Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Ранее о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя нужно было подать заявление в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации, за несоблюдение срока взимался штраф.

Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ внес изменения в статьи 83-85 НК РФ, регламентирующие порядок постановки на учет и снятия с него в налоговых органах. Теперь учет в налоговых органах в основном осуществляется автоматически, без подачи заявления о постановке на учет — заявительный порядок постановки на учет сохраняется только для организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (подробнее см. Новое в порядке постановки на учет в налоговых органах).

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ).

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (п.10 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется сразу после их регистрации — независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога (т.е. независимо от того, начали они работать или нет и появились ли, собственно, основания для взыскания налогов, или не появились) (п.2 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение 1 месяца после создания обособленного подразделения (п.4 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии) (п.1 ст.84 НК РФ).

Постановка на учет лиц, занимающихся частной практикой

Постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями. Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта РФ (п.6 ст.83 НК РФ) — см. Обязанности регистрирующих органов и уполномоченных лиц по уведомлению налоговых органов (для налогового контроля). Таблица.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой соответствующими органами (см. Обязанности регистрирующих органов и уполномоченных лиц по уведомлению налоговых органов (для налогового контроля). Таблица) — налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (п.7-8 ст.83 НК РФ).

biznesadvokat.ru

Право, теория и понятие права

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ организации и индивиду­альные предприниматели обязаны подать в соответствующий налоговый орган заявление о постановке на налоговый учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Нару­шение этого срока влечет ответственность, размер которой ус­тановлен ст. 116 НК РФ.
Данное правонарушение относят к общим налоговым правона­рушениям.
2. При нарушении налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок менее нем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о по­становке на учет в налоговом органе на срок более нем 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.
Объектом правонарушения является установленный законода­тельством порядок учета налогоплательщиков в целях налого­вого контроля.

Субъект правонарушения •- налогоплательщик, которым является:
организация;
индивидуальный предприниматель;
частный нотариус (нотариус, занимающийся частной практикой);
частный детектив или частный охранник. Объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия — в наличии юридического факта неподачи нало­

гоплательщиком заявления о постановке на учет в сроки, пре­дусмотренные в пунктах 3, 4, 5 ст. 83 НК РФ.
Субъективная сторона правонарушения — прямой умысел или неосторожность. Лицо либо осознает противоправный харак­тер своего бездействия и желает бездействовать, либо не осоз­нает противоправный характер своего бездействия, хотя долж­но и могло его осознавать.

partnerstvo.ru

Ответственность налогоплательщика за нарушение срока постановки на учет

Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Ответственность наступает, если налогоплательщик не подал:

— заявление о постановке на учет организации в течение 10 дней после ее государственной регистрации (п.3 ст. 83 НК РФ);

— заявление о постановке на учет физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после его государственной регистрации (п. 3 ст. 83 НК РФ);

— заявление о постановке на учет организации, осуществляющей деятельность через обособленное подразделение в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ);

— заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации (п.5 ст.83 НК РФ);

— заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (п.6 ст.83 НК РФ).

Местонахождение подлежащего налогообложению имущества определяется следующим образом:

— для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;

— для иных, кроме указанных выше транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;

— для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Нарушение налогоплательщиком вышеуказанных сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе наказывается штрафом в размере 5 000 рублей, если срок пропущен не более чем на 90 дней, или 10 000 рублей, если срок пропущен более чем на 90 дней. На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из вышеизложенных оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному вышеизложенному основанию.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет, решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, предоставить выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

В случае отсутствия соответствующего заявления о постановке на учет в налоговые органы, налоговые органы принимают меры к постановке на учет.При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику — организации соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и направляют ей Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по утвержденным формам. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет на основании заявления налогоплательщика.

business.rin.ru

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 15.3, является порядок постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда. При этом необходимо учесть, что с 1 июля 2002 г. утратили силу подп. 2 п. 84, п. 110, подп. 5 п. 112 ст. 1 Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (ст. 2 Закона N 196).

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 15.3, состоит в том, что виновный нарушает установленный в НК срок подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах и органах государственных внебюджетных фондов. Ст. 15.3 не вполне учитывает нормы Закона о регистрации ЮЛ и действующую редакцию ст. 23, 32, 84-86, 346.1 НК (о том, что налоговые органы после регистрации ЮЛ или ИП самостоятельно ставят их и на налоговый учет, а также на учет во внебюджетных фондах по принципу т.н. «одного окна»). В соответствии со ст. 23, 84 НК заявление о постановке обособленного подразделения юридического лица на учет в налоговом органе должно быть подано в течение 1 месяца после его создания. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе физического лица (в т.ч. индивидуального предпринимателя) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается. Организации-страхователи должны зарегистрироваться в территориальном органе ПФР в 30-дневный срок со дня госрегистрации юридического лица (ст. 11, 14 Закона N 167). Отметим еще раз, что надо учитывать имевшие до 01.01.2010 место (а в ряде случаев — сохраняющиеся и в настоящее время!) противоречия между ст. 15.3 и указанными выше актами. После вступления в силу (с 01.01.2010) изменений, внесенных в ст. 15.3 Законом N 213 от 24.07.09 объективная сторона данного правонарушения более не охватывает нарушение срока представления заявления в государственного внебюджетного фонда. См. также комментарий к ст. 15.32-15.34.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок постановки на учет.

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 15.3, состоит в том, что виновный не только нарушает срок постановки юридического лица на учет в налоговом органе (а до 01.01.2010 в органе государственного внебюджетного фонда), но и осуществляет при этом предпринимательскую или иную (например, если это некоммерческая организация, которая не осуществляет предпринимательство) деятельность.

Оконченным данное правонарушение считается с момента начала деятельности без постановки на учет. Если правонарушение, предусмотренное в ч. 1 ст. 15.3, может быть совершено путем бездействия, то предусмотренное в ч. 2 ст. 15.3 — только путем действий.

4. Субъектом данного правонарушения могут быть только должностные лица (руководители юридических лиц). При этом в примечании к ст. 15.3 предусмотрено, что для целей ст. 15.3-15.9, 15.11 к числу должностных лиц не относятся индивидуальные предприниматели (в изъятие из общих правил ст. 2.4, см. коммент. к ней). ВС разъяснил, что данное положение относится и к случаям, когда ИП (не заключая трудовых договоров для исполнения обязанности руководителя, главного бухгалтера и иных ДЛ) сам осуществляет их права и обязанности (п. 23 Пост. N 18). Индивидуальные предприниматели могут быть привлечены лишь к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного в ст. 116 НК.

Юридические лица могут быть привлечены к ответственности лишь за совершение налогового правонарушения, предусмотренного в ст. 116 НК (см. ее анализ в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.).

5. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 15.3, характеризуется или умышленной, или неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

6. По ст. 15.3 назначается лишь административный штраф; его налагает судья (см. коммент к ст. 3.5, 23.1).

7. О судебной практике применения ст. 15.3 (а также ст. 15.4-15.9, 15.11, 15.25) см п. 2, 3 пост. N 2. См также п. 23 Пост. N 18.

Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Нарушение установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Должностные лица организации

Штраф в размере 10 000 рублей

штраф в размере от 500 до 1 000 рублей

Обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах в случаях, предусмотренных НК РФ, установлена пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Основные правила, касающиеся порядка учета организаций и физических лиц для целей проведения налогового контроля, а также сроки, в которые такой учет должен быть осуществлен, содержатся в ст. ст. 83 — 86 НК РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

— по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленных подразделений;

— по месту жительства физического лица;

— по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;

— по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В результате совершенствования процедур государственной регистрации постановка на учет как организаций, так и физических лиц в большинстве случаев производится налоговыми органами самостоятельно, в т.ч. и на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию указанных лиц и их имущества (например органами внутренних дел, органами ЗАГСа и др.).

Категории налогоплательщиков, в отношении которых может быть применена ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, представлены в таблице:

Основание постановки на учет в налоговом органе

Дата, с которой исчисляется срок давности (дата совершения правонарушения)*(1)

1. Иностранные организации

— иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие свою деятельность через открытые ими отделения на территории РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ);

— иностранные организации, осуществляющие деятельность через аккредитованные филиалы, представительства (абзац 3 п. 4 ст. 83 НК РФ)*(2)

По месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленные подразделения (абзац 4 п. 4 ст. 83 НК РФ).

С 31-го календарного дня осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через обособленные подразделения

2. Организации, являющиеся инвесторами соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

По местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях указанного соглашения (п. 1, п. 5 ст. 346.41 НК РФ)

С 11-го рабочего дня вступления соответствующего соглашения в силу

До 01.01.2013 года ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ распространялась и на плательщиков ЕНВД в случае пропуска ими срока подачи заявления о постановке на учет. Напомним, что до указанной даты переход на систему налогообложения в виде ЕНВД являлся обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, поименованные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на территории, где она была введена нормативными правовыми актами представительных органов.

С вступлением в силу с 01.01.2013 года Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ переход на ЕНВД носит добровольный характер . Но для того чтобы реализовать свое право на применение ЕНВД, необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога. При этом заявление должно быть представлено только в установленный НК РФ срок. При несоблюдении указанных требований и при условии, что налоговый орган не уведомлен о переходе организации (индивидуального предпринимателя) на упрощенную или патентную систему налогообложения, указанные лица автоматически признаются налогоплательщиками общего режима налогообложения (см. письма Минфина России от 22.09.2014 N 03-11-06/3/47310, ФНС России от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22651@).

Таким образом, с 01.01.2013 года налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, подавшие в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога (см. письмо Минфина России от 13.06.2013 N 03-11-11/22017).

Следовательно, в таком случае ответственность, установленная п. 1 ст. 116 НК РФ, не возникает. Дело в том, что основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ). Отсутствие любого из элементов состава налогового правонарушения исключает налоговую ответственность (ст. 109 НК РФ). Одним из основных признаков нарушения является противоправность деяния, что представляет собой нарушение налогового законодательства (в данном случае — установленной НК РФ обязанности налогоплательщика подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в налоговом органе).

Представление заявления в налоговый орган о применении ЕНВД в установленный НК РФ срок с 01.01.2013 года является одним из условий применения этого налогового режима. Не сообщив вовремя о своем решении организации (ИП) просто лишаются права применять этот льготный режим налогообложения. В связи с изложенным привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ, в случае нарушения срока представления заявления о применении ЕНВД, на наш взгляд, невозможно.

Между тем, в письме от 29.03.2016 N СА-4-7/5366@ ФНС России высказал совершенно иную позицию, указав, что при установлении факта нарушения срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве налогоплательщика ЕНВД налоговый орган вправе привлечь такую организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ. В обоснование своего мнения налоговое ведомство ссылается на арбитражную практику (постановление ФАС СЗО от 10.04.2013 по делу N А56-32161/2012). Однако это судебное решение принималось в том периоде, когда переход на систему налогообложения в виде ЕНВД являлся обязательным.

Поэтому вполне возможно, что в ближайшее время вопрос о применении ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ в отношении налогоплательщиков, забывших своевременно известить налоговый орган о своем добровольном переходе на ЕНВД, вновь будет определяться в рамках судебных разбирательств.

Представление заявления о постановке на налоговый учет требуется и при постановке на учет физических лиц, место жительства которых определяется по месту пребывания (п. 7.1 ст. 83 НК РФ). Однако обращение таких лиц в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах является правом, а не обязанностью. Поэтому ответственность, установленная п. 1 ст. 116 НК РФ, в этом случае не применяется.

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Такая постановка на учет осуществляется теперь налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). Поэтому за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация не может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет, а должностные лица организации — к административной ответственности, предусмотренной за то же правонарушение ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ. Подтверждается это и судебной практикой (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2011 N Ф02-4959/11). Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ (см. также письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, от 22.09.2009 N 03-02-07/1-443).

*(1) Днем совершения правонарушения по п. 1 ст. 116 НК РФ признается день, следующий за днем окончания срока подачи соответствующего заявления.

*(2) Изменения внесены Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ и вступили в силу с 01.01.2015.

base.garant.ru

Смотрите так же:

  • Приказ 185 гибдд 10 причин остановки Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении […]
  • Приказ мвд 84 2014 Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от […]
  • Налоги трансфертные платежи Шпаргалки и шпоры Задачи по макроэкономике с решениями Задачи по макроэкономике Задача 1. Рассчитать показатель ВНП и располагаемого дохода на основании следующих данных (в млрд. ден. […]
  • Как провести страховку в 1с 83 Учет расходов на ОСАГО в 1С Бухгалтерия 8 Любое предприятие, у которого есть автомобиль, кроме обычных расходов на его содержание, несет расходы и на страхование, поэтому поговорим про […]
  • О государственном пенсионном обеспечении в российской федерации закон Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ ст 7 (ред. от 07.03.2018) Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным […]
  • Увеличение алиментов в твердой денежной сумме Куда обратиться за увеличением размера алиментов в твердой денежной сумме? Добрый день! Я получаю алименты в твердой денежной сумме в размере 3 000 с 2012 года. Ребенку 7 лет .Подскажите, […]