, так и общественному объединению и/или общественному движению, устав которых допускает участие в выборах.

Такое общественное объединение или общественное движение должно быть зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня голосования. В случае с досрочными выборами – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

От избирательного объединения в качестве кандидата может быть выдвинут как член объединения, так и гражданин, не являющийся членом этого объединения.

Порядок выдвижения кандидатов

В случае самовыдвижения кандидата порядок выдвижения максимально прост. Кандидату необходимо в установленные законом сроки уведомить избирательную комиссию о своем самовыдвижении.

При выдвижении кандидатов и/или списков кандидатов политическими партиями и/или избирательными объединениями сначала нужно провести съезд, конференцию или общее собрание членов объединения. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием. Далее необходимо уведомить избирательную комиссию.

Кандидаты (кроме выдвинутых в составе списка кандидатов) должны лично представить необходимые документы в избирательную комиссию. Исключения составляют случаи, когда кандидат болен или находится в СИЗО.

Кандидаты предоставляют пакет документов, включающих в себя: заявление о согласии баллотироваться, биографические сведения, данные о доходах и имуществе, обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с выборной должностью.

После чего кандидаты и/или избирательное объединение могут открыть избирательный счет, создать избирательный фонди начать сбор подписей в свою поддержку.

В 2012 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 41 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».

Согласно внесенным изменениям, политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ. Необходимость сбора подписей осталась у кандидатов, выдвинутых путем самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых на выборы в органы местного самоуправления общественными объединениями, не являющимися политическими партиями.

Однако в Государственной Думе в данный момент идет обсуждение о возврате необходимости для новых партий собирать подписи избирателей. http://www.gazeta.ru/politics/2013/05/17_a_5325389.shtml

Не смотря на то, что порядок выдвижения кандидатов в депутаты или на выборную должность достаточно прост, к вопросу подачи документов нужно отнестись крайне серьезно.

Так как выдвижение кандидатов носит уведомительный характер, избирательная комиссия может не сразу проверять предоставленные документы на возможные недостатки. И если потом такие недостатки найдутся, они могут стать основанием для отказа в регистрации, а, значит, в допуске непосредственно к выборам.

yopolis.ru

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах

Под выдвижением кандидата в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон) понимается самовыдвижение кандидата и инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.

Депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования18 лет.

Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Такие договоры в настоящее время заключены с Туркменистаном, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Республикой Беларусь.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 40 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» от 27.06.2003г. № 683-ЗРК (далее – Закон Республики Карелия), либо совершения действий, предусмотренных пунктом «ж» части 6 статьи 60 Закона Республики Карелия, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в который назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения.

Самовыдвижение кандидатов в депутаты представительного органа и на должность главы муниципального образования производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Законом Республики Карелия, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, указываются сведения о судимости кандидата.

Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящей частью, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

При выборах депутатов представительных органов муниципального образования, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию такие сведения.

Документы кандидат обязан представить лично. Документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных действующим законодательством.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона Республики Карелия, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении.

Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

Выдвижение кандидатов избирательными объединениями.

Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. О выдвижении кандидата избирательным объединением в избирательную комиссию муниципального образования направляется уведомление.

Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования и кандидата на должность главы муниципального образования не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени в избирательную комиссию муниципального образования представляются следующие документы:

а) сброшюрованные и пронумерованные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, при этом количество подписей не должно превышать необходимое для регистрации количество подписей более чем на 10 процентов;

б) сведения об изменениях в данных о кандидате,

в) сведения об открытии избирательного счета.

В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей.

Для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования необходимо представить собранные в поддержку выдвижения кандидатов подписи избирателей в количестве, не превышающем 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.

Для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования необходимо представить собранные в поддержку выдвижения кандидатов подписи избирателей в количестве, не превышающем 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 20 подписей.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств собственного избирательного фонда кандидата. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о его выдвижении.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратели ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратели ставят собственноручно.

Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе.

Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение — в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой отказ в регистрации, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, являющейся парламентской (в настоящее время это «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР), а также регистрация кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей. Регистрация такого кандидата осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

Избирательная комиссия в течение трех дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.

В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.

Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, — несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом Республики Карелия, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Закона Республики Карелия, иного закона;

д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, требуемых сведений;

е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законодательством сбор подписей запрещен;

ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки;

з) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 2-1 статьи 20 Закона Республики Карелия;

и) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;

к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного Законом Республики Карелия предельного размера расходования средств избирательного фонда;

м) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода установленных ограничений,

н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

о) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах;

п) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

В случае отказа в регистрации кандидата на тех же выборах возможно с соблюдением установленных Законом Республики Карелия порядка и сроков их выдвижения.

Кандидат, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов. Решение об отзыве кандидата, списка кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Если кандидат, список кандидатов был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов.

Избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному) избирательному округу. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Если в одномандатном избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

vibor.karelia.ru

Смотрите так же:

  • Закон об оскорблении чести и достоинства Описание заявления в суд о клевете Клевета – не редкое явление в современном обществе. Желая опорочить другое лицо, человек начинает распространять ложные сведения, которые негативно […]
  • Консультации для родителей родителям о правилах дорожного движения Консультации для родителей по Правилам дорожного движения Как часто я вижу, когда родители, держа за руку свое чадо, спешат, бегут через дорогу, нарушая Правила дорожного движения.Они не […]
  • Новые налоги для ип 2018 Какие налоги платит ИП в 2018 году Статьи по теме То, какие налоги оплачивает ИП, непосредственно зависит от применяемой им системы налогообложения. Влияет на налоговую нагрузку и наличие […]
  • Правила холодной обработки металлов ПОТ Р М 006-97. Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов УтвержденыПостановлениемМинистерства трудаи социального развитияРоссийской Федерацииот 27 октября 1997 […]
  • Закон о интимной близости Как повысить либидо у мужчин с помощью 17 секретов В этой статье описаны 17 лучших методик на тему о том, как повысить либидо у мужчин, увеличить и усилить половое влечение к женщинам. […]
  • Законы никколо макиавелли Никколо Макиавелли (1469 – 1527) Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, основоположник «учения политического […]