Методы исследования предупреждения преступлений

Предмет и методы изучения криминологии

Предмет криминологии – круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте.

Предмет криминологии – исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из четырех основных элементов:

1) преступность – социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных вданном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности – система негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4) предупреждение (профилактика) преступности – система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Метод криминологии – совокупность приемов и способов, используемых для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах, о личности преступника с целью создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.

Методы изучения криминологии:

1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2) эксперимент – проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3) опрос – метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях.

Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5) моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

be5.biz

Методы индивидуальной профилактики преступлений

Индивидуальная профилактика преступлений – это последовательное применение методов выявления лиц, отклоняющихся от норм; их изучения; учета; контроля над лицами, состоящими на учете; воздействия на внутренние причины и условия формирования криминогенной мотивации, образования криминогенной ситуации и совершения преступления.

Сначала определимся с общими методами индивидуальной профилактики, к которым относят индивидуальное воспитание в семье, дошкольных учреждениях, школе; беседы и применение мер дисциплинарного и административного воздействия; аутотренинг, самовоспитание и многие другие, разработанные в педагогике и психологии.

Рассмотрим специально-криминологические методы индивидуальной профилактики преступлений, которые можно разделить на пять групп: 1) выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в обществе норм, правил поведения; 2) изучения граждан, могущих стать предметом профилактики на основе еще не принятого закона о профилактике; 3) учета; 4) контроля и 5) воздействия на них (рис. 9.9).

1. Методы выявления лиц, отклоняющихся от норм, можно подразделить на:

– приемы изучения окружающей микросреды;

– средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением граждан в зависимости от типа предполагаемого и ожидаемого преступного поведения.

2. Методы изучения:

а) документальный (лат. documentum – образец, свидетельство, доказательство) анализ:

– официальных документов – уголовных и личных дел, иных документов;

– личных документов – автобиографий, писем, дневников, сочинений и пр.;

б) наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т.д. микросреды, окружающей лицо, отклоняющееся от норм; группировок, в которые оно входит и его места в стратификации;

в) тестирование (англ. test – проба, испытание, исследование) граждан с применением субъективных (объективных) и проективных тестов. Причем проективные, направленные на выявление различных элементов подсознания, несмотря на их, как правило, малую емкость, могут быть признаны и более эффективными именно для отклоняющихся лиц, хотя бы еще и потому, что они интересны в работе – и различные картинки, и чернильные пятна, и неоконченные предложения, и пр.;

г) опрос граждан: анкетирование; интервьюирование; беседа;

д) эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) и т.д.

3. Встречающиеся методы учета граждан, чье поведение отклоняется от общесоциальных норм:

а) картотека (др.-греч, χάρτης – лист папируса + θήκη – хранилище) – систематизированное собрание карточек со сведениями на данных лиц, в частности, членов неформальных молодежных и иных группировок, например, спортивных, музыкальных фанатов, нелегальных сект, включающая в себя пофамильное распределение и группировку по видам объединений, отклонений и т.п.;

б) перфорация (англ. perforation [1] .

Таким образом, профилактика и предупреждение – понятия идентичные, действуют на общесоциальном и личностно-микросредовом уровнях, предотвращение и пресечение функционируют на личностно-микросредовом уровне. Кроме того, следует выделять общесоциальный уровень профилактики, объектом которого являются общесоциальные причины и условия преступности и ее типов, а предметом – общество и личностно-микросредовый уровень, объектом которого служат внутренние и внешние причины и условия преступного поведения, а предметом – микросреда, группа и личность, от которой можно ожидать совершения преступления. Субъекты профилактики следует делить в зависимости от профессиональной ориентации на причины и условия преступлений и принадлежности государству или негосударственным образованиям.

  • [1] См., например: Гуськов В. И. Социально-правовые проблемы профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания. Рязань, 1976.

studme.org

Методы исследования предупреждения преступлений

Все, что рассматривалось ранее (преступность, ее причины, личность преступника), в конечном счете преследует цель овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности. По своей сути предупреждение преступности или, иначе говоря, профилактика преступности (эти два термина с точки зрения этимологии идентичны и используются как взаимозаменяющие) – это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по ее направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

По уровню принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

• общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

• относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение преступности и предупреждение рецидива. Более значимо с практической точки зрения выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Общесоциальное предупреждение преступности. В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения преступности: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения – упреждающего противостояния преступности.

Специальное предупреждение преступности. Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего предупреждения, имеет направленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности – его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (правовое просвещение, воспитание); детально урегулированные юридическими нормами (административный надзор).

Субъекты предупреждения преступности. Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты – это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом. Индивидуальная профилактика – это выявление лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в установленном законом порядке.

Основы виктимологической профилактики. Виктимология – это учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, становящихся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся преступление могло окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, которые предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика – это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Борьба с преступностью. Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

• общей организации борьбы;

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.

1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.

3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

4. Программирование борьбы с преступностью. Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе – как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью. Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку реализуемых программ.

7. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

8. Правоохранительная деятельность. Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью. Наиболее важными среди них можно считать следующие.

1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности – примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями.

2. Применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях.

3. Обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления.

4. Осуществление борьбы с преступностью всем обществом, всем населением.

5. Осуществление борьбы в режиме законности, только в рамках конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм.

6. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью.

7. Комплексное осуществление борьбы с преступностью.

8. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.

9. Экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда.

10. Международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Индивидуальное предупреждение преступления. Как уже говорилось ранее, индивидуальное предупреждение – это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

1) антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которого достаточно вероятно;

2) криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

3) криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

4) непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности, прежде всего в семье, ином бытовом окружении;

5) элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования:

К методам индивидуального предупреждения преступлений относятся метод убеждения, метод оказания помощи, метод принуждения.

Метод убеждения – это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Основными формами убеждения являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности.

Метод оказания помощи касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей.

Метод принуждения является одним из основных в деятельности правоохранительных органов и прежде всего – милиции. Основанный исключительно на законе, этот метод дает возможность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств.

К основным мерам принуждения относятся: административный арест и административное задержание, штраф, принудительное лечение, административный надзор.

www.e-reading.club

Методы предупреждения преступности и борьбы с нею

Актуальность темы исследования. 2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ 4

§ 1. Особенности подходов к региональному изучению 4

§ 2. Понятие и структура регионального криминологического прогнозирования преступности 17

ГЛАВА 2. ПРЕСТУПНОСТЬ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ §1. Детерминанты преступности в Курской области 31

§2. Структура преступности в Курской области 42

Повышенный интерес вызывают показатели социального положения 51

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И 54

БОРЬБЫ С НЕЮ 54

Список использованной литературы Нормативно-правовые акты: 76

Монографии, учебники: 77

Статья, научные публикации: 79

Актуальность темы исследования.

Преступность, являясь продуктом жизнедеятельности общества как целостного социального организма, выступает в качестве социально опосредованного явления, вмещающего общественно опасные для него последствия. Социальный генезис преступности позволяет сделать и другой вывод методологического характера, согласно которому преступность как социальный феномен представляет собой одну из характеристик состояния общества на конкретном историческом этапе своего развития. Однако простое декларирование принципа социальной обусловленности преступно­сти не позволяет четко объяснить существующие различия в преступности, которые проявляются разнопланово и многоаспектно.

Во-первых, эти различия имеют место в общероссийском масштабе и всегда проявляются, когда криминологи изучают состояние преступности в различные периоды времени на территории всей страны. Во-вторых, различия преступности просматриваются в ее структуре, количественно- качественных характеристиках. В-третьих, различия преступности отмечаются применительно к различным федеральным округам, обладающим специфическими характеристиками географического, демографического, социально-экономического и национально-культурного свойства. Наконец, в-четвертых, нельзя не учитывать различия преступности в отдельно взятых регионах (областях, краях и т.п.), входящих в соответствующие федеральные округа. В данном случае уместно анализировать и сравнивать уровень жизни населения в регионах, масштабы безработицы, наличие природных ресурсов, состояние и развитие промышленного производства и сельского хозяйства, социальную защищенность и культурно-образовательный срез населения. Поэтому одним из важных подходов к исследованию этого антисоциального явления

выступает территориальный аспект его изучения.

Выявление региональной специфики преступности позволяет разрабатывать местные (локальные) системы предупреждения преступности с учетом социально-экономической, национально-демографической, культурно-образовательной и криминологической среды, характеризующей ситуацию, обстановку и возможности каждого региона.

Все это определило необходимость всестороннего исследования и теоретического осмысления вопросов преступности в Курской области.

Объектом исследования являются состояние и структура преступности в Курской области.

Предметом исследования являются формы преступности в Курской области и методы предупреждения преступности.

Теоретическую основу исследования составили: труды по криминологии: А.И. Алексеева, М.М. Бабаева, А.И. Долговой, А.Д. Жалинского, В.И.Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского, В.П. Ревина и других.

Целью настоящего исследования являлось изучение преступности в Курской области, анализ ее состояния и структуры, а также выявление форм и методов предупреждения и борьбы с ней.

Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих задач:

охарактеризовать региональную преступность в целом;

рассмотреть подходы к региональному изучению преступности;

изучить содержание регионального криминологического прогнозирования преступности;

выявить детерминанты преступности в Курской области;

исследовать структуру преступности в Курской области

осветить методы предупреждения преступлений и формы борьбы с преступностью.

Структура работы построена с учетом целей и задач исследования и

состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ

§ 1. Особенности подходов к региональному изучению

Исследуя проблемы региональной преступности, прежде всего, необходимо уяснить ряд принципиально важных категорий и понятий, таких, как понятие преступления и преступности, взаимосвязь их и соотношение, а с другой — качественные параметры преступности: состояние, динамика, структура, тенденции закономерности ее, то есть изучить внутренние и внешние характеристики преступности как социально-правового явления.

Среди перечисленных вопросов, на наш взгляд, наибольшую сложность представляет понятие преступности, которое является научно- теоретической категорией, разрабатываемой криминологией, что позволяет создавать и формулировать множество дефиниций преступности. Понятие же преступления подобной вольности не допускает в первую очередь потому, что оно сформулировано и закреплено в праве, законодательстве, имеет нормативный характер. Иначе говоря, как уголовно-правовой феномен понятие преступления, в отличие от Понятия преступности, получило нормативно-правовое закрепление.

В частности, понятие преступления сформулировано и закреплено в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1997 года. «1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности», — сказано в ст. 14 УК Российской Федерации.

Что же касается понятия преступности, то в течение продолжительного времени в юриспруденции его трактуют по-разному. Например, профессор Н.Ф. Кузнецова много лет тому назад, на первом этапе формирования и развития советской криминологии, считала, что преступность — это относительно массовое, исторически изменчивое социальное явление, имеющее уголовно-правовой характер, явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений в государстве в определенный период времени 1 .

Такое же развернутое понятие преступности сформулировал и профессор И.И. Карпец, понимавший под преступностью исторически переходное социальное явление, имеющее свои причины, динамику и закономерности существования, включающее сумму преступлений, совершенных в данном обществе и в данный период времени, характеризующееся количественными (состояние) и качественными (структура) показателями 2 . В то время, пожалуй, самое краткое понятие преступности изложил профессор А.А. Герцензон, понимавший под преступностью всего лишь статистическую закономерность 3 . Академик А.Н. Кудрявцев обратил внимание на то, что преступность включает всю совокупность совершенных преступлений и наступивших общественно опасных результатов 4 .

Новые исторические условия позволили российским ученым-юристам внести существенные коррективы в научное понимание преступности, которая представляет собой отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные характеристики, влекущие для общества и людей негативные последствия, требующие специфических и общественных мер контроля 5 .

Более того, преступность никогда не была простой совокупностью преступлений, а выступала закономерным социальным явлением, которое характерно как для государства в целом, так и для входящих в него субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 1 ст.5 Конституции Российской Федерации). Эта особенность преступности позволила ученым-юристам изучать социально-территориальное распространение преступности путем выделения регионов по административному критерию, например, в субъектах Российской Федерации и даже внутри них 5 . Здесь, по нашему мнению, уместно подчеркнуть, что криминологи США давно придают большое значение исследованию территориального распределения преступности 6 .

Региональный в переводе с латинского означает областной. Следовательно, региональная криминология исследует преступность региональных единиц: область, край, республика, экономический район и т.д. Региональная криминология традиционно включала в себя сравнительные исследования состояния преступности в различных административно- территориальных единицах (областях, краях, республиках); сравнительное изучение городской и сельской преступности; изучение преступности в экономических районах, т.е. районах, объединяющих ряд административно- территориальных единиц, которые схожи по географическому положению, производственной ориентации, истории, социальному составу и образу жизни населения и т.д.; преступность в территориально-экономических комплексах, т.е. территориях, на которых расположены предприятия, построенные около мощных источников энергии или источников сырья 7 .

В рамках региональной криминологии изучается состояние преступности в регионе, статистические показатели состояния преступности в которой принимаются за точку отсчета. Региональная криминология фиксирует территориальные различия преступности («география» преступности) и объясняет причины этих различий.

Статистические исследования выявляют устойчивые различия в показа­телях преступности (уровень, структура, динамика) в различных регионах России. В региональных исследованиях отмечается не только разница в показателях преступности, но и устойчивость различий. Устойчивость территориальных различий — настолько важный показатель преступности, что даже высокие темпы роста (снижения) числа зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, не оказывают на нее статистически значимого влияния 9 .

Устойчивость территориальных различий преступности свидетельствует о том, что в регионах действуют одни и те же причины, интенсивность проявления которых зависит от сопутствующих условий. Тот факт, что на фоне роста преступности устойчивость различий сохранилась в знакомых чертах, указывает и на устойчивость прежних причин, которые стали действовать энергичнее. Что же касается того обстоятельства, что в местах традиционного высокого уровня преступности темпы прироста преступности в последние годы выше, чем темпы прироста в регионах с традиционно низким уровнем преступности, то оно указывает на самовоспроизводство, самопричинение: преступность стремительнее развивается там, где накоплен более мощный криминогенный потенциал.

Региональные различия в преступности определяются не только социальными и социально-демографическими характеристиками населения, положением дел в сфере культуры, досуга и быта. Большое значение имеют национально-этнические факторы, культурно-исторические различия, психологические особенности жителей различных регионов, социально- психологические процессы 10 .

works.doklad.ru

Криминология (И. П. Сергеева, 2010)

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Криминология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

  • Криминологическое понятие преступности
  • Методы криминологии
  • Криминологическая виктимология
  • К методам криминологии относят следующие:

    1) наблюдение — непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с существованием преступности;

    2) эксперимент – использование в необходимых случаях новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей на практике;

    3) опрос – социологический метод сбора информации, заключающийся в интервьюировании или анкетировании значительного круга лиц и выяснении у них различных сведений об объективных процессах и явлениях, интересующих криминологов; при опросе для получения достоверной информации учитываются факторы объективные (место и время опроса) и субъективные (заинтересованность опрашиваемого лица в той или иной информации);

    4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – сбор необходимой информации из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиозаписей и предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

    5) логико-математический метод, включающий:

    – моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации;

    – факторный анализ и шкалирование;

    – методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).

    В целом методы криминологии можно разделить на общенаучные (формально-логические, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, исторический метод, системный анализ) и частнонаучные (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистические, правовые, математические методы, криминологическая экспертиза).

    Среди криминологических методов особо выделяются методы уголовной статистики.

    Уголовной статистикой называется система положений и приемов общей теории статистики, которая применяется для изучения уголовно-правовых и криминологических явлений для выявления их закономерностей и разработки мер, противодействующих преступности или предотвращающих ее.

    Уголовная статистика применяется в криминологии для детального и всестороннего рассмотрения преступности. В анализ преступности методами уголовной статистики входит выявление элементов, которые ее составляют. К этим элементам относятся: интенсивность преступности, динамика преступности, структура преступности, характер преступности, удельный вес различных преступлений, территориальное распределение преступности и «цена» преступности.

    Задачи уголовной статистики в криминологии таковы:

    1) цифровая характеристика состояния и динамики преступности в абсолютных и относительных показателях, а также оценка практики борьбы с преступностью;

    2) получение достоверной информации о регистрации преступлений и мер борьбы с ними;

    3) определение тенденций изменения преступности и ее рецидива;

    4) выявление плюсов и минусов в борьбе с преступностью.

    Для решения задач криминологии используются следующие методы уголовной статистики:

    1) статистическое наблюдение;

    2) сводка и группировка собранного материала;

    3) вычисление обобщенных данных;

    4) качественный анализ общественных явлений.

    Статистическим наблюдением называют организационный сбор информации о массовых процессах и явлениях, относящихся к криминологическому исследованию.

    Используемая в криминологии статистическая информация зависит от того, что учитывается и каким образом учитывается. Регистрация каждого преступления и совершившего его лица в соответствующих документах учета является главнейшей задачей статистического наблюдения.

    Статистической сводкой называется научная обработка материалов статистического наблюдения, сведение отдельных единиц в группы для получения обобщенной характеристики изучаемого явления по существенным признакам.

    Статистической группировкой называют распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по существенным для данного исследования признакам. Получение полной и всесторонней количественной характеристики преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества – главная задача группировок в криминологическом исследовании.

    Криминологические исследования условно можно разделить на три типа:

    1) типологические группировки, предполагающие расчленение изучаемых явлений на однородные группы или типы по существенному признаку (пол, наличие судимости и т. п.);

    2) вариационные группировки, предполагающие распределение типически однородных и изменяющихся по количественным признакам групп для изучения состава преступников (возраст, образование, число судимостей и т. п.);

    3) аналитические группировки, предполагающие распределение по их зависимости, выявляют взаимосвязи между разнородными группами.

    Обобщенные характеристики уголовной статистики выражаются в величинах: 1) абсолютных (суммарных); 2) относительных (сравнительных); 3) средних (обобщенных).

    Метод статистических группировок хорош тем, что, имея необходимые учетные данные, можно получить любой из трех типов статистических группировок. Для обработки данных требуется только знание ряда формул. Простой анализ данных позволяет без специального математического образования овладеть научным аппаратом исследования и получать достоверную и полную количественную характеристику изучаемого явления.

    Изучая преступность, криминологи начинают исследование с обработки материалов уголовной статистики, поскольку вся информация о преступности и борьбе с нею отражена в документах первичного учета и официальной статистической отчетности. Криминологам приходится изучить кроме опубликованных данных огромное количество карточек из «бумажной» картотеки, которые являются основными формами статистического учета.

    Статистическое исследование обширного и разобщенного материала включает наблюдение, сводку, группировку и анализ. В криминологии статистическое наблюдение (учет и регистрация информации) бывает сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение предполагает исследование всего массива информации, выборочное касается части явления, и отбор идет по одному или нескольким признакам. Для точности и объективности выборочное наблюдение обязано отвечать научным требованиям репрезентативности и случайности.

    Репрезентативность предполагает, что выборка отражает основные закономерности явления, и чем больше выборка, тем точнее результат. Массив выборки определяется на основе специальных таблиц или математических расчетов с учетом планируемой погрешности в результатах не более 5 %. Выборка должна отвечать критерию случайности, поэтому в выборку попадает разнородный материал, который в дальнейшем подвергается обработке первичных данных (сводке), а затем группируется, то есть разбивается на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным признакам – типологические (с расчленением на однородные группы по количественным и признакам) или аналитические (с распределением по зависимости между двумя или более разнородными группами).

    Широкое распространение в современной криминологии получили следующие методы социологического исследования, которые являются общепринятыми при изучении самых разных общественных явлений: изучение документов; опросы (анкетирование и интервью); наблюдение; эксперимент.

    В криминологии к документам относятся статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях, жалобы, материалы экспертиз, исследований и другие документы, которые возникают в результате учетной, оперативно-розыскной, судебной и т. п. деятельности.

    Достаточно простым, но надежным является метод опросов, которые могут производиться в двух вариантах – либо заочно (анкета с перечнем вопросов), либо очно (интервью). В криминологии используются самые разные анкеты, построенные на разных принципах: вопросы могут быть закрытые, открытые, контрольные, дополняющие. Анкетирование считается наиболее легким способом получения необходимых сведений и позволяет выявить мысли, настроения, уровень знаний норм права, желание следовать правилам общества, отношение к своим и чужим действиям.

    Анкетный опрос бывает индивидуальным или групповым. Групповой опрос позволяет довольно быстро получить сведения от большой группы лиц, провести повторное анкетирование для выявления изменений, а также, что немаловажно, сохранить анонимность анкетируемых. Интервью заочным не может быть по определению. Это беседа, которую ведет интервьюер с преступником, потерпевшим, родственниками, работниками правоохранительной системы и прочими лицами.

    Интервью называется беседа с преступником, потерпевшим, родственниками, работниками правоохранительной системы или другими лицами. По типу интервью разделяют на индивидуальные и коллективные, по способу проведения – на формализованное, программируемое и неформализованное. Интервью позволяет установить личный контакт с интервьюируемым, но требует специальных навыков и знаний, поэтому используется гораздо реже анкетирования.

    Наблюдение предполагает длительный процесс фиксирования действий и высказываний наблюдаемых, по типу делится на три вида – внешнее, внутреннее, включенное. При внутреннем наблюдении наблюдатель внедрен в среду вместе с объектами наблюдения, участвует в какой-либо деятельности, но не обнаруживает своих целей. При включенном наблюдении он внедрен в среду наблюдения, но в деятельности не участвует, только наблюдает за поведением наблюдаемых. При внешнем наблюдении наблюдатель не делает тайны из своего занятия.

    Эксперимент в криминологии может касаться способов совершения преступлений, психологической оценки того или иного лица, его поведенческого типа и т. п. Но существуют два правила, которые запрещено нарушать: эксперимент не должен провоцировать преступление и не должен нарушать норм морали и закона.

    В криминологии нередко применяются различные методы прогнозирования, позволяющие понять, как могут развиваться события в дальнейшем, какой результат принесут, какие проблемы проявят, каких событий позволят достичь.

    В современной криминологии различают два вида прогнозов:

    1) развитие преступности в целом и рост (снижение) отдельных видов преступности: вид охватывает масштабные явления, касающиеся структуры преступности, успешности и неуспешности рекомендуемых мер борьбы, требует глубокого понимания социальных и экономических процессов в обществе. Он используется для общетеоретических построений и для создания разного рода целевых программ;

    2) возможное поведение отдельной преступной личности: этот вид прогнозов ближе к психологии и строится на принципе типирования личности преступника, то есть разрабатывает модель поведения конкретного человека, учитывая сведения, известные о нем (особенно это важно для понимания поведения серийных преступников). Он используется для предотвращения преступлений, которые совершает конкретная личность.

    Криминологическое прогнозирование принято делить по принципу, обычному для всех видов прогнозов, на:

    1) краткосрочное – прогнозирование на срок до 1 года;

    2) среднесрочное – на срок до 5 лет;

    3) долгосрочное – на срок от 10 до 20 лет;

    4) сверхдолгосрочное – на период от 20 лет и более, как поступают обычно с планами развития экономики, но многие специалисты к сверхдолгосрочному прогнозированию относятся скептически, поскольку достаточно точно предвидеть на такой срок в криминологии невозможно.

    В криминологической практике наиболее востребованными являются краткосрочные прогнозы развития преступности. Они более точны и более оправданы, и отвечают важнейшим целям криминологии.

    Цели самого криминологического прогнозирования обычно разделяют на общие и основные. К общим целям относят: а) установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе; б) выявление нежелательных тенденций и закономерностей и отыскивание на этой основе способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

    К основным целям относят: а) обеспечение обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; б) принятие пролонгированных управленческих решений; в) установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; г) определение возможностей появления новых видов преступлений и исчезновения имеющихся в настоящем, а также определение факторов и обстоятельств, способных повлиять на это; д) установление возможности появления новых категорий преступников и т. д.

    В криминологическом прогнозировании принято опираться на такие источники информации: 1) конкретные статистические данные правоохранительных органов; 2) данные экономической, социальной, демографической статистики; 3) знания отдельных людей.

    Криминологическое прогнозирование чрезвычайно сложно, поскольку: 1) должно учитывать множество факторов; 2) не всегда основано на достоверной и проверенной информации (проблемы сбора и обработки статистических данных, существование латентной преступности, недостатки в учете регистрации преступных проявлений и т. п.).

    Результаты криминологического прогнозирования не всегда точны.

    В основе криминологического исследования лежит скрупулезное изучение и познание законов и закономерностей развития сложного и комплексного негативного социального процесса – преступности; включая причины и условия ее возникновения и развития, особенности проявления личных качеств преступника, места, которое он занимает в этом процессе, а также роли, отведенной в нем правоохранительным органам для принятия эффективных мер по предупреждению и профилактике преступлений.

    Задачей любого криминологического исследования является получение исчерпывающих сведений, помогающих выявить системообразующие связи между общественными отношениями, детальное описание происходящего процесса, анализ конкретных данных, подведение под них теоретической базы, объясняющей наличные факты, прогнозирование дальнейшего развития и научное управление социальными процессами, связанными с предупреждением преступности.

    Предметом криминологического исследования являются:

    1) преступность в целом как общественное явление;

    2) отдельные категории и виды преступлений;

    3) причины и условия преступлений на различных уровнях;

    4) личность преступника;

    5) проблема предупреждения преступности;

    6) проблема криминологического прогнозирования и планирования.

    В качестве объектов криминологического исследования выступают территориальные единицы, причем в зависимости от масштаба исследования это могут быть как страна, так и республика, край, область, район, город, село и т. п. Расчет в криминальных исследованиях осуществляется, исходя из количества преступлений на определенное количество населения. Выводы имеют объективный характер. Математические методы исследования предотвращают влияние на конечный результат такого субъективного фактора, как сам исследователь.

    Область и пределы исследований определяются важными задачами по предупреждению и профилактике преступлений. Структура криминологического исследования распадается на два блока – методологический и организационный. В методологический блок входят формулирование темы, цели, задач исследования и выбор методов, которые могут быть применены к данному исследованию, в организационный – сама организация работы группы криминологов, призванных решить поставленную перед ними задачу.

    Структура криминологического исследования распадается на два блока – методологический и организационный.

    Методологический блок программы состоит из нескольких этапов:

    1) формулирование актуальной проблемы;

    2) определение объекта и предмета исследования;

    3) определение целей и задач исследования;

    4) уточнение понятий;

    5) формулирование гипотез;

    6) разработка инструментария – реализация методов (опросов, документальных исследований, наблюдения, эксперимента).

    Как правило, формулирование проблемы влечет за собой ясное понимание, что известной информации недостаточно и требуется найти пути к ее изысканию. На сегодняшний день наиболее важными и актуальными проблемами преступности являются наркомания, власть и преступность, коррупция, преступность несовершеннолетних. Исследование может осуществляться как в масштабе всей страны, так и в масштабе небольшого территориального образования.

    Цели исследования – это реформирование организационной структуры; требование к финансированию какой-либо группы мероприятий; законотворчества и т. д. В свою очередь, масштабные цели распадаются на более мелкие, относящиеся к какой-то одной стороне проблемы, которую требуется изучить. Грамотно построенная методология исследования предполагает, что хорошо сформулированная проблема должна совпадать с правильно поставленной целью. В процессе работы криминологи должны продумать гипотезы, то есть предположения, каких результатов можно ожидать от исследования. Это позволяет отсечь ненужную информацию и находить сведения, необходимые для решения задачи.

    Организация криминологического исследования происходит в несколько этапов: подготовительный, исследовательский, заключительный; каждый из них разбивается на несколько более мелких:

    1) подготовительный этап – создание коллектива: а) изучение литературы и нормативно-правовых актов; б) разработка инструментов; в) сбор информации; г) изучение статистики; д) использование зарубежного опыта;

    2) исследовательский этап – анализ собранной информации;

    3) заключительный этап – внедрение полученных результатов на практике: а) выступления на конференциях, форумах; б) законотворческая деятельность; в) изменение организационной структуры.

    Оглавление

      Из серии: Конспект лекций

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология (И. П. Сергеева, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      kartaslov.ru

      Смотрите так же:

      • Областная защита прав потребителей Свердловская областная больница №2 Мы позаботимся о Вашем здоровье! г. Екатеринбург ул. набережная Рабочей молодежи, 3 Уважаемые граждане, в связи с участившимися случаями выдачи на дому […]
      • Форма о двойном гражданстве Что представляет собой уведомление о двойном гражданстве Содержание В Конституции Российской Федерации отсутствует норма, которая запрещает гражданам иметь гражданство не только своей, но […]
      • Практика взыскания неустойки за просрочку Практика взыскания неустойки за просрочку В прежние времена, когда неустойка за просрочку исполнения обязательств застройщика по передаче квартиры дольщику рассчитывалась по закону "О […]
      • Дата приказа раньше даты выхода Образец уведомления о сокращении штатной единицы. Образец уведомления работника о сокращении В рабочей сфере все вопросы закрепляются документально. Уведомление о сокращении должности […]
      • Участие прокурора в гпк рф ст Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за […]
      • Закон об образовании рф ст11 Закон об образовании рф ст11 Статья 10. Структура системы образования Образование образует целостную систему, в рамках которой находятся и взаимодействуют друг с другом различные […]