Налоги трансфертные платежи

Шпаргалки и шпоры

Задачи по макроэкономике с решениями

Задачи по макроэкономике

Задача 1.

Рассчитать показатель ВНП и располагаемого дохода на основании следующих данных (в млрд. ден. ед.):

• трансфертные платежи — 5

• валовые инвестиции — 18

• косвенные налоги — 7

• личные подоходные налоги — 3

• чистый экспорт — 1,5

• нераспределенная прибыль корпораций — 2,8

• личные потребительские расходы — 77

• налоги на прибыль корпораций — 1,8

• взносы на соц. страх. — 0,4

• государственные закупки товаров и услуг — 9

ВНП(по расходам) = С + I + G + Хп ВНП = 77+18+9+1,5 = 105,5 млрд. ден. ед.

Располагаемый доход = ЛД — индивидуальные налоги ЛД = НД — взносы на соц. страх. — нераспределенная прибыль корпораций — налог на прибыль корпораций + трансфертные платежи НД = ЧНП — Тп ( косвенные налоги)

ЧНП = 105,5-7,5 — 98 млрд. ден. ед.

НД = 98-7 — 91 млрд. ден. ед.

ЛД — 91-0,4-2,8 1,8+5 = 91 млрд. ден. ед.

РД = 91- 3 •-= 88 млрд. ден. ед.

Ответ: ВНП=105,5 млрд. ден. ед., РД= 88 млрд. ден. ед.

Задача 2.

Номинальный ВНП, млрд. $

Реальный ВНП, млрд. S

Рассчитайте величину реального ВНП, если известны объемы номинального ВНП и соответствующие индексы цен за ряд лет. В каждом конкретном случае укажите, что вы делаете с показателем номинального ВНП — инфлируете или дефлируете.

Решение:

Дефлятор ВНП =___________________* 100%

Отсюда выражаем реальный ВНП:

Реальный ВНП = Номинальный ВНП / Индекс цен *100%

1год: Реальный ВНП — 510 /97 *100% — 525,8 млрд. $

2год: Реальный ВНП — 587 /99 *100% = 592,9 млрд. $

3 год: Реальный ВНП — 604 /100 *100% = 604 млрд. $

4 год: Реальный ВНП = 618/102 *100% = 605,9 млрд. $

Если величина индекса цен меньше 1, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону увеличения, которая называется Инфлированием Если величина индекса цен больше 1, то происходит Дефлирование — корректировка номинального BH1I в сторону снижения. Исходя из этих условий, можно сделать следующие выводы:

1 год — инфлятор;

2 год — инфлятор;

3 год это базовый год, т. к. индекс цен равен 100%. Поэтому не применяется ни инфлирование, ни Дефлирование Показателя ВНП;

4 4 год — дефлятор.

Ответ:

Реальный ВНП, млрд. $

Инфлятор (или дефлятор)

Задача 3.

Численность населения составляет 200 млн. чел.; 48 млн. чел. — дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в исправительных учреждениях и др.); 60 млн. чел. выбыли из состава рабочей силы; 9 млн. 200 тыс. чел. — безработные; 2 млн. чел. — работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу.

Найти: 1) величину рабочей силы; 2)уровень безработицы.

1)Находим величину рабочей силы. Для этого из общей численности
населения отнимем численность экономически неактивного населения.

РС (экономически активное население) = Н — Эн = 200 -(48+60) — 92 млн. чел.

2)Определим уровень безработицы:

Уровень безработицы = Число безработных / Численность рабочей силы * 100%.

Уровень безработицы = 9 млн.200 тыс./92 млн.*100% = 10 %

Ответ: 1) 92 млн. чел.; 2) 10 %.

Задача 4 по макроэкономике.

В прошлом году уровень безработицы в стране составил 9 %, а фактический ВНП — 6320 млрд.

Какой объем потенциального ВНП мог быть достигнут, если бы уровень безработицы соответствовал естественному уровню (6 %)?

Данная задача решается с помощью закона Оукена.

Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2,5%.

1)Находим разницу между фактическим и естественным уровнями безработицы: Д U = 9 % — Б % =3 %

2) Руководствуясь законом Оукена, получаем применительно к данной задаче следующее соотношение: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 3 %, то отставание фактического ВНП от потенциального составляет 7,5 %.

3) Принимая данный в задаче объем фактического ВНП (6320 млрд.) за 100%, делаем вывод, что объем потенциального ВНП составляет 107,5%.

4) Находим объем потенциального ВНП в денежном выражении:
Потенциальный ВНП — 6320*107,5% / 100% = 6794 млрд. ден. ед.

Ответ: Потенциальный ВНП = 6794 млрд. ден. ед.

shporua.ru

Экономическая оценка инвестиций. Тест 3

1. Учитываются ли итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятия при определении потребностей в дополнительных инвестициях
Нет
Да

2. Процесс разработки инвестиционного проекта включает
Прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазы
Разработку технико-экономических показателей и их финансовую оценку
Поиск инвестиционных концепций проекта

3. Коммерческая эффективность
Финансовое обоснование проекта, которое определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности
Поток реальных денег (Cash Flow)
Соотношение трех видов деятельности: инвестиционной, операционной и финансовой с положительным сальдо итога

4. Показатели общественной эффективности учитывают
Затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за рамки прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта, но отражающие интересы всего народного хозяйства
Финансовую эффективность с учетом реализации проекта на предприятии региона или отрасли
Эффективность проекта с точки зрения отдельной генерирующей проект организации
Эффективность проекта для каждого из участников-акционеров

5. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка включает
Анализ показателей в ретроспективном периоде
Исследование изменений факторов, влияющих на развитие инвестиционного рынка
Выявление отраслей, вызывающих наибольший инвестиционный интерес с точки зрения эффективности инвестируемого капитала

6. Дисконтирование — это
Обратный расчет ценности денег, то есть определение того, сколько надо было бы инвестировать сегодня, чтобы получить некоторую сумму в будущем
Финансовая операция, предполагающая ежегодный взнос денежных средств ради накопления определенной суммы в будущем
Процесс расчета будущей стоимости средств, инвестируемых сегодня

7. Портфельные инвестиции осуществляются
В сфере обращения финансового капитала
В сфере капитального строительства
В инновационной сфере

8. Организационные формы управления проектом
Зависят от этапов реализации и конкретных рабочих процедур
Зависят от фазы проекта
Распределяются по зонам ответственности различных участников проекта

9. Норма дисконта
Является заданной величиной
Зависит от уровня ожидаемой инфляции
Зависит от % банковского кредита и определяется его величиной

10. Состояние инвестиционного рынка характеризуют
Цена капитала
Спрос и предложение
Конкуренция и монополия

11. Метод определения чистой текущей стоимости (NPV)
Кроме разницы между суммой денежных поступлений учитывает уровень дисконта
Основан на определении разницы между суммой денежных потоков и оттоков

12. Срок жизни инвестиционного проекта включает три фазы: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную. В инвестиционной фазе происходит
Производство продукции
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта
Строительство
Маркетинговые исследования

13. Трансфертные платежи представляют собой
Налоги, субсидии
Все виды внутренних перемещений денежных средств, которые не отражают реальных затрат или выгод страны
Размер предельного продукта, производимого при расходовании ресурса или фактора производства при его наиболее эффективном альтернативном использовании

14. Рынок инструментов финансового инвестирования — это
Фондовый рынок
Денежный рынок
Фондовый и денежный рынки

15. Денежный поток складывается из следующих видов
Объема выпуска продукции
От операционной, инвестиционной и финансовой деятельности
Показателей финансовой деятельности (прибыль, убыток)

Макроэкономика. Тест 5

1. Точность макроэкономической модели увеличивается
при приближении ее к реальному объекту
при усложнении модели
при уменьшении числа ограничений, вводимых в модель
при правильном выделении основных элементов системы и их взаимосвязей, выражающих исследуемый экономический процесс (явление)

2. Если общий уровень цен в стране за год существенно вырастет, а производство товаров и услуг не изменится, то при прочих равных условиях
реальный валовой внутренний продукт (ВВП) увеличится
номинальный ВВП уменьшится
номинальный ВВП увеличится
реальный уровень жизни в стране повысится

3. Организация британской фирмой производства кроссовок в России
увеличит ВНП Великобритании
увеличит ВВП Великобритании
увеличит и то, и другое
не увеличит ни того, ни другого

4. Если реальный ВНП равен потенциальному, то в соответствии с кривой Филипса, учитывающей инфляцию ожидания, можно утверждать, что фактический уровень инфляции равен нулю
да
нет

5. Если из национального дохода вычесть налоги на прибыль корпораций, нераспределенную прибыль, и взносы на социальное страхование, а затем приплюсовать трансфертные платежи, то полученная сумма – это
личный доход
амортизация
чистый национальный продукт
располагаемый доход

6. Величина ЧНД рассчитывается как
разность между величинами ВВП и ЧВП
разность между величиной ВВП и амортизационными отчислениями
сумма ЧВП и амортизационных отчислений
разность между величиной ЧВП и объемом косвенных налогов
сумма ЧВП и сальдо факторных (первичных) доходов, полученных из-за границы

7. Чтобы перейти от валового национального продукта (ВНП) к чистому национальному продукту (ЧНП), необходимо
прибавить чистые инвестиционные расходы
вычесть из ВНП чистые инвестиции
добавить к ВНП величину амортизации
вычесть износ основных фондов

8. Трансфертные платежи-это
выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг
просроченные платежи
часть произведенного продукта, не имеющая форму дохода
рентные доходы

9. Промежуточный отрезок на кривой совокупного предложения
представлен вертикальной линией
представлен горизонтальной линией
имеет положительный наклон
имеет отрицательный наклон

10. В ситуации, когда все ресурсы задействованы, достигнут потенциальный объем ВНП, рост спроса ведет
к увеличению предложения товаров
к росту цен при неизменном предложении

11. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать
повышение уровня цен и реального объема ВВП одновременно
повышение уровня цен при отсутствии роста реального объема ВВП
рост реального объема ВВП при отсутствии повышения цен
повышение уровня цен и падение реального объема ВВП одновременно

12. Кривая совокупного спроса выражает отношение между
уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг
уровнем цен и произведенным ВВП в реальном выражении
уровнем цен, который признают покупатели, и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов
объемами произведенного и потребленного ВВП в реальном выражении

13. Если совокупное предложение превышает совокупный спрос при условии, что государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, то
сумма потребительских и инвестиционных расходов равна сбережениям
сбережения равны инвестициям
сбережения превосходят планируемые инвестиции

14. Если произведенный объем ВВП в реальном выражении меньше равновесного, то производители
сокращают производственные запасы и расширяют производство
увеличивают производственные запасы и расширяют производство
сокращают и производственные запасы, и производство
увеличивают производственные запасы и сокращают производство

15. Кривая совокупного спроса повышается, если
падает уровень цен
растет уровень цен
увеличиваются избыточные производственные ценности
снижается валютный курс национальной денежной единицы

dekane.ru

Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды

Отправить на почту

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
  • Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

    Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

    • повышение государственных закупок товаров и услуг;
    • снижение налогового бремени на предприятия;
    • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
    • Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

      А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

    • сокращение государственных расходов;
    • увеличение налогов;
    • сокращение трансфертов.
    • Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

      Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

      Дискреционная (объявляется государством).

      Характерны следующие маневры:

    • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
    • изменение налоговой ставки;
    • изменение трансфертных выплат
    • Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

      «Работают» следующие инструменты:

    • контроль за процентом подоходного налога;
    • косвенные налоги;
    • трансфертные пособия

    Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

    Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

    Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

    НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

    Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

    А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

    Основные инструменты налогово-бюджетной политики

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.
  • Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  • Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  • Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
  • О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

    1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

    Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

    О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

    Плюсы и минусы фискальной политики

    У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  • Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  • Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  • Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
  • При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  • Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  • Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  • Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
  • О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

    Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    мировая экономика

    Валовой внутренний продукт. Способы измерения ВВП

    Автор — Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
    «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год

    Валовой внутренний продукт (ВВП)

    Валовой внутренний продукт (Gross National Product) — это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

    Проанализируем каждое слово этого определения:

    • Совокупная. ВВП — это агрегированный показатель, характеризующий общий объем производства, совокупный выпуск.
    • Рыночная. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВНП не включается:

    а) труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу);

    б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу починить забор, приятелю сделать ремонт, знакомому довезти до аэропорта);

    в) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой».

    Хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых однако укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх расходуемого официально и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

  • Стоимость. ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении, т.е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т.д. Деньги служат измерителем стоимости всех товаров, позволяющим оценить, соизмерить ценности всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.
  • Конечных. Вся продукция, производимая экономикой делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция – это продукция, которая идет в конечное потребление, и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относится сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Так, например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное рестораном «МакДональдс» – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке и вложено в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом. Все перепродажи (продажи подержанных вещей) также не включаются в ВВП, поскольку их стоимость уже была однажды учтена в момент их первой покупки конечным потребителем.

    В ВВП включается только стоимость конечной продукции с тем, чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. Рассмотрим это на примере. Предположим, что фермер вырастил зерно, продал его мельнику за $5, который смолол зерно в муку. Муку он продал пекарю за $8, сделавшему из муки тесто и выпекшему хлеб. Выпечку пекарь продал булочнику за $17, который продал хлеб покупателю за $25. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю – конечной продукцией.

    Таблица 1. Добавленная стоимость

    В первом столбце представлена стоимость всех продаж (общая выручка от продаж всех экономических агентов), равная 55 $ (total output). Во втором – стоимость промежуточной продукции (30 $), а в третьем – сумма добавленных стоимостей (25 $). Таким образом, добавленная стоимость представляет собой чистый вклад каждого производителя (фирмы) в совокупный объем производства. Сумма добавленных стоимостей (25 $) равна стоимости конечной продукции, т.е. той сумме, которую заплатил конечный потребитель (25 $). Поэтому, чтобы избежать повторного счета, в ВНП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции. Добавленная стоимость – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т.е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). В нашем примере: 55 – 30 = 25 ($). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.

  • Товаров и услуг. Все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП: 1) так как за трансфертами не стоит оплата ни товара, ни услуги, т.е. в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, т.е. не производится ничего нового, и совокупный доход лишь перераспределяется; 2) чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий). К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и является результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (При этом следует иметь ввиду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).
  • Произведенных в экономике (внутри страны). Это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product) — ВВП — от валового национального продукта (Gross National Product) – ВНП. ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им,, т.е. национальных факторов производства, неважно на территории данной страны или в других странах. При определении ВВП критерием выступает фактор национальной принадлежности. А ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно с помощью национальных или иностранных факторов производства. При определении ВВП критерием является территориальной фактор. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Различие между этими показателями существенно для стран, получающих высокие от предоставляемых ими услуг гражданам других стран (например, туристических услуг — Кипр, Греция, Мальта и др. — или банковских услуг — Люксембург, Швейцария).
  • В течение одного года. В соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.
  • Способы измерения валового внутреннего продукта (ВВП)

    Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

    1. по расходам (метод конечного использования);
    2. по доходам (распределительный метод);
    3. по добавленной стоимости (производственный метод).
    4. Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.

      ВВП «ПО РАСХОДАМ»

      ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае учитывается, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются:

      расходы домохозяйств (потребительские расходы — С) + расходы фирм (инвестиционные расходы – I) + расходы государства (государственные закупки товаров и услуг – G) + расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn (net export)

      • Потребительские расходы (consumption spending – С) – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. Они составляют от 2/3 до 3/4 совокупных расходов, являются основным компонентом совокупных расходов и включают: — расходы на текущее потребление, т.е. на покупку товаров краткосрочного пользования (к таковым относятся товары, служащие менее одного года, но следует однако заметить, что вся одежда, независимо от срока ее действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению); — расходы на товары длительного пользования, т.е. товары, служащие более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключение составляют расходы на покупку жилья, которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств); — расходы на услуги (современную жизнь невозможно представить себе без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает). Таким образом,

      Потребительские расходы = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги

      • Инвестиционные расходы (investment spending — I) – это расходы фирм и на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают:

      — инвестиции в основной капитал, которые состоят из расходов фирм: а) на покупку оборудования и б) на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

      — инвестиции в жилищное строительство (расходы домохозяйств на покупку жилья);

      — инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы включают в себя: а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.

      Инвестиции в основной капитал и инвестиции в жилищное строительство составляют фиксированные инвестиции (fixed investment). Инвестиции в запасы (inventory investment) представляют собой изменяющуюся часть инвестиций, и при подсчете по расходам в ВВП включается не величина самих товарно-материальных запасов, а величина изменения запасов, которое произошло в течение года. Если величина запасов увеличилась, то ВВП увеличивается на соответствующую величину, поскольку это означает, что в данном году были сделаны дополнительные инвестиции, увеличившие запасы. Если величина запасов уменьшилась, что означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году, следовательно, ВВП данного года следует уменьшить на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

      При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции. Валовые инвестиции (gross investment — Igross) представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как восстановительные инвестиции (амортизацию – depreciation — A) , так и чистые инвестиции (net investment – Inet): I gross = A + I net Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала носит название восстановительных инвестиций или амортизации (depreciation). В системе национальных счетов они фигурируют под названием «capital consumption allowances», что можно перевести как «стоимость потребленного капитала» или «потребление основного капитала» в экономике. Таким образом, деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции.

      Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции I net > 0, т.е. валовые инвестиции превышают амортизацию (восстановительные инвестиции), I gross > A, то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет выше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации I gross = A, т.е. I net = 0, то это ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем. Если же чистые инвестиции отрицательны I net < 0, то в экономике не обеспечивается даже возмещение износа капитала I gross < A. Это “падающая” экономика, то есть экономика, находящаяся в состоянии глубокого кризиса.

      ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ = чистые инвестиции в основной капитал + чистые инвестиции в жилищное строительство + инвестиции в запасы

      ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ = чистые инвестиции + амортизация (стоимость потребленного капитала)

      В инвестиционные расходы в системе национальных счетов включаются только частные инвестиции (private investment), т.е. инвестиции частных фирм (частного сектора), и не включаются государственные инвестиции, которые являются частью государственных закупок товаров и услуг.

      Следует также иметь в виду, что в этом компоненте совокупных расходов учитываются только внутренние инвестиции, т.е. инвестиции фирм-резидентов в экономику данной страны. Зарубежные инвестиции фирм-резидентов (foreign investment) и инвестиции иностранных фирм в экономику данной страны включаются в такой компонент совокупных расходов как чистый экспорт. Если величина чистого экспорта отрицательная, то это соответствует тому, что чистые зарубежные инвестиции (net foreign investment) отрицательны. Если чистый экспорт положителен, то величина чистых зарубежных инвестиций положительна.

      • Третий элемент совокупных расходов – государственные закупки товаров и услуг (government spending — G), которые включают:

      — государственное потребление (расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру, а также оплату услуг (жалование) работников государственного сектора);

      — государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных предприятий)

      Следует отличать понятие «государственных закупок товаров и услуг» (government spending) и понятие «государственных расходов» (government spendings). Последнее понятие включает в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой, предоставляются не в обмен на товары и услуги и является результатом перераспределения совокупного дохода.

      • Чистый экспорт Последним элементом совокупных расходов является чистый экспорт (net export – Хn). Он представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами по импорту (import — Im) страны и соответствует сальдо торгового баланса: Xn = Ex – Im.

      ВВП по расходам = потребительские расходы (С) + валовые инвестиционные расходы (I gross) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

      ВВП «ПО ДОХОДАМ»

      Вторым способом расчета ВВП является распределит0ельный метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств), т.е. как сумма факторных доходов. Факторными доходами являются:

      • Заработная плата и жалование служащих (wages and salaries) частных фирм, представляющая собой доход от фактора «труд», т.е. оплату услуг труда и включающая все формы вознаграждения за труд, в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т.п. (жалование государственных служащих не включается в этот показатель, так как оно выплачивается из средств государственного бюджета (доходов бюджета) и является частью государственных закупок, а не факторным доходом);

      • Арендная плата или рента (rental payments) – доход от фактора «земля» и включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений) (при этом, если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду; подобные вмененные доходы носят название «условно начисленной арендной платы» и включаются в общую сумму рентных платежей;

      • Процентные платежи или процент (percent payments), являющиеся доходом от капитала, платой за пользование капиталом, используемым в процессе производства (поэтому в сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям (так называемое «обслуживание государственного долга»), поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета);

      • Прибыль, т.е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с организационно-правовой формой предприятий:

      — прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерств (этот вид прибыли носит название «доходы собственников» (proprietors’ income);

      — прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале) (этот вид прибыли называется «прибыль корпораций». Прибыль корпораций делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является для корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом – экономического роста.

      Кроме факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.

      • Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес. Налог – это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же экономическим агентом. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Особенностью косвенных налогов является то, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае – разные экономические агенты. Поскольку ВВП – это стоимостной показатель, то как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВВП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов.

      • Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВВП по доходам является амортизация, поскольку она также включается в цену любого товара. Итак,

      ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация

      ВВП «ПО ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ»

      Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости). Например, американская экономика делится на 7 крупных секторов, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т.п.. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость и затем суммируется.

      Очевидно, что величина ВВП, рассчитанная разными методами, должна быть одинаковой (различие может быть лишь на уровне статистических погрешностей). Теоретически такой вывод следует из того, что сумма стоимостей, добавленных каждой фирмой (на каждой стадии производства), равна стоимости конечной продукции. С другой стороны, добавленная стоимость есть разница между выручкой фирмы и расходами на покупку продукции других фирм, следовательно, она равна чистому доходу фирмы. Все это хорошо видно на диаграмме, соответствующей диаграмме 1 (определение добавленной стоимости)

      Хлеб был продан покупателю за $25 (стоимость конечной продукции равна $25), доходы агентов составили: фермера $5 + мельника $3 ($8 — $5) + пекаря $9 ($17 — $8) + булочника $8 ($25 — $17) = $25, добавленная стоимость равна: $5 у фермера + $3 у мельника + $9 у пекаря + $8 у булочника = $25. Таким образом, все способы подсчета дали одинаковый результат — $25.

      www.ereport.ru

      Смотрите так же:

      • Физические законы жизни Выступление с докладом на уроке "Применение законов физики в повседневной жизни" Знание физики помогает нам делать жизнь комфортнее, правильно использовать физические явления и процессы, […]
      • Взысканием алиментов за прошедший период Все об алиментах – пошаговая инструкция Если у Вас возникли вопросы по взысканию алиментов, изменению размера алиментов, прекращению уплаты алиментов - звоните нам 8(8442)50-56-79, мы […]
      • Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Ранее о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя нужно было подать заявление в налоговый орган в […]
      • Нотариусы работающие в субботу тольятти Нотариусы Тольятти Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аввакумова […]
      • Обязанность по уплате алиментов Алименты: документы, удержание, перечисление, бухгалтерский учет "И жили они долго и счастливо" - так часто заканчиваются сказки. К сожалению, люди не всегда могут претворить это в жизнь. […]
      • Приказ 316 2002 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минэнерго РФ от 19.09.2002 N 316 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ […]