Материнский капитал и его значение

Понятие материнского капитала

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство.

Размер материнского (семейного) капитала по годам:

с 1 января 2007 года — 250 000 рублей

с 1 января 2008 года — 276 250,0 рублей

с 1 января 2009 года — 312 162,5 рублей

с 1 января 2010 года — 343 378,8 рублей

с 1 января 2011 года — 365 698,4 рублей

с 1 января 2012 года — 387 000,0 рублей

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), право на получение материнского (семейного) капитала имеют:
женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;
несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом случаях.

Этими средствами можно распоряжаться в полном объеме либо частями по следующим направлениям:
Улучшение жилищных условий:
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения. Способы различные — посредством погашения займа и кредита, в том числе ипотечного, участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах и т. д. Условия — приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. При этом кредит может быть оформлен как на женщину, получившую сертификат на материнский (семейный) капитал, так и на ее супруга.
Получение образования ребенком:
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Средства могут быть использованы на обучение любого из детей в семье, когда возникает необходимость в образовании. При этом возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.
Формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин:
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на накопительную часть трудовой пенсии можно и в негосударственный пенсионный фонд (частную управляющую компанию).
Единовременная выплата на повседневные нужды семьи в размере 12 тысяч рублей в 2009 году:
Заявление о предоставлении этой выплаты можно будет подать в Пенсионный фонд РФ вне зависимости от срока со дня рождения второго или последующих детей. При этом если право на материнский капитал возникло с 1 января 2007 года по 30 сентября 2009 года — заявление необходимо подать не позднее 31 декабря 2009 года; если право возникло с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года — не позднее 31 марта 2010 года.

Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложили 132 млрд руб.

Учёт получателей и выдачу соответствующих сертификатов будет осуществлять Пенсионный фонд России. Сумма капитала будет ежегодно пересматриваться с учётом инфляции и не будет облагаться налогом на доходы физических лиц.

garantplus48.ru

1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ – государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

– Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

– постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

– постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

– постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

капитал материнский поддержка государственный

studfiles.net

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

1. Хочу использовать материнский (семейный) капитал для погашения ипотеки, а кредитный договор оформлен на мужа. Возможно ли такое?

Ответ:Накануне Постановлением Правительства Российской Федерации были внесены уточнения в Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Ключевое нововведение — возможность направить средства материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов в случае, если стороной договора займа, в том числе ипотечного, является не только женщина, получившая сертификат на материнский (семейный) капитал, но и ее супруг. Помимо этого, для соблюдения нормы закона, которая предписывает, что жилье, приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала, должно быть оформлено в общую собственность всей семьи, достаточно предоставить письменное обязательство в дальнейшем оформить это жилье в собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи.
Соответственно, принятие новых Правил внесло изменения в набор документов, которые необходимо предоставить в территориальные органы Пенсионного фонда России для направления средств материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов.

Номера телефонов «горячей линии»: в Управлении ПФР в г. Кирове — 528-542, в Отделении ПФР по Кировской области — 528-177.

На вопрос отвечает заместитель управляющего ОПФР по Кировской области Н. П. Шиляева

2. Вопрос: После рождения (усыновления) какого по счету ребенка мать (семья) может рассчитывать на получение материнского (семейного) капитала?

Ответ:Классическим претендентом на получение материнского капитала является женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго ребенка после 1 января 2007 года. Получить материнский капитал может и семья, в которой начиная с этой даты родился третий, четвертый и так далее ребенок, если после рождения именно второго ребенка право на получение материнского капитала не оформлялось. Например, женщина, родившая в январе 2007 года третьего ребенка, может подавать документы на получение материнского капитала. В то же время, женщина, оформившая материнский капитал после рождения в 2007 году второго ребенка, не может претендовать на получение еще одного сертификата по факту рождения третьего ребенка в 2008 году.

3. Вопрос: Что нужно сделать, чтобы получить сертификат на материнский капитал? Какие документы нужны?

Ответ: Чтобы получить сертификат, нужно в любое время после рождения второго ребенка подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. К заявлению нужно приложить подлинники или нотариально заверенные копии паспорта и свидетельства о рождении детей. Если в свидетельстве о рождении второго ребенка нет отметки о российском гражданстве родителей, то там должна стоять отметка, удостоверяющая, что он гражданин Российской Федерации. При этом мама сама должна иметь российское гражданство, место жительства значения не имеет. Отцу, усыновителю, опекуну, которые хотят получить материнский капитал, придется представить дополнительные документы, которые подтвердят смерть матери, документы о лишении ее родительских прав и т. п. В течение месяца сотрудники Пенсионного фонда будут проверять документы. В это время они могут запрашивать дополнительную информацию из других источников (роддома, ЗАГСа и пр.). Если все в порядке, то по адресу проживания в пятидневный срок должно быть отправлено уведомление. После этого можно идти получать сертификат — в то же отделение Пенсионного фонда, куда подавали заявление. Здесь и далее под «ВТОРЫМ РЕБЕНКОМ» понимается второй ребенок женщины, родившийся (усыновленный) после 1 января 2007 года, а также третий, четвертый и последующий ребенок, если после рождения именно второго ребенка право на получение материнского капитала не оформлялось.

4. Вопрос: Может ли сертификат на материнский (семейный) капитал быть выдан отцу, а не матери?

Ответ: Только в отдельных случаях. Отец ребенка может получить сертификат, если мать умерла или была лишена родительских прав, при этом ему не обязательно быть гражданином России. Или же если мужчина является единственным усыновителем второго, третьего и последующих детей.

5. Вопрос: Если второй ребенок родился в конце 2006 года, можно ли все-таки получить материнский (семейный) капитал?

Ответ: Нет. Заявление на материнский капитал можно подать, если второй или последующий ребенок родился в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

6. Вопрос: Можно ли по сертификату на материнский (семейный) капитал получить наличные деньги?

Ответ: Нет, наличные деньги по сертификату получить нельзя.

Использовать средства материнского капитала можно только по трем направлениям:

1. Улучшение жилищных условий (в т. ч. и оплату ипотечного кредита);
2. Образование детей в любых учебных заведениях, имеющих статус образовательных учреждений, по усмотрению родителей.
3. Формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, являющейся владелицей сертификата.

7. Вопрос: Имеет ли право на получение материнского (семейного) капитала женщина, родившая второго ребенка, если первый ребенок умер?

Ответ: Да, имеет.

8. Вопрос: А если второй ребенок — усыновленный, положен ли материнский капитал?

Ответ: Да. При определении права на получение материнского (семейного) капитала, усыновленные дети приравниваются к родным. Если в семье есть свой ребенок и семья усыновляет второго ребенка после 1 января 2007 года, то женщина имеет право на получение материнского капитала. Это же относится и к случаям, когда усыновлен первый ребенок. В то же время, усыновление детей супруга (пасынков) права на материнский капитал не дает.

9. Вопрос: Имеет ли женщина право на получение материнского капитала при рождении второго ребенка, если вместо свидетельства о рождении первого ребенка выдана справка о рождении по форме № 26, которая подтверждает факт государственной регистрации ребенка, умершего на первой неделе жизни?

Ответ: К сожалению, в этом случае сертификат не может быть выдан. Без предъявления свидетельства о рождении ребенка территориальные органы Пенсионного фонда РФ не могут вынести положительного решения о выдаче государственного сертификата.

10. Вопрос: Если женщина получила сертификат на материнский капитал после рождения второго ребенка, можно ли его получить после рождения третьего?

Ответ: Нет. По закону, материнский капитал выделяется только один раз.

11. Вопрос: За три года, которые отделяют рождение ребенка от возможности распоряжаться средствами материнского капитала, может многое измениться в стране и в семье. Как материнский капитал защищен от инфляции? Что с ним будет в случае гибели получателя?

Ответ: Размер материнского капитала индексируется с каждым годом. За 2 года он увеличился на 20% (с 250 000 руб. в 2007 году до 299 731,25 руб. с 1 января 2009 года). В дальнейшем также будет производиться индексация материнского капитала в зависимости от инфляции. В случае смерти женщины — владелицы сертификата, материнский (семейный) капитал переходит к отцу детей, а в случае его смерти- к детям, При этом сумма материнского капитала делится между детьми в равных долях.

12. Вопрос: Если женщина получила сертификат на материнский капитал после рождения второго ребенка, можно ли его получить после рождения третьего?

13. Вопрос: В каких случаях могут отказать в выдаче сертификата?

Ответ: Основные причины отказов: 1. У малыша или женщины нет гражданства Российской Федерации, 2. Женщина, обратившаяся за сертификатом, лишена родительских прав по отношению к последнему рожденному ребенку либо ко всем детям, рожденным до рождения последнего ребенка. 3. Заявитель указал недостоверные сведения об очередности или дате рождения детей. Решение об отказе в выдаче сертификата можно попытаться обжаловать в вышестоящем органе Пенсионного фонда РФ или в суде.

14. Вопрос: Если в семье рождаются двойняшки, кто из них получатель материнского капитала? Или сумма удваивается?

Ответ: Получатель материнского капитала — не ребенок, а взрослый, как правило, мать. С точки зрения получения материнского (семейного) капитала не принципиально, кто из двойняшек будет объявлен «вторым ребенком». Семья может одинаково потратить средства материнского капитала на образование каждого из них. Сумма материнского капитала при этом не удваивается.

15. Вопрос: Можно ли использовать материнский капитал по нескольким направлениям, например, часть средств — на обучение, а часть — на улучшение жилищных условий?

Ответ: Да, по закону можно распределить средства материнского (семейного) капитала одновременно по нескольким направлениям.

www.pfrf.ru

Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал — как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [7; с. 3] (далее — Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) [15; с. 20].

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере. [21; с. 3]

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции — пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута — материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации). [14; с. 82]

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» [32; с. 56].

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» [31; с. 63].

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» [31; с. 35].

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

— отношения по получению сертификата,

— отношения по получению кредита на недвижимость,

— отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» [2, с. 39].

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» [21; с. 112].

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

— рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

— период времени, в течение которого это произошло, — с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ [1; с. 3].

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина — ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал [4; с. 12].

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

— при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

— если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» [32; с. 36].

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели [21; с. 359].

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то — третьего» [28; с. 32].

Региональный материнский капитал в республике Мордовия выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 — 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, республика Мордовия прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается — и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» [4; с. 3].

Итак, материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

studbooks.net

Смотрите так же:

  • Проверить разрешение на строительство краснодар О департаменте Столица Кубани прочно занимает передовые позиции в Российской Федерации по темпам жилищного строительства. На территории муниципального образования город Краснодар ежегодно […]
  • Материнский капитал как взять деньги Можно ли и как законно обналичить материнский капитал? Как обналичить материнский капитал, интересует многих родителей. Закон устанавливает лишь 4 направления реализации материальных […]
  • Закон об ооо последние изменения Закон об ооо последние изменения Федеральный закон Российской Федерации № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», который практически не изменился с момента его принятия в […]
  • Расчет налога с продаж автомобиля Разъяснения СОДЕРЖАНИЕ Налог с продажи автомобиля в 2017 и 2016 году (автомобиль 3 года или менее 3 лет в собственности) 1. Срока, в течение которого машина находилась в собственности […]
  • Пенсионный фонд москва по адресу проживания люблино Клиентская служба ПФР Люблино Тел/факс: 8 (499) 784-50-68 Режим работы: понедельник-четверг с 9.00 до 18.00; пятница с 9.00 до 16.45, обед 13.00-13.45 Руководитель клиентской службы […]
  • Приказ минздрава 899н ПРИКАЗ Минздрава РФ от 12.11.2012 N 899н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ "ЭНДОКРИНОЛОГИЯ" Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря […]